Учебно-методический комплекс «ценообразование»

Учебно-методический комплекс «ценообразование»


Скачать 1.02 Mb.
Название Учебно-методический комплекс «ценообразование»
страница 1/10
Тип Учебно-методический комплекс
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Российский университет дружбы народов

Кафедра финансов и кредита
Рассмотрен и утвержден на заседании кафедры
Протокол №1 от 31 августа 2015 г


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
«ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ»

Рекомендуется для подготовки по специальности

34.08.01 «Финансы и кредит»

Квалификация (степень) выпускника экономист


Москва, 2015
  1. Программа курса


1. Цель дисциплины: состоит в формировании у студентов четких представлений о теории и практике формирования цен в рыночной экономике, механизмов, необходимости и условий применения различных методов ценообразования, влияния различных факторов на процесс формирования цен.

Основными задачами курса являются:

- освоение основных понятий и сущности ценообразования;

- изучение теоретических и методологических основ процесса ценообразования;

- ознакомление с различными подходами к формированию цен;

- приобретение практических навыков в обосновании уровня цен.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

• сущность и содержание предмета ”Ценообразование”;

- основы теории ценообразования, приемы формирования ценовой политики, ценовых стратегий и методов;

уметь:

- пользоваться приобретенными навыками расчета цен, уметь использовать знания по теории ценообразования в своей практической деятельности.

- использовать ПЭВМ и соответствующее программное обеспечение для решения типовых задач инвестиционного менеджмента;

иметь представление:

• о механизме формирования цен в рыночной экономике;

•о взаимосвязи теории и практики ценообразования, формах и методах проведения ценовой политики фирмами и государством;

Изучение дисциплины предусматривает проведение лекционных и практических (лабораторных) занятий с использованием ПЭВМ и специализированных пакетов прикладных программ.

  1. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Ценообразование» относится к циклу дисциплин специализации (СДС 2.5 в учебном плане специальности). Для успешного освоения данной дисциплины студент должен иметь представление о функционировании финансовой системы предприятия, знать особенности функционирования рынков, иметь навыки основных приемов статистических исследований.


  1. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у студентов знаний в области: расчетно-экономической деятельности, аналитической, научно-исследовательской деятельности и организационно-управленческой деятельности.

В процессе изучения теоретического материала, выполнения практических заданий, самостоятельных работ студенты должны:

а) знать:

  • общие методические подходы к междисциплинарному анализу взаимодействий микро- и макроэкономики, их взаимообусловленности и взаимодействия;

  • новые концепции развития, принципы и факторы устойчивого развития, а так же уметь применять их при разработке программ и при решении конкретных экономических задач;

  • основные информационно-аналитические международные доклады и мониторинги по программам экономического развития;

б) уметь:

  • развивать свой общекультурный и профессиональный уровень и самостоятельно осваивать новые методы исследования;

  • самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения (в том числе с помощью информационных технологий);

  • разрабатывать конкретные программы по продвижению экономических знаний для устойчивого развития;

  • обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями в области устойчивого развития; выявлять и формулировать актуальные научные проблемы;


4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 7 зачетных единицы.



Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

7

8

9

10

1.

Аудиторные занятия (ак. часов)

68




68










В том числе:
















1.1.

Лекции

34




34







1.2.

Прочие занятия

34




34










В том числе:
















1.2.1.

Практические занятия(ПЗ)

16




16







1.2.2.

Семинары (С)

18




18







1.2.3.

Лабораторные работы (ЛР)



















Из них в интерактивной форме (ИФ):

10




10







2.

Самостоятельная работа студентов (ак. часов)

184




184










В том числе:
















2.1.

Курсовой проект (работа)

108




108







2.2.

Расчетно-графические работы
















2.3.

Реферат

12




12







2.4.

Подготовка и прохождение промежуточной аттестации

20




20










Другие виды самостоятельной работы

44




44







3.

Общая трудоемкость (ак. часов)

252




252










Общая трудоемкость (зачётных единиц)

7




7








5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1.

Роль цены и методология ценообразования

Понятие методологии ценообразования. Методика ценообразования. Модель цены. Структурные элементы методологии ценообразования. Система ценообразующих факторов. Макроэкономические факторы ценообразования. Понятие принципов ценообразования. Понятие объектов ценообразования.

2.

Формирование цен в рыночных условиях и ценообразующие факторы

Рыночная цена и равновесие рынка. Необходимые условия и факторы рыночного ценообразования. Цена как регулятор спроса и предложения. Товаропроизводители и сбалансированный рынок.

3.

Система и виды цен

Сущность и содержание системы цен. Основные классификационные признаки цен. Виды цен. Налоги в составе цены

4.

Особенности ценообразования
на различных типах (моделях) рынков

Ценообразование на различных типах рынка. Рынок и направление анализа цен. Основные сферы (виды) рыночного ценообразования. Особенности ценообразования на различных типах рынков.

5.

Методы ценовой политики государства

Индексы цен, принципы их построения. Методика расчѐта индексов потребительских цен. Координация международной деятельности в области индексных расчѐ-

тов. Опыт расчѐта индекса потребительских цен в США. Расчѐт индекса розничных цен в Великобритании. Особенности расчѐта индекса потребительских цен в условиях несбалансированного рынка (польский вариант).

6.

Стратегия и тактика ценообразования

Понятие ценовой политики, еѐ основные элементы. Этапы процесса ценообразования. Методы расчѐта исходной цены товара. Разработка стратегий ценообразования. Ценовая тактика фирмы. Страхование окончательной цены товара.

7.

Государство и цены, механизм воздействия

Необходимость, сущность и значение государственного регулирования цен в условиях рынка. Мировой опыт государственного регулирования цен. Контроль за выполнением государственной дисциплины цен в РФ. Государственное вмешательство в политику ценообразования. Организация деятельности государственных органов ценообразования и контроля за ценами в РФ.


5.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинам

Не предусмотрено

5.3. Разделы дисциплин и виды занятий



п/п

Наименование раздела

Лекции

Практические занятия и лабораторные работы

СРС

Всего

ПЗ/С

ЛР

из них в ИФ

Тема 1

Роль цены и методология ценообразования

4

4




2

8

16

Тема 2

Формирование цен в рыночных условиях и ценообразующие факторы

6

6




2

12

24

Тема 3

Система и виды цен

4

4




3

10

20

Тема 4

Особенности ценообразования
на различных типах (моделях) рынков

6

6







10

20

Тема 5

Методы ценовой политики государства

4

4




3

10

20

Тема 6

Стратегия ценообразования

4

4







10

20

Тема 7

Государство и цены, механизм воздействия

6

6




4

12

24




ИТОГО:

34

34




14

72

144


5.4. Описание интерактивных занятий



п/п

раздела дисциплины

Тема интерактивного занятия

Вид занятия

Трудоемкость (час.)

1

Тема 1

Теоретические аспекты установления цены и ее роль в рыночной экономике.

кейс-метод

2

2

Тема 2

Факторы рыночного ценообразования.

коллоквиум

2

3

Тема 3

Формы индексной оценки динамики цен).

кейс-метод

2

4

Тема 5.

Механизм установления окончательной цены.

лекция пресс-конференция

3

5

Тема 7.

Совершенствование методов определения рыночных цен.

круглый стол

4


6. Практические занятия (семинары)

  1. № п/п

  1. № раздела дисциплины

  1. Тематика практических занятий (семинаров)

  1. Трудо-емкость

  2. (час.)

  1. 1.

Тема 1

Роль цены и методология ценообразования

2

  1. 2.

Тема 2

Формирование цен в рыночных условиях и ценообразующие факторы

4



Тема 3

Система и виды цен

2



Тема 4

Особенности ценообразования
на различных типах (моделях) рынков

5



Тема 5

Методы ценовой политики государства

2



Тема 6

Стратегия ценообразования

5



Тема 7

Государство и цены, механизм воздействия

2


7. Примерная тематика курсовых проектов (работ)

  1. Цены и ценообразование на предприятии (по выбору студента).

  2. Издержки и прибыль, их роль в формировании цен.

  3. Ценообразование в условиях свободной конкуренции.

  4. Ценообразование в условиях монополизации рынка.

  5. Ценообразование в условиях монополистической конкуренции.

  6. Система цен, их классификация, виды.

  7. Взаимодействие цен и налогов.

  8. Цена как экономическая категория.

  9. Основы методологии ценообразования.

  10. Виды налогов и порядок их включения в цены предприятий.

  11. Формирование цен в условиях рынка.

  12. Взаимодействие цены спроса и предложения.

  13. Факторы, влияющие на уровень цен.

  14. Выбор ценовой стратегии предприятия в условия рынка.

  15. Взаимовлияние цен и финансов.

  16. Взаимозависимость цен и денежного обращения.

  17. Взаимосвязь цен и кредита.

  18. Ценообразование во внешнеэкономической деятельности.

  19. Ценообразование и система страхования.


8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

Основная литература:

1. Адашкевич В.К. Цены: как они определяются в разных странах. Минск: Национальная экономическая газета, 2010.

2. Баздникин А.С. Основы ценообразования в условиях рыночной экономики: Учеб.пособие. М.: Изд-во Академии бюджета и казначейства, 2011.

3. Герасименко В.В. Ценовая политика фирмы. М.: Финстатинформ, 2009.

4. Голощапов Н.А. Цена и ценообразование: Словарь-справочник / Под ред. В.И. Осипова. Обнинск: Викинг, 2010.

5. Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс, 2008.

6. Левшин Ф.М. Мировой рынок, конъюнктура, цены и маркетинг. М.: Международные отношения, 2009.

7. Либерализация цен в Восточной Европе: Проблемы и перспективы / Под общей ред. Д.С. Маркова. М.: Вопросы экономики. 2012.

8. МакконнеллКэмпбелл Р., Брю Стенли Л. Экономикс. М.: Республика, 2008.

9. Новиков Е.Е. Регулирование цен -условие стабилизации экономики России. М.: Финансы, 2009.

10. Пучин ЕМ. Маркетинг, менеджмент и ценообразование на предприятии. М.: Международные отношения, 2009.

11. Трацевский Н.П., Грекови И.Н. Ценообразование: Учеб.пособие. Минск: Новое знание. 2010.

12. Уткин Э.А. Цены. Ценообразование. Ценовая политика: Учебник. М.: Экмос, 2009.

13. Цены и ценообразование: Учебник для вузов / Под ред. И.К. Салимжанова. М.: Финстатинформ, 2010.

14. Эвонс Д.. Бермам Б. Маркетинг. М.: Экономика, 2010.

15. Яковлев Н.Я. Цены и ценообразование: Учеб.пособие. М.: Информ. внедр. центр «Маркетинг», 2010.
Нормативные акты:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации: (часть первая) от 30.11.94 №51-ФЗ (а ред. от 10.01.03) с последующими изменениями и дополнениями.

  2. Налоговый кодекс РоссийскойФедерации: часть первая от 31.07.98 № 146-ФЗ (в ред. от 07.07.03) с последующими изменениями и дополнениями

  3. О естественных монополиях: Федеральный закон от 17.08.95 № 147-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями

  4. О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон от 26.10.02 № 127-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями

  5. О валютном регулировании и валютном контроле: Закон РФ от 09.10.92 № 3615-1, с последующими изменениями и дополнениями.

  6. О защите прав потребителей: Закон РФ от 07.02.92 № 2300-1, с последующими изменениями и дополнениями.

  7. О плате за землю: Закон РФ от 11.10.91 № 1738-1, с последующими изменениями и дополнениями.

  8. О таможенном тарифе: Закон РФ от 21.0593, с последующими изменениями и дополнениями.

  9. О мерах по упорядочению государственного регулирования цен и тарифов: Указ Президента РФ от 28.02.95 № 221, с последующими изменениями и дополнениями.

  10. О государственном регулировании цен на газ и тарифов из услуги по его транспортировке па территории Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 29.12.2000 № 1021, с последующими изменениями и дополнениями

  11. О мерах по ограничению роста цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий: Постановление Правительства РФ от 12.02.96 № 140, с последующими изменениями и дополнениями.

  12. О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов): Постановление Правительства РФ от 07.03.95 № 239, с последующими изменениями и дополнениями.

  13. О совершенствовании государственного регулирования цен на природный газ: Постановление Правительства РФ от 17.07.96 №863, с последующими изменениями и дополнениями.

  14. О совершенствовании механизма государственного регулирования тарифов на услуги связи: Постановление Правительства РФ от 10.11.01 № 715, с последующими изменениями и дополнениями

  15. О ценообразовании в отношении электрической н тепловой энергии (вместе с «правилами государственного регулирования н применения тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации»): Постановление Правительства РФ от 02.04-02 № 226 // СЗ РФ. 2002. № 15. Ст. 1431.

  16. Об утверждении правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ 15.08.97 № 1025 (в ред. от 30.09.2000) // СЗ РФ. 1997. № 34. Ст. 3979; 2000. №41. Ст. 4083.

  17. Об утверждении правил оказания услуг общественного питания: Постановление Правительства РФ от 15.08.97 № 1036 (в ред. от 21.05.01) // СЗ РФ. 1997. № 34. Ст. 3980: 2001. № 22. Ст. 2237.

  18. Правила продажи отдельных видов товаров: Постановление Правительства РФ от 19.01.98 № 55 (вред, от 12.07.03)//СЗ РФ. 1998. №4. Ст. 482; 2003. № 29. Ст. 2998.

  19. О методических рекомендациях по формированию и применению свободных цеп и тарифов на продукцию, товары и услуги: Письмо Минэкономики России от 20.12-95 № 7-1026 // Налоговый вестник. 1996. № 5.


Дополнительная литература


  1. Абрюшина М.С. Ценообразования в рыночной экономике – М.: Дело и сервис 2008.

  2. Баздникин А.С. Цены и ценообразования: - М.: Юрат – Издат, 2009.

  3.  Герасименко В.В. Ценообразования..: Инфра – М,: 2010.

  4. Голощаков Н.А. Цены и ценообразования: - М.: Приор, 2008.

  5. Деева А.И. Цены и ценообразования. – М.: Экзамен 2007.

  6. Куликов А.Л. цены и ценообразования в вопросах и ответах. – М.: ТК “Велби”, Промект, 2008.

  7. Линсиц И.В. Ценообразования: Управление ценообразованием в организации. М.: Экономист, 2008.

  8. Маренков Н.Л. Ценообразования. – Ростов н/Д: Фенике, 2010.

  9. Спенов В.А. Ценообразования. – М.: Экономист, 2008.

  10. Тактарова Т.А. Ценообразования. – М.: Финансы и статистика, 2008.

  11. Цены и ценообразования: Словарь – справочник (Подред В.И. Основа. – Обнинск: Викинг 2007.

  12. Цены и ценообразования (Подред В.Е. Есинова. – СПб.: Питер, 2009.

  13. Цены и ценообразования. Подряд И.К. Салимжанава М.: Проспект, 2009.

  14. Чудаков А.Д. Цены и ценообразования. – М.: Русская деловая литература, 2011.

  15. Шуляк П.Н. Ценообразования. М.: Дашков и К, 2011.

  16. Яркин Е.В. Цены и ценообразования. М.: Инфра – М, 2010.

  17. Желтякова И.А.. Матвикова Г.А.. Пузыня Н.Ю. Цены и ценообразование: Учеб.пособие. СПб.: Питер. 2008.

  18. Липсиц И.В. Коммерческое ценообразование: Учебник. М.: БЕК. 2006.

  19. Маренков И.Л. Цены и ценообразование в рыночной экономике России. М.: Эдиториал УРСС. 2010.

  20. Никитина Д.А., Никитин В.М. Ценообразование: Учеб. пособие . для вузов. М.: Хронограф, 2009.

  21. Цены и ценообразование: Учебник / Под ред. В.Е. Есипова. СПб.: Питер, 2008.


9. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Наличие подключения компьютера и проектора

10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

Система оценок: для оценки успеваемости студентов используется балльно-рейтинговая система.

Итоговая оценка определяется суммой баллов, полученных студентами за различные виды работы в течение всего периода обучения предусмотренного учебной программой. Максимальная сумма баллов составляет100баллов.
Сводная оценочная таблица по дисциплине «Ценообразование»




Тема

Формы контроля уровня освоения ООП

Опрос

Выполнение ДЗ

Работа на занятии

Баллы темы (всего)

Творческая работа

Доклад

Промежуточная КР

Итоговая КР (по всем темам)

Тема 1

Роль цены и методология ценообразования

2

3

2

7













Тема 2

Формирование цен в рыночных условиях и ценообразующие факторы

2

3

2

7













Тема 3

Система и виды цен

2

3

2

7













Тема 4

Особенности ценообразования
на различных типах (моделях) рынков

2

3

2

7













Тема 5.

Методы ценовой политики государства

2

3

2

7













Тема 6.

Стратегия ценообразования

2

3

2

7













Тема 7.

Государство и цены, механизм воздействия

2

4

2

8













ИТОГО: 100

14

22

14

50

15

5

10

20


Таблица соответствия баллов и оценок

Баллы БРС

Традиционные оценки РФ

Оценки ECTS

95-100

5

А

86-94

В

69-85

4

С

61-68

3

D

51-60

Е

31-50

2

FX

0-30

F

51 - 100

Зачет

Passed



Пояснение оценок

A

Выдающийся ответ

B

Очень хороший ответ

C

Хороший ответ

D

Достаточно удовлетворительный ответ

E

Отвечает минимальным требованиям удовлетворительного ответа

FX

Оценка 2+ (FX) означает, что студент может добрать баллы только до минимального удовлетворительного ответа

F

Неудовлетворительный ответ (либо повтор курса в установленном порядке, либо основание для отчисления)

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Учебно-методический комплекс «ценообразование» icon Учебно-методический комплекс по дисциплине «Деньги, кредит, банки»
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Банковское дело» и утвержден Учебно-методическим советом (протокол...
Учебно-методический комплекс «ценообразование» icon Учебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс «ценообразование» icon Учебно-методический комплекс дисциплины «Компьютерная подготовка»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс «ценообразование» icon Учебно-методический комплекс дисциплины «Трудовое право»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс «ценообразование» icon Учебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс «ценообразование» icon Учебно-методический комплекс дисциплины «производственный менеджмент»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс «ценообразование» icon Учебно-методический комплекс дисциплины «Иностранный язык»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс «ценообразование» icon Учебно-методический комплекс дисциплины «Иностранный язык»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс «ценообразование» icon Учебно-методический комплекс дисциплины «Информатика»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс «ценообразование» icon Учебно-методический комплекс дисциплины «информационные технологии управления»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного стандарта высшего профессионального образования...
Учебно-методический комплекс «ценообразование» icon Учебно-методический комплекс дисциплины «История психологии»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс «ценообразование» icon Учебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс «ценообразование» icon Учебно-методический комплекс дисциплины «стратегический менеджмент»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс «ценообразование» icon Учебно-методический комплекс дисциплины «Бизнес-планирование»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс «ценообразование» icon Учебно-методический комплекс дисциплины «Микробиология»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс «ценообразование» icon Учебно-методический комплекс дисциплины «Управление качеством»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск