Приложение 2 к решению № 49/20-9
Аналитическая справка
о состоянии выполнения национальных программ информатизации, проектов построения информационного общества и развития ИКТ
в государствах – участниках СНГ, включая вопросы обеспечения информационной безопасности
Азербайджанская Республика
В соответствии с Распоряжением Президента Азербайджанской Республики
от 16 января 2013 года № 2664 «Об объявлении 2013 года в Азербайджанской Республике «Годом информационно-коммуникационных технологий» утвержден «План мероприятий в связи с объявлением 2013 года в Азербайджанской Республике «Годом информационно-коммуникационных технологий» (Распоряжение Президента Азербайджанской Республики от 28 марта 2013 года № 2815).
В указанном плане предусмотрены организационные мероприятия, меры по усовершенствованию нормативно-правовой базы и управления, усилению потенциала ИКТ, развитию информационного общества и человеческого потенциала.
Министерству связи и информационных технологий Азербайджанской Республики поручено в 2013 году подготовить стратегию по развитию ИКТ.
Основными документами, определяющими развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Азербайджана, являются:
Национальная стратегия по информационным и коммуникационным технологиям во благо развития Азербайджанской Республики (2003–2012 годы) (утверждена распоряжением Президента Азербайджана от 17 февраля 2003 года № 1146), которая определила главную цель деятельности – переход к информационному обществу.Национальная стратегия подготовлена в соответствии с решениями Всемирнойвстречинавысшемуровнеповопросаминформационногообщества.
Государственная программа по развитию связи и информационных технологий в Азербайджанской Республике на 2005–2008 годы Электронный Азербайджан (утверждена распоряжением Президента Азербайджанской Республики № 1055 от 21 октября 2005 года), выполнение которой позволило сделать существенные шаги по реализации Национальной стратегии.
В 2008 году государственная программа «Электронный Азербайджан» была успешно завершена и задачи, поставленные в ней в целом выполнены. Если результаты отразить в цифрах, то в показателях на 100 человек количество телефонных аппаратов достигло 15,7 единицы, количество пользователей мобильной связи возросло примерно в 4 раза и составило 82 человека, общее число пользователей Интернета превысило 3,2 млн. человек. Благодаря внедрению передовых технологий Республика достигла полной телефонизации с охватом всех населенных пунктов.
Мероприятия государственной программы позволили усовершенствовать телекоммуникационную, почтовую, телерадиовещательную инфраструктуру и создали условия для реализации различных проектов, содействующих становлению информационного общества в Азербайджане.
В 2010 году принята Государственная программа по развитию связи и информационных технологий в Азербайджанской Республике на 2010-2012 годы («Электронный Азербайджан»), которая является логическим продолжением предыдущей программы.
Программа имеет межотраслевой характер и направлена на построение информационного общества в Азербайджане.
В Программу включены мероприятия по развитию национальной информационно-коммуникационной инфраструктуры, по расширению сфер применения ИКТ в органах государственной власти и местного самоуправления, по развитию сферы предоставления электронных услуг населению.
В 2010 году распоряжением Кабинета министров Азербайджанской Республики утверждена «Программа по формированию «Электронного правительства» на 2010-2011 годы в Азербайджане».
Работы по созданию электронного правительства были начаты в рамках Государственной программы по развитию связи и информационных технологий на 2005-2008 годы ("Электронный Азербайджан"), и значительно ускорились после принятия Государственной программы «Электронный Азербайджан», охватывающей 2010-2012 годы, и Программы деятельности по формированию «Электронного правительства» в республике.
Наряду с этим, проекты «Электронного правительства» реализуются в рамках 20 государственных программ, утвержденных по различным экономическим и социальным сферам. Формирование необходимой нормативно-правовой базы и инфраструктуры для функционирования электронного правительства, внедрение систем электронных платежей создали хорошие условия для установления более оперативных, доступных отношений между населением и государственными органами, оказания высококачественных услуг, ведения бизнеса в соответствии с современными требованиями.
