Первый этап
На первом этапе необходимо провести диагностику одаренности, личностно-эмоциональной сферы и коммуникативных навыков. Процесс выявления способностей детей достаточно сложный, ведь необходимо точно определить тип одарённости, чтобы строить дальнейшую работу. С этой целью используются различные виды методик и диагностик, например, «Опросник креативности» Рензулли или Джонсона, методика «Ценностные ориентации» М.Рокича, «Дифференциально – диагностический опросник» Е.А. Климова, «Тест на определение профессиональной направленности личности» Дж.Холланда, «Карта интересов» А.Е Галомштока и другие.
В качестве примера выявления способностей детей вам предложена методика определения типа одарённости «Карта интересов» А.Е. Голомштока:
«Карта интересов»
А.Е. Голомшток
Опросник разработан А.Е. Голомштоком. Предназначен для изучения интересов и склонностей школьников старших классов в различных сферах деятельности. Голомшток выделяет 23 таких сферы: физика, математика, химия, астрономия, биология, медицина, сельское хозяйство, филология, журналистика, история, искусство, геология, география, общественная деятельность, право, транспорт, педагогика, рабочие специальности, сфера обслуживания, строительство, легкая промышленность, техника, электротехника.
Инструкция: для определения ведущих интересов Вам предлагается перечень вопросов.
Если Вам очень нравится то, о чем спрашивается в вопросе, в бланке ответов рядом с его номером поставьте два плюса ("++"), если просто нравится - один плюс ("+"), если не знаете, сомневаетесь - ноль ("0"), если не нравится - один минус ("-"), а если очень не нравиться - два минуса ("--"). Отвечайте на вопросы, не пропуская ни одного из них.
Текст опросника
Любите ли Вы? Нравится ли Вам? Хотели бы Вы
Знакомиться с жизнью растений и животных.
Занятия и чтение книг по географии.
Читать художественную или научно-папулярную литературу о геологических экспедициях.
Уроки и книги по анатомии и физиологии человека.
Выполнять ежедневную домашнюю работу.
Читать научно-популярную литературу о физических открытиях, жизни и деятельности выдающихся физиков.
Читать об открытиях в химии или о жизни и деятельности выдающихся химиков.
Читать технические журналы.
Читать статьи в научно-популярных журналах о достижениях в области электроники и радиотехники.
Знакомиться с разными металлами и их свойствами.
Узнавать о разных породах древесины и об их практическом применении.
Узнавать о достижениях в области строительства.
Читать книги, смотреть фильмы о водителях различных видов транспорта (автомобильного, железнодорожного и т.д.).
Читать книги, смотреть фильмы о летчиках.
Знакомиться с военной техникой.
Читать книги об исторических событиях.
Читать произведения классиков русской и зарубежной литературы.
Читать и обсуждать публицистические статьи и очерки.
Обсуждать текущие дела и события в учебном заведении, городе, стране.
Интересоваться педагогической работой.
Читать книги, смотреть фильмы о работе милиции
Заботиться о порядке в собственных вещах, красивом виде помещения.
Читать книги из серии "Занимательная математика".
Изучать экономическую географию.
Заниматься иностранным языком.
Знакомиться с жизнью выдающихся художников, историей искусства.
Знакомиться с жизнью выдающихся артистов, встречаться с ними, коллекционировать их фотографии.
Знакомиться с жизнью и творчеством выдающихся музыкантов, с вопросами теории музыки.
Читать спортивные газеты, журналы, литературу о спорте.
Изучать биологию, ботанику, зоологию.
Знакомиться с различными странами по книгам и телепередачам.
Читать о жизни и деятельности знаменитых геологов.
Интересоваться достижениями медицины.
Посещать с экскурсиями предприятия легкой промышленности.
Читать книги из серии "Занимательная физика".
Изучать химические явления в природе.
Знакомиться с новейшими достижениями техники.
Интересоваться работой радиотехника, электрика.
Знакомиться с различными измерительными инструментами, используемыми в процессе металлообработки.
Наблюдать за изготовлением изделий из дерева (например, мебели).
Наблюдать за работой строителей.
Читать литературу о средствах передвижения.
Читать книги, смотреть фильмы и телепередачи о моряках.
Читать книги, смотреть фильмы и телепередачи на военные темы, знакомиться с историей крупных сражений.
Обсуждать текущие политические события в стране и за рубежом.
Читать литературно-критические статьи.
Слушать радио, смотреть теленовости и тематические телепередачи.
Узнавать о событиях, происходящих в городе, стране.
Объяснять учащимся трудные для понимания вопросы.
Справедливо рассудить поступок знакомого или литературного героя.
Обеспечивать семью продуктами, организовывать питание членов семьи.
Читать научно-популярную литературу об открытиях в математике, о жизни и деятельности выдающихся математиков.
Интересоваться экономическими передачами по телевидению.
Читать художественную литературу на иностранном языке.
Заниматься художественным оформлением праздников.
Посещать театр.
Слушать оперную или симфоническую музыку.
Посещать спортивные соревнования, смотреть спортивные передачи.
Посещать дополнительные занятия по биологии.
Посещать дополнительные занятия по географии.
Коллекционировать минералы.
Изучать функции организма человека, причины возникновения и способы лечения болезней человека.
Готовить обед дома.
Осуществлять демонстрацию физических опытов.
Участвовать в организации опытов с химическими веществами.
Ремонтировать различные механизмы.
Производить замеры в электросетях с помощью приборов (вольтметра, амперметра).
Конструировать различные предметы и детали из металла.
Художественно обрабатывать дерево (вырезать, выпиливать).
Набрасывать эскизы или выполнять чертежи строительных объектов.
Проявлять интерес к автомобильному транспорту.
Увлекаться парашютным спортом, авиамоделизмом.
Заниматься спортивной стрельбой.
Изучать историю возникновения различных народов и государств.
Писать стихи.
Наблюдать за проведением и жизнью других людей.
Выполнять организационную общественную работу.
Проводить время с маленькими детьми, заниматься и играть с ними.
Устанавливать дисциплину среди сверстников.
Наблюдать за работой работников сферы обслуживания (повар, официант, продавец).
Участвовать в математических олимпиадах.
Просматривать экономические обзоры в газетах и журналах.
Слушать радиопередачи на иностранном языке.
Посещать музеи, художественные выставки.
Публично выступать.
Играть на музыкальном инструменте.
Участвовать в спортивных соревнованиях.
Наблюдать за ростом и развитием животных, растений.
Собирать книги по географии.
Посещать краеведческий музей.
Вникать в работу врача, фармацевта.
Шить для себя.
Интересоваться физикой.
Интересоваться химией.
Работать с техникой.
Знакомиться с устройством электроаппаратуры.
Заниматься слесарным делом.
Выполнять столярные работы.
Принимать участие в отделочных ремонтных работах.
Помогать милиции в работе с пешеходами по правилам уличного движения.
Быть членом гребных и яхт-клубов.
Участвовать в военизированных играх.
Знакомиться с историческими местами.
Быть членом литературного клуба.
Наблюдать за ведением журналистами телепередач.
Публично выступать с сообщениями и докладами.
Организовывать работу детей.
Устанавливать скрытые причины поступков и поведения людей.
Оказывать различные услуги другим людям.
Решать сложные математические задачи.
Точно вести расчет своих денежных средств.
Посещать курсы по изучению иностранного языка.
Заниматься в художественной секции.
Участвовать в художественной самодеятельности.
Посещать музыкальную школу.
Заниматься в спортивной секции.
Участвовать в биологических олимпиадах и конкурсах.
Путешествовать.
Принимать участие в геологической экспедиции.
Ухаживать за больными.
Посещать кулинарные конкурсы и выставки.
Участвовать в конкурсных мероприятиях по физике.
Решать сложные задачи по химии.
Разбираться в технических схемах и чертежах.
Разбираться в сложных радиосхемах.
Знакомиться с новой техникой, наблюдать за работой промышленного оборудования.
Мастерить что-нибудь из дерева своими руками.
Помогать в строительных работах.
Принимать участие в обслуживании и ремонте автомобиля.
Мечтать о самостоятельных полетах на самолете.
Строго выполнять распорядок дня.
Публично выступать с докладами на исторические темы.
Работать с литературными источниками.
Принимать участие в дискуссиях, конференциях.
Организовывать и проводить коллективные мероприятия.
Обсуждать вопросы воспитания детей и подростков.
Помогать работникам милиции.
Постоянно общаться с различными людьми.
Принимать участие в математических олимпиадах, конференциях.
Интересоваться вопросами ценообразования, начисления заработной платы.
Общаться на иностранном языке.
Участвовать в художественных выставках.
Принимать участие в театральных постановках.
Участвовать в музыкальных конкурсах.
Регулярно тренироваться и участвовать в спортивных соревнованиях.
Выращивать растения, ухаживать за домашними животными.
Проводить топографическую съемку местности.
Совершать длительные, трудные походы.
Интересоваться деятельностью медицинских работников.
Шить, кроить, создавать модели одежды.
Решать сложные задачи по физике.
Посещать с экскурсиями химические предприятия.
Участвовать в выставках технического творчества.
Ремонтировать аудиотехнику.
Работать на станке.
Выполнять по чертежам столярные работы.
Принимать сезонное участие в строительстве.
Изучать правила дорожного движения для водителей.
Изучать морское дело.
Читать воспоминания главнокомандующих и полководцев.
Знакомиться с историческими местами родного края.
Писать рассказы.
Писать заметки или очерки в газету.
Выполнять общественные поручения.
Организовывать детские игровые и праздничные мероприятия.
Изучать законодательные документы, гражданское право.
Удовлетворять потребности людей в тех или иных услугах.
Выполнять математические расчеты по формулам.
Интересоваться проблемами региональной экономики.
Участвовать в олимпиадах по иностранному языку.
Посещать художественные музеи.
Играть на сцене в спектаклях.
Слушать классическую музыку.
Помогать преподавателю физкультуры в проведении занятия.
Обработка и интерпретация результатов
За каждый знак "+" в бланке ответов проставляется +1 балл, за каждый знак "-" проставляется -1 балл, за нулевой ответ - 0 баллов. В каждом из 29 столбцов бланка ответов подсчитывается количество положительных и отрицательных баллов. Исходя из структуры бланка ответов определяются следующие виды профессиональных интересов (по столбцам). Чем больше положительных ответов в столбце, тем выше степень выраженности интереса к данному виду профессиональной деятельности.
1. Биология
2. География
3. Геология
4. Медицина
5. Легкая и пищевая промышленность
6. Физика
7. Химия
8. Техника
9. Электро- и радиотехника
10. Металлообработка
11. Деревообработка
12. Строительство
13. Транспорт
14. Авиация, морское дело
15. Военные специальности
|
16. История
17. Литература
18. Журналистика
19. Общественная деятельность
20. Педагогика
21. Юриспруденция
22. Сфера обслуживания
23. Математика
24. Экономика
25. Иностранные языки
26. Изобразительное искусство
27. Сценическое искусство
28. Музыка
29. Физкультура и спорт
|
Уровни выраженности:
от -12 до -6 - высшая степень отрицания данного интереса;
от -5 до -1 - интерес отрицается;
от +1 до +4 - интерес выражен слабо;
от +5 до +7 - выраженный интерес
от +8 до +12 - ярко выраженный интерес.
Бланк ответов к опроснику "Карта интересов"
Ф.И.О. ___________________________ возраст ______ дата заполнения
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
30
|
31
|
32
|
33
|
34
|
35
|
36
|
37
|
38
|
39
|
40
|
41
|
42
|
43
|
44
|
45
|
46
|
47
|
48
|
49
|
50
|
51
|
52
|
53
|
54
|
55
|
56
|
57
|
58
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
59
|
60
|
61
|
62
|
63
|
64
|
65
|
66
|
67
|
68
|
69
|
70
|
71
|
72
|
73
|
74
|
75
|
76
|
77
|
78
|
79
|
80
|
81
|
82
|
83
|
84
|
85
|
86
|
87
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
88
|
89
|
90
|
91
|
92
|
93
|
94
|
95
|
96
|
97
|
98
|
99
|
100
|
101
|
102
|
103
|
104
|
105
|
106
|
107
|
108
|
109
|
110
|
111
|
112
|
113
|
114
|
115
|
116
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
117
|
118
|
119
|
120
|
121
|
122
|
123
|
124
|
125
|
126
|
127
|
128
|
129
|
130
|
131
|
132
|
133
|
134
|
135
|
136
|
137
|
138
|
139
|
140
|
141
|
142
|
143
|
144
|
145
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
146
|
147
|
148
|
149
|
150
|
151
|
152
|
153
|
154
|
155
|
156
|
157
|
158
|
159
|
160
|
161
|
162
|
163
|
164
|
165
|
166
|
167
|
168
|
169
|
170
|
171
|
172
|
173
|
174
|
Второй этап
Второй этап предполагает более углубленное знакомство с этими детьми: оценка продуктов их деятельности, школьные достижения и внешкольные интересы, своеобразие мотивации, особенности общения со сверстниками. На этом этапе проводится как традиционное тестирование, так и игровые формы диагностики интеллекта. При тестировании могут использоваться методики только с учетом возраста учащихся.
Для младших школьников: Корректурная проба, Исключение понятий, Логическая память, Анкета школьной мотивации Н.Г. Лускановой, методика Тулуз-Пьерона, Методика Замбацявичене «Исследования словесно – логического мышления младших школьников», Культурно-свободный тест интеллекта Р. Кеттелла, Прогрессивные матрицы Дж. Ровена и др. Предлагаем методику Замбацявичене «Исследования словесно – логического мышления младших школьников»:
|
|