Методические указания к выполнению практических и лабораторных работ по дисциплине: «Метрология, стандартизация»

Методические указания к выполнению практических и лабораторных работ по дисциплине: «Метрология, стандартизация»


НазваниеМетодические указания к выполнению практических и лабораторных работ по дисциплине: «Метрология, стандартизация»
страница1/4
ТипМетодические указания
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Методические указания
  1   2   3   4


Министерство образования Ставропольского края

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессиональногообразования

Георгиевский региональный колледж «Интеграл»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ
ПРАКТИЧЕСКИХ И ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
по дисциплине:
«Метрология, стандартизация»

для специальности 260807 «Технология продукции общественного питания»

г. Георгиевск, 2012

Методические указания по выполнению практических и лабораторных работ составлены в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом начального профессионального образования по специальности 260807 «Технология продукции общественного питания», утвержденным Минобрнауки России от 22.06.2010 года № 675, на основанииучебных планов № 42 и 43 от 30.06.2011 года и рабочей программы дисциплины «Метрология, стандартизация»

Зам. директора по НМР М.И. Алишев

«___»______________2012 г.

Зам. директора по УР В.Н.Казаков

«___ »_____________2012 г.

ОДОБРЕНА

на заседании предметно-цикловой комиссии общественного питания

«____»_______2012 г.

Протокол №_____


Председатель ПЦК общественного питания М. С. Дибияева

«____»___________2012г.
РАЗРАБОТАЛ

Преподаватель отделения общественного питания М.С. Дибияева

«____»____________2012 г.

СОГЛАСОВАНО

Заведующая отделением общественного питания О. В. Бойко

«____»_____________2012 г.

СОДЕРЖАНИЕ


1. Пояснительная записка

4

2. Тематический план

6

3. Практические работы

7

4. Лабораторные работы

24

5. Информационное обеспечение обучения

31



1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Указания по выполнению практических и лабораторных работ составлены в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 260807 «Технология продукции общественного питания», учебным планом и рабочей программой по дисциплине «Метрология, стандартизация».

Метрология, стандартизация являются составляющими качества продукции, услуги, процесса. Качество – это совокупность характеристик объекта (продукции, процесса, услуги), относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности. В настоящее время, в условиях перенасыщенности товарами необходимо гарантировать потребителю соответствие товара определённому уровню качества, указанному в нормативном документе (стандарте, инструкции, рецептуре и т. п.). Такое подтверждение даётся после проведения процедуры подтверждения соответствия, которая проводится на основании нормативной документации (стандартов, технических условий, санитарных правил и норм) с помощью средств измерений (приборов, датчиков, мер).

Практические работы по дисциплине «Метрология, стандартизация» проводятся с цельюзакрепления, углубления и систематизации теоретических знаний в области: применения требований нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов; оформления технической документацию в соответствии с действующей нормативной базой;использования в профессиональной деятельности документации систем качества;приведения несистемных величин измерений в соответствие с действующими стандартами и международной системой единиц СИ.

Лабораторные работы по дисциплине «Метрология, стандартизация» проводятся с целью: изучения конструкционных особенностей, принципа действия средств измерений; приобретения умений и навыков эксплуатации средств измерений; изучения и распознавания некоторых видов фальсификации.

В каждой теме сборника определены цели работы, приведен перечень необходимого оборудования, инструментов, аппаратуры, материалов, даны теоретические основы по теме занятия, раскрыт порядок проведения работы.

Лабораторные работы проводятся в учебных лабораториях колледжа, оснащенных всем необходимым аналитическим и лабораторным оборудованием.

В процессе проведения практических и лабораторных работ преподаватель должен обучить студентов:

1. Применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов;

2. Оформлять техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой;

3. Использовать в профессиональной деятельности документацию систем качества;

4. Приводить несистемные величины измерений в соответствие с действующими стандартами и международной системой единиц СИ;

5. Определять фальсификацию некоторых пищевых продуктов.

Тематика практических и лабораторных работ, содержащихся в данном сборнике, может быть изменена или дополнена, в зависимости от пожеланий социальных партнеров (работодателей), возможностей материальной базы учебного заведения, наличия необходимого оборудования и других факторов.

По окончанию каждого занятия студенты составляют отчет по предложенной форме, защищают свою работу и получают оценку.

Критерии оценки:

Оценка

Критерии

«Отлично»


Оценку «отлично» заслуживает обучающийся, обнаруживший всесторонние, систематические и глубокие знания теоретического материала, в соответствии с требованиями профессиональной образовательной программы, выполнивший полностью практическую (лабораторную) работу. Допускаются единичные несущественные ошибки, самостоятельно исправленные студентом.

«Хорошо»


Оценку «хорошо» заслуживает обучающийся, обнаруживший полное знание программного материала, умеющий пользоваться нормативной и справочной документацией, успешно выполнивший предусмотренные практические задания, допустивший неточности при выполнении практической (лабораторной) работы. Допускаются отдельные несущественные ошибки, исправленные студентом после указания на них.

«Удовлетворительно»


Оценку «удовлетворительно» заслуживает обучающийся, обнаруживший неполные знания программного материала, но умеющий пользоваться нормативной и справочной документацией, допустивший ошибки в выполнении практической (лабораторной) работы. Допускаются отдельные существенные ошибки, исправленные с помощью преподавателя.

«Неудовлетворительно»


Оценка «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, имеющему пробелы в знаниях программного материала по профессиональной образовательной программе, допустившему существенные ошибки в выполнении практических заданий или не выполнивший их.

2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2.1. Практические работы

№№

п/п

Наименование темы

Количество часов

1.

2.

3.

1.

Приведение несистемных величин измерений в соответствие с действующими стандартами и международной системой единиц СИ

2

2.

Требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) общественного питания, их применение

2

3.

Оформление технической документации (технологических, технико-технологических карт) в соответствии с действующей нормативной базой

2

4.

Требования нормативных документов серии ИСО 9000, их применение в сфере пищевых производств

2

5.

Оформление заявки на проведение процедуры сертификации и декларирования соответствия пищевой продукции

2




Итого:

10

2.2. Лабораторные работы

№№

п/п

Наименование темы

Количество часов

1.

2.

3.

1.

Средства измерений, применяемые при производстве и оценки качества продукции общественного питания; их эксплуатация

2

2.

Изучение и определение фальсификации кулинарной продукции

2

3.

Изучение и определение фальсификации кулинарной продукции

2




Итого:

6


3. ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

Практическая работа № 1
«Приведение несистемных величин измерений в соответствие с действующими стандартами и международной системой единиц СИ»



Цель работы:

1. Научиться приводить несистемные единицы физических величин в системные в соответствии с международной системой единиц СИ



Оборудование, наглядные пособия: таблица Международная система единиц СИ, калькулятор
Теоретические основы:

Объектамиметрологии являются физические и нефизические величины. Величина— это состояние, характеристика, сущность какого-либо объекта (материала, тела, системы и т.д.), а физическая величинасостояние, характеристика, сущность физических свойств объекта.Единицей физической величины является принятая (договорная) количественная доля физического свойства объекта (1 кг — 1 единица, 2 кг — 2 единицы). Измерение— это определение количества единиц данной физической величины.

Характеристикамифизических величин являются размер,т. е. количество единиц физической величины в данном объекте, обнаруженное измерительными испытаниями, и размерность— выражение, связывающее измеряемую величину с основными единицами системы измерений при коэффициенте пропорциональности, равном единице. Размерность имеет национальное или международное буквенное написание с учетом масштаба. Физическая величина может иметь безусловное — масса) или условное, т. е. не входящее в обязательное применение (т — число студентов), буквенное обозначение. Любое измеренное значение состоит из размера, размерности, указания масштаба и обозначения физической величины.

Условность основных единиц физических величин определила необходимость использования единой системы измерений.

В середине 20 века в мире использовалось множество различных систем единиц измерения и значительное число внесистемных единиц. Непрерывно усиливающееся взаимодействие различных отраслей науки, техники и производства внутри стран, а также расширение международных научных и экономических связей настоятельно требовали унификации единиц измерений.

Ученые передовых стран в 1948 —1960 гг. разработали Международную систему единиц СИ. Международная организация по стандартизации (ИСО) и Международная организация законодательной метрологии (МОЗМ) рекомендовали всем странам законодательно утвердить эту систему и градуировать измерительные приборы в ее единицах.

В 1981 г. постановлением Госстандарта (ГОСТ 8.417-81) в СССР было введено обязательное применение Международной системы единиц СИ.

В систему СИ входят семь основных единиц физических величин, т.е. конкретных единиц, имеющих эталоны, две дополнительные и производные.

Эталон единицы физической величины — это законодательно установленное количество физического свойства объекта, выраженное в практически неизменных долях другой физической величины. Так как эталоны основных единиц носят договорный характер, их определения уточняются по мере развития науки и техники.

Производные единицы физических величин, входящих в систему СИ, — это обязательные единицы, которые могут быть выражены через основные. Их число в системе СИ строго не оговорено, т. е. оно постоянно меняется.

