Тема выступления : «Формирование экологической компетентности обучающихся во внеурочной деятельности»
Цель проекта: «Повышение уровня профессиональной компетенции педагога
Задачи:
Изучить научно-методическую литературу по выбранной теме
Составить программу экологической деятельности обучающихся во внеурочное время
Определить изменения в уровне экологической компетенции обучающихся по итогам выполнения программы
Теоритические методы: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, индукция, дедукция
Методы эмпирического уровня: наблюдение, эксперимент, анкетирование, тестирование, беседа.
Объект: экологическая компетентность обучающихся в общеобразовательном учреждении.
Предмет : экологическая компетентность обучающихся через реализацию областной программы «Родники»
Планируемый результат: Повышение уровня экологической компетентности учащихся
Пояснительная записка
Живя на Урале с малых лет начинаешь понимать, как много значит для человека чистая вода – это бесценный дар природы. Полевской район издавна славен сосновыми борами и студеными родниками. К сожалению, в связи с изменившимися природными условиями, произошли значительные изменения в природе родного края. Многие родники обмелели или просто оказались заброшенными. Ощущается нехватка чистой питьевой воды. Состояние качества воды неблагоприятное.
С одной стороны, из-за низкого уровня экологической культуры человека
С другой – возрастающая антропогенная деятельность человека
В последние десятилетия наступление человека на окружающую среду становится все более агрессивным. Чтобы остановить этот процесс, повернуть его вспять, требуются усилия многих людей. Таким коллективным усилием на Урале стало движение «Родники», в котором учувствуют область и бизнес, общественные организации, взрослые и дети.
Программа «Родники» в Полевском осуществляется в рамках реализации городской экологической программы «Живи родник».
Данный проект направлен на:
Повышение эффективности реализации целевой областной правительственной программы «Родники» в Полевском городском округе;
Вовлечение детей и подростков в работу, связанную с защитой и охраной природы, благоустройством родников, колодцев и других источников нецентрализованного водоснабжения;
Повышение экологической культуры подросткового поколения.
Это позволит воспитывать у учащихся экологическую ответственность на основе экологических знаний, владение экологически целесообразными способами деятельности и принятие личностно значимой системы экологических ценностей, а также формировать социальную активность.
Интенсивное развитие экологического образования и воспитания становится актуальной задачей всех цивилизованных стран и рассматривается, как одно из средств преодоления глобального экологического кризиса. Экологическая ситуация, сложившаяся в Свердловской области, оценивается как опасная. Таким образом, в настоящее время проблема экологического образования становится социально значимой.
Проблема состояния окружающей среды и связанное с ним естественным образом состояние здоровья, качество жизни населения Свердловской области зависит в большей степени от уровня образованности, общей культуры и в том числе – культуры экологической.
Современный социальный опыт в экологическом аспекте не может обеспечить перспективу устойчивого развития. Необходима целенаправленная работа всей системы образования, направленная на изменение сложившихся стереотипов поведения человека, отношение его к окружающей среде и своему здоровью, что обеспечит в будущем улучшение качества жизни без разрушения окружающей среды.
Поэтому новые подходы в развитии содержания дополнительного экологического образования обеспечивают «путь к себе» через понимание того, что «Я – часть природы», что жизнь является ценностью, взаимосвязь в системе «Человек - Природа» строится на принципах толерантности и эмпатии.
Сегодня развитие содержания экологического образования должно прежде всего отвечать следующей ЦЕЛИ – создание комплекса условий для становления поколения, способного воплотить в жизнь концепцию устойчивого развития общества.
Достижение данной цели возможно при решении нескольких конкретных задач, одними из которых являются:
Развитие навыков всех видов деятельности (познавательной, творческой, эстетической, рекреационной, трудовой, коммуникативной);
Развитие знаний и умений использования жизненных технологий устойчивого развития (как построить дом, какую воду пить, как сохранить здоровье, что и куда выбрасывать и т.д.)
Основные направления реализации содержания образования: изучение состояния природа, благоустройство окружающей среды, пропаганда экологических знаний и здорового образа жизни.
Очень важен практико-ориентированный подход в экологическом образовании. Дети должны не только теоретически представлять и понимать экологические проблемы современности, но и практически учувствовать в их решении.
Данные конкретные задачи возможно решать посредством участия детей в целевой областной правительственной программе «Родники».
Основная часть
В настоящее время усилился интерес к экологической компетентности. Обусловлено это рядом обстоятельств теоретического и практического характера. Интерес к выявлению сущности экологической компетентности возрос в связи с пониманием того, что решение глобальной экологической проблемы, существующей в современном мире, невозможно без качественного изменения экологической культуры и экологической компетентности.
Существует много интерпретаций термина «компетентность». Вот некоторые точки зрения на данное понятие:
- компетентность понимается как некая характеристика нового качества подготовленности – того, что позволяет ребенку использовать полученные знания и умения в нестандартной ситуации на междисциплинарном уровне, и самое главное, добиваться на основании полученных знаний дальнейших изменений и успехов (М.Б. Челышкова, 2002);
- компетентность – качество, которое выступает в качестве критерия развития индивидуального интеллекта, особый тип организации предметно-специфических знаний, позволяющий принимать эффективные решения в соответствующей области деятельности…компетентность предполагает высокий уровень понимания проблемы в некоторой предметной области, опытность при выполнении сложных действий, эффективность суждений и оценок.(М.А. Холодная, 2002);
Таким образом, непосредственный интерес к изучению категории компетентности продиктован необходимостью «примерить» к современной отечественной педагогической действительности новые базовые единицы профессиональной сферы, под которым в мировой образовательной практике понимают ключевые компетенции – как изначально заданные требования (нормы) к образовательной подготовке, а компетентность расценивания как уже состоявшегося совокупность качеств и минимальный опыт по отношению к деятельности в заданной сфере.
Анализ ведущих тенденций мировой образовательной стратегии показывает, что компетентность в современном обществе может служить критерием, позволяющим оценить ресурсные составляющие человеческого потенциала.
Вместе с тем существует ряд противоречий:
Между накопленным человеком потенциалом знаний о законах развития природы и экодевиантными действиями при реализации этих знаний на практике;
Между попыткой рефлексии социоприродной деятельности и трудностями в овладении обществом экологической культуры как внутренней детерминантной деятельности, гармонирующей отношения между человеком и природой;
Между высоким образовательным цензом общества и антиприродными установками при разборке алгоритмов принятия социально значимых решений;
Между исходной концептуальной схемой экогуманитарной образовательной парадигмы и ее полноценной реализацией в области проектирования технологий формирования экологически компетентной личности профессионала;
Между выделением новой социально-экологической функции педагога и отсутствием механизма коррекции эколого-педагогической деятельности с позиции компетентного подхода к системе профессиональной ориентации и подготовки будущих специалистов.
Сложившаяся ситуация вызывает необходимость выделения экологической компетентности как компонента профессиональной компетентности.
Как считает Д.С. Ермаков, экологическая компетентность представляет собой потенциал и опыт видов действий учащихся экологической направленности. Она всегда носит личностно-ориентированный, деятельностный характер. Компонентами экологической компетентности являются: здоровьесбережение – соблюдение норм здорового образа жизни; ценностно-смысловые ориентации – ценности жизни, экологические ценности; интеграция – экологический подход как основа целостного мировоззрения современного человека; гражданственность – соблюдение прав и обязанностей в области охраны окружающей среды; ответственность, долг; самосовершенствование, саморазвитие, рефлексия – поиск смысла жизни, развитие профессиональных экологических ориентаций, овладение экологической культурой;социальные взаимодействия – социальное партнерство, сотрудничество в процессе решения экологических проблем; деятельность – выявление и решение экологических проблем, экологические исследования, разработка и реализация экологических проектов (планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, применение новых информационных технологий)
Диагностика уровня сформированности экологического сознания
Диагностика типа ЭС строится по следующим параметрам, представляющим выражение субъективного (личностного) отношения к природным объектам в таких сферах психики, как:
Эмоциональная (эмпатия, симпатия, антипатия) – восприятие природы как объекта эстетики, этики, жизни;
Познавательная – природа как объект и как условие обитания;
Поведенческая;
Практическая – природа как объект и субъект действия;
Поступочная – отношение к природе выступает в качестве субъективного средства нравственного самоопределения, самоутверждения.
Вербальная ассоциативная методика диагностики экологических установок личности «ЭЗОП»
Направлена на исследование типа доминирующей установки в отношении природы. Можно выделить 4 типа таких установок: Л. Воспринимает природу:
Как объект красоты («этетическая» установка);
Как объект изучения («когнитивная»);
Как объект охраны («этическая»);
Как объект пользы («прагматическая»).
Инструкция
Вам будут предложены слова, и к каждому из них еще по 5 слов. Выберите из этих пяти слов то, которое для вас лучше всего связывается с предложенным. В качестве ответа вы записываете только выбранное слово. Отвечать нужно быстро, т.к. первая реакция наиболее точно отражает ваш выбор.
Текст методики
ЛЕС: поляна (К); муравейник (И); заповедник (О); дрова (П); песок.
ЛОСЬ:следы (И); лесник (О); трофей (П); камни; рога (К).
ТРАВА: поливать (О); силос (П); кора; роса (К); стебель (И).
ОЗЕРО:улов (П); шерсть; острова (К); моллюск (И); очищать (О).
МЕДВЕДЬ:паутина; хозяин (К); малина (И); редкий (О); шкура (П).
ДЕРЕВО:осень (К); кольца (И); вырастить (О); мебель (П); сено.
БОЛОТО: головастик (И); заказник (О); торф (П); яблоки; туман (К).
УТКА: запрет (О); жаркое (П); рассвет (К); ветка; кольцевание (И).
РЫБА: жабры (И); серебристая (К); нерестилище (О); жарить (П); перо.
САД: берлога; цветущий (К); опыление (И); ухаживать (О); урожай (П).
БОБР: ловкий (К); резцы (И); расселение (О); шуба (П); грибы.
ПРИРОДА: красота (К); изучение (И); охрана (О); польза (П)
Примечание:
К– природа воспринимается как объект красоты – «эстетическая» установка;
И – природа воспринимается как объект изучения – «когнитивная»;
О – природа воспринимается как объект охраны – «этическая»;
П – природа воспринимается как объект пользы – «прагматическая».
Первичные данные и обработка результатов
|
|
Тип
|
Общее количе-ство
|
Ранг
|
К
|
И
|
О
|
П
|
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
|
Полянка, заповедник, муравейник
Следы, рога, лесник
Поливать, роса, стебель
Очищать, улов
Малина, хозяин, редкий
Осень, кольца, вырастить
Заказник, торф
Запрет, рассвет, кольцевание
Жабры, нерестилище
Цветущий, ухаживать
Резцы, расселение, ловкий
Красота, охрана, изучение
|
4
7
4
-
7
12
-
7
10
5
4
8
|
6
8
7
-
5
2
-
10
-
-
12
4
|
12
7
11
15
10
8
14
5
10
17
6
10
|
-
-
-
7
-
-
8
-
2
-
-
-
|
К – 68
И – 54
О – 125
П – 17
|
II
III
I
IV
|
Вывод: у испытуемых доминирующей является установка на природу как объект охраны – «Этическая» установка.
Заключение
Актуальность данной темы проекта обусловлена тем, что человек отделил себя от природы и встал над ней, над природными силами. С этого времени в обществе возникла так называемая экологическая проблема, которая с каждым годом все больше и больше усиливается. Это привело к тому, что «природа больна человеком». И в первую очередь, это сказывается на качестве питьевой воды. В природе питьевой воды становится все меньше и меньше. Обзор литературы позволил мне сделать вывод:
Понятие экологическая компетентность принимает универсальный, междисциплинарный,интегральный и социокультурный характер. Конструкт экологической компетентности представляет интегральное сочетание способностей, установок и опыта творческой деятельности. Их компонентная взаимосвязь позволяет устанавливать экологические отношения в системе общество-природа-человек. Специфическое сочетание различных способностей субъекта деятельности образует основу профессионального поведения, направленного на решение экологических проблем. Согласно исследованиям психологов, педагогов, экологов, позитивная индивидуальная экологическая ответственность личности является показателем профессиональной компетентности, гражданской зрелости личности. Таким образом, экологическая компетентность является основополагающим элементом в успехе экологической деятельности.
Мною была разработана программа работы экспедиционного отряда «Водолей» по реализации областной программы «Родники».
Для осуществления проекта были применены приемы:
Деловая игра,
имитационная игра,
игровое проектирование,
дискуссия, диспут,
творческий ответ,
экскурсия,
викторина,
пресс-конференция.
Мною была осуществлена диагностика уровня сформированности экологического сознания, которая показала у испытуемых выпускников 11 класса, что доминирующей является установка на природу как объект охраны «этическая».
При дальнейшем планировании работы участия в областной программе «Родники», ребята проводят агитационную работу среди учащихся школы и населения о пользе родников для природы и человека, а также о необходимости бережного отношения к ним, составили план работы по дальнейшему благоустройству источников воды. Поставленные мною задачи выполнены
Список литературы
государственный образовательный стандарт (национально-региональный компонент) образования в период детства основного, общего и среднего (полного) общего образования свердловской области. – Екатеринбург. 2000 г. 140 с.
Дополнительное экологическое образование: проблемы сохранения и развития здоровья детей. Сборник тезисов докладов областной научно-практической конференции учреждений дополнительного образования. 29-30 ноября 2001 г. – Екатеринбург: Объединение «Дворец Молодежи», Экологическое отделение. – 2008 г.
Дополнительное экологическое образование: пути социализации личности ребенка. Сборник тезисов докладов областной научно-практической конференции учреждений дополнительного образования. 29 ноября 2008г. – Екатеринбург: Объединение «Дворец Молодежи», Экологическое отделение – 2008 г. – 85 с.
Ермаков Д.С. Формирование экологической компетентности учащихся: теория и практика. М.: МИОО, 2009.180с.
Перфилова О.Е. Развитие социально-экологической компетентности педагога в профессиональном образовании: дис. … канд. пед. наук. М., 2007. 186 с.
Прохоров Б.Б. Экология человека. Понятийно-терминологический словарь. – М.: Издательство МНЭПУ, 2009, - 364
Эрдынеева К.Г., Кадашникова Э.Б. Экологическая компетентность как феномен педагогической реальности // успехи современного естествознания. 2009 №1. С. 59-62
|