Среди детей и подростков


Скачать 0.82 Mb.
Название Среди детей и подростков
страница 1/8
Тип Анализ
  1   2   3   4   5   6   7   8
ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДА

СРЕДИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Данное методическое пособие предназначено для заместителей директоров по воспитательной работе, психологов и социальных педагогов школ, классных руководителей, родителей, школьных инспекторов.

Предложенные материалы содержат теоретические и практические рекомендации по работе с детьми и подростками группы риска, имеющими суицидальные наклонности.

Семье и отдельной личности в период жизненных кризисов свойственно искажение субъективного образа мира, т.е., представлений и отношении к себе и к миру в целом. Суицидальные мысли и фантазии в этот момент очень распространены.

По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и даже детей. Уровень самоубийств среди подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое среди основных причин потенциальной потери жизни.

Анализ материалов уголовных дел показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетними совершается из-за конфликтов и неблагополучия: боязни насилия со стороны взрослых, бестактного поведения и конфликтов со стороны учителей, одноклассников, друзей, чёрствости и безразличия окружающих. В целом ряде случаев подростки решались на самоубийство из-за безразличия родителей, педагогов на их проблемы и протестовали таким образом против безразличия и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности, потерявшие смысл жизни подростки. Также причиной суицида может быть алкоголизм и наркомания, как родителей, так и самих подростков, индивидуальные психологические особенности человека, внутриличностный конфликт и т.д.

Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни – фиксированное, негибкое построение человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения: попыткам разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными, неадекватными способами. Своевременная психологическая помощь, участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедий.

Цель работы: формирование у школьников позитивной адаптации к жизни, как процесса сознательного построения и достижения человеком относительно устойчивых равновесий, отношений между собой, другими людьми и миром в целом.
Поставленная цель достигается за счёт последовательного решения следующих задач:

  • Изучение теоретических аспектов проблемы с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики) и использование информации в работе с педагогами и родителями.

  • Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите и оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния.

  • Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.

  • Создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе так и в период трудной жизненной ситуации.

  • Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты законных прав и интересов ребенка.

  • Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.

  • Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.


ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Работа с детьми и молодежью, ставшими на путь социальной дезадаптации, но имеющими ближайшие перспективы её преодоления.

  • Работа с детьми и молодежью, нуждающимися в срочной психоэмоциональной поддержке.

  • Работа с неблагополучными семьями.



СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ
Покушение на самоубийство – это однородная деятельность человека, не закончившаяся летальным исходом по различным обстоятельствам.
Социализация – двуединый процесс: с одной стороны, это внешнее для человека влияние на него со стороны общества его социальных институтов и общественной атмосферы, нравственных норм и культурных ценностей, образа жизни людей; с другой – это внутреннее, личностное освоение каждым человеком такого влияния в процессе социального становления.
Социальная среда – человеческое, духовное, предметное окружение ребенка, которое оказывает влияние на его личностное развитие, выступая реальным пространством его формирования и самореализации.
Суицид – самоубийство, намеренное лишение себя жизни. Самоубийство и примыкающий к нему более широкий ряд феноменов аутоагрессии и саморазрушения следует отнести к формам девиантного поведения (поступки или действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам).
Суицидальная попытка – это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью.
Суицидальное поведение – волевые действия личности, конечной целью которых является покушение на самоубийство или сам акт самоубийства. Является следствием социально – психологической дезадаптации личности в условиях микросоциального климата.
Суицидальные замыслы – это активная форма проявления суицидальности, т.е. тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает параллельно степени разработки плана её реализации.
Суицидальный риск – склонность человека к совершению действий, направленных на собственное уничтожение.
Суицидент – человек, совершивший самоубийство или покушение на самоубийство.
Толерантность – способность человека принимать других людей такими, каковы они есть, сосуществовать и взаимодействовать с ними.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Организованная таким образом работа позволит осуществлять социальную и психологическую защиту детей, снизить количество детей с девиантным поведением и избежать суицидальных попыток. Также позволит организовать работу по оптимизации взаимоотношений в детско-родительской среде.

Классификация групп суицида
В советские времена существовало убеждение, что суицид - явный признак психического заболевания. То есть каждый суицидент посмертно получал звание ненормального, а тех, кого удалось вытащить, пожизненно ставили на учет у психиатра (со всеми вытекающими последствиями). Вообще размышления о самоубийстве - чаще всего признак не отсутствия, а если хотите, избытка ума (то самое "горе от ума", о котором не раз уже приходилось говорить). Поэтому трудно переоценить заслугу известного психиатра А.Г.Амбрумовой - она сумела фактически доказать то, что большинство суицидентов - люди практически здоровые. И основала для них в Москве телефон доверия, а также кризисный стационар - не только чтобы откачивать тех, кто сделал этот шаг, сколько затем, чтобы предупредить самоубийства.

Все суициды делятся на три группы: истинные, скрытые и демонстративные.

Истинный суицид никогда не бывает спонтанным - хоть иногда и выглядит довольно неожиданным. Такому суициду всегда предшествуют угнетенное настроение, депрессивное состояние, или просто мысли об уходе из жизни. Причем окружающие, даже самые близкие люди, нередко такого состояния человек не замечают (особенно если откровенно не хотят этого). И своеобразный тест на готовность к истинному суициду - размышления человека о смысле жизни. Поэтому в своего рода "группу риска" по суицидам составляют подростки и старики. Далеко не все подростковые самоубийства происходят от несчастной любви. Просто "юноша, обдумывающий житье" (или, соответственно, девушка) не нашел для себя ответа, каково его предназначение в этом мире (а в силу подросткового максимализма принять ответ "жить для того, чтобы жить" ему еще очень трудно). Да и основной процент самоубийств «из-за любви» происходит не потому, что подростку приспичило начать интимную жизнь или у него бушуют гормоны. Просто чаще всего детская влюбленность – ни что иное, как отражение потребности быть нужным хоть кому-то: если уж не родителям, то Ему или Ей. И когда взаимности не возникает, нередко приходит ощущение, что ВО ВСЕМ МИРЕ ТЫ НИКОМУ НЕ НУЖЕН… Старики же уходят из жизни, если вдруг понимают, что всю свою жизнь они прожили напрасно. Да, если пожилой человек уверен, что сделал на своем пути хоть что-то значимое (хотя бы для себя самого), тогда он начинает любить жизнь. А вот те, кто убеждается, что все их существование прошло впустую, могут пойти на суицид и в преклонном возрасте.

Но основная часть суицидов - это не что иное, как попытка вести диалог: только, разумеется, вот таким своеобразным и совершенно непригодным для этого методом. Большинство самоубийц, как правило, хотели вовсе не умереть - а только достучаться до кого-то, обратить внимание на свои проблемы, позвать на помощь. Это явление психиатры часто называют демонстративным суицидом.

Очень часто приходится сталкиваться с родительскими жалобами на «неуправляемость» детей и подростков: мол, на уроках шалит, разбил стекло, нахамил учительнице, избил товарища. Просят проверить, все ли у ребенка в порядке с психикой. Начинают (это, конечно, самые «умные») давать ему успокоительные препараты… А на самом деле все гораздо проще: даже двух трехлетний малыш, когда ему необходимо родительское внимание, может разбить чашку или написать в штаны. И тогда взрослые пусть отшлепают, пусть обругают – но зато и увидят, что у них есть ребенок! И как это ни цинично и ни страшно, иной раз детские и подростковые суициды происходят по той же причине: ребенок уходит из жизни. С мыслью: мол, наконец-то вы обратите внимание на то, что я есть. Вернее, был…

Конечно, демонстративный суицид иногда проявляется и как способ своеобразного шантажа (чаще со стороны именно слабых людей, у которых просто нет других способов воздействия). Мол, "сделай то-то и то-то, или я застрелюсь, повешусь, брошусь под поезд...» И бич демонстративных самоубийц — случайность: случайно выстрелило ружье, случайно затянулась петля, случайно оказался скользким перрон... А они-то хотели только попугать! Можно, конечно, добиться своего другими способами. Но беда практически всех суидидентов в том, что они точно также глухи к окружающим, как окружающие к ним. Поэтому-то чаще всего и не получается конструктивного диалога.

Скрытый суицид - удел тех, кто понимает, что самоубийство - не самый достойный путь решения проблемы, но, тем не менее, другого пути опять же найти не может. Такие люди выбирают не открытый уход из жизни "по собственному желанию", а так называемое "суицидально обусловленное поведение". Это и рискованная езда на автомобиле, и занятия экстремальными видами спорта или опасным бизнесом, и добровольные поездки в горячие точки, и даже алкогольная или наркотическая зависимость… Даже дети, которые катаются на крыше лифта, могут делать это по той же самой причине. И сколько угодно можно твердить человеку о том, что все это опасно для жизни: как правило, именно этой опасности и жаждут скрытые суициденты.

Если ваш близкий начал вести себя слишком рискованно - это тоже повод прислушаться к его проблемам. Ничего, что он вполне может быть сильной личностью и даже главой семьи - может, ему просто не хватает душевного тепла и понимания? Учтите, что скрытый суицидент чаще всего сам вам никогда не пожалуется - большинство из них, как правило, мужчины, а мужчинам у нас "плакаться кому-то в жилетку" не принято. Именно поэтому, кстати, среди клиентов психотерапевтов примерно четыре женщины на одного мужчину, а в статистике суицидов - четверо мужчин на одну женщину.

Не стоит доверять и распространенному мифу о том, что мол, "кто говорит о самоубийстве, никогда этого не сделает". Да, заявление о возможном суициде может быть и демонстрацией, но может быть и криком о помощи, причем сорвавшимся случайно. И неспециалисту "диагноз" здесь поставить очень сложно. Поэтому не всегда стоит пропускать такие высказывания мимо ушей.

Вообще с демонстративными суицидами следует быть осторожным. Распространенный в народе способ отговорок - "чего встал, прыгай давай" - может сработать с точностью до наоборот. Здесь лучше сказать такому самоубийце, что решение о суициде - дело сугубо личное. Вся ответственность за это решение лежит на самом человеке. И все записки "в моей смерти прошу винить"… - извините, полная глупость. Никто ни в чьем самоубийстве не виноват (даже уголовный кодекс в статье "доведение до самоубийства" перечисляет очень ограниченные условия).

Итак, виноватых в самоубийстве, как правило, нет. Любой суицид - это личное, осознанное решение самого человека. И распоряжаться своей жизнью - неотъемлемое право каждой личности. Но лучшая профилактика суицида - дать возможность каждому ощутить это право, равно как и право искать другие методы для решения проблем! Если человек чувствует себя нужным хотя бы самому себе, если он имеет право голоса хотя бы в отношении себя самого – уже, поэтому жизнь становится для него достаточно большой ценностью!
ПРИМЕРНЫЕ ПРОГРАММНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ


Просвещение и профилактика

Учащиеся



Содержание работы

Сроки

Ответственные

1

Выявление и реабилитация несовершеннолетних и их семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации

В течение года

Социальный педагог

2

Составление базы данных по социально неблагополучным семьям

сентябрь

Социальный педагог

3

Проведение индивидуальных профилактических мероприятий с семьями социального риска

В течение года

Социальный педагог

4

Организация работы по профилактике профессионального выгорания

В течение года

Психологи

5

Организация волонтерского движения по оказанию помощи детям,склонным к суицидальным действиям

В течение года

Координатор ЗОЖ, куратор

6

Классные часы (примерные темы):

  • В поисках хорошего настроения

  • Как научиться жить без драки

  • Учимся снимать усталость

  • Толерантность

  • Как преодолевать тревогу

  • Способы решения конфликтов с родителями

  • Стресс в жизни человека. Способы борьбы со стрессом

  • Способы саморегуляции эмоционального состояния

  • Опасности, которые рядом

  • Поговорим перед экзаменами

  • Подросток и насилие



В течение года

Классные руководители с приглашением ЗДВР, психолога, соц.педагога, врача, инспектора ОДН, волонтеров

Педагоги

1

Деловая игра «Педагогические приёмы создания ситуации успеха»

В течение года

ЗДВР

2

Семинар классных руководителей «Некоторые причины и формы проявления невротических расстройств у старшеклассников»

ЗДВР, врачн-невропатолог

3

Семинар «Что такое суицид и как с ним бороться?»

ЗДВР, психолог, соц.педагог



4

Семинар классных руководителей «Психологический климат в классе»

ЗДВР

5

Семинар классных руководителей «Профилактика конфликтных ситуации и работа с ними»

ЗДВР

6

Семинар – практикум «Методы решения конфликтов педагогов и учеников»

ЗДВР, психолог, соц.педагог

РОДИТЕЛИ

1

Родительский лекторий (примерные темы):

  • Возрастные психолого-педагогические особенности

  • Наши ошибки в воспитании детей

  • Шаги общения

  • Психологические особенности периода адаптации, формы родительской помощи и поддержки

  • Тревожность и ее влияние на развитие личности

  • Трудный возраст и советы родителям

  • Что такое суицид и как с ним бороться

  • Особенности детско-родительских отношений как фактор психологического дискомфорта

  • Чем и как увлекаются подростки

  • Куда уходят дети: профилактика безнадзорности и бродяжничества

  • Уголовная ответственность несовершеннолетних

  • Как помочь ребенку справиться с эмоциями




По плану, по запросу

Классный руководитель, психолог, соц.педагог, инспетор ОДН

Диагностика

1

Исследование уровня тревожности

По плану

психолог

2

Исследование агрессии по опроснику Басса-Дарки

По плану

Психолог

3

Исследование уровня депрессии

По плану

психолог

Родители

1

Диагностика нарушений во взаимоотношениях подростков с родителями

По запросу

Психолог

2

Опросник родительского отношения (А. Варга, В. Столин)

По запросу

Психолог

Коррекция

1

Психологический тренинг по профилактике суицидального поведения (Анн.Л)

В течение года

Психолог

Приложение 1


Что такое суицид и как с ним бороться
Мы попробуем разобраться в том, что такое суицид и суицидальная попытка, мы попытаемся научиться распознавать признаки надвигающейся опасности, мы узнаем, что нужно делать, чтобы не испугаться и суметь помочь другу или просто знакомому сверстнику отыскать способ выхода из кризиса, именно выхода, а не ухода. Ведь суицид это уход, уход от решения проблемы, от наказания и позора, унижения и отчаяния, разочарования и утраты, отвергнутости и потери самоуважения... словом, от всего того, что составляет многообразие жизни, пусть и не в самых радужных ее проявлениях.
Что нужно знать о суициде?
Поскольку суицид каждый год угрожает жизни многих тысяч молодых людей, все подростки должны представлять себе, “что такое суицид и как с ним бороться”. Помни, для борьбы с суицидом достаточно одного человека – тебя.

Прежде чем оказать помощь другу, который собирается совершить суицид, важно располагать основной информацией о суициде и о суицидентах. Особенно важно быть в курсе дезинформации о суициде, которая распространяется гораздо быстрее, чем информация достоверная. В этой главе ты получить информацию о суициде, которую необходимо знать для оказания эффективной помощи оказавшемуся в беде другу или знакомому.


Что необходимо знать о подростковом суициде

и способах преодоления  суицидального поведения.
(по материалам семинара-тренинга Е.С. Креславского    «Кризис.  Кризисная интервенция. Психологическое консультирование при переживании горя, утраты и суициде»)

 

Некоторые представления о суициде:


  • Суицид можно предотвратить. Большинство жертв суицида не хотят умирать.




  • Суицид занимает 8 место в списке причин смерти. Больше людей убивают себя, чем других. Суицид возглавляет список причин насильственных смертей.




  • Разговоры о суициде не повод, чтобы наложить на себя   руки.




  • Суицидальное поведение не наследуется, но его риск выше для тех людей, кто потерял из-за самоубийства близкого родственника.




  • Уровень самоубийств выше в старшей возрастной группе, чем в любой другой.




  • Суицид занимает второе место в списке причин смерти среди молодежи. Первое - это несчастные случаи, хотя некоторые из них могут рассматриваться как суицид, например, разбившийся насмерть водитель-одиночка.




  • За последние тридцать лет утроилось количество зарегистрированных случаев суицида среди молодежи.




  • Мужчины в три раза чаще по сравнению с женщинами совершают самоубийства, однако, женщины в четыре раза чаще по сравнению с мужчинами предпринимают попытки суицида.




  • Более 80% людей сообщают о своем намерении совершить самоубийство, прежде чем это сделать. Они дают нам знать о своих несчастьях и/или страданиях.


  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Среди детей и подростков icon О проведении районных соревнований детей и подростков в 2014 году
Мо мвд россии «Алейский» с целью повышения эффективности работы по предупреждению дорожно-транспортных происшествий с участием детей...
Среди детей и подростков icon Т. И. Петракова руководство по профилактике наркомании среди детей и подростков
России. Предложены организационные и методические подходы к составлению и реализации профилактических программ, проведению занятий...
Среди детей и подростков icon О продолжении вакцинации против гриппа детей, подростков и взрослых
В целях предупреждения возникновения случаев грипп и острых респираторных вирусных инфекций среди подростков и взрослых
Среди детей и подростков icon О проведении первенства по мини-футболу среди школьников
В целях популяризации мини-футбола среди учащихся, пропаганды здорового образа жизни среди детей и подростков, совершенствование...
Среди детей и подростков icon Памятка потребителю при покупке товаров для детей и подростков
К продукции, предназначенной для детей и подростков предъявляются особые требования, закрепленные в Техническом регламенте Таможенного...
Среди детей и подростков icon Профилактика суицидального риска среди детей и подростков
А. Я. Тишурова, старший методист по научно-методической работе согбоу «Центр диагностики и консультирования»
Среди детей и подростков icon Технический регламент о безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков
Настоящий технический регламент устанавливает требования безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков (далее продукция),...
Среди детей и подростков icon Положение о проведении соревнований по офп (нормы гто) среди тос цели изадачи
Привлечение детей и подростков к систематическим занятиям физической культурой и спортом
Среди детей и подростков icon О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков
Ерритории Таможенного союза единых обязательных для применения и исполнения требований к продукции, предназначенной для детей и подростков,...
Среди детей и подростков icon Продукции, предназначенной для детей и подростков
Территории Таможенного союза единых обязательных для применения и исполнения требований к продукции, предназначенной для детей и...
Среди детей и подростков icon Продукции, предназначенной для детей и подростков
Территории Таможенного союза единых обязательных для применения и исполнения требований к продукции, предназначенной для детей и...
Среди детей и подростков icon Программа профилактики алкоголизма среди подростков в условиях летнего...
Профилактика алкоголизма подростков тема диссертации и автореферата по вак 13. 00. 01, кандидат педагогических наук Давыдов, Алексей...
Среди детей и подростков icon Рекомендации по противоэпидемическим мероприятиям в очагах туберкулеза I. Общие положения
Высокую эпидемическую опасность источников инфекции подтверждает высокая заболеваемость туберкулезом лиц, общавшихся с бактериовыделителями,...
Среди детей и подростков icon Методическое пособие гигиена детей и подростков. Детское питание....
Гигиена детей и подростков. Детское питание. Формирование рационов питания детей и подростков школьного возраста в организованных...
Среди детей и подростков icon Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в учреждениях...
Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области предлагает материалы по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия...
Среди детей и подростков icon О безопасности продукции для детей и подростков
Технический регламент Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» разработан в соответствии...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск