ТОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ
ЛАБОРАТОРИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ
Областной конкурс
занятий с элементами профессиональной
ориентации обучающихся
Материалы конкурса
Часть I
ТОМСК 2015
Областной конкурс занятий с элементами профессиональной ориентации обучающихся организации. Материалы конкурса. Часть I. Составитель: Л.Н. Дударева, А.Панов. — Томск, ТОИПКРО, 2015. – 105 c.
В сборнике представлены конкурсные материалы – планы/сценарии занятий разного вида с элементами профессиональной ориентации обучающихся образовательных учреждений Томской области. Материалы будут полезны координаторам по профессиональной ориентации, заместителям руководителей образовательных учреждений по воспитательной работе, классным руководителям, воспитателям.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ 5
Боязитова Б.Е. Конспект урока по литературе в 8 классе «Нравственные уроки Евдокии Савельевны» (на материале повести А. Алексина «Безумная Евдокия».)
Баязитова Ботакоз Еркановна, учитель русского языка и литературы СОШ № 3 г. Стрежевой.
Цель урока: выявить характерные черты образа учителя в произведении А.Алексина «Безумная Евдокия».
Виды учебной деятельности:
1) творческая: выразительное чтение отрывков из литературного произведения, написание творческой работы;
2) поисковая: установление ассоциативных связей художественных текстов с иллюстрациями к произведению, комментированное чтение эпизодов;
3) рецептивная: чтение и полноценное восприятие текста;
4) репродуктивная: краткий пересказ эпизодов, осмысление характеров, ответы на вопросы по тексту произведения;
5) исследовательская: сравнительный анализ образов, анализ эпизодов, сравнение описания и иллюстраций.
Результаты изучения:
Личностный результат: воспитание уважительного отношения к нелегкому труду учителя.
Метапредметный результат: умение понимать проблему, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы.
Предметные результаты:
в познавательной сфере: понимание темы изучаемого произведения русской литературы, умение анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею, характеризовать героев, сопоставлять героев;
в ценностно-ориентационной сфере: формулирование собственного отношения к произведению русской литературы, понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
в коммуникативной сфере: осмысленное чтение и адекватное восприятие литературного произведения, умение пересказывать отрывки из произведения, отвечать на вопросы по прочитанному тексту, вступать в диалог, создавать устные монологические высказывания, написание сочинения на тему, связанную с темой изученного произведения;
в эстетической сфере: эстетическое восприятие произведений литературы.
Тип урока: комбинированный урок с использованием коммуникативно-деятельностного подхода (урок-исследование).
Оборудование: портрет А.Алексина, иллюстрации к произведению на тему «Образ учителя».
Опережающее домашнее задание
1. Прочитать повесть А.Алексина «Безумная Евдокия».
2. Индивидуальное задание: нарисовать иллюстрации к произведению А.Алексина «Безумная Евдокия».
Эпиграф:
Учительство - не труд, а отреченье,
Умение всего себя отдать,
Уйти на долгий подвиг и мученье,
И в этом видеть свет и благодать.
Учительство - когда в глазах холодных
Зажжется понимания заря,
И ты поймешь: старался не бесплодно
И знания разбрасывал не зря.
Ход урока
Деятельность учителя
|
Деятельность обучающихся
|
Звучит фрагмент «Песни о школьном учителе» (музыка Михаила Старокадомского, слова Ольги Высотской).
1. Вступительное слово учителя.
Много профессий есть на Земле. Но профессия учитель не совсем обычная. Она требует всесторонних знаний, душевной щедрости, мудрой любви к детям. Деятельность учителя – это ежедневное общение с ребенком, откровенные беседы с ним.
Ежедневно вы посещаете школу, встречаетесь с учителями. И среди них есть любимые Вами учителя.
Учительство - не труд, а отреченье,
Умение всего себя отдать,
Уйти на долгий подвиг и мученье,
И в этом видеть свет и благодать.
Учительство - когда в глазах холодных
Зажжется понимания заря,
И ты поймешь: старался не бесплодно
И знания разбрасывал не зря.
Профессия учителя заключается не только в обучении, но и в воспитании. Мудрый учитель остается в памяти своего воспитанника. Каким же должен быть учитель, чтобы память о нем жила в сердцах учеников, мы и попытаемся выяснить сегодня на уроке.
2.Стадия вызова.
-Кому принадлежат эти слова?
«Жить только собой - это полбеды…Гораздо страшнее, живя только собой, затрагивать походя и чужие судьбы… ». Что вы можете сказать об этом человеке?
- Какой урок и кому она преподает?
- Запишите значение слова «нравственность».
Нравственность: Правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил поведения.
-Как вы думаете, какой будет тема нашего урока? Сформулируйте цели урока.
- От чьего лица ведется повествование? В какой форме написана повесть?
3.Работа с ассоциациями. Анализ названия рассказа.
-Когда вы впервые услышали название рассказа «Безумная Евдокия», о чем вы подумали?
-Познакомьтесь со значением слова «безумный».
Безумие –
1.Сумасшествие (устаревшее);
2.Безрассудство, полная утрата разумности в действиях, в поведении;
3.Одержимость идеей служения людям (переносное).
В каком значении оно употребляется в повести?
Какой идее служит Евдокия Савельевна?
4.Работа в группах.
1группа-портретисты. Найдите и прочитайте описание внешности Евдокии Савельевны. Какая деталь в портрете повторяется и почему?
2 группа-исследователи. Какие методы использовала в своей работе Евдокия Савельевна? Найдите эпизоды и прочитайте.
3 группа-психологи. Отношение Оли и ее родителей к Евдокии Савельевны. Найдите эпизоды и прочитайте.
4 группа-аналитики. Сравните круг общения Оли и Евдокии Савельевны. Какой вывод можно сделать?
Каким нравственным урокам учит Евдокия Савельевна?
Посмотрите иллюстрации своих одноклассников и выскажите свое мнение.
Проблемная ситуация.
Прослушайте тексты и назовите авторов и название произведений.
-Какой след учителя оставили в душе своих учеников? Что объединяет образы учителей, нарисованных Ч.Айтматовым, В.Распутиным, В.Астафьевым?
Как вы понимаете высказывание В.Астафьева: “Фамилию учителя можно и забыть, важно, чтобы осталось слово “учитель”! И каждый человек, мечтающий стать учителем, пусть доживёт до такой почести, как наши учителя, чтоб рас-твориться в памяти народа, с которым и для которого они жили, чтоб сделаться частицей его и навечно остаться в сердце людей”.
- Жизнь ‒ это не те дни, что прошли, а те, что запомнились. Каковы бы ни были учителя: строгие и требовательные, весёлые и понимающие душу ребёнка - они оставляют частичку себя в душах своих учеников. Скажите, как Вы относитесь к профессии учитель?
4. Написание синквейна «Учитель». Зачитайте написанное.
5.Рефлексия
- Что значит быть учителем?
- На чем основаны отношения ученика и учителя?
- Чем ценен и велик труд учителя?
Поэт Л.Куклин пишет:
Разными были учителя
В человеческом общежитии,
Но на них держалась земля,
Наши открытия.
Они не ожидали от нас
Непременной известности,
Но предпочитали известный запас
Порядочности и честности.
Литература и помогает нам глубже понять и осознать это.
6. Домашнее задание.
Написать сочинение-миниатюру на тему: «Учитель в моей жизни ».
|
(Обучающиеся слушают фрагмент «Песни о школьном учителе»)
Эти слова принадлежат учителю Евдокии Савельевне. Это добрый человек, мудрый воспитатель.
Она преподает необычный урок-нравственность. Она воспитывает своих учеников доброте, чуткости, отзывчивости. В этой повести она преподает урок нравственности не только своим ученикам, но и отцу Оли, который на все смотрел в искаженном виде.
Запись в тетрадь значение слова «нравственность».
Тема нашего урока будет «Нравственные уроки Евдокии Савельевны».
Запишите тему урока в тетрадь.
Повествование ведется от лица Олиного папы. Он не только рассказывает о происходящем, но и анализирует поступки, чувства, мысли. Эта повесть представляет собой исповедь-рассуждение.
Мнения учащихся.
Это слово употребляется в переносном значении.
Евдокия Савельевна посвятила свою жизнь людям. Она любит детей, живет только ими, проводит с ними разные мероприятия, помогает им, отдает им всю свою душу.
«Евдокии Савельевне было пятьдесят четыре года: она называла себя «предпенсионеркой». Но ей можно было бы дать и пятьдесят семь лет, и тридцать девять: она была, как говорят, женщиной без возраста…Я увидел ее в белой панаме с обвислыми полями… В тот раз, продолжая борьбу за прекрасное, вела свой класс в какой-то музей… »
Евдокия Савельевна - немолодая, опытная учительница, труженица. Иногда выглядит нелепо, видно, что до внешности ей нет дела. Она вся в работе. Деталь «белая панама с обвислыми полями» повторяется неслучайно. Она подчеркивает, что нельзя судить по внешности. Внешность бывает обманчива, за ней скрывается высокой нравственности человек.
«Классная руководительница очень любила, чтобы все были вместе. И с ней во главе!.. «Все", "со всеми", "для всех" - без этих слов не обходилось ни одно ее заявление. Она хвалила тех, кто смог наконец начертить прямую линию, и тех, кто умел писать заголовки. На всех бывших учеников у Евдокии Савельевны была заведена картотека. Как в читальнях и библиотеках на книги... В карточках, помимо адресов, телефонов и библиографических сведений, было отмечено, когда проведена встреча с бывшим учеником и сколько ребят присутствовало…- Их отрывает от дела. Нас отрывает, - вздыхала Оля. - Ну если бы сутки были в два раза длиннее! Тогда бы уж пусть…»Евдокия Савельевна окружена детьми: то она идет с ними в поход или в музей, то организует встречи с выпускниками. Она искренний, эмоциональный человек: она негодует, восхищается, изумляется одинаково громко. Она радуется любым, даже маленьким успехам детей и учит радоваться всех за них.
«…С тех пор у нас дома стали называть Евдокию Савельевну «безумная Евдокия»…Ты абсолютно права, -соглашалась Надя.- Но будь снисходительна. У нее нет семьи, ей некуда торопиться ... Я был уверен, что в искусстве ей ближе всего хор и кордебалет. Характер у нее вулканического происхождения. Но о нашей дочери, которая училась в художественной школе для особо одаренных детей, она вспоминала лишь в связи с тем, что Оленька в чем-то не приняла участия и куда-то не пришла "вместе со всеми"…»
Родители, слепо любя свою дочь и восхищаясь ею, относятся ко всему ее глазами. И к Евдокии Савельевне относятся иронически, как и их Оля. Дочь их талантлива. Родители не увидели в своей дочери поверхностного отношения к людям. Это видела Евдокия Савельевна, она старалась воспитать в Оле чувство уважения к людям.
Круг общения Евдокии Савельевны.
Раненые бойцы
Митин дядя
Митя Колягин
Ученики 9-х классов
Бывшие ученики
Круг общения Ольги и ее семьи.
Оля
Люся
Боря Антохин
Круг общения Евдокии Савельевны шире, она всегда с людьми, в годы войны скрывала раненых бойцов, в мирное время с учениками настоящими и бывшими.Она живет с людьми и для людей.
Круг общения Оли и ее семьи узок, потому что в центре их – Оля. Они не заметили, как вырастили из своей дочери высокомерную эгоцентристку, которая стала причиной безумия своей матери. Евдокия Савельевна поступает благородно, взяв на себя тяжесть ноши с Олей, не оставляет ее, потому что она учитель.
Евдокия Савельевна учит своих учеников честности и порядочности. Она посвятила свою жизнь воспитанию детей. Они для нее самое дорогое, что у нее есть, она их любит, уважает, гордится ими, воспитывает в питомцах «талант человечности».
»… Жить только собой - это полбеды, - жестко произнесла она. - Гораздо страшнее, живя только собой, затрагивать походя и чужие судьбы… Мои ученики не стали знаменитостями, - задумчиво, замедлив нашу дуэль, сказала Евдокия Савельевна. - Но и злодеев среди них нет. Ни одного... Они не предавали меня и моих надежд. А насчет дарований? У них есть талант человечности... К человечности талант художника может и не прилагаться, продолжала она, - но к дарованию художника человечность…»
«Дюйшен учил нас так, как умел, как мог, как казалось ему нужным, что называется по наитию. Но я больше чем убеждена, что его чистосердечный энтузиазм, с которым он взялся за дело, не пропал даром…Наверно, мы все любили тогда своего учителя за его человечность, за его мечты, за его добрые помыслы, за его мечты о нашем будущем…» (Ч.Айтматов «Первый учитель»)
«Лицо учителя было, хотя и малоприметное, я не забыл до сих пор. Было оно бледновато по сравнению с деревенскими… Прическа под «политику» - волосы зачесаны назад. А так ничего больше особенного не было, разве что немного печальные и оттого необыкновенно добрые глаза…» (В.П.Астафьев «Фотография, на которой меня нет»)
«Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая…», «… я хорошо помню ее правильное и потому не слишком живое лицо с прищурен-ными, чтобы скрыть в них косинку, глазами; тугую, редко раскры-вающуюся до конца улыбку и совсем черные, коротко остриженные волосы. Но при всем этом не было видно в ее лице жестокости…, а было какое-то осторожное, с хитринкой, недоумение, относящееся к ней самой…»
(В.Распутин «Уроки французского»)
Главное сходство в образах учителей – доброта, скромность, любовь к детям, благородство, честность и порядочность. Главное сходство в работе педагога-любовь к детям.
Учителя в этих произведениях описываются разные. У каждого своя судьба, свои методы воспитания. Но общее – это любовь к ученикам, высокий ум и светлая душа. Только таких учителей люди помнят всю жизнь с благодарностью.
(Ответы учащихся.)
(Обучающиеся пишут синквейн)
(Ответы учащихся)
Быть учителем – это призвание. Человек должен чувствовать себя таковым в душе. Он помогает детям справиться с их страхами, проблемами, обретать не только знания, но и уверенность в себе.
Эти отношения основаны на уважении, доверии.
Учительская профессия - одна из самых ответственных и благородных. Труд учителя тем ценен и велик, что он формирует внутренний мир самого человека. Учителя являются нам близкими людьми, старшими товарищами в жизни, учителями в самом широком смысле этого слова, заменяя в чем-то родителей.
|
|