Министерство внутренних дел российской федерации
Государственная противопожарная служба
Всероссийский ордена знак почета научно-исследовательский институт противопожарной обороны
Автоматические системы пожаротушения и пожарной сигнализации.
Правила приемки и контроля
Методические рекомендации
|
Утверждаю
Начальник ВНИИПО
МВД России
Н.П. Копылов
31 декабря 1998 г.
|
Москва 1999
УДК 614.844
Автоматические системы пожаротушения и пожарной сигнализации. Правила приемки и контроля: Методические рекомендации. - М.: ВНИИПО, 1999. - 121 с.
Изложены основные требования, определяющие эффективность и безопасность автоматических систем пожаротушения (АСПТ) и автоматических систем пожарной сигнализации (АСПС), соблюдение которых контролируют органы государственного пожарного надзора МВД России на этапах рассмотрения проектов, приемки в эксплуатацию и эксплуатации АСПТ и АСПС.
Методические рекомендации предназначены для сотрудников ГПН МВД России. Они могут представлять интерес для инженерно-технических работников, занимающихся проектированием, монтажом и эксплуатацией АСПТ и АСПС.
Подготовлены сотрудниками ВНИИПО МВД России Н.Б. Арбузовым, А.В. Долговидовым, А.Ф. Жевлаковым, С.В. Пановым, В.В. Пивоваровым, М.Б. Филаретовым.
Согласованы ГУГПС МВД России (письмо от 28.12.98 г. № 20/2.2/3144).
1. Общие положения
1. В настоящих методических рекомендациях излагается порядок контроля органами государственного пожарного надзора (ГПН) МВД Российской Федерации соответствия требованиям пожарной безопасности автоматических систем (установок) пожаротушения и автоматических систем (установок) пожарной сигнализации на этапах их проектирования, приемки в эксплуатацию и эксплуатации.
2. Область применения
2. Настоящие методические рекомендации распространяются на автоматические системы (установки) пожаротушения (АСПТ) и автоматические системы пожарной сигнализации (АСПС), вводимые в эксплуатацию или эксплуатируемые на объектах, подконтрольных органам государственного пожарного надзора Российской Федерации.
3. Необходимость оснащения объектов автоматическими установками пожаротушения и пожарной сигнализации регламентируется “Федеральным законом о пожарной безопасности” (ст. 5, 6), ГОСТ 12.1.004-91, НПБ 110-96 “Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками тушения и обнаружения пожара”, “Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации” (ППБ 01-98), соответствующими ведомственными нормами и правилами.
4. Участие органов ГПН в обеспечении требований пожарной безопасности в области пожарной автоматики осуществляется в ходе детальных обследований объектов и в процессе нормативно-технической работы на следующих этапах:
при рассмотрении проектно-сметной документации на АСПТ (АСПС);
при приемке АСПТ (АСПС) в эксплуатацию;
в процессе эксплуатации АСПТ (АСПС) .
5. Настоящие методические рекомендации предназначены для работников ГПН и специалистов в области автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации.
3. Нормативные ссылки
6. В настоящих методических рекомендациях использованы ссылки на следующие документы:
Федеральный закон о пожарной безопасности.
ГОСТ 12.1.004-91 ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования.
ГОСТ 12.3.046-91 ССБТ. Установки пожаротушения автоматические. Общие технические требования.
ГОСТ 12.4.009-83 ССБТ. Пожарная техника для защиты объектов. Основные виды. Размещение и обслуживание.
ГОСТ 12.4.026-76 ССБТ. Цвета сигнальные и знаки безопасности.
ГОСТ 27331-87 Пожарная техника. Классификация пожаров.
ГОСТ Р 50588-93 Пенообразователи для тушения пожаров. Общие технические требования и методы испытаний.
ГОСТ Р 50680-94 Установки водяного пожаротушения автоматические. Общие технические требования. Методы испытаний.
ГОСТ Р 50800-95 Установки пенного пожаротушения автоматические. Общие технические требования. Методы испытаний.
ГОСТ Р 50898-96 Извещатели пожарные. Огневые испытания.
ГОСТ Р 50969-96 Установки газового пожаротушения автоматические. Общие технические требования. Методы испытаний.
ГОСТ Р 51046-97 Пожарная техника. Генераторы огнетушащего аэрозоля. Типы и параметры.
ГОСТ Р 51091-97 Установки порошкового пожаротушения автоматические. Типы и основные параметры.
СНиП 2.04.01-85 Внутренний водопровод и канализация зданий.
СНиП 2.04.02-84 Водоснабжение. Наружные сети и сооружения.
СНиП 2.04.09-84 Пожарная автоматика зданий и сооружений.
СНиП 3.01.04-87 Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения.
СНиП 3.05.05-84 Технологическое оборудование и технологические трубопроводы.
СНиП 11-01-95 Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений.
СНиП 21-01-97 Пожарная безопасность зданий и сооружений.
ПУЭ-85 Правила устройства электроустановок.
ПБ 10-115-96 Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением.
ППБ 01-98 Правила пожарной безопасности в Российской Федерации.
НПБ 03-93 Порядок согласования органами государственного пожарного надзора Российской Федерации проектно-сметной документации на строительство.
НПБ 04-93 Порядок государственного пожарного надзора за строительством объектов иностранными фирмами на территории Российской Федерации.
НПБ 05-93 Порядок участия органов государственного пожарного надзора Российской Федерации в работе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов.
НПБ 21-98 Установки аэрозольного пожаротушения. Нормы и правила проектирования и применения.
НПБ 22-96 Установки газового пожаротушения автоматические. Правила проектирования и применения.
НПБ 56-96 Установки порошкового пожаротушения импульсные. Временные нормы и правила проектирования и эксплуатации.
НПБ 57-97 Приборы и аппаратура пожарной сигнализации и пожаротушения. Помехоустойчивость и помехоэмиссия. Общие технические требования. Методы испытаний.
НПБ 67-98 Установки порошкового пожаротушения автоматические. Модули. Общие технические требования. Методы испытаний.
НПБ 105-95 Определение категорий помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности.
НПБ 110-96 Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками тушения и обнаружения пожара.
НПБ 155-91 Пожарная техника. Огнетушители переносные. Общие технические требования. Методы испытаний.
НПБ 170-98 Порошки огнетушащие общего назначения. Общие технические требования. Методы испытаний.
СП 21-101-98 Система нормативных документов в строительстве. Свод правил. Обеспечение безопасности людей при пожаре.
Наставление по организации и осуществлению государственного пожарного надзора в Российской Федерации. Приложение к приказу ГУГПС МВД России от 25.05.95 г. №10.
РД 34.21.122-87 Инструкция по устройству молниезащиты зданий и сооружений.
РД 78.145-93 Системы и комплексы охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации. Правила производства и приемки работ.
4. Условные обозначения
7. В настоящих методических рекомендациях приняты следующие обозначения и сокращения:
АСПС - автоматическая система пожарной сигнализации;
АСПТ - автоматическая система пожаротушения;
АУВП - автоматическая установка водяного пожаротушения;
АУПП - автоматическая установка пенного пожаротушения;
ГОА - генератор огнетушащего аэрозоля;
Гос - газовый огнетушащий состав;
МАУПТ - модульная автоматическая установка порошкового пожаротушения;
ОТВ - огнетушащее вещество;
АУП - автоматика установок пожаротушения;
ПБ - пожарная безопасность;
ПИ - пожарный извещатель;
ППКП - прибор приемно-контрольный пожарный;
ППУ - прибор пожарный управления;
ПС - пожарная сигнализация;
ПЦН - пульт централизованного наблюдения;
УАП - установка аэрозольного пожаротушения;
УГП - установка газового пожаротушения;
ЭКМ - электроконтактный манометр.
5. Рекомендации по контролю за соблюдением требований ПБ при разработке заключений органов ГПС МВД России на проектно-сметную документацию АСПТ или АСПС
8. Заключение органов ГПС выдается на проектно-сметную документацию автоматических систем (установок) пожаротушения и автоматических систем (установок) пожарной сигнализации при наличии в ней отступлений от государственных стандартов, норм, правил (далее норм) проектирования, затрагивающих вопросы пожарной безопасности, а также в случае отсутствия норм проектирования, утвержденных в установленном порядке.
