Скачать 0.91 Mb.
|
Ин-83Музыкальный компьютер(новый инструмент музыканта)Методические рекомендации для учителя От авторов Настоящее методическое пособие на первый взгляд может показаться весьма неакадемичным. Однако, нам представляется, что в такой молодой и динамичной области, каковой на данном этапе являются музыкально-компьютерные технологии, оно обязано быть достаточно гибким, особым образом настраивающим учителя на решение крайне разнообразных задач. Часть материалов вынесена на CD для удобства их использования, а, порой, и по необходимости: так, например, черно-белый формат иллюстраций и статичность книжной графики побудили нас к подаче материала некоторых тем в виде мультимедийных презентаций. Пояснительная записка Место курса в образовательном процессе Содержание данного курса имеет интегрированный характер, поэтому он может рассматриваться как
Целесообразно введение дополнительного курса для тех учащихся, которые в основном завершили свое музыкальное образование и изучают информатику. Объем курса – 70 час. Предназначен для изучения в 10 (11) классе. Цели, задачи, образовательные результаты Изучение курса направлено на развитие творческого потенциала обучающихся музыке, расширение их музыкального инструментария, знакомство с прикладными возможностями информационных технологий в сфере музыкального искусства как одной из важнейших областей человеческой деятельности. Актуальность настоящего курса обусловлена следующим:
Таким образом, основными целями изучения курса являются:
Задачи курса:
ознакомить с новыми жанрами и направлениями в компьютерной и электронной музыке, способствовать формированию новых художественно-эстетических представлений в музыке. При включении курса в программу обучения учащихся других профилей, ведущую роль приобретают следующие задачи: • расширить предметные знания в области информатики; • дать представление о специфике работы профессионала в области музыкально-компьютерного программирования в связи с актуальными проблемами современного музыкального творчества, • сформировать потребность в музыкальном образовании учащихся и реализовать возможность его продолжения с помощью музыкального компьютера. Основные формы организации учебных занятий: Основной формой занятий является комбинированная, состоящая из лекционной и практической части. Занятия проводятся еженедельно по два академических часа подряд в специально оборудованном музыкально-компьютерном классе. Занятие содержит лекционную часть (не более 15 минут) и основную практическую, включающую в себя выполнение учебных, творческих заданий, а также конкурсы, дискуссии, сообщения на заданные темы (по выбору). Способы оценивания уровня достижения учащихся, критерии оценки: Основным способом оценивания является текущий контроль знаний по десятибалльной системе с итоговым зачетом. При этом учитывается качество усвоения теоретических знаний, уровень практического применения изученных компьютерных программ и музыкально-компьютерного, в том числе студийного, оборудования, разнообразие применяемых приемов и способов работы с музыкальным материалом. Образовательные результаты: • Расширение представлений о новейших направлениях в музыке, связанных с новыми компьютерными технологиями. • Формирование глубоких знаний в области электронного звука и системных представлений о перспективах развития музыкального искусства в целом. • Существенное расширение знаний о возможностях музыкального компьютера для музыкального творчества: компьютерная аранжировка и композиция, студийная работа. • Расширение представлений о сфере практического применения музыкального компьютера как профессионального инструмента музыканта. • Расширение возможностей профессиональной ориентации учащихся в области музыкально-компьютерных технологий. • Освоение приёмов и методов практической работы на компьютере в основных музыкальных редакторах, овладение умениями создавать музыкальные композиции и аранжировки. • Приобретение навыков практической работы в студии звукозаписи. • Углубление межпредметных связей и, как следствие, повышение мотивации к приобретению знаний у учащихся по каждому предмету, повышение скорости усвоения и увеличение объема изучаемого материала, улучшение качества знаний за счет акцентуации на творческой составляющей учебного процесса. • Приобретение навыка совместной работы в процессе дистанционного обучения (музыкальный дистанционный мастер-класс). • Развитие умений по применению полученной информации для самостоятельной аналитической и творческой деятельности. • Предлагаемый курс позволит учащимся больше сосредоточиться на музыкально-творческой деятельности, минуя рутинные механические операции. Вырабатываемые с помощью курса предметные знания: существенное расширение знаний о новейших направлениях в музыке, связанных с новыми компьютерными технологиями, расширение представлений о сфере практического применения музыкального компьютера как профессионального инструмента музыканта, формирование глубоких знаний в области электронного звука и системных представлений о перспективах развития музыкального искусства в целом. Универсальные и интеллектуальные умения, мыслительные навыки: развитие умений по применению полученной информации для самостоятельной аналитической и творческой деятельности, освоение приёмов и методов практической работы на компьютере в основных музыкальных редакторах, овладение умениями создавать музыкальные композиции и аранжировки, приобретение навыка совместной работы с применением дистанционных форм обучения. Введение в предмет Перспективы во взаимоотношениях компьютера и музыки, как на стадии становления музыканта, так и в профессиональной деятельности можно определить так: музыкальное творчество ни в коем случае не подменяется компьютерными технологиями, но может быть ими усовершенствовано. Для профессионального композитора мультимедийный ПК1 способен стать многофункциональным «средством производства». Можно добавить, что это справедливо не только в отношении композитора, но также для музыканта-профессионала вообще. Компьютер уже сегодня должен стать привычным инструментом в процессе музыкального обучения, музыкальной практики и творчества. Доступным, понятным, удобным и, отчасти, незаменимым. Просто «музыкальным компьютером». Понятие «музыкальный компьютер» вводится нами по аналогии с прочно вошедшими в компьютерную терминологию понятиями «издательский», «бухгалтерский», «игровой», «мультимедийный» компьютер, «графическая станция», как обозначения класса устройств, оптимизированных для решения специфических задач в определенной сфере деятельности. Таким образом, мы определяем музыкальный компьютер как профессиональный инструмент в сфере музыкального образования и творчества. Специфические особенности аппаратной части и программное обеспечение музыкального компьютера рассмотрены в методических рекомендациях к Теме 1 (урок 2). Оборудование подобного типа – обязательное условие для проведения занятий по данному курсу. Это позволяет преподавателю активно использовать индивидуально-групповую форму занятий, корректировать действия каждого ученика с учетом особенностей его дарования. Одновременное выполнение заданий всеми обучающимися благодаря наушникам позволяет работать, не создавая помех для остальных участников учебного процесса, также обеспечивается усвоение учащимися материала и закрепление полученных знаний и навыков непосредственно на занятиях. Такой метод позволяет одновременно обучать учащихся с разным уровнем подготовки, т.е. подключать обучаемых к учебному процессу в течение всего учебного года. Таким образом, учебное время используется максимально эффективно. Подключение к звуковой карте компьютера midi-клавиатуры или синтезатора является необходимым условием существенного расширения возможностей обучения и музыкального творчества, поскольку превращает компьютер в полноценный музыкальный инструмент. Разработанные в соответствии со стандартом MIDI2 принципы табличного волнового синтеза, использование аппаратных и программных сэмплеров, позволяющих оперировать готовыми наборами тембровых коллекций (инструментальными банками)3, открывают широчайшие возможности работы с практически неограниченным набором тембров как «живых» инструментов, так и электронных, в том числе пока еще не существующих4. Технологии MIDI-записи порой критикуют за некоторую механистичность звучания. Однако MIDI-композиции предназначены в основном не для прослушивания (для этого существуют оригинальные «живые» концертные и студийные записи в аудиоформатах). Данные технологии имеют свою область применения в музыке. Во-первых, допускают неограниченные возможности для экспериментирования и редактирования в многодорожечных программах-секвенсорах5 (CakeWalk, Cubase и т. п.), и поэтому удобны для использования в учебной работе и творческой деятельности. С их помощью музыкант получает возможность в процессе сочинения мелодии выверять свои замыслы, слышать композицию не в воображении, а наяву. Во-вторых, позволяют сочинять музыку к кинофильмам, фоновые мелодии для радиопередач, танцевальную музыку исключительно электронными средствами. Мультимедийный компьютер можно использовать как многоканальный цифровой магнитофон. В такой виртуальной студии звукозаписи к исполненной на MIDI-клавиатуре и отредактированной в секвенсоре музыке могут быть добавлены партии других инструментов (в том числе «живое» звучание, записанное через микрофон). MIDI-запись позволяет распечатать произведение в виде нотной партитуры или отдельных партий, смонтировать видеоклип, добавив видеоматериал. Даже в самом удаленном от культурных центров поселке благодаря компьютеру каждый учитель может получить доступ к информационным ресурсам глобальной компьютерной сети, где можно найти музыку в виде звукозаписей и нот, литературу на музыкальные темы, справочные материалы, программное обеспечение для обучения и творчества. Для этого потребуется специальное коммуникационное оборудование. Программа компьютеризации образования предполагает, в частности, обеспечение широкополосного доступа к сети Internet. Когда этот план осуществится, быстрый Internet придет и в сельскую школу. Однако и в случае отсутствия оптоволоконной линии, уже сейчас во многих регионах можно осуществлять сеансовое подключение к сетям по обычной телефонной линии через недорогой аналоговый модем. Тема 1. Музыка и информатика Урок 1 (2 часа) Цель урока: познакомить с краткой историей эволюции взимоотношений музыки и техники. Обеспечение: музыкальный компьютер, файл на нашем CD: MK1.ppt, файлы электронной музыки (по выбору педагога). План урока Изучение нового материала. Историческая справка на основе прилагаемой презентации. Домашнее задание: 1.1. Методические замечания На нашем CD предлагается развернутый мультимедийный материал, посвященный истории взаимоотношений музыки и информатики (MK1.ppt). Можно порекомендовать использовать его как целиком (в автоматическом режиме), так и выборочно (отдельные слайды) с комментарием учителя. Этот важный материал может быть предложен учащимся на дом для повторения. Погружение учащихся в историческую атмосферу, начиная с античных времен, воспитывает в них культуру исторического восприятия событий, адекватность понимания процессов, происходящих в музыкальной культуре сегодняшнего дня, рождает ощущение непрерывности технического прогесаа и его неотъемлемости от музыкального творчества. Рекомендуется на занятии прослушать записи нескольких произведений электронной музыки с комментариями педагога (к сожалению, в рамках учебника мы не имеем права тиражировать композиции современных авторов). Необходимо провести анализ прослушанного, отметить особенности каждого музыкального примера. Дополнительный материал для прослушивания и подготовка к последующей дискусси предлагается на дом. Урок 2 (2 часа). Цель урока: освоить конфигурацию музыкального компьютера. Обеспечение: музыкальный компьютер. План урока Повторение пройденного: общие принципы архитектуры РС. Изучение нового материала. Изучение основных особенностей конфигурации музыкального компьютера. Домашнее задание: 1.2. Методические замечания Начало урока – дискуссия о прослушанном музыкальном материале. Основная часть посвящается практическому освоению и демонстрации технических возможностей музыкального компьютера как нового инструмента для музыкального творчества. Обращаем внимание учеников на наличие обязательных компонент оборудования и принципы его коммутации. Здесь и далее материал учебника, изложенный в рамках (не путать с врезками в виде листочков), можно использовать для контрольных вопросов. Аппаратная часть музыкально-компьютерного образовательного комплекса На основе новейших технологических разработок мультимедийная «вооруженность» компьютера постоянно обновляется, что в свою очередь обогащает его функциональные возможности. Актуальная на сегодняшний день конфигурация по истечении некоторого времени неизбежно будет восприниматься как «устаревшая»6. Тем не менее, можно рассматривать определенные параметры конфигурации музыкально-компьютерного образовательного комплекса, как базовые, оптимальные для решения поставленных задач. Состав комплекса разрабатывался с учетом соотношения методической целесообразности и рентабельности и был апробирован на базе учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» РГПУ им. А.И. Герцена. В приведенной ниже спецификации оборудования класса указаны только критичные по отношению к работе со звуком позиции. Указания носят рекомендательный характер и могут рассматриваться как актуальный на данный момент вариант конфигурации, обеспечивающий при минимальных бюджетных затратах приемлемый уровень качества звука и рабочего комфорта: 11 объединенных в локальную сеть (с высокоскоростным доступом в Internet) компьютеров (10 ученических + 1 преподавательский), имеющих следующие компоненты (для каждого рабочего места ученика (рис.1)): процессор iPentium Celeron 2500MHz (или выше), ОЗУ DDR DRAM 512 MB (здесь также можно напомнить о том, что много оперативной памяти не бывает), CD-ROM или DVD-ROM7, компоненты для мультимедийной работы: звуковая плата Creative SoundBlaster Live 5.18, активная 4-октавная MIDI-клавиатура9 (5-октавная несколько дороже, но значительно удобнее10), динамический микрофон, головные телефоны (наушники) закрытого типа11. Компьютер преподавателя, кроме того, укомплектован дисководом CD-RW, визуальная информация демонстрируется на настенном экране с помощью мультимедийного проектора. Для коллективной работы, совместного прослушивания выполненных заданий и ансамблевого музицирования все компьютеры через микшерский пульт подключаются к Hi-Fi усилителю и студийным акустическим системам (схема коммутации оборудования приведена на рис. 2). Рис. 1. Схема оборудования класса: 1 – компьютер преподавателя, 2 – рабочие места учащихся, 3 – микшерский пульт, 4 – усилитель и акустические системы В заключение урока проводится практическое задание: отработка первичных навыков обращения с музыкальным компьютером:
В качестве домашнего задания предлагается сравнительный анализ конфигурации школьного и домашнего компьютера учащегося. Высказанные предложения по улучшению конфигурации для работы с музыкальными приложениями должны быть аргументированы учащимися и при необходимости прокомментированы учителем. |
Методические рекомендации участникам Конкурса «За нравственный подвиг учителя» Всероссийском конкурсе в области педагогики, воспитания и работы с детьми школьного возраста и молодежью до 20 лет на соискание премии... |
Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов 1... Методические рекомендации предназначены для студентов, изучающих курс «Русский язык и культура речи». Методические рекомендации включают... |
||
Методические рекомендации для учителя по оценке эффективности превентивного обучения Жизнь без вредных привычек. Учебно-методическое пособие по предупреждению табакокурения в общеобразовательных учреждениях /Авт.–... |
Методические рекомендации по подготовке и написанию Иваново 2012 Методические рекомендации предназначены для студентов и преподавателей Ивановского фармацевтического колледжа |
||
Методические рекомендации для студентов по подготовке к практическим... Методические рекомендации предназначены для студентов и составлены на основе программы профессионального модуля «Организация и управление... |
Методические рекомендации по проведению исследования Москва 2006 Методические рекомендации предназначены для врачей-неврологов и эпидемиологов, занимающихся проблемами распространенности цереброваскулярных... |
||
Оформление и содержание реферата по клинической фармакологии методические рекомендации Методические рекомендации предназначены для студентов интернов и ординаторов высших учебных медицинских заведений |
Программа по физике: : Для общеобразовательных учреждений. 7-11 классы.... Расстояние от стола учителя до первых столов учащихся составляет 0,8м, от доски до стола учителя 1м. В классе размещается 4 двухместных,... |
||
Методические рекомендации Утверждаю Методические рекомендации предназначены для сотрудников гпн мвд россии. Они могут представлять интерес для инженерно-технических... |
Методические рекомендации для студентов Методические рекомендации предназначены для студентов медицинских учебных заведений, а также могут быть полезны для врачей-интернов,... |
||
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентов... Методические рекомендации определяют сущность самостоятельной работы студентов в колледже, ее назначение, формы организации, рекомендации... |
Методические рекомендации по дипломному проектированию для студентов... Методические рекомендации предназначены для студентов и научных руководителей дипломных проектов |
||
Методические рекомендации по чтению на английском языке для студентов 2 курса факультета Ухина Н. Г. Методические рекомендации по чтению на английском языке для студентов 2 курса факультета спорта и адаптивной физической... |
Методические рекомендации для студентов кпрактическим занятиям по разделу 4 «Современный танец» Методические рекомендации предназначены для использования студентами специальности 51. 02. 01 «Народное художественное творчество»... |
||
Методические рекомендации по определению платы за содержание и ремонт жилых помещений Содержание Методические рекомендации по определению платы за содержание и ремонт жилых помещений (далее — Методические рекомендации) предназначены... |
Методические рекомендации по организации образовательного процесса... ... |
Поиск |