Министерство труда, занятости и трудовых ресурсов
Новосибирской области
Учебно-методический центр профессионального образования, структурное подразделение ГБОУ СПО НСО «Новосибирский профессионально-педагогический колледж (УМЦ ПО)
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Новосибирской области
«Новосибирский колледж транспортных технологий имени Н.А. Лунина»
ВЕЛИКАЯ ЗАБЫТАЯ ВОЙНА
(к 100-летию начала Первой мировой войны)
/Материалы научно-практической конференции с международным участием/
24 апреля 2014 г.
Новосибирск
2014
Великая забытая война / Материалы научно-практической конференции с международным участием / редакционная коллегия: Т.В. Маштанова, Г.М. Онучина, С.Г. Дробот, В.И. Думлер
Дорогие друзья!
Международная научно-практическая конференция «Великая забытая война», материалы которой составили данный сборник, была проведена 24 апреля 2014 года на базе Новосибирского колледжа транспортных технологий имени Н.А. Лунина для активизации работы по гражданско –патриотическому воспитанию обучающихся профессиональных образовательных учреждений, воспитания активной жизненной позиции и приобщения молодого поколения к истории и событиям Первой мировой войны.
Организаторами конференции стали:
-Министерство труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области;
-Учебно-методический центр профессионального образования, структурное подразделение ГБО учреждения СПО НСО «Новосибирский профессионально-педагогический колледж (УМЦ ПО);
-ГБПОУ НСО «Новосибирский колледж транспортных технологий имени Н.А. Лунина».
1 августа 2014 году исполняется 100 лет со дня начала Первой мировой войны, оказавшей глобальное влияние на ход мировой истории.
В школьных учебниках, не только в советской, но и в современной школе о Первой мировой войне можно прочесть, в лучшем случае, такую характеристику: «империалистическая», «германская», а то и «антинародная» война.
Очевидцы событий, участники той войны называли ее «Великая война» или «Вторая Отечественная» война, и это верно, ведь на карту была поставлена судьба России. Исследователи-историки сообщают, что русская армия времен Первой мировой войны была подлинно народной. В русской армии 1914 года проливали кровь за Отечество и крестьяне, и князья; и русские и другие народы России. Более того, рядовой - полный Георгиевский кавалер - становился офицером без различия сословия, и ему отдавали честь генералы из титулованных фамилий.
Российская армия несла бремя боев не только за свою землю, но и выполняла долг союзника. Русские войска спасали Францию в течение, практически, всей войны, отражая атаки германской армии. Главнокомандующий армиями Антанты маршал Фердинанд Фош написал: «Тем, что Франция не была стерта с карты Европы, мы обязаны, прежде всего, России».
Тот факт, что в современной России стали говорить о Первой мировой, как о «забытой» войне, свидетельствует о стремлении вернуть ее в культурную память общества.
12 декабря 2012 года Президент Российской Федерации В.В. Путин в ежегодном послании Федеральному Собранию отметил: «Разве справедливо, что у нас до сих пор нет ни одного общенационального достойного памятника героям Первой мировой войны? Наши предки называли ее Великой войной, но она была незаслуженно забыта…»
18 декабря Государственная Дума приняла поправки в федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России», утвердив 1 августа Днем памяти воинов, павших в Первой мировой войне. 31 августа эти нововведения были утверждены президентом. Установление новой памятной даты – дань памяти героизму и мужеству наших соотечественников, положивших свои жизни за Родину и любовь к России.
Конференция «Великая забытая война» посвящена рассмотрению различных аспектов истории Первой мировой войны 1914-1918гг.: социально-политическим, экономическим, культурным, а также вопросу сохранения исторической памяти о тех трагических событиях в 21 веке.
В конференции приняли участие обучающиеся профессиональных образовательных учреждений г. Новосибирска и Новосибирской области. В заочном туре конференции участвовали обучающиеся образовательных учреждений Республики Беларусь, Республики Казахстан.
В своих выступлениях докладчики затронули самые разные вопросы истории мировой войны: причины и последствия мирового конфликта, крупномасштабные войсковые операции, исторические портреты в контексте войны. Рассматривались и региональные аспекты Великой войны: участие сибиряков, жителей Казахстана, Белоруссии в Первой мировой войне.
Другими словами, участники конференции подвергли всестороннему анализу тему Первой мировой войны, значительно расширив имеющиеся представления новыми и актуальными сюжетами.
Будем надеяться, что материалы этого сборника внесут свою скромную лепту в общее дело, направленное на то, чтобы эпитет «забытая» больше никогда не употреблялся по отношению к Первой мировой войне.
Желаю удачи!
Мария Владимировна Кирсанова
Директор ГБПОУ НСО «Новосибирский
колледж транспортных технологий имени Н.А. Лунина»
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА В БЕЛАРУСИ. МЕСТА ПАМЯТИ
М. Стрелковская
УО «Минский государственный профессионально-технический колледж железнодорожного транспорта имени Е.П. Юшкевича»
Научный руководитель:
преподаватель высшей категории Т.А. Крень
История человечества насчитывает не одно тысячелетие. Это время безусловной эволюции: достижений, изобретений, открытий. Это время торжества разума и доказательства силы. Время создания новых государств и передела мира. К сожалению, это время и многочисленных войн, среди которых и Первая мировая.
Случайно и намеренно забытые события и люди той войны в канун ее 100-летней годовщины могут обрести реальное воспоминание потомков и обращение к памяти прошлых и следующих поколений.
Наша работа посвящена событиям Первой мировой войны на территории Беларуси и местам памяти об этом событии в нашей стране. Намерение внести свой небольшой вклад в большое дело нами было реализовано через изучение литературы и практическое воплощение замысла после проведения социологического исследования.
Программа социологического исследования «Первая мировая война. Места памяти на территории Беларуси» выполняет три основные функции:
Теоретико-методологическая функция определяет следующие проблемы:
невысокий уровень информированности учащихся Минского ГПТК железнодорожного транспорта об истории Первой мировой войны;
отсутствие знаний о памятных местах, связанных с событиями Первой мировой войны.
Методологическая функция заключается в определении способов сбора эмпирических данных, описания и интерпретации результатов. В данном случае – использование опроса как метода сбора первичной социологической информации. Проведение группового анкетирования среди учащихся 1 и 2 курсов Минского ГПТК железнодорожного транспорта (140 человек).
Организационная функция состоит в планировании деятельности исследовательского коллектива с определением видов предполагаемых результатов по каждому из намеченных этапов.
Подготовительный этап:
выбор темы исследования;
формулировка проблемы;
постановка цели, определение задач;
актуализация проблемы в соответствии с условиями Минского государственного профессионально-технического колледжа железнодорожного транспорта;
определение объекта исследования.
Процессуальный этап:
изучение литературных и Интернет-источников по избранной проблеме;
знакомство с исследовательскими работами других авторов по данной проблематике;
определение структуры и содержания анкеты;
формулировка вопросов.
Аналитический этап:
обработка информации, собранной в ходе группового анкетирования;
выведение статистических результатов анкетирования;
графическое отображение результатов анкетирования.
Заключительный этап:
констатация результатов исследования на различных этапах деятельности;
обобщение информации;
составление письменного отчета о проведении исследования.
Проблема
Невысокий уровень информированности учащихся об истории Первой мировой войны;
Отсутствие знаний о памятных местах, связанных с событиями Первой мировой войны
Объект исследования
Социальная группа в возрасте 16 – 17 лет (140 человек);
Места памяти Первой мировой войны
Субъект исследования
- учащаяся группы 26 (2 курс) Минского ГПТК железнодорожного транспорта Стрелковская Мария;
- преподаватель обществоведения Т.А. Крень
Цель исследования
- установить уровень информированности учащихся об истории Первой мировой войны;
- создать информационный буклет и карту по итогам исследования
Средства исследования
-литературные и Интернет- источники;
-материалы практических исследований;
- методическая комиссия предметов социально-гуманитарного цикла Минского ГПТК ж.д. транспорта
Процесс исследования
- изучение литературы по обозначенной проблеме;
- сбор прикладной информации (проведение анкетирования);
- анализ полученной информации
- обобщение информации
Результат исследования
- создание информационного буклета о местах памяти Первой мировой войны;
- оформление карты «Первая мировая война в Беларуси. Места памяти»;
- рекомендации о включении памятных мест в маршруты экскурсий и велопоходов
Схема 1. Структура социологического исследования
Первая мировая война в Беларуси: история, факты, последствия
Все ищут и не находят причину, по которой началась война.
Их поиски тщетны. Причину эту они не найдут.
Война началась не по какой-то причине, война началась
по всем причинам сразу.
Томас Вудро Вильсон(государственный деятель США, 1856 – 1924 гг.
Войны - величайшие трагедии в истории человечества. Первая мировая война по масштабам жертв оставила далеко позади все предыдущие войны. Она началась в Европе, но распространилась на многие части света. В этой войне участвовало 38 стран - больше, чем когда-либо раньше. Бои шли на Ближнем Востоке и в Африке, но основные действия развернулись в Европе. Под ружьё было поставлено 67 млн человек, по количеству людей, погибавших ежедневно в результате боевых действий, эта войнав 39 раз превосходила все наполеоновские войны. Расходы на войну почти в 12 раз превышали расходы на все войны,которые велись с 1793 по 1905 годы.
К войне привело соперничество нескольких европейских держав и в итоге участники конфликта разделились на два лагеря: Антанту - Великобритания, Франция, Россия, Италия, США и Тройственный союз: Германия, Австро-Венгрия, Турция.
Беларусь являлась одним из главных театров боевых действий в Европе.
На территории нашей страны проходил российско-германский фронт, где с обеих сторон было сосредоточено не менее 2,5 млн человек. 13 июля 1914 г. Совет Министров Российской империи утвердил постановление «О введении в действие положения о подготовительном к войне периоде». В соответствии с этим документом началось проведение мобилизационных мероприятий, призыв новобранцев и военнообязанных запаса в действующую армию на территории Гродненской, Минской, Витебской и Могилевской губерний.
В конце 1914 г. в г. Барановичи разместилась Ставка Верховного Главнокомандующего Вооруженными силами России.В 1915 г. основные силы австро-германских войск вели боевые действия на восточноевропейском театре. Война приближалась к белорусским землям. Например, уже в феврале 1915 г. немецкие аэропланы и дирижабли долетали до г. Гродно и его окрестностей и сбрасывали бомбы. Тогда же немецкая артиллерия вела обстрел окрестностей города из-за реки Неман. 4(17) августа 1915 г. Северо-Западный фронт был разделен на Западный фронт и Северный фронт.
В августе 1915 г. русские войска провели оборонительную Виленскую операцию. В ходе упорных боев, удержав район Вильны, русские войска во встречных боях нанесли противнику большой урон. Германское командование, усилив свою 10-ю армию резервами, начало 27 августа (9 сентября) наступление к северу от Вильны на г. Свенцяны, в образовавшийся разрыв между 5-й и 10-й армиями. Эти действия получили название Свенцянского прорыва.
13(26) августа Русская Императорская армия оставила г. Брест-Литовск, 22 августа (3 сентября) – г. Гродно. В этот же день Ставка Верховного главнокомандующего была переведена из Барановичей в Могилев. 2(15) сентября оставлен г. Пинск
В октябре 1915 г. фронт стабилизировался на линии Двинск–озеро Нарочь–Сморгонь–Барановичи–Пинск. Стороны перешли к позиционной, окопной войне. В 1916 г. в ходе Нарочанской операции 5(18)–15(28) марта войска левого фланга Северного и правого фланга Западного фронтов предприняли попытку наступления в районе Двинск – озеро Нарочь. В итоге удалось достичь лишь незначительного тактического успеха, при этом потери составили 78 тыс. человек. Тем не менее, операция связала значительные силы немцев, которые они собирались использовать на Западе против французских войск.
С целью поддержки русского наступления против австро-венгерских войск на Юго-Западном фронте (Брусиловского прорыва) войска Западного фронта 19 июня – 16 июля (2–29 июля)1916 г. осуществили Барановичскую операцию. Первоначально планировалось наступать в районе Молодечно, однако удар был нанесен в районе Городище–Барановичи. В ходе операции потери составили около 80 тыс. человек, что значительно превышало потери австро-германских войск.
26 октября (8 ноября), сразу после Октябрьской революции 1917г., советское правительство России приняло Декрет о мире, где воюющим сторонам предлагалось начать переговоры о мире без аннексий и контрибуций. 7(20) ноября Совет народных комиссаров России отдал приказ о приостановке боевых действий с целью открытия мирных переговоров. 14(27) ноября согласие на официальное проведение переговоров дала Германия, 18 ноября (1 декабря) – Австро-Венгрия. 20 ноября (3 декабря) 1917 г. переговоры начались в Брест-Литовске, где размещалось командование германских войск на Восточном фронте.
21 ноября (4 декабря) 1917 г. в местечке Солы Ошмянского уезда Виленской губернии (ныне Сморгонского района Гродненской области) в штабе немецкого Восточного фронта был заключен временный договор о перемирии на Западном фронте между германскими войсками и 2-й, 3-й и 10-й русскими армиями сроком на 2 месяца. Договор вступил в силу 23 ноября (6 декабря) 1917 г. на всем Западном фронте от местечка Видзы до реки Припять включительно. Этот договор утратил силу в связи с заключением соглашения о перемирии между Россией и странами германского блока, подписанном на переговорах в Брест-Литовске 2(15) декабря 1917 г.
9(22) декабря 1917 г. в Брест-Литовске начались переговоры о заключении мира между Советской Россией с одной стороны и Германией, Австро-Венгрией, Болгарией и Турцией с другой стороны.Однако это не увенчалось успехом.
18 февраля 1918 г. австро-германские войска начали наступление по всему фронту. Утром 19 февраля глава советского правительства В. Ленин направил радиограмму германскому правительству о согласии подписать мирный договор. Однако германские войска продолжали наступление, заняв значительную часть территории Беларуси, включая Минск. 23 февраля германское правительство потребовало очистить от русских войск территорию Латвии, Эстонии, Украины, Финляндии, демобилизовать русскую армию. В тот же день было принято решение согласиться с германскими условиями мира.
1 марта советской делегацией был получен окончательный текст мирного договора. В Европейской части от России отделялись Латвия, Литва, Эстония, значительная часть Беларуси. Украина и Финляндия признавались независимыми государствами. Всего от России отделялась территория около 1 млн квадратных километров с населением более 50 млн человек.
3 марта 1918 г. мирный договор, именуемый Брестским миром, был подписан. Ратифицирован Чрезвычайным Всероссийским съездом Советов 15 марта. 26 марта его ратифицировал германский император Вильгельм II. Брестский мир формально завершил период участия России в Первой мировой войне.
Интересы Беларуси не были приняты во внимание ни одной из сторон. Германские войска продвинулись до линии Россоны–Полоцк–Сенно–Орша–Могилев–Рогачев–Жлобин–Гомель–Новозыбков. Согласно условиям договора белорусские земли были поделены по линии Двинск–Свенцяны–Лида–Пружаны–Брест. Немцы предполагали создать Литовское государство с включением в него территории Виленщины и Гродненщины. Остальную часть белорусских земель они считали прерогативой Советской России и рассматривали в качестве своего рода контрибуции, откуда можно было вывозить материальные богатства. 27 августа 1918 г. был подписан дополнительный договор между Советской Россией и Германией, по которому германские войска должны были покинуть территорию к востоку от реки Березина. К началу ноября они оставили ряд волостей Лепельского, Могилевского, Оршанского, Полоцкого и Сенненского уездов.
Таким образом, последствия Первой мировой войны политического, экономического, социального и духовного характера, безусловно, отразились на дальнейшем историческом развитии Беларуси.
В связи с Ноябрьской революцией 1918 г. в Германии, свергнувшей кайзера Вильгельма II, правительством Советской России Брестский мирный договор 13 ноября 1918 г. был аннулирован. В начале 1919 г. завершился вывод германских войск с белорусских земель. Окончательно договор был отменен в соответствии с Версальскими мирными соглашениями 28 июня 1919 г., официально завершившими Первую мировую войну.
Социологическое исследование как метод получения информации
Каждая наука располагает своим набором инструментов, методов, с помощью которых осуществляется исследовательская деятельность и познаётся истина. В данной работе мы тоже попытались приблизиться к истине с помощью социологического исследования, а именно с помощью социологического опроса и интервьюирования.
Социологическое исследование, как и любое другое исследование, играет очень большое значение. Оно позволяет исследователю двигаться вперёд, подтверждая или опровергая свои домыслы и догадки, собирать и оценивать информацию. С его помощью можно решать большой круг вопросов и задач, анализируя полученные данные и давая конкретные рекомендации для разрешения проблемы, что мы и попытались осуществить в ходе проведения исследования.
Каждому из опрашиваемых было предложено ответить на вопросы, касающиеся истории и конкретных событий Первой мировой войны, причем, вопросы были классифицированы по содержанию, по логической направленности и по характеру ответов (приложение № 1).Итак, перейдем к конкретным результатам.
Любое историческое событие каким-то образом датируется. Любая война имеет временные рамки. Некоторые из них отражены в названии войны (Столетняя война), некоторые сопровождают ее название в справочной литературе, являясь важной информацией, дающей представление о времени и ситуации в мире. Безусловно, и в ходе проводимого исследования нашим респондентам был адресован вопрос о дате начала и окончания Первой мировой войны. 73% опрошенных дали правильный ответ, указав, что Первая мировая война датируется 1914 – 1918 годами, 19% указали иные даты, не соответствующие действительности, а 8% участников не смогли дать ответ.
В этой войне участвовало почти 40 стран мира, однако были и главные действующие лица. Чтобы узнать, что по этому поводу думают наши учащиеся, им было предложено назвать основные страны - участницы Первой мировой войны. Каждый учащийся мог назвать неограниченное количество стран, если считал свой вариант ответа правильным.Большее количество голосов набрали такие страны как Германия (90 выборов), Россия (65 выборов), Франция (58 упоминаний), Англия (40 выборов).7 участников опроса прибегли к обобщенному варианту ответа, указав страны Антанты. В общей сложности было названо 30 стран, которые (по мнению респондентов) участвовали в Первоймировоqвойне.
Предложение назвать главные события Первой мировой войны, в том числе на территории Беларуси, вызвало у участников опроса самые большие затруднения. Лишь 20 % респондентов назвали какие – либо события Первой мировой, обозначив их важность. Среди событий данного уровня 11% опрошенных обозначили «захват территории», 5% главным событием назвали «начало войны». Среди других вариантов ответов были «использование отравляющих газов», «вмешательство России в дела Германии», «восстание в Гомеле», «французы проиграли России», «битва у крепости Осовец», «Галицийская битва».
Проанализировав ответы участников опроса по поводу главных событий Первой мировой войны на территории Беларуси(98% учащихся не дали ответа), стало очевидным,что уровень информированности учащихся о событиях 1914-1918 гг. вряд ли можно назвать достаточным.Считают ли так сами респонденты?По их собственной оценке большинство признаёт свой уровень информированности недостаточным (85% учащихся).
Памятные места – места , которые хранят в себе «великую» память о событиях, тоже стали объектом нашего внимания при анкетировании учащихся. Известны ли им эти места в принципе? Знают ли они об их существовании? Оказалось, что несмотря на недостаточную информированность по поводу конкретных событий Первой мировой войны на территории Беларуси, почти половинаопрошенных (46% учащихся) знают какие – то места памяти, связанные с событиями этой войны.
В этом году празднуется 100-летие со дня Первой мировой войны. Чтобы удостовериться, стоит ли всё – таки больше информировать наше население о причинах, событиях и последствиях Первой мировой войны, мы предложили для ответа данный вопрос нашим респондентам. 72% опрошенных высказали мнение о необходимости этого процесса, 28% не видят такой необходимости.
Итак, следует признать, что итоги анкетирования вряд ли можно назвать радостными в части демонстрации знаний учащимися, ставшими респондентами в ходе социологического исследования. Возможно, одна из причин такого результата скрывается в количестве учебных часов, предусмотренных для изучения темы «Первая мировая война» в школе (приложение № 3). Надо отметить, что в колледже данная тема не изучается и не повторяется перед экзаменом, так как экзамен по истории не является обязательным (предположительно он может стать таковым с 2014 – 2015 учебного года).
Констатация вышеизложенных фактов стала достаточным основанием для практической реализации намерений по избранной теме.
Места памяти Первой мировой войны – историческая правда
Итоги социологического опроса учащихся Минского государственного профессиально – технического колледжа железнодорожного транспорта стали информационным поводом для начала деятельности, направленной на ликвидацию пробелов в знании истории Первой мировой войны.
В этой связи, мы начали работу по сбору и систематизации информации о местах памяти Первой мировой войны на территории Беларуси. Цель этой работы - использование информации как на уроках истории, обществоведения, русской и белорусской литературы, так и во внеурочной деятельности: на занятиях факультативов, при проведении информационных и воспитательных часов, при организации экскурсий и велопоходов. Кроме того, материалы проводимого исследования могут стать основанием для представления работы на научно-практической конференции среди учащихся учреждений образования системы профессионально-технического образования г.Минска в 2015 году.
Говоря о местах памяти, следует помнить о том, что местом ее хранения и воплощения могут быть различные источники: художественная и документальная литература, театральные постановки, художественные и документальные фильмы, объекты изобразительного искусства, фотодокументы, экспозиции музеев и выставочных залов. Но для того, чтобы к этому приобщиться, необходимо, на наш взгляд, получить некую первичную информацию, которая может стать отправной точкой для самостоятельного познания в том числе. Этой отправной точкой мы решили сделать фотобуклеты, иллюстрирующие места захоронения жертв Первой мировой войны на территории Беларуси (приложение № 4). По нашему замыслу любопытство учащихся может быть спровоцировано тем, что многие из этих мест находятся рядом с местами жительства наших респондентов, т.к. в колледже учатся представители всех областей Беларуси. Первая волна неловкости за собственное незнание была поднята в тот момент, когда учащиеся отвечали на вопросы анкеты, обнаружив для себя невысокий уровень информированности и сравнивая его с уровнем знаний о Второй мировой войне (кстати, безоговорочно в пользу последней).
Создание карты, иллюстрирующей места захоронения Первой мировой войны на территории Беларуси, - повод для пополнения информации картографического изображения, т.к. умышленно отображенная информация не является полной (приложение № 5). Цель – приглашение учащихся к сотрудничеству для ликвидации «белых пятен» нашей истории.
Создаваемые материалы могут быть основанием для составления маршрутов велопутешествий учащихся нашего колледжа по территории Беларуси. Ожидаемый результат – собственные фотодокументы, фиксирующие связь поколений через события Первой мировой войны и сохранение памяти об этом событии спустя 100 лет.
Ежедневно в мире происходит множество открытий: малыши открывают для себя мир, каждую минуту познавая его, многие взрослые, полагая, что уже все знают, возможно, довольствуются тем, что им известно. В ходе проведенного исследования по теме «Первая мировая война в Беларуси. Места памяти» мы тоже совершили несколько интеллектуальных открытий, результатами которых теперь готовы делиться с другими. Эти открытия – ликвидация пробелов в собственных знаниях об истории Первой мировой войны. Зачем нам это знать? Для себя мы ответили на этот вопрос, подтверждая истину «не зная прошлого, не знаешь настоящего», но этот же вопрос мы задали и известному в Беларуси автору книг о Первой мировой, историку Вячеславу Бондаренко. Фрагмент заочного интервью мы и предлагаем в заключении.
- Мария Стрелковская 04.03.2014 23:17
Добрый вечер, Вячеслав!
В данный период времени я являюсь участницей международной конференции, непосредственно связанной с этой темой. Именно поэтому интересно было бы услышать Ваше мнение: стоит ли информировать население Беларуси о событиях и последствиях Первой мировой войны? И почему?
Спасибо.
- Вячеслав Бондаренко 05.03.2014 00:31
Добрый вечер, Мария.
В современных условиях сложно рассуждать о преимущественном праве кого бы то ни было на "информирование населения" о тех или иных исторических событиях и их последствиях. Информационные потоки слишком широки и зачастую противоречат друг другу. Но делать все возможное для того, чтобы донести до всех интересующихся правду о Великой войне, - конечно же, долг историка. Ну а почему нам нужно сейчас знать о последствиях событий столетней давности?.. Возможно, потому что тогда нам станут гораздо понятнее те события, о которых мы читаем в современных новостных колонках. Мы заново можем взглянуть на такие понятия, как мужество, верность долгу, любовь к Отечеству. А прадед на пожелтевшей фотографии, хранящейся в семейном альбоме, станет для нас хоть немного родней и ближе.
СЕВЕРОКАЗАХСТАНЦЫ НА ФРОНТАХ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
А. Скачкова
КГУ «Урожайная средняя школа»
Района имени Г. Мусрепова, Республики Казахстан
Научный руководитель:
учитель первой категории Е.В. Даньшина
Великая война 1914-1918гг. лежит, как полоса выжженной земли, отделяя то время от наших дней. Уничтожив так много жизней…разрушив убеждения, изменив представления и оставив неизлечимые раны разочарования, она образовала физическую и психологическую пропасть между двумя эпохами.
Из книги Барбары Такман «Гордая башня – картина мира перед войной 1890-1914гг.»
Преступление, хищничество, лицемерие, цинизм – вот что являла собой Европа. Ничего больше. Великие европейские державы довели свои принципы разбоя на большой дороге до гигантских масштабов. Опираясь на свои армии и флоты, эти рыцари наживы грабили страны земного шара, порабощали народы, жёлтые, коричневые, чёрные, а потом, завистливые и алчные, передрались друг с другом. Белая раса оказалась самой проклятой из всех, обитающих на планете. Она истребляла целые народы… Более того:рыцари наживы поработили собственные народы!
Вперёд, солдаты!
Бой грохочет, орудия ухают, сражайтесь, умирайте!
Глаза всего мира устремлены на вас!
Вот уже биржа заволновалась – бумаги падают. Ведь вы не подведете, возлюбленные герои! Да, да, герои!
Три марки, три шиллинга и три доллара в день. Награды, триумфальные арки, протезы вместо рук и ног, – ведь вы знаете наши расценки? Ведь вы не вздумаете… Калий, уголь, колонии…
Императоры и короли грезят о торжественных въездах в ликующие столицы. Президенты спят и видят ту минуту, когда они, окруженные рукоплещущими толпами приподнимут над головой блестящий цилиндр…
Вперёд, наши возлюбленные, наши чудесные, наши несравненные!
Коллерман Б.(1879-1951гг.) Девятое ноября. Роман(1920г.)
Эти слова можно смело адресовать моей любимой стране - Казахстану и её народу. Хотя драматические события сто лет назад разворачивались в Европе, они оставили свой отпечаток в казахской степи. Как известно, война привела к кризису колониально-империалистической системы и в то же время к росту национального самосознания угнетенных народов. Эта война причинила народам России страшные лишения и страдания, ускорила падение самодержавного строя и победу революции в феврале-октябре 1917 года.
Нет на постсоветском пространстве более замалчиваемой, более оболганной, более проклятой и забытой войны, чем Первая мировая (1914-1918). Горька судьба ее героев. В силу исторических обстоятельств они не дождались ни юбилейных медалей, ни пенсий, ни музеев, ни вечных огней, ни цветов в день Победы...
Тема Первой мировой войны - очень актуальна, особенно в контексте предстоящих юбилейных событий. В советские годы судьбы многих её героев были просто забыты. И сегодня историки по крупицам собирают факты из биографий воинов тех времен, восстанавливают их трагические судьбы. В своей работе я попыталась обобщить данные из различных источников(архивные материалы, статьи из местной газеты «Северный Казахстан») о наших земляках – участниках Первой мировой войны.
Хочется надеяться на то, что моя работа привлечет внимание жителей моего региона и наших соседей к более детальному и полному изучению этого периода в мировой истории и в истории Казахстана. Только тогда, когда миллионы ветеранов дождутся простого внимания потомков, Первая мировая война перестанет быть забытой, а участники ее — неизвестными героями.
Предполагается, что в боях первой мировой участвовали более 7 тысяч североказахстанцев, до войны живших на территории нынешней Северо-Казахстанской области в ее сегодняшних границах: около трех тысяч строевых казаков и более трех тысяч рекрутов (новобранцев). Кроме того, отправлялись группы и команды добровольцев, шоферов, даже поваров для действующей армии.
Большинство прибывших на фронт наших земляков воевали в составе сибирских полков разных номеров. Часто бывало, что вновь прибывших штабы направляли в части, которые понесли в боях многолюдные потери. Например, в сражениях на Западном фронте большие потери понесли донские казаки. На возмещение их состава пришли казаки Оренбуржья, Уральского войска и Горькой линии. Все они образовали одну дивизию, названную Донской казачьей смешанной дивизией.
Такой же порядок был и в формировании полевых пехотных частей, дивизий и корпусов. Новобранцы из Петропавловска и селений Приишимья состояли в сибирских полках или в смешанных соединениях войск. Это важно знать при поиске сведений о родных или земляках-воинах той сечи. Наши земляки стойко бились во многих сражениях. Под Краковом и под Варшавой, в Восточной Пруссии, на Смоленщине, в Прибалтике, проявили себя на Западном фронте и, конечно, в Брусиловском прорыве. Не обошлись без земляков операции лета 1917 года, спровоцированные Временным правительством.
Ужасна трагедия 2-й армии. Она защищала от ярого натиска германцев Прибалтику. Немецкое командование пыталось овладеть этим регионом еще в конце 1914 года. Главным был удар неприятеля на Ригу, которую обороняли в числе других и приишимцы… Получив отпор, немцы встали близ Риги. Из нее эвакуировали промышленность и мирное население. Рига стала прифронтовым городом, на протяжении почти двух лет испытывая голод, болезни, неустроенность. Но немцы не сломили казаков Семиречья, Петропавловска, Кокчетава и других войск. И только в 1917 году генерал Лавр Корнилов распорядился оставить город как гнездо революции. Десятки тысяч сибиряков, в том числе и приишимцев, оказались в колоннах военнопленных немецкой армии.
На Западном фронте храбро сражались казаки станицы Арык-Балыкской, известной теперь как село Арыкбалык в Айыртауском районе. Гонимые немцем, обладавшим превосходящими силами, казаки с боями отступали, теряя боевых товарищей. К середине 1915 года казачьи семьи Северного Приишимья получили множество похоронок. Отважно бились с врагом казаки-пресновчане и пресногорьковцы. В яростной сече погибли 52 казака из обеих станиц.
На базе Первого имени Ермака полка на Западном фронте сформировался особый партизанский отряд атамана Бориса Анненкова. Костяк отряда составили лихие казаки станиц Котуркульской, Щучинской, Арык-Балыкской, а также села Имантау. В 1916 году отряд совершил отчаянные рейды на позиции врага. Атаман Анненков удостоен за отвагу Георгиевского креста. Наравне с атаманом и казаками сражалась и боевая подруга атамана котуркульская казачка Настя. Но в последующем Анненков круто изменил казачьей демократии, превратился в ярого монархиста, душителя революции, убийцу революционных рабочих, крестьян, палача казахского народа.
Настоящий боевой подвиг совершили казаки корпуса генерала Павла Булгакова. Группировка войск генерала с первых дней войны участвовала в боях на севере Польши. Отступала до Мазуровских болот без пополнения. За год непрерывных боев две пехотные дивизии немцам удалось уничтожить. Даже после этого генеральная ставка русской армии не вывела корпус из боев. Истощилась вконец последняя, 29-я дивизия. В ее полках имелось по сотне стрелков и многочисленный лагерь тяжелораненых. Единственной боевой силой остались четыре казачьих полка с половинным составом боеспособных. Генерал Булгаков собрал жалкие остатки корпуса в кулак в полном окружении врага. Что делать? Сдаться врагу или лечь костьми в честном бою? Генерал выбрал сражение…
Известны имена награжденных Георгиевским крестом. Ахмадулла Махмудович Аитов, казак станицы Становой ныне Мамлютского района. Награжденный четвертым крестом, он стал полным георгиевским кавалером. Еще один полный кавалер — кавалерист конного дивизиона Никифор Елизарович Казаченко из г. Петропавловска. А вот Асадулла Ягуфаров чуть-чуть не дотянул до полного кавалера. Он удостоен трех Георгиевских крестов. Но и это немало, чтобы прославиться перед потомками.
Историк В. Черников уточняет, что настоящая фамилия шуховского героя Якова Бушуева — Богусов. А Богусов за храбрость был удостоен Георгия.
Немало отважных казаков и солдат с берегов Ишима геройски дрались с врагом. Что их звало на ратные подвиги? Прежде всего — глубокое понимание своего долга в защите Отечества. Царский чиновничий аппарат и генеральские штабы не утруждали себя заботой о поощрении героики нижних чинов, потому рядовые отмечались наградами редко. Но в народе высокие почести отдавались не за ордена, а за участие в боях и сражениях. Через столетие к нам дошли фамилии некоторых земляков-фронтовиков, испытавших окопную жизнь, ярость смертельных атак, бег с открытой грудью на пули и снаряды врага, со штыком на штык, с острой саблей на обнаженный клинок немца. Все это испытали Иван Федорович Яхно — солдат 68-го пехотного полка, призванный из села Медвежки ныне района Магжана Жумабаева, Андрей Бакуринский — солдат из Обуховки, И.Д.Дубынин — военфельдшер, С.Шананин — унтер-офицер, М.Порох — казак из Акбулака, В.П.Соловьев — солдат, тяжело раненный, лечившийся в госпитале в Петропавловске, Федор Фомич Щербак — казак из Казанки, Иван Антонович Сумин, Федор Яковлевич Астрашенко — петропавловец, моряк с броненосца «Цесаревич», рядовые Пахтусов, Белоусов, Могильный, Придача, кавалерист И.Л.Тишков, прапорщик Заикин, С.Мальцев, А.Я.Похоляк, И.В.Ивановский, Г. Шелехов, А.С.Литвинов и другие. Имена многих героев не смогли сохранить даже архивы.
Список в какой-то мере известных участников той большой войны недопустимо мал. В нем нет и сотни участников из семи тысяч земляков, ушедших на фронт. Безуспешными остаются попытки сотрудников облгосархива и областного историко-краеведческого музея воскресить имена участников войны.
Приведу данные о раскладе сил первой мировой, найденные в областной библиотеке им. С. Муканова. Численность населения 13 стран Антанты составляла 879,5 млн. человек; в этих странах было мобилизовано 44,6 млн. человек. Численность населения стран Австро-Германского блока составляла 156,4 млн. человек, было мобилизовано 25,1 млн. человек. Как можно было победить при таком раскладе сил? Но еще более удивителен такой поворот истории: едва минуло после той войны 20 лет, как гитлеровские полчища вновь ринулись на Восток — через те же границы, почти при тех же обстоятельствах и противниках. Только потери оказались многократно больше. Уроки прошлого для некоторых современников оказались не поучительны. Иначе как оценить голоса тех, кто не отказался от бредовой идеи перекраивания границ, даже если это грозит третьей мировой войной. Чтобы таких голосов вообще не было, человечеству надо хорошо помнить первые две!
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
А. Мухаметкали
ГККП «Колледж транспорта и коммуникаций»
Казахстан, город Астана
Научный руководитель:
|