С целью использования электронной подписи создана инфраструктура открытого ключа и Национальный центр сертификационных услуг. С сентября 2011 года началась выдача электронных подписей государственным органам, гражданам и субъектам предпринимательской деятельности. Внедрение «э-подписи» послужило увеличению возможностей использования электронных услуг населением, оказанию им более качественных и безопасных услуг, а также продвижению электронного правительства и электронной торговли.
В настоящее время в республике оказывается большинство из 20 основных электронных услуг, предоставляемых гражданскому обществу и бизнес-сектору в Евросоюзе, среди них: выдача официальных документов, предоставление таможенных и налоговых деклараций, статистических отчетов, поиск работы посредством органов занятности, прием электронных заявлений для участия в тестовых экзаменах при поступлении в вузы и госслужбу и др.
Для организации информационного обмена между информационными системами государственных органов и создания условий для использования гражданами услуг госорганов по принципу «единого окна», создан и введен в эксплуатацию государственный портал «Электронного правительства» - www.e-gov.az. К порталу подключены информационные системы 39 государственных органов, посредством ресурса осуществляется более 200 электронных услуг.
Государственный фонд развития информационных технологий
Государственный фонд развития информационных технологий находится в подчинении Министерства связи и информационных технологий и является государственной структурой, созданной Распоряжением Президента Азербайджанской Республики от 15 марта 2012 года.
Цель Фонда – оказание помощи в проведении государственной политики в сфере информационно-коммуникационных технологий Азербайджанской Республики, поддержка предпринимательской деятельности, стимулирование инновационных и научно-исследовательских проектов и развитие современной инфраструктуры, оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, содействие привлечению внутренних и внешних инвестиций.
Основные обязанности Фонда:
Фонд с целью развития предпринимательства в сфере ИКТ будет оказывать финансовую поддержку в виде грантов создающимся новым стартапам, компаниям и субъектам малого предпринимательства. Гранты предоставляются проектам, выбранным посредством конкурса и соответствующим направлениям деятельности Фонда. Сюда входят разработка передового программного обеспечения и образцов инновативной ИКТ продукции; развитие инновативной инфраструктуры, в том числе развитие новых технологий и проекты по коммерциализации; создание информационных сетей на основе современных технологий; расширение ИКТ-услуг, в том числе проекты по развитию интернет- услуг. Помимо этого, Фонд, с целью развития инноваций и коммерциализации проектов в области ИКТ, намерен осуществлять венчурное финансирование.
Деятельность структуры будет служить расширению научно-исследовательских работ в сфере ИКТ, стимулированию инновационной занятости, поддержке работ, ориентированных на производство и другим важным целям. Для достижения этих целей Фонд должен привлекать финансовые ресурсы и обеспечивать их эффективное использование. Ожидается, что структура будет играть частичную роль финансового донора для резидентов Парка высоких технологий, проектов бизнес-инкубатора и научно-исследовательских центров.
Для стимулирования деятельности в сфере ИКТ одной из важных задач Фонда является вложение средств в виде инвестиций в перспективные и быстро развивающиеся ИТ-компании, в том числе выступление в качестве пайщика в совместных предприятиях. Инвестиционная политика Фонда будет направлена на привлечение внутренних и внешних инвестиций. Так, участвуя в СП, Фонд сам по себе намерен выступать государственным гарантом в сфере ИКТ и увеличивать надежность для прямых зарубежных инвестиций в этот сектор азербайджанской экономики.
Также приоритетным направлением деятельности Фонда является исследование экспортоориентированных проектов, оценка их экономической эффективности и привлечение иностранных инвестиций для их реализации. С этой целью успешные проекты будут пропагандироваться за рубежом, Фонд обеспечит их участие в международных мероприятиях - выставках, конференциях и др.
Деятельность Фонда создаст возможности для привлечения инвестиций и реализации технологического трансферта для обеспечения производственного и технологического сотрудничества между местными и зарубежными ИКТ - компаниями.
Еще одной из главных целей, поставленных перед Фондом, является особое внимание финансированию в виде льготного кредитования субъектов предпринимательства, занятых в сфере ИКТ, посредством уполномоченных банков и небанковских кредитных организаций. С этой целью за счет средств Фонда будут предоставляться долгосрочные кредиты с малой кредитной ставкой для субъектов малого и среднего предпринимательства, что позволит расширить возможности использования финансовых ресурсов ИКТ - компаниями.
Парк высоких технологий
Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев 5 ноября 2012 года подписал Указ «О создании Парка высоких технологий», в целях обеспечения устойчивого развития и повышения конкурентоспособности экономики, расширения сфер информационных и коммуникационных технологий, основанных на современных научных и технологических достижениях, а также для проведения научных исследований и создания современных комплексов для разработки современных информационных технологий.
Парк высоких технологий (ПВТ) Азербайджана на острове Пираллахы будет расположен на территории 50 гектаров и по «островной» концепции является единственным аналогичным проектом в мире.
Преимуществом Парка является аккумулирование основных компонентов, необходимых для успешного функционирования. На территории Парка будут расположены:
- инкубационный центр;
- исследовательский центр,
- университет;
- блок объектов для оказания социальных услуг;
- зона отдыха;
- выставочный центр;
- дата-центр;
- жилой комплекс и т.д.
Следует отметить, что только 42,9% технопарков во всем мире имеют на своей территории кампусы университетов, и 21,8% - возможность для жилья.
Примечательно, что резиденты ПВТ получат освобождение от следующих налогов - НДС, налог на прибыль, налог на землю, налог на имущество. Кроме того, от НДС будет освобождено оборудование, импортируемое для использования в научно-исследовательских проектах ПВТ.
На стадии обсуждения в настоящее время находятся такие вопросы, как упрощение получения рабочей визы зарубежными специалистами, облегчение таможенной политики в отношении резидентов ПВТ, а также временное облегчение системы социального страхования.
В ПВТ будут поддерживаться компании, осуществляющие свою деятельность по следующим направлениям:
- интернет-бизнес;
- космос и телекоммуникации;
- Программное обеспечение для мобильных устройств;
- биотехнологии;
- программное обеспечение для медицины;
- графические анимации;
- LED-технологии;
- робототехника и механика;
- системы энергосбережения;
- источники альтернативного питания и т.д.
Выбранные с помощью экспертной оценки компании/команды по вышеуказанным направлениям получат статус резидента ПВТ, и они смогут осуществлять разработку продуктов и технологии на территории Парка высоких технологий с применением к ним всех вышеуказанных льгот.
Президентом Азербайджана утверждена Государственная программа по созданию и развитию космической промышленности, принятие которой было предусмотрено его распоряжением № 27 от 4 ноября 2008 года «О создании космической промышленности и выводе на орбиту телекоммуникационных спутников».
Согласно программе в 2009-2013 годах в стране предстоит наладить сборку и производство станций VSAT и других терминалов, спутниковых приемников различных типов и функций. В этих целях будет приобретено оборудование для приема и обработки информации со спутников, организована подготовка национальных кадров с привлечением иностранных специалистов для обучения. Программа предполагает создание организации по подготовке к выводу на орбиту спутников и управление ими, подготовку нормативно-правовых актов по эксплуатации и управлению спутниками и спутниковыми системам, разработку плана повышения возможностей для оказания спутниковых услуг.
Спутник «Azerspace-1».Первый телекоммуникационный спутник Азербайджана "Azerspace-1 "был запущен на орбиту 7 февраля 2013 года в Гвианском Космическом Центре, расположенном в космодроме Куру во Французской Гвиане (остров в Южной Америке, находящийся в административном управлении Франции) в 18 ч.36 мин. по местному времени (по бакинскому времени 8 февраля 2013 года в 01 ч. 36 мин.).
Спутник "Azerspace-1" весом около 3,2 тонны, и оснащённый 36 транспондерами полезного груза, находится в пределах 46 градусов на геостационарной орбите и охватывает Европу, Африку, Центральную Азию, Кавказские страны и Ближневосточный регион.
Срок эксплуатации спутника составит минимум 15 лет. Спутник "Azerspace-1" предназначен для телерадиовещания и оказания телекоммуникационных услуг, а также для обеспечения качественной и устойчивой платформы связи, отвечающей требованиям корпоративным и правительственным клиентам.
Успешно реализуется «Государственная программа по информатизации системы образования Азербайджанской Республике в 2008-2012 годах».
Президентом Азербайджана подписано распоряжение «О дополнительных мерах по расширению телевещания в Азербайджанской Республике и укреплению информационной безопасности на эфирном пространстве»
В настоящее время в Азербайджане реализуются так же следующие проекты:
Проект TASİM – «Транс-евразийская Супер-информационная магистраль». Реализация проекта направлена на соединение двух крупных регионов - Западной и Восточной Европы, обладающих высоким уровнем развития ИКТ, охватит примерно 20 соседних развивающихся стран, расположенных вдоль магистрали. Проект ТASİM был поддержан резолюцией А/RES/64/186 64-й Ассамблеи ООН.
Почта
Проект «Развитие финансовых услуг», который направлен на модернизацию сектора почты, на повышение качества почтовых услуг населению в соответствии с мировыми стандартами. Работа выполняется при поддержке Всемирного Банка в рамках проекта «Развитие финансовых услуг» преобразования существующей инфраструктуры национального оператора ООО «Азерпочт». Почтовыми отделениями ООО «Азерпочт» начато оказание населению финансовых и банковских услуг.
ООО «Азерпочт», функционирующее на коммерческих принципах в подчинении Министерства Связи и Информационных Технологий Азербайджанской Республики, является Национальным Почтовым Оператором Азербайджанской Республики.
К основным направлениям деятельности ООО «Азерпочт» относится оказание почтовых и финансовых услуг.
Преимущество ООО «Азерпочт» в наличии широкой сети и инфраструктуры, превращает его в основного снабженца оказания почтовых и некоторых финансово-банковских услуг страны.
Продолжая традиции в 2013 году, ООО "Азерпочт" на рынке внутренних и международных платежных систем, увеличило сумму и объём платежей в несколько раз. Также был отмечен рост во всех сферах финансово-банковских услуг, предоставляемых «Азерпочтой» на всей территории Азербайджана. Хотелось бы отметить рост объема услуг в сфере казначейства, а именно обмена валют, в сфере денежных переводов, а также, развитие услуг на рынке пластиковых карт.
Параллельно с оказанием почтово-финансовых услуг, были заключены контракты с ведущими Азербайджанскими Банками на предоставление агентских услуг клиентам Банков и других коммерческих организаций в сфере выплат и сборов кредитов, как в наличной, так и безналичной форме (с помощью банкоматов и Пос-терминалов).
Целью проекта «Инициатива Национальная Сеть «э-управление» (AzDataCom), реализуемого правительством Азербайджана совместно с Программой Развития ООН, является повышение потенциала национальной ИКС, удовлетворение растущих потребностей государственных органов, населения и бизнес-сектора в услугах ИКТ, развитие «э-управления» – важного элемента строительства информационного общества, устранение в стране «цифрового отставания» и обеспечение возможностей для пользования услугами «э-правительства».
Проект «Электронная подпись» предусматривает внедрение на территории республики системы электронной подписи, что создаст условия для осуществления информационного обмена между государством, гражданами и частным сектором в электронной форме.
Проект «Azerspace» направлен на совершенствование телекоммуникационной инфраструктуры Евразийского региона и на расширение обмена трафиком.
Цель проекта «Региональная Инновационная Зона» заключается в усилении инновационной деятельности и сфере ИКТ в Азербайджане, превращении страны в региональный центр по производству и экспорту ИКТ продукции и услуг. Реализация проекта окажет положительное влияние на создание промышленности ИКТ инновационной направленности, увеличение удельного веса ИКТ в экономике страны, будет способствовать развитию интеллектуального потенциала.
Основной целью проекта «Народный компьютер» является создание благоприятных условий малообеспеченным социальным группам населения для приобретения на льготных условиях современных компьютеров, оснащенных лицензионными программами. Проект направлен на повсеместное внедрение информационно-коммуникационных технологий и будет способствовать формированию «э-правительства», уменьшению «цифрового разрыва» и созданию основ информационного общества.
Указом Президентом Азербайджанской Республики № 172 от 29 декабря 2004 года «О мерах по обеспечению информационной безопасности в государственных органах Азербайджанской Республики» определены требования по обеспечению информационной безопасности в государственных органах Азербайджанской Республики при осуществлении обмена информацией посредством информационных систем и сетей, сетей связи, включая глобальную информационную сеть Интернет.
В соответствие с Указом создана защищенная телекоммуникационная сеть «Azstatenet» для государственных органов.
Проекты, осуществляемые в государственных органах.
Министерство налогов: Автоматизированная налоговая информационная система, которая включает подсистему «э-декларация», подсистему «Единое окно» при регистрации субъектов предпринимательской деятельности. Создана подсистема получения информации об оплате товаров и услуг через контрольно-кассовые аппараты.
Таможенный комитет: Автоматизированная система таможенного учета и контроля над таможенным оформлением грузовых таможенных деклараций, Автоматизированная система учета и контроля правонарушений, выявленных таможенными органами Азербайджанской Республики, "Единое окно" при проверке товаров и транспортных средств, перемещаемых через пропускные пункты государственной границы Азербайджанской Республики.
Министерство юстиции: Государственный реестр населения Азербайджанской Республики; Государственный фонд социальной защиты; Автоматизированная система персонифицированного учета (база данных выплат обязательного государственного социального страхования); Единая база данных трудовых пенсионеров.
Центральная избирательная комиссия: Автоматизированная информационная система «Выборы».
Министерство здравоохранения: Созданы Автоматизированный экспертный центр по анализу лекарственных средств, информационная система «Медицинская карта обследования», к которой подключено свыше 155 медицинских учреждений. Внедряется система «Электронная карта здоровья» граждан, которая уже обслуживает свыше 200000 новорожденных.
Служба государственного реестра недвижимости: Национальная система учета недвижимости (данная система была усовершенствована в соответствии с проектом Всемирного банка по регистрации и кадастру недвижимости в Азербайджане).
Государственный комитет по вопросам имущества: Информационная система управления государственным имуществом (другой компонент проекта Всемирного банка по регистрации и кадастру недвижимости в Азербайджане).
Министерство образования: Создан информационно-ресурсный центр (Datacenter), ведется работа по реализации проекта «Электронная школа». Действует система по принятию электронных заявлений при приеме абитуриентов в высшие учебные заведения.
Комиссия по вопросам государственной службы: Организован прием электронных заявлений для поступления на государственную службу.
Президентом Азербайджанской Республики 4 марта 2009 года подписан Указ «О применении принципа «одного окна» в управлении миграционными процессами», что способствовало оперативности внедрения гибких и действенных механизмов управления этими процессами. Основная цель Указа состоит в сосредоточении определенных полномочий по регулированию процессов миграции в Государственной миграционной службе, которая несет ответственность за законность и своевременность принятия решений, выдачу соответствующих разрешений и документов иностранцам и лицам без гражданства, изъявившим желание жить и работать в Азербайджане и имеющим на это законные основания.
Создан Миграционный информационный центр с горячей телефонной линией, функционирующей на азербайджанском, русском и английском языках. Усовершенствована официальная интернет-страница Государственной миграционной службы, содержащая информацию о правилах временного пребывания, временного и постоянного проживания, трудовой деятельности, государственных пошлинах, а также образцах соответствующих бланков. Завершена работа по внедрению системы принятия обращений граждан в электронной форме.
|