МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. АСТАФЬЕВА»
(КГПУ им. В.П. Астафьева)
Кафедра психологии
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ПРАКТИКУМ «ПРОЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ»
Направление подготовки:
44.04.02
Психолого-педагогическое образование
Название профиля:
Психология и педагогика семьи
квалификация (степень):
Магистр
КРАСНОЯРСК 2015
Рабочая программа составлена к.пс.н., доцентом О.В. Баркановой
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры психологии ИППО
«04» сентября 2015 г. (протокол №6)
Заведующий кафедрой Н.А. Старосвеская
Одобрено научно-методическим советом направления
«29» сентября 2015 г.
Председатель НМСС………………………………….. О.В. Груздева
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа дисциплины (РПД) Практикум «Проективные технологии в работе с семьей» для студентов очной формы обучения по направлению 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование» состоит из следующих элементов:
Пояснительной записки, которая ориентирует в составе и содержании РПД Практикум «Проективные технологии в работе с семьей».
-
Общей программы дисциплины, включающей в себя:
выписку из государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО) по направлению 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование»;
рабочую модульную программу дисциплины Практикум «Проективные технологии в работе с семьей»;
учебно-методическую карту дисциплины Практикум «Проективные технологии в работе с семьей»;
карту самостоятельной работы студента по дисциплине Практикум «Проективные технологии в работе с семьей»;
протокол согласования рабочей программы с другими дисциплинами по направлению;
лист внесения изменений;
анализ результатов обучения и перечень корректирующих мероприятий по дисциплине Практикум «Проективные технологии в работе с семьей»
карту литературного обеспечения дисциплины Практикум «Проективные технологии в работе с семьей»;
карту обеспеченности учебными материалами дисциплины Практикум «Проективные технологии в работе с семьей»;
карту обеспеченности оборудованием дисциплины Практикум «Проективные технологии в работе с семьей»;
технологическую карту дисциплины Практикум «Проективные технологии в работе с семьей»;
журнал рейтинга по дисциплине Практикум «Проективные технологии в работе с семьей»;
Методических рекомендаций для студентов, которые содержат советы и разъяснения, позволяющие студенту оптимальным образом организовать процесс изучения дисциплины Практикум «Проективные технологии в работе с семьей»
Вопросов к зачету, который является итоговым контролем освоения студентом компетенции в области проективных технологий.
Поскольку в учебном плане по данной дисциплине не предусмотрено курсовых работ, то они отсутствуют; также не предусмотрены учебным планом рефераты.
ВЫДЕРЖКА ИЗ СТАНДАРТА
Практикум «Проективные технологии в работе с семьей» входит в цикл дисциплин по выбору в составе вариативной части учебного плана основной образовательной программы магистра по направлению подготовки 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование», профиль «Психология и педагогика семьи».
Выписка из учебного плана по направлению «Психолого-педагогическое образование» об объеме Практикума «Проективные технологии в работе с семьей» и видах учебной работы
-
Вид учебной работы
|
Всего
|
часов
|
кредитов
|
Общая трудоемкость работы
|
72
|
2
|
Лекции
|
2
|
0,06
|
Семинары
|
|
|
Лабораторные занятия
|
12
|
0,33
|
Практические занятия
|
|
|
КСР
|
|
|
Самостоятельная работа
|
58
|
1,61
|
Курсовая работа
|
|
|
Реферат
|
|
|
Другие виды внеаудиторных занятий
|
|
|
Виды итогового контроля
|
Зачет
|
РАБОЧАЯ МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Введение
Практикум «Проективные технологии в работе с семьей» входит в цикл дисциплин по выбору в составе вариативной части учебного плана основной образовательной программы магистра по направлению подготовки 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование», профиль «Психология и педагогика семьи». Курс включает рассмотрение теоретических вопросов проективной психологической диагностики и психотерапии и ее прикладных аспектов. Студенты, будущие педагоги-психологи, должны не только владеть знаниями об уровнях психического и личностного развития человека, но и уметь определять эти уровни у конкретного клиента, компетентно используя проективные психодиагностические методы, а также уметь применять проективные технологии для терапевтической работы с семьей.
К теоретическим вопросам, изучение которых предусмотрено Практикумом «Проективные технологии в работе с семьей», относятся краткая история становления и развития проективных методов психодиагностики, основные критерии и подходы к оценке личности с точки зрения теории проекции. На лабораторных занятиях студенты отрабатывают навыки работы с конкретными проективными психодиагностическими техниками и методиками.
Практикум «Проективные технологии в работе с семьей» изучается во 2-м семестре (1-й курс) и включает в себя 14 часов аудиторных занятий и 58 часов самостоятельной работы студента. Итоговой формой контроля является зачет. Изучение данной дисциплины актуализирует знания студентов, полученные при изучении основ психодиагностики, психологии личности, методологии и методов психолого-педагогических исследований.
Прохождение Практикума «Проективные технологии в работе с семьей» позволит в будущем студентам-выпускникам ВУЗа работать в качестве практических психологов в образовательных учреждениях разного типа, осуществляя психодиагностическую, коррекционно-развивающую, консультативную, профилактическую и просветительскую работу с учениками, родителями и педагогами.
Целью преподавания дисциплины является обеспечение освоения студентами знаний о проективной психодиагностике как теоретической и практической дисциплине. Также цель курса состоит в том, чтобы содействовать становлению у студентов ключевых профессионально-личностных компетенций, состоящих из следующих структурных элементов:
опыта познавательной деятельности, фиксированного в форме ее результатов – знаний;
опыта осуществления известных способов деятельности – в форме умения действовать по алгоритму, образцу;
опыта творческой деятельности – в форме умения принимать эффективные решения в проблемных ситуациях;
опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений – в форме личностных ценностных ориентаций.
Задачи курса состоят в том, чтобы:
-
Содействовать развитию у студентов:
способности использовать освоенное содержание курса для решения практически-познавательных, ценностно-ориентационных и коммуникативных задач и проблем;
интегральных информационных и коммуникативных способностей;
обобщенных навыков профессионального и культурного поведения;
способов организации собственной деятельности.
Обеспечить практически-продуктивную направленность курса на основе использования двухуровневой психологической закономерности обучения при моделировании учебного процесса, а именно: на лекциях обеспечить качественный уровень понимания изучаемого материала, на практических занятиях – качественный уровень применения знаний, навыков и умений.
Способствовать формированию профессиональных знаний, умений и навыков, профессионально-значимых качеств психолога-диагноста.
При прохождении Практикума «Проективные технологии в работе с семьей» студенты должны:
-
Знать:
Теоретические и методологические основы проективной психодиагностики;
классификацию проективных психодиагностических методов,
конкретные психодиагностические методики;
требования к организации и проведению психодиагностического обследования;
профессионально-этические нормы психодиагностики;
классификацию методов проективной психотерапии;
возможности использования проективных методов в работе с семьей.
Уметь:
анализировать психологические тексты;
соотносить теорию с практикой;
оценивать качество психодиагностических методик и подбирать их адекватно запросу;
организовывать и проводить психодиагностическое обследование с помощью проективных методов, формулировать диагноз и прогноз, разрабатывать психолого-педагогические рекомендации;
подбирать и применять на практике методы проективной психотерапии в работе с семьей.
Выполнять программу лабораторных занятий и самостоятельную работу по курсу.
Изучение Практикума «Проективные технологии в работе с семьей» способствует развитию у студентов следующих компетенций:
профессиональные компетенции (ПК), общие для всех видов профессиональной деятельности магистра данного направления
подготовки (ОПК):
ОПК-2 (способность использовать научно-обоснованные методы и технологии в психолого-педагогической деятельности, владеть современными технологиями организации сбора, обработки данных и их интерпретации);
ОПК-5 (способность проектировать и осуществлять диагностическую работу, необходимую в его профессиональной деятельности);
в психолого-педагогическом сопровождении дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования (ПКПП):
ПКПП-1 (способность проводить диагностику психического развития детей и подростков);
ПКПП-3 (способность проектировать стратегию индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы с детьми на основе результатов диагностики);
ПКПП-7 (способность проводить диагностику образовательной среды, определять причины нарушений в обучении, поведении и развитии детей и подростков);
ПКПП-8 (способность оказывать психологическое содействие оптимизации педагогического процесса);
в области психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в специальном и инклюзивном образовании (ПКСПП):
ПКСПП-1 (способность выбирать и применять методы диагностики в практической работе с учетом особенностей ОВЗ детей и подростков);
ПКСПП-3 (способность проектировать стратегию индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ на основе результатов диагностики);
ПКСПП-6 (умение разрабатывать рекомендации субъектам коррекционного образования по вопросам развития и обучения ребенка);
ПКСПП-7 (способность проводить диагностику образовательной среды, определять причины нарушений в обучении, поведении и развитии детей и подростков с ОВЗ);
в области педагогической деятельности (ПКОД):
ПКОД-3 (способность использовать и разрабатывать методы психолого-педагогической диагностики для выявления возможностей, интересов, способностей и склонностей детей, особенностей освоения образовательных программ).
Содержание дисциплины
Проективные методы психодиагностики: определение, история возникновения метода в психологической науке, природа проективных методов. Основные идеи психоаналитического и гештальт-подходов, холистической психологии, положенные в основу проективной диагностики. Отличительные признаки проективных методов. Классификация проективных методов психодиагностики. Ассоциативные методики. Конструктивные методики. Методики интерпретации. Методики дополнения. Методики изучения экспрессии (анализ почерка, анализ речевого общения). Методики катарсиса (психодрама, проективные игры). Методики изучения продуктов творчества (рисуночные тесты). Импрессивные методики. Область применения проективных методов, достоинства и недостатки, требования к проведению диагностического обследования с помощью проективных методов. Психотерапевтические эффекты проективных методов. Психодрама, проективные игры, расстановки, арттерапия, мульттерапия, песочная терапия, куклотерапия. Возможности использования проективных методов в работе с семьей (детско-родительских отношениях и кризисных ситуациях).
Лекция 1: Теоретические основы проективных методов
1) Природа проективных методов, основные положения психоаналитического и холистического подходов относительно проективной диагностики.
2) Классификация проективных методов.
3) Достоинства и недостатки методов.
Лабораторные занятия 1-2: Проективные рисуночные тесты
1) Возможности использования рисунка в работе с семьей.
2) Принципы интерпретации черно-белых рисуночных методик.
3) Методики ДДЧ; «Рисунок семьи», «Кактус».
4) Принципы интерпретации цветных рисуночных методик.
5) Методика «Я и мой окружающий мир».
Лабораторные занятия 3-4:
1) Методы конструирования. Использование игрушек и подручного материала для конструирования ситуаций.
2) Ассоциативные и интерпретационные методы.
3) Методы дополнения (незаконченные предложения, рассказы, рисунки).
Лабораторные занятия 5-6:
1) Методы расстановок, игры, психодрама.
2) Арттерапевтические методы.
3) Куклотерапия и мульттерапия.
ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
Практикум «Проективные технологии в работе с семьей» по направлению 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование»
№ п/п
|
Наименование модулей и разделов
|
всего
|
из них аудиторные
|
лекции
|
Практические
занятия
|
Лабораторные
|
Самостоятельная работа
|
1.
|
Проективные технологии в работе с семьей
|
72
|
14
|
2
|
-
|
12
|
58
|
|
Итого
|
72
|
14
|
2
|
-
|
12
|
58
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
Практикум «Проективные технологии в работе с семьей»
для студентов образовательной профессиональной программы
по направлению 44.04.02 Психолого-педагогическое образование, Психология и педагогика семьи, «магистр»
(направление и уровень подготовки, шифр, профиль)
по очной форме обучения
Модули. Наименование разделов и тем
|
Всего часов
(з.е.)
|
Аудиторных часов
|
Внеауди
торных
часов
|
Результаты обучения и воспитания
|
Формы и методы контроля
|
всего
|
лекций
|
семинаров и лабораторных
|
практических
работ
|
Знания, умения, навыки
|
компетенции
|
|
Проективные технологии в работе с семьей
|
72 (2)
|
14
|
2
|
12
|
-
|
58
|
Тезаурус по теме; представления о принципах интерпретации и терапевтических эффектах проективных методов; умение проводить обследование и интерпретировать проективные методы, использовать проективные техники в работе с семьей
|
ОПК-2, 5; ПКПП-1, 3, 7, 8; ПКСПП-1, 3, 6, 7; ПКОД-3
|
Зачет в форме устного собеседования
|
ФИО преподавателя: Барканова О.В.
Утверждено на заседании кафедры «04» сентября 2015г. Протокол №6
Зав. кафедрой Н.А. Старосветская
КАРТА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Практикум «Проективные технологии в работе с семьей»
для студентов образовательной профессиональной программы
по направлению 44.04.02 Психолого-педагогическое образование, Психология и педагогика семьи, «магистр»
(направление и уровень подготовки, шифр, профиль)
по очной форме обучения
Номер модуля
|
Номер темы
|
Трудоем-кость и сроки выполне-ния
|
Планируемые результаты
(компетенции)
|
Содержание
|
Основные учебные действия
|
Формы и методы самоконт-роля
|
Формы и методы контроля и оценивания
|
|
1
|
1
|
58 (1,61 з.е.)
к концу раздела
|
ОПК-2, 5; ПКПП-1, 3, 7, 8; ПКСПП-1, 3, 6, 7; ПКОД-3
|
Природа проективных методов, основные положения психоаналитического и гештальт-подходов относительно проективной диагностики и психотерапии, принципы интерпретации методик, возможности использования проективных методов в работе с семьей
|
Изучение теоретических вопросов по теме; составление тезауруса;
чтение дополнительной литературы; просмотр видеоматериалов по проективной диагностике с последующим обсуждением, проведение самодиагностики с помощью проективных методик, оформление протоколов
|
конспекты, протоколы самообследования
|
устное собеседование по теоретическим вопросам проективной диагностики и психотерапии и заключению по результатам самообследования
|
ФИО преподавателя: Барканова О.В.
Утверждено на заседании кафедры «04» сентября 2015г. Протокол №6
Зав. кафедрой Н.А. Старосветская
Протокол согласования рабочей программы дисциплины ПРАКТИКУМ «ПРОЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ» с другими дисциплинами по направлению 44.04.02 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
на 201__/ _______ учебный год
Наименование дисциплин, изучение которых опирается на данную дисциплину
|
Кафедра
|
Предложения об изменениях в дидактических единицах, временной последовательности изучения и т.д.
|
Принятое решение (протокол №, дата) кафедрой, разработавшей программу
|
Психокоррекционные технологии в работе с семьей
|
Психологии
|
|
|
Психологическая помощь в кризисных ситуациях
|
Психологии
|
|
|
Практикум «Коррекция нарушений поведения детей и подростков с ОВЗ в контексте семейной микросреды»
|
Психологии
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Заведующий кафедрой Н.А. Старосветская
Председатель НМС О.В. Груздева
«29» сентября 2015 г.
лист внесения изменений
Дополнения и изменения рабочей программы на 2014/2015 учебный год
В рабочую программу вносятся следующие изменения:
Внести изменения в коды направлений подготовки с 050400.68 на 44.04.02
Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры психологии 08.05.15 протокол № 7
Внесенные изменения утверждаю:
Заведующий кафедрой Н.А. Старосветская
анализ результатов обучения и перечень корректирующих мероприятий
КАРТА литературного обеспечения дисциплины
Практикум «Проективные технологии в работе с семьей»
для студентов образовательной профессиональной программы
по направлению 44.04.02 Психолого-педагогическое образование, Психология и педагогика семьи, «магистр»
(направление и уровень подготовки, шифр, профиль)
по очной форме обучения
Обязательная литература
№ п/п
|
наименование
|
наличие
|
потребность
|
примечания
|
1
|
Беллак Л., Абт Л.Э. Проективная психология: учебник, пер. с англ. – М.: Апрель – Пресс, ЭКСМО – Пресс, 2006. – 528 с.
|
http://bookitut.ru/Proektivnaya-psikhologiya.1.html
|
|
|
2
|
Бурлакова, Н.С., Олешкович, В.И. Проективные методы: теория, практика, применения к исследованию личности ребенка. - М.: Ин-т общегуманитарных исследований, 2001. - 352 с.
|
ИМРЦ ИППиУО(1)
|
|
|
3
|
Венгер, А.Л. Психологические рисуночные тесты. Иллюстрированное руководство. - М.: Изд-во Владос-Пресс, 2006. - 160 с.
|
ИМРЦ ФНК(1)
|
|
|
4
|
Мак-Вильямс, Н. Психоаналитическая диагностика: монография. - М.: Изд-во Класс, 2007. - 473с.
|
http://www.e-reading.by/book.php?book=36274
|
|
|
5
|
Маховер, К. Проективный рисунок человека. – М.: Смысл, 2009. – 154 с.
|
http://www.e-reading.by/bookreader.php/114372/Mahover_-_Proektivnyii_risunok_cheloveka.pdf
|
|
|
6
|
Остер, Д., Гоулд П. Рисунок в психотерапии. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2006. – 184 с.
|
ЧЗ(1)
|
|
|
7
|
Потемкина О.Ф., Потемкина Е.В. Психологический анализ рисунка и текста. – СПб.: Речь, 2006. - 524 с.
|
ЧЗ(1)
|
|
|
8
|
Романова, Е.С., Потемкина, О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. – СПб.: Речь, 2007. - 416с.
|
АНЛ(1)
|
|
|
9
|
Роршах, Г. Психодиагностика. – М.: Изд-во Когито-центр., 2006. – 336 с.
|
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4455918
|
|
|
10
|
Соколова, Е.Т. Проективные методы исследования личности.- М.: Изд-во МГУ, 2006. - 176с.
|
http://www.klex.ru/a8z
|
|
|
11
|
Шоттенлоэр, Г. Рисунок и образ в гештальттерапии.- СПБ.: "Издательство Пирожкова", 2007. – 224 с.
|
http://www.klex.ru/5ct
|
|
|
|