9. Для рассмотрения и согласования проектов АСПТ (АСПС) проектная организация (заказчик) представляет в территориальный орган ГПС следующие материалы:
сопроводительное письмо;
лицензию на соответствующий вид деятельности, выданную органами ГПС МВД России (для действующих объектов) или органами лицензирования Госстроя России (для строящихся и реконструируемых объектов);
комплект проектной документации на АСПТ (АСПС).
10. Проектная документация должна быть оформлена в установленном СНиП 11-01-95 порядке и в соответствии с приложениями 2 -10.
11. Комплект проектной документации на автоматическую систему (установку) пожаротушения или автоматическую систему (установку) пожарной сигнализации, представляемый на согласование органам ГПН, должен содержать, как минимум:
задание на проектирование;
проектно-сметную документацию на стадии проекта (рабочего проекта);
12. Задание на проектирование должно быть разработано, оформлено, согласовано и утверждено в соответствии с порядком и правилами, представленными в приложении 1.
13. Задание на проектирование должно быть согласовано с территориальными органами ГПС МВД России.
14. Проектно-сметная документация на АСПТ (АСПС), представляемая на рассмотрение и согласование в территориальный орган ГПС МВД России, должна соответствовать приложениям 2-10.
15. Порядок рассмотрения и согласования проектов АСПТ (АСПС)
15.1. В процессе рассмотрения проекта АСПТ (АСПС) необходимо проконтролировать:
наличие соответствующей лицензии у организации, выполнившей проект;
наличие сертификатов пожарной безопасности для составляющих элементов АСПТ (АСПС), включенных в “Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации в области пожарной безопасности в Российской Федерации”;
соответствие исполнения компонентов систем условиям применения;
наличие заключений, свидетельств, сертификатов специализированных организаций о взрывозащищенности оборудования АСПТ (АСПС) при его размещении в помещениях категорий А и Б по НПБ 105-95 и во взрывоопасных зонах по ПУЭ;
правильность выбора способа тушения (объемный, поверхностный, локальный), типа АСПТ;
правильность выбора огнетушащего вещества и принятой для него в расчетах нормативной концентрации (или других нормативных параметров);
правильность выбора параметров подачи ОТВ в соответствии с требованиями норм ПБ для данных типов АСПТ ;
продолжительность подачи (времени выпуска) ОТВ;
интенсивность подачи (секундного расхода) ОТВ;
суммарное количество ОТВ;
инерционность АСПТ;
алгоритм подачи ОТВ (последовательность включения направлений, батарей, модулей, баллонов, ГОА и т. п.);
соответствие размеров объекта (защищаемого помещения) и видов технологических процессов производств требованиям норм на применимость соответствующих огнетушащих веществ, типов АСПТ;
соответствие ограничений на максимальный суммарный объем, площадь, высоту, степень негерметичности объекта и другие параметры требованиям норм для АСПТ соответствующего типа;
соответствие принятых в проекте расчетных геометрических характеристик объекта фактическим;
соответствие допустимого для применения ОТВ напряжения электрооборудования имеющемуся на объекте;
обеспечение выполнения команд и выдачи сигналов электроуправления в соответствии с требованиями ГОСТ 12.4.009-83, СНиП 2.04.09-84 и норм ПБ на данный тип АСПТ;
правильность выбора и расстановки насадков, оросителей и пожарных извещателей;
обеспечение равномерности распределения ОТВ (по объему, площади, высоте защищаемого объекта);
принятые в проекте значения времени эвакуации обслуживающего персонала из защищаемого помещения и задержки пуска ОТВ, запаса и резерва ОТВ (модулей, ГОА) и их соответствие нормам ПБ для данного типа АСПТ;
наличие проектных решений по обеспечению взаимодействия пожарной автоматики с инженерным оборудованием объекта (отключение электропитания, обеспечение необходимого времени эвакуации, отключение вентиляции, закрытие заслонок и т. д.);
наличие устройств (или применение других проектных решений) для удаления ОТВ и продуктов горения после окончания тушения пожара;
наличие проектных решений по обеспечению заправки, дозаправки ОТВ, подкачки газа-пропеллента, наличие необходимого запаса, резерва ОТВ или средств пожаротушения, обеспечение, при необходимости, соответствующих услуг, предоставляемых сервисной организацией;
наличие в спецификации АСПТ ЗИП на модули, батареи, распределительные устройства, узлы пуска и т. д.;
соблюдение требований норм ПБ, СНиП, ПУЭ по размещению и компоновке на объекте узлов и элементов, входящих в состав АСПТ (АСПС);
соответствие исполнения узлов и элементов АСПТ (АСПС) категории производства (особенно для помещений категорий А и Б по НПБ 105-95 и помещений со взрывоопасными зонами по ПУЭ);
наличие проектных решений по устройству защитного заземления (зануления) в соответствии с требованиями ПУЭ;
соответствие указанных в проекте показателей надежности АСПТ заданным в ТЗ или требуемым соответствующими нормами ПБ для данного типа АСПТ;
соответствие требований по окраске элементов АСПТ, предусмотренной ГОСТ 12.4.026-76 и нормами ПБ для данного типа АСПТ;
категорию электропитания АСПТ и ее соответствие требованиям норм;
наличие молниезащиты зданий и сооружений, помещения которых оснащены АСПТ, в соответствии с РД 34.21.122-87;
степень жесткости помехоустойчивости для приборов и аппаратуры автоматических установок пожаротушения, несанкционированный пуск которых может привести к созданию угрозы здоровью и жизни людей; она должна быть не ниже 2 (п. 3.1.7 НПБ 57-97).
15.2. При контроле правильности выбора ОТВ в случае отсутствия для данного защищаемого объекта необходимых норм проектирования следует руководствоваться техническим заданием на проектирование АСПТ, СНиП, нормами и правилами ПБ, ведомственными нормами и правилами, рекомендациями ВНИИПО.
При расчете АСПТ должна быть принята величина нормативной концентрации, равная максимальному значению для материалов, применяемых в защищаемом помещении (при использовании таких нормативных параметров, как защищаемые единицей массы ОТВ площадь и объем, необходимо принимать минимальные значения этих параметров для материалов, применяемых в защищаемом помещении).
Огнетушащее вещество, принятое для применения в АСПТ, должно быть:
эффективным для тушения горючих веществ, имеющихся на объекте;
совместимым с материалами и оборудованием (в том числе электрооборудованием) защищаемого объекта и безопасным для них;
безопасным для персонала защищаемого объекта, с учетом условий применения (ОТВ) и возможности эвакуации персонала;
отвечающим требованиям охраны окружающей среды;
Огнетушащие и физические свойства ОТВ должны позволять его хранение и обеспечивать эффективное применение в диапазоне температур эксплуатации объекта в течение срока службы соответствующего средства пожаротушения.
15.3. Рассмотрение и согласование отступлений от норм проектирования и проектных решений, на которые отсутствуют нормы проектирования, должно осуществляться в порядке, установленном НПБ 03-93, при наличии рекомендаций или заключения специализированной научно-исследовательской организации по указанному отступлению.
15.4. При рассмотрении проектов АСПТ, выполненных зарубежными фирмами, не имеющими лицензии ГУГПС МВД России на проведение данного вида работ (комплексная поставка защищаемого оборудования и установка), необходимо руководствоваться требованием п. 6.1 НПБ 04-93.
15.5. В случае привлечения к проектированию АСПТ зарубежных фирм, имеющих соответствующие лицензии (ГУГПС МВД, Госстроя и т. д.), при рассмотрении и согласовании проекта, а также приемке АСПТ в эксплуатацию необходимо руководствоваться настоящими рекомендациями.
15.6. Оформление заключения на проектно-сметную документацию АСПТ осуществляется в соответствии с п. 4.3.9 Наставления по организации и осуществлению государственного пожарного надзора в Российской Федерации. По выявленным государственным инспектором отступлениям и нарушениям требований пожарной безопасности в проектно-сметной документации генеральному проектировщику (проектировщику) вручается предписание. При необходимости копия предписания для сведения направляется заказчику, генеральному подрядчику и в вышестоящий орган управления ГПС.
Государственные инспекторы при рассмотрении проектной документации не должны делать какие-либо записи и ставить штампы на технической документации проекта. Допускается оформлять письменное заключение о соответствии представленной на рассмотрение проектной документации требованиям пожарной безопасности.
|