Управление образования администрации МО ГО «Сыктывкар»
«Сыктывкар» кар кытшын муниципальнöй юкöнлöн
администрацияса йöзöс велöдöмöн веськöдланiн
МАОУ «Гимназия имени А.С.Пушкина»
А.С.Пушкин нима гимназия МАВУ
|
Принято решением педсовета
от 05.09.2013 г., протокол № 2
|
УТВЕРЖДЕНО
Приказом № 206 от 05.09.2013 г.
|
Инструкция
по анализу учебного занятия на основе системно-деятельностного подхода
1.Общие положения
1.1. Настоящая Инструкция составлена на основе требований ФГОС и предназначена для заместителей директора по учебно-воспитательной работе, руководителей методических объединений, учителей-предметников для организации анализа учебного занятия.
1.2. Инструкция предполагает, что требования ФГОС будут реализовываться на учебном занятии через системно-деятельностный подход.
1.3. Основной результат учебного занятия – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий (далее - УУД).
1.4. Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие.
2. Цели и задачи системно-деятельностного подхода
2.1. Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества.
2.2. Переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования.
2.3. Ориентация на результаты образования (развитие личности учащегося на основе УУД).
2.4. Признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса.
2.5. Учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения.
2.6. Обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего общего образования.
2.7. Разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого учащегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов.
2.8. Гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения учащимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности.
3. Понятия и термины
Деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.
4. Типология уроков
4.1. Типология уроков А.К. Дусавицкого в рамках системно-деятельностного подхода.
4.1.1. Урок постановки учебной задачи.
4.1.2. Урок решения учебной задачи.
4.1.3. Урок моделирования и преобразования модели.
4.1.4. Урок решения частных задач с применением открытого способа.
4.1.5. Урок контроля и оценки.
4.2. Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода.
4.2.1. Урок «открытия» нового знания. Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия. Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
4.2.2. Урок рефлексии. Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.). Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.
4.2.3. Урок общеметодологической направленности. Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов. Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.
4.2.4. Урок развивающего контроля. Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции. Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
5. Критерии результативности урока
5.1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
5.2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.).
5.3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
5.4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
5.5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
5.6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у учащихся).
5.7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
5.8. Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
5.9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
5.10. Учитель принимает и поощряет выражаемую учеником собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
5.11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
5.12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.).
6. Способы посещения уроков
6.1. Выборочное.
6.2. Тематическое.
6.3. Параллельное.
6.4. Комплексное изучение отдельных классов.
6.5. Целевое посещение урока с приглашением специалиста.
7. Требования по подготовке и посещению урока
7.1. Изучить классный журнал, дающий представление об успеваемости учащихся по данному предмету за определенный период.
7.2. Определить тему, которая изучалась на предыдущем уроке.
7.3. Обращать внимание на регулярность и своевременность оценки знаний учащихся.
7.4. Проводить анализ каждого урока индивидуально с каждым учителем.
7.5. Проводить обсуждение урока принципиально и требовательно, но корректно и доброжелательно.
7.6. Аргументировать неприятные для учителя замечания фактами и положениями из теории педагогики и психологии.
8. Общие рекомендации для проведения анализа урока
8.1. Нельзя давать всем учителям одинаковые рекомендации (что годится для одного, то нецелесообразно для другого).
8.2. Любые рекомендации по улучшению работы учителя должны опираться на его достижения и сильные стороны.
8.3. Нужно поощрять творческое проведение урока, побуждать учителя к самостоятельной разработке его структуры и методики.
8.4. Следует оценить, насколько рационально были использованы избранные учителем приемы и методы обучения, например, насколько целесообразны в данных условиях были те или иные виды беседы, самостоятельной работы.
8.5. Замечания и рекомендации учителю должны быть четко сформулированы и записаны в справку по итогам анализа урока (приложения).
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Справка по итогам анализа урока
Аналитическая справка эксперта (ФИО)______________________________________ об уроке, проведенном учителем (ФИО)___________________
Класс____________ УМК__________________________________
Тема урока ____________________________________________________________________________________________________________________
Таблица
Компонент урока
|
Содержание анализа
|
Оценка (1–5 баллов)
|
Наличие структурных элементов урока в зависимости от типа урока (отметить)
|
Какие УУД формировались на определенном этапе урока (познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные)
|
Работа над предполагаемыми результатами (предметными, метапредметными, личностными)
|
1
|
Санитарно-гигиеническая обстановка в классе
Чистота; освещенность; порядок; в помещении проветрено
|
|
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
|
|
|
2
|
Готовность к уроку
Оборудование, приборы; материалы, сырье; доска; наличие дневников, ручек, тетрадей
|
|
Актуализация и пробное учебное действие
|
|
|
3
|
Содержание урока
Соответствует программе; связано с современной жизнью; способствует развитию интеллектуальных способностей; благоприятствует развитию нравственных и эстетических чувств; включает использование учителем дидактического материала и оборудования кабинета; осуществляются межпредметные связи
|
|
Выявление места и причины затруднения
|
|
|
4
|
Тип и форма проведения урока
Урок-беседа; урок-рассказ; урок объяснение; урок-лекция и др.
|
|
Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)
|
|
|
5
|
Методы работы с учащимися
Соответствуют содержанию материала; целям и возрастным особенностям учащихся; способствуют развитию наблюдательности и логичности мышления; учат самостоятельно работать с книгой или дополнительной литературой; позволяют использовать в работе ТСО и дидактический материал; учитель применяет способ индивидуализации и дифференциации заданий для учащихся в зависимости от их личностных особенностей
|
|
Реализация построенного проекта
|
|
|
6
|
Реализация технологии деятельностного метода системой дидактических принципов:
деятельности,
непрерывности,
целостности,
минимакса,
психологической комфортности,
вариативности,
творчества
|
|
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
|
|
|
7
|
Деятельность учащихся
Сколько учащихся активно участвует в работе на уроке; как осуществляется мотивация в течение всего урока; отношение учащихся к учителю
|
|
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
|
|
|
8
|
Психологическая подготовка учителя
Умение владеть классом; стиль и тон общения; педагогический такт; наблюдательность, находчивость; эмоциональный подъем; внешний вид, культура речи, поза, мимика, жестикуляция
|
|
Включение в систему знаний и повторение
|
|
|
9
|
Оценка содержания урока:
занимательно,
интересно,
познавательно,
полезно,
продуктивно
|
|
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
|
|
|
10
|
Оценка деятельности на уроке:
задумался,
удивился,
загорелся,
убедился,
принял решение
|
|
Другие этапы урока
|
|
|
11
|
Оценка внутреннего состояния ученика на уроке:
взволнованное,
удовлетворенное,
позитивное,
отличное
|
|
|
|
|
12
|
Соответствие урока требованиям к системно-деятельностному подходу
|
|
|
|
|
13
|
Компетентность учителя в области ИКТ
|
|
|
|
|
Рекомендации учителю: ___________________________________________
Приложение 2
Система дидактических принципов
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
1) Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4) Принцип минимакса заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) Принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
|