Единицы измерений являются одним из объектов Закона РФ «Об обеспечении единства измерения» (ст. 8) в котором регулируется допуск к применению единиц величин Международной системы единиц. Наименования, обозначения и правила написания единиц величин, а также правила их применения на территории РФ устанавливает Правительство РФ, за исключением случаев, предусмотренных актами законодательства РФ.

Правительством могут быть допущены к применению наравне с единицами величин Международной системы единиц внесистемные единицы величин. Например, в России такими внесистемными единицами измерений являются градус Цельсия и ккал, наряду с Кельвином и джоулем.
Порядок проведения работы:
1. Изучитенаименование и обозначение основных единиц Международной системы единиц


Наименование физических величин

Единица

наименование

условное обозначение

наименование

обозначение

международное

русское

Основные

Длина

L

метр

M

м

Масса

M

килограмм

Rg

кг

Время

T

секунда

S

с

Сила электрического тока

I

ампер

A

А

Термодинамическая температура

Q

кельвин

K

К

Количество вещества

N

моль

mol

моль

Сила света

J

канделла

rd

кд



2. Перевести внесистемные единицы измерений - градус Цельсия и ккал, в системные градус Кельвина, Фаренгейта и джоуль.
Задание 1: на этикетке импортного кондитерского изделия нанесено обозначение - энергетическая ценность 120 кДж. Переведите её в ккал.
Задание 2: на этикетке импортного кондитерского изделия написано - хранить при температуре 291 градус Кельвина. Переведите её в градусы Цельсия.
Задание 3: дана рецептура – 1 стакан молока, 1 яйцо, 1 ст. л. какао, 1 ст. л. сахарной пудры, 2 ст. л. сливочного масла. Переведите соотношение компонентов в соответствии с системой СИ.
Задание 4: на пароконвектомате установлена температура - 450 градусов Кельвина. Переведите её в градусы Цельсия.
Задание 5: в пекарном шкафу установлена температура - 545 градусов Фаренгейта. Переведите её в градусы Цельсия.
3. Отчёт составить по форме:


Задание

Ответ

1.




2.




3.




4.




5.




Практическая работа № 2
«Требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) общественного питания, их применение»


Цель работы:

1. Изучить требования нормативных документов к основным видам объектов общественного питания

2. Научиться применять данные требования на практике


Наглядные пособия: действующая нормативная документация в сфере общественного питания

Теоретические основы:
В настоящее время в сфере общественного питания действуют следующие нормативные документы:

  1. ГОСТ Р 50762-2007«Услуги общественного питания. Классификация предприятий»

  2. ГОСТ Р 50763-2007«Услуги общественного питания. Продукция общественного питания,реализуемая населению. Общие технические условия»

  3. ГОСТ Р 50935-2007 «Услуги общественного питания. Требования к персоналу»

  4. ГОСТ Р 53104-2008 «Услуги общественного питания. Метод органолептической оценкикачества продукции общественного питания»

  5. ГОСТ Р 53105-2008«Услуги общественного питания. Технологические документы на

  6. продукцию общественного питания. Общие требования к оформлению, построению и содержанию»

  7. ГОСТ Р 53106-2008«Услуги общественного питания. Метод расчета отходов и потерь сырья ипищевых продуктов при производстве продукции общественного питания»

  8. ГОСТ Р 50764-2009 «Услуги общественного питания. Общие требования»

  9. ГОСТ Р 53523-2009«Услуги общественного питания. Общие требования к заготовочнымпредприятиям общественного питания»

  10. Постановление Правительства РФ от 15.08.97 г. №1036 "Правила оказания услугобщественного питания".

  11. СанПиН 2.3.2.1324-03«Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения продуктов»

  12. СанПиН 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов»

  13. СанПиН 2.3.2.1940-05«Организация детского питания»

  14. СП 2.3.6.1079-01«Санитарно-эпидемиологические требования к организациямобщественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья»


Порядок проведения работы:

1. Изучить содержание документы 1, 2, 8и выполнить следующие задания:

Задание 1.:Исходя из нижеприведенных особенностей деятельности предприятия, определите класс бара:

- бар имеет световую вывеску с элементами оформления; систему вентиляции;
- в обеденном зале используется стандартная мебель облегченных конструкций с полиэфирным покрытием столов;

- приборы, из нержавеющей стали, полуфарфоровая и фаянсовая посуда, сортовая стеклянная посуда без рисунка;

- обслуживающий персонал имеет форменную одежду и обувь.

В каком документе изложены требования, предъявляемые к предприятиям общественного питания различных типов и классов?

Задание 2.: При проведении процедуры добровольной сертификации ресторан указал в заявке класс «Люкс». При сертификационной проверке установлено следующее:

- в оформлении зала используются оригинальные декоративные элементы;

- микроклимат обеспечивает система вентиляции;

- мебель в зале повышенной комфортности, соответствует интерьеру помещения;

- столы имеют полиэфирное покрытие;

- обслуживание осуществляется официантами, барменами, метрдотелями.

Дайте оценку соответствия особенностям деятельности ресторана заявленному классу. Ответ аргументируйте ссылкой на соответствующую нормативную документацию.
Задание 3.:Определите тип предприятия общественного питания по следующим признакам:
- предприятие организует питание и отдых потребителей с предоставлением ограниченного по сравнению с рестораном ассортимента продукции.

- реализует разнообразный ассортимент блюд, изделий и напитков, в том числе фирменных, заказных с учетом специализации;

- осуществляет обслуживание официантами, барменами, метрдотелями, допускается самообслуживание.

Какими нормативными документами вы руководствовались при решении данной ситуации?

Задание 4.:Предприятие общественного питания реализует ограниченный ассортимент блюд несложного приготовления из однородного вида сырья, разнообразный ассортимент покупных товаров и предназначено для быстрого обслуживания потребителей по методу самообслуживания. Используется полуфарфоровая и фаянсовая посуда, приборы из алюминия, стеклянная посуда из прессованного стекла. Определите тип предприятия. Ответ аргументируйте ссылкой на нормативные документы.

Задание 5.:В предприятии общественного питания, которым вы руководите, осуществляется подготовка к процедуре сертификации услуг. Изложите требования, предъявляемые к качеству услуг, проведите анализ соблюдения требований на действующем предприятии.
Задание 6.:Изложите требования безопасности, предъявляемые к качеству кулинарной продукции и другим услугам. Укажите виды нормативных документов, устанавливающих требования безопасности в сфере общественного питания.
2. Отчёт составить по форме:


Задание

Ответ

1.




2.




3.




4.




5.




6.





Практическая работа № 3
«Оформление технической документации (технологических, технико-технологических карт) в соответствии с действующей нормативной базой»

Цель работы:

1. Изучить действующую нормативную документацию на технологические документы в сфере общественного питания

2. Оформить техническую документация в соответствии с действующей нормативной базой


Наглядные пособия: ГОСТ Р53105-2008 «Услуги общественного питания. Технологические документы на продукцию общественного питания. Общие требования к оформлению, построению и содержанию», бланки технологической документации.
Теоретические основы:
В соответствии с ГОСТ Р53105-2008 «Услуги общественного питания. Технологические документы на продукцию общественного питания. Общие требования к оформлению, построению и содержанию» изготовление продукции общественного питания осуществляют в соответствии с технологическими документами, содержащими требования технологии производства.

К технологическим документам относят следующие документы:

- технологические карты на продукцию общественного питания (ТК)

- технологические инструкции по производству (и/или доставке и реализации) продукции общественного питания (ТИ)

- технико-технологические карты на новую продукцию общественного питания (ТТК).

Технологические документы утверждает руководитель организации (предприятия) общественного питания.

Срок действия технологических документов не ограничен.

Технологическая карта (ТК) на продукцию общественного питания – документ, содержащий рецептуру и описание технологического процесса изготовления продукции, оформления и подачи блюда (изделия).

В рецептуре указывают нормы расхода продуктов брутто и нетто на одну или более порций, или на один или более кг, выход (массу нетто) полуфабрикатов и выход продукции общественного питания (кулинарных полуфабрикатов, блюд, кулинарных, булочных и мучных кондитерских изделий).

При внесении изменений в рецептуру или технологию производства продукции технологическую карту переоформляют.

Технико-технологическая карта (ТТК) – это документ, разрабатываемый на новую продукцию и устанавливающий требования к качеству сырья и пищевых продуктов, рецептуру продукции, требования к технологическому процессу изготовления, к оформлению, реализации и хранению, показатели качества и безопасности, а также пищевую ценность продукции общественного питания. ТТК разрабатываются на новую нетрадиционную продукцию, впервые изготовленную на предприятии общественного питания.

В разделе «Область применения» указывают наименование блюда (изделия) и определяютперечень и наименования предприятий (филиалов), подведомственных предприятий, которым дано право производства и реализации данного блюда (изделия).

В разделе «Требования к качеству сырья» делают запись о том, что продовольственное сырье, пищевые продукты и полуфабрикаты, используемые для изготовления данного блюда (изделия), должны соответствовать требованиям нормативных и технических документов (ГОСТ.ГОСТР, ТУ) и иметь сопроводительные документы, подтверждающие их качество и безопасность в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В разделе «Рецептура» указывают норму расхода сырья и пищевых продуктов брутто и нетто на одну, десять или более порций (штук), или на один, десять и более кг, массу (выход) полуфабриката и выход продукции общественного литания (кулинарных полуфабрикатов, блюд, кулинарных, булочных и мучных кондитерских изделий)*

  1   2   3   4

Похожие:

Методические указания к выполнению практических и лабораторных работ по дисциплине: «Метрология, стандартизация» iconМетодические указания для студентов по выполнению лабораторных и...
Методические указания для студентов по выполнению лабораторных и практических работ

Методические указания к выполнению практических и лабораторных работ по дисциплине: «Метрология, стандартизация» iconМетодические указания по выполнению практических и лабораторных работ...
Учебно-методическое пособие предназначенодля студентов 3 курса, обучающихся по профессии 23. 01. 03 Автомеханик. Пособие содержит...

Методические указания к выполнению практических и лабораторных работ по дисциплине: «Метрология, стандартизация» iconМетодические указания по выполнению лабораторных работ по дисциплине...
Методические указания по выполнению лабораторных работ рассмотрены и утверждены на заседании кафедры «Безопасность труда и инженерная...

Методические указания к выполнению практических и лабораторных работ по дисциплине: «Метрология, стандартизация» iconМетодические указания по выполению практических работ и контрольныхзаданий...
Научиться разрабатывать руководство по качеству смк предприятия с использованием методов «7 инструментов качества»

Методические указания к выполнению практических и лабораторных работ по дисциплине: «Метрология, стандартизация» iconМетодические указания по выполнению практических работ по дисциплине...
Методические указания предназначены для проведения практических работ по дисциплине

Методические указания к выполнению практических и лабораторных работ по дисциплине: «Метрология, стандартизация» iconМетодические указания по выполнению практических и лабораторных работ...
Методические указания предназначены для обучающихся по специальностям технического профиля 21. 02. 08 Прикладная геодезия

Методические указания к выполнению практических и лабораторных работ по дисциплине: «Метрология, стандартизация» iconМетодические указания по выполнению лабораторных работ Издательство
Инженерная геодезия. Методические указания по выполнению лабораторных работ. Составители: Шешукова Л. В., Тютина Н. М., Клевцов Е....

Методические указания к выполнению практических и лабораторных работ по дисциплине: «Метрология, стандартизация» iconМетодические указания по проведению лабораторных работ по дисциплине «Информатика»
Методические указания по проведению лабораторных работ предназначены для студентов гоапоу «Липецкий металлургический колледж» технических...

Методические указания к выполнению практических и лабораторных работ по дисциплине: «Метрология, стандартизация» iconМетодические указания по проведению лабораторных работ по дисциплине «Информатика»
Методические указания по проведению лабораторных работ предназначены для студентов гоапоу «Липецкий металлургический колледж» технических...

Методические указания к выполнению практических и лабораторных работ по дисциплине: «Метрология, стандартизация» iconМетодические указания по выполнению практических работ по учебной дисциплине
Методические указания для выполнения практических работ разработаны на основе программы учебной дисциплины «Устранение и предупреждение...

Методические указания к выполнению практических и лабораторных работ по дисциплине: «Метрология, стандартизация» iconМетодические указания по выполнению лабораторных работ по дисциплине «Сметное дело»
...

Методические указания к выполнению практических и лабораторных работ по дисциплине: «Метрология, стандартизация» iconМетодические указания по выполнению практических работ по дисциплине...
Методические указания предназначены для студентов 1 и 2 курсов специальности 38. 02. 04 Коммерция по отраслям

Методические указания к выполнению практических и лабораторных работ по дисциплине: «Метрология, стандартизация» iconМетодические указания по выполнению лабораторно-практических заданий...
Методические указания предназначены для выполнения лабораторно-практических работ по проведению сервисных и восстановительных работ...

Методические указания к выполнению практических и лабораторных работ по дисциплине: «Метрология, стандартизация» iconМетодические указания по выполнению практических занятий оп. 10....
Методические указания по выполнению практических работ // Составитель Г. Ц. Ольшевская – Омск: бпоу оо опэк 2016. с. 62

Методические указания к выполнению практических и лабораторных работ по дисциплине: «Метрология, стандартизация» iconМетрология, стандартизация и сертификация
Учебно-методическое пособие по выполнению практических работ для студентов по специальности 13. 02. 11 «Техническая эксплуатация...

Методические указания к выполнению практических и лабораторных работ по дисциплине: «Метрология, стандартизация» iconМетодические рекомендации по выполнению лабораторных и практических...
Методические рекомендации по выполнению лабораторных и практических работ для студентов 2-го курса


Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск