Скачать 5.46 Mb.
|
Рождественский_ Общая_филология_p ББК 80.81 Р62 ОТ СОСТАВИТЕЛЯ Р62 Рождественский Ю.В. Общая филология. — М.: Фонд "Новое тысячелетие", 1996.— 326 с. Редактор-составитель Яхненко В.В. ISBN 5-86947-0I9-6 В п|хм'мм«гмой чита1елк> khmic Ю В Рождественского определяется предмет общей 1'н и 'I......' ......питой научной дисциплины гуманитарного профиля. Общая |н ......i * се*.» ► люченме знания для понимания закономерно- стей pu in» 11 и рп - иii.iiKHiей словесности в разных типах культур на всем npoiN*' пни . 14H' i щи шиш человеческом цивилизации. Дйннаа мш1« > , гсовама иудсшам филологического профиля, а также всем, xioHinqxiyriv* и|»>ОЛ(мамм i уманитарного знания. В предлагаемую читателю книгу акад. Ю.В. Рождественского вошли избранные работы по общей филологии. Выбор работ определялся, во-первых, потребностью в более полной публикации, и, во-вторых, принципиальным характером сочинений. Статья "Язык в семантическом информационном процессе" описывает ключевые проблемы общей филологии, тесно связанные с современными задачами общественно-языковой практики нашей страны. Это как бы предисловие к основному обширному тексту, давшему название всей книге — "Общая филология". Основной текст представляет собой новую редакцию, расширенную и исправленную, книги автора, ранее опубликованной в сокращенном виде под названием "Введение в общую филологию" (М.1979.) и ставшей уже библиографической редкостью. В качестве приложения помещена статья "Теория языка и проблема существования языка", в которой раскрывается методология общей филологии как самостоятельной научной дисциплины. Избранные работы по общей филологии акад. Ю.В.Рождественского выходят в свет в год 70-летия автора, многолетние плодотворные труды которого создали целое направление в отечественной филологии. В.В.Яхненко ISBN V ББК 80.81 © Рождественский Ю.В., 1996 ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ. ЯЗЫК В СЕМАНТИЧЕСКОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ (ПРОБЛЕМА РЕЧИ И ДЕЙСТВИЯ) Термин "информация" далек от однозначного понимания: в математике и кибернетике он означает, с одной стороны, снятие неопределенности, с другой,— негэнтропию, т.е. процессы, противоположные рассеянию энергии; в естественных науках этот термин применяется редко и обычно связан с изучением структурирования материи. В гуманитарных науках под информацией понимают результаты деятельности мыслящей материи, закрепленные в семиотических системах. Вот почему такая информация получила название семантической информации. Все то, что создано человеческим замыслом и закреплено в знаковой форме, сохранено в ней, передано, принято, усвоено другими людьми как результат деятельности мысли, принято называть семантической информацией. Семантическая информация — важнейший признак общества как собрания мыслящих существ, объединяющий и разделяющий общества и их части. Семантическая информация создается, передается, накапливается, распределяется и хранится по общественным законам. Семантическая информация влияет на деятельность людей. Это влияние касается всех сторон деятельности людей. Так, для того чтобы продолжить себя в потомстве, человек должен заключить брак. Это значит, надо устроить мельчайшую ячейку общества, а для того вести надлежащие переговоры, пройти соответствующий обряд, перейти в категорию семейных людей и т.п., и все это опираясь на обычаи, нравственные и юридические нормы и общественные установления, свойственные культуре данного общества. Сходным образом семантическая информация регистрирует рождение, отмечает социальное положение человека и его изменения (в разных обществах ценимые по разным критериям), болезнь, смерть и характер памяти о человеке. Труд человека тоже невозможен без организации. Эта организация охватывает человека со стороны той общественной структуры, в которой он трудится: род, семья, коллектив, сословие, общество, государство и т.д. Все это освещается семантической инфор- мацией. Разделение труда: труд бытовой, сельскохозяйственный, ремесленный, промышленный, строительный, семиотически-управленческий, торговый, творчески-умственный в области науки и искусств и т.д.— организуется семантической информацией. Так, например, прежде чем состоится какой-либо обмен, необходимо знать, что именно и как будет обменено, прежде чем ввести деньги или род валюты (сами по себе являющиеся разновидностью социальной семантической информации), необходимо через речь установить ее стоимостное содержание и форму денег. Культура физическая, материальная и духовная создаются, отбираются, хранятся и используются также лишь благодаря семантической информации. Благодаря семантической информации человеку становится доступным любой вид культуры как накопленной, сберегаемой и используемой обществом семантической информации. Принятие творческого решения в значительной мере зависит от объема и характера семантической информации: чем она полнее и систематичнее, тем с большим основанием принимается решение, формулируется и реализуется его замысел и оцениваются результаты принятия решения. Семантическая информация охватывает общество, обеспечивает общественное производство, с одной стороны, его состав (классы, слои, прослойки и т.п.) и их интересы, выступающие как идеология, с другой. Семантическая информация требует затрат времени и труда. Доля этого времени и труда растет с ростом и усложнением общества. В настоящее время труд, затрачиваемый отдельным человеком на семантическую информацию, стал столь велик, что вступает в конкуренцию с долей времени, затрачиваемого на производительный труд, на семью, на отдых и другие занятия. Рост семантической информации объясняется прежде всего усложнением всех видов труда и соответствующей этому социальной структуры. Современный человек затрачивает на семантическую информацию значительно больше времени, чем в прошлом: возрос объем обучения всех видов и время обучения, возрос объем оперативной информации, которую человек черпает из всех видов устной речи, документов, книг и массовой коммуникации, одновременно возрос объем культурной информации, которую человек черпает из посещения театров, музеев, стадионов, из туризма и т.п. Объем семантической информации таков, что требует от человека большей продолжительности активной жизни, а также умения переключаться с одного вида деятельности на другой, с одной разновидности труда на другую. Это значит, что человеку предъявляются требования искусно распорядиться своим временем, уметь сделать должный выбор необходимой семантической информации, правильно и быстро ее освоить и применить с должным Отсюда человек предъявляет к обществу требование снабдить tr<* необходимой семантической информацией, снабдить в нужное ■|ч мц и и такой форме, когда информация была бы уместной и вос-М| имасмой легко, полностью и с удобством, с тем чтобы потра-III11 мл поиск семантической информации минимум времени, чтобы о|о<>рнм> нужное с должным эффектом и быстро и полностью вос-И|м1пчп.. осмыслить и применить эту семантическую информацию. Ч' иск начинает ценить блага общества еще по одному критерии ■ - информативной обеспеченности личности, информативного ршмообразия жизни и информативной защищенности существования члена общества СВ Неверов описал так называемую "теорию языкового существования", развиваемую в японской филологии. По данным С И Неверова, в этот предмет японские филологи включают также тмрение времени, которое человек тратит на речевую деятельна к.. )то измерение ведется дифференцированно по видам речи — устная речь, письменная речь и т.д., и по видам речевых действий (р.мюворы дома, приготовление школьных заданий, болтовня на у пще, писание писем, чтение писем, чтение газет и т.п.). Дифференцируются также разные группы населения по возрасту, полу, роду Ш1ЯТИЙ, состоянию и т.п. Благодаря этим измерениям удается по-i i роить сводные характеристики разных социальных категорий населения Японии по объему и типу их речевой нагрузки. Одновременно с этим подвергается анализу сама речь, прежде Hcci о с точки зрения ее филологической организации, т.е. ее уместности, объема, доступности содержания, времени создания и получения, а потом с точки зрения ее языковой организации: объема словаря, применяемого в разных видах речи, характера произношения и графики, типов грамматических конструкций. Из этих двух родов данных делаются два рода выводов. Во-первых, в Японии уже перешли к массовому обучению наиболее |ффективным речевым действиям всех видов: построению и восприятию устной речи в разных ситуациях, построению письменной речи и искусству чтения, умения пользоваться массовой коммуникацией. Во-вторых, нормируется графика, фонетика и словарь, нормируется и объем школьного словаря. Все это делается с ориентацией на установление и поддержание верных речевых отношений между людьми, развитие правил вежливости во всех видах речевого общения. В США с начала XX в. и особенно после второй мировой нойны организованно развиваются исследования в области учебного предмета, который стали называть термином Speech ("Речь"). )тот предмет, как предмет научного исследования и преподавания в школе, прежде всего, в высшей, содержит следующие части: пра- \\ вильное и красивое произношение и декламация, основные положения риторики, традиционно принятой в обучении в США, и обучение риторической практике, включая и новейшую, такую как ведение диспутов, собраний и т.п., основы психологии речи, обучение правилам восприятия устной и письменной речи, а также правилам создания разных видов речи, обучение правилам социального устройства речевых коммуникаций и их соотношения с культурой. Изучение "языкового существования" в Японии и исследования по "Речи" в США преследуют по сути дела одну цель — дать члену общества определенные умения и навыки эффективного пользования социальной семантической информацией в ее речевой форме. В этих работах рассматривается социальная структура семантической информации, однако обычно игнорируются вопросы защиты личности от недолжного действия социальной информации, права личности на защиту от дезинформации (кроме ложной рекламы и диффамации), права на обеспеченность информацией и т.п. В то же время защищаются военные, политические и коммерческие секреты. Развивается криптография и дешифровка. Частная жизнь может стать предметом шпионажа, получает распространение промышленный шпионаж. Реклама в средствах СМИ формирует моду на еду, одежду, транспорт, жилище. Целенаправленные попытки решения проблем социальной информации в России и СССР приходятся на время революционного преобразования общества и связываются с явлением т.н. тоталитаризма. Полезно рассмотреть, хотя бы в сжатой форме, его истоки. В результате преобразовательной деятельности В.И.Ленина и его сторонников в сфере социальной информации: 1. Изменяется отношение к содержанию и применению речи. Речь как носитель семантической информации монополизируется государством, чтобы стать двигателем во всех областях общественной жизни, производства и культуры. Возникает новый критерий оценки содержания речи: а) речь, направленная на общее благо и прогресс общественной, производственной и культурной жизни; б) речь, не направленная на это, содержащая разные виды добросовестных заблуждений, неверные и неточные сведения, а также намеренный обман и дезинформацию. Верная речь основывается, как тогда полагали, на знании законов общественного развития, т.е. знании законов науки (общественной и естественной), и на точном знании и объективном, непредвзятом истолковании реального положения дел. Верная речь должна быть, кроме того, действенной, т.е. своевременно доведена до максимально широкой аудитории, доступной однозначному и ясному пониманию, мобилизующей на конкретные действия, расширяющей и углубляющей понимание положения дел каждым человеком. 2. Первым условием, обеспечивающим появление такой речи, является подготовленная аудитория. Чем выше культурный уровень 8 аудитории, чем глубже ее знания, тем более широкие возможности получения и использования семантической информации. Вот почему стало необходимым развитие образования всех степеней от ликвидации безграмотности до постоянного совершенствования всех форм обучения. Идеалом становится тот случай, когда люди, за вычетом общественно необходимого времени на обучение, учатся всю жизнь, совмещая учебу с трудом. 3. Вторым условием, как тогда полагали, является максимально полное удовлетворение населения необходимой информацией. Эта информация должна быть трех видов: культурная информация, формирующая общую подготовку людей (для этого развертывается сеть библиотек, читален, театров, филармоний, системы художественной самодеятельности и др. подобных культурных учреждений, а в массовую информацию вводится пропаганда усвоения общекультурной информации); оперативная информация, т.е. информация, необходимая для ориентации и вынесения решений в данный момент; специальная информация, т.е. информация, связанная с конкретной деятельностью человека и имеющая как культурную (в специальной сфере), так и оперативную (в этой же сфере) компоненты. От того, насколько более полно удовлетворяется человек этими тремя видами информации, зависит его подготовка в вынесении творческих решений. 4. Третьим условием верной речи считалось развитие демократических форм жизни: участие людей в коллективном вынесении решений (партийных, государственных, профсоюзных, кооперативных, производственных, женских, молодежных, бытовых, в разных их видах — от охраны общественного порядка до организации общежития). Создание самоуправления во всех сферах предполагает, в свою очередь, организацию собраний для вынесения коллективных решений, их обсуждения, принятия и т.д. 5. Четвертое условие верной речи — разделение речи по сферам общения, отсутствие взаимных помех в содержании, когда одна речь в одной сфере общения противоречит речи в другой сфере общения и когда каждая сфера общения полностью развивает присущую данной сфере общения сферу содержания. Это обеспечивалось единством идеологии. Разномыслие приносилось в жертву этому единству. 6. Пятым условием верной речи справедливо считалось совершенное владение языком и мастерское речевое выражение в понятных и точных формах. Для этой цели привлекаются дополнительно развивающиеся семиотические средства: кино, диаграммы, таблицы, расчеты, фотографии, звукозаписи и т.п. Задача создания всех перечисленных условий формирует необходимость в общем для всех и совершенно устроенном языке, обладающем способностью как соединять в одно целое лю^й во всех сферах общения, так и легко переходить в сферы специального общения. Для этой цели развивается также техника и технология речи, такие средства как усиление громкости речи, увеличение дальности речи, механизация письма, развитие типографского дела и т.д. и т.п. Вне этих условий нельзя было достигнуть верной речи, нельзя было достигнуть единства общества, т.к. выпадение хотя бы одного из условий приводит к невозможности полно реализовать объединяющую речь, а это в свою очередь ведет к оживлению предрассудков, темных верований, искажению нравственности, ослаблению активности людей в личной, общественной, производственной, культурной сферах, а через это ослабляется развитие физической и материальной культуры народа. Это значит, что интенсификация производства, активизация общественной жизни, как полагали РСДРП, КПР, ВКП(б) во многом зависели от единства в устроении семантической информации советского общества. Это и есть тоталитаризм. Однако изменение содержания и роли речевого общения поставило несколько кардинальных проблем. Первым вопросом является проблема техники и технологии речи. Классическая устная, письменная речь и книгопечатание являются ограниченными в досягаемости, темпах, распределении и хранении речи. XX в. внес в технику речи целую серию усовершенствований. Сюда относится пишущая машинка, телеграф, копировальные устройства, радио, кино и фотография, голография, разные виды звукозаписи, новые виды печатного производства (в частности, плоская печать, ротационные машины, фотонабор, электронный набор), телевидение, ЭВМ и т.п. Техника речи требует развития двух видов технологий. К первому виду технологий относится промышленная технология, т.е. обеспечение массового и дешевого введения этой техники в производство и ее использование. Ко второму виду технологии относится разработка знаковой стороны сообщений. Речь начинает эффективно сочетаться с музыкой, всеми видами изображений, математической символикой всех видов, а также становится возможным автоматическое калькулирование элементов речи и иных семиотических систем, сопутствующих ей. Эффективная эксплуатация техники речи зависит не только от промышленной технологии, но и от семиотической технологии. Русские футуристы ясно чувствовали эту проблему и делали попытки перейти к широкой практике создания новой семиотической технологии. Их опыт в этой отношении весьма ценен. Однако большой ошибкой русских футуристов был недоучет историко-культурной стороны создаваемых технологий. Эта слабость опытов футуристов показала, что при создании семиотических технологий необходима полная эксплуатация культурных ресурсов. Забвение и недоучет |
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы стилистики и риторики»... Направление — 031000. 62, направление подготовки – «Филология» Форма подготовки: Очная |
Исполнители Дымкин Г. Я., Рождественский С. А этинген И. З Разработано федеральным государственным унитарным предприятием "Научно-исследовательский институт мостов и дефектоскопии Федерального... |
||
Основная образовательная программа магистратуры, реализуемая вузом... |
Профиль «Вьетнамско-китайская филология» Научный кандидат филологических... Охватываете небо и землю. Здоровье стариков и молодых зависит только от Вас |
||
Бакалавра (Профиль: Тюркская филология ) Научный к филол н., Образцов... Приложение Рассказ «Beyaz Mantolu Adam» («Человек в белом манто») – текст и перевод |
Merry Christmas Рождественский утренник для учащихся 2-4 классов Цель праздника Цель праздника – создание дополнительной мотивации и поддержание интереса к изучению английского языка, стимуляция лингвистической... |
||
Программы вступительного испытания «Иностранный язык (английский)» Филологический факультет, кафедру германской филологии на направление 45. 04. 01 Филология ( "Английский язык и литература англоязычных... |
Юрий Викторович Щербатых Общая психология введение Учебный предмет «Общая психология» характеризуется рядом особенностей, создающих некоторые трудности в процессе преподавания |
||
Общая биология Костерин О. Э. Общая биология: Курс лекций для психологов. Учебное пособие. – 2-е изд., испр и доп. / Новосибирск: Новосиб гос ун-т.,... |
Организационная структура кафедры «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (сокращенное наименование ти (ф) свфу) (далее институт), осуществляющей... |
||
Пояснительная записка Роль и место дисциплины Иностранный язык (в том числе английский) как учебный предмет наряду с родным языком и литературой входит в образовательную область... |
Н. С. Кузнецова, Н. А. Шайдорова практикум по стилистике английского... Иностранный язык с дополнительной специальностью с учетом рекомендаций, данных в разделе «Стилистика английского языка» Программы... |
||
Учебно-методический комплекс дисциплины история литературы и культуры... Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального... |
Рабочая учебная программа повышения квалификации врачей по специальности... Образовательного стандарта послевузовской профессиональной подготовки специалистов с высшим медицинским образованием по специальности... |
||
Рабочая программа иностранный язык (английский язык) 8 класс С введением Государственного стандарта основного общего образования от 2001 года английский язык входит в образовательную область... |
Техническое задание На поставку Комплекта оборудования для лабораторного... Комплект оборудования для лабораторного практикума «Общая Физика» (Код окдп 3695360) |
Поиск |