Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Хабаровская государственная академия экономики и права»
Торгово-технологический факультет
Кафедра технологии продуктов общественного питания
Учебно-методический комплекс
Современный этикет
Программа дисциплины, методические указания по выполнению практических работ, вопросы к зачёту для бакалаврантов 3-го курса направления 19.03.04 «Технология продукции и организация общественного питания» профиль «Технология и организация ресторанного дела» всех форм обучения
Хабаровск 2015
Х 12
Современный этикет : программа дисциплины, методические указания по выполнению практических работ, вопросы к зачёту для бакалаврантов 3-го курса направления 19.03.04 «Технология продукции и организация общественного питания» профиль «Технология и организация ресторанного дела» всех форм обучения / сост. С. В. Чеченина. – Хабаровск : РИЦ ХГАЭП, 2015. – 36 с.
Рецензент Е.Г. Очереднюк, директор комбината питания
КГАОУ «Краевой центр образования»
Утверждено издательско-библиотечным
советом академии в качестве
методических указаний для студентов
Учебно-методический комплекс
Чеченина Светлана Валерьевна
современный этикет
Программа дисциплины, методические указания по выполнению практических работ, вопросы к зачёту для бакалаврантов 3-го курса направления 19.03.04 «Технология продукции и организация общественного питания» профиль «Технология и организация ресторанного дела» всех форм обучения
Редактор Г. С. Одинцова
Подписано к печати Формат 60х84/16. Бумага писчая.
Печать цифровая. Усл. п. л. 2,1. Уч.-изд. л. 1,5 .Тираж 30 экз. Заказ № _______
680042, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 134, ХГАЭП, РИЦ
© Хабаровская государственная академия экономики и права, 2015
Содержание
1. Цели и задачи дисциплины
Цель – дать будущим бакалавриантам тот объём теоретических знаний и практических навыков по предмету «Современный этикет», который поможет наладить отношения с людьми, выбрать правильный стиль поведения в той или иной ситуации, найти адекватное решение в каждом конкретном случае. Изучение дисциплины является формированием профессионала с определёнными психологическими и нравственными качествами, необходимыми в повседневной деятельности.
Задачи курса
Задачей дисциплины является изучение психологических аспектов делового общения, этики и культуры поведения, конфликтов в деловом общении, проявление индивидуальных особенностей личности в деловом общении.
2. Место дисциплины в структуре основной обязательной программы высшего профессионального образования
Современный этикет – вариативная дисциплина профессионального цикла базовой (общепрофессиональной) части государственного образовательного стандарта направления 19.03.04 «Технология продукции и организация общественного питания» первого уровня профессионального образования – бакалавриата.
Для изучения дисциплины необходимы знания вопросов предшествующих изучаемых дисциплин: философия, психология. Дисциплина является предшествующей для изучения дисциплин профессионального цикла: «Организация производства и обслуживания на предприятиях общественного питания», «Технология продуктов общественного питания», «Инжиниринг в ресторанном сервисе».
Методы преподавания дисциплины:
- лекции;
- практические занятия,
-самостоятельная работа студентов, в которую входит освоение теоретического материала, подготовка к практическим занятиям;
- написание эссе и рефератов по темам для самостоятельного изучения;
- обсуждение подготовленных студентами рефератов и докладов;
- консультации преподавателей;
- контроль за самостоятельной работой студентов.
3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Выпускник по направлению подготовки «Технология продукции и организации общественного питания в соответствии с задачами профессиональной деятельности и целями основной образовательной программы после изучения дисциплины «Современный этикет» должен обладать следующими компетенциями:
Общекультурные компетенции:
- способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-3);
- способность использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности (ОК-4);
- способность работать в команде, толерантно воспринимая социальные и культурные различия (ОК-6);
- способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7).
Общепрофессиональные компетенции:
- способность осуществлять поиск, хранение, обработку и анализ информации из различных источников и баз данных, представлять её в требуемом формате с использованием информационных, компьютерных и сетевых технологий (ОПК-1);
- способность осуществлять технологический контроль соответствия качества производимой продукции и услуг установленным нормам (ОПК-3);
- готовность эксплуатировать различные виды технологического оборудования в соответствии с требованиями техники безопасности разных классов предприятий питания (ОПК-4);
- готовность к участию во всех фазах организации производства и организации обслуживания на предприятиях питания различных типов и классов (ОПК-5).
Профессионально-прикладные компетенции
Организационно-управленческая деятельность:
- способность анализировать и оценивать результативность системы контроля деятельности производства, осуществлять поиск, выбор и использование новой информации в области развития индустрии питания и гостеприимства (ППК-14);
- способность обеспечивать функционирование системы поддержки здоровья и безопасности труда персонала предприятия питания, анализировать деятельность предприятия питания с целью выявления рисков в области безопасности труда и здоровья персонала (ППК-15);
- способность осуществлять мониторинг проведения мотивационных программ на всех её этапах, оценивать результаты мотивации и стимулировать работников производства (ППК-18);
- способность проводить мониторинг и анализировать результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия питания, оценивать финансовое состояние предприятия питания и принимать решения по результатам контроля (ППК-21);
- способность осуществлять поиск, выбор и использование новой информации в области развития потребительского рынка, систематизировать и обобщать информацию (ППК-22);
- способность планировать стратегию развития предприятия питания с учётом множественных факторов, проводить анализ, оценку рынка и риски, провести аудит финансовых и материальных ресурсов (ППК-23);
- способность организовать ресурсосберегающее производство, его оперативное планирование и обеспечение надёжности технологических процессов производства продукции питания, способы рационального использования сырьевых, энергетических и других видов ресурсов (ППК-24);
- владение нормативно-правовой базой в области продаж продукции производства и услуг (ППК-26);
- способностью осуществлять поиск, выбор и использование информации в области мотивации и стимулирования работников предприятий питания, проявлять коммуникативные умения (ППК-27);
- готовность разрабатывать критерии оценки профессионального уровня персонала для составления обучающих программ, проводить аттестацию работников производства и принимать решения по результатам аттестации (ППК-28);
- способность проводить мониторинг финансово-хозяйственной деятельности предприятия, анализировать и оценивать финансовое состояние предприятия (ППК-29);
- способность формировать профессиональную команду, проявлять лидерские качества в коллективе, владением способами организации производства и эффективной работы трудового коллектива на основе современных методов управления (ППК-30)
В результате освоения дисциплины студент должен
знать:
- этические основы современного этикета, историю становления и развития этикетных норм и правил поведения;
-основные принципы современного этикета;
-этикетные нормы и правила в деловом общении, правила поведения в общественных местах;
- методику правильного ведения деловой беседы, переговоров, служебного телефонного, делового совещания;
- правила заполнения и ведения деловой документации, правила заполнения визитных карточек;
-основные правила межличностного общения, факторы, определяющие имидж делового человека, эстетические требования к внешнему облику;
уметь:
- использовать полученные знания в профессиональной деятельности;
- использовать накопленный опыт в свете развития науки и изменяющейся социальной практики, эффективно использовать свой интеллектуальный потенциал;
- обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учётом имеющихся литературных данных;
- адаптироваться в условиях изменения социальных, экономических, политических ситуаций;
- ставить и решать задачи в области своей профессиональной компетенции;
- использовать активные методы обучения, инновационные технологии;
- организовать самостоятельную работу на занятиях и во внеурочное время
владеть:
- навыками позитивного общения в деловой и личной жизни и их применения в целях достижения успехов в профессиональной карьере;
- методическим аппаратом, позволяющим исследовать, анализировать и прогнозировать явления в области менеджмента;
- навыками самостоятельной аналитической и проектной работы, требующей широкого образования в соответствующем направлении.
4. Содержание дисциплины «Современный этикет»
4.1. Тематический план изучения дисциплины представлен в таблице 1
Таблица 1 – Тематический план изучения дисциплины
Тема
|
Всего:
|
В том числе
|
Количество
часов
самостоятельной
работы
студентов
|
лекции
|
Практич. (семинар.)
занятия
|
очн./о
|
очн./о
|
очн/о
|
очн./о
|
|
144
|
18
|
366/0,26
|
90
|
Раздел 1. Социокультурная роль этикета в обществе
|
18
|
2
|
4
|
12
|
Тема 1. Роль этикета в обществе
|
|
|
|
|
Тема 2. История этикета.
|
|
|
|
|
Тема 3. Виды этикета. Этика
|
|
|
|
|
Раздел 2. Основы этикета
|
18
|
2
|
4
|
12
|
Тема 4. Встречи, приветствия, прощания
|
|
|
|
|
Тема 5. Визитные карточки
|
|
|
|
|
Раздел 3. Повседневный этикет
|
24
|
4
|
6
|
14
|
Тема 6. Правила поведения в общественных местах
|
|
|
|
|
Тема 7. Этикет особого случая. Подарки
|
|
|
|
|
Раздел 4. Столовый этикет
|
22
|
2
|
6
|
14
|
Тема 8. Этикет официальных приёмов
|
|
|
|
|
Тема 9. Застольный этикет.
|
|
|
|
|
Тема 10. Национальный этикет
|
|
|
|
|
Раздел 5. Имидж современного человека
|
20
|
2
|
4
|
14
|
Тема 11. Составляющие имиджа человека
|
|
|
|
|
Тема 12. Имидж делового человека
|
|
|
|
|
Раздел 6. Современный речевой этикет
|
18
|
2
|
4
|
12
|
Тема 13. Правила речевой коммуникации
|
|
|
|
|
Тема 14. Культура речи
|
|
|
|
|
|
|