МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
«Утверждаю»
Проректор по УР Гуляева Т.И.
«____»_______________2013 г.
|
|
Рабочая программа дисциплины (модуля)
«Современные машины и технологии в растениеводстве»
на основе модульной технологии обучения
Направление подготовки 110800 Агроинженерия
Профиль подготовки 110804 – Технический сервис в АПК
Квалификация (степень) бакалавр
Форма обучения - очная
Орел 2013 год
Составитель: к.т.н., доцент Булавинцев Р.А. _________
«__» __________2013г.
Рецензент: к.т.н., доцент Головин С.И._________
«__» __________2013г.
Программа разработана в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки (квалификация (степень))110800 – «Агроинженерия» бакалавр
Программа обсуждена на заседании кафедры МТП в АПК
протокол №____ от « » 2013г.
Зав. кафедрой к.т.н., доцент Волженцев А.В._________
«__» __________2013г.
Лист согласования рабочей программы
Декан факультета агротехники и энергообеспечения
к.т.н., доцент Коношин И.В._________
«__» __________2013г.
Программа принята учебно-методической комиссией факультета «Агротехники и энергообеспечения» протокол №_____ от __________2013г.
Председатель учебно-методической комиссии
к.т.н., доцент Коренев В.Н _________
«__» __________2013г.
Заведующий выпускающей кафедрой
Заведующий кафедрой «Надежность и ремонт машин»
д.т.н., доцент Коломейченко А.В._________
«__» __________2013г.
Директор научной библиотеки
Ишханова Е.В._________
«__» __________2013г.
Оглавление
Введение 4
1.Цели освоения дисциплины. 7
2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата. 7
3.Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины. 8
4.Объем дисциплины и виды учебной работы 8
5.Содержание дисциплины 9
5.1. Содержание модулей и разделов дисциплины 9
5.2.Разделы дисциплин и виды занятий 11
5.3.Тематический план лекций 12
5.4.Лабораторный практикум 12
5. Самостоятельная работа студентов и активные формы обучения 13
6.Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебнометодическое обеспечение самостоятельной работы студентов. 14
7.Учебно-методическое и информационное обеспечение 31
8.Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля). 32
Введение
Рабочая программа по дисциплине «Современные машины и технологии в растениеводстве» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 110800 Агроинженерия, профиль подготовки - «Технический сервис в АПК» квалификация (степень) «бакалавр». Включает: цели и задачи дисциплины, требования к уровню усвоения; структуру предмета и распределение часов по семестру; виды и трудоемкость занятий по темам; формы и объем самостоятельной работы; перечень дидактических (демонстрационных) материалов, применяемых при изучении курса и список используемой литературы.
Изучение дисциплины осуществляется по модульному принципу, сущность которого состоит в делении учебного материала на отдельные логически завершенные блоки (модули). Качество их освоения определяется с помощью специальных контрольных мероприятий. Модульное формирование курса позволяет осуществлять перераспределение времени, отводимого учебным планом на отдельные виды учебного процесса, расширяя долю самостоятельной работы студентов. В начале семестра сообщается: количество модулей в семестре, какие разделы дисциплины входят в каждый модуль, график проведения отчета по модулям, условия допуска к отчету по теме модуля. Все это также утверждается на заседании кафедры в начале семестра. Контроль по каждому модулю осуществляется на основе тестирования по основным положениям дисциплины. Тест включает задания в зависимости от темы модуля, на тестирование отводится до одного часа времени;
Основными формами контроля знаний являются самостоятельные работы, тестирование, а также зачеты.
Количество промежуточных этапов контроля учебной работы студентов, их форму, сроки и максимальную оценку их в рейтинговых баллах устанавливается на заседании кафедры “МТП в АПК”. Преподаватель кафедры, ведущий занятия со студенческой группой, обязан информировать группу об этом решении кафедры на первом занятии в семестре.
При изучении данной дисциплины широко используются активные формы обучения. Преподаватель в своей профессиональной деятельности использует ту классификацию и группу методов, которые наиболее полно помогают осуществлению тех дидактических задач, которые он ставит перед занятием. И активные методы обучения являются одним из наиболее эффективных средств вовлечения студентов в учебно-познавательную деятельность.
Основную организационную форму обучения, направленную на первичное овладение знаниями, представляет собой лекции. Главное назначение лекции - обеспечить теоретическую основу обучения, развить интерес к учебной деятельности и конкретной учебной дисциплине, сформировать у обучающихся ориентиры для самостоятельной работы над курсом.
Условно классификацию лекции можно представить следующим образом:
Лекция Проблемная лекция
Лекция-беседа
Лекция с разбором конкретных ситуаций
Лекция - визуализация
Лекция вдвоем
Лекция-дискуссия
Лекция с заранее запланированными ошибками
Лекция-пресс-конференция
Среди всего многообразия форм лекций в данном курсе предпочтение отдается лекции- визуализации.
Данный вид лекции является результатом нового использования принципа наглядности, содержание данного принципа меняется под влиянием данных психолого-педагогической науки, форм и методов активного обучения.
Психологические и педагогические исследования показывают, что наглядность не только способствует более успешному восприятию и запоминанию учебного материала, но и позволяет активизировать умственную деятельность, глубже проникать в сущность изучаемых явлений показывает его связь с творческими процессами принятия решений, подтверждает регулирующую роль образа в деятельности человека.
Лекция - визуализация учит студентов преобразовывать устную и пись-менную информацию в визуальную форму, что формирует у них профессио-нальное мышление за счет систематизации и выделения наиболее значимых, существенных элементов содержания обучения.
Этот процесс визуализации является свертыванием мыслительных содержаний, включая разные виды информации, в наглядный образ; будучи воспринят, этот образ, может быть, развернут и служить опорой для мыслительных и практических действий.
Любая форма наглядной информации содержит элементы проблемной. Поэтому лекция - визуализация способствует созданию проблемной ситуации, разрешение которой в отличие от проблемной лекции, где используются вопросы, происходит на основе анализа, синтеза, обобщения, свертывания или развертывания информации, т.е. с включением активной мыслительной деятельности. Задача преподавателя использовать такие формы наглядности, которые на только дополняли - бы словесную информацию, но и сами являлись носителями информации. Чем больше проблемности в наглядной информации, тем выше степень мыслительной активности студента.
Подготовка лекции преподавателем состоит в том, чтобы изменить, переконструировать учебную информацию по теме лекционного занятия в визуальную форму для представления студентам через технические средства обучения или вручную (схемы, рисунки, чертежи и т.п.). К этой работе могут привлекаться и студенты, у которых в связи с этим будут формироваться соответствующие умения, развиваться высокий уровень активности, воспитываться личностное отношение к содержанию обучения.
Чтение лекции сводится к связному, развернутому комментированию преподавателем подготовленных наглядных материалов, полностью раскрывающему тему данной лекции. Представленная таким образом информация должна обеспечить систематизацию имеющихся у студентов знаний, создание проблемных ситуаций и возможности их разрешения; демонстрировать разные способы наглядности, что является важным в познавательной и профессиональной деятельности.
Лучше всего использовать разные виды визуализации - натуральные, изобразительные, символические, - каждый из которых или их сочетание выбирается в зависимости от содержания учебного материала. При переходе от текста к зрительной форме или от одного вида наглядности к другому может теряться некоторое количество информации. Но это является преимуществом, т.к. позволяет сконцентрировать внимание на наиболее важных аспектах и особенностях содержания лекции, способствовать его пониманию и усвоению.
В лекции-визуализации важна определенная наглядная логика и ритм подачи учебного материала. Для этого можно использовать комплекс технических средств обучения, рисунок, в том числе с использованием гротескных форм, а также цвет, графику, сочетание словесной и наглядной информации. Важны дозировка использования материала, мастерство и стиль общения преподавателя со студентами.
При визуализации знаний важно учитывать:
1) Какую информацию мы визуализируем?
Это могут быть:
• Данные. Визуальное представление количественных данных (например, графики).
• Информация. Наглядное представление данных. Данные переводятся в рисунок, чтобы заполнить выделенное пространство (экран, страница).
• Концепции. Визуализация идей, планов, результатов аналитической работы.
• Стратегии. Систематическое использование взаимодополняющих мето-дов визуализации анализа, развития, определения и взаимодействия элементов в стратегии команды, группы.
• Метафоры. Использование визуальных метафор, чтобы организовать и структурировать знания. Передача понимания о представляемой информации через ключевые характеристики.
• «Солянка». Взаимодополняющее использование различных методов визуализации в одной схеме или рисунке.
2) Что визуализируем?
Это может быть как структура, так и различного рода процессы.
3) Как подробно визуализируем?
• Только детали
• Только общий вид
• Или то, и другое одновременно
4) Для чего визуализируем?
Цель визуализации. Что хотим получить в итоге? Использовать суще-ствующие данные или создать новое знание?
Лекцию-визуализацию лучше всего использовать на этапе введения сту-дентов в новый раздел, тему, дисциплину. Возникающая при этом проблемная ситуация создает психологическую установку на изучение материала, развитие навыков наглядной информации в других видах обучения.
-
Цели освоения дисциплины.
Цель дисциплины – дать будущим инженерам знания по устройству, конструкции, теории технологических и рабочих процессов, обоснованию и настройке современных сельскохозяйственных машин на заданные условия работы.
Для достижения цели решаются следующие задачи изучения:
- познакомиться с конструкцией и технологическими настройками сельскохозяйственных машин;
- познакомиться с современными технологиями в растениеводстве.
-
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата.
Дисциплина «Современные машины и технологии в растениеводстве» относиться к вариативной части основной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки 110800 Агроинженерия, профиль подготовки - «Технический сервис в АПК».
-
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.
В результате изучения данной учебной дисциплины у обучающихся формируются следующие общекультурные компетенции:
- стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, владение навыками самостоятельной работы (ОК-6);
- готовность к профессиональной эксплуатации машин и технологического оборудования для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (ПК-11).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
устройства, конструкцию, рабочие и технологические процессы, регулировки и режимы работы современных машин;
основные направления и тенденции развития научно-технического прогресса в области сельскохозяйственной техники;
современные и перспективные способы обработки почвы;
ресурсо- и энергосберегающие технологиях сельскохозяйственного производства.
Уметь:
обосновывать применяемые системы машин с учетом производственных ситуаций и экологических требований;
настраивать машины на заданные условия работы и работать на них;
обнаруживать и устранять неисправности в их работе;
самостоятельно осваивать конструкции и рабочие процессы новых сельскохозяйственных машин и технологических комплексов;
оценивать качество и эффективность механизированных работ.
Владеть:
навыками выполнения настроек оборудования для различных операций;
методами анализа причин возникновения неисправностей и отказов при работе машин и оборудования;
-
Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часа/2зач.ед.
Виды учебной нагрузки
|
Всего
часов/
зач.ед
|
Семестр 7
|
Аудиторные занятия (всего)
|
36
|
36
|
В том числе
|
|
|
Лекции
из них с активными формами обучения
|
16
8
|
16
8
|
Лабораторные работы (ЛР)
из них с активными формами обучения
|
20
10
|
20
10
|
Самостоятельная работа (всего)
|
36
|
36
|
В том числе
|
|
|
Самостоятельное изучение теоретического материала
|
10
|
10
|
Подготовка к ЛЗ
|
16
|
16
|
Подготовка к отчету по модулям
|
10
|
10
|
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)
|
зачет
|
зачет
|
Общая трудоемкость час/зач. ед
|
72
|
72
|
2
|
2
|
|