Методические рекомендации для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе, преподавателей-организаторов обж, руководителей дюп, педагогов образовательных учреждений,


Скачать 0.91 Mb.
Название Методические рекомендации для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе, преподавателей-организаторов обж, руководителей дюп, педагогов образовательных учреждений,
страница 1/7
Тип Методические рекомендации
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7


ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МЧС РОССИИ ПО

КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ

Пожарная безопасность

Методические рекомендации для заместителей директоров

по учебно-воспитательной работе, преподавателей-организаторов ОБЖ, руководителей ДЮП, педагогов образовательных учреждений,

педагогических колледжей, учреждений дополнительного образования

по обучению детей основам пожарной безопасности

г. Красноярск 2010 г.
ВВЕДЕНИЕ

Тяга детей к огню, игре со спичками общеизвестна. Пси­хологи доказывают, что об опасности этих игр дети знают, они различают огонь добрый и злой, огонь созидающий и разру­шающий. Помочь детям утвердиться в этих знаниях, предосте­речь их от беды - задача взрослых. При этом обучение детей и подростков правилам пожарной безопасности, привитие навыков правильного и осторожного отношения к огню следует строить с опорой на сознательность.

С одной стороны надо правильно знать, а с другой - надо внутренне осознавать то, что эти правила следует обяза­тельно выполнять. Таким образом, речь идет о приобретении детьми привычек, как вести себя в школе, дома, на улице и т. д. в соответствии с правилами пожарной безопасности и навыками действий в экстремальных ситуациях, точно им следовать.

Навык - это умение выполнять целенаправленные дей­ствия, доведенные до автоматизма в результате их многократно­го повторения.

Привычка - сложившийся способ поведения, осуществ­ление которого в определенных ситуациях приобретает для человека характер потребности.

Привычки могут складываться как стихийно, так и быть продуктом направленного воспитания, перерасти в устойчивые черты характера. Поведение ребенка в школе, дома, на улице, в быту должно быть навыком, а выполнение правил пожарной безопасности стать привычкой. Ни то, ни другое не может быть достигнуто без целенаправленного обучения учащихся.

Данный сборник представляет методические материалы для проведения организационно-массовой работы с учащимися, обучения их правилам и мерам пожарной безопасности, предлагается в помощь методистам, организаторам, педагогам школ, школ-интернатов, детских домов, а так же для руководи­телей дружин юных пожарных (ДЮП).


ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
1 РАЗДЕЛ.

Тема 1. Историческая справка о пожарной охране

России и нашей области.

Содержание:

Краткая историческая справка о пожарной охране Рос­сии и ее боевых традициях. Предупреждение пожаров - основное направление деятельности пожарной охраны.

Страница 5
Тема 2. Огонь - друг и враг человека.

Содержание:

Что такое огонь? Какую пользу приносит огонь челове­ку, и как человек научился управлять огнем. Какой вред наносит огонь, когда вырывается из под контроля человека. Последствия пожаров в жилых домах и других зданиях. Почему надо знать и строго соблюдать меры предосторожно­сти в обращении с огнем. Опасные игры детей с огнем.

Страница 9
Тема 3. Отчего происходят пожары?

Содержание:

Небрежность - основная причина возникновения пожа­ров. Пожарная опасность бытовых нагревательных приборов. Тепловое воздействие электрического тока. Короткие замыкания, перегрузки, большие переходные сопротивления и т.п. - основные причины пожаров. Защита электрических сетей от коротких замыканий, перегрузок и т.п. Понятие о пожарной профилактике.

Страница 14
Тема 4. Противопожарный режим в школе.

Содержание:

Требования к территории и помещениям школы. Проти­вопожарный режим в кабинетах физики, химии и производст­венных мастерских. Меры предосторожности при проведении лабораторных работ. Задачи юных пожарных во время массовых мероприятий в школе.

Страница 19

Тема 5. Берегите жилище от пожаров.

