Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
города Ростова-на-Дону
«Школа № 53 имени Б.Н. Слюсаря»
Принято:
На заседании педагогического совета
Протокол № 1 от 28.08.2016 г.
|
Утверждаю:
Директор МАОУ «Школа № 53»
____________________Л.Г. Богатищева
Приказ №368 от 29.08.2016 г.
|
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
МАОУ «ШКОЛА № 53» (5, 6 классы)
С 01.09.2016 по 31.08.2017 г.
Содержание
1.1.Пояснительная записка 7
1.1.1.Цели и задачи реализации основной образовательной программы основного общего образования 8
1.1.2.Принципы и подходы к формированию образовательной программы основного общего образования 10
1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования 13
1.2.1. Общие положения 13
1.2.2. Структура планируемых результатов 14
1.2.3. Личностные результаты освоения основной образовательной программы: 17
1.2.4. Метапредметные результаты освоения ООП 20
1.2.5. Предметные результаты 31
1.2.5.1. Русский язык 31
5 класс 31
1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; 31
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования; 31
3) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка; 31
4) расширение и систематизацию научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка; 31
5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста; 31
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения; 32
7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию; 32
8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность. 32
6 класс 32
1.2.5.2. Литература 33
1.2.5.3. Немецкий язык 37
1.2.5.4. Второй иностранный язык (английский язык) 47
1.2.5.5. История России. Всеобщая история 49
1.2.5.6. Обществознание 52
1.2.5.7. География 56
1.2.5.8. Математика 58
Выпускник научится в 5-6 классах (для использования в повседневной жизни и обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом уровне) 58
распознавать логически некорректные высказывания. 58
Представлять данные в виде таблиц, диаграмм, 59
читать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы. 59
выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов для измерений длин и углов; 60
вычислять площади прямоугольников. 60
Выпускник получит возможность научиться в 5-6 классах (для обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом и углубленном уровнях) 60
распознавать логически некорректные высказывания; 61
строить цепочки умозаключений на основе использования правил логики. 61
применять правила приближенных вычислений при решении практических задач и решении задач других учебных предметов; 62
выполнять сравнение результатов вычислений при решении практических задач, в том числе приближенных вычислений; 62
составлять числовые выражения и оценивать их значения при решении практических задач и задач из других учебных предметов. 62
Оперировать понятиями: равенство, числовое равенство, уравнение, корень уравнения, решение уравнения, числовое неравенство. 62
извлекать, информацию, представленную в таблицах, на диаграммах; 62
составлять таблицы, строить диаграммы на основе данных. 62
выделять при решении задач характеристики рассматриваемой в задаче ситуации, отличные от реальных (те, от которых абстрагировались), конструировать новые ситуации с учетом этих характеристик, в частности, при решении задач на концентрации, учитывать плотность вещества; 63
решать и конструировать задачи на основе рассмотрения реальных ситуаций, в которых не требуется точный вычислительный результат; 63
решать задачи на движение по реке, рассматривая разные системы отсчета. 63
выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов для измерений длин и углов; 64
вычислять площади прямоугольников, квадратов, объемы прямоугольных параллелепипедов, кубов. 64
1.2.5.9. Биология 64
1.2.5.10. Изобразительное искусство 66
1.2.5.11. Музыка 69
5 класс 69
1.2.5.12. Технология 75
1.2.5.13. Физическая культура 83
1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования 84
2.Содержательный раздел основной образовательной программы основного общего образования 108
2.1. Программа развития универсальных учебных действий, включающая формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности 108
В рамках направления «Обращение с устройствами ИКТ» в качестве основных планируемых результатов возможен следующий список того, что обучающийся сможет: 148
В рамках направления «Фиксация и обработка изображений и звуков» в качестве основных планируемых результатов возможен, но не ограничивается следующим, список того, что обучающийся сможет: 149
В рамках направления «Поиск и организация хранения информации» в качестве основных планируемых результатов возможен, но не ограничивается следующим, список того, что обучающийся сможет: 149
В рамках направления «Создание письменных сообщений» в качестве основных планируемых результатов возможен, но не ограничивается следующим, список того, что обучающийся сможет: 150
В рамках направления «Создание графических объектов» в качестве основных планируемых результатов возможен, но не ограничивается следующим, список того, что обучающийся сможет: 150
В рамках направления «Создание музыкальных и звуковых объектов» в качестве основных планируемых результатов возможен, но не ограничивается следующим, список того, что обучающийся сможет: 150
В рамках направления «Восприятие, использование и создание гипертекстовых и мультимедийных информационных объектов» в качестве основных планируемых результатов возможен, но не ограничивается следующим, список того, что обучающийся сможет: 151
В рамках направления «Анализ информации, математическая обработка данных в исследовании» в качестве основных планируемых результатов возможен, но не ограничивается следующим, список того, что обучающийся сможет: 151
В рамках направления «Моделирование, проектирование и управление» в качестве основных планируемых результатов возможен, но не ограничивается следующим, список того, что обучающийся сможет: 152
В рамках направления «Коммуникация и социальное взаимодействие» в качестве основных планируемых результатов возможен, но не ограничивается следующим, список того, что обучающийся сможет: 152
2.2. Программы учебных предметов, курсов 156
2.2.1 Общие положения 156
2.2.2. Основное содержание учебных предметов на уровне основного общего образования 157
2.2.2.1. Русский язык 157
2.2.2.2. Литература 167
Основные теоретико-литературные понятия, требующие освоения в основной школе 181
2.2.2.3.Немецкий язык 181
2.2.2.4. Второй иностранный язык (английский язык) 185
2.2.2.4.История России. Всеобщая история 190
2.2.2.5.Обществознание 208
2.2.2.7. География 213
5 класс 214
2.2.2.8. Математика 222
2.2.2.9. Биология 227
5 класс 228
6 класс 230
2.2.2.10. Изобразительное искусство 233
6 класс 235
2.2.2.11. Музыка 236
5 класс 249
2.2.2.13. Физическая культура 265
5 класс 265
Знания о физической культуре 265
История развития физической культуры в России в XVII – XIX вв., ее роль и значение для подготовки солдат русской армии. Физическая подготовка и ее связь с развитием систем дыхания и кровообращения. Характеристика основных способов регулирования физической нагрузки: по скорости и продолжительности выполнения упражнения, изменению величины отягощения. Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями. Закаливание организма. 265
Способы физкультурной деятельности 265
Простейшие наблюдения за своим физическим развитием и физической подготовкой. Определение нагрузки во время выполнения утренней гимнастики по показателям частоты сердечных сокращений. Составление акробатических и гимнастических комбинаций из разученных упражнений. Проведение игр в футбол и баскетбол по упрощенным правилам. Оказание доврачебной помощи при легких ушибах, царапинах и ссадинах, потертостях. 266
Физическое совершенствование 266
Гимнастика с основами акробатики 266
Акробатические упражнения: акробатические комбинации, например, мост из положения лежа на спине, опуститься в исходное положение, переворот в положение лежа на животе с опорой на руки, прыжком в упор присев; кувырок вперед в упор присев, кувырок назад в упор присев, из упора присев кувырок вперед до исходного положения, кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки, прыжком переход в упор присев, кувырок вперед. 266
Гимнастические упражнения прикладного характера: опорный прыжок через гимнастического козла — с небольшого разбега толчком о гимнастический мостик прыжок в упор стоя на коленях, переход в упор присев и соскок вперед; из виса стоя присев толчком двумя ногами перемах, согнув ноги в вис сзади согнувшись, опускание назад в вис стоя и обратное движение через вис сзади согнувшись со сходом «вперед ноги». 266
Легкая атлетика 266
Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание». 266
Низкий старт. 266
Стартовое ускорение. 266
Финиширование. 266
Подвижные игры 266
На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»: задания на координацию движений типа: «Веселые задачи», «Запрещенное движение» (с напряжением и расслаблением мышц звеньев тела). 266
На материале раздела «Легкая атлетика»: «Подвижная цель». 266
На материале спортивных игр: 267
Футбол: эстафеты с ведением мяча, с передачей мяча партнеру, игра в футбол по упрощенным правилам («Мини-футбол»). 267
Баскетбол: бросок мяча двумя руками от груди после ведения и остановки; прыжок с двух шагов; эстафеты с ведением мяча и бросками его в корзину, игра в баскетбол по упрощенным правилам («Мини-баскетбол»). 267
Волейбол: передача мяча через сетку (передача двумя руками сверху, кулаком снизу); передача мяча с собственным подбрасыванием на месте после небольших перемещений вправо, вперед, в парах на месте и в движении правым (левым) боком, игра в <<�Пионербол>> 267
6 класс 267
Знания о физической культуре 267
История физической культуры. Возрождение Олимпийских игр, роль Пьера де Кубертена в их становлении и развитии, цель и задачи олимпийского движения, олимпийские идеалы и символика. Зарождение Олимпийского движения в дореволюционной России, первые успехи российских спортсменов в современных Олимпийских играх. История зарождения избранного вида спорта (гимнастики, баскетбола, футбола, волейбола). Современные правила соревнований.
Базовые понятия физической культуры. Физическая подготовка как система регулярных занятий по развитию физических качеств; понятия силы, быстроты, выносливости, гибкости, координации движений и ловкости. Основные правила развития физических качеств (регулярность и систематичность занятий, доступность и индивидуализация в выборе величины физических нагрузок, непрерывность и постепенность повышения требований). Структура занятий по развитию физических качеств (подготовительная часть — разминка, основная часть — решение главных задач занятия, заключительная часть — восстановление организма) и особенности планирования их содержания, место занятий в режиме дня и недели. Физическая нагрузка как чередование физической работы и отдыха; ее регулирование по объему, продолжительности, интенсивности и интервалам отдыха. Общая характеристика основных режимов нагрузки по показателям частоты сердечных сокращений (оздоровительный, поддерживающий, развивающий и тренирующий режимы).
Физическая культура человека. Правила закаливания организма способами принятия воздушных и солнечных ванн, купания. Правила ведения дневника самонаблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью. 267
Способы двигательной (физкультурной) деятельности 268
Организация и проведение занятий физической культурой. Соблюдение требований безопасности и гигиенических правил при подготовке мест занятий, выборе инвентаря и одежды для проведения занятий по развитию физических качеств (в условиях спортивного зала и открытой спортивной площадки). Составление по образцу комплексов упражнений для развития физических качеств (по заданию учителя). Составление вместе с учителем плана индивидуальных занятий по развитию физических качеств.
Оценка эффективности занятий физической культурой. Правила самостоятельного тестирования физических качеств. Измерение частоты сердечных сокращений во время занятий и регулирование величины нагрузки в соответствии с заданными режимами (согласно плану индивидуальных занятий и показателям текущего самочувствия).
Ведение дневника самонаблюдения: регистрация по учебным четвертям динамики показателей физического развития и физической подготовленности; содержание еженедельно обновляемых комплексов утренней зарядки и физкультминуток; содержание домашних занятий по развитию физических качеств. Наблюдения за динамикой показателей физической подготовленности с помощью тестовых упражнений:
развитие силы — прыжки с места в длину и высоту, отжимание в упоре лежа, наклоны вперед из положения сидя, поднимание ног из положения виса;
развитие быстроты — ловля падающей линейки, темпинг-тест, бег с максимальной скоростью; 268
развитие выносливости — бег по контрольной дистанции, 6-минутный бег;
развитие координации движений — бросок малого мяча в подвижную мишень, удерживание тела в статическом положении стоя на одной ноге, передвижение ходьбой и бегом;
развитие гибкости — наклон вперед, маховые движения ногами вперед, назад, в сторону, выкруты рук с гимнастической палкой назад и вперед. 269
Физическое совершенствование 269
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Комплексы упражнений для развития гибкости и координации движений, формирования правильной осанки с учетом индивидуальных особенностей физического развития. Комплексы упражнений для коррекции фигуры. Комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток и физкультпауз. Комплексы дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз.
Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью. 269
Гимнастика с основами акробатики. 269
Организующие команды и приемы: ходьба строевым шагом одной, двумя и тремя колоннами, перестроение в движении из колонны по одному в колонну по 2, по 3 и обратно. 269
Кувырок назад в группировке, стойка на лопатках, перекат вперед в упор присев, два кувырка.
Опорные прыжки: прыжок согнув ноги через гимнастического козла (мальчики); прыжок ноги врозь через гимнастического козла (девочки).
Передвижение по гимнастическому бревну (девочки): поворот на носках в полуприсед, выход в равновесие на одной, полушпагат, соскок прогнувшись из стойки поперек. 269
Упражнения на невысокой перекладине (мальчики): подъем в упор с прыжка, перемах левой (правой) вперед, назад, переход в вис лежа на согнутых руках.
Ритмическая гимнастика (девочки): простейшие композиции, включающие стилизованные общеразвивающие упражнения и элементы хореографии (прыжок выпрямившись, скачок, закрытый и открытый прыжки).
Прикладные упражнения: лазанье по канату в два приема (мальчики); лазанье по гимнастической стенке вверх-вниз, горизонтально лицом и спиной к стенке, по диагонали (девочки). Упражнения на трамплине: прыжок с разбега на горку матов, соскок.
Упражнения общей физической подготовки. 269
Легкая атлетика. Старт с опорой на одну руку с последующим ускорением. Бег с преодолением препятствий. Спринтерский бег (60 м и 100 м). Гладкий равномерный бег по учебной дистанции (протяженность дистанций регулируется учителем или обучающимися). Прыжок в высоту с разбега способом «перешагивание». Метание малого мяча по движущейся мишени (катящемуся с разной скоростью и летящему по разной траектории баскетбольному мячу). Упражнения общей физической подготовки. 270
Спортивные игры 270
Баскетбол. Упражнения без мяча: прыжок вверх толчком одной с приземлением на другую; передвижение в основной стойке; остановка прыжком после ускорения; остановка в шаге. Упражнения с мячом: ловля мяча после отскока от пола, ведение мяча на месте и в движении с изменением направления движения; бросок мяча в корзину двумя руками снизу после ведения и от груди с места. Игра в баскетбол по правилам.
Упражнения общей физической подготовки.
Волейбол. Упражнения с мячом: прямая нижняя подача мяча через сетку с лицевой линии площадки; передача мяча после перемещения; передача мяча из зоны в зону. Игра в волейбол по правилам. 270
Упражнения общей физической подготовки
Футбол (мини-футбол). Упражнения с мячом: ведение мяча с ускорением (по прямой, по кругу, между стоек); удар с разбега по катящемуся мячу. Игра в мини-футбол по правилам.
Упражнения общей физической подготовки.
Спортивно-оздоровительная деятельность с соревновательной направленностью. Гимнастика с основами акробатики. Организующие команды и приемы: передвижение строевым шагом одной, двумя и тремя колоннами; перестроение в движении из колонны по одному в колонну по 2, по 3 и обратно. 270
Акробатические упражнения (мальчики): прыжком кувырок вперед, кувырок назад в группировке, стойка на лопатках, перекат вперед в упор присев, два кувырка вперед в группировке, стойка на голове и руках.
Опорные прыжки: прыжок согнув ноги через гимнастического козла (мальчики); прыжок ноги врозь через гимнастического козла (девочки).
Передвижения по гимнастическому бревну (девочки): поворот на носках в полуприсед, выход в равновесие на одной, полушпагат, соскок прогнувшись из стойки поперек. 271
Упражнения на средней перекладине (мальчики): подъем в упор с прыжка, перемах левой (правой) вперед, назад, переход в вис лежа на согнутых руках; из виса завесой вне размахивание и подъем в упор; из виса стоя наскок в упор; из упора верхом спад назад в вис завесом; махом одной, толчком другой подъем переворотом в упор. 271
Упражнения на брусьях: наскок в упор и ходьба на руках; размахивание в упоре; соскок вперед с опорой на жердь; наскок в упор, фиксация упора углом; сед ноги врозь; размахивание в упоре, сед на бедре с последующим соскоком (мальчики); наскок в упор на нижнюю жердь, махом назад соскок с поворотом с опорой на жердь; размахивания изгибами в висе на верхней жерди; перемахи одной и двумя в висе лежа на нижней жерди; выход из виса лежа на нижней жерди в сед на бедре с дохватом за верхнюю жердь, соскок (девочки).
Вольные упражнения (девочки): комбинации с использованием простых движений типа зарядки; элементов хореографии и ритмической гимнастики (основные позиции ног с полуприседанием и приседанием, выставлением ноги в различных направлениях, маховыми движениями ногой, острым шагом, закрытым и открытым прыжком); танцевальных движений (приставного, переменного шага, шага галопа, польки).
Прикладные упражнения: лазанье по канату в два приема (мальчики); лазанье по гимнастической стенке вверх-вниз, горизонтально лицом и спиной к стенке, по диагонали (девочки). Упражнения на трамплине: прыжок с разбега на горку матов, соскок.
Упражнения специальной физической и технической подготовки.
Легкая атлетика. Старт с опорой на одну руку с последующим ускорением. Финиширование. Эстафетный бег. Прыжок в длину с разбега способом «прогнувшись». Прыжок в высоту способом «перешагивание». Бег с препятствиями. Спринтерский бег. Кроссовый бег на учебные дистанции (протяженность дистанций регулируется учителем).
Упражнения специальной физической и технической подготовки.
271
Спортивные игры.
Баскетбол. Ловля мяча после отскока от пола. Ведение мяча с изменением направления и скорости передвижения, с отскоком мяча на разную высоту. Ловля и передача мяча с шагом. Бросок мяча в корзину одной рукой с места. Бросок мяча в корзину двумя руками снизу и от груди после ведения. Технико-тактические действия игроков при вбрасывании мяча судьей и при передаче мяча с лицевой линии. 272
Игра в баскетбол по правилам
Упражнения специальной физической и технической подготовки.
Волейбол. Верхняя прямая и нижняя боковая подачи с лицевой линии в правую и левую половину площадки. Передача мяча после перемещения из зоны в зону. Прием мяча на задней линии. Нападающий удар через сетку. Тактические действия: система игры со второй подачи игрока передней линии; система игры при страховке нападающего игроком передней линии. Игра в волейбол по правилам. 272
Упражнения специальной физической и технической подготовки.
Футбол (мини-футбол). Ведение мяча с ускорением по прямой, по кругу, между стоек, «восьмеркой». Удар по мячу с разбега после его отскока от земли. Передачи мяча на месте (продольные, поперечные, диагональные, низкие, высокие). Передача мяча в движении. Вбрасывание мяча из-за боковой линии, стоя на месте. Подача углового. Технико-тактические действия игроков при вбрасывании и подаче углового. Игра в футбол (мини-футбол) по правилам. Упражнения специальной физической и технической подготовки.
Упражнения культурно-этнической направленности. Сюжетно-образные (подвижные) и обрядовые игры. Элементы техники национальных видов спорта. 273
2.3. Программа воспитания и социализации обучающихся 273
2.3.1. Цель и задачи духовно-нравственного развития, воспитания и 279
социализации обучающихся 279
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования «усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества… формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания» (ФГОС ООО: Раздел IV. Требования к результатам освоения образовательной программы основного общего образования, п. 24). 282
2.3.2. Направления деятельности по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации, профессиональной ориентации обучающихся, здоровьесберегающей деятельности и формированию экологической культуры обучающихся 283
2.3.3. Содержание, виды деятельности и формы занятий с обучающимися(по направлениям духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся) 288
2.3.4. Формы индивидуальной и групповой организации 292
профессиональной ориентации обучающихся 292
2.3.5. Этапы организации работы в системе социального воспитания в рамках образовательной организации, совместной деятельности образовательной организации с предприятиями, общественными организациями, в том числе с организациями дополнительного образования 294
2.3.6. Основные формы организации педагогической поддержки 295
социализации обучающихся по каждому из направлений с учетом урочной и внеурочной деятельности, а также формы участия специалистов и социальных партнеров по направлениям социального воспитания 295
2.3.7. Модели организации работы по формированию экологически 298
целесообразного, здорового и безопасного образа жизни 298
2.3.8. Описание деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, в области непрерывного экологического 300
здоровьесберегающего образования обучающихся 300
2.3.9. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся 303
2.3.10. Критерии, показатели эффективности деятельности образовательной организации в части духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся 304
2.3.11. Методика и инструментарий мониторинга духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся 308
2.3.12. Планируемые результаты духовно-нравственного развития,воспитания и социализации обучающихся, формирования 310
экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа 310
жизни обучающихся 310
2.4. Программа коррекционной работы 314
2.4.1. Цели и задачи программы коррекционной работы с обучающимися при получении основного общего образования 315
2.4.2. Перечень и содержание индивидуально ориентированных коррекционных направлений работы, способствующих освоению обучающимися с особыми образовательными потребностями основной образовательной программы основного общего образования 316
2.4.3. Система комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включающая комплексное обследование, мониторинг динамики развития, успешности освоения основной образовательной программы основного общего образования 319
2.4.4. Механизм взаимодействия, предусматривающий общую целевую и единую стратегическую направленность работы с учетом вариативно-деятельностной тактики учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, специальной психологии, медицинских работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, других образовательных организаций и институтов общества, реализующийся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности 323
2.4.5. Планируемые результаты коррекционной работы 325
3.1.1. Календарный учебный график 337
3.1.2. План внеурочной деятельности 338
3.2.Система условий реализации основной образовательной программы 341
3.2.1. Описание кадровых условий реализации основной образовательной программы основного общего образования 341
3.2.2. Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования 355
3.2.3. Финансово-экономические условия реализации образовательной программы основного общего образования 357
3.2.4.Материально-технические условия реализации основной образовательной программы 368
3.2.5.Информационно-методические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования 370
3.2.6.Механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий 376
3.2.7.Сетевой график (дорожная карта) по формированию необходимой системы условий 377
Целевой раздел основной образовательной программы основного общего образования
Повседневная реальность последних лет свидетельствует о возросшем статусе иностранных языков в обществе. Сегодня ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что динамика общественной жизни страны и связанные с нею новые цели, масштабы и направленность преобразований вызывают общественную потребность в большом количестве граждан, практически владеющих одним или несколькими современными неродными языками. Знание языков, и, прежде всего языков международного значения, как правило, дает возможность личности получить реальные шансы занять в обществе более престижное как в социальном, так и в материальном отношении положение.
Важность изучения иностранных языков в средней школе, методика преподавания, все больше привлекают внимание многих ученых. При изучении иностранных языков усваивается новая система понятий, которая является функцией культуры, а эта последняя – категория историческая и находится в связи с состоянием общества и его деятельностью.
Владение иностранным языком можно рассматривать как возможность сочетать две или больше мировоззренческие позиции и оценивать окружающий мир с нескольких сторон, в отличие от одноязычных индивидов, воспринимающих мир только с одной стороны. Великий русский языковед А.А. Потебня писал, что человек, говорящий на двух языках, переходя от одного к другому, изменяет вместе с тем характер и направление течения своей мысли. Это высказывание ставит людей, владеющих иностранным языком, в уникальную кросскультурную позицию воприятия мира и формирования собственных суждений на основе «наднационального» сознания, что существенным образом может повлиять на становление личности в целом.
Однако язык существует не только для того, чтобы выражать идея, но и для того, чтобы устанавливать отношения. Языковая коммуникация, так же как и сам язык, играет первостепенную роль в созидании сознания. Владение иностранным языком не только адекватно усилению коммуникативных ресурсов, но и означает лучшую ориентацию в мире, понимание идей, ценностей, тенденций, то есть глобальных контекстов человеческого существования.
Более того, все более осознается тот факт, что богатством общества в условиях современной рыночной экономики и развития информационных технологий становятся человеческие ресурсы, которые выступают в качестве основного стратегического фактора экономического и социального прогресса. В решении этой задачи важная роль отводится и языковому образованию как фактору, превращающему человека в развитую личность и расширяющему его социальную и экономическую свободу.
Изучение иностранного языка осуществляется на основе личностного подхода, реализация которого требует актуализации личностных смыслов изучения иностранного языка, усиления его функций в межкультурном и межличностном общении учащихся, владеющих языком и способами использования его в деловом и культурном общении, самоутверждении и самоопределении в жизни, культуре, профессии.
Таким образом, изучение иностранного языка направлено на развитие и воспитание способности к личностному и профессиональному самоопределению учащихся, их социальной адаптации; формирование активной жизненной позиции как гражданина и патриота, а также как субъекта межкультурного взаимодействия; развитие таких личностных качеств, как культура общения, умение работать в сотрудничестве, в том числе в процессе межкультурного общения; развитие способности и готовности учащихся к самостоятельному изучению иностранного языка, к дальнейшему самообразованию с его помощью в разных областях знания; приобретение опыта творческой деятельности, опыта проектно-исследовательской работы с использованием изучаемого языка, в том числе в русле выбранного профиля.
Сегодня эти функции в обобщенном плане можно сформулировать следующим образом: установление взаимопонимания между народами – носителями разных языков и культур; обеспечение доступа к многообразию мировой политики и культуры (в широком понимании), в том числе и помощью средств новых информационных технологий. Язык, а, следовательно, языковое образование выступают в качестве важного инструмента успешной жизнедеятельности человека в поликультурном и мультилингвальном сообществе людей.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Школа № 53»(далее Школа) получила статус школы с углубленным изучением немецкого языка в 1956 году. С 1994 года в школе введено преподавание второго иностранного языка (английского) как обязательной дисциплины. В настоящее время в ходе реализации инновационных и опытно-экспериментальных программ (в том числе международного характера) в школе сложилась система билингвистического образования, которая постоянно развивается и совершенствуется.
Углубленное изучение иностранного языка начинается со 2-го класса (немецкий). В 5-ом классе вводится изучение второго иностранного языка на базовом уровне (английский).
Соблюдается приемственность между начальным общим и основным общим образованием в части реализации иностранного языка на углубленном уровне.
Учитывая гуманитарную направленность школы, усилено внимание к изучению русской и англо-германской филологии, применению полученных обучающимися знаний и умений в собственной речевой практике. Учащиеся школы успешно осваивают образовательные программы федерального компонента, при 100% уровне обученности показывают высокое качество образования.
Показателем и индикатором состояния школьной системы образования является государственная итоговая аттестация выпускников. Выпускники школы на протяжении многих лет подтверждают на государственной итоговой аттестации свои высокие годовые отметки. Итоги ЕГЭ по русскому языку и математике превышают региональные среднестатистические тестовые баллы. В 2014-2015 учебном году окончили школу с медалью 12 выпускников(31%). В 2015-2016 учебном году окончили школу с медалью 6 выпускников(46%)
Высокий уровень учебных достижений учащиеся школы подтверждают, ежегодно становясь победителями и призёрами муниципальных, региональных и Всероссийских предметных олимпиад. Знание языка, истории и культуры Германии помогает учащимся школы реализовывать высокие интеллектуальные и творческие способности в олимпиадах по немецкому языку.
Развитие ключевых компетенций, интеллектуальных, творческих способностей учащихся находит свое выражение в реализации программы «Одаренные дети». Для детей, одаренных в интеллектуальной сфере, действуют программы элективных и спецкурсов: «Литература Германии», «Межкультурая коммуникация». Одним из направлений реализации программы «Одаренные дети» является международный проект «Новое поколение», который способствует формированию и развитию таких ключевых и важных для современного человека компетенций как коммуникативная культура и способность к жизни в поликультурном мире и включает в себя следующие программы:
«Встреча с Восточной Европой» - ежегодный международный конкурс творческих работ и проектов учащихся, организуемый Министерством образования земли Северный Рейн-Вестфалия (ФРГ), в котором школа принимает участие с 1996 года. За этот период более 200 учащихся были награждены грамотами и ценными подарками.
«Мир без свечей и оружия» - международный проект обучения школьников в ФРГ, реализуется в школе с 2000 года. За время участия более 80 школьников прошли трехмесячное обучение в различных школах Германии;
«Диалог культур»- межшкольный обмен с гимназией им. Гейзенберга в Гладбеке (ФРГ). Первый межшкольный обмен был организован в 1989 году. Число участников ежегодно составляет 20-25 человек с российской и германской стороны.
Участие в международных проектах даёт возможность ребёнку ощутить себя частью международного сообщества, учит его самостоятельно ориентироваться в современном мире, мотивирует к изучению немецкого языка, развивает творческие способности учащихся, помогает приобрести опыт проектно-исследовательской работы.
Опыт работы школы по реализации международных проектов обобщён и опубликован в региональном журнале «Практические советы учителю» № 4, 2008г., издательство РО ИПК и ПРО.
Основная образовательная программа основного общего образования школы создана в соответствии со следующими нормативными документами:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ ( ст.2. 12, 28, 66 и др.).
Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013г. №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» ( в ред. Приказа минобрнауки от 3 декабря 2015г.№1401).
Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 17 12. 2010г. №1897 (редакция от 29.12.2014г.) «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования» ((в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644, от 31.12.2015 N 1577).
Письмо министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования».
Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодёжи Минобрнауки России от 14 декабря 2015г. №09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».
Постановление Главного государственного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010г. №189, зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011г., рег. №19993, «Об утверждении СанПин 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»( с изменениями от 24 ноября 2015г.№81, зарегистрировано в минюсте 18 декабря 2015г.№40154).
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 ноября 2011 г. №МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием».
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 ноября 2015г. №08-2091 «О направлении функциональных требований».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31марта 2014г. №253 (в ред. Приказа минобрнауки России от 28 декабря 2015г.№1529) «Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию пи реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Нормативно-правовые документы, регламентирующие организацию образовательной деятельности по предметам («Физическая культура, ОДНКНР, др.).
Устав МАОУ «Школа № 53».
|