Скачать 1.57 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ПО ДЕЛАМ МОЛОДЁЖИ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ «РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ МОЛОДЁЖНОГО И ДЕТСКОГО ДВИЖЕНИЯ» РЕСПУБЛИКАНСКИЙ КООРДИНАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР «КАНИКУЛЫ» ПРОФИЛЬНАЯ СМЕНА: ОТ ИДЕИ ДО ВОПЛОЩЕНИЯ ИЖЕВСК 2011 СОДЕРЖАНИЕ Введение 3 стр. Профильная смена: от идеи до воплощения
Программы республиканских профильных смен
Нормативная правовая основа организации и проведения республиканских профильных смен.
ВВЕДЕНИЕ Каникулярный отдых – это одна из самых ярких, динамичных, разноцветных сфер молодёжной политики в Удмуртской Республике. Он светится искрами в глазах детей и педагогов, специалистов, организаторов – тех, кто наполняет каникулы разными красками и новыми идеями. Здесь развитие и новые технологии не просто необходимость. Они нужны для постоянного усовершенствования сферы каникулярного отдыха, удовлетворения потребностей детей, подростков и молодёжи в отдыхе, занятости и развитии. Ежегодно Министерство по делам молодёжи Удмуртской Республики проводит республиканский конкурс вариативных программ каникулярного отдыха в целях выявления и поддержки социальных инициатив в сфере отдыха, оздоровления и занятости детей и молодёжи. Традиционно в конкурсе принимают участие учреждения и организации, ведущие работу с детьми и молодёжью, органы по делам молодёжи республики, общественные организации. Настоящий сборник призван ответить на теоретические вопросы, дать практические советы и рекомендации по разработке программы профильной смены и её реализации, проиллюстрировать их на примерах реализованных республиканских профильных смен и описать нормативную правовую базу, необходимую для проведения смены. Материалы сборника будут полезны организаторам каникулярного отдыха, как новичкам, так и специалистам в данной области. При подготовке сборника использован практический опыт работы Экспертной комиссии Министерства по делам молодёжи Удмуртской Республики по отбору вариативных программ (проектов) каникулярного отдыха детей и молодёжи, а так же опыт реализации республиканских профильных смен общественных организаций, учреждений, осуществляющих работу с детьми и молодёжью, отделов по делам молодёжи. Что такое профильная смена? Что же такое профильная смена, и чем она отличается от обычной лагерной смены? Под профильной сменой, в настоящее время, понимают форму образовательной и оздоровительной деятельности с творчески одарёнными или социально активными детьми, проводимую как смена юных техников, туристов-краеведов, экологов, спортсменов, математиков, филологов, журналистов, спасателей, моряков, автомобилистов, волонтёров, актива детских и молодёжных общественных объединений, зимняя и летняя профильная школа по различным видам детского творчества и т.п., в период каникул с круглосуточным или дневным пребыванием участников, объединённых общими интересами, видами деятельности, членов детских и молодёжных общественных организаций (на основании приказа Министерства образования РФ от 13.07.2001 № 2688 (ред. от 28.06.2002) "Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха"). Другими словами, профильная смена – это лагерная смена, деятельность которой подчинена профильным приоритетам, т.е. определённому направлению, специфике. Профильным сменам, в основном, характерна небольшая продолжительность - 5-10 дней. Несомненно, профильные смены сегодня востребованы и являются эффективными формами организации отдыха детей, подростков и молодёжи. Воспитательный процесс, организуемый в профильных сменах, по своим целям, содержанию, структуре и ресурсам во многом отличается от практики традиционного проведения летних лагерных смен в загородных детских оздоровительных лагерях. Профильные смены имеют свои особенности: - содержание образовательной и развивающей деятельности, которая организуется в соответствии с профилем смены; Профильная смена - это лагерная смена, деятельность в которой подчинена определённому направлению, специфике. - для работы привлекаются вожатые, педагоги, специалисты, обладающие соответствующими профилю навыками; - проводятся для детей, подростков и молодёжи, объединённых общими интересами, членством в общественной организации, трудной жизненной ситуацией и т.д. Детские и молодёжные профильные смены проводятся для освоения её участниками новых знаний, расширения социального опыта, развития и совершенствования каких-либо творческих, профессиональных или специальных навыков. Основным в содержании деятельности профильной смены может являться практическая отработка знаний, умений и навыков в определенном виде (видах) социального, художественного, научно-технического и т.п. видов творчества, реализация программ детских и молодёжных общественных объединений, выполнение коллективных или индивидуальных творческих работ. В содержании работы профильной смены особое внимание уделяется конкретному направлению, демонстрации достигнутых результатов, планированию совместных акций и т.д. Профильную смену нужно рассматривать как проект, включающий как минимум три этапа:
Откуда взять идею? Любая профильная смена начинается с идеи. Если идею развивать, «возделывать», то тогда из отличной идеи может получиться успешная профильная смена. Но где взять идею? Как найти такую идею, которая бы успешно сработала в профильной смене? Идея – это то, ради чего задумана смена, она определяет её общую направленность. Идея может вытекать из имеющихся ресурсов, или рождаться из потребностей и проблем. В первом случае содержание смены главным образом будет опираться на возможности организации, потенциал организаторов смены, материально-техническую базу и т.п. Например, в организации работают творческие специалисты, есть сплочённый коллектив активных ребят, возможно, есть база для проведения смены, оборудование и инвентарь. В таком случае необходимо поле для действий, которым и может стать деятельность в рамках профильной смены – смены актива, добровольчества, творческой и интеграционной смены и др. Если же есть определённая потребность или проблема, то и идея смены, её основной смысл будут направлены на решение данной проблемы. Например, нужно сформировать актив, развить лидерские качества у детей – смена актива; сформировать толерантность у детей – интегрированные смены и т.п. В любом случае, идея смены должна быть логическим продолжением деятельности организации, реализовывать на практике её цели. Идея смены должна быть логическим продолжением деятельности организации, реализовывать на практике её цели. При обдумывании идеи постарайтесь сделать так, чтобы предстоящая смена получилась в чём-то особенной, чтобы в её содержании была «изюминка». Особенность смены может заключаться в организации деятельности, в механизмах реализации, в её содержании и пр. Смена, имеющая свою «изюминку», будет интересна как детям, так и педагогическому коллективу, который её реализует. Например, изюминкой профильной смены российской общественной организации «УТРО РСМ» «Зорко одно лишь сердце» для членов организации и молодых людей с нарушениями зрения стала идея произведения «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери, заключённая в словах «Самого главного глазами не увидишь. Зорко одно лишь сердце...». В ходе смены были проведены различные тренинги, мастер-классы, ролевые игры, лекции, которые помогли установить социальный контакт между зрячими и инвалидами по зрению. Участники вместе работали над созданием собственных проектов и их реализацией, что позволило создать условия для включения молодых людей с нарушениями зрения в активную общественную деятельность. Данная смена – это тот пример, когда идея появляется из имеющихся у организации ресурсов: активных членов организации, творческих педагогов и детей, их способностей, стремлений и возможностей. Идея лагеря «Восхождение» Сарапульского района в свою очередь родилась из потребности проведения профилактической работы с подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации, и состояла в том, чтобы организовать взаимодействие активистов района, потенциальных общественных воспитателей и подростков, состоящих на ведомственных учётах. Потенциальные общественные воспитатели на протяжении смены получали индивидуальное и групповое консультирование по методике работы с несовершеннолетними, состоящими на учете в КДН и основным вопросам прав и обязанностей несовершеннолетних и общественных воспитателей. Подростки, состоящие на учёте, находятся в поле внимания организаторов смены на протяжении 1,5 - 2 лет после смены, что позволяет отслеживать эффективность программы. Основное, чего вы должны достигнуть на данном этапе, - это создать чёткое видение программы профильной смены для себя. Продумывая идею смены, необходимо уделить особое внимание её социальной значимости. Социальная значимость. Прежде чем рассуждать о социальной значимости и социальном эффекте профильных смен, давайте разберёмся в понятиях. Социальный эффект — это результат деятельности некоммерческого субъекта, направленный на благо общества в целом или отдельных групп населения, не связанный с получением прибыли. Иными словами, социальный эффект/социальная значимость - это те материальные и не материальные блага, которые получает общество (в том числе и сами участники смены) в ходе реализации программ профильных смен. Социальная значимость определяет, какой вклад смена может внести в решение какой-либо определённой проблемы. Возможна ли оценка социального эффекта? Конечно, да. Некоторые проявления социального эффекта могут быть точно измерены. Такие как, например, площадь очищенного от мусора леса; количество задействованных в смене детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; количество мероприятий, проведённых для определённых социальных групп людей и др. Например, социальная значимость республиканской профильной смены для детей - воспитанников детских домой, школ-интернатов и детей, состоящих на учёте в РОВД «Школа спортивно-боевых искусств УР» может быть измерена количеством её участников - детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (40 чел.), для которых в течение смены был организован полноценный отдых и досуг. Социальная значимость определяет материальные и нематериальные блага, которые получит общество в ходе реализации программы, какой вклад смена может внести в решение какой-либо определённой проблемы. Социальную значимость православного лагеря «Ставрос» тоже можно измерить. Участники смены- ученики иконописной школы - принимали участие в реставрации храма в с. Мазунино Сарапульского района, а так же расписали стену в сельском детском саду. В других случаях возможны только качественные оценки и экспертные заключения. Например, привлекая к участию в смене детей из семей группы социального риска, только наблюдение, результаты диагностики их качеств и дальнейшее сопровождение могут показать социальный эффект данной смены; первоначальная и итоговая диагностика лидерских, коммуникативных и организаторских качеств участников смены актива; или исследование развития толерантности у участников интегрированной смены. Обратите внимание на то, что если ваша профильная смена направлена на развитие или формирование каких-либо качеств, способностей её участников, то вам необходимо заранее продумывать методы их диагностики в начале смены и по её завершению. Например, авторы программы профильной смены «Шудо егит дыр. Счастливая молодость» видят социальную значимость смены в национальной самоидентификации одарённой удмуртской молодежи, пропаганде толерантности, этнокультурного наследия и народного творчества. Отследить социальный эффект можно с помощью наблюдения: свободного, активного, без стеснения общения удмуртской молодёжи на родном языке, желание участников смены совершенствовать знание удмуртской культуры, языка, активное участие населения в мероприятиях и т.п. Социальным эффектом добровольческой лагерной смены «Твори добро» можно считать расширение социальных контактов воспитанников детского дома инвалидов пос. Канифольный, с которыми на протяжении всех смены взаимодействовали добровольцы – участники смены. Результаты такого взаимодействия видны в более активном включении детей в игры и мероприятия, развитии навыков общения детей-инвалидов. Что такое программа профильной смены и как её написать? Под программой смены мы подразумеваем целостную систему содержания работы, её технологическую цепочку от постановки целей и задач до составления планов их реализации и подведения итогов программы. Программа - это система действий, направленных на достижение единой цели, решение одной проблемы, это особая форма организации деятельности, характеризующаяся тем, что: - она направлена на достижение запланированного конкретного результата, Программа смены – это целостная система работы, технологическую цепочку от постановки целей до составления плана работы и подведения итогов. - заранее определённым способом, - с использованием известного заранее и ограниченного количества ресурсов, - в заранее определённые сроки. Программа любого лагеря строится с учётом специфики временного детского коллектива, короткого срока его существования. Программа смены имеет свою структуру:
Общую логику любой программы можно описать так: при успешном выполнении действий (содержания программы) решаются задачи программы; при решении задач достигается цель программы; а достижение цели обеспечивает вклад в решение проблемы, описанной в актуальности программы. Любая программа начинается с выявления и анализа проблемы. Пояснительная записка состоит из названия программы, даты её разработки, информации об её авторах и строится с учетом проблем, которые необходимо решить, имея в виду общую цель оздоровления, отдыха и занятости детей и подростков в каникулярное время. Актуальность определяется тем, насколько значима для общества та проблема, решению которой способствует программа. В пояснительной записке необходимо обосновать актуальность проблемы, на решение которой направлена программа. Раскрыть актуальность программы можно через описание и осмысление опыта проделанной работы, её анализа, через результаты исследований. В этом разделе описывается ситуация побудившая вас приступить к разработке программы. Для этого нужно ответить на вопрос: «Зачем нужна эта программа, и какую проблему она будет решать?». Описываемая проблема должна отражать объективную ситуацию, т.е. проблемы из жизни будущих участников смены, местных жителей города или села. Не путайте проблему с методами её решения, проблема должна быть сформулирована чётко, в виде какого-либо реально существующего противоречия, которое должно быть устранено с помощью программы. Актуальность определяется тем, насколько значима для общества (группы людей) та проблема, решению которой способствует ваша программа. Описывая актуальность программы, старайтесь использовать понятный язык, избегать употребления специальных терминов, не разъяснив попутно их значение. Для подтверждения вашей компетентности в данном вопросе включите статистические данные, процитируйте представителей органов власти (особенно местных) и обзорные научные работы. Например, актуальность программы республиканского молодёжного лагеря «Межнациональный контакт» заключается в следующем: «… Актуальность развития межэтнического межкультурного взаимодействия в Удмуртской Республике обусловлена усиливающимся среди населения этническим самосознанием (что потенциально таит угрозу появления национализма), наличием у населения устойчивых негативных стереотипов относительно ряда народов, проживающих в Удмуртии…» Актуальность республиканской смены «Экоград»: «Обществу в первую очередь нужны молодые граждане с активной гражданской позицией, патриоты, созидающие, а не потребляющие, лично заинтересованные в развитии и процветании своей родины. Республиканская профильная эколого-краеведческая смена «Экоград» направлена на выявление и поддержку детей увлекающихся экологией и краеведением. Занимаясь практической деятельностью по охране природы, сохранению истории, культуры и традиций родного края у подростка формируется определённая гражданская позиция, которая находит положительный отклик в любой социальной среде, благодаря чему может служить хорошей основой для развития ребёнка, привития ему любви к своей малой Родине, развивая у него чувства патриотизма…» Обоснование актуальности проекта «Ступени»: «Решение возрастных проблем детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, оказывается им не под силу по ряду субъективных причин. Одна из них – это деструктивная окружающая среда, в арсенале которой присутствуют только неадекватные агрессивные формы поведения и взаимодействия с миром. В большинстве случаев среда этих детей ограничивается, как правило, семьёй и неформальной группой сверстников. Таким образом, имеет место противоречие между потребностью подростка в обогащении своего жизненного опыта самопознания, общения и деятельности и естественной средой его жизнедеятельности. Устранение этого противоречия мы видим в организации среды, направленной на формирование у ребёнка положительно направленных стойких взглядов и убеждений, развитие умений и навыков конструктивной жизнедеятельности. Воспитание, развитие и социально-педагогическая реабилитация подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в современных условиях требует от участников педагогического взаимодействия, системности и последовательности в деятельности. Участие ребёнка в периодических «прививочных» сменах и мероприятиях, носящих систематический характер, является средством формирования у подростка стойких взглядов и убеждений…» Адресаты программы – это планируемые участники профильной смены. Описывая участников смены, необходимо указать их возраст, половую принадлежность, социальный статус, уровень развития тех или иных качеств, способностей, степень проявления активности, участие в общественных организациях, если это предусматривает программа профильной смены. Здесь же укажите механизм и критерии отбора участников смены. Это могут быть возрастные требования, достижения в каких-либо видах деятельности, участие в общественных организациях и т.д. Одним из распространённых механизмов отбора участников профильной смены является конкурс. Так, например, Союз русской молодёжи «Спас» для участия в профильных сменах отбирает победителей творческого конкурса «Россия глазами детей». РДОО «Родники» приглашает в профильную смену «Экоград» активных участников республиканских конкурсов по экологии и краеведению. Цель программы – это тот результат, который предполагается получить в случае успешного выполнения программы. Прежде чем формулировать цель, постарайтесь создать чёткий образ того, чего вы хотите достичь в результате проведения смены. Только тогда, когда вы будете иметь точное представление о том, для чего нужна профильная смена, какими хотите видеть её результаты, можете приступать и к постановке цели. Формулировка цели должна отвечать следующим требованиям: - отражать то, что вы хотите достичь, а не то, чего бы вам хотелось избежать; Цель – это чёткий образ того, чего вы хотите достичь в результате проведения смены. - должна быть выполнима, т. е. для достижения цели у вас должны быть все необходимые ресурсы и она должна быть достижима в рамках профильной смены; - цель должна быть конкретной и измеримой, т.е. реализация программы должна быть направлена на достижение конкретного результата, который можно измерить (сосчитать) или качественно оценить; из формулировки цели должно недвусмысленно вытекать, когда и какие результаты должны быть достигнуты; - краткость - не нужно включать в формулировку цели описание методов, приёмов и средств, которые будут использованы, необходимо просто сформулировать желаемый результат. После того, как цель определена и верно сформулирована, следует приступить к планированию её достижения. Этапы достижения цели выражаются в задачах. Задачи программы – это ближайшие цели, последовательные шаги, которые нужно предпринять для достижения цели. Задачи формулируются таким же образом, по уже указанным правилам. Достаточное количество задач – от 3 до 7. Цели и задачи должны логически вытекать из проблем, описанных в актуальности программы. По каждой проблеме нужно сформулировать чёткие задачи. Особую проблему при разработке программы составляет формулирование задач и отделение задач от действий. Здесь помогает такой простой приём. Описание действий должно отвечать на вопрос «что мы собираемся сделать?» (например, провести мастер-классы, коллективно-творческие дела). Описание задач, которые являются непосредственными результатами действий, должны отвечать на вопрос «чего мы этим добьёмся?» (например, мы добьёмся развития коммуникативных, творческих качеств участников). После того, как цели и задачи сформулированы, нужно проверить их согласованность. Для этого попытайтесь определить, возможно ли достижение цели без каждой из определённых вами задач. Если «да», то задача, скорее всего, не нужна или неверно сформулирована. Примеры: Цель: Поиск и апробация системы взаимодействия общественных организаций, через использование различных технологий работы с молодёжью. Задачи: 1. Освоение участниками смены методик и технологий работы с различными категориями молодёжи. 2. Создание образовательного пространства для транслирования опыта работы организаций с различными категориями молодёжи. 3. Разработка участниками смены проектов, позволяющих определить перспективы взаимодействия организаций. 4. Организация пространства для реализации творческих способностей участников смены. Цель: Обогатить несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, опытом позитивной жизнедеятельности и способствовать социализации их в обществе. Задачи: 1. Организовать среду для комплексной социальной, психолого-педагогической реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. 2. Реализовать комплекс разнопрофильных социально-реабилитационных мероприятий по нормализации психологического состояния, укреплению здоровья, развитию личностного потенциала детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. 3. В целях предупреждения возникновения трудных жизненных ситуаций у детей в дальнейшем, закрепить результаты реабилитации в естественных условиях. Цель: Создание условий для становления и развития социальных практик, через подготовку активов учреждений, ведущих работу с детьми и молодёжью по месту жительства. Задачи: 1. Содействие в приобретении знаний, умений, навыков организаторской и социально-значимой деятельности. 2. Развитие коммуникативных способностей участников смены через психолого-педагогическое просвещение. 3.Создание информационно-образовательного, спортивно-туристического, творческого пространства для самореализации участников смены. 4. Создание эмоционально-доброжелательной атмосферы, способствующей общению, обмену опытом подростков. 5. Подготовка подростков к активной социально-направленной деятельности. 6. Содействие в приобретение опыта социальных практик. Помните, что программа профильной смены является средством достижения поставленных целей. Разработка деятельности без целей и задач означает простое объединение несвязанных видов деятельности. Содержание программы. В содержании дается описание основных форм работы, мероприятий и видов деятельности. Структурировать их можно либо по видам организации: индивидуальные, групповые, массовые; либо по направлениям: спортивное, оздоровительное, трудовое, познавательное, творческое, нравственное, эстетическое, гражданско-патриотическое и т.п. Содержание должно быть средством достижения целей, а не просто набором мероприятий, обеспечивающим занятость детей в течение дня. Так же содержание программы и формы работы могут быть описаны по периодам смены: - организационный (первый день-полтора), во время которого происходит знакомство участников друг с другом, с территорией лагеря, с программой смены, погружение в тематику; - основной период – время реализации основных мероприятий, целей и задач профильной смены; - заключительный, целью которого является подведение итогов, построение планов на последующую деятельность. Авторы могут указать не только основные формы и методы работы, но и принципы организации жизнедеятельности в смене. В этом разделе описывается, что будет сделано, в какой последовательности, указывается разумно ограниченный набор мероприятий, которые могут быть выполнены. Авторам программы, описывая формы и методы деятельности в рамках профильной смены и обосновывая их выбор, необходимо учитывать логическую последовательность: проблема – цель – задача – метод. Действия приводят к решению задачи; решение задачи приводит к достижению цели; достижение цели обеспечивает вклад в решение проблемы. Описывая содержание программы, расскажите о системе симулирования и поощрения – это баллы, бонусы, знаки отличия, награды, звания, которые участники смены получают за свои достижения и успехи. Они могут быть как индивидуальными, так и групповыми, или содержать оба уровня стимулирования. Часто, разрабатывая программу профильной смены, авторы принимают во внимание только деятельный аспект, т.е. набор мероприятий, обеспечивающий занятость детей в течение дня. Необходимо же формулировать педагогические цели, т.е. рассматривать воздействие деятельности на участников смены. В этом случае содержание будет выступать средством достижения целей, а не просто формой организации досуга. Структура организации деятельности, схема управления. Данный блок описывает структуру организации деятельности в процессе реализации программы, её управление, систему подчинённости, внутреннюю и внешнюю иерархию (отряды, группы, команды). Отдельный раздел может быть посвящён организации органов детского самоуправления. Структура организации деятельности в межрайонном лагере актива молодёжного правоохранительного движения «Команда». Администрация Глазовского района Административная группа лагеря Методическая группа Информационная группа лагеря Организационная группа |
Программа работы профильной смены «к а л е й д о с к о п з н а н и й» На лучшую организацию и проведение профильной смены в учреждениях летнего отдыха детей |
Программа профильной смены: «царство права» Самара, 2017 оглавление Литература, используемая педагогами для организации учебно-воспитательного процесса 20 |
||
Программа профильной смены лагеря дневного пребывания «Знай нас: мы кузбасс» Государственное автономное учреждение дополнительного образования «Детский оздоровительно-образовательный (профильный) центр Сибирская... |
Блокпост байкал "блокпост байкал", в котором будет даваться полная информация обо всех проверках и контрольных замерах озера байкал. Поводом для... |
||
Программа летней оздоровительно-образовательной смены «Город Мастеров» Программа летней оздоровительно – образовательной смены для детей «Город мастеров» |
Республики Калмыкия «Юстинская районная больница» Выездная проверка проведена на основании приказа Республиканской службы финансово-бюджетного контроля от 26. 09. 2017г. №136-п и... |
||
О проведении республиканской олимпиады по информатике среди школьников в 2008-2009 учебном году Министерства образования Российской Федерации от 22. 10. 2007 г. №286 и определяет статус, цели, задачи республиканской олимпиады... |
Инструкция по эксплуатации ккт амс-100к начало работы Ккт контролирует продолжительность смены. При продолжительности смены более 24 часов ккт блокируется (на индикаторе появиться: 24... |
||
Руководство по эксплуатации ккм амс-100к начало работы Ккм контролирует продолжительность смены. При продолжительности смены более 24 часов ккм блокируется (на индикаторе появиться: 24... |
Руководство по эксплуатации ккм меркурий-115к начало работы Ккм контролирует продолжительность смены. При продолжительности смены более 24 часов ккм блокируется (на индикаторе появиться: пров... |
||
Руководство по эксплуатации ккм меркурий-130к начало работы Ккм контролирует продолжительность смены. При продолжительности смены более 24 часов ккм блокируется (на индикаторе появиться: пров... |
Инструкция по эксплуатации ккт штрих-Мини-к начало работы Ккт контролирует продолжительность смены. При продолжительности смены более 24 часов ккт блокируется (на индикаторе появиться: 24... |
||
Инструкция по эксплуатации ккт элвес-Микро-к начало работы Ккт контролирует продолжительность смены. При продолжительности смены более 24 часов ккт блокируется (на индикаторе появиться: 24... |
Руководство по эксплуатации ккм штрих-Мини-к начало работы Ккм контролирует продолжительность смены. При продолжительности смены более 24 часов ккм блокируется (на индикаторе появиться: 24... |
||
Руководство по эксплуатации ккм элвес-Микро-к начало работы Ккм контролирует продолжительность смены. При продолжительности смены более 24 часов ккм блокируется (на индикаторе появиться: 24... |
Программа туристского объединения «юные туристы многоборцы» Смирнов Дмитрий Витальевич, судья республиканской категории по туризму, доктор педагогических наук |
Поиск |