Принята решением педагогического совета Утверждаю _________
МБОУ СОШ № 8 (протокол № 1 от 30.08.2015) Л.Н.Ярцева, директор
МБОУ СОШ № 8
Приказ от 30.08.2015№ 169
(проект)
Основная образовательная программа основного общего образования
(5-9 классы)
Муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 8»
муниципального образования города Братска
Братск
2015
В соответствии со ст. 12,13,28 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организации, осуществляющие образовательную деятельность, разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом примерных основных образовательных программ.
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ № 8 – локальный нормативный документ, определяющий комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий реализации образовательного процесса в 5-9 классах. Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Целевой раздел
|
|
Паспорт ООП ООО
|
6
|
1.1. Пояснительная записка
|
10
|
1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования
|
19
|
1.2.1. Общие положения
|
19
|
1.2.2. Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты
|
22
|
1.2.3. Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ
|
25
|
1.2.3.1. Формирование универсальных учебных действий
|
25
|
1.2.3.2. Формирование ИКТ-компетентности обучающихся
|
29
|
1.2.3.3. Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности
|
33
|
1.2.3.4. Стратегии смыслового чтения и работа с текстом
|
34
|
1.2.3.5. Русский язык
|
35
|
1.2.3.6. Литература
|
41
|
1.2.3.7. Иностранный язык
|
43
|
1.2.3.8. История России. Всеобщая история
|
46
|
1.2.3.9. Обществознание
|
48
|
1.2.3.10. География
|
53
|
1.2.3.11. Математика. Алгебра. Геометрия
|
57
|
1.2.3.12. Информатика
|
61
|
1.2.3.13. Физика
|
63
|
1.2.3.14. Биология
|
67
|
1.2.3.15. Химия
|
68
|
1.2.3.16. Изобразительное искусство
|
71
|
1.2.3.17. Музыка
|
73
|
1.2.3.18. Технология
|
75
|
1.2.3.19. Физическая культура
|
76
|
1.2.3.20. Основы безопасности жизнедеятельности
|
78
|
1.2.4. Планируемые результаты освоения программ части, формируемой участниками образовательного процесса и внеурочной деятельности
|
82
|
1.2.4. 1.Литература Восточной Сибири
|
82
|
1.2.4.2.География Иркутской области
|
83
|
1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП
|
84
|
1.3.1. Общие положения
|
84
|
1.3.2. Особенности оценки личностных результатов
|
86
|
1.3.3. Особенности оценки метапредметных результатов
|
87
|
1.3.4. Особенности оценки предметных результатов
|
91
|
1.3.5. Система внутришкольного мониторинга образовательных достижений и портфель достижений как инструменты динамики образовательных достижений
|
93
|
1.3.6. Итоговая оценка выпускника и её использование при переходе от основного к среднему общему образованию
|
95
|
1.3.7. Оценка результатов деятельности образовательного учреждения
|
96
|
2. Содержательный раздел
|
97
|
2.1. Программа развития универсальных учебных действий на уровне
основного общего образования
|
97
|
2.2. Программы отдельных учебных предметов, курсов
|
111
|
2.2.1. Общие положения
|
111
|
2.2.2. Основное содержание учебных предметов на уровне основного общего образования
|
113
|
2.2.2.1. Русский язык
|
113
|
2.2.2.2. Литература
|
117
|
2.2.2.3. Иностранный язык
|
127
|
2.2.2.4. История России. Всеобщая история
|
132
|
2.2.2.5. Обществознание
|
146
|
2.2.2.6. География
|
149
|
2.2.2.7. Математика. Алгебра. Геометрия
|
155
|
2.2.2.8. Информатика
|
159
|
2.2.2.9. Физика
|
161
|
2.2.2.10. Биология
|
163
|
2.2.2.11. Химия
|
165
|
2.2.2.12. Изобразительное искусство
|
166
|
2.2.2.13. Музыка
|
168
|
2.2.2.14. Технология
|
169
|
2.2.2.15. Физическая культура
|
169
|
2.2.2.16. Основы безопасности жизнедеятельности
|
171
|
2.3. Программа воспитания и социализации обучающихся на уровне основного общего образования
|
173
|
2.3.1. Пояснительная записка
|
173
|
2.3.2. Цель и задачи воспитания и социализации обучающихся
|
175
|
2.3.3. Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся
|
177
|
2.3.4. Принципы и особенности организации содержания воспитания и
социализации обучающихся
|
178
|
2.3.5. Основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
|
180
|
2.3.6. Виды деятельности и формы занятий с обучающимися
|
189
|
2.3.7. Этапы организации социализации обучающихся, совместной деятельности образовательного учреждения с предприятиями, общественными организациями, системой дополнительного образования, иными социальными субъектами
|
189
|
2.3.8. Основные формы организации педагогической поддержки социализации обучающихся
|
191
|
2.3.9. Организация работы по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни
|
193
|
2.3.10. Деятельность образовательного учреждения в области непрерывного экологического здоровье сберегающего образования обучающихся
|
196
|
2.3.10.1. Программа формирования экологической культуры
|
198
|
2.3.11. Планируемые результаты воспитания и социализации обучающихся
|
201
|
2.3.12. Мониторинг эффективности реализации образовательным учреждением программы воспитания и социализации обучающихся
|
204
|
2.3.13. Методологический инструментарий мониторинга воспитания и
социализации обучающихся
|
206
|
2.4. Программа коррекционной работы
|
208
|
2.4.1. Пояснительная записка
|
208
|
2.4.2. Принципы формирования программы
|
209
|
2.4.3. Содержание направлений работы
|
210
|
2.4.4. Этапы реализации программы
|
213
|
2.4.5 Программа медико – психолого –социально- педагогического изучения ребёнка
|
214
|
2.4.6 Комплексная модель медико-психолого-социально-педагогической коррекции обучающихся с ОВЗ
|
215
|
2.4.7. Условия реализации программы
|
216
|
3. Организационный раздел
|
217
|
3.1. Учебный план как механизм реализации основной образовательной программы
|
217
|
3.2.План внеурочной деятельности
|
221
|
3.2. Система условий реализации основной образовательной программы основного общего образования
|
225
|
3.2.1. Материально-техническое обеспечение реализации основной образовательной программы основного общего образования
|
226
|
3.2.2. Кадровое обеспечение реализации основной образовательной программы основного общего образования
|
232
|
3.2.3. Финансовое обеспечение реализации основной образовательной программы основного общего образования
|
233
|
3.2.4. Психолого-педагогическое
сопровождение условий реализации основной образовательной программы основного общего образования
|
336
|
3.2.5. Информационно-методические условия реализации основной образовательной
программы основного общего образования
|
337
|
3.2.6. Сетевой график (дорожная карта) по формированию необходимой системы условий реализации ООП ООО образовательного учреждения
|
239
|
Календарный учебный график
|
242
|
Учебный план (ФГОС 5-6 классы) на 2014-2015 учебный год
|
249
|
Термины и понятия основной образовательной программы
|
259
|
РАЗДЕЛ I
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
Паспорт основной образовательной программы основного общего образования.
Полное наименование Программы
|
Основная образовательная программа основного общего образования
(5-9 классы) Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 8 города Братска
|
Основание для разработки
|
Ст. 12,13,28 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
|
Уровень образования
|
Согласно ст. 10 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» - основное общее образование (5-9 классы).
|
Организация - разработчик
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 8 города Братска
|
Юридический адрес организации
|
665776, Иркутская область, город Братск, ж.р. Осиновка ул. Иркутская, 16 (факс) 8(3435)31-47-31
|
E-mail организации
|
|
Адрес www-сайта
|
bratskschool8.ucoz.ru
|
Цели и задачи Программы
|
Цель Программы:
предоставление доступного качественного образования всем обучающимся школы в соответствии с принципами и содержанием модернизации российского образования, обеспечение образовательных результатов обучающихся по образовательным программам основного общего образования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г.
Задачи Программы:
В части реализации ПНП «Образование» и проекта «Наша новая школа» мероприятия Программы отражают стратегическую цель государственной политики в сфере образования – повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики и современными потребностями общества путем решения следующих задач:
Обеспечение доступного и качественного общего образования с учётом индивидуальных особенностей, склонностей и способностей обучающихся, образовательных потребностей родителей (законных представителей) обучающихся на уровне, соответствующем требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта к уровню подготовки выпускников.
Обеспечение планомерного перехода на ФГОС ООО в соответствии с федеральным графиком.
Реализации современного содержания образования, отвечающего потребностям участников образовательных отношений – обучающихся, родителей (законных представителей).
Обеспечение успешности встраивания выпускников в экономическую и социальную реальность как важнейшего результата образования.
Развитие школы как образовательной системы и её информационно-праксиологической среды.
Сохранение контингента школы.
Обеспечение развития учительского потенциала в соответствии с современными тенденциями модернизации образования путем совершенствования условий для повышения квалификации, профессионального развития педагогических и руководящих работников школы, привлечения молодых специалистов.
Развитие условий для повышения общественного статуса школы в условиях мультикультурного образовательного пространства города Братска
|
Целевые индикаторы реализации Программы
|
Эффективность реализации Программы оценивается по следующим целевым индикаторам:
Обеспеченность школы контингентом обучающихся 5-9 классов в соответствии с Лицензией.
Результаты образования, демонстрируемые обучающимися в рамках внутришкольных диагностических процедур, а также в ходе процедур независимой оценки качества образования – муниципальных, региональных диагностических контрольных работ, государственной итоговой аттестации за курс основного общего образования.
Процент обучающихся 5-9 классов, принимающих участие в конкурсах и предметных олимпиадах муниципального, регионального и всероссийского уровней (в т.ч. с использованием дистанционных технологий), в проектной и исследовательской деятельности.
Увеличение числа социальных партнеров школы, обеспечивающих развитие условий для получения обучающимися качественного основного общего образования.
Результаты социологических опросов родителей и выпускников (законных представителей) о качестве образовательных услуг, оказываемых школой, и удовлетворении образовательных потребностей обучающихся.
Удельный вес педагогических и руководящих работников школы, участвующих в научно-методической работе школы, актуализирующих собственный положительный педагогический опыт путем участия в семинарах, конференциях, публикациях.
100% сдача выпускниками ОГЭ.
|
Исполнители Программы
|
Административно-управленческий аппарат и коллектив учителей-предметников, работающих в 5-9 классах
|
Сроки реализации Программы
|
Программа реализуется в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. с изменениями в следующей последовательности перехода основной школы на ФГОС ООО:
В 5-х классах – до 01.09.2015 г. (введение в штатный режим ФГОС ООО согласно федерального графика);
В 6-х классах - до 01.09.2016 г. (введение в штатный режим ФГОС ООО согласно федерального графика);
В 7-х классах - до 01.09.2017 г. (введение в штатный режим ФГОС ООО согласно федерального графика);
В 8-х классах - до 01.09.2018 г. (введение в штатный режим ФГОС ООО согласно федерального графика);
В 9-х классах - до 01.09.2019 г. (введение в штатный режим ФГОС ООО согласно федерального графика).
Таким образом, с 01.09.2015 г. Данная программа будет поэтапно вводиться в действие в соответствии с требованиями ФГОС ООО:
С 01.09.2015 г.- для 5-х классов;
С 01.09.2016 г. – для 5-6 классов;
С 01.09.2017 г. – для 5-7 классов;
С 01.09.2018 г.- для 5-8 классов;
С 01.09.2019 г.- для 5-9 классов.
|
Принципы реализации Программы
|
Программно-целевой принцип, предполагающий единую систему планирования и своевременного внесения корректив в планы на всех звеньях управления образовательным учреждением.
Принцип информационной компетентности участников образовательных отношений о происходящих преобразованиях в содержании основного общего образования.
Принцип вариативности, предполагающий осуществление различных вариантов действий по реализации задач модернизации содержания образования.
Принцип интегрирования задач, декларированных Программой, в учебный план школы, в управленческие программы заместителей директора, в рабочие программы учителей-предметников.
|
Система контроля исполнения
Программы
|
Текущий контроль образовательной деятельности осуществляется педагогическими работниками и административно-управленческим аппаратом школы в пределах функциональных обязанностей.
Промежуточный контроль результатов образовательной деятельности осуществляется педагогическими работниками и административно-управленческим аппаратом школы в пределах функциональных обязанностей по итогам учебных четвертей. Информация заслушивается и анализируется на совещаниях при директоре школе и его заместителях, на заседаниях педагогического совета школы, родительских собраниях, общешкольной родительской ассоциации, аккумулируется в аналитических документах.
Итоговый контроль результатов образовательной деятельности осуществляется педагогическими работниками и административно-управленческим аппаратом школы в пределах функциональных обязанностей по итогам учебного года. Информация заслушивается и анализируется на совещаниях при директоре школе и его заместителях, на заседаниях педагогического совета школы, родительских собраниях, общешкольной родительской ассоциации, аккумулируется в аналитических документах, в Ежегодном публичном докладе о результатах работы школы, в результатах самообследования деятельности школы по оказанию образовательных услуг, размещаемых на официальном сайте школы в сети Интернет.
|
Основная цель вида профессиональной деятельности по реализации Программы ¹
|
Оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам основного общего образования
|
Трудовые функции по реализации Программы ²
|
Обобщенные трудовые функции:
Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования.
Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ.
Трудовые функции:
Общепедагогическая функция. Обучение.
Воспитательная деятельность.
Развивающая деятельность.
Педагогическая деятельность по реализации программ основного общего и среднего общего образования.
|
1.1. Пояснительная записка
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ « СОШ №8» муниципального образования города Братска разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами, регламентирующими организацию образовательного процесса на территории РФ и субъекта федерации:
Всеобщая декларация прав человека;
Конвенция о правах ребенка;
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
План действия по модернизации общего образования на 2011–2015 годы;
Национальная доктрина образования в Российской Федерации: [постановление Правительства Российской Федерации от 04.10.00 № 751] / Официальные документы в образовании. – 2000. - № 21. – С. 2-11.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс]: Утверждена Президентом Российской Федерации 04 февраля 2010 г. Пр-271 – Официальный сайт Министерства образования и науки Российской федерации.
Режим доступа:http :// mon . gov . ru / dok / akt /6591 .
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № [Электронный ресурс]: Сайт ФГОСwww.standart.edu.ru
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2011.
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждений» (СанПиН) 2.4.2.2821-10, утвержденный Постановлением Главного Государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189.
Федеральный закон от 8 мая 2010 года № 83ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»;
Приказ Минобрнауки России от 24 марта 2010 года № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»;
Приказ Mинздравсоцразвития России от 26 августа 2010 года № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих»;
Приказ Минобрнауки России от 4 октября 2010 года № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»;
Приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010 года № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации от 21 февраля 2012 г.№ 23290);
Приказ Минобрнауки России от 13 января 2011 года № 2 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы образования в образовательных учреждениях»;
Инструктивно-методические письма Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации о введении ФГОС и реализации ООП ООО: «О введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 19.04.2011 г. № 03-255 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12.05.2011 № 03296; Разъяснения по применению Порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений (от 18.08.2010 № 0352/46 и от 15.08.2011 № 03515/59); О методике оценки уровня квалификации педагогических работников (от 29.11.2010 № 03339);
Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, организации проектной деятельности, моделированияи технического творчества обучающихся (приложение к письму Минобрнауки России от 24.11.2011 № МД1552/03).
Документы регионального уровня:
Письмо Министерства образования Иркутской области от 14.11.2011 № 55-37-8480/11 «О планировании и организации урочной и внеурочной деятельности».
Письмо Министерства образования Иркутской области от 04.05.2012 № 55-37-3732/12 «О введении комплексного учебного курса ОРКСЭ в 2012-2013 учебном году».
Положение об авторских педагогических разработках, приказ главного управления общего и профессионального образования Иркутской области от 25.06.2004 г. № 1163.
Письмо службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области от 15.04.2011 г. № 75-37-0541/11 «О рабочих программах»
Документы муниципального уровня
Документы уровня образовательного учреждения:
Основная образовательная программа основного общего образования составлена с учетом возрастных возможностей и особенностей подросткового возраста, которые включают в себя:
- возникновение нового отношения к учению – стремление к самообразованию, тенденция к самостоятельности в учении: желание ставить цели и планировать ход
-учебной работы, потребность в экспертной оценке своих достижений, повышение внутренней уверенности в своих умениях, личностное проявление и признание этого проявления сверстниками и взрослыми;
- появление новых требований к учебной деятельности самим подростком: обеспечение условий для его самооценки и самораскрытия, повышение значимости для уважаемых подростком людей, для общества;
- становление принципиальной личной склонности подростка к изучению того или иного предмета, знание цели изучения предмета, возможность применения результатов обучения в решении практических, социально значимых задач;
- появление новых форм обучения, в которых подросток смог бы реализовать свою активность, деятельностный характер мышления, тягу к самостоятельности;
- субъективное переживание, чувство взрослости, в именно: потребность равноправия, уважения и самостоятельности, требование серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых;
- общение со сверстниками как самостоятельной сферы жизни, в которой критически осмысляются нормы этого общения;
- проявление интереса к собственной личности: установка на обширные пространственные и временные масштабы, которые становятся важнее текущих, сегодняшних; появление стремления к неизвестному, рискованному, к приключениям, героизму, испытанию себя; появление сопротивления, стремления к волевым усилиям, перерастающее иногда в свои негативные варианты;
- пробуждение активного взаимодействования, экспериментирования с миром социальных отношений;
- появление к концу подросткового возраста способности осознанно, инициативно и ответственно строить свое действие в мире, основываясь не только на видении собственного действия безотносительно к возможности его реализации, но с учетом «отношения мира» к своему действию. Становление поведения подростка поведением для себя, осознание себя как некое целое.
На уровне основного общего образования МБОУ « СОШ №8» ставит перед собой следующие цели:
- достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимся, в том числе обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами;
- развитие личности, ее способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных и талантливых, через организацию учебной (урочной и внеурочной) деятельности, социальной практики, общественно-полезной деятельности, через систему кружков, клубов, секций, студий.
- формирование социальных ценностей обучающихся, основ их гражданской идентичности и социально-профессиональных ориентаций;
- формирование у обучающихся опыта самостоятельной образовательной, общественной, проектно-исследовательской и художественной деятельности;
|