Скачать 2.01 Mb.
|
Пояснительная записка Статус документа Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 5-9 классов составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом основного общего образования 2004г., на основе примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности, авторской программы А.Т.Смирнова «Основы безопасности жизнедеятельности» 1-11 классы; Москва «Просвещение» 2007г. и методических рекомендаций по реализации примерного учебного плана Новосибирской области (региональный компонент), Новосибирск 2008г. В настоящее время в деле подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности и выработки у граждан Российской Федерации привычек здорового образа жизни возрастает роль и ответственность системы образования. Только через образование можно обеспечить повышение уровня культуры всего населения страны в области безопасности жизнедеятельности и добиться снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства. Программа предназначена для обеспечения базового уровня подготовки учащихся в образовательных учреждениях основного образования с учетом перспектив развития содержания образования в области безопасности жизнедеятельности, определенных концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г. Наиболее полно и целенаправленно эти вопросы можно реализовать в специальной отдельной образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности». 21 июля 2005 г. в Российской Федерации был принят Федеральный закон № 100 – ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» и статья 14 Закона Российской Федерации «Об образовании». 30 августа 2005 г. Департаментом государственной политики в образовании Министерства образования и науки в органы управления образованием субъектов РФ было направлено рекомендательное письмо № 03-1572 «Об обеспечении безопасности в образовательных учреждениях». Структура документа Рабочая программа по ОБЖ включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание, учебно-тематический план, перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных работ по четвертям, требования к уровню подготовки выпускников, критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся, список литературы (основной и дополнительной), контрольно-измерительные материалы по ОБЖ. Цели: Изучение тематики данной программы направлено на достижение следующих целей:
Овладение умениями: предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и разрабатывать план своих действий в конкретной опасной ситуации с учетом реальной обстановки и своих возможностей. Общая характеристика учебного предмета Рабочая программа состоит из трех разделов и тринадцати тем. Раздел I «Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни» - 110 часов, включает в себя 8 основных тем («Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни», «Правила обеспечения безопасности дорожного движения», «Правила пожарной безопасности и поведения при пожаре», «Правила безопасного поведения на воде», «Правила безопасного поведения в быту», «Правила поведения на природе», «Нарушение экологического равновесия в местах проживания», «Правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях»). В раздел добавлена тема « Основы безопасности личности, общества и государства», за счет резервного времени примерной программы. Раздел II «Оказание первой медицинской помощи» - 22 часа, представлен одной темой «Оказание первой медицинской помощи». Раздел III «Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера» - 42 часов, включает в себя 3 основные темы: «Чрезвычайные ситуации природного характера, их последствия и правила безопасного поведения», «Чрезвычайные ситуации техногенного характера и правила безопасного поведения», «Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций». Логичным продолжением программы во внеурочное время являются подготовка и участие обучаемых во Всероссийском детско-юношеском движении «Школа безопасности», в работе кружка «Кабинет ПДД», турслете и соревнованиях.
Место предмета в учебном плане Учебным планом школы на изучение предмета ОБЖ в 5, 6, 7 классах отводится по 35 часов в год, в 9 – 34 часов, из расчета 1 часа в неделю. Количество учебных недель в 5,6,7 - 35, в 9 классе – 34, 8 классе - 36 часов в год, с расчетом 1 час в неделю. Количество учебных недель в 8 классе – 36. Методы обучения и формы организации учебной деятельности, технологии, виды контроля и формы его организации В преподавании предмета используются такие типы уроков: изучение нового материала, урок-практикум, урок систематизации знаний, комбинированный урок, урок закрепления. Вид урока, используемый в преподавании ОБЖ, отражает его характер организации и воспитания. Это такие виды уроков как урок-игра, «круглый стол», урок-панорама, урок-диспут, урок-путешествие, урок-анализ, урок-конференция. Это такие формы и приемы организации учебной деятельности, при которых у обучающихся в большей степени появляется возможность сформировать, развить умения и навыки, выразить воспитательную, образовательную и развивающую цель урока. Педагогические технологии, используемые при обучении ОБЖ — игровые, здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, развивающие, технологии исследовательного обучения, технология проблемного обучения, ИКТ-технологии. Применяются такие виды контроля, как проверочная, тестовая контрольная работы. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:
Методическая система достижения поставленных целей. Реализация обучения ОБЖ осуществляется через организацию личностно-ориентированного подхода. В старших классах учебная деятельность, в основном, строится следующим образом: введение в тему, изложение нового материала, отработка теоретического материала, практикум по решению ситуационных задач, итоговый контроль. Важным условием правильной организации учебно-воспитательного процесса, способной выполнить поставленные цели, является выбор рациональной системы методов и приёмов обучения, её оптимизация с учетом возраста учащихся, развития общеучебных умений. Учитывая разные возможности познавательной деятельности учащихся, учитель ОБЖ использует дифференцированный подход к ним, а так же сочетает индивидуальные, групповые и коллективные формы организации учебной работы. Данная рабочая программа адаптирована в МБОУ Новомихайловская СОШ. В 6 классе 1 обучающемуся по решению территориальной психолого-медико-педагогической комиссии рекомендовано обучение по адаптированной программе для детей с ОВЗ с 2014-15 учебного года в условиях полной включенности. Учащийся обучается интегрировано в общеобразовательном классе по общеобразовательной программе. В учебном процессе используются специальные методы и приёмы: дозированное время выполнения заданий, объяснение задания, проверка правильности его выполнения. Использование оригинальных включений в учебную деятельность (интрига занятия, проблемная ситуация). Постановка конкретных задач урока или задания. Индивидуальные задания и упражнения в соответствии с требованиями адаптированной программы. Выполнение большого по объему задания в виде последовательных частей. Контроль хода работы над каждой частью. Разработка индивидуально-ориентированной системы оценивания обучающегося («лесенка достижений», зачетная система, отсроченное оценивание и др.), метод упражнения (повторение, закрепление, упрочение и совершенствование усвоенных способов действий), метод поощрения и похвалы. В 7 классе 1 обучающемуся по решению территориальной психолого-медико-педагогической комиссии рекомендовано обучение по адаптированной программе для детей с ОВЗ с 2014-15 учебного года в условиях полной включенности. Учащийся обучается интегрировано в общеобразовательном классе по общеобразовательной программе. В учебном процессе используются специальные методы и приёмы: дозированное время выполнения заданий, объяснение задания, проверка правильности его выполнения. Использование оригинальных включений в учебную деятельность (интрига занятия, проблемная ситуация). Постановка конкретных задач урока или задания. Индивидуальные задания и упражнения в соответствии с требованиями адаптированной программы. Контроль хода работы над каждой частью. Разработка индивидуально-ориентированной системы оценивания обучающегося («лесенка достижений», зачетная система, отсроченное оценивание и др.), метод упражнения (повторение, закрепление, упрочение и совершенствование усвоенных способов действий), метод поощрения и похвалы. Результаты обучения Результаты обучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников». Требования направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать. Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится обучающимися на основах здорового образа жизни, об опасных и чрезвычайных ситуациях, об оказании первой медицинской помощи. Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: анализировать и оценивать, действовать, использовать, соблюдать и т.д. В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, нацеленные на обеспечение личной безопасности в повседневной жизни Ожидаемый результат обучения по данной рабочей программе в наиболее общем виде может быть сформулирован как способность выпускников правильно действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях социального природного и техногенного характера. Региональный компонент государственного стандарта основного общего образования учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» для общеобразовательных учреждений Новосибирской области «Культура безопасности жизнедеятельности» Региональный компонент (РК) содержания образования в области безопасности жизнедеятельности является составной частью государственных образовательных программ основного образования по основам безопасности жизнедеятельности. Основные функции регионального компонента содержания образования в области безопасности жизнедеятельности:
—развитие вариативности образовательных программ и услуг на территории Новосибирской области. Реализация регионального компонента содержания образования в области безопасности жизнедеятельности способствует достижению не только целей, стоящих перед курсом «Основы безопасности жизнедеятельности» в целом, но и специфических целей, вызванных особенностями региона. Необходимость выделения регионального компонента содержания образования в области безопасности жизнедеятельности диктуется следующими причинами:
Обязательный минимум содержания региональной образовательной программы «Культура безопасности»
Возможности регионального компонента по формированию компетенций в области безопасности жизнедеятельности:
Изучение культуры безопасности жизнедеятельности с учётом региональных особенностей на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
ПРИМЕЧАНИЕ:
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЖ (5 КЛАСС) – 35 часов. Раздел I. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни - 21 часов. 1. Правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях 1.1 Город (поселок) как источник опасности Роль городов в развитии человеческого общества. Особенности современных городов, их деление в зависимости от количества жителей. 1.2 Обеспечение жилища. Особенности природных условий в городе Система обеспечения жилища человека водой, теплом, электроэнергией, газом. Бытовые приборы, используемые человеком в повседневной жизни. Опасность, возникающая при нарушении правил обращения с электрическими и электронными приборами. Правила безопасного использования электрических и электронных приборов. Природные и антропогенные факторы, формирующие микроклимат города. Особенности природной среды в городе. 1.3 Взаимоотношения людей, проживающих в городе и безопасность Особенности социальной среды в городе с учетом его предназначения (город-столица, город-порт и др.)., зоны безопасности в городе. Правила безопасного поведения с незнакомым человеком на улице, в подъезде дома, лифте. 1.4 Основы безопасности жизнедеятельности человека Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях. Организация обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в городе. Основные службы города, предназначенные для защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций. 1.5 Правила безопасного поведения в городе. Умение предвидеть события и избегать опасные ситуации. Способы самозащиты. Правила профилактики и самозащиты от нападения насильников и хулиганов. Самооценка поведения, Психологические способы самозащиты. Правила безопасного поведения с незнакомым человеком на улице, в подъезде дома, лифте. Правила обеспечения сохранности личных вещей. Правила защиты от мошенников. Основные виды мошенничества, с которыми наиболее часто приходится сталкиваться в повседневной жизни. Меры предосторожности при обнаружении взрывного устройства. Поведение человека при захвате его террористами в качестве заложника. Меры безопасности при освобождении заложников сотрудниками спецслужб. Правила безопасного поведения в толпе. Психологическая картина толпы. Поведение толпы при возникновении паники. Рекомендации по правилам безопасного поведения в толпе. Правила безопасного поведения в городе. Умение предвидеть события и избегать опасные ситуации 2. Правила обеспечения безопасности дорожного движения (1 час) 2.1 Правила обеспечения безопасности дорожного движения Дорожное движение и его участники: пешеходы, пассажиры, водители. Дорога и ее составные части, предназначение. Регулирование дорожного движения: светофоры и регулировщики. Дорожная разметка. Дорожные знаки. Пешеход, обязанности пешехода. Правила безопасного поведения пешехода на дорогах. Пассажир, общие обязанности пассажира. Правила безопасного поведения пассажиров на транспорте. Транспортное средство и водитель. Краткая характеристика современных видов транспорта. Общие обязанности водителя. Велосипедист — водитель транспортного средства (велосипеда). Требования, предъявляемые к техническому состоянию велосипеда. Обязанности велосипедиста. Правила безопасного поведения велосипедиста на дороге. 3. Правила безопасного поведения в быту 3.1 Правила безопасного поведения в быту Опасность, возникающая при нарушении правил обращения с электрическими и электронными приборами. Правила безопасного использования электрических и электронных приборов. Компьютер и здоровье. Правила безопасного использования различных инструментов при выполнении хозяйственных работ дома. Опасные вещества и средства бытовой химии. Опасности, возникающие при нарушении правил пользования ими. Действие опасных веществ и препаратов бытовой химии на организм человека. Правила оказания помощи при отравлениях и ожогах. Профилактика травм при занятиях физической культурой и спортом. Пожар в жилище. Причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Правила безопасного поведения при пожаре в доме. 4. Правила безопасного поведения на воде 4.1. Правила безопасного поведения на воде. Опасные природные явления Погода и ее основные показатели. Опасные природные явления (гроза, гололед, снежный занос, метель). Правила безопасного поведения во время опасных природных явлений. Водоемы в черте города. Особенности состояния водоемов в различное время года. Меры безопасного поведения на водоемах в различное время года. Опасность водоемов зимой. Меры предосторожности при движении по льду. 5. Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни 5.1 – 5.2 Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни – Здоровый образ жизни как система повседневного поведения человека, обеспечивающая совершенствование его физических и духовных качеств. Основные составляющие здорового образа жизни. Режим дня. Режим труда и отдыха. Умственная и физическая работоспособность. Движение – естественная потребность человека. Физическая культура и закаливание. Значение двигательной активности и физической культуры для совершенствования физических и духовных качеств человека. Систематические занятия физической культурой. Основные понятия о рациональном питании. Роль питания в сохранении и укреплении здоровья. Необходимые организму вещества: углеводы, жиры, белки, витамины, минеральные вещества, вода. Гигиена питания. Потенциальные возможности человека, значение образа жизни и привычек для совершенствования духовных и физических качеств. Вредные привычки (курение, употребление алкоголя) и их негативное влияние на здоровье. Табачный дым и его составляющие. Табакокурение и его последствия на организм курящего и окружающих людей. Возможные последствия постоянного курения для здоровья человека. Как уберечь себя от курения. Алкоголь и его влияние на организм человека. Влияние алкоголя на здоровье подростка. Возможные последствия употребления алкоголя. Алкоголь и преступность. Отношение человека, ведущего здоровый образ жизни, к употреблению спиртных напитков. Собеседования на тему «Основы здорового образа жизни и профилактика вредных привычек». Обсуждаемые вопросы:
Раздел II. Оказание первой медицинской помощи – 8 часа 6.Оказание первой медицинской помощи 6.1 Первая медицинская помощь при различных видах повреждений. Медицинская аптечка (практическое занятие) – Первая медицинская помощь, общее положение по оказанию первой медицинской помощи. Ситуации, при которых следует немедленно вызывать «скорую помощь», правила ее вызова. Медицинская (домашняя) аптечка. Перевязочные и лекарственные средства. 6.2 Оказание первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах, носовом кровотечении (практическое занятие) – Последовательная отработка навыков в оказании первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах, носовом кровотечении. 6.3 Первая медицинская помощь при отравлениях (практическое занятие) – Отравления, пути попадания токсических веществ в организм человека. Общие правила оказания первой медицинской помощи при отравлениях. Первая медицинская помощь при отравлении пищевыми продуктами, медикаментами, препаратами бытовой химии, кислотами, щелочами, никотином, угарным газом. 6.4 Первая медицинская помощь при утоплении Раздел III. Чрезвычайные ситуации (ЧС) природного и техногенного характера– 6 часа
7.1 Общая характеристика ЧС. Чрезвычайные ситуации, наиболее характерные для города (поселка) Новосибирской области. Организация защиты населения от ЧС Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Сигнал «Внимание всем!». Речевая информация, передаваемая по радио, приемнику, телевизору о чрезвычайных ситуациях. Эвакуация. Обязанности и правила поведения людей при эвакуации. 7.2 Чрезвычайные ситуации природного характера, их последствия и правила безопасного поведения Чрезвычайные ситуации природного характера: землетрясения, наводнения, ураганы, бури, смерчи, сели, оползни, обвалы. Краткая характеристика чрезвычайных ситуаций природного характера, их последствия. Обеспечение личной безопасности в условиях чрезвычайной ситуации природного характера. 7.3 Чрезвычайные ситуации техногенного характера, и правила безопасного поведения. ЧС, вероятные в районе образовательного учреждения Чрезвычайные ситуации техногенного характера: аварии на пожаро- и взрывоопасных объектах, аварии на химических объектах. Обеспечение личной безопасности в чрезвычайных ситуациях техногенного характера. 8. Итоговая контрольная работа (1 час). |
Пояснительная записка. Статус документа Рабочая программа учебного предмета «Технология». Технический труд для 7-8 классов мбоу «сш №8» а. Псейтук разработана на основе |
Пояснительная записка. Статус документа Мо и н РФ №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»... |
||
Пояснительная записка. Статус документа Настоящая программа по русскому... Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-фз |
Пояснительная записка. Статус документа Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами... |
||
Пояснительная записка статус документа Данная рабочая программа составлена на основании Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования программы «Трудовое обучение». Авторы : Н. И. Роговцева,... |
Пояснительная записка Статус документа В. Д. Симоненко 2011 г. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания... |
||
Пояснительная записка Статус документа Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в том числе к планируемым результатам освоения... |
Пояснительная записка Статус документа рабочая программа по Технологии... Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897 |
||
Пояснительная записка Статус документа Настоящая программа по английскому... Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т е способности и готовности осуществлять... |
Пояснительная записка. Статус документа рабочая программа составлена... Рабочая программа предназначена для учащихся 5 класса мкоу «Советская средняя общеобразовательная школа №2 имени Героя Совестского... |
||
Пояснительная записка статус программы Данная программа создана на... Примерной программы «Английский, немецкий, французский, испанский языки 2-11 классы общеобразовательных учреждений» (ияш №5, 2005... |
Пояснительная записка 3 Направленность 3 Новизна 3 Актуальность 4 Рабочая программа модуля «Волшебное тесто» дети 4-5 лет 26 пояснительная записка 26 |
||
Пояснительная записка к курсовой работе по дисциплине «Информационные системы и технологии» Пояснительная записка содержит 25 страниц, 3 изображения, 3 источника, 2 приложения |
Пояснительная записка к курсовому проекту по дисциплине «Инфокоммуникационные сети и системы» Пояснительная записка содержит 43 страницы, 12 рисунков, 7 таблиц, 5 источников, 1 приложение |
||
Инструкция по заполнению Пояснительной записки Общие требования Пояснительная записка (далее – пз) к Заявке подготавливается в виде электронного документа в текстовом формате (form 1 pz doc) с... |
Пояснительная записка Статус документа рабочая программа по русскому... Рабочая программа по русскому языку для 5 9 классов (2011 2015 уч г.) составлена на основе следующих документов, определяющих содержание... |
Поиск |