Пояснительная записка основной образовательной программы дошкольного образования мбдоу чановский «Детский сад №5»


Скачать 1.67 Mb.
Название Пояснительная записка основной образовательной программы дошкольного образования мбдоу чановский «Детский сад №5»
страница 1/12
Тип Пояснительная записка
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

Чановский детский сад №5

Чановского района Новосибирской области






№п/п

содержание

стр

I

Целевой раздел

4

1.

Пояснительная записка основной образовательной

программы дошкольного образования МБДОУ Чановский «Детский сад № 5»


4

1.1.

Цели и задачи реализации программы дошкольного образования

5

1.2.

Принципы и подходы к реализации программы

6

1.3.

Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.

6

1.3.1.

Возрастные особенности развития детей раннего и дошкольного возраста.

7-12

1.3.2.

Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении.

12-14

1.3.3.

Особенности осуществления образовательного процесса.

14-15

2.

Планируемые результаты освоения программы

15-23

II

Содержательный раздел

24

2.1.

Образовательная деятельность в соответствии с образовательными областями с учетом используемых в ДОУ программ и методических пособий, обеспечивающих реализацию данных программ.


24

2.1.1.

Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие»

24-26

2.1.2.

Образовательная область «Познавательное развитие»

26-30

2.1.3.

Образовательная область «Речевое развитие»


30-31

2.1.4.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»


31-33

2.1.5.

Образовательная область «Физическое развитие»


33-35

2.2.

Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы в образовательной деятельности


35-41

2.2.1

Способы и направления поддержки детской инициативы

41-42

2.2.2.

Формы работы с детьми по образовательным областям

42-54

2.3

Сведения о дополнительном образовании

Дополнительное образование (часть формируемая участниками образовательных отношений)


54-57

2.4

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников


57-59

2.5

Взаимодействие ДОУ и социума


59-60

III

Организационный раздел

61

3.1

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей


64-64

3.2.

Организация жизнедеятельности воспитанников МБДОУ Чановский детский сад № 5


64-65

3.3

Проектирование образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями, состоянием здоровья

65-76

3.4.

Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

76-91

3.5.

Система физкультурно-оздоровительной работы

91-95

3.6.

Организация развивающей предметно-пространственной среды

95-102

3.7.

Взаимодействие ДОУ и школы

102-107

3.8.

Кадровые условия реализации программы

107-108


I. Целевой раздел
1. Пояснительная записка.

Основная образовательная программа МБДОУ Чановский детский сад № 5 разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию:

- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Минестерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»).

- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05. 2013 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

- приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08. 2013 №1014

«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – дошкольного образования»;

Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных и индивидуальных психологических и физиологических особенностей.

Программа направлена на создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его личного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности, на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Общие сведения о ДОУ

Полное наименование бюджетного учреждения: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Чановский детский сад № 5.

Официальное сокращенное наименование бюджетного учреждения: МБДОУ Чановский детский сад №5.

Тип - дошкольное образовательное учреждение.

Вид - детский сад общеразвивающего вида

Место нахождения учреждения: Новосибирская область Чановский район р.п. Чаны ул. Заводская д.21

Почтовый адрес: 632201 Новосибирская область Чановский район, р.п. Чаны, ул. Заводская, 21

ДОУ осуществляет свою образовательную, правовую, хозяйственную деятельность на основе законодательных нормативных документов:

- Устав ДОУ разработан в соответствии Гражданским кодексом РФ,

- Законом «Об образовании»,

-Типовым положением о дошкольном образовании, учреждении, утверждённым постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 г. № 666 утверждён постановлением главы Чановского района Новосибирской области от «02» марта 2009 г. № 159.

- Лицензия на право осуществления образовательной деятельности серия 54 Л 01 № 0000179, регистрационный номер №7795 от 28.09.12 г. Представлена на основании приказа Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области от 28.09.2013 № 1499-Л


  1. Цели и задачи реализации Программы


Цель программы: создание благоприятных условий для полноценного проживания детьми дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Задачи:

  • забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

  • создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

  • максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;

  • вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

  • единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;

1.2. Принципы и подходы к формированию Программы

Основой для построения программы является культурно- исторический и системно - деятельностный подходы к развитию ребенка, являющиеся методологией ФГОС.

Программа:

1. соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

2.сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;

3.обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;

4.строется с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

5.основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

6.предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

7.предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми, где ведущим видом их деятельности является игра;

8.строится с учётом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.

1.3. Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.

Основными участниками реализации программы являются: дети дошкольного возраста, родители (законные представители), педагоги.

Содержание Программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей, воспитывающихся в образовательном учреждении.

1.3.1.Возрастные особенности развития детей раннего и дошкольного возраста.

Возрастные особенности развития детей  от 1 года до 2 лет

На втором году жизни развивается самостоятельность детей, формируется предметно-игровая деятельность, появляются элементы сюжетной игры. Общение с взрослым носит ситуативно-деловой характер, затем характер делового сотрудничества. Совершенствуются восприятие, речь, наглядно-действенное мышление, чувственное познание действительности.

Для детей второго года жизни характерна высокая двигательная активность.

В разных видах деятельности обогащается сенсорный опыт. С помощью взрослого ребенок упражняется в установлении сходства и различий между предметами, имеющими одинаковые названия (большой красный мяч — маленький синий мяч, большой белый мишка — маленький черный мишка и т. д.).

При обучении и правильном подборе игрового материала дети осваивают действия с разнообразными игрушками: разборными (пирамиды, матрешки и др.), строительным материалом и сюжетными игрушками (куклы с атрибутами к ним, мишки). Эти действия ребенок воспроизводит по подражанию после показа взрослого. Постепенно из отдельных действий складываются «цепочки», и малыш учится доводить предметные действия до результата: заполняет колечками всю пирамиду, подбирая их по цвету и размеру, из строительного материала возводит по образцу, а затем по памяти забор, паровозик, башенку и другие несложные постройки.

Значительные перемены происходят и в действиях с сюжетными игрушками. Дети начинают переносить разученное действие с одной игрушкой (кукла) на другие (мишки, зайки); они активно ищут предмет, необходимый для завершения действия (одеяло, чтобы уложить куклу спать, мисочку, чтобы накормить мишку).

На втором году жизни из отдельных действий складываются элементы деятельности, свойственной дошкольному детству: предметная с характерным для нее сенсорным уклоном, конструктивная и сюжетная игра. В предметной деятельности появляются соотносящие и орудийные действия. Успехи в развитии предметно-игровой деятельности сочетаются с ее неустойчивостью. Имея возможность приблизиться к любому предмету, попавшему в поле зрения, ребенок бросает то, что держит в руках, и устремляется к нему. Постепенно он с помощью взрослого учится доводить начатое дело до конца, добиваясь результата.

Второй год жизни — период интенсивного формирования речи. Связи между предметом, действием и словами, их обозначающими, формируются в 6–10 раз быстрее, чем в конце первого года жизни. Дети усваивают названия предметов, действий, обозначения некоторых качеств и состояний.

Важным приобретением речи и мышления является формирующаяся на втором году жизни способность обобщения. Слово в сознании ребенка начинает ассоциироваться не с одним предметом, а обозначать все предметы, относящиеся к этой группе, несмотря на различия по цвету, размеру и даже внешнему виду (кукла

большая и маленькая, голышом и одетая, кукла-мальчик и кукла-девочка). Способность обобщения позволяет детям узнавать предметы, изображенные на картинке. Активный словарь на протяжении года увеличивается неравномерно. К полутора годам он равен примерно 20–30 словам. После 1 года 8–10 месяцев происходит скачок, развивается активно используемый словарь. В нем много глаголов и существительных, встречаются простые прилагательные и наречия (тут, там, туда и т. д.), а также предлоги. К полутора годам в высказываниях детей появляются двухсловные предложения, а в конце второго года обычным становится использование трех-, четырехсловных предложений.

Ребенок старше полутора лет активно обращается к взрослым с вопросами. Дети учатся выполнять словесные просьбы взрослого в пределах видимой, наглядной ситуации.

На втором году жизни ребенок усваивает имена взрослых и детей, с которыми общается повседневно, а также некоторые родственные отношения (мама, папа, бабушка). Он понимает элементарные человеческие чувства, обозначаемые словами «радуется», «сердится», «испугался», «жалеет». В речи появляются оценочные суждения: «плохой», «хороший», «красивый».

Совершенствуется самостоятельность детей в предметно-игровой деятельности и самообслуживании. Малыш постепенно овладевает умением самостоятельно есть любую пищу, умываться и мыть руки, приобретает навыки опрятности, аккуратности.

Расширяется ориентировка в ближайшем окружении. Знание того, как называются части помещения группы (мебель, одежда, посуда), помогает ребенку выполнять несложные (состоящие из одного, а к концу года из 2–3 действий) поручения взрослых. Постепенно он привыкает соблюдать элементарные правила поведения, обозначаемые словами «можно», «нельзя», «нужно». Общение с взрослым носит деловой, объектно-направленный характер.

На втором году закрепляется и углубляется деловое сотрудничество с взрослым, потребность общения с ним по самым разным поводам. При этом к двум годам дети постепенно переходят от языка жестов, мимики, выразительных звукосочетаний к выражению просьб, желаний, предложений с помощью слов и коротких фраз. Так речь становится основным средством общения с взрослым, хотя в этом возрасте ребенок охотно говорит только с близкими, хорошо знакомыми ему людьми.

На втором году жизни между детьми сохраняется и развивается тип эмоционального взаимообщения. Они самостоятельно играют друг с другом (по двое-трое) в разученные ранее при помощи взрослого игры («Прятки», «Догонялки»).

Однако опыт взаимообщения у детей невелик, и основа его еще не сформирована. Имеет место непонимание со стороны предполагаемого партнера. Ребенок может расплакаться и даже ударить жалеющего его. Он активно протестует против вмешательства в свою игру.

Взаимообщение детей в течение дня возникает, как правило, в предметно-игровой деятельности и режимных процессах, а поскольку предметно-игровые действия и самообслуживание только формируются, самостоятельность, заинтересованность в их выполнении следует всячески оберегать. Детей приучают соблюдать «дисциплину расстояния», и они сначала осваивают умение играть и действовать рядом, не мешая друг другу, а затем играть вместе по 2–3 человека, вести себя в группе соответствующим образом: не лезть в тарелку соседа, подвинуться на диванчике, чтобы мог сесть еще один ребенок, не шуметь в спальне и т. д. При этом они пользуются простыми словами: «на» («возьми»), «дай», «пусти», «не хочу» и др.

Одним из главных приобретений второго года жизни можно считать совершенствование основных движений, особенно ходьбы. Подвижность ребенка порой даже мешает ему сосредоточиться на спокойных занятиях.

Наблюдается быстрое и разноплановое развитие предметно-игрового поведения, благодаря чему к концу пребывания детей во второй группе раннего возраста у них формируются компоненты всех видов деятельности, характерных для периода дошкольного детства.

Происходит быстрое развитие разных сторон речи и ее функций. Хотя темп развития понимания речи окружающих по-прежнему опережает умение говорить, в конце второго года активный словарь состоит уже из 200–300 слов. С помощью речи можно организовать поведение ребенка, а речь самого малыша становится основным средством общения с взрослым.

С одной стороны, возрастает самостоятельность ребенка во всех сферах жизни, с другой — он осваивает правила поведения в группе (играть рядом, не мешая другим, помогать, если это понятно и несложно). Все это является основой для развития в будущем совместной игровой деятельности.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Похожие:

Пояснительная записка основной образовательной программы дошкольного образования мбдоу чановский «Детский сад №5» icon Пояснительная записка основной образовательной программы дошкольного...
Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования
Пояснительная записка основной образовательной программы дошкольного образования мбдоу чановский «Детский сад №5» icon Рабочая программа по реализации Основной образовательной программы...
Фгос до и примерной основной образовательной программой дошкольного образования «Радуга» ( М., Просвещение, 2014г, авторы: С. Г....
Пояснительная записка основной образовательной программы дошкольного образования мбдоу чановский «Детский сад №5» icon Основной образовательной программы мбдоу «Детский сад №7 комбинированного...
Пояснительная записка: цели и задачи реализации программы, принципы и подходы к формированию Программы, характеристики особенностей...
Пояснительная записка основной образовательной программы дошкольного образования мбдоу чановский «Детский сад №5» icon Пояснительная записка 3 1 Цели и задачи деятельности доу по реализации...
Мбдоу «Зубово-Полянский детский сад №6 «Березка» комбинированного вида», содержание образования, формы организации деятельности детей...
Пояснительная записка основной образовательной программы дошкольного образования мбдоу чановский «Детский сад №5» icon Пояснительная записка 5 Цели и задачи деятельности мбдоу по реализации...
Принципы и подходы к формированию основной образовательной программы дошкольного образования
Пояснительная записка основной образовательной программы дошкольного образования мбдоу чановский «Детский сад №5» icon Пояснительная записка 5 Цели и задачи деятельности мбдоу по реализации...
Принципы и подходы к формированию основной образовательной программы дошкольного образования
Пояснительная записка основной образовательной программы дошкольного образования мбдоу чановский «Детский сад №5» icon Пояснительная записка Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное...
Принципы и подходы к формированию основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования 8
Пояснительная записка основной образовательной программы дошкольного образования мбдоу чановский «Детский сад №5» icon Пояснительная записка Введение Программа спроектирована с учетом...
Описание планируемых результатов освоения программы
Пояснительная записка основной образовательной программы дошкольного образования мбдоу чановский «Детский сад №5» icon Пояснительная записка рабочая программа группы раннего возраста разработана...
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки...
Пояснительная записка основной образовательной программы дошкольного образования мбдоу чановский «Детский сад №5» icon Паспорт программы 4 Раздел 1 Введение 6 1 Общие сведения о доу 6
...
Пояснительная записка основной образовательной программы дошкольного образования мбдоу чановский «Детский сад №5» icon Пояснительная записка Дошкольное образовательное учреждение является...
Основной образовательной программой в мбдоу «Детский сад №90 «Крепыш» в настоящее время является
Пояснительная записка основной образовательной программы дошкольного образования мбдоу чановский «Детский сад №5» icon Пояснительная записка основной образовательной программы дошкольного...
Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие,...
Пояснительная записка основной образовательной программы дошкольного образования мбдоу чановский «Детский сад №5» icon Пояснительная записка рабочая программа коррекционно-развивающей работы в гр
«Солнечные лучики» разработана на основе: «Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования гбдоу детский...
Пояснительная записка основной образовательной программы дошкольного образования мбдоу чановский «Детский сад №5» icon Пояснительная записка к основной общеобразовательной программе дошкольного...
Цели и задачи деятельности мадоу – д/с №44 по реализации основной общеобразовательной программы
Пояснительная записка основной образовательной программы дошкольного образования мбдоу чановский «Детский сад №5» icon Основная общеобразовательная программа дошкольного образования мбдоу...
Содержание основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее – Программа)
Пояснительная записка основной образовательной программы дошкольного образования мбдоу чановский «Детский сад №5» icon Пояснительная записка Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное...
...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск