Скачать 324.68 Kb.
|
ГБОУ Гимназия №1505 ДИПЛОМНАЯ РАБОТА НА ТЕМУ: «ВИДЕОНАБЛЮДЕНИЕ, ПОЖАРНАЯ И ОХРАННАЯ СИГНАЛИЗАЦИИ, КОНТРОЛЬ И УПРАВЛЕНИЕ ДОСТУПОМ В СИСТЕМЕ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ». Автор: Клишевский Артем, 10 «В» класс Научный руководитель: Коняхин Александр Валерьевич ОглавлениеОглавление 2 Введение 3 Глава 1. Правовые основы и главные составляющие комплексной системы безопасности в образовательном учреждении.................................................4 Глава 2. Система видеонаблюдения...................................................................7 Глава 3. Система контроля и управления доступа (СКУД) в школу……...14 Глава 4. Школьная охранная сигнализация.....................................................17 Глава 5. Пожарная безопасность.....................................................................21 Глава 6. Поэтажная схема размещения систем охранной и пожарной сигнализации, видеонаблюдения, контроля и управления доступом……24 Заключение……………………………………………………………….….…31 Список литературы………………………………………….……………….32 ВВЕДЕНИЕ Опыт показывает, что в ходе любой полезной человеческой деятельности (трудовой, учебно-трудовой, научной, отдых, развлечения и др.) можно столкнуться с различными источниками опасности. Определенные виды опасности могут подстерегать учащихся и учителей в ходе привычного учебного процесса в любом образовательном учреждении. Это терроризм, захват детей в заложники, закладка взрывных устройств, употребление и распространение школьниками наркотических средств и алкоголя, чрезвычайные происшествия техногенного характера, хулиганство, воровство и грабеж, недостойное поведение отдельных участников учебного процесса, несчастные случаи и многое другое. Все это диктует необходимость создания в учебном заведении эффективной системы комплексной безопасности. Эта система должна включать в себя как технические средства охраны, так и общешкольный комплекс мероприятий, позволяющий донести до каждого субъекта учебного процесса основы безопасности школьной жизни. Таким образом, систему комплексной безопасности в школе можно создать только при умелом использовании как организационных, так и технических мероприятий. В своей дипломной работе я постараюсь определить основные составляющие комплексной системы безопасности в учебном заведении, рассмотрю правовые основы ее создания и эксплуатации, подробнее остановлюсь на технической составляющей этой системы. На примере здания ГБОУ Гимназии №1505 по адресу 2-ая Пугачевская, 6А (как одной из типовых) разработаю поэтажный план размещения технических средств охраны и безопасности. ГЛАВА 1 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И ГЛАВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ. Правовую основу создания системы комплексной безопасности в школе составляет:
Так, например, закон РФ «О безопасности от 5.03.92» устанавливает правовые основы безопасности личности, общества и государства, определяет четкую систему мер безопасности и её функции, порядок её организации и финансирования. В «гражданском кодексе РФ» определен порядок возмещения вреда пострадавшему. Основные требования к обеспечению безопасности трудовой деятельности человека сформулированы в «Трудовом кодексе РФ». Требования к должностным лицам (в том числе к администрации учебных заведений) по соблюдению законодательства в части обеспечения безопасности, определены в «Кодексе РФ об административных правонарушениях (КоАП)». Уголовный кодекс РФ определяет уголовную ответственность за нарушение требований безопасности. Важное значение в формировании системы безопасности школы имеют законы РФ: «О пожарной безопасности», «О техническом регулировании», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Наконец, законы РФ «Об образовании» и программа министерства образования «Безопасность образовательного учреждения» формулируют обязанности и ответственность образовательных учреждений и должностных лиц по соблюдению требований в части охраны жизни и здоровья учеников и учителей в ходе учебного процесса. Главным объектом системы комплексной безопасности является – личность. (Иными словами – жизнь, права, свободы, здоровье, материальные и духовные ценности любого субъекта образовательного процесса). Никакие, даже самые современные технические системы безопасности не смогут защитить учащихся от беды, если сами учащиеся не будут иметь элементарные навыки по действиям в опасных ситуациях. Поэтому важной составляющей системой безопасности школы является формирование у учеников и педагогов общей культуры безопасности. Это предполагает:
Комплексная безопасность является целью, процессом и результатом осуществления целого ряда мероприятий. Это прежде всего:
Непосредственно в учебном заведении организаций комплексной безопасности учебного процесса занимается администрация школы во главе с директором. С этой целью в учебном заведении должны быть разработаны:
При моем ознакомлении с правовой базой по вопросам школьной безопасности я подсчитал, что в школе должно быть разработано или получено от различных ведомств и организаций – 172 документа. Это: федеральные и городские законы, указы, нормативные акты, различные планы, инструкции, приказы, журналы учета, памятки, положения, паспорта, копии договоров, акты проверок, схемы и графики, отчеты и другие документы. Почти половина из них должна ежегодно составляться заново или дорабатываться. Мне кажется, такая заорганизованность только вредит работе по обеспечению комплексной безопасности и настоятельно требует оптимизации как документальной, так и практической работы. Тем не менее, знания и выполнений всех требований по обеспечению комплексной безопасности в учебном заведении позволит создать там комфортную, а главное безопасную среду для обучения и воспитания школьников. ГЛАВА 2 СИСТЕМА ВИДЕОНАБЛЮДЕНИЯ. Одной из главных составляющих школьной системы безопасности является система видеонаблюдения. Какие же задачи решаются с ее помощью? Это прежде всего:
Современная система видеонаблюдения может помочь в разрешении конфликтных ситуаций между учениками и учителями, проконтролировать ход учебного процесса, своевременно обнаруживать возникновение чрезвычайных ситуаций, дистанционно контролировать все входы и выходы и помочь в разрешении других важных вопросов. Таким образом, установка системы видеонаблюдения в школе обусловлена прежде всего вопросами школьной безопасности во всех ее компонентах. Правовые основы установки систем видеонаблюдения в школе. Прежде чем установить систему видеонаблюдения в школе, надо уяснить ряд правовых норм, без соблюдения которых ее установка будет считаться незаконной. В Российском законодательстве, к сожалению, отсутствует отдельно взятый закон или другой нормативный акт, который мог бы регулировать все вопросы, связанные с установкой и эксплуатацией систем видеонаблюдения. Отдельными фрагментами эти вопросы можно найти в:
Я попытаюсь суммировать выводы, относящиеся к вопросам установки систем видеонаблюдения в школе. Вывод №1. Поскольку система видеонаблюдения является одним из элементов общей безопасности образовательного учреждения, ее установка в школе, как месте общественно пользования - законна. Решение на установку С.В. принимает директор. Вывод №2. С.В. предполагает запись на электронные носители изображения с видеокамер и последующий их просмотр по необходимости. Это можно расценить, как «вмешательство в личную жизнь граждан». Российское законодательство запрещает собирать, использовать и распространять информацию о личной жизни. Но в нашем случае школа является общественным местом, где каждый учитель, ученик, тех-работник исполняет свои обязанности. Поэтому, вмешательство в частною жизнь, в этих случаях, может произойти лишь при распространении видеозаписей в чьих-то корыстных или коммерческих целях, т.е. не по назначению. Безусловно, нарушает закон видеосъемка в туалетах, раздевалках, медкабинете, кабинете психолога. Поэтому, в этих местах видеонаблюдение — запрещено. Вывод №3. Видеонаблюдение, хранение видеоматериалов и их последующий анализ с целью выявления нарушителей, разбор спорных ситуаций в школе будут незаконными, если не будет письменного согласия всех субъектов школьного процесса (учеников, учителей, тех-работников, родителей учеников) Вывод №4. Директор школы должен утвердить «Положение о порядке использования школьной системы видеонаблюдения», в котором должны быть отражены следующие вопросы:
Итак, проанализировав все правовые особенности функционирования системы видеонаблюдения в школе, определяем порядок ее установки:
Особенности:
Таким образом, при установлении системы видеонаблюдения в школе, требуется соблюдение ряда правовых норм. Все они прописаны в документах, перечисленных мною в начале вопроса. Техническое обеспечение систем видеонаблюдения. Из каких компонентов состоит школьная система видеонаблюдения:
Сетевой видеорегистратор (В.Р) Сетевой видеорегистратор предназначен для записи, хранения и воспроизведения видеоинформации с камер видеонаблюдения. В.Р. - это главная составляющая любой системы видеонаблюдения. Как правило В.Р. ведут круглосуточную запись (запись может быть, как видео, так и аудио) При подборе В.Р. следует учитывать следующие параметры:
Камеры видеонаблюдения (К.В.) К.В. - бывают различных назначений и модификации: черно-белые или цветные, высокого или стандартного видеоразрешения, для улиц или помещений, с системой ночного видения или без нее. Рассмотрим подробнее: а) Цветная или черно-белая? Лучший разрешающей способностью и чувствительностью обладают черно-белые камеры. Картинка получается более четкой и разборчивой (идеально подходит для школ). Цветные К.В. применяются там, где необходимо четко видеть цвет отслеживаемого объекта. б) Место установки К.В. Предназначенные для установки на школьном дворе, как правило, подогреваются специальной системой, корпус у них- водонепроницаемый. К.В. для помещений этими свойствами не обладают. в) Чувствительность К.В Чувствительность К.В. - это такой параметр, при котором при минимальной освещенности камера способна видеть и снимать объект. Уровень освещенности измеряется в люксах (ЛК). Например, если чувствительность нашей камеры - 0,03лк, то при освещенности 0,03лк. и более камера видит объект, если меньше 0,03лк - камера бесполезна. г) Разрешение камеры Разрешение К.В. считается в ТВЛ (телевизионные линии) - как горизонтальных, так и вертикальных. Все К.В. без исключения выдают - 625 горизонтальных линий - это стандарт телесигнала. Количество вертикальных линий - основной параметр разрешающей способности камеры. Чем больше количество ТВЛ по вертикали - тем выше разрешающая способность К.В. Стандарты К.В., как правило, находятся в диапазоне - от 380 до 420 ТВЛ. Цветные камеры имеют меньшее количество ТВЛ, поэтому менее четкие. д) Угол обзора К.В. Выбирая камеру по углу обзора надо иметь в виду, что чем больше угол обзора, тем обзор шире, но меньше деталей можно разобрать на объекте наблюдения. Чем меньше угол обзора - тем обзор уже, но с отличной детализацией. е) Проводная или беспроводная К.В. Преимущества беспроводных К.В. - облегченный монтаж (не надо штробить стены для кабельной трассы). Их установка доступна даже неспециалисту. Все это экономия материальных средств. Хотя беспроводные камеры дороже. Выбирать надо исходя из суммы затрат на монтаж. Источники питания для камер (Б.П.) Камеры (К.В.) работают от специальных блоков питания (12V). Один блок питания может обслуживать от 1-4 К.В., но не более. Отлично зарекомендовали себя российские приборы. БП китайского производства, как правило, приводят к преждевременному выходу из строя К.В. Как подобрать БП? В каждой К.В. имеется характеристика «питания». К примеру, на камере имеется маркировка «g-15DC/0,1A/», т.е. К.В. питается от напряжения g-15, с силой тока - 0,1А. При подключении трех камер, блок питания должен иметь маркировку «g-15 VDC/0,3A» (сила тока должна суммироваться). Кабельная система подключения. Если выбраны К.В. с проводным подключением надо иметь в виду, что к каждой камере требуется подведение двух кабелей — коаксиального (для передачи сигнала от камеры к видеорегистратору) и кабеля питания камеры от блока питания. От их качества будет зависеть наибольшее расстояние, на которое от видеорегистратора можно установить камеру. Например, коаксиальный кабель 75ОМ позволяет установку камеры на расстоянии 300 м и более от видеорегистратора. Сегодня на рынке электротоваров можно найти кабели, включающие в себя и коаксиал и провода питания. В некоторых случаях это бывает удобно - к одной камере подходит один провод. В современных комплектах видеонаблюдения все это предусмотрено и монтаж системы особого труда не представляет. Рис.1.Типовая схема подключения системы видеонаблюдения. Таким образом, подбор технического оборудования для монтажа школьной видеосистемы наблюдения требует внимательного подхода, соблюдения технических параметров и реальной оценки бюджетных возможностей школы. Основные принципы размещения систем видеонаблюдения в школах. Прежде всего, для размещения С.В., надо определиться с наиболее важными участками школьного двора и помещения школы, где видеонаблюдение необходимо прежде всего. По моему представлению это:
Задачи внешнего наблюдения:
Задачи внутреннего наблюдения по сути, аналогичны задачам внешнего наблюдения, лишь с некоторыми особенностями. Так среди обязательных мест размещения видеокамер должны быть:
Это - места наибольшего скопления учеников (особенно на переменах), а значит это места потенциально опасные для развития всяких непредвиденных ситуаций (например - пожара). Эти зоны самые сложные и ответственные. Гардеробная зона - место возможного воровства личных вещей школьников. Видеоконтроль за столовой или буфетом позволяет контролировать обедающую смену, местонахождение учителей, а зачастую и качество приготовления пищи. Поэтому, видеоконтроль этих мест — обязателен. Что касается видеонаблюдения в классах, то здесь надо иметь в виду, что установка камер во всех, без исключения, классах дело чрезвычайно затратное, да и ненужное. Я думаю, обязательное видеонаблюдение должно быть:
Что касается служебных помещений то, по моему мнению, установка камер видеонаблюдения необходима в кабинетах директора, где как правило, сосредоточена вся важная служебная документация, в местах хранения ценного школьного имущества и в столовой. Камеры, установленные в служебных помещениях, дополнят систему сигнализации (если такая имеется), а установка камер с инфракрасной подсветкой позволит обеспечить видеофиксацию возможных правонарушений в темное время суток. Таким образом, анализ школьных объектов, где необходимо размещение камер видеонаблюдения, говорит от том, что их число надо рассчитывать исходя из каждого конкретного случая. Школы - разные. Занимаемая ими площадь — разная. Этажность — разная. |
Начальник отдела закупок «Расширение действующих технических систем безопасности (охранно-пожарная сигнализация, видеонаблюдение, контроль и управление доступом,... |
Законодательное регулирование Комплексной Системы Безопасности (охраной и пожарной сигнализации, системы автоматического пожаротушения, телевизионной системы охранного... |
||
Система обеспечения комплексной безопасности образовательного учреждения ... |
Об открытом аукционе в электронной форме Комплексной Системы Безопасности (охраной и пожарной сигнализации, системы автоматического пожаротушения, телевизионной системы охранного... |
||
1. предмет контракта «Техническое обслуживание и ремонт систем охранно-пожарной сигнализации (охранная сигнализация, пожарная сигнализация, система голосового... |
Прогнозирование, планирование, организация, координация, стимулирование, контроль, учет, анализ «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 №273-фз, Отраслевым стандартом ост-01-2001 «Управление охраной труда и обеспечением... |
||
Обслуживание систем безопасности Примерный регламент на проведение работ по техническому обслуживанию систем безопасности (видеонаблюдения, контроля и управления... |
Образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного... Документы, регламентирующие обеспечение комплексной безопасности образовательного процесса |
||
Образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного... Документы, регламентирующие обеспечение комплексной безопасности образовательного процесса |
Образовательная программа основного общего образования муниципального... Документы, регламентирующие обеспечение комплексной безопасности образовательного процесса |
||
Коммерческое предложение по оборудованию тоннеля «сахалинская железная... ... |
Руководство пользователя модуля образовательного учреждения Информационная система комплексной оценки безопасности и готовности к новому учебному году инфраструктуры системы образования |
||
Учебно методическая лаборатория «обж» справочни к заместителя руководителя... Комплексная безопасность образовательного учреждения. Справочник заместителя руководителя образовательного учреждения по безопасности.... |
Документация по открытому запросу котировок в электронной форме (СЗбф... СЗбф 197-17) по выбору организации на право заключения договора на выполнение работ по техническому обслуживанию комплексной системы... |
||
Об управлении комплексной безопасности Укб является самостоятельным структурным подразделением Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего... |
Инструкция руководителю образовательного учреждения по обеспечению... ... |
Поиск |