Содержание:

Противопожарный режим в жилом доме. Применение открытого огня для отогревания замороженных систем центрального отопления, эксплуатация неисправных электро­нагревательных приборов, использование легковоспламе­няющихся жидкостей для растопки печей и т.п. - причины пожаров в жилых домах. Предупреждение пожаров от неосторожного обращения и шалости детей с огнем. Пропа­гандистская работа среди населения.

Страница 23
Тема 6. Первичные средства пожаротушения.

Содержание:

Вода, песок, земля, покрывало или другая плотная ткань - как средства тушения пожаров. Применение этих средств в условиях горения тех или иных веществ и материалов. Ручные, пенные и углекислотные огнетушители, область их применения. Правила содержания и порядок применения первичных средств тушения пожаров.

Страница 25
Тема 7. Пожарный автомобиль и противопожарное оборудование.

Содержание:

Ознакомление с марками и назначением пожарных ав­томобилей (автоцистерна, автонасос, автолестница, автома­шина связи и освещения и т.д.). Мотопомпы, как средство подачи воды для тушения пожара. Пожарно-техническое вооружение, вывозимое на машинах, его назначение и порядок применения во время пожаров.

Страница 27

Тема 8. Что нужно делать при пожаре?

Содержание:

Действия при обнаружении пожара. Порядок вызова пожарной охраны. Что нужно делать, если: горит одежда на человеке, горит телевизор, чувствуется запах дыма в подъез­де, пожар на балконе и т.п. Оказание первой медицинской помощи пострадавшим с ожогами и отравлениями угарным газом.

Страница 32
Тема 9. Прикладной спорт юных пожарных.

Содержание:

Пожарно-прикладной спорт (ППС) - неотъемлемая часть подготовки пожарных. Цели и задачи ППС, виды и характер соревнований.

Страница 37
Тема 10. Дружины юных пожарных.

Содержание:

Цели и задачи создания Дружин юных пожарных. По­ложение о ДЮП. Страница 40

I РАЗДЕЛ.

Тема 1
Историческая справка о пожарной охране России.

История пожарной охраны России.

В дореволюционной России пожары были настолько часты, что считались вполне обычным явлением. Многие русские города и села за свою историю десятки раз выгорали дотла и вновь отстраивались. Государственных органов пожарной охраны в стране не было.

Началом своеобразной организационной борьбы с по­жарами были первые государственные противопожарные Указы, которые появились в XV веке в царствование Василия Темного. В них шла речь о том, как обра­щаться с огнем и при каких условиях им пользоваться: не топить летом изб и бань без крайней надобности, не держать по вечерам в доме огня и т.д. Нару­шение Указов жестоко наказывалось, вплоть до смертной казни. В этот же период началась ка­менная застройка Моск­вы. В 1843 году издан указ о сносе деревянных построек в радиусе 110 саженей (213 м) от кремлевских стен. Позже царь Иван Грозный повелел иметь во дворах на случай пожара бочки и чаны с водой. В период царствования Михаила Романова, после трех опустошительных пожаров, в Москве было обнародовано "Уложение", которое карало смертной казнью за умышленный поджог.

Определенный шаг вперед пожарное дело получило при Петре I. Он запретил строить в Петербурге деревянные дома. Всем жителям города было предписано чистить печные трубы в своих домах не реже 1 раза в месяц, были установле­ны штрафы за нарушение правил пожарной безопасности. Царские указы и инструкции о противопожарных мероприя­тиях печатались значительными по тому времени тиражами и рассылались по всем городам и селам. Их зачитывали в церкви по воскресеньям и праздникам.

По приказу Петра I были изданы и разосланы по всей стране планы и рисунки огнестойких крестьянских изб и дворов. Он же написал указ об устройстве печей, уменьшил в Москве количество часовень, так как они были деревянными, и от свечей возникало много пожаров.

Меры, проводимые Петром I, несколько улучшили по­жарное дело. Был наведен некоторый порядок в организации тушения пожаров.

Для ликвидации пожаров использовалось стрелецкое войско, а затем регулярные войсковые подразделения. Но действия их были ма­лоэффективны: нужны были люди, специально обученные тушению пожаров.

Первые пожарные команды появились в Москве и Петербурге в 1804 г. Комплектова­лись они из отставных солдат, не способных воевать на фронте. Однако примитивная техника, отсутствие эффективных средств тушения не позволяли в ряде случаев успешно бороться с огнем. Царская Россия оказалась бессильной осуществить какие-либо эффективные меры по борьбе с пожарами, убытки от которых составляли ежегодно от 500 до 700 миллионов рублей золотом.

Октябрьская революция коренным образом изменила положение пожарной охраны. 17 апреля 1918 года В.И. Ленин подписал "Декрет об организации государственных мер по борьбе с огнем". Им предусматривались радикальные меры по борьбе с огнем: разработка единых пожарных норм и правил, создание аппарата государственного пожарного надзора, внедрение науки в пожарное дело, строительство огнестойких соору­жений, подготовка высоко квалифицированных кадров.

До 1999 года дату подписания декрета в нашей стране было принято считать днем организации пожарной охраны. В марте 1999 г. праздник был перенесен на 30 апреля, так как историками было установлено, что истинной датой становле­ния государственной пожарной охраны в России следует считать 30 апреля 1649 года, когда Государь всея Руси, царь и Великий князь Алексей Михайлович издал "Наказ о градском благочинии". Это был первый исторический документ по организации контроля над противопожарным состоянием жилых домов и соблюдением пожарной безопас­ности населением. И первым нормативным правовым актом, содержащим основные признаки установления в России профессиональной пожарной охраны. Поэтому теперь профессиональным праздником работников пожарной охраны России принято считать 30 апреля.
Тема 2.
Огонь - друг и враг человека.

Пожар - старинное русское слово, от которого пышет огнем и пахнет горьким дымом. В жизни человека огонь играет исключительно важную роль. Согревание наших жилищ, приготовление пищи, развитие науки и техники -связано с огнем. Но было время, когда люди не знали огня. Они питались сырой пищей, в зимнюю стужу мерзли от холода, крупные хищные звери нападали на человека. Тысячелетия потребовались человеку для того, чтобы научиться добывать огонь и пользоваться им. Древние люди поклонялись огню, как непонятному и грозному божеству, загадочному брату солнца. Это нашло отражение в многочис­ленных легендах, сказаниях и сказках прошлых лет.

Древнегреческие мифы рассказывают о том, как Проме­тей украл огонь у Зевса, передал его людям и за это был жестоко наказан.

В далекую историческую эпоху человек покорил огонь, овладел способами управления им.

Прежде всего, наши далекие предки научились добывать огонь. Вначале это был трудный способ, требующий больших усилий и сноровки - трение одного сухого куска дерева о другой или высекание искры ударом о камень камнем. Вот почему в те далекие времена так священно оберегался огонь в виде костра. В костер запрещалось бросать отходы, так как это могло "оскорбить" огонь. Костер нельзя было ворошить острым предметом, чтобы не поранить дух огня.

Огонь - друг. Овладение этой величайшей стихийной силой природы дало возможность человеку обеспечить себя светом и теплом. Огонь помог ему расселиться по Земле, преодолеть невозможные для жизни человека климатические условия. Благодаря огню все больше и больше уменьшалась зависимость человека от природы.

Без огня невозможна жизнь на Земле. Он нужен всюду: в домах и школах, на заводах и фабриках. Чтобы изготовить нож, трактор, автомашину, тепловоз нужен металл. Огонь плавит руду, помогая человеку получить металл. Огонь приводит в движение пароходы, автомашины, самосвалы, ракеты. Пар, добытый при помощи огня, электричество, дающее тепло, энергию, свет - облегчают жизнь человека.

Огонь - символ. С обнаженными головами люди смотрят на вечный огонь у памятников героям, беззаветно сражавшимися за Родину. Огонь, зажженный от лучей солнца в далекой Олимпии, несут в факельной эстафете бегуны, велосипедисты, гребцы, яхтсмены, гимнасты, отдавая дань благородным традициям античного мира.

Огонь - враг, оставивший свои следы в истории всех эпох и народов. Тысячи городов и сел исчезли с лица Земли в гигант­ских языках пламени. Бесценные творения, созданные разумом и та­лантливыми руками предыдущих поколений, превратились в прах. Огонь сгубил миллионы человече­ских жизней. По своим трагиче­ским последствиям пожары не ус­тупали эпидемиям, засухам и дру­гим бедствиям.

С незапамятных времен огонь был спутником больших и малых войн. Его использовали ти­раны для достижения своих често­любивых целей, инквизиторы, отправлявшие на костер еретиков, крестоносцы, порабощавшие народы.

Летопись рассказывает, как княгиня Ольга в 946 году при помощи огня жестоко расправилась с людьми, которые поднялись на борьбу против великокняжеской власти. Она подвергла осаде их главный город - Искоростень, но много­дневная осада не сломила сопротивление восставших.

Тогда Ольга потребовала от горожан уплаты долга голубями и воробьями. Когда птицы были собраны, дружина Ольги привязала к их лапам куски промасленной и подожженной пакли. Птицы полетели в свои гнезда, и через несколько минут город был объят пламенем. Народ бросился спасать свои дома и имущество, дружина Ольги ворвалась в Искоро­стень и разрушила его.

В Новгороде храниться летопись 1508 г., в которой записано, что"... в первом часу дня на заутрени в неделю был большой пожар, загорелось на славян­ской улице у Логино­вой жены Екатерины в клети от свечи, и погорела торговая сторона вся, и жизней без числа сгорело". В летописи записано, что во время пожара погибло более 3 тысяч человек.

По несколько раз выгорали дотла многие города и села. Горела Москва, горели Новго­род, Ярославль, Нижний Новго­род, города Поволжья. На го­лом месте, без крова и средств существования, оставались уце­левшие жители. Захватывая ог­ромные площади, пожары унич­тожали леса и посевы, вселяя в людей ужас, заставляя их бро­сать родные места. Происходило это потому, что люди, научившись добывать огонь, не научились бороться с ним. Огонь стал не только другом, но и превратился в его недруга - пожар, который уничтожает материальные ценности, в огне которого гибнут люди, животные.

ПОЖАР. Что же представляет он собой сегодня? Может это только в прошлом, огонь был страшен людям? Может современный человек, вооруженный знаниями и мощнейшей техникой, уже справился с этим бедствием? Ведь и в самом деле, многие за всю свою жизнь так и не увидят реального пожара и, встретив на городской улице пожарную машину, лишь удивленно посмотрят ей вслед.

Конечно, на экранах телевизоров довольно часто бушуют настоящие или имитированные пожары, но ведь это там, на экране, и хотя порой зрелище очень впечатляющее, но совсем не страшное. Поэтому, узнав из газет о том или ином случае пожара, чаще вспоминают именно тот, кинематогра­фический, красивый и нестрашный пожар. Отсюда и рождает­ся представление о самой сути проблемы пожаров, столь далекое от реального положения.

Согласно социологическим исследованиям и опросам более 70 % людей пожары относят к категории стихийного бедствия. Около 80% считают, что пожаров сегодня куда меньше, чем раньше. Глубокое заблуждение! В действитель­ности же огненная проблема была, есть и, без опасения впасть в ошибку, будет существовать в обозримом будущем. В наше время эта проблема, безусловно, приобрела особую остроту.

Общее количество пожаров на нашей планете достигло 5,5 миллиона в год - каждые 5 секунд где-то вспыхивает пожар. Поэтому неудивительно, что в наши дни пожары действительно все чаще становятся проблемой номер один.

Огонь уносит десятки тысяч человеческих жизней, калечит здоровье и судьбы миллионов людей, уничтожает порой бесценные реликвии человеческой жизни и истории. Говоря об опасности пожаров для человека, вспомним слова В. Травинского: "Яснее ясного, когда жертвы исчисляются десятками тысяч, а убытки - миллиардами, то получается, что пожары вполне сравнимы с "малыми войнами" XX века. Но малые войны начинаются и кончаются, а пожарные потери ежегодны - идет такая непрерывная "малая война с огнем".

При всем несовершенстве учета можно с уверенностью сказать, что сейчас в России пожаров в 10 раз больше, чем 100 лет назад.

Ежесуточно около 1,5 тыс. раз раздается сигнал тревоги в пожарных подразделениях и около 7 тыс. граждан России оказываются лицом к лицу с огнем.

Наша страна имеет самый высокий уровень в мире гибели и травматизма людей на пожарах, более чем в три раза превышающий средний уровень развитых зарубежных стран.

В течение часа пока идет урок, пожарные более 100 раз выедут по тревоге, будут уничтожены огнем материальные ценности на миллионы рублей, погибнет, по меньшей мере, один человек, около 10 получат травмы и ожоги, многие из них останутся калеками или будут обезображены на всю жизнь.

Огонь - друг, огонь - враг... какой гранью он обернет­ся к нам, зависит от человека. Когда в свое время к великому Эйнштейну обрати­лись с вопросом, опасна ли атомная энергия для человече­ства, он ответил: « не больше, чем коробка спичек. Дело только в том, в чьих руках она будет».

Пожар может возникнуть всюду, где найдет хотя бы малейшую лазейку. Это и не выключенный вовремя электри­ческий утюг или чайник, небрежно брошенный дымящийся окурок, непогашенная спичка, непотушенный костер, дефект электропроводки, неисправность печи или дымохода, нарушение правил проведения огневых или сварочных работ.

В промышленности, в производстве, в быту появились новые вещества и материалы, созданные с помощью химии и физики. Широко используются нефть и нефтепродукты, природный и искусственный газ. Сложные и энергоемкие технологические процессы проходят нередко при весьма высоких давлениях и температурах, с использованием сырья, обладающего крайне высокой пожароопасностью.

В связи с этим возможность возникновения пожаров в наше время неизмери­мо возросла. В каждом доме - обилие электро­приборов. Здесь и хо­лодильники, электро­чайники, и телевизоры, наконец, утюги и элек­тронагреватели. Во многих домах газ - не­заменимый помощник жильцов. Однако этот помощник может легко превратиться в источник бед при неосторожном с ним обращении.

Окинем взглядом предметы, находящиеся в наших квартирах. Рядом со шкафом из дерева стоит диван на поролоновой основе. А в ванной? Там, на полочках - предметы бытовой химии: всевозможные аэрозоли, флаконы, тюбики, наполненные растворяющимися, освежающими, дезинфицирующими, клеящими и прочими препаратами. Все большее внимание в отделке помещений в быту находят полимерные материалы, изделия из синтетики и пластмасс. И почти все это легко воспламеняется, хорошо горит, выделяя при этом ядовитый, токсичный дым, опасный для здоровья и жизни человека.

В большинстве случаев люди на пожарах, в особенности дети гибнут сейчас не от высокой температуры, а от дыма, насыщенного ядовитыми продуктами сгорания привычных и полезных в быту вещей.

О том, что огонь жжется, знает каждый. А вот грозной опасности, которую таит в себе обыкновенная электрическая розетка, знают далеко не все, а тем более дети. Стоит ребенку взять в руки гвоздь, шпильку и, «от нечего делать», ковыр­нуть ими в розетке - тяжелая травма неизбежна.

Примерно каждый шестой - восьмой пожар в России вспыхивает из-за шалости детей с огнем, от их неумелого обращения с ним. Каждый пятый погибший на пожаре - несовершеннолетний. За этой статистикой - трагедия многих людей. И уж ничем не измерить горечь потери, когда в огне гибнут сами дети.

Наибольшую опасность при пожарах в жилых домах, в особенности многоэтажных, представляет паника. Известны случаи, когда при возникновении даже незначительного загорания люди, преувеличивая опасность, с криками бросались к выходам, вызывая общее смятение. Это приводи­ло к давкам, заторам, ушибам и даже к гибели людей.

Иные, спасаясь от огня, выбегают из горящих помеще­ний, оставляя открытыми двери. Распространяясь через дверные проемы, пламя охватывает новые помещения. Кое-кто ничем себя не защитив, пытается уйти через помещения объятые огнем. В таких случаях даже один вдох раскаленного воздуха может привести к параличу дыхательных путей и трагическому исходу. К тому же человек получает при этом тяжелые ожоги.

У детей отсутствует та защитная психологическая реакция на пожарную опасность, которая свойственна взрослым. Большинство из них понятия не имеют о том, что надо делать во время пожара, чтобы уцелеть. В таких случаях дети обычно прячутся под кроватями, одеялами, в шкафах, укромных уголках комнат. Не пытаются бежать и тогда, когда двери не заперты. Отыскать же их в задымленных помещени­ях порой нелегко.

Довольно частая ситуация: мать ушла, оставив на время детей без присмотра. Кто-то из них заходит на кухню. Внимание ребенка привлекает коробочка с яркой этикеткой. Подражая отцу или матери, он неуверенным движением достает спичку, чиркает ее и - о, радость! Вспыхивает огонек. Горит, подбираясь к пальчикам. И вдруг начинает «кусаться». Испуганный малыш бросает спичку.

Она падает на пол или стол, или скатерть... Беды тогда не миновать. Ведь темпера­тура пламени горящей спички достигает нескольких сот градусов. Этого достаточно, чтобы загорелось большинство домашних вещей, сделанных из древесины, текстиля и синтетики.

Детей одних иногда запирают в доме, где топится печь. Неисправный дымоход, выпал уголек из печи. На первый взгляд вроде мелочь, но и она может привести к большой беде.

Бывает и так. Малышу надоели игрушки, он капризни­чает, мать, желая успокоить ребенка, дает ему коробок спичек. Он перестает плакать, раскладывая на полу спички. Взрослые довольны - ребенок успокоился, но вот в другой раз малыш сам уже потянется за спичками и попробует их зажечь, подражая взрослым.

Иные родители используют спички для игр с детьми - выкладывают из них различные фигурки, учат считать.

Нет нужды говорить о том, что в таких играх таиться большое зло: дети привыкают к спичкам, ищут их. А порой прячут в карман, отправляясь на прогулку. А там разжигают костры, причем в близи строений, около хлебных массивов, в лесу. Увлекшись игрой, ребята могут забыть потушить костер, и тогда раздуваемые ветром искры могут разлететься на большое расстояние, и привести к пожару. Случаются трагедии, когда дети находят и бросают в костер порох, патроны, гранаты и неизвестные предметы, становясь инвалидами в результате взрыва.

А сколько неприятностей приносят бумажные голуби или самолетики, которые с подожженными хвостами бросают некоторые ребята с балконов или окон. Под действием ветра эти «жарптицы» залетают в форточки и на балконы нижерас­положенных этажей, вызывая серьезные пожары.

Часто, подражая взрослым, дети начинают украдкой курить, выбирая для этого такие места, где можно надежно спрятаться от взрослых. При появлении родителей или педагогов они, стремясь скрыть свой проступок, бросают, непотушенную сигарету куда попало, не думая, что может произойти пожар.

Начало лета совпадает с обильным цветением тополя. Улицы, дворы и скверы покрываются тополиным пухом. Для ребят этот пух - предмет забав: стоит поднести спичку - и он вспыхивает, как порох. Огонь бежит по нему, как по бикфор­дову шнуру. Интересно и... опасно. Можно привести немало примеров, когда, вспыхнув от детской шалости, огонь «пробегал» по пуху десятки метров и, найдя подходящую «пищу» разгорался пожаром.

Дорого обходятся подобного рода забавы. В такие дни чаще обычного звонят по телефону «01». Пожарные то и дело выезжают по срочным вызовам.

Следует иметь в виду, что если пожар произойдет в результате безнадзорности детей с причинением кому-либо ущерба, то родители несут за это ответственность в установ­ленном законном порядке.
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Методические рекомендации для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе, преподавателей-организаторов обж, руководителей дюп, педагогов образовательных учреждений, icon Примерная программа по обж 13 Военно-патриотическоевоспитание 24
Методические рекомендации предназначены для руководителей образовательных учреждений, преподавателей-организаторов предмета «Основы...
Методические рекомендации для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе, преподавателей-организаторов обж, руководителей дюп, педагогов образовательных учреждений, icon Среди детей и подростков
Методическое пособие предназначено для заместителей директоров по воспитательной работе, психологов и социальных педагогов школ,...
Методические рекомендации для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе, преподавателей-организаторов обж, руководителей дюп, педагогов образовательных учреждений, icon Практическое пособие для педагогов дополнительного образования учреждений...
Данное издание предназначено для нескольких категорий специалистов системы дополнительного образования детей: педагогов дополнительного...
Методические рекомендации для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе, преподавателей-организаторов обж, руководителей дюп, педагогов образовательных учреждений, icon Методические рекомендации по охране труда в оздоровительных учреждениях
Методические рекомендации предназначены для руководителей образовательных учреждений, оздоровительных учреждений, профсоюзных работников,...
Методические рекомендации для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе, преподавателей-организаторов обж, руководителей дюп, педагогов образовательных учреждений, icon Методические рекомендации по охране труда в оздоровительных учреждениях
Методические рекомендации предназначены для руководителей образовательных учреждений, оздоровительных учреждений, профсоюзных работников,...
Методические рекомендации для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе, преподавателей-организаторов обж, руководителей дюп, педагогов образовательных учреждений, icon Методическое пособие Саратов 2008 г. Организация комплексной системы...
Методическое пособие предназначено для руководителей и преподавателей- организаторов обж образовательных учреждений
Методические рекомендации для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе, преподавателей-организаторов обж, руководителей дюп, педагогов образовательных учреждений, icon Методические рекомендации по охране труда в оздоровительных учреждениях
Методические рекомендации предназначены для руководителей образовательных учреждений, профсоюзных работников, организаторов и работников...
Методические рекомендации для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе, преподавателей-организаторов обж, руководителей дюп, педагогов образовательных учреждений, icon Методические рекомендации по организации образовательного процесса...
...
Методические рекомендации для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе, преподавателей-организаторов обж, руководителей дюп, педагогов образовательных учреждений, icon «первые шаги» (в помощь начинающему руководителю шск) Методические рекомендации
Методические рекомендации предназначены для руководителей и педагогов-организаторов школьных спортивных клубов образовательных учреждений...
Методические рекомендации для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе, преподавателей-организаторов обж, руководителей дюп, педагогов образовательных учреждений, icon Методические рекомендации Барнаул 2011
Методические рекомендации предназначены для руководителей и заместителей руководителей образовательных учреждений по икт, учителей...
Методические рекомендации для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе, преподавателей-организаторов обж, руководителей дюп, педагогов образовательных учреждений, icon В памяти людской навеки
Данная разработка предназначена для оказания помощи в работе педагогов – организаторов средних школ и учреждений дополнительного...
Методические рекомендации для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе, преподавателей-организаторов обж, руководителей дюп, педагогов образовательных учреждений, icon Методические рекомендации по дистанционному обучению в образовательных...
Методические рекомендации предназначены для руководителей и заместителей образовательных организаций, для учителей, использующих...
Методические рекомендации для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе, преподавателей-организаторов обж, руководителей дюп, педагогов образовательных учреждений, icon А. С. Пушкин нима гимназия маву
Настоящая Инструкция составлена на основе требований фгос и предназначена для заместителей директора по учебно-воспитательной работе,...
Методические рекомендации для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе, преподавателей-организаторов обж, руководителей дюп, педагогов образовательных учреждений, icon О проведении соревнования «Школа безопасности»
«Школа безопасности» предназначена для учителей обж, классных руководителей, организаторов детских объединений, педагогов дополнительного...
Методические рекомендации для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе, преподавателей-организаторов обж, руководителей дюп, педагогов образовательных учреждений, icon Методические рекомендации для педагогов, специалистов образовательных учреждений, родителей
Печатается по решению Редакционного Совета «Ресурсного центра» г о. Новокуйбышевск
Методические рекомендации для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе, преподавателей-организаторов обж, руководителей дюп, педагогов образовательных учреждений, icon Трусова Надежда Васильевна, заместитель директора по учебно-воспитательной...
Фио заместителей руководителя оу трусова Надежда Васильевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе; Скорынина Алевтина...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск