Скачать 1.57 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского Ф.М. Ахмедова, А.А. Корнилов ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Практикум Нижний Новгород 2017 УДК 327(07) ББК Ф4(075) П 84 П 84 Процесс формирования внешней политики Азербайджанской Республики: Практикум. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2017. - 84 с. Составители: Ахмедова Ф.М., Корнилов А.А. Рецензент: доктор философских наук, профессор А.В. Дахин Практикум предлагает студентам для чтения и анализа оригинальные документы внешней политики Азербайджанской Республики – важного участника международных отношений на постсоветском пространстве, регионах Закавказья, Средней Азии и Среднего Востока. Публикуемые Концепция национальной безопасности 2007 г. и Военная доктрина 2010 г. оказывают прямое воздействие на различные стороны процесса формирования внешнеполитического курса АР. Реализация этих документов влияет на развитие международных отношений в указанных регионах, побуждают лиц, принимающих решения в РФ, корректировать свои внешнеполитические планы стратегического характера. Авторы публикуют Закон по борьбе с терроризмом, Положение о МИД Азербайджана и важные внешнеполитические речи Президента АР Ильхама Алиева. Практикум предназначен для студентов Института международных отношений и мировой истории ННГУ, обучающихся по направлению «Зарубежное регионоведение», в качестве пособия в рамках курса «Процесс формирования внешней политики ведущих государств» (магистерская программа «Исследования регионов Азии и Африки») и «Процесс формирования внешней политики и дипломатия» (бакалавриат). УДК 327(07) ББК Ф4(075) © Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2017 Содержание Введение …………………………………………………………………. …………………...4-5 Документ 1. Концепция национальной безопасности Азербайджанской Республики 2007 г. …………………………………………………...........................................................6-25 Документ 2. Военная доктрина Азербайджанской Республики 2010 г. …………… 26-44 Документ 3. Закон Азербайджанской Республики о борьбе с терроризмом 1999 г. (с изменениями 2001 и 2002 гг.) ……………………..……………………………………45-57 Документ 4. Речь Ильхама Алиева на пятом совещании руководителей органов дипломатической службы Азербайджана 07 июля 2014 г. …………………………58-69 Документ 5. Речь Ильхама Алиева на открытии IV Съезда азербайджанцев мира 3 июня 2016 г. ……………………………………………………………………………...70-74 Документ 6. Положение о МИД Азербайджанской Республики. ………………......75-81 Заключение ..………………………………………………………………………………...82-83 Литература ………………………………………………………………………………….......84 Введение Закавказье представляет собой необычайно динамичный и насыщенный противоречивыми трендами регион мира. Это район, где пересекаются важные нитки, связывающие производителей, поставщиков и потребителей энергетических продуктов в Евразии. Наряду с этим Закавказье обременен целым рядом неурегулированных, замороженных или латентных конфликтов, среди которых главное для Азербайджана место занимает Нагорно-Карабахский конфликт. Совершенно очевидна на Большом Кавказе опасная амплитуда сепаратизма, переплетенного с проявлениями террористической деятельности. Наконец, в период 2014-2016 гг. регион Закавказья оказался одним из рубежей, к которому нацелены амбиции т.н. «Исламского Государства». Преодоление этого рубежа может открыть радикальным боевикам путь в северокавказские субъекты Российской Федерации. По вышеназванным причинам векторы международной политики Азербайджанской Республики – транзитного, морского (каспийский регион) и одновременно рубежного государства – заслуживают самого пристального изучения со стороны регионоведов и международников. Предлагаемый вниманию студентов практикум содержит тексты оригинальных документов внешней политики АР. Собрание текстов Концепции национальной безопасности 2007 г., Военной доктрины 2010 г., Закона о борьбе с терроризмом, речь Президента Ильхама Алиева перед руководителями дипломатических представительств и подразделений МИД АР, обращение И. Алиева к съезду азербайджанцев мира 2016 г. составляют вместе тот банк данных, благодаря которому составляется так называемый «семантический ряд» внешнеполитического курса Баку. Как известно, одной из задач студентов, исследующих процесс формирования внешней политики конкретной страны, выступает критический анализ оригинальных источников. Здесь открывается большое поле аналитической деятельности: работа с терминами, выстраивание перечня угроз безопасности долгосрочного характера и рисков ближайшей перспективы, выявление приоритетов внешнеполитического курса, рассмотрение стратегического и тактического начал в планировании и политике, нахождение взаимосвязанных внутренних и внешних аспектов национальной безопасности, выделение стран, оказывающихся близкими союзниками, партнерами или противниками. Студенты-регионоведы имеют также возможность познакомиться с полномочиями Министерства иностранных дел страны, которые определены в публикуемом Положении. Этот документ расставляет внешнеполитические приоритеты, но еще более устанавливает задачи и функции внешнеполитического ведомства Азербайджана. Следует подчеркнуть, что дипломатия Азербайджана, как, вероятно, большинства постсоветских стран, имеет долгую историю и традиции, восходящие к периоду Советского Союза. Прочтение текста Положения о МИД АР оставляет впечатление, что его авторами и исполнителями поставленных внешнеполитических задач являются дипломаты с большим опытом работы на международных перекрестках, владеющие инструментами современной дипломатической службы. Все публикуемые в практикуме документы внешней политики АР размещены на русском языке, на страницах порталов государственных учреждений страны. К ним относятся Интернет страницы Президента АР, МИД страны, других ключевых органов исполнительной власти. Мы приглашаем студентов-регионоведов, как можно чаще посещать сайты государственных учреждений изучаемых стран, которые публикуют оригинальные документы внешней политики. Несмотря на приличествующий этим материалам официоз и налет пропаганды, именно эти электронные компендиумы документов помогут регионоведам создать приближенную к реальности картину процесса формирования и осуществления внешней политики страны. Документ 1. Концепция национальной безопасности Азербайджанской Республики Распоряжение Президента Азербайджанской Республики Об утверждении Концепции национальной безопасности Азербайджанской Республики В условиях происходящих в мире быстрых изменений отдельные государства и человечество в целом столкнулись с терроризмом, этническим сепаратизмом и конфликтами, увеличением транснациональной организованной преступности, распространением оружия массового уничтожения, истощением природных ресурсов, увеличением численности населения и массовой миграцией, загрязнением окружающей среды и иными опасностями. Данные факторы делают необходимым определение приоритетов каждого государства, рисков его безопасности, осуществление адекватных мероприятий по предотвращению и устранению данных рисков. В целях определения целей, принципов и подходов политики, направленной на защиту независимости Азербайджанской Республики, ее территориальной целостности, конституционного строя, национальных интересов народа и страны от внутренних и внешних угроз постановляю: 1.Утвердить Концепцию национальной безопасности АР (прилагается). 2.Поручить органам, обеспечивающим национальную безопасность АР, руководствоваться в своей деятельности положениями Концепции национальной безопасности АР. 3.Поручить Кабинету министров АР осуществлять контроль над исполнением положений Концепции национальной безопасности АР и регулярно информировать об этом Президента АР. 4.Поручить Рабочей Группе в сфере политики национальной безопасности АР, созданной Распоряжением Президента АР от 17 сентября 2004 года № 394. 4.1. в течение трех месяцев разработать проект военной доктрины АР и представить его Президенту АР для утверждения Милли Меджлисом АР. 4.2. в течение 2007-2008 годов подготовить и представить на утверждение Президента АР предусмотренные в Концепции национальной безопасности АР проекты стратегии внешней политики АР, обзор обороны, экономическую концепцию, культурную, научную, образовательную, транспортную концепции и концепцию здравоохранения. 5.Настоящее Распоряжение вступает в силу со дня опубликования. Президент Азербайджанской Республики. Ильхам АЛИЕВ город Баку, 23 мая 2007 года № 2198 Опубликовано в газете «Азербайджан» (24 мая 2007 года, № 112). Утверждена Распоряжением Президента Азербайджанской Республики от 23 мая 2007 года № 2198 Концепция национальной безопасности Азербайджанской Республики (публикуется с сокращениями) Введение В 1991 году после развала Советского Союза Азербайджан, имеющий многовековую историю государственности, создавший в 1918 году первую на Востоке демократическую республику и утративший свою независимость в 1920 году, восстановил свою государственную независимость. Азербайджанский народ, используя возможность приобщиться к более широким демократическим ценностям, избрал путь современного демократического государственного устройства, опирающегося на собственные национальные государственные обычаи, историческое и культурное наследие. На первом этапе независимости молодая республика подверглась военной агрессии со стороны Армении, столкнулась с внутренней нестабильностью, экономическим кризисом, трудностями переходного периода и иными серьезными проблемами. Несмотря на это, Азербайджанская Республика под руководством общенационального лидера азербайджанского народа Гейдара Алиева, преодолев все трудности и определив правильный путь стратегического развития, превращается в современную страну, с успехом идущую вперед, усиливающую свои позиции в регионе и мире и динамично развивающуюся в области экономики, политики и иных областях. Так, Азербайджан является важным, во многих случаях решающим государством в региональном сотрудничестве в районе Каспий-Кавказ, играет особо незаменимую роль в осуществлении энергетических и транспортных проектов. Главная цель данной общей стратегии заключается в обеспечении процветания Азербайджанской Республики, ее последовательного развития и благосостояния населения, а также во внесении вклада в обеспечение безопасности и стабильности во всем регионе. Концепция национальной безопасности Азербайджанской Республики (далее — Концепция) является собранием целей, принципов и подходов политики и мероприятий, направленных на защиту личности, общества и государства в Азербайджанской Республике от внутренних и внешних угроз и ссылающихся на независимость государства, его территориальную целостность и демократический путь развития, интеграцию в качестве стратегического выбора в евро-атлантическое пространство и вместе с этим многоуровненность уравновешенной внешней политики: 1. Обстановка безопасности. Обстановка безопасности Азербайджанской Республики представляет собой совокупность факторов, оказывающих воздействие на защиту ее суверенитета, территориальной целостности, неприкосновенности границ, национальных интересов, последовательного развития, благосостояния и ценностей населения. Азербайджанская Республика, располагаясь на географическом стыке Восточного и Западного миров, аккумулировала в себе положительные аспекты многих цивилизаций. Распространяющая передовые европейские ценности и являющаяся неотъемлемым звеном архитектуры евро-атлантической безопасности, Азербайджанская Республика вносит свой вклад в безопасность данного пространства. В то же время как неотъемлемая часть исламского мира Азербайджанская Республика распространяет наследие и мышление данной культуры. Регион, в котором размещается Азербайджанская Республика и который в настоящее время является нестабильным, обладает широким потенциалом и возможностями, которые могут быть эффективно использованы для совместного развития с региональными и международными партнерами, нацеленными на дружбу и сотрудничество. Богатые природные ресурсы Азербайджанской Республики открывают перспективы для процветания страны и обеспечения ее национального благосостояния, делают ее важным международным энергетическим источником и важной составной частью сети международного энергетического снабжения. Ярким образцом сотрудничества региональных стран является развитие транспортных и коммуникационных коридоров, нефтяных и газовых трубопроводов международного значения, вносящих еще больший вклад в развитие экономики Азербайджанской Республики и стран-партнеров. Географические условия, в которых размещается страна, помимо того, что дают ей важные преимущества, в то же время сталкивают ее с некоторыми проблемами безопасности. Наиболее тяжелым и ярким примером данных проблем является то, что Азербайджанская Республика подверглась военной агрессии со стороны Армении, в результате чего была захвачена часть территории страны, и приблизительно один миллион азербайджанцев превратился в беженцев и вынужденных переселенцев. Во время агрессии в отношении граждан Азербайджанской Республики были совершены самые тяжелые преступления против мира и человечности, включая геноцид и террористические акты, а на оккупированных землях осуществляют свою незаконную деятельность транспограничная организованная преступность, в том числе международные террористические группы. В то же время наличие таких угроз для обстановки безопасности в Азербайджанской Республике, как международный терроризм, незаконная миграция, транснациональная организованная преступность, торговля людьми, контрабанда наркотических средств и распространение оружия массового уничтожения, ставит перед государством определенные задачи. 2. Национальные интересы Азербайджанской Республики. Национальные интересы Азербайджанской Республики, представляя собой совокупность политических, экономических, социальных и иных потребностей, обеспечивающих фундаментальные ценности и цели азербайджанского народа, а также процветание личности, общества и государства, включают в себя: Защиту независимости и территориальной целостности государства, обеспечение неприкосновенности его границ, признанных на международном уровне; Сохранение единства азербайджанского народа, пропаганда идеи азербайджанства; Формирование гражданского общества, обеспечение прав и основных свобод человека; Усиление выполнения государственных функций путем обеспечения развития демократических институтов и институтов гражданского общества, верховенства закона и порядка, защита безопасности населения; Развитие направленного на интеграцию сотрудничества с международными организациями с общими ценностями в целях выполнения международных обязательств, внесения вклада в глобальную и региональную безопасность и стабильность; Создание условий для внутреннего и иностранного капитала в целях развития рыночной экономики, усовершенствования ее правовых основ, обеспечения экономической стабильности; Обеспечение дальнейшего развития азербайджанского народа, достойного уровня жизни населения и его физического здоровья путем рационального использования природных ресурсов, последовательного экономического развития, охраны окружающей среды, повышения образовательного, научного и технологического потенциала; Усиление национального самосознания и солидарности, основанных на ценностях, разделяемых с азербайджанцами всего мира; |
Аналитическая справка о состоянии выполнения национальных программ... Азербайджанской Республике «Годом информационно-коммуникационных технологий» утвержден «План мероприятий в связи с объявлением 2013... |
Образования и молодежной политики Чувашской Республики Директор автономного учреждения Чувашской Республики среднего профессионального образования «Канашский транспортно – энергетический... |
||
На 28. 06. 2011г. Таблица мониторинга исполнения Республиканской... Республиканской программы по реализации Стратегии антикоррупционной политики Республики Татарстан на 2009 – 2011 годы, утвержденной... |
Рабочая учебная программа дисциплины Для направления подготовки 080100. 62 Экономика Также она исследует закономерности формирования и функционирования ведущих рыночных структур, принципы поведения фирм в различных... |
||
Учебно-методический комплекс «ценообразование» Цель дисциплины: состоит в формировании у студентов четких представлений о теории и практике формирования цен в рыночной экономике,... |
Чувашской Республики Утверждено Начальник отдела образования и молодежной... Торги проводит: Отдел образования и молодежной политики администрации Порецкого района Чувашской Республики |
||
Правительство республики башкортостан постановление В целях реализации Постановления Правительства Республики Башкортостан от 21 апреля 2009 года n 147 "О порядке формирования и ведения... |
Государственный стандарт республики алтай Республики Алтай, осуществляющие свою деятельность за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай предоставляют социальные... |
||
2 Анализ выполнения решений международных документов/решений, принятых... На Рис. 133 наглядно представлена оценка Азербайджанской республики с точки зрения реализации основных направлений Плана действий... |
Тема Понятие, предмет, источники, система налогового права Налоговая... В рамках этой деятельности значительную роль играет процесс формирования бюджетов: федерального, субъектов федерации и бюджетов муниципальных... |
||
Условия и процесс формирования международной конкурентоспособности национальной экономики Охватывают все большее количество стран |
Условия и процесс формирования международной конкурентоспособности национальной экономики Охватывают все большее количество стран |
||
Национальная библиотека Чувашской Республики Министерство культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела Чувашской Республики |
Выпускная квалификационная работа бакалавра Теоретические основы формирования кредитной политики коммерческого банка |
||
Методические рекомендации по осуществлению внешней проверки годового... Методические рекомендации по осуществлению внешней проверки годового отчёта об исполнении бюджета города Канаша Чувашской Республики... |
Документация об открытом аукционе в электронной форме Заказчик – автономное учреждение Чувашской Республики «Национальная телерадиокомпания Чувашии» Министерства информационной политики... |
Поиск |