Пояснительная записка.
В настоящее время вопросы развития способностей привлекают все больше внимания. Стало очевидным, что расширившееся поле знаний, умений, навыков, которыми владеют современные дети, при обучении в школе не приносят желаемых результатов. Следовательно, необходимо позаботиться о том, чтобы сформировать у ребенка активность в познании окружающего мира, решении познавательных задач, подготовить его к сознательному получению знаний.
Педагогическая целесообразность оригами обосновывается двумя обстоятельствами: во-первых, для дошкольников характерно желание творить, а также стремление к получению быстрого результата; во-вторых, оригами обладает огромным развивающим эффектом.
Отличительной особенностью данной программы является ее синтетичность, которая проявляется в интегрировании нескольких видов деятельности: оригами, ИЗО, конструирование, музыкальные занятия, драматизация, игровая и спортивная деятельность, а также в том, что при работе по программе одновременно и гармонично используются все три основные группы методов- вербальные, визуальные и практические.
Данная программа актуальна тем, что имеет развивающую направленность и формирует восприятие на всех уровнях, позволяет достаточно легко в игровой форме добиться повышения интеллектуального уровня детей.
Цель-развитие индивидуальности и творческого потенциала детей.
Задачи:
1) Познавательные:
дать детям первоначальный круг знаний, умений, навыков по технике оригами;
расширять кругозор детей, повышать интерес к культуре Японии, Китая.
знакомить детей с историей бумагоделания;
информировать детей об особенностях поведения, среде обитания живых объектов в процессе изготовления их бумажных моделей и игр с ними.
2) Обучающие:
развивать все виды мышления через изучение культуры, искусства, технологи;
учить детей читать и составлять схемы, понимать и выполнять словесные инструкции;
учить понимать друг друга с помощью знаковой системы;
развивать творческие способности, пространственно-образное мышление, фантазию;
привлекать к изучению математики, развивать логическое мышление, знакомить со свойствами фигур и их элементами, выполнять операции с объемными фигурами.
3) Развивающие:
стимулировать развитие памяти;
способствовать развитию координации тонких движений пальцев рук под контролем мозга;
развивать способности к концентрации внимания;
развивать творческие способности в процессе игровых моментов, стимулировать создание игровых ситуаций.
4)Воспитательные:
воспитывать у детей любовь к труду и сотрудничеству;
воспитывать аккуратность и точность, способность маленькой деталью, знаком выражать глубокую мысль.
Программа рассчитана на обучение детей 3-7 лет. Занятия проводятся один раз в неделю. Продолжительность занятия определяется возрастными особенностями дошкольников:
Группа
|
Продолжительность занятия
|
Количество занятий
|
3-4 года
|
15-20 мин.
|
32
|
4-5 лет
|
15-20 мин.
|
32
|
5-6 лет
|
20-25 мин.
|
32
|
6-7 лет
|
25-30 мин.
|
32
|
Срок реализации программы-4 года.
Ожидаемые результаты.
3-4 года.
знает базовые формы;
выполняет формы самолета, кораблика.
имеет способность к трансформации созданных форм;
умеет следовать инструкциям.
умеет взаимодействовать в коллективе.
4-5 лет.
выполняет домик, голову персонажей сказок;
передает форму предметов с помощью модулей;
умеет составлять игрушки из модулей;
умет следовать словесным инструкциям;
составляет коллаж из выполненных работ;
делает свободный выбор техники использования.
5-6 лет.
умеет выполнять форму двумя способами (кирикоми-оригами, выполнение головы с последующим дорисовыванием туловища);
знаком с архитектурой и живописью Японии, садом камней;
умеет поглаживать, перегибать, складывать, вырезать ножницами.
6-7 лет.
умеет изготавливать звезду при помощи модулей;
знает культуру Японии;
умеет работать над масштабной композицией;
умет сочетать разные техники;
проводит экскурсии по выставке;
умет делать выбор соответственно своему желанию и умениям.
Формы подведения итогов: выставки, конкурсы на уровне сада, районные, открытые занятия.
Тематический план работы по оригами
3-4 года
Модуль
|
Количество занятий
|
Тема
|
1. Базовые формы
|
6
|
Что такое оригами
Треугольник
Воздушный змей
Дверь
Дверь (конверт)
Водяная бомбочка
|
2. Сказка «Заюшкина избушка»
|
4
|
Дерево
Лисенок
Зайка
Домик
|
3.Праздник «Новый год»
|
6
|
Елка
Дед Мороз
Гномик
Котик
Хрюша
Развлечение
|
4.Виды транспорта
|
4
|
Самолет
Кораблик
Кораблик (вторая схема)
Развлечение
|
5.Подарок маме
|
2
|
Тюльпан
Открытка
|
6.Обитатели леса
|
4
|
Воробей
Снегирь
Лягушонок
Бабочка
|
7. Мои домашние друзья
|
3
|
Кролик
Рыбка
Собачка
|
8.Контроль
|
3
|
Птицы
Грибок (коллективная работа)
Итоговое занятие
|
Тематический план работы по оригами
4-5 лет
Модуль
|
Количество занятий
|
Тема
|
1. Базовые формы
|
6
|
Что такое оригами
воздушный змей, дерево
Блин
Двойной треугольник
Двойной квадрат
Воздушный змей
|
2.Сказки «Кот и лиса», «Теремок»
|
8
|
Домик
Лиса и кот
Волк и лиса
Медведь
Лягушка
Мышка
Зайка
Составления коллажа «Теремок»
|
3.Праздник «Новый год»
|
7
|
Хрюша
Елка
Дерево
Дед Мороз
Гномик
Щенок
«Оригамская елка»
|
4.Воздушный и водный транспорт
|
2
|
Самолет
Парожодик
|
5. Подарок маме. Конкурсы
|
2
|
Открытка
Орнаменты
|
6. Птицы
|
2
|
Снегирь
Синица
|
7.Рыбы
|
2
|
Рыба
Морское дно (коллективная работа)
|
8.Контроль
|
3
|
Гриб
На березовой опушке(коллективная работа)
Итоговое занятие
|
Тематический план работы по оригами
5-6 лет
Модуль
|
Количество занятий
|
Тема
|
1.Базовые формы
|
1
|
Воздушный змей, блин, водяная бомбочка, двойной квадрат, дверь
|
2.Песня про львенка. Сказка о рыбаке и рыбке.
|
6
|
Львенок
Туловище львенка
Рыбка
Корыто
Дом
Петушок
|
3.Культура Японии
|
3
|
Дракон
Пагода
Сад камней
|
4.Праздник «Новый год»
|
7
|
Попугай
Звезда
Дед Мороз
Гномик
Снежинка
Медвежонок
Умка и его друзья
|
5. Водный транспорт
|
3
|
Лодка, яхта, парусник
Двутрубный пароход
Водный транспорт (коллективная работа)
|
6. Подарки близким
|
4
|
Валентинки
Открытка
Цветы участникам ВОВ
Орнаменты
|
7.Сказка П Бажова «Серебряное копытце»
|
4
|
Даренка
Кошка
Изба
Козел
|
8. Космос
|
1
|
Ракета
|
9.Природа
|
2
|
Лягушка
Журавлик
|
10. Контроль
|
1
|
Заключительное занятие (выставка работ)
|
Тематический план работы по оригами
6-7 лет
Модуль
|
Количество занятий
|
Тема
|
1.Базовые формы
|
2
|
Осенние деревья
Лиса, кот, щенок
|
2.Подготовка к Новому году
|
7
|
Гномик
Звезда
Дед Мороз
Пингвин
Пингвины на льдине (коллективная работа)
Снежки
Итоговое занятие
|
3.Культура Японии
|
8
|
Дракон
Оригамская елка (Новый год по восточному календарю)
Выставка по теме «Япония»
Пагода
Японские игрушки
Саккура
Сад камней
|
4. Подарки близким
|
3
|
Птица счастья
Валентинки
Цветы (модульные)
|
5. Коллективные работы
|
3
|
Подводный мир
Пусть всегда буду я
Криркоми-оригами
|
6. Зоопарк
|
5
|
Вольеры
Животные
Роспись вальеров
Макет зоопарка
|
7. Модуль контроля
|
4
|
Птицы прилетели
Орнаменты «Зооморфные мотивы»
Праздник «Посвящение в оригамисты»
Экскурсия на выставку детских работ(дети, родители, педагоги)
|
Содержание программы 3-4 года
Модуль
|
Занятие
|
Содержание занятия
|
1
|
1
|
Что такое оригами?
Вступительное слово воспитателя
Рассказ о свойствах бумаги. Стихотворение «Игрушки-оригамушки» Т. Мачинской.
|
|
2
|
Демонстрация двухпалубного парохода, выполненного в технике оригами, на палубе которого различные игрушки и поделки оригами. Игра «Что привез пароход?»
|
|
3
|
Базовая форма «треугольник». Демонстрация «сказочного квадратика». Объяснение понятий «квадрат», «деление квадрата на две части по диагонали».
Составление аппликации «домик» из квадрата, треугольника. Игровая ситуация «Кто в домике живет?».
«Сказка Волшебного квадратика» из книги «Оригами и развитие ребенка» Т.Тарабаниной.
|
|
4
|
Базовая форма «воздушный змей»
Рассматривание настоящего воздушного змея. Беседа. Показ образца-оригами. Поэтапное выполнение формы вместе с детьми. Игра «Пускание воздушного змея».
|
|
5
|
Базовая форма «дверь»
Демонстрация образцов, выполненных на основе базовой формы «дверь» :мышка, поросенок, домик с дверцей, загадки о них.
Беседа : «На что походит эта фигурка?». Игра «Открой-закрой дверку», «Тук-тук, кто там?»
|
|
6
|
Базовая форма «Водяная бомбочка». Демонстрация способов выполнения базовой формы.
|
2
|
7
|
Дерево.
Рассматривание иллюстраций на тему «деревья». Загадки о деревьях. Изучение названий деревьев.
Игра «Кто больше знает деревьев?»
|
|
8
|
Лисенок (голова).
Чтение сказки «Заюшкина избушка»
|
|
|
Демонстрация образцов фигурок оригами к сказке.
Загадки, песенки. Рассматривание образцов, их анализ (части тела лисенка).
Поэтапное выполнение головы лисенка, обыгрывание поделок.
|
|
9
|
Зайка.
Демонстрация образцов, иллюстраций. Слушание записи с отрывком из сказки, пение песенки про зайчика.
Обучение делению квадрата на две части по диагонали.
Игра «Заинька, попляши». Загадки
|
|
10
|
Домик.
Демонстрация домиков различной конструкции, выполненных в технике оригами.
Конструирование домика из кубиков.
Драматизация сказки «Заюшкина избушка»
|
3
|
11
|
Елка.
Понятие «больше», «меньше», «самый большой», «маленький», «самый маленький». Показ игрушечной елки, сравнение ее с оригамской. «Елка» С. Маршака, «Елка» К. Чуковского. Загадки.
|
|
12
13
|
Дед Мороз, гномик (голова).
Рассматривание иллюстраций в книгах на тему «гном», «Дед Мороз». Демонстрация образцов оригами, песни о предстоящем празднике.
|
|
14
15
|
Котик, Хрюша.
Поэтапное выполнение фигурок оригами. Помощь детям в передаче характерных особенностей в складывании фигурок. Дорисовка туловища детьми с помощью разных техник.
Напевы, потешки, частушки о котах.
«Свинка Нинила». Песенка трех поросят.
|
|
16
|
Развлечение. Возможно использование различных форм: праздник, утренник, драматизация, игры с оригамскими поделками.
|
4
|
17
|
Самолет.
Демонстрация таблицы «Виды самолетов». Организация «летных соревнований». «Самолет» А. Барто.
|
|
18
|
Кораблик.
Подготовка подарка папе, дедушке. Показ образцов пароходиков, лодок различной конструкции. Демонстрация таблицы «Водный транспорт»
|
|
19
|
Лодка.
Показ приемов выполнения лодки.
|
|
20
|
Пускание корабликов (в емкостях).
Можно использовать любую форму работы.
|
5
|
21
|
Тюльпан.
Рассматривание картинок на тему «Цветы».Беседа о предстоящем празднике. Рассматривание образцов оригами , упражнение «водяная бомбочка»
|
|
22
|
Открытка «Цветок».
Демонстрация образцов различных модулей для цветов. Составление модулей, соединение их в единое целое.
|
6
|
23
|
Воробей. Загадки о птицах. Рассматривание таблицы «Птицы».
Демонстрация образцов. Слушание записи «Пение птиц»
|
|
24
|
Снегирь. Демонстрация образцов. Чтение стихотворения о снегире.
|
|
25
|
Лягушонок. Чтение рассказов, стихов, исполнение песен про лягушку и комара.
|
|
26
|
Бабочка. Показ образцов. Беседа о бабочках. Объяснение принципа зеркальности. Поэтапное выполнение работы по схеме. Игра с бабочками.
|
7
|
27
|
Кролик. Рассматривание таблицы «Кролики-зайцы».
Обсуждение их различий. Обыгрывание игрушек.
|
|
28
|
Рыбка. Рассматривание таблицы «Рыбы». Беседа о среде обитания рыб. Показ образцов. Поэтапное выполнение работы по схеме.
|
|
29
|
Собачка. Рассматривание таблицы «Собака».
Показ образцов. Поэтапное выполнение работы по схеме.
|
8
|
30
|
Птицы. Организация коллективной работы.
Рассматривание таблицы «Птицы». При выполнении используются методы анализа и сравнения.
|
|
31
|
Грибок. Организация коллективной работы. Организация игры-драматизации , дидактической игры «Съедобное-несъедобное».
|
|
32
|
Итоговое занятие. Посещение выставки (на фоне музыки ) творчества детей и родителей. Выполнение модулей к будущему цветку.
|
|