«Согласовано» «Утверждаю»
Управляющий совет школы Директор школы
/Кузнецова Ю.Н./ /Борисов Н.М../
«___»__________2016г. « 31» » августа 2016 г.
Основная образовательная программа
основного общего образования
МОУ «Кашинская основная общеобразовательная школа»
Принято на заседании педагогического совета
МОУ «Кашинская основная общеобразовательная школа»
протокол № 1 от 31.08.2016 г.
Содержание
Целевой раздел
1. Пояснительная записка ……………………………………………………………4
2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной
образовательной программы основного общего образования …………………….7
Общие положения …………………………………………………………….7
Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты ………..9
3. Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных
программ …………………………………………………………………………......12
Формирование универсальных учебных действий .……………………….12
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся .……………………..16
Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности .…………19
Стратегии смыслового чтения и работа с текстом .………………………..20
Русский язык .………………………………………………….…...……...….21
Литература .…………………………………………….……………………..27
Иностранный язык (английский язык) .……………………………………..29
История России. Всеобщая история .………………………………………..32
Обществознание .…………………………………………………………….34
География .…………………………………………………………………....39
Математика. Алгебра. Геометрия .…………………………………………..40
Информатика .………………………………………………………………...46
Физика .……………………………………………………….……………….48
Биология .……………………………………………………………..……….51
Химия .……………………………………………………..............................53
Изобразительное искусство ………..………………………………………..56
Музыка .……………………………………….………………………………57
Технология .…………………………………………….…………………….59
Физическая культура .………………………………………….…................61
Основы безопасности жизнедеятельности .………………………….…….63
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной
образовательной программы основного общего образования …………….66
Общие положения .………………………………………………………66
Особенности оценки личностных результатов .……………………….67
Особенности оценки метапредметных результатов .………………….68
Особенности оценки предметных результатов .………………………72
Система внутришкольного мониторинга образовательных
достижений и портфель достижений как инструменты динамики образовательных достижений…………………………………………..73
Итоговая оценка выпускника и её использование при переходе от
основного к среднему общему образованию………………………….74
Оценка результатов деятельности образовательного учреждения …75
Содержательный раздел
1. Программа развития универсальных учебных действий………………………76
2. Программа отдельных учебных предметов, курсов ……………………………84
Русский язык .………………………………………………….…...…….....86
Литература .…………………………………………….…………………….90
Английский язык .……………………………………………………………98
История России. Всеобщая история .……………………………………...110
Обществознание .……………………………………………………..……130
География .…………………………………………………………….…...133
Математика. Алгебра. Геометрия .……………………………….……….139
Информатика .……………………………………………………………..142
Физика .……………………………………………………….……………145
Биология .……………………………………………………………..……146
Химия .…………………………………………………….........................148
Изобразительное искусство ………..……………………………………..150
Музыка .……………………………………….……………………………151
Технология .…………………………………………….…………………..152
Физическая культура .………………………………………….….............153
Основы безопасности жизнедеятельности .………………………….…...155
3. Программа воспитания и социализации обучающихся
воспитание и социализация обучающихся ………………………………..156
Организация работы по формированию экологически целесообразного,
здорового и безопасного образа жизни ……………………………………175
Мониторинг эффективности реализации образовательным
учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся…183
4. Программа формирования ИКТ- компетентности учащихся на ступени
основного общего образования. …………………………………………………….…………………..188
5. Программа учебно-исследовательской и проектной деятельности на
ступени основного общего образования ……………………………………………….199
6. Программа «Смысловое чтение и работа с текстом»………………………..204
7. Программа коррекционной работы …………………………………………...213
Организационный раздел
Учебный план основного общего образования .……………………220
Система условий реализации основной образовательной программы
Описание кадровых условий реализации основной образовательной
программы основного общего образования .………………………………222
Психолого-педагогические условия реализации основной
образовательной программы основного общего образования ….……….225 Финансовое обеспечение реализации основной образовательной
программы основного общего образования .………………………………225
Материально-технические условия реализации основной образовательной программы ……………………………………………………………………227
Целевой раздел
1. Пояснительная записка
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Кашинская основная общеобразовательная школа» д. Кашино Волоколамского района Московской области функционирует с 1982 года. Школа является общеобразовательным учреждением, реализующим общеобразовательные программы начального общего, основного общего образования.
Образовательная программа основного общего образования МОУ «Кашинская ООШ» (далее – ООП ООО) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17»декабря 2010г. №1897), примерной основной образовательной программы основного общего образования с учётом анализа образовательных запросов участников образовательного процесса школы. ООП ООО определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования. ООП ООО направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся. ООП ООО обеспечивает их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья.
Цель реализации основной образовательной программы основного общего образования:
— обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником основной школы целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
— становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:
— формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, самосовершенство-вание обучающихся, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья;
— обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
— обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обуча-ющимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;
— установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, форми-рованию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для её самореализации;
— обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участ-ников;
— взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнёрами;
— выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;
— обеспечение участия обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
— включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;
— социальное и учебно-исследовательское проектирование, профес-сиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;
— сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
Программа адресована:
Учащимся и родителям
— для информирования о целях, содержании, организации и предполагаемых результатах деятельности школы по достижению каждым обучающимся образовательных результатов;
— для определения сферы ответственности за достижение результатов образовательной деятельности школы, родителей и обучающихся и возможностей для взаимодействия.
Учителям
— для углубления понимания смыслов образования и в качестве ориентира в практической образовательной деятельности.
Администрации
— для координации деятельности педагогического коллектива по выполнению требований к результатам и условиям освоения учащимися ООП ООО;
— для регулирования отношений субъектов образовательного процесса, для принятия управленческих решений на основе мониторинга эффективности процесса, качества условий и результатов образовательной деятельности.
Содержание основной образовательной программы основного общего образования формируется с учётом:
Государственного заказа:
— создание условий для получения обучающимся качественного образования в соответствии с государственными стандартами; развитие творческой, конкурентоспособной, общественно-активной, функционально-грамотной, устойчиво развитой личности.
Социального заказа:
— организация учебного процесса в безопасных и комфортных условиях;
— обеспечение качества образования, позволяющего выпускникам эффективно взаимодействовать с экономикой и обществом в соответствии с требованиями времени;
— воспитание личности ученика, его нравственных и духовных качеств;
— обеспечение досуговой занятости и создание условий для удовлетворения интересов и развития разнообразных способностей детей;
— воспитание ответственного отношения учащихся к своему здоровью и формирование навыков здорового образа жизни.
Заказа родителей:
— возможность получения качественного образования учащихся;
— создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
— сохранение здоровья.
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
— воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;
— формирование соответствующей целям общего образования социаль-ной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
— ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
— признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
— учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологичес-ких особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
— разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одарённых детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Основная образовательная программа формируется с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей 11—15 лет, связанных:
— с переходом от учебных действий, характерных для начальной школы и осуществляемых только совместно с классом как учебной общностью и под руководством учителя, от способности только осуществлять принятие заданной педагогом и осмысленной цели к овладению этой учебной деятельностью на ступени основной школы в единстве мотивационно-смыслового и операционно-технического компонентов, становление которой осуществляется в форме учебного исследования, к новой внутренней позиции обучающегося — направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;
— с осуществлением на каждом возрастном уровне (11—13 и 13—15 лет) благодаря развитию рефлексии общих способов действий и возможностей их переноса в различные учебно-предметные области, качественного преобразования учебных действий моделирования, контроля и оценки и перехода от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временной перспективе;
— с формированием у обучающегося научного типа мышления, ориентирующего на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;
— с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества; развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях обучающихся с учителем и сверстниками;
— с изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к лабораторно-семинарской, лекционно-лабораторной, исследовательской.
Переход обучающегося в основную школу совпадает с предкритической фазой развития ребёнка — переходом к кризису младшего подросткового возраста (11—13 лет - 5— 7 классы), характеризующемуся началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие у него самосознания — представления о том, что он уже не ребёнок, т. е. чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых.
Второй этап подросткового развития (14—15 лет- 8—9 классы) характеризуется:
— бурным, скачкообразным характером развития, т. е. происходящими за сравнительно короткий срок многочисленными качественными изменениями прежних особенностей, интересов и отношений ребёнка, появлением у подростка значительных субъективных трудностей и переживаний;
— стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками;
— особой чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира;
— процессом перехода от детства к взрослости, отражающимся в его характеристике как «переходного», «трудного» или «критического»;
— обострённой, в связи с возникновением чувства взрослости, восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях, порождающей интенсивное формирование на данном возрастном этапе нравственных понятий и убеждений, выработку принципов, моральное развитие личности;
— сложными поведенческими проявлениями, вызванными противоречием между потребностью в признании их взрослыми со стороны окружающих и собственной неуверенностью в этом (нормативный кризис с его кульминационной точкой подросткового кризиса независимости, проявляющегося в разных формах непослушания, сопротивления и протеста);
— изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок и изменением характера и способа общения и социальных взаимодействий — объёмы и способы получения информации (СМИ, телевидение, Интернет).
Учёт особенностей подросткового возраста, успешность и своевремен-ность формирования новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения.
Объективно необходимое для подготовки к будущей жизни подростка развитие его социальной взрослости требует и от родителей (законных представителей) решения соответствующей задачи воспитания подростка в семье, смены прежнего типа отношений на новый.
|