Скачать 1.1 Mb.
|
Отчет о деятельности Государственной инспекции труда в Омской области за 2009 год 1. Общие положения. Организация деятельности Государственной инспекции труда в Омской области (далее Гострудинспекция), являющейся территориальным органом Федеральной службы по труду и занятости (далее Роструд) по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, базируется на положениях Конвенции Международной организации труда №81 «Об инспекции труда» (1947 г.), ратифицированной Федеральным законом от 11 апреля 1998 года № 58-ФЗ, Трудовом кодексе Российской Федерации, Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральном законе от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Положении о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 324, Положении о Государственной инспекции труда в Омской области, утвержденном приказом Роструда от 24 марта 2005 г. № 211 (в редакции приказа Роструда от 13 июля 2007 № 151). Гострудинспекция осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами надзора и контроля, органами прокуратуры, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти Омской области, органами местного самоуправления, профессиональными союзами (их объединениями), объединениями работодателей, другими организациями. По состоянию на 31 декабря 2009 года в структуре Гострудинспекции находится 6 подразделений (отделов), в том числе: - отдел государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде в организациях бюджетной и производственной сферы, малого бизнеса, - отдел государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда в организациях производственной сферы, - отдел государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда в организациях агропромышленного комплекса и лесного хозяйства, - отдел государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда в организациях бюджетной сферы, торговли, малого бизнеса, - отдел организационно-аналитической и кадровой работы, - отдел финансирования, бухгалтерского учета и хозяйственного обеспечения. По состоянию на 31 декабря 2009 года фактическая численность работников – государственных гражданских служащих Гострудинспекции составила 49 человек. В том числе должностных лиц уполномоченных на осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права - 42 человека, из которых государственных инспекторов труда по правовым вопросам, включая руководство - 17 человек и государственных инспекторов труда по охране труда, включая руководство - 25 человек. II. Контроль и надзор в сфере труда 2.1. Анализ соблюдения законодательства о труде и охране труда в Омской области. Численность населения Омской области составляет 2014,1 тыс. человек, из них городское население – 1396,4 , сельское – 617,7 человек. Среднесписочная численность работников – 61347 человек. В Омской области (по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики) зарегистрировано 102 тысячи работодателей, из которых более 61 тысячи - работодатели – индивидуальные предприниматели. Среди нарушений трудового законодательства, допускаемых работодателями Омской области и выявляемых госинспекторами труда, наибольшее количество выявлено по вопросам оплаты и нормирования труда – 13,3 %, обучения и инструктирования работников по охране труда – 10,1 %, трудового договора – 7,3 %, проведения аттестации рабочих мест по условиям труда – 7,1 %. Работодателями допускаются нарушения практически по всем основным разделам и институтам трудового права: от нарушений при заключении и расторжении трудовых договоров и задержки выплаты заработной платы, либо ее выплаты не в полном размере, до наложения на работников незаконных дисциплинарных взысканий, не предоставления установленных гарантий и компенсаций, несоблюдения безопасных условий труда работников. По-прежнему, наибольшее количество нарушений допускается в организациях негосударственных форм собственности. Из общего количества нарушений выявлено госинспекторами труда в строительстве (18,5 %), сферах оптовой и розничной торговли (16,5%), сельского и лесного хозяйства (16,2 %), обрабатывающих производствах (10,8 %), на транспорте и в связи (7,7 %). По данным Омскстата на 1 января 2010 года просроченная задолженность по заработной плате в Омской области составила 37,7 млн. рублей (на 1 января 2009 года – 9,9 млн. рублей). Основная задолженность приходится на строительство – 45,0 %, сельское хозяйство, охота и лесозаготовки – 34,0 %, обрабатывающие производства – 19,9 %. Задолженности по заработной плате из-за недофинансирования из бюджетов всех уровней организации Омской области не имели. Начиная с октября-ноября 2008 года обстановка в социально-трудовых отношениях осложнилась увеличившимся объемом высвобождения работников, перевода их в режим неполного рабочего времени, отправления в простой и в отпуска без сохранения заработной платы. По оперативным данным Главного управления государственной службы занятости в Омской области по состоянию на 28 декабря 2009 года о предстоящем увольнении по сокращению численности или штата работников заявили 2298 организаций, численность работников, попадающих под высвобождение возросла до 29734 человек. В период проведения мониторинга высвобождено 13280 человек. О массовом увольнении заявили 7 организаций. В простое по вине работодателя находятся 1368 человек в 20 организациях, 82 организации заявили о работе в режиме неполного рабочего времени 13955 человек. В 6 организациях, заявивших о высвобождении, 863 работника находятся в отпусках без сохранения заработной платы. Больше других вышеперечисленные проблемы коснулись работников сферы образования, предоставления коммунальных, социальных и персональных услуг, строительства, государственного управления и обеспечения безопасности, торговли. Гострудинспекция в 2009 году продолжила осуществление надзорно-контрольной деятельности за соблюдением работодателями законодательства при высвобождении работников. После получения еженедельной информации о высвобождении работников из органов службы занятости между государственными инспекторами труда распределяются организации, предприятия, в которых ожидается массовое высвобождение работников, простой, введение неполного рабочего времени, отправления работников в отпуска без сохранения заработной платы с целью проведения в них надзорно-контрольных мероприятий. В 2009 году Гострудинспекцией проведено 52 проверки хозяйствующих субъектов, осуществляющих меры по оптимизации производства, на которых предпринимаемые меры по оптимизации производства затрагивают трудовые права и интересы 50 и более работников. К ряду работодателей у которых выявлены нарушения трудового законодательства приняты меры инспекторского реагирования. Обстановка с тяжелым и смертельным травматизмом в Омской области остается достаточно напряженной. В частности, по оперативным данным Гострудинспекции за 2009 год в хозяйствующих субъектах Омской области произошло 16 групповых, 156 тяжелых и 42 смертельных несчастных случая (за 12 месяцев 2008 года - 21 групповой, 201 тяжелый и 39 смертельных несчастных случаев). В результате несчастных случаев на производстве в 2009 года погибло 50 работников, из них 4 женщины, лиц, в возрасте до восемнадцати лет – нет (в 2008 года погибло 46 работников, из них 1 – несовершеннолетний, женщин – нет). Наибольшее количество пострадавших со смертельным исходом зафиксировано в обрабатывающих производствах (12), сельском хозяйстве (8), на транспорте и связи (7), в строительстве (7, в том числе 1 женщина), в оптовой и розничной торговле (4, в том числе 2 женщины). По оперативным сведениям Гострудинспекции в 2009 года снижение абсолютного количества погибших в результате несчастных случаев на производстве по сравнению с 2008 годом отмечено в хозяйствующих субъектах, осуществляющих деятельность в сфере строительства (в 2008 году – 23, за 2009 год – 7), в сфере деятельности ресторанного и гостиничного бизнеса (в 2008 году – 2 случая, в 2009 году – нет) и ряде других видов экономической деятельности. В то же время, в 2009 году увеличилось количество погибших на производстве работников хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере оптовой и розничной торговли – 4, в том числе 2 женщины (в 2008 году – нет), транспорт и связь – 7 (в 2008 году – 6), производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 3 (в 2008 году – нет), предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг - 3 (в 2008 году – нет) и иных видах экономической деятельности. В 2009 году рассмотрено 2746 письменных обращений граждан (за 2008 год – 1903). Уровень удовлетворенности граждан соблюдением их трудовых прав составил 36,0 %. Количество рассмотренных обращений по вопросам, связанным с охраной труда, составило 117 (в 2008 году – 130).Уровень удовлетворенности работников условиями и охраной труда составил 49,6 %. Реализация государственной политики в сфере труда в Омской области осуществляется в соответствии с действующим федеральным законодательством, Законом Омской области «Об охране труда в Омской области» от 11.06.99 №189-ОЗ, указами Губернатора Омской области от 09.08.2007 № 95 «О системе управления охраной труда в Омской области», Постановлением Правительства Омской области от 15 октября 2008 года № 172-п «О поэтапном введении отраслевых систем оплаты труда работников бюджетных учреждений в Омской области», другими нормативными правовыми актами органов исполнительной власти Омской области в сфере труда. 2.2. Общие результаты надзорно-контрольной деятельности за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Основным направлением работы Гострудинспекции в 2009 году являлось осуществление совместно с органами государственной власти, местного самоуправления и другими заинтересованными органами комплекса надзорно-контрольных мероприятий: - по соблюдению в хозяйствующих субъектах законодательства об оплате труда в целях погашения просроченной задолженности по заработной плате; - по введению в бюджетных организациях федерального подчинения, а также в организациях фонд оплаты труда в которых формируется из областного и местных бюджетов новых систем оплаты труда, введения с 1 января 2009 года нового минимального размера оплаты труда; - по соблюдению в хозяйствующих субъектах, где в связи с ликвидацией организации или сокращением численности (штата) работников проводится их высвобождение (прежде всего массовое) или иные мероприятия, связанные с оптимизацией производства, трудового законодательства в целях защиты трудовых прав и интересов работников; - по легализации правоотношений субъектов трудового права в целях защиты трудовых прав граждан, привлекаемых хозяйствующими субъектами к трудовой деятельности, и исключения случаев выплаты заработной платы по «серым» схемам, - по сокращению уровня смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; - по соблюдению трудового законодательства в отношении иностранных работников, привлекаемых к трудовой деятельности, - по пропаганде Трудового кодекса Российской Федерации, изменений и дополнений в него среди работодателей и населения Омской области, формирование нетерпимого отношения к работодателям, допускающим систематические нарушения законодательства о труде, - по осуществлению совместных действий с органами исполнительной власти, объединениями работодателей и профсоюзов по внедрению в регионе порядка добровольного декларирования работодателями условий труда, - по реализации требований Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ, - по осуществлению в хозяйствующих субъектах, предоставивших в Гострудинспекцию сведения о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда, контроля состояния условий труда на рабочих местах, - по информированию и консультированию работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, с учетом положений Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по информированию и консультированию работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства. В целях реализации требований и положений Конвенции МОТ № 81 «Об инспекции труда», Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) и других нормативных правовых актов Российской Федерации, а также обеспечения защиты трудовых прав граждан, включая право на безопасные условия труда, в отчетном периоде Гострудинспекцией продолжалось осуществление системного государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, основной формой которого являлось проведение проверок соблюдения требований законодательства о труде и охране труда в организациях с последующей выдачей обязательных для исполнения предписаний и привлечением виновных к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В указанных целях в течение 2009 года государственными инспекторами труда Гострудинспекции было проведено 4403 проверки по вопросам соблюдения трудового законодательства, из которых 2111 (47,9 %) было проведено по вопросам охраны труда. Из общего числа проведенных в течение 2009 года проверок доля проведенных в плановом порядке (комплексных – по основным вопросам трудового права и тематических – по отдельным институтам трудового права) несколько уменьшилась и составила 32,4 % (в 2008 году – 50,0 %) вследствие увеличения количества проверок, проводившихся во внеплановом (целевом) порядке и обусловленных необходимостью рассмотрения жалоб, заявлений и других обращений граждан. Доля обследованных госинспекторами труда в течение 2009 года хозяйствующих субъектов составила 4,3 % (в 2008 году – 4,4 %) от общего числа зарегистрированных в установленном порядке в Омской области хозяйствующих субъектов (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность без образования юридического лица). Из общего числа проверенных организаций 10,9 % составили организации государственной формы собственности, 12,5 % - муниципальной формы собственности и 76,4% проверенных организаций относились к иным формам собственности. Наибольший удельный вес в общем количестве проведенных проверок приходится на строительство – 22,2 %, организации оптовой и розничной торговли – 20,2 %, обрабатывающие производства – 8,7 %, осуществляющие оказание коммунальных и социальных услуг – 5,1 %, организации транспорта и связи – 4,9 %, образование – 4,8 %, производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 3,4 %, здравоохранения – 3,1 %. Значительное внимание Гострудинспекцией уделялось взаимодействию с территориальными органами федеральных органов власти и другими государственными органами, уполномоченными на осуществление надзора и контроля в установленной сфере деятельности, органами исполнительной власти Омской области, объединениями профсоюзов. Так, с органами Министерства труда и социального развития Омской области проведено 444 совместных проверки, с органами прокуратуры - 358, с профсоюзами – 184, с управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Омской области - 26, с управлением Роспотребнадзора по Омской области – 24, органами Госпожнадзора – 20, другими органами – 178. |
Отчет о деятельности Государственной инспекции труда в Омской области за 2011 год Положении о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004... |
Отчет о деятельности Государственной инспекции труда в Омской области... Положении о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004... |
||
Отчёт о деятельности Государственной инспекции труда в Камчатском крае Государственная инспекция труда в Камчатском крае образована 1 июля 2007 года путем присоединения к Государственной инспекции труда... |
Отчет о деятельности Государственной инспекции труда в Краснодарском... Описание деятельности Государственной инспекции труда в Краснодарском крае и нормативно-правовая база в сфере труда |
||
Отчет о деятельности Государственной инспекции труда в Краснодарском... Описание деятельности Государственной инспекции труда в Краснодарском крае и нормативно-правовая база в сфере труда |
Отчет о деятельности государственной инспекции труда в курганской области Федеральном законе от 26. 12. 2008г №294-фз «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного... |
||
Отчет о деятельности Государственной инспекции труда в Нижегородской области Ф об административных правонарушениях рф, Федеральном законе от 26. 12. 2008г. №294-фз «О защите прав юридических лиц и индивидуальных... |
Отчет о деятельности Государственной инспекции труда в Краснодарском... Описание деятельности Государственной инспекции труда в Краснодарском крае и нормативно-правовая база в сфере труда |
||
Отчет о деятельности Государственной инспекции труда в Московской области Общий анализ соблюдения законодательства о труде и охране труда в Московской области |
Отчет о деятельности Государственной инспекции труда в Московской области Общий анализ соблюдения законодательства о труде и охране труда в Московской области |
||
Отчет о деятельности Государственной инспекции труда в Московской области Общий анализ соблюдения законодательства о труде и охране труда в Московской области |
Отчет о деятельности государственной инспекции труда в Тамбовской области за 2 квартал 2010 года Общий анализ состояния соблюдения законодательства о труде и охране труда в Тамбовской области |
||
Отчет о деятельности государственной инспекции труда в Тамбовской... Результаты надзорно-контрольной деятельности за отчетный период показывают, что роста числа нарушений законодательства о труде и... |
Инструкция пользователя Автоматизированной информационной системы... Настоящая Инструкция определяет права и обязанности пользователя Автоматизированной информационной системы Государственной инспекции... |
||
Итоговый отчет о результатах деятельности Управления Федерального... Основные результаты деятельности Управления Федерального казначейства по Омской области (далее – Управление) в 2017 году |
Приказ от 20 января 2014 г. N 9-п об утверждении инструкции по делопроизводству... Инструкции по делопроизводству в Правительстве Омской области, утвержденной Указом Губернатора Омской области от 2 августа 2013 года... |
Поиск |