«формирование экологической культуры младших школьников во внеурочное время»


Скачать 219.48 Kb.
Название «формирование экологической культуры младших школьников во внеурочное время»
Тип Документы
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Документы
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Благовещенская общеобразовательная школа-интернат»

«ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ»

(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)



ПОДГОТОВИЛА:

Полынцева Вера Семёновна

Воспитатель

2016 год

Удивительный мир природы… Он встречает ребенка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать.

Детский возраст – это ответственный период, это время, когда закладываются основы физического, психического, личностного развития.

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшее чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей с умственной отсталостью. Каждый момент знакомства с природой – это урок развития детского ума, творчества, чувства.

В начальной школе закладываются основы экологической культуры. Здесь дети впервые попадают в мир знаний о природе. Дальнейшее их отношение к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они её ценность, насколько глубоко будут воспитаны эстетические и нравственные отношения к природным объектам. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Конечным результатом должно быть не только овладение определёнными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умения и желания активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. А такого экологического воспитания можно достичь только на основе тесной связи процесса обучения и воспитания. Подобная взаимосвязь обеспечивает, помимо полученных знаний, также и формирование опыта принятия решений и привычек поведения. В процессе общения детей с окружающей природой у них формируется определённый опыт.

Наши дети еще до школы соприкасаются с миром природы, она является обязательной частью их жизни, обладает особой силой, воздействующей на мир их чувств.

А что может быть прекраснее природы?

Природа – настоящий храм красоты, источник творчества. Жуки, бабочки, стрекозы, цветы, многообразные по форме и оттенкам листья, узорные снежинки, сверкающие капли росы – все это красиво, и все вызывает интерес и восторг у ребенка.

Природа – великий художник. И.И.Шишкин и А.К. Саврасов, А.И.Куинджи и И.И.Левитан воспели ее красоту. Н.А.Римский-Корсаков услышал в старом саду, когда работал над оперой «Сказка о царе Салтане», удивительные звуки насекомых и написал «Полет шмеля».

Природа – лечебница. Сколько полезных свойств имеют многие растения и животные, помогающие нам справляться с тяжелыми недугами.

Природа – источник знаний о мире и человеке, источник народной педагогики.

Общепризнанно, что начальная школа – благодатное время в становлении личности ребенка. Психолог Мухина считает, что в этом возрасте ребенок проходит такое расстояние, какое ни прошагает он ни в одном последующем возрасте. Этому способствуют природные предпосылки ребенка и умение педагога использовать их в учебно-воспитательном процессе школы. Я стремлюсь, чтобы процесс формирования экологической культуры протекал непрерывно и был направлен не только на формирование основ знаний о природе, но и на нравственные черты личности ребенка, его поведение и прослеживался на всем протяжении воспитательной работы.

В своей педагогической деятельности использую такие формы работы с детьми, как: экскурсия в природу, целевая прогулка ( наблюдения в окружающем мире), беседа, рассказ, экологические сказки, викторины, конкурсы, дидактические и подвижные игры, экологические праздники, практическая деятельность ( озеленение, уборка территории, изготовление кормушек, забота о птицах, растениях, животных), изготовление поделок и участие в выставках, экскурсия в районный музей и др.

С учётом возрастных особенностей младших школьников при организации воспитательных мероприятий появляется возможность показать мир во всём его многообразии с привлечением научных знаний, литературы, музыки, живописи. Именно на таких занятиях у детей развивается образное мышление и воображение, воспитываются эстетические чувства, любовь к природе, что немало важно для экологического образования.

«Природа и люди – одно целое», «Природа в опасности», «Природа ждет моей помощи» - вот те важнейшие выводы, которые должен делать каждый ребенок. Включаю в составление конспекта воспитательного занятия - экологические математические задачи.

Решение задач на экологическую тему развивает у учащихся интерес к природе, воспитывает пытливых, любознательных, экологически развитых людей.

Предлагаю детям задачи, показывающие, как человек может помочь природе или, наоборот, навредить ей. К примеру:

1) Каждый житель Земли расходует в год количество бумаги, которое получается из 3-х хвойных деревьев. Сколько хвойных деревьев в год требуется на вашу семью?

2) В квартире подтекает водопроводный кран. За 6 минут набегает полный стакан воды. Сколько воды выбегает из неисправного крана за 1 час, если в 1 литре 5стаканов воды? Сколько воды вытекает за сутки?

В 4 классе дети уже более активны. Они сами с удовольствием составляют задачи, используя знания, полученные на уроках и во время наблюдений, накопленные во время общения с природой. Так дети могут составить задачи, используя сведения, например:

1) О продолжительности жизни отдельных пород деревьев:

Береза-до 150лет, ель - до 500 лет, рябина - до 80 лет, осина - до 100 лет.

2) О высоте различных пород деревьев.

Береза - до 20 метров, дуб - до 40 метров, сосна - до 45 метров, кедр - до 45 метров, липа-до 35 метров.

3) Об экологической роли птиц и насекомых:

-Семья больших синиц за лето обслуживает 40 яблонь, поедая опасных для сада насекомых.

-Кукушка съедает в день 40 гусениц, 5 личинок майского жука, 50 личинок щелкунов.

-Сова съедает за ночь 7-8 мышей.

Мы живем, окруженные деревьями, и, конечно, многие дети видят, как весной плачут берёзы, как стекают по белым стволам прозрачные сладкие слёзы, а иногда бегут ручейком, если чья-то жестокая рука тяжело ранит кору и ствол дерева.

В весенний день мальчишка злой

Пронзил ножом кору берёзы-

И капли сока, точно слёзы,

Текли прозрачною струёй.

Свежий берёзовый сок отличается приятными вкусовыми качествами и полезен для здоровья. Но можно ли брать его у дерева? Можно, если брать его осторожно и понемногу, призвав на помощь математику. Вполне достаточно просверлить гвоздём или шилом (а не вырубать топором углубление, из-за чего дерево засыхает, погибает) небольшое отверстие диаметром 1см и глубиной 3-4см. В отверстие вставляют соломинку (трубочку), по которой будет стекать в сосуд берёзовый сок. Такое отверстие за 25 дней даст 100 литров сока. Почти месяц семья может принимать чудесный дар природы – вкусный полезный напиток, не причиняя вреда берёзе. Можно придумать множество вариантов задач, имеющих природозащитную направленность.

К примеру: за 25 суток берёза даёт 100 литров сока. Сколько литров берёзового сока можно собрать за сутки? За неделю?

Другой пример. Отгадайте загадку.

Возле елок из иголок

Летним днем построен дом,

За травой не виден он,

А жильцов в нем миллион.

(муравейник)
- Кто видел муравьев?

- Почему нельзя разорять муравейники?

Решим задачу про них.

4 муравья тащат соломинку, а 3 спешат им на помощь. Сколько всего муравьев будет тащить соломинку?

- Можно ли муравьев назвать трудолюбивыми, дружными?

Планирую и провожу со своими воспитанниками тематические познавательные, коррекционно-развивающие занятия экологического характера, когда все задания имеют тематическую направленность.

Например, познавательное занятие с презентацией «В гостях у лесных жителей». Во время этого занятия дети получали интересные сведения о растениях и животных, выполняли задания, играли, отгадывали загадки, считали, старались делать самостоятельные выводы. Или занятия на тему: «Наши пернатые друзья», «В царстве цветов», «Охрана природы» и другие.

Особое место во внеклассной работе с младшими школьниками занимает беседа. Именно она выявляет нравственную позицию ребёнка в его отношениях с животными, растениями, людьми. Педагог может использовать ситуацию нравственного выбора из художественной и научно-популярной литературы. Одна из них касается проблемы «птенцы и дети». Например, воспитатель читает такой текст: «Жалейкин и птенчик». Н.Н.Сладков

Шел Жалейкин по лесу и слушал пение птиц. До чего же хорошо поют! Вдруг видит - птенчик сидит на пеньке. Беспомощный, маленький, одинокий...

- Наверное, он, бедняга, из гнезда выпал, и родители его потеряли!- подумал Жалейкин. И чуть не заплакал. - Я возьму бездомного сиротку домой, - воскликнул он, - и горькую жизнь его сделаю сладкой! Для тебя, пернатый друг, мне не жалко даже конфет! Ешь досыта ириски, подушечки и леденцы. Пей на здоровье лимонад, какао и кофе. Помни мою доброту и пой веселые песни.

Но птенчик от таких «забот» петь не стал. Сначала он нахохлился, а потом околел. Никогда уже не прозвенит его песенка в зеленом лесу. Не знал Жалейкин, что птенчик не был сиротой - просто пришла пора из гнезда вылетать. Не знал он, что не едят птенцы леденцы и ириски, не пьют кофе и лимонад. Не знал, что жалеть тоже надо уметь.

После чтения этого поучительного рассказа обязательно проводится беседа, подводящая детей к пониманию запрета - не брать птенцов, не подбирать детенышей диких животных.

- Почему у Жалейкина погиб птенец? Ведь птенцу не надо было создавать особых условий жизни, как, например, лягушонку или рыбе. Жалейкин нашел его в лесу, гнездо было где-то рядом - либо на дереве, либо на земле под деревом. Знал ли Жалейкин, какие птицы являются родителями птенца? Чем они кормятся? Семенами? Червями или насекомыми? А может быть, плодами или рыбой? А чем пытался кормить птенца Жалейкин? Но разве кормятся птицы ирисками и другими сладостями? Отчего же погиб птенец? Конечно, от голода! Бедный птенец умер у жалостливого мальчика Жалейкина голодной смертью! Подумали ли вы над тем, зачем Жалейкину понадобилось забирать птенца из родного лесного дома?

И таких жалостливых Жалейкиных немало! Есть они и среди нас! Вспомните, как вы подобрали выпавшего из гнезда маленького воробышка (а может, вовсе и не выпавшего!), приносили домой с прогулки ежат! И чем это заканчивалось?

Значит, природных обитателей надо жалеть, но жалеть умеючи, чтобы не принести им беды - подкармливать, оказывать помощь раненым и покалеченным или попавшим в беду животных.
Самоподготовка – работа с детьми по выполнению ими домашнего задания.

Для систематического осуществления экологической работы включаю в занятия по самоподготовке дополнительный материал: стихотворения экологического характера, загадки, кроссворды и задания на экологическую тему. Это позволяет формировать у детей познавательное и эстетическое отношение к окружающей природной среде.

Можно предложить учащимся рассказать всё, что они знают о том или другом представителе природы, установить природные связи между объектами, обозначенными этими словами.

На одном из занятий по самоподготовке повторяем словарное слово «берёза».

- Узнайте, что это за дерево (показ иллюстрации)

- Рассмотрите внимательнее, что вас особенно привлекает?

- А знаете ли вы, чем полезно это дерево?

Сведения использую из карточки-информатора «Это интересно».

На земном шаре насчитывается 120 видов берез. Древние славяне почитали березу священным деревом. На Руси это растение было связано с весенними церковными праздниками. С березой крестьяне- землевладельцы связывали немало примет:

- Из березы течет много сока - к дождливому лету.

- Соловей запевает, когда может напиться росы с березового листа.

- Овес сей, когда береза распускается.

Издавна береза считалась символом России и широко использовалась в различных отраслях.

Почки, листья и кору березы используют в медицине. Деготь, получаемый при сухой перегонке древесины, используют для лечения кожных заболеваний.

Из бересты умельцы плели корзины, сумки, изготовляли различные поделки.

Весенний березовый сок является лечебным питьем.
Приоритеты в экологическом образовании принадлежат нравственным позициям. Именно нравственное воспитание является основой экологического, и ведущая роль принадлежит здесь педагогу, детоводителю – в переводе с греческого. А разве можно вести детей по жизни, не питая их духовно?

Большими возможностями для воспитания нравственности современного ребенка играет чтение рассказов, стихотворений писателей-натуралистов: Г. Скребицкого, Е. Чарушина, М. Пришвина, В. Бианки; мир русской природы представлен великолепием русской лирики. При коллективном чтении подчёркивается эстетическая сторона природы, развивается умение созерцательно воспринимать ее красоту, чувствовать и беречь этот неповторимо уникальный мир. К тому же воспитатель учит детей делать свой нравственный выбор. Например: чтение рассказа В.А. Сухомлинского «Почему плачет синичка?».

В доме на краю села жили муж и жена. Было у них двое детей — мальчик Миша и девочка Оля. Мише было десять лет, а Оле — девять.

Около дома рос высокий ветвистый тополь.

Сделаем на тополе качели,— сказал Миша.

Ой, как хорошо будет качаться! — обрадовалась Оля.

Полез Миша на тополь, привязал к веткам веревку. Встали на качели Миша и Оля, и давай качаться.Качаются дети, а около них синичка летает и поет, поет.

Миша говорит:

Синичке тоже весело оттого, что мы качаемся.

Глянула Оля на ствол дерева и увидела дупло, а в дупле — гнездышко, а в гнездышке птички маленькие.

Синичка не радуется, а плачет — сказала Оля.

А почему же она плачет? — удивился Миша.

Подумай, почему,— ответила Оля.

Миша спрыгнул с качелей, посмотрел на синичкино гнездышко и думает: почему же она плачет?

-Как бы вы объяснили Мише, почему плачет синичка?

-Какой вывод вы сделали?

-Составьте правила поведения в природе, которые помогут тебе и твоим товарищам больше узнать о её жизни.
В.А. Сухомлинский считал, что открытия детей, в том числе и родной природы, начинаются со знакомства с различными жанрами народного творчества. Большой интерес у детей своей иносказательностью изображения реального мира вызывают загадки. Как показали наблюдения, загадки оказывают сильное воздействие на психику основной массы детей. Загадок много. Есть загадки - описания, загадки-вопросы, загадки-задачи. Имея запас загадок по разным темам, педагог может с их помощью превратить серьёзное занятие в увлекательное путешествие - в познание окружающего мира.

Большая часть загадок имеет экологическую направленность, хотя на первый взгляд это не всегда заметно.

Вот, к примеру, загадка о довольно распространённом животном наших лесов.

У косого нет берлоги

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода кора.

Естественно содержание загадки направлено на поиск ответа, что же это за зверёк? Но чтобы ответить на представленное содержание, надо вскрыть глубинную суть загадки, о приспособительных признаках животного к среде обитания: косоглазие расширяет угол зрения, позволяющий своевременно увидеть противника даже в стороне; быстрые ноги спасают от преследования врагов.

Немалое место в загадках отводится восприятию окружающего мира как общего дома для живых организмов, обитающих в своих природных сообществах - в лесу, на лугу, в различных водоёмах, где у них есть свой собственный конкретный дом: дупло, гнездо, кора, хатка.

Дом открыт со всех сторон,

В доме тысячи колонн.

Над колоннами шатры.

Над колоннами - ковры

Здесь живут и на коврах.

На колоннах и шатрах.

Конечно, ответ методом проб и сравнений будет найден. Но почему в лесу живёт так много животных? Загадка поможет решить эту непростую задачу: богатству и разнообразию животных в лесу способствует разнообразие мест обитания: высокие стволы и кроны деревьев (шатры), травы, кустарники и грибы - на земле (ковры) - создают возможности для заселения их самыми различными животными, строительством квартир, а также большой столовой с разнообразной пищей (плодов, ягод, орехов, почек, трав).

Осознавая это, дети осознают ценность и необходимость сохранности леса как места обитания множества живых организмов.

Подобные загадки помогают детям осознать, что для каждого живого существа лес- это дом, где животное приспособлено к его условиям и обречено на гибель при разрушении этого дома.

В моей методической копилке подобраны загадки, которые помогают расширить знания детей о том, что лес является домом для животных и растений, которые в нём обитают, что каждый живёт на своём «этаже» (ярусе). Я объясняю, почему лесные обитатели расселяются таким образом.

Не моторы, а шумят,

Не пилоты, а летят,

Не змеи, а жалят. (Осы.)
Хоть она и жалит больно,

Но работой мы довольны. (Пчела.)
Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубе серенькой зимой,

А в рыжей шубке летом. (Белка)
Не найдешь на белом свете

Силачей таких, как эти,

Трудовой такой семьи.

Кто же это?(Муравьи.)
Меня слепым зовут всегда,

Но это вовсе не беда,

Я под землей построил дом,

Все кладовые полны в нем. (Крот).
Большими возможностями для проведения нравственно-экологического воспитания обладают занятия по окружающему миру. Занятия по окружающему миру позволяют решать воспитательные задачи:

- формирование у учащихся бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью, любви к природе.

- формирование навыков экологического поведения в природе и в быту.

Например, занятие на тему: «Откуда берётся и куда девается мусор?».

Цель: выявление источника мусора в быту, классификация мусора. (Дети принесли этикетки от продуктов, жестяные и пластмассовые бутылки, коробки).

Задачи :

показать, чем опасен мусор и что с ним делать;

познакомить с действиями человека по охране окружающей природы.

• В ходе занятия выяснили, откуда берётся мусор и как человек его уничтожает.

• Узнали, что брошенная бумага будет лежать около двух лет, консервные банки - более 30 лет, полиэтиленовые пакеты - более 200 лет, стекло - 1000 лет. Для детей это было более, чем удивление.

• Физкультурная пауза (на экологическую тему).

Я сорвал цветок -

И он увял (приседание).

Я поймал мотылька (прыжки) -

И он умер у меня на ладони (приседание).

И тогда я понял, что прикоснуться к красоте (руки в стороны)

Можно только сердцем (руки к груди).

• Усвоили: что бытовой мусор, выбросы заводов, фабрик, выхлопные газы автомобилей загрязняют землю; что людям необходимо защищать её от всякого рода загрязнений.

Вывод: Дети поняли и прочувствовали, что необходимо соблюдать чистоту в доме, в городе, природном окружении.

С особым интересом дети решают экологические задачи. Например:

1. Нашёл грибник один боровик, а разрыл весь мох и подстилку, выискивая мелкие грибочки. Какой вред он нанёс природе? (Этот грибник погубил грибницу, возраст которой может быть 300-500 лет).

Растущие в лесу грибы своей подземной частью - грибницей срастаются с корнями деревьев, кустарников, некоторых трав. Благодаря этому грибы получают от растений питательные органические вещества, растения от грибов - воду с растворенными в ней солями. Некоторые животные питаются грибами и даже лечатся ими.

В природе всё взаимосвязано. Это одно из самых существенных экологических знаний. Для того чтобы понимать этот закон, ребёнку необходимо знать о взаимосвязях в природе и влиянии на них деятельности человека. Необходимо знать, что растения и животные, почва и реки, воздух – все находится в неразрывном единстве: живая природа не может обходиться без неживой. Поэтому на первое место при понимании этих знаний среди всех видов познавательной деятельности должно быть поставлено «наблюдение предметов окружающего мира, обнаружение изменений происходящих с объектом».

Путем сравнения и обобщения результатов наблюдений дети устанавливают причинные связи между явлениями в природе. Педагог так должен направлять познание детьми природы, чтобы у них развивалась и крепла любовь к природе и забота о сохранении ее богатств. Непосредственное общение с природой и ее элементами на экскурсиях, во время практических занятий способствует эстетическому воспитанию учащихся. Звездное небо, весенний лес, снегопад, красиво цветущие комнатные или луговые растения - всё это воспитывает у детей чувство любви к природе, а сочетание познания с живым чувством содействует развитию устойчивого познавательного интереса к природе.

Среди разнообразных методов экологического воспитания младших школьников ведущее место следует отвести наблюдению и практической исследовательской деятельности, проведению простейших опытов. Эта работа проводится при значительной активности детей. Во всех классах начальной школы дети знакомятся с растениями, которые имеются в классе, на участке, ближнем лесу. Они рассматривают деревья, травы, комнатные растения. Наблюдая за растениями, проводя опыты, дети знакомятся с функциями их органов. Это обеспечивает понимание взаимосвязанной работы организма в целом.

Чтобы показать связь живой и неживой природы, важно вести наблюдения не только за изменениями в неживой природе, но и за состоянием объектов живой природы. Различность состояния деревьев и кустарников, появление и исчезновение травянистой растительности в тёплое и холодное время года позволяет в процессе наблюдений сформировать у детей отчётливые представления о зависимости жизни растений от внешних условий.

Для того чтобы показать, как сезонные изменения в природе влияют на жизнь растений, выбираем объекты наблюдений ближайшего окружения. Это деревья нашего двора, объекты, с которыми дети сталкиваются в повседневной жизни. Ярко выраженные сезонные изменения имеют лиственные деревья. Да и с деревом ребёнку проще общаться «на равных», чем с небольшими травянистыми растениями, легче представить его своим другом. Нашу берёзку дети выбрали сами. Для того чтобы заинтересовать детей, чтобы они сами обратили внимание на определённый объект, нужна была свобода выбора. Ещё весной я показала детям молодую берёзку, которая растёт в саду в окружении старых берёз. Обратила внимание на то, что она отличается от остальных берёз тем, что первой покрывается зелёными листочками. Предложила детям понаблюдать за ней осенью. Когда осенью дети приехали в школу, то с удивлением заметили, что на берёзке жёлтые листья, когда остальные деревья ещё красуются в зелёных нарядах. Вместе с ребятами рассмотрели остальные деревья, которые растут в нашем дворе. Дети учились отличать деревья по стволу, по цвету коры, по форме листьев. После этого я предложила выбрать дерево, с которым бы они хотели подружиться. Ребята пришли к общему мнению, что хотят дружить именно с этой берёзкой. По ходу наблюдений за деревом у детей стали возникать вопросы:

- А почему у нашей берёзки листья все жёлтые, а на других деревьях ещё зелёные?

- Почему у берёз белая кора?

- Для чего на коре чёрные пятна?

-Почему у нашей берёзки ствол не такой прямой, как у остальных

берёз?

С помощью наводящих вопросов догадываются, что когда она была маленькой, кто-то сломал её верхушку. «С ней случилась беда», - говорю я. А потом спрашиваю: «Почему про дерево можно сказать, как о человеке?». Дети говорят, что дерево, как и человек, относится к живой природе.

Чтобы поддержать эмоциональное отношение к природе, нужно помочь ребёнку видеть необыкновенное в повседневном. Позаботиться о том, чтобы он открывал для себя много нового, неожиданного. Например, наблюдать за деревом в разную погоду, в разное время года: и когда осенью красуется в жёлтом наряде, и зимой, когда стоит в белом серебристом инее. Для эмоционального восприятия рассказываю разные истории, связанные с деревьями, о том, как деревья и другие растения помогают человеку. Так постепенно дети узнают о жизни растений, об их связи с неживой природой.

О том, что растение существует только благодаря тому, что корнями пронизывает землю и впитывает из него влагу и питательные вещества, стеблем тянется вверх, а листьями разворачивается к солнцу, поглощая его свет и тепло, мы познаём на примере наблюдений и опытов за комнатными растениями.

Большой эмоциональный всплеск дают занятия рисованием и ручным трудом. На этих занятиях дети не только учатся видеть красоту природы, но и изображать её. Сбор природного материала сопровождается предварительной беседой на экологическую тему.

Экологическая деятельность в школе и на участке способствует созданию благоприятной среды для развития индивидуальности ребёнка. Посадка семян, выращивание рассады, поливка цветов, работа на пришкольном участке привлекают на свою сторону разных по развитию детей. В чём же проявить им эту деятельность, как не в окружающем их маленьком мире? Ребёнок будет радоваться, видя, что сделанное им хорошо, добро. Он будет доволен и самим собой, и своим созданием. Таким образом, занятия экологией привлекут школьников к труду, к практической и природоохранной деятельности.

Немаловажная роль в этом процессе принадлежит специальным заданиям, формирующим экологические знания и раскрывающим отношения человека и природы.

Например, такой рассказ от лица ребенка:

Положил я в птичью кормушку ветку сушеной рябины, крошки хлеба, немного крупы, подвесил небольшие кусочки сала и стал наблюдать. Сначала шумной стайкой прилетели небольшие серенькие птички. Они весело чирикали и клевали крошки хлеба и крупу. За ними прилетели птички с желтыми грудками и черными галстучками. Они забавно висели на шпагате с кусочками сала. Когда в кормушке осталась одна рябина, желтогрудые птицы разлетелись. И тогда пришла очередь пушистых серых птичек с красными грудками. Концы хвоста и крыльев и голова у них были темно-синими, а на крыльях - белые полоски. После их посещения ягод на ветке не осталось.

- Кто прилетал к кормушке?

Это задание, требующее обязательной практической деятельности (подкормки) и обязательных наблюдений за птицами у кормушки, позволяет детям увидеть и понять, какой корм нужен той или иной птице.
В своей практике для проверки уровня сформированности знаний по экологии использую разнообразные тесты по различным темам с набором предполагаемых ответов, из которых ученик выбирает (по инструкции) один. Например:

Солнце – источник жизни

Жизнь без солнца невозможна, потому что оно:

А - дает тепло и свет;

Б - светит круглосуточно - днем и ночью;

В - не требует топлива;

Г- не дает отходов, загрязняющих природу Земли.

Буквенные обозначения с неправильным ответом обведите кружком.
Мое здоровье

Чтобы быть здоровым, я стараюсь:

А - есть полезную для здоровья пищу;

Б - почаще отдыхать на диване;

В - соблюдать правила личной гигиены;

Г-не иметь вредных привычек.

Буквенные обозначения с неправильным ответом обведите кружком.
Меню «Здоровье»

Из предложенного набора блюд выберите (обведите их буквенные обозначения кружком), которые не приносят вреда твоему здоровью.

А - овощной салат;

Б - творог;

В - пирожное с кремом;

Г - сок из фруктов.
Дупло - жилище лесных животных

При санитарной рубке леса вырубили все дуплистые деревья, и лес стал чахнуть,

потому что:

А - в дуплах живут дятлы, которые лечат деревья, защищая их от короедов;

Б - в дуплах живут белки, которые распространяют семена елей и споры грибов, в результате в лесах появляется молодой подрост;

В - в дуплах живут совы, они уничтожают лесных полевок - мышей, которые поедают семена деревьев, леса стареют и чахнут;

Г - в дуплах живут поползни и другие птицы, которые защищают лес от насекомых-вредителей.

Какой ответ, по-вашему, не совсем точен для объяснения причин ухудшения качества леса? Обведите букву, под которым он значится, кружком.
Совы и кошки

Совы и кошки имеют несколько сходных признаков в строении органов чувств и образе жизни, потому что они:

А - ведут ночной образ жизни;

Б - охотятся на мышей;

В - имеют одинаковые круглые глаза, потому что охотятся в темноте, а такой разрез глаз позволяет им видеть жертву при слабом свете;

Г - относятся к одной группе животных - к зверям.

Все ли ответы верны? Если нет, буквенные обозначения неверного ответа обведите кружком.
Домашние животные

Собака и домовая мышь - домашние животные, потому что:

А - они живут в доме человека;

Б - человек держит их с определенной целью;

В - человек заботится о них: кормит, ухаживает, выгуливает;

Г - домашние животные служат человеку.

Правильны ли все эти утверждения? Буквенные обозначения ошибочных утверждений обведите кружком.

Большое значение для формирования экологических понятий имеют игры экологического характера. Цель игр – познакомить детей с основными проблемами охраны природы и путями их решения. Игра для детей не только отдых и развлечение, но и необходимый вид деятельности: без игры ребенок не может нормально расти, обучаться, воспитываться и развиваться.

Какие экологические игры выбрать для детей 6-10 лет? Их великое множество. Но в практике начальной школы особенно часто используются дидактические, подвижные игры и несколько реже - ролевые. Они имеют большие потенциальные возможности для экологического образования младших школьников.

Например: игра «Хоровод дружбы».

Многие живые организмы связаны между собой своеобразной дружбой, например:

Дружат пчелка и цветок,

Дружат лист и лепесток,

Дружат реки и леса,

Дружат в хоре голоса.

(В. Викторов)

Продолжи это стихотворение своими примерами, раскрывающими дружеские связи различных живых существ и условий их существования.

Дружат ели и клесты,

Дружат…., дружат….

Для формирования у детей представления о «пищевой цепочке» использую игры:

Комары, лягушки и ужи.

По считалке дети выбирают ужа и лягушку. Остальные дети — комары. Комары летают над цветами и пьют нектар. Лягушка и уж, у которого в руках два мяча, сидят в траве (по разные стороны от игровой площадки). По тихому знаку педагога лягушка начинает охотиться за комарами, а уж — за лягушкой, бросая в нее мячи. Если уж осалил лягушку, то дети выбирают новых лягушку и ужа, а пойманные комары становятся ужами, каждый из которых имеет лишь одну попытку осалить лягушку, когда игра возобновится. Если же лягушка не осалена, то игра возобновляется в прежнем составе.

С целью закрепления знаний о взаимоотношениях растений и животных на лугу провожу игру «На лугу».

Ведущий называет траву — дети приседают, цветок — вытягивают руки вперед, насекомых — «летают», зверей — передвигаются на корточках.

Таким образом, игры помогают познанию природы и самих себя.

Но совершенно особая роль в воспитании экологической культуры во внеклассной работе принадлежит экскурсиям.

Дети всегда рады этому организованному выходу на природу. Как правильно организовать экскурсию, деятельность ребенка – вот вопросы, которыми я задаюсь.

Задолго стараюсь приучить детей к мысли, что они идут в гости к природе, в ее большой дом, а потому они должны вести себя как гости, выполняя правила соответствующего поведения.

Первое – это соблюдение тишины; второе – терпение, терпеливость; третье – это внимательность. Именно эти качества будут способствовать превращению ребенка в маленького исследователя, открывателя природных тайн и закономерностей. Здесь, в собственном доме животных и растений, он учится находить, открывать, сопоставлять, понимать взаимосвязь всего живого на Земле.

Я рассказываю детям о цветочных часах, о том, что у каждого цветка есть свой час для сна. Например, шиповник спит до 4 – 6 часов, а одуванчик до 5 – 6. Познание этих фактов ни с чем не сравнимая радость для детей.

Перед выходом в природу школьники должны получить исследовательское задание.

Ранней осенью можно дать такое задание:

1. Лес нередко называют многоэтажным домом. Так ли это? Понаблюдай в лесу, определи, сколько этажей в лесу.

- Какие деревья составляют самый высокий яр? - Второй, пониже?- Третий, еще ниже?

Сделай вывод.

2. Собери шишки, корешки, веточки, семена, листья, мох для ручного труда.

3. Собери в пакетики семена дикорастущих растений. Они пригодятся для подкормки зимующих птиц.

Открытий в природе ребенок может совершить великое множество. Педагог должен только уметь направить их пытливый ум в нужное русло. Помочь ребенку открывать эти чудеса и тайны, научить «ведать природу - значит сознательно воспринимать ее красоту и происходящие в ней явления… во всей гармонии. Возможно, только тогда разрешится проблема формирования у ребенка экологической культуры, целостного экологического мировоззрения.

Итак, важность экологического воспитания детей в современном мире переоценить невозможно. От правильно построенных взаимоотношений человека с природой зависит многое, в том числе и благополучие самого человека.

Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, но он необходим, так как будущее планеты зависит от того, насколько глубоко у детей будут воспитаны нравственные отношения к природным объектам, желание трудиться на пользу природы.

Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать справедливее, великодушнее, ответственнее. Любить природу может лишь тот, кто её знает и понимает, кто умеет видеть её. Чтобы человек научился этому, прививать любовь к природе надо с самого раннего детства. И в этом нас убеждают слова В.А.Сухомлинского:

«К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, а может быть и простая человечность».

Мы, взрослые, в большинстве своём уже поняли, что уничтожать природу – это всё равно, что рубить собственные корни. Наша задача – донести до ума и сердец детей, что от состояния окружающей среды зависит состояние здоровья природы и человека.

Похожие:

«формирование экологической культуры младших школьников во внеурочное время» icon Задачи: Изучить научно-методическую литературу по выбранной теме...
Тема выступления : «Формирование экологической компетентности обучающихся во внеурочной деятельности»
«формирование экологической культуры младших школьников во внеурочное время» icon Конкурс проводится по следующим номинациям: «Эколого-биологическая тематика»
«Формирование экологической культуры» (методические материалы, которые служат задачам формирования основ экологической культуры детей...
«формирование экологической культуры младших школьников во внеурочное время» icon Дошкольное образовательное учреждение детский сад «родничок» села...
Цель: формирование экологической культуры, под которой понимается совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической...
«формирование экологической культуры младших школьников во внеурочное время» icon «Формирование социального опыта младших школьников в условиях педагогического взаимодействия»
Тема: «Формирование социального опыта младших школьников в условиях педагогического взаимодействия»
«формирование экологической культуры младших школьников во внеурочное время» icon Пояснительная записка Человеческая личность это гармония мысли и...
Данная программа актуальна, так как участвует в решении одной из самых первоочередных задач современного образования – формирование...
«формирование экологической культуры младших школьников во внеурочное время» icon Тема опыта
«Формирование навыков учебного сотрудничества младших школьников посредством организации групповой работы»
«формирование экологической культуры младших школьников во внеурочное время» icon «Формирование у младших школьников лидерского стиля поведения»
Психолого-педагогическое образование профиль «Психология и социальная педагогика»
«формирование экологической культуры младших школьников во внеурочное время» icon Методические рекомендации по формированию икт компетентности младших...
В начальной школе в рамках основной образовательной программы формируется икт грамотность младших школьников
«формирование экологической культуры младших школьников во внеурочное время» icon Конспект урока по теме: «Поэзия С. Есенина. Стихотворение «Лебедушка» (4 класс)
Формирование ключевых компетентностей младших школьников на уроках литературного чтения
«формирование экологической культуры младших школьников во внеурочное время» icon Образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Программы воспитания и социализации (духовно-нравственное развитие и воспитание, профессиональная ориентация, формирование экологической...
«формирование экологической культуры младших школьников во внеурочное время» icon Рабочая программа по курсу
«Формирование навыков аудирования, чтения, письма и говорения для подготовки младших школьников к итоговой аттестации в системе начального...
«формирование экологической культуры младших школьников во внеурочное время» icon Обеспечение безопасности во время учебных мероприятий
Противопожарная и антитеррористическая безопасность во время учебных занятий и во внеурочное время
«формирование экологической культуры младших школьников во внеурочное время» icon Урока
Изучение курса физической культуры является актуальным, так как в процессе овладения этой деятельностью у младших школьников не только...
«формирование экологической культуры младших школьников во внеурочное время» icon В технических видах деятельности был использован комплекс методик....
Система диагностики сформированности исследовательских умений младших школьников в рамках курса робототехники
«формирование экологической культуры младших школьников во внеурочное время» icon Цели: организация и проведение спортивно-массовой работы в образовательном...
Настоящее Положение определяет общий порядок организации и работы школьного спортивного клуба «Лидер»
«формирование экологической культуры младших школьников во внеурочное время» icon Программа внеурочной деятельности «Росток» для обучающихся 5-7 классов (102 часа)
Программа внеурочной деятельности «Росток» является авторской и направлена на воспитание у школьников экологической культуры

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск