Скачать 1.67 Mb.
|
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение Чановский детский сад №5 Чановского района Новосибирской области
I. Целевой раздел 1. Пояснительная записка. Основная образовательная программа МБДОУ Чановский детский сад № 5 разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию: - Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Минестерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»). - Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05. 2013 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» - приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08. 2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – дошкольного образования»; Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных и индивидуальных психологических и физиологических особенностей. Программа направлена на создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его личного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности, на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. Общие сведения о ДОУ Полное наименование бюджетного учреждения: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Чановский детский сад № 5. Официальное сокращенное наименование бюджетного учреждения: МБДОУ Чановский детский сад №5. Тип - дошкольное образовательное учреждение. Вид - детский сад общеразвивающего вида Место нахождения учреждения: Новосибирская область Чановский район р.п. Чаны ул. Заводская д.21 Почтовый адрес: 632201 Новосибирская область Чановский район, р.п. Чаны, ул. Заводская, 21 ДОУ осуществляет свою образовательную, правовую, хозяйственную деятельность на основе законодательных нормативных документов: - Устав ДОУ разработан в соответствии Гражданским кодексом РФ, - Законом «Об образовании», -Типовым положением о дошкольном образовании, учреждении, утверждённым постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 г. № 666 утверждён постановлением главы Чановского района Новосибирской области от «02» марта 2009 г. № 159. - Лицензия на право осуществления образовательной деятельности серия 54 Л 01 № 0000179, регистрационный номер №7795 от 28.09.12 г. Представлена на основании приказа Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области от 28.09.2013 № 1499-Л
Цель программы: создание благоприятных условий для полноценного проживания детьми дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Задачи:
1.2. Принципы и подходы к формированию Программы Основой для построения программы является культурно- исторический и системно - деятельностный подходы к развитию ребенка, являющиеся методологией ФГОС. Программа: 1. соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; 2.сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости; 3.обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников; 4.строется с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей; 5.основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; 6.предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; 7.предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми, где ведущим видом их деятельности является игра; 8.строится с учётом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой. 1.3. Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста. Основными участниками реализации программы являются: дети дошкольного возраста, родители (законные представители), педагоги. Содержание Программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей, воспитывающихся в образовательном учреждении. 1.3.1.Возрастные особенности развития детей раннего и дошкольного возраста. Возрастные особенности развития детей от 1 года до 2 лет На втором году жизни развивается самостоятельность детей, формируется предметно-игровая деятельность, появляются элементы сюжетной игры. Общение с взрослым носит ситуативно-деловой характер, затем характер делового сотрудничества. Совершенствуются восприятие, речь, наглядно-действенное мышление, чувственное познание действительности. Для детей второго года жизни характерна высокая двигательная активность. В разных видах деятельности обогащается сенсорный опыт. С помощью взрослого ребенок упражняется в установлении сходства и различий между предметами, имеющими одинаковые названия (большой красный мяч — маленький синий мяч, большой белый мишка — маленький черный мишка и т. д.). При обучении и правильном подборе игрового материала дети осваивают действия с разнообразными игрушками: разборными (пирамиды, матрешки и др.), строительным материалом и сюжетными игрушками (куклы с атрибутами к ним, мишки). Эти действия ребенок воспроизводит по подражанию после показа взрослого. Постепенно из отдельных действий складываются «цепочки», и малыш учится доводить предметные действия до результата: заполняет колечками всю пирамиду, подбирая их по цвету и размеру, из строительного материала возводит по образцу, а затем по памяти забор, паровозик, башенку и другие несложные постройки. Значительные перемены происходят и в действиях с сюжетными игрушками. Дети начинают переносить разученное действие с одной игрушкой (кукла) на другие (мишки, зайки); они активно ищут предмет, необходимый для завершения действия (одеяло, чтобы уложить куклу спать, мисочку, чтобы накормить мишку). На втором году жизни из отдельных действий складываются элементы деятельности, свойственной дошкольному детству: предметная с характерным для нее сенсорным уклоном, конструктивная и сюжетная игра. В предметной деятельности появляются соотносящие и орудийные действия. Успехи в развитии предметно-игровой деятельности сочетаются с ее неустойчивостью. Имея возможность приблизиться к любому предмету, попавшему в поле зрения, ребенок бросает то, что держит в руках, и устремляется к нему. Постепенно он с помощью взрослого учится доводить начатое дело до конца, добиваясь результата. Второй год жизни — период интенсивного формирования речи. Связи между предметом, действием и словами, их обозначающими, формируются в 6–10 раз быстрее, чем в конце первого года жизни. Дети усваивают названия предметов, действий, обозначения некоторых качеств и состояний. Важным приобретением речи и мышления является формирующаяся на втором году жизни способность обобщения. Слово в сознании ребенка начинает ассоциироваться не с одним предметом, а обозначать все предметы, относящиеся к этой группе, несмотря на различия по цвету, размеру и даже внешнему виду (кукла большая и маленькая, голышом и одетая, кукла-мальчик и кукла-девочка). Способность обобщения позволяет детям узнавать предметы, изображенные на картинке. Активный словарь на протяжении года увеличивается неравномерно. К полутора годам он равен примерно 20–30 словам. После 1 года 8–10 месяцев происходит скачок, развивается активно используемый словарь. В нем много глаголов и существительных, встречаются простые прилагательные и наречия (тут, там, туда и т. д.), а также предлоги. К полутора годам в высказываниях детей появляются двухсловные предложения, а в конце второго года обычным становится использование трех-, четырехсловных предложений. Ребенок старше полутора лет активно обращается к взрослым с вопросами. Дети учатся выполнять словесные просьбы взрослого в пределах видимой, наглядной ситуации. На втором году жизни ребенок усваивает имена взрослых и детей, с которыми общается повседневно, а также некоторые родственные отношения (мама, папа, бабушка). Он понимает элементарные человеческие чувства, обозначаемые словами «радуется», «сердится», «испугался», «жалеет». В речи появляются оценочные суждения: «плохой», «хороший», «красивый». Совершенствуется самостоятельность детей в предметно-игровой деятельности и самообслуживании. Малыш постепенно овладевает умением самостоятельно есть любую пищу, умываться и мыть руки, приобретает навыки опрятности, аккуратности. Расширяется ориентировка в ближайшем окружении. Знание того, как называются части помещения группы (мебель, одежда, посуда), помогает ребенку выполнять несложные (состоящие из одного, а к концу года из 2–3 действий) поручения взрослых. Постепенно он привыкает соблюдать элементарные правила поведения, обозначаемые словами «можно», «нельзя», «нужно». Общение с взрослым носит деловой, объектно-направленный характер. На втором году закрепляется и углубляется деловое сотрудничество с взрослым, потребность общения с ним по самым разным поводам. При этом к двум годам дети постепенно переходят от языка жестов, мимики, выразительных звукосочетаний к выражению просьб, желаний, предложений с помощью слов и коротких фраз. Так речь становится основным средством общения с взрослым, хотя в этом возрасте ребенок охотно говорит только с близкими, хорошо знакомыми ему людьми. На втором году жизни между детьми сохраняется и развивается тип эмоционального взаимообщения. Они самостоятельно играют друг с другом (по двое-трое) в разученные ранее при помощи взрослого игры («Прятки», «Догонялки»). Однако опыт взаимообщения у детей невелик, и основа его еще не сформирована. Имеет место непонимание со стороны предполагаемого партнера. Ребенок может расплакаться и даже ударить жалеющего его. Он активно протестует против вмешательства в свою игру. Взаимообщение детей в течение дня возникает, как правило, в предметно-игровой деятельности и режимных процессах, а поскольку предметно-игровые действия и самообслуживание только формируются, самостоятельность, заинтересованность в их выполнении следует всячески оберегать. Детей приучают соблюдать «дисциплину расстояния», и они сначала осваивают умение играть и действовать рядом, не мешая друг другу, а затем играть вместе по 2–3 человека, вести себя в группе соответствующим образом: не лезть в тарелку соседа, подвинуться на диванчике, чтобы мог сесть еще один ребенок, не шуметь в спальне и т. д. При этом они пользуются простыми словами: «на» («возьми»), «дай», «пусти», «не хочу» и др. Одним из главных приобретений второго года жизни можно считать совершенствование основных движений, особенно ходьбы. Подвижность ребенка порой даже мешает ему сосредоточиться на спокойных занятиях. Наблюдается быстрое и разноплановое развитие предметно-игрового поведения, благодаря чему к концу пребывания детей во второй группе раннего возраста у них формируются компоненты всех видов деятельности, характерных для периода дошкольного детства. Происходит быстрое развитие разных сторон речи и ее функций. Хотя темп развития понимания речи окружающих по-прежнему опережает умение говорить, в конце второго года активный словарь состоит уже из 200–300 слов. С помощью речи можно организовать поведение ребенка, а речь самого малыша становится основным средством общения с взрослым. С одной стороны, возрастает самостоятельность ребенка во всех сферах жизни, с другой — он осваивает правила поведения в группе (играть рядом, не мешая другим, помогать, если это понятно и несложно). Все это является основой для развития в будущем совместной игровой деятельности. |
Пояснительная записка основной образовательной программы дошкольного... Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования |
Рабочая программа по реализации Основной образовательной программы... Фгос до и примерной основной образовательной программой дошкольного образования «Радуга» ( М., Просвещение, 2014г, авторы: С. Г.... |
||
Основной образовательной программы мбдоу «Детский сад №7 комбинированного... Пояснительная записка: цели и задачи реализации программы, принципы и подходы к формированию Программы, характеристики особенностей... |
Пояснительная записка 3 1 Цели и задачи деятельности доу по реализации... Мбдоу «Зубово-Полянский детский сад №6 «Березка» комбинированного вида», содержание образования, формы организации деятельности детей... |
||
Пояснительная записка 5 Цели и задачи деятельности мбдоу по реализации... Принципы и подходы к формированию основной образовательной программы дошкольного образования |
Пояснительная записка 5 Цели и задачи деятельности мбдоу по реализации... Принципы и подходы к формированию основной образовательной программы дошкольного образования |
||
Пояснительная записка Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное... Принципы и подходы к формированию основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования 8 |
Пояснительная записка Введение Программа спроектирована с учетом... Описание планируемых результатов освоения программы |
||
Пояснительная записка рабочая программа группы раннего возраста разработана... Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки... |
Паспорт программы 4 Раздел 1 Введение 6 1 Общие сведения о доу 6 ... |
||
Пояснительная записка Дошкольное образовательное учреждение является... Основной образовательной программой в мбдоу «Детский сад №90 «Крепыш» в настоящее время является |
Пояснительная записка основной образовательной программы дошкольного... Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие,... |
||
Пояснительная записка рабочая программа коррекционно-развивающей работы в гр «Солнечные лучики» разработана на основе: «Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования гбдоу детский... |
Пояснительная записка к основной общеобразовательной программе дошкольного... Цели и задачи деятельности мадоу – д/с №44 по реализации основной общеобразовательной программы |
||
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования мбдоу... Содержание основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее – Программа) |
Пояснительная записка Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное... ... |
Поиск |