Скачать 0.95 Mb.
|
Материалы в помощь учителю ОБЖ по организации обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в общеобразовательных учреждениях Республики Марий Эл Разработал: Сурнин Г. А., старший специалист 2 разряда Управления общего и дошкольного образования Министерства образования и науки Республики Марий Эл Рецензенты: Иванов А. В., начальник Управления общего и дошкольного образования Министерства образования и науки Республики Марий Эл; Зайцев В. М., помощник начальника отделения подготовки граждан к военной службе Военного комиссариата Республики Марий Эл; Коростелев А.А., преподаватель-организатор ОБЖ МБОУ «Гимназия № 4 им. А. С. Пушкина». Рассмотрены и рекомендованы Научно - методическим Советом Министерства образования и науки Республики Марий Эл (протокол № 11-1 от 23. 12. 2011 г.) Методические рекомендации предназначены для руководителей образовательных учреждений, преподавателей-организаторов предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» образовательных учреждений среднего (полного) общего образования. Они позволяют выработать общие требования и единые подходы к процессу обучения и подготовки юношей к службе в рядах Вооруженных Сил России в последние два года обучения в общеобразовательных учреждениях республики. Содержание стр. Введение 4 1. Нормативно-правовое и методологическое обеспечение 5 2. Основные задачи обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по ОВС 7 3.Требования к уровню подготовки выпускников по ОБЖ 12 4.Примерная программа по ОБЖ 13 5.Военно-патриотическоевоспитание 24 6.Мониторинг физического развития обучающихся по ОВС 26 7.Организация учебных сборов 28 8.Учебно-материальная база по ОВС 33 9. Контроль за организацией обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовкой по ОВС 40 10.Контрольные нормативы по ОВС и физкультуре 44 11.Паспорт образовательного учреждения по ОВС 47 12.Требования к призывнику 51 Заключение 59 Литература 60 Введение Строительство и развитие Вооруженных Сил Российской Федерации в современных условиях тесно взаимосвязаны с неуклонным возрастанием повышения качества подготовки граждан к военной службе, особенно в условиях сокращения с 1 января 2008 года сроков службы по призыву до 1 года. До призыва в Вооруженные Силы Российской Федерации граждане в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», другими нормативными правовыми актами проходят начальную подготовку по основам военной службы. Эта подготовка осуществляется в учебных заведениях среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования на двух последних годах обучения в рамках учебных предметов «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Безопасность жизнедеятельности». Подготовка граждан по основам военной службы предполагает формирование готовности молодых людей к исполнению своего конституционного долга как особому виду государственной службы. Высокий боевой дух и моральная сила военнослужащих вдруг и сразу не возникают. Они представляют собой результат сознательного, целенаправленного воздействия на мировоззрение, интеллект, мораль и психику как всего народа, так и отдельно взятого человека. Если юноша знаком с основами военной службы, он психологически лучше готов к службе в Вооруженных Силах. Раскрыть перед будущими призывниками романтику воинской службы, вызвать у них живой интерес к трудной, но почетной, обязанности защитника Отечества есть главная задача военно-патриотического воспитания, стоящая перед преподавателем «Основ безопасности жизнедеятельности» учебного заведения. Настоящие методические рекомендации позволяют определить и выработать единый подход к организации образовательного процесса по основам военной службы в учреждениях среднего (полного) общего образованияеспублики Марий Эл Республики Марий Эл, систематизировать работу по совершенствованию учебно-материальной базы и унифицировать требования по подготовке юношей допризывного возраста к службе в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации. 1. Нормативно - правовое и методологическое обеспечение Обучение допризывной молодежи начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования Республики Марий Эл проводится в соответствии с: - Федеральным законом Российской Федерации от 28. 03. 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»; - Федеральным законом Российской Федерации от 21. 07. 2005 г. № 100-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» и статью 14 Закона Российской Федерации «Об образовании»; - Федеральным законом Российской Федерации от 31. 05. 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне»; - постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1999г. № 1441 «Об утверждении положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе»; - распоряжением Правительства Российской Федерации от 03. 02. 2010 г. № 134-р «Концепция федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года»; - совместным приказом Министра обороны Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации от 23. 02. 2010 г. № 96/134 «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах»; - постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2000 г. № 436 «О проведении конкурса на лучшую подготовку граждан Российской Федерации к военной службе, организацию и проведение призыва на военную службу»; - письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.04.2007г. № 03-898 «О методических рекомендациях по организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» за счет времени вариативной части базисного учебного плана»; - распоряжением Правительства Республики Марий Эл от 27. 07. 2007 г. № 370-р «О мерах по совершенствованию подготовки граждан допризывного возраста к военной службе»; - постановлением Правительства Республики Марий Эл от 30. 12. 2010 г. № 363 «О республиканской целевой программе «Допризывная подготовка молодежи в Республике Марий Эл на 2011-2015 годы»; - совместным приказом Министерства образования Республики Марий Эл, Министерства здравоохранения Республики Марий Эл, Госкомпрофобра Республики Марий Эл и Военного комиссариата Республики Марий Эл от 29 ноября 2004 г. № 379/229/383/123 «О мерах по дальнейшему совершенствованию военно-патриотического воспитания молодежи Республики Марий Эл и подготовки к военной службе»; - приказом Министерства образования и науки Республики Марий Эл от 24. 02. 2011 г. № 210 «О мерах по повышению физической и морально-психологической подготовки юношей допризывного возраста в образовательных учреждениях Республики Марий Эл». Все указанные руководящие документы по «Основам военной службы» преподаватель-организатор «Основ безопасности жизнедеятельности» в печатном виде формирует для удобства в использовании и представлении в случае проверки (контроля) отдельной папкой. 2. Основные задачи обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы (ОВС) Настоящие рекомендации разработаны с целью оказания методической помощи руководителям образовательных учреждений, преподавателям - организаторам ОБЖ в планировании и организации учебно-воспитательного процесса по основам военной службы с учетом системного подхода к обеспечению личной, общественной и государственной безопасности и выполняют две основные функции: информационную, которая позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного раздела ОВС ; методическую, которая позволяет преподавателям-организаторам ОБЖ, учителям-предметникам, привлекающимся к проведению занятий по ОВС, реализовать собственный подход в части тематического планирования курса и структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, а также выбора путей формирования системы знаний, умений, способов деятельности, развития и социализации обучающихся. Статьями 11- 14 Федерального закона № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 г. определен ряд мероприятий по обязательной подготовке граждан к военной службе в общеобразовательных учебных учреждениях, в том числе:
В соответствии с совместным приказом Министра обороны Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации от 24. 02. 2010 г. № 96/134 «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах» (далее -Инструкция) основными задачами обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы являются:
Учебный предмет федерального компонента представлен базовым уровнем стандарта и имеет общеобразовательный характер, ориентирован на приоритетное решение разных комплексов задач, формирование общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, задачами социализации. Изучение основ военной службы на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение:
Для учебного процесса и личностно-ориентированной заинтересованности учащихся на занятиях по ОВС следует использовать различные формы работы, такие как: деловые игры, тренинги поведения в критических ситуациях, круглые столы и другие. Нормативная часть стандарта регламентирует разработку образовательных программ и учебно-методических компонентов на основе предлагаемых образовательных результатов, которые предполагают трехуровневую основу: понимать, знать, уметь. Для граждан, желающих углубленно изучать военное дело, могут быть организованы элективный учебный предмет или факультативные занятия по дополнительным программам, имеющим целью военно-профессиональную ориентацию граждан. Элективный учебный предмет – обязательный учебный предмет по выбору обучающихся из компонента образовательного учреждения. Элективные учебные предметы выполняют три основных функции:
Подготовка граждан женского пола по основам военной службы осуществляется в добровольном порядке. С гражданами женского пола в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, не изъявивших желания добровольно изучать основы военной службы, проводятся занятия по углубленному изучению основ медицинских знаний (отдельно от граждан мужского пола). Обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях осуществляется штатными преподавателями. На должности преподавателей, осуществляющих подготовку по основам военной службы, назначаются преимущественно офицеры, пребывающие в запасе и имеющие высшее или среднее военное образование, а также выпускники военных кафедр педагогических образовательных учреждений высшего профессионального образования. При невозможности укомплектовать должности преподавателей, осуществляющих подготовку по основам военной службы, офицерами, пребывающими в запасе, разрешается, в виде исключения, назначать на эти должности пребывающих в запасе прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат или матросов, имеющих высшее или среднее профессиональное образование. Подбор кандидатов на должности преподавателей, осуществляющих подготовку по основам военной службы, проводится руководителем образовательного учреждения совместно с работниками отделов военного комиссариата района или города. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации преподавателей, осуществляющих подготовку по основам военной службы, проводится в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования не реже 1 раза в 5 лет. Преподаватели-организаторы ОБЖ должны систематически повышать свои военные и педагогические знания, совершенствовать методическое мастерство. В образовательном учреждении создается предметная (методическая) комиссия, в состав которой входят преподаватель - организатор ОБЖ, учителя физической культуры и основ медицинских знаний. Предметная (методическая) комиссия вырабатывает единый подход к обучению учащихся по изучаемым предметам, совершенствует методическое мастерство, изучает и распространяет передовой опыт педагогов-новаторов. 3. Требования к уровню подготовки выпускников по ОБЖ (ОВС) Требования разработаны в соответствии с обязательным минимумом, преемственны по ступеням общего образования и учебным предметам и задаются в деятельностной форме (что в результате изучения данного учебного предмета учащиеся должны знать, уметь, использовать в практической деятельности и повседневной жизни). Требования служат основой для разработки контрольно-измерительных материалов для аттестации выпускников образовательных учреждений по ОБЖ и ОВС. В результате изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» и раздела ОВС выпускники обязаны овладеть знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими им адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать и должны:
4. Примерная программа по основам безопасности жизнедеятельности для 10-11 классов Автор-составитель А. Т. Смирнов Пояснительная записка Примерная учебная программа «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10–11 классов разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования и предназначена для реализации государственных требований к уровню подготовки выпускников средней (полной) школы. Программа является единой для всех видов и типов образовательных учреждений, реализующих основные образовательные программы среднего (полного) общего образования. Предлагаемая примерная учебная программа «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначена для обеспечения базового уровня подготовки учащихся в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования с учетом перспектив развития содержания образования в области безопасности жизнедеятельности, определенных концепцией Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы. Изучение основ безопасности жизнедеятельности в 10 – 11 классах направлено на достижение следующих целей: - воспитание у обучаемых ответственности за личную безопасность, безопасность общества и государства; ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства; - развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера в современных условиях жизнедеятельности; потребности ведения здорового образа жизни; необходимых моральных, физических и психологических качеств для выполнения конституционного долга и обязанности гражданина России по защите Отечества; - освоение знаний: о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; об обязанностях граждан по защите государства; - формирование умений: оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; использования средств индивидуальной и коллективной защиты; оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях. Реализация указанных целей обеспечивается содержанием программы, которая систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные учащимися в основной общеобразовательной школе и способствует формированию у них цельного представления в области безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства. Структурно программа состоит из 3 разделов и 15 тем. I раздел «Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья» предназначен для систематизации и углубления знаний обучаемых в вопросах обеспечения личной безопасности человека и формирования здорового образа жизни, полученных при изучении основ безопасности жизнедеятельности в 5 – 9 классах. Раздел состоит из 3 обобщающих тем: «Здоровье и здоровый образ жизни», «Личная безопасность в повседневной жизни», «Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи». II раздел «Государственная система обеспечения безопасности населения» предназначен для формирования у обучаемых знаний по организации в Российской Федерации защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Раздел состоит из 4 тем, раскрывающих организацию и содержание основных мероприятий, проводимых в Российской Федерации, по обеспечению защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. III раздел «Основы обороны государства и воинская обязанность» предусматривает изучение основных положений, раскрывающих содержание обязательной подготовки молодежи к военной службе. Раздел состоит из 8 тем, в которых последовательно раскрывается содержание обязательной подготовки граждан к военной службе. В процессе изучения тематики раздела учащиеся получат начальные знания в области обороны, ознакомятся с основными положениями военной доктрины Российской Федерации; получат сведения о Вооруженных Силах Российской Федерации, их структуре и предназначении для обеспечения национальной безопасности страны; уяснят роль и значение военно-патриотического воспитания молодежи в деле подготовки граждан России к выполнению конституционного долга по защите Отечества. Примерная программа рассчитана на 105 учебных часов (из них 35 часов – на учебные сборы). Предлагаемая программа предусматривает совместное изучение учебного материала юношами и девушками, кроме тем: 8 – «Воинская обязанность»; 9 – «Военная служба – особый вид федеральной государственной службы»; 13 – «Военнослужащий – вооруженный защитник Отечества»; 14 – «Военно-профессиональная ориентация и подготовка специалистов для службы в Вооруженных Силах Российской Федерации»; 15 – «Основы военной службы» (практические занятия на базе воинской части), которые являются необязательными для девушек. В это время с девушками организуются занятия по углубленному изучению основ медицинских знаний по специальной программе «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», направленной на формирование понятий о нравственности, физическом, духовном и репродуктивном здоровье женщины; на подробное рассмотрение вопросов семейного права, роли женщины в современном обществе, социально-демографической обстановки в России, взаимосвязи здоровья женщины и здоровья нации. Преподавание «Основ безопасности жизнедеятельности» в старшей школе осуществляет преподаватель-организатор курса ОБЖ, должностные обязанности которого утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». Занятия с девушками по программе «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» рекомендуется проводить учителям биологии или специалистам, прошедшим соответствующую подготовку в системе дополнительного образования. Изучение курса ОБЖ в 11 классе заканчивается итоговой аттестацией. В аттестат о среднем (полном) общем образовании обязательно выставляется итоговая отметка по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». Настоящая программа является основой для разработки рабочей программы по основам безопасности жизнедеятельности в общеобразовательном учреждении (базовый уровень). Примерный календарно - тематический план
|
Программа военно-патриотического кружка «Зарница» Абузяров Камиль Фаритович, учитель обж моу «Притокская сош» Александровский район |
Образовательная программа предназначена для изучения курса «Основы... Образовательная программа предназначена для изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности (обж)» в основной школе (5 9 классы),... |
||
Примерная программа по русскому языку 2 Примерная программа по литературному чтению Пояснительная записка к основной образовательной программе начального общего образования |
Примерная программа профессионального модуля пм 06 Информация заполняется, если примерная программа разрабатывается по отдельному профессиональному модулю, а не в составе примерной... |
||
Примерная программа подготовки водителей транспортных средств категории "A" общие положения Примерная программа подготовки водителей транспортных средств категории "A" (далее Примерная программа) представляет собой минимум... |
Примерная программа учебной дисциплины «Управление качеством» Примерная программа служит основой для разработки рабочей программы дисциплины образовательным учреждением |
||
Примерная программа подготовки водителей транспортных средств категории... Примерная программа подготовки водителей транспортных средств категории "В" (далее Примерная программа) представляет собой минимум... |
Примерная программа учебной дисциплины основы экономики, менеджмента и маркетинга Информация заполняется, если примерная программа разрабатывается по отдельной учебной дисциплине, а не в составе примерной основной... |
||
Примерная программа учебной дисциплины техничекое оснащение организаций питания 2016 г Информация заполняется, если примерная программа разрабатывается по отдельной учебной дисциплине, а не в составе примерной основной... |
Примерная программа профессионального модуля Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)... |
||
Примерная программа учебной дисциплины "Менеджмент" Примерная программа служит основой для разработки рабочей программы учебной дисциплины образовательным учреждением |
Примерная программа по направлению «Технология. Технический труд»... Примерная программа составлена с учетом опыта трудовой и технологической деятельности, полученного учащимися при обучении н начальной... |
||
Примерная программа профессионального модуля пм. 06 Выполнение монтажа... Примерная программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии... |
Рабочая программа преподавателя организатора обж мбоу сош №16 по... Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г №1897 и примерной программы по основам безопасности жизнедеятельности... |
||
Примерная программа профессионального модуля проведение профилактических мероприятий Примерная программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям... |
Примерная программа профессионального модуля пм. 04 Выполнение облицовочных работ плитками и Примерная программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессиям... |
Поиск |