Методические рекомендации для учителя От


Скачать 0.91 Mb.
Название Методические рекомендации для учителя От
страница 1/4
Тип Методические рекомендации
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Методические рекомендации
  1   2   3   4

Ин-83

Музыкальный компьютер




(новый инструмент музыканта)



Методические рекомендации для учителя

От авторов
Настоящее методическое пособие на первый взгляд может показаться весьма неакадемичным. Однако, нам представляется, что в такой молодой и динамичной области, каковой на данном этапе являются музыкально-компьютерные технологии, оно обязано быть достаточно гибким, особым образом настраивающим учителя на решение крайне разнообразных задач.

Часть материалов вынесена на CD для удобства их использования, а, порой, и по необходимости: так, например, черно-белый формат иллюстраций и статичность книжной графики побудили нас к подаче материала некоторых тем в виде мультимедийных презентаций.
Пояснительная записка

Место курса в образовательном процессе

Содержание данного курса имеет интегрированный характер, поэтому он может рассматриваться как

  • “поддерживающий” курс изучения основных музыкальных дисциплин в рамках профильной подготовки музыканта-профессионала,

  • курс, служащий выстраиванию индивидуальной образовательной траектории учащегося, изучающего предмет информационные технологии.

Целесообразно введение дополнительного курса для тех учащихся, которые в основном завершили свое музыкальное образование и изучают информатику.

Объем курса – 70 час. Предназначен для изучения в 10 (11) классе.
Цели, задачи, образовательные результаты

Изучение курса направлено на развитие творческого потенциала обучающихся музыке, расширение их музыкального инструментария, знакомство с прикладными возможностями информационных технологий в сфере музыкального искусства как одной из важнейших областей человеческой деятельности.
Актуальность настоящего курса обусловлена следующим:

  • Наряду с традиционными музыкальными инструментами, на которые ориентировано обучение музыке в учебных заведениях нашей страны, все большее распространение получают музыкально-ориентированные компьютеры, обладающие широким спектром возможностей.

  • Музыкально-ориентированные компьютеры сегодня привлекают внимание, как профессионалов, так и любителей музыки, которые все шире используют их в своей деятельности, что делает обучение владению ими особенно актуальным. Таким образом, информационные технологии становятся реальным достоянием музыкальной культуры и фактором ее развития, что расширяет сферу профессиональной деятельности музыканта.

  • Реформа школьного образования, появление все большего числа учебных заведений с углубленным изучением музыки, т. е. включающих музыкальное образование в систему общего образования, порождает новые проблемы в музыкальной педагогике, что в свою очередь обуславливает поиск новых подходов в музыкальном образовании.

  • Новые информационные технологии, ориентированные на современное музыкальное образование, создают условия для подготовки музыкального деятеля, владеющего, кроме традиционных музыкальных дисциплин, компьютером как новым музыкальным инструментом.

  • Реализация предлагаемого курса открывает возможности дальнейшего обучения в высших учебных заведениях по программе подготовки специалистов в области музыкально-компьютерных технологий.


Таким образом, основными целями изучения курса являются:

  • Творческое овладение музыкантами новым инструментом на базе музыкального компьютера.

  • Освоение прикладных аспектов информатики в применении к музыкальному искусству.

  • Расширение и углубление предметных знаний в различных дисциплинах профессиональной подготовки музыканта (композиция, аранжировка, музыкально-теоретические дисциплины) и создание новых условий в репетиционной работе по специальности (игра в «виртуальном» ансамбле и др.).

  • Развитие познавательной активности и самостоятельности, установки на продолжение образования, на развитие познавательной мотивации в сфере информационных, в том числе музыкально-компьютерных технологий.


Задачи курса:

  • ознакомить с основами информатики через музыкально-практическую деятельность,

  • дать учащимся практические навыки владения музыкальным компьютером как новым музыкальным инструментом,

  • освоить компьютерные программы, предоставляющие возможности реализации творческих замыслов,

  • дать представление

  • об акустических возможностях музыкального компьютера,

  • об особенностях компьютерной инструментовки,

  • о специфике работы в современной компьютерной студии звукозаписи,

ознакомить с новыми жанрами и направлениями в компьютерной и электронной музыке,

способствовать формированию новых художественно-эстетических представлений в музыке.
При включении курса в программу обучения учащихся других профилей, ведущую роль приобретают следующие задачи:

• расширить предметные знания в области информатики;

• дать представление о специфике работы профессионала в области музыкально-компьютерного программирования в связи с актуальными проблемами современного музыкального творчества,

• сформировать потребность в музыкальном образовании учащихся и реализовать возможность его продолжения с помощью музыкального компьютера.
Основные формы организации учебных занятий:

Основной формой занятий является комбинированная, состоящая из лекционной и практической части. Занятия проводятся еженедельно по два академических часа подряд в специально оборудованном музыкально-компьютерном классе. Занятие содержит лекционную часть (не более 15 минут) и основную практическую, включающую в себя выполнение учебных, творческих заданий, а также конкурсы, дискуссии, сообщения на заданные темы (по выбору).
Способы оценивания уровня достижения учащихся, критерии оценки:

Основным способом оценивания является текущий контроль знаний по десятибалльной системе с итоговым зачетом. При этом учитывается качество усвоения теоретических знаний, уровень практического применения изученных компьютерных программ и музыкально-компьютерного, в том числе студийного, оборудования, разнообразие применяемых приемов и способов работы с музыкальным материалом.
Образовательные результаты:

• Расширение представлений о новейших направлениях в музыке, связанных с новыми компьютерными технологиями.

• Формирование глубоких знаний в области электронного звука и системных представлений о перспективах развития музыкального искусства в целом.

• Существенное расширение знаний о возможностях музыкального компьютера для музыкального творчества: компьютерная аранжировка и композиция, студийная работа.

• Расширение представлений о сфере практического применения музыкального компьютера как профессионального инструмента музыканта.

• Расширение возможностей профессиональной ориентации учащихся в области музыкально-компьютерных технологий.

• Освоение приёмов и методов практической работы на компьютере в основных музыкальных редакторах, овладение умениями создавать музыкальные композиции и аранжировки.

• Приобретение навыков практической работы в студии звукозаписи.

• Углубление межпредметных связей и, как следствие, повышение мотивации к приобретению знаний у учащихся по каждому предмету, повышение скорости усвоения и увеличение объема изучаемого материала, улучшение качества знаний за счет акцентуации на творческой составляющей учебного процесса.

• Приобретение навыка совместной работы в процессе дистанционного обучения (музыкальный дистанционный мастер-класс).

• Развитие умений по применению полученной информации для самостоятельной аналитической и творческой деятельности.

• Предлагаемый курс позволит учащимся больше сосредоточиться на музыкально-творческой деятельности, минуя рутинные механические операции.
Вырабатываемые с помощью курса предметные знания: существенное расширение знаний о новейших направлениях в музыке, связанных с новыми компьютерными технологиями, расширение представлений о сфере практического применения музыкального компьютера как профессионального инструмента музыканта, формирование глубоких знаний в области электронного звука и системных представлений о перспективах развития музыкального искусства в целом.
Универсальные и интеллектуальные умения, мыслительные навыки: развитие умений по применению полученной информации для самостоятельной аналитической и творческой деятельности, освоение приёмов и методов практической работы на компьютере в основных музыкальных редакторах, овладение умениями создавать музыкальные композиции и аранжировки, приобретение навыка совместной работы с применением дистанционных форм обучения.

Введение в предмет

Перспективы во взаимоотношениях компьютера и музыки, как на стадии становления музыканта, так и в профессиональной деятельности можно определить так: музыкальное творчество ни в коем случае не подменяется компьютерными технологиями, но может быть ими усовершенствовано. Для профессионального композитора мультимедийный ПК1 способен стать многофункциональным «средством производства». Можно добавить, что это справедливо не только в отношении композитора, но также для музыканта-профессионала вообще. Компьютер уже сегодня должен стать привычным инструментом в процессе музыкального обучения, музыкальной практики и творчества. Доступным, понятным, удобным и, отчасти, незаменимым. Просто «музыкальным компьютером».

Понятие «музыкальный компьютер» вводится нами по аналогии с прочно вошедшими в компьютерную терминологию понятиями «издательский», «бухгалтерский», «игровой», «мультимедийный» компьютер, «графическая станция», как обозначения класса устройств, оптимизированных для решения специфических задач в определенной сфере деятельности. Таким образом, мы определяем музыкальный компьютер как профессиональный инструмент в сфере музыкального образования и творчества. Специфические особенности аппаратной части и программное обеспечение музыкального компьютера рассмотрены в методических рекомендациях к Теме 1 (урок 2). Оборудование подобного типа – обязательное условие для проведения занятий по данному курсу. Это позволяет преподавателю активно использовать индивидуально-групповую форму занятий, корректировать действия каждого ученика с учетом особенностей его дарования. Одновременное выполнение заданий всеми обучающимися благодаря наушникам позволяет работать, не создавая помех для остальных участников учебного процесса, также обеспечивается усвоение учащимися материала и закрепление полученных знаний и навыков непосредственно на занятиях. Такой метод позволяет одновременно обучать учащихся с разным уровнем подготовки, т.е. подключать обучаемых к учебному процессу в течение всего учебного года. Таким образом, учебное время используется максимально эффективно.

Подключение к звуковой карте компьютера midi-клавиатуры или синтезатора является необходимым условием существенного расширения возможностей обучения и музыкального творчества, поскольку превращает компьютер в полноценный музыкальный инструмент. Разработанные в соответствии со стандартом MIDI2 принципы табличного волнового синтеза, использование аппаратных и программных сэмплеров, позволяющих оперировать готовыми наборами тембровых коллекций (инструментальными банками)3, открывают широчайшие возможности работы с практически неограниченным набором тембров как «живых» инструментов, так и электронных, в том числе пока еще не существующих4.

Технологии MIDI-записи порой критикуют за некоторую механистичность звучания. Однако MIDI-композиции предназначены в основном не для прослушивания (для этого существуют оригинальные «живые» концертные и студийные записи в аудиоформатах). Данные технологии имеют свою область применения в музыке. Во-первых, допускают неограниченные возможности для экспериментирования и редактирования в многодорожечных программах-секвенсорах5 (CakeWalk, Cubase и т. п.), и поэтому удобны для использования в учебной работе и творческой деятельности. С их помощью музыкант получает возможность в процессе сочинения мелодии выверять свои замыслы, слышать композицию не в воображении, а наяву. Во-вторых, позволяют сочинять музыку к кинофильмам, фоновые мелодии для радиопередач, танцевальную музыку исключительно электронными средствами.

Мультимедийный компьютер можно использовать как многоканальный цифровой магнитофон. В такой виртуальной студии звукозаписи к исполненной на MIDI-клавиатуре и отредактированной в секвенсоре музыке могут быть добавлены партии других инструментов (в том числе «живое» звучание, записанное через микрофон). MIDI-запись позволяет распечатать произведение в виде нотной партитуры или отдельных партий, смонтировать видеоклип, добавив видеоматериал.

Даже в самом удаленном от культурных центров поселке благодаря компьютеру каждый учитель может получить доступ к информационным ресурсам глобальной компьютерной сети, где можно найти музыку в виде звукозаписей и нот, литературу на музыкальные темы, справочные материалы, программное обеспечение для обучения и творчества. Для этого потребуется специальное коммуникационное оборудование.

Программа компьютеризации образования предполагает, в частности, обеспечение широкополосного доступа к сети Internet. Когда этот план осуществится, быстрый Internet придет и в сельскую школу. Однако и в случае отсутствия оптоволоконной линии, уже сейчас во многих регионах можно осуществлять сеансовое подключение к сетям по обычной телефонной линии через недорогой аналоговый модем.

Тема 1. Музыка и информатика

Урок 1 (2 часа)
Цель урока: познакомить с краткой историей эволюции взимоотношений музыки и техники.
Обеспечение: музыкальный компьютер, файл на нашем CD: MK1.ppt, файлы электронной музыки (по выбору педагога).
План урока

Изучение нового материала. Историческая справка на основе прилагаемой презентации.
Домашнее задание: 1.1.
Методические замечания
На нашем CD предлагается развернутый мультимедийный материал, посвященный истории взаимоотношений музыки и информатики (MK1.ppt). Можно порекомендовать использовать его как целиком (в автоматическом режиме), так и выборочно (отдельные слайды) с комментарием учителя. Этот важный материал может быть предложен учащимся на дом для повторения.



Погружение учащихся в историческую атмосферу, начиная с античных времен, воспитывает в них культуру исторического восприятия событий, адекватность понимания процессов, происходящих в музыкальной культуре сегодняшнего дня, рождает ощущение непрерывности технического прогесаа и его неотъемлемости от музыкального творчества.

Рекомендуется на занятии прослушать записи нескольких произведений электронной музыки с комментариями педагога (к сожалению, в рамках учебника мы не имеем права тиражировать композиции современных авторов).

Необходимо провести анализ прослушанного, отметить особенности каждого музыкального примера. Дополнительный материал для прослушивания и подготовка к последующей дискусси предлагается на дом.
Урок 2 (2 часа).
Цель урока: освоить конфигурацию музыкального компьютера.
Обеспечение: музыкальный компьютер.
План урока

Повторение пройденного: общие принципы архитектуры РС.

Изучение нового материала. Изучение основных особенностей конфигурации музыкального компьютера.

Домашнее задание: 1.2.
Методические замечания

Начало урока – дискуссия о прослушанном музыкальном материале.

Основная часть посвящается практическому освоению и демонстрации технических возможностей музыкального компьютера как нового инструмента для музыкального творчества. Обращаем внимание учеников на наличие обязательных компонент оборудования и принципы его коммутации.

Здесь и далее материал учебника, изложенный в рамках (не путать с врезками в виде листочков), можно использовать для контрольных вопросов.
Аппаратная часть музыкально-компьютерного образовательного комплекса

На основе новейших технологических разработок мультимедийная «вооруженность» компьютера постоянно обновляется, что в свою очередь обогащает его функциональные возможности. Актуальная на сегодняшний день конфигурация по истечении некоторого времени неизбежно будет восприниматься как «устаревшая»6. Тем не менее, можно рассматривать определенные параметры конфигурации музыкально-компьютерного образовательного комплекса, как базовые, оптимальные для решения поставленных задач. Состав комплекса разрабатывался с учетом соотношения методической целесообразности и рентабельности и был апробирован на базе учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» РГПУ им. А.И. Герцена.

В приведенной ниже спецификации оборудования класса указаны только критичные по отношению к работе со звуком позиции. Указания носят рекомендательный характер и могут рассматриваться как актуальный на данный момент вариант конфигурации, обеспечивающий при минимальных бюджетных затратах приемлемый уровень качества звука и рабочего комфорта:
11 объединенных в локальную сеть (с высокоскоростным доступом в Internet) компьютеров (10 ученических + 1 преподавательский), имеющих следующие компоненты (для каждого рабочего места ученика (рис.1)):

процессор iPentium Celeron 2500MHz (или выше),

ОЗУ DDR DRAM 512 MB (здесь также можно напомнить о том, что много оперативной памяти не бывает),

CD-ROM или DVD-ROM7,

компоненты для мультимедийной работы:

звуковая плата Creative SoundBlaster Live 5.18,

активная 4-октавная MIDI-клавиатура9 (5-октавная несколько дороже, но значительно удобнее10),

динамический микрофон,

головные телефоны (наушники) закрытого типа11.

Компьютер преподавателя, кроме того, укомплектован дисководом CD-RW, визуальная информация демонстрируется на настенном экране с помощью мультимедийного проектора.

Для коллективной работы, совместного прослушивания выполненных заданий и ансамблевого музицирования все компьютеры через микшерский пульт подключаются к Hi-Fi усилителю и студийным акустическим системам (схема коммутации оборудования приведена на рис. 2).



Рис. 1. Схема оборудования класса: 1 – компьютер преподавателя, 2 – рабочие места учащихся, 3 – микшерский пульт, 4 – усилитель и акустические системы
В заключение урока проводится практическое задание: отработка первичных навыков обращения с музыкальным компьютером:

  • основные компоненты оборудования,

  • принципы коммутации,

  • основные принципы работы.

В качестве домашнего задания предлагается сравнительный анализ конфигурации школьного и домашнего компьютера учащегося. Высказанные предложения по улучшению конфигурации для работы с музыкальными приложениями должны быть аргументированы учащимися и при необходимости прокомментированы учителем.

  1   2   3   4

Похожие:

Методические рекомендации для учителя От icon Методические рекомендации участникам Конкурса «За нравственный подвиг учителя»
Всероссийском конкурсе в области педагогики, воспитания и работы с детьми школьного возраста и молодежью до 20 лет на соискание премии...
Методические рекомендации для учителя От icon Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов 1...
Методические рекомендации предназначены для студентов, изучающих курс «Русский язык и культура речи». Методические рекомендации включают...
Методические рекомендации для учителя От icon Методические рекомендации для учителя по оценке эффективности превентивного обучения
Жизнь без вредных привычек. Учебно-методическое пособие по предупреждению табакокурения в общеобразовательных учреждениях /Авт.–...
Методические рекомендации для учителя От icon Методические рекомендации по подготовке и написанию Иваново 2012
Методические рекомендации предназначены для студентов и преподавателей Ивановского фармацевтического колледжа
Методические рекомендации для учителя От icon Методические рекомендации для студентов по подготовке к практическим...
Методические рекомендации предназначены для студентов и составлены на основе программы профессионального модуля «Организация и управление...
Методические рекомендации для учителя От icon Методические рекомендации по проведению исследования Москва 2006
Методические рекомендации предназначены для врачей-неврологов и эпидемиологов, занимающихся проблемами распространенности цереброваскулярных...
Методические рекомендации для учителя От icon Оформление и содержание реферата по клинической фармакологии методические рекомендации
Методические рекомендации предназначены для студентов интернов и ординаторов высших учебных медицинских заведений
Методические рекомендации для учителя От icon Программа по физике: : Для общеобразовательных учреждений. 7-11 классы....
Расстояние от стола учителя до первых столов учащихся составляет 0,8м, от доски до стола учителя 1м. В классе размещается 4 двухместных,...
Методические рекомендации для учителя От icon Методические рекомендации Утверждаю
Методические рекомендации предназначены для сотрудников гпн мвд россии. Они могут представлять интерес для инженерно-технических...
Методические рекомендации для учителя От icon Методические рекомендации для студентов
Методические рекомендации предназначены для студентов медицинских учебных заведений, а также могут быть полезны для врачей-интернов,...
Методические рекомендации для учителя От icon Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентов...
Методические рекомендации определяют сущность самостоятельной работы студентов в колледже, ее назначение, формы организации, рекомендации...
Методические рекомендации для учителя От icon Методические рекомендации по дипломному проектированию для студентов...
Методические рекомендации предназначены для студентов и научных руководителей дипломных проектов
Методические рекомендации для учителя От icon Методические рекомендации по чтению на английском языке для студентов 2 курса факультета
Ухина Н. Г. Методические рекомендации по чтению на английском языке для студентов 2 курса факультета спорта и адаптивной физической...
Методические рекомендации для учителя От icon Методические рекомендации для студентов кпрактическим занятиям по разделу 4 «Современный танец»
Методические рекомендации предназначены для использования студентами специальности 51. 02. 01 «Народное художественное творчество»...
Методические рекомендации для учителя От icon Методические рекомендации по определению платы за содержание и ремонт жилых помещений Содержание
Методические рекомендации по определению платы за содержание и ремонт жилых помещений (далее — Методические рекомендации) предназначены...
Методические рекомендации для учителя От icon Методические рекомендации по организации образовательного процесса...
...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск