Российский университет дружбы народов
Кафедра финансов и кредита
Рассмотрен и утвержден на заседании кафедры
Протокол №1 от 31 августа 2015 г
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
«ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ»
Рекомендуется для подготовки по специальности
34.08.01 «Финансы и кредит»
Квалификация (степень) выпускника экономист
Москва, 2015
-
Программа курса
1. Цель дисциплины: состоит в формировании у студентов четких представлений о теории и практике формирования цен в рыночной экономике, механизмов, необходимости и условий применения различных методов ценообразования, влияния различных факторов на процесс формирования цен.
Основными задачами курса являются:
- освоение основных понятий и сущности ценообразования;
- изучение теоретических и методологических основ процесса ценообразования;
- ознакомление с различными подходами к формированию цен;
- приобретение практических навыков в обосновании уровня цен.
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
• сущность и содержание предмета ”Ценообразование”;
- основы теории ценообразования, приемы формирования ценовой политики, ценовых стратегий и методов;
уметь:
- пользоваться приобретенными навыками расчета цен, уметь использовать знания по теории ценообразования в своей практической деятельности.
- использовать ПЭВМ и соответствующее программное обеспечение для решения типовых задач инвестиционного менеджмента;
иметь представление:
• о механизме формирования цен в рыночной экономике;
•о взаимосвязи теории и практики ценообразования, формах и методах проведения ценовой политики фирмами и государством;
Изучение дисциплины предусматривает проведение лекционных и практических (лабораторных) занятий с использованием ПЭВМ и специализированных пакетов прикладных программ.
Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Ценообразование» относится к циклу дисциплин специализации (СДС 2.5 в учебном плане специальности). Для успешного освоения данной дисциплины студент должен иметь представление о функционировании финансовой системы предприятия, знать особенности функционирования рынков, иметь навыки основных приемов статистических исследований.
Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у студентов знаний в области: расчетно-экономической деятельности, аналитической, научно-исследовательской деятельности и организационно-управленческой деятельности.
В процессе изучения теоретического материала, выполнения практических заданий, самостоятельных работ студенты должны:
а) знать:
общие методические подходы к междисциплинарному анализу взаимодействий микро- и макроэкономики, их взаимообусловленности и взаимодействия;
новые концепции развития, принципы и факторы устойчивого развития, а так же уметь применять их при разработке программ и при решении конкретных экономических задач;
основные информационно-аналитические международные доклады и мониторинги по программам экономического развития;
б) уметь:
развивать свой общекультурный и профессиональный уровень и самостоятельно осваивать новые методы исследования;
самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения (в том числе с помощью информационных технологий);
разрабатывать конкретные программы по продвижению экономических знаний для устойчивого развития;
обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями в области устойчивого развития; выявлять и формулировать актуальные научные проблемы;
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 7 зачетных единицы.
№
|
Вид учебной работы
|
Всего часов
|
Семестры
|
7
|
8
|
9
|
10
|
1.
|
Аудиторные занятия (ак. часов)
|
68
|
|
68
|
|
|
|
В том числе:
|
|
|
|
|
|
1.1.
|
Лекции
|
34
|
|
34
|
|
|
1.2.
|
Прочие занятия
|
34
|
|
34
|
|
|
|
В том числе:
|
|
|
|
|
|
1.2.1.
|
Практические занятия(ПЗ)
|
16
|
|
16
|
|
|
1.2.2.
|
Семинары (С)
|
18
|
|
18
|
|
|
1.2.3.
|
Лабораторные работы (ЛР)
|
|
|
|
|
|
|
Из них в интерактивной форме (ИФ):
|
10
|
|
10
|
|
|
2.
|
Самостоятельная работа студентов (ак. часов)
|
184
|
|
184
|
|
|
|
В том числе:
|
|
|
|
|
|
2.1.
|
Курсовой проект (работа)
|
108
|
|
108
|
|
|
2.2.
|
Расчетно-графические работы
|
|
|
|
|
|
2.3.
|
Реферат
|
12
|
|
12
|
|
|
2.4.
|
Подготовка и прохождение промежуточной аттестации
|
20
|
|
20
|
|
|
|
Другие виды самостоятельной работы
|
44
|
|
44
|
|
|
3.
|
Общая трудоемкость (ак. часов)
|
252
|
|
252
|
|
|
|
Общая трудоемкость (зачётных единиц)
|
7
|
|
7
|
|
|
5. Содержание дисциплины
5.1. Содержание разделов дисциплины
№ п/п
|
Наименование раздела дисциплины
|
Содержание раздела
|
1.
|
Роль цены и методология ценообразования
|
Понятие методологии ценообразования. Методика ценообразования. Модель цены. Структурные элементы методологии ценообразования. Система ценообразующих факторов. Макроэкономические факторы ценообразования. Понятие принципов ценообразования. Понятие объектов ценообразования.
|
2.
|
Формирование цен в рыночных условиях и ценообразующие факторы
|
Рыночная цена и равновесие рынка. Необходимые условия и факторы рыночного ценообразования. Цена как регулятор спроса и предложения. Товаропроизводители и сбалансированный рынок.
|
3.
|
Система и виды цен
|
Сущность и содержание системы цен. Основные классификационные признаки цен. Виды цен. Налоги в составе цены
|
4.
|
Особенности ценообразования
на различных типах (моделях) рынков
|
Ценообразование на различных типах рынка. Рынок и направление анализа цен. Основные сферы (виды) рыночного ценообразования. Особенности ценообразования на различных типах рынков.
|
5.
|
Методы ценовой политики государства
|
Индексы цен, принципы их построения. Методика расчѐта индексов потребительских цен. Координация международной деятельности в области индексных расчѐ-
тов. Опыт расчѐта индекса потребительских цен в США. Расчѐт индекса розничных цен в Великобритании. Особенности расчѐта индекса потребительских цен в условиях несбалансированного рынка (польский вариант).
|
6.
|
Стратегия и тактика ценообразования
|
Понятие ценовой политики, еѐ основные элементы. Этапы процесса ценообразования. Методы расчѐта исходной цены товара. Разработка стратегий ценообразования. Ценовая тактика фирмы. Страхование окончательной цены товара.
|
7.
|
Государство и цены, механизм воздействия
|
Необходимость, сущность и значение государственного регулирования цен в условиях рынка. Мировой опыт государственного регулирования цен. Контроль за выполнением государственной дисциплины цен в РФ. Государственное вмешательство в политику ценообразования. Организация деятельности государственных органов ценообразования и контроля за ценами в РФ.
|
5.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинам
Не предусмотрено
5.3. Разделы дисциплин и виды занятий
№
п/п
|
Наименование раздела
|
Лекции
|
Практические занятия и лабораторные работы
|
СРС
|
Всего
|
ПЗ/С
|
ЛР
|
из них в ИФ
|
Тема 1
|
Роль цены и методология ценообразования
|
4
|
4
|
|
2
|
8
|
16
|
Тема 2
|
Формирование цен в рыночных условиях и ценообразующие факторы
|
6
|
6
|
|
2
|
12
|
24
|
Тема 3
|
Система и виды цен
|
4
|
4
|
|
3
|
10
|
20
|
Тема 4
|
Особенности ценообразования
на различных типах (моделях) рынков
|
6
|
6
|
|
|
10
|
20
|
Тема 5
|
Методы ценовой политики государства
|
4
|
4
|
|
3
|
10
|
20
|
Тема 6
|
Стратегия ценообразования
|
4
|
4
|
|
|
10
|
20
|
Тема 7
|
Государство и цены, механизм воздействия
|
6
|
6
|
|
4
|
12
|
24
|
|
ИТОГО:
|
34
|
34
|
|
14
|
72
|
144
|
5.4. Описание интерактивных занятий
№
п/п
|
№ раздела дисциплины
|
Тема интерактивного занятия
|
Вид занятия
|
Трудоемкость (час.)
|
1
|
Тема 1
|
Теоретические аспекты установления цены и ее роль в рыночной экономике.
|
кейс-метод
|
2
|
2
|
Тема 2
|
Факторы рыночного ценообразования.
|
коллоквиум
|
2
|
3
|
Тема 3
|
Формы индексной оценки динамики цен).
|
кейс-метод
|
2
|
4
|
Тема 5.
|
Механизм установления окончательной цены.
|
лекция пресс-конференция
|
3
|
5
|
Тема 7.
|
Совершенствование методов определения рыночных цен.
|
круглый стол
|
4
|
6. Практические занятия (семинары)
№ п/п
|
№ раздела дисциплины
|
Тематика практических занятий (семинаров)
|
Трудо-емкость
(час.)
|
1.
|
Тема 1
|
Роль цены и методология ценообразования
|
2
|
2.
|
Тема 2
|
Формирование цен в рыночных условиях и ценообразующие факторы
|
4
|
…
|
Тема 3
|
Система и виды цен
|
2
|
|
Тема 4
|
Особенности ценообразования
на различных типах (моделях) рынков
|
5
|
|
Тема 5
|
Методы ценовой политики государства
|
2
|
|
Тема 6
|
Стратегия ценообразования
|
5
|
|
Тема 7
|
Государство и цены, механизм воздействия
|
2
|
7. Примерная тематика курсовых проектов (работ)
Цены и ценообразование на предприятии (по выбору студента).
Издержки и прибыль, их роль в формировании цен.
Ценообразование в условиях свободной конкуренции.
Ценообразование в условиях монополизации рынка.
Ценообразование в условиях монополистической конкуренции.
Система цен, их классификация, виды.
Взаимодействие цен и налогов.
Цена как экономическая категория.
Основы методологии ценообразования.
Виды налогов и порядок их включения в цены предприятий.
Формирование цен в условиях рынка.
Взаимодействие цены спроса и предложения.
Факторы, влияющие на уровень цен.
Выбор ценовой стратегии предприятия в условия рынка.
Взаимовлияние цен и финансов.
Взаимозависимость цен и денежного обращения.
Взаимосвязь цен и кредита.
Ценообразование во внешнеэкономической деятельности.
Ценообразование и система страхования.
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
Основная литература:
1. Адашкевич В.К. Цены: как они определяются в разных странах. Минск: Национальная экономическая газета, 2010.
2. Баздникин А.С. Основы ценообразования в условиях рыночной экономики: Учеб.пособие. М.: Изд-во Академии бюджета и казначейства, 2011.
3. Герасименко В.В. Ценовая политика фирмы. М.: Финстатинформ, 2009.
4. Голощапов Н.А. Цена и ценообразование: Словарь-справочник / Под ред. В.И. Осипова. Обнинск: Викинг, 2010.
5. Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс, 2008.
6. Левшин Ф.М. Мировой рынок, конъюнктура, цены и маркетинг. М.: Международные отношения, 2009.
7. Либерализация цен в Восточной Европе: Проблемы и перспективы / Под общей ред. Д.С. Маркова. М.: Вопросы экономики. 2012.
8. МакконнеллКэмпбелл Р., Брю Стенли Л. Экономикс. М.: Республика, 2008.
9. Новиков Е.Е. Регулирование цен -условие стабилизации экономики России. М.: Финансы, 2009.
10. Пучин ЕМ. Маркетинг, менеджмент и ценообразование на предприятии. М.: Международные отношения, 2009.
11. Трацевский Н.П., Грекови И.Н. Ценообразование: Учеб.пособие. Минск: Новое знание. 2010.
12. Уткин Э.А. Цены. Ценообразование. Ценовая политика: Учебник. М.: Экмос, 2009.
13. Цены и ценообразование: Учебник для вузов / Под ред. И.К. Салимжанова. М.: Финстатинформ, 2010.
14. Эвонс Д.. Бермам Б. Маркетинг. М.: Экономика, 2010.
15. Яковлев Н.Я. Цены и ценообразование: Учеб.пособие. М.: Информ. внедр. центр «Маркетинг», 2010.
Нормативные акты:
Гражданский кодекс Российской Федерации: (часть первая) от 30.11.94 №51-ФЗ (а ред. от 10.01.03) с последующими изменениями и дополнениями.
Налоговый кодекс РоссийскойФедерации: часть первая от 31.07.98 № 146-ФЗ (в ред. от 07.07.03) с последующими изменениями и дополнениями
О естественных монополиях: Федеральный закон от 17.08.95 № 147-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями
О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон от 26.10.02 № 127-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями
О валютном регулировании и валютном контроле: Закон РФ от 09.10.92 № 3615-1, с последующими изменениями и дополнениями.
О защите прав потребителей: Закон РФ от 07.02.92 № 2300-1, с последующими изменениями и дополнениями.
О плате за землю: Закон РФ от 11.10.91 № 1738-1, с последующими изменениями и дополнениями.
О таможенном тарифе: Закон РФ от 21.0593, с последующими изменениями и дополнениями.
О мерах по упорядочению государственного регулирования цен и тарифов: Указ Президента РФ от 28.02.95 № 221, с последующими изменениями и дополнениями.
О государственном регулировании цен на газ и тарифов из услуги по его транспортировке па территории Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 29.12.2000 № 1021, с последующими изменениями и дополнениями
О мерах по ограничению роста цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий: Постановление Правительства РФ от 12.02.96 № 140, с последующими изменениями и дополнениями.
О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов): Постановление Правительства РФ от 07.03.95 № 239, с последующими изменениями и дополнениями.
О совершенствовании государственного регулирования цен на природный газ: Постановление Правительства РФ от 17.07.96 №863, с последующими изменениями и дополнениями.
О совершенствовании механизма государственного регулирования тарифов на услуги связи: Постановление Правительства РФ от 10.11.01 № 715, с последующими изменениями и дополнениями
О ценообразовании в отношении электрической н тепловой энергии (вместе с «правилами государственного регулирования н применения тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации»): Постановление Правительства РФ от 02.04-02 № 226 // СЗ РФ. 2002. № 15. Ст. 1431.
Об утверждении правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ 15.08.97 № 1025 (в ред. от 30.09.2000) // СЗ РФ. 1997. № 34. Ст. 3979; 2000. №41. Ст. 4083.
Об утверждении правил оказания услуг общественного питания: Постановление Правительства РФ от 15.08.97 № 1036 (в ред. от 21.05.01) // СЗ РФ. 1997. № 34. Ст. 3980: 2001. № 22. Ст. 2237.
Правила продажи отдельных видов товаров: Постановление Правительства РФ от 19.01.98 № 55 (вред, от 12.07.03)//СЗ РФ. 1998. №4. Ст. 482; 2003. № 29. Ст. 2998.
О методических рекомендациях по формированию и применению свободных цеп и тарифов на продукцию, товары и услуги: Письмо Минэкономики России от 20.12-95 № 7-1026 // Налоговый вестник. 1996. № 5.
Дополнительная литература
-
Абрюшина М.С. Ценообразования в рыночной экономике – М.: Дело и сервис 2008.
Баздникин А.С. Цены и ценообразования: - М.: Юрат – Издат, 2009.
Герасименко В.В. Ценообразования..: Инфра – М,: 2010.
Голощаков Н.А. Цены и ценообразования: - М.: Приор, 2008.
Деева А.И. Цены и ценообразования. – М.: Экзамен 2007.
Куликов А.Л. цены и ценообразования в вопросах и ответах. – М.: ТК “Велби”, Промект, 2008.
Линсиц И.В. Ценообразования: Управление ценообразованием в организации. М.: Экономист, 2008.
Маренков Н.Л. Ценообразования. – Ростов н/Д: Фенике, 2010.
Спенов В.А. Ценообразования. – М.: Экономист, 2008.
Тактарова Т.А. Ценообразования. – М.: Финансы и статистика, 2008.
Цены и ценообразования: Словарь – справочник (Подред В.И. Основа. – Обнинск: Викинг 2007.
Цены и ценообразования (Подред В.Е. Есинова. – СПб.: Питер, 2009.
Цены и ценообразования. Подряд И.К. Салимжанава М.: Проспект, 2009.
Чудаков А.Д. Цены и ценообразования. – М.: Русская деловая литература, 2011.
Шуляк П.Н. Ценообразования. М.: Дашков и К, 2011.
Яркин Е.В. Цены и ценообразования. М.: Инфра – М, 2010.
Желтякова И.А.. Матвикова Г.А.. Пузыня Н.Ю. Цены и ценообразование: Учеб.пособие. СПб.: Питер. 2008.
Липсиц И.В. Коммерческое ценообразование: Учебник. М.: БЕК. 2006.
Маренков И.Л. Цены и ценообразование в рыночной экономике России. М.: Эдиториал УРСС. 2010.
Никитина Д.А., Никитин В.М. Ценообразование: Учеб. пособие . для вузов. М.: Хронограф, 2009.
Цены и ценообразование: Учебник / Под ред. В.Е. Есипова. СПб.: Питер, 2008.
9. Материально-техническое обеспечение дисциплины:
Наличие подключения компьютера и проектора
10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:
Система оценок: для оценки успеваемости студентов используется балльно-рейтинговая система.
Итоговая оценка определяется суммой баллов, полученных студентами за различные виды работы в течение всего периода обучения предусмотренного учебной программой. Максимальная сумма баллов составляет100баллов.
Сводная оценочная таблица по дисциплине «Ценообразование»
|
Тема
|
Формы контроля уровня освоения ООП
|
Опрос
|
Выполнение ДЗ
|
Работа на занятии
|
Баллы темы (всего)
|
Творческая работа
|
Доклад
|
Промежуточная КР
|
Итоговая КР (по всем темам)
|
Тема 1
|
Роль цены и методология ценообразования
|
2
|
3
|
2
|
7
|
|
|
|
|
Тема 2
|
Формирование цен в рыночных условиях и ценообразующие факторы
|
2
|
3
|
2
|
7
|
|
|
|
|
Тема 3
|
Система и виды цен
|
2
|
3
|
2
|
7
|
|
|
|
|
Тема 4
|
Особенности ценообразования
на различных типах (моделях) рынков
|
2
|
3
|
2
|
7
|
|
|
|
|
Тема 5.
|
Методы ценовой политики государства
|
2
|
3
|
2
|
7
|
|
|
|
|
Тема 6.
|
Стратегия ценообразования
|
2
|
3
|
2
|
7
|
|
|
|
|
Тема 7.
|
Государство и цены, механизм воздействия
|
2
|
4
|
2
|
8
|
|
|
|
|
ИТОГО: 100
|
14
|
22
|
14
|
50
|
15
|
5
|
10
|
20
|
Таблица соответствия баллов и оценок
Баллы БРС
|
Традиционные оценки РФ
|
Оценки ECTS
|
95-100
|
5
|
А
|
86-94
|
В
|
69-85
|
4
|
С
|
61-68
|
3
|
D
|
51-60
|
Е
|
31-50
|
2
|
FX
|
0-30
|
F
|
51 - 100
|
Зачет
|
Passed
|
Пояснение оценок
A
|
Выдающийся ответ
|
B
|
Очень хороший ответ
|
C
|
Хороший ответ
|
D
|
Достаточно удовлетворительный ответ
|
E
|
Отвечает минимальным требованиям удовлетворительного ответа
|
FX
|
Оценка 2+ (FX) означает, что студент может добрать баллы только до минимального удовлетворительного ответа
|
F
|
Неудовлетворительный ответ (либо повтор курса в установленном порядке, либо основание для отчисления)
|
|