Скачать 1.1 Mb.
|
Санкт-Петербургский государственный университет Выпускная квалификационная работа на тему: ОСОБЕННОСТИ ВЫРАЖЕНИЯ ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ 3-6 ЛЕТ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ОТЦАМИ (НА ПРИМЕРЕ АРАБСКИХ СЕМЕЙ ИЗРАИЛЯ) по специальности 37.05.01 – Клиническая психология основная образовательная программа «Клиническая психология» специализация: клиническая психология детей и родителей Выполнила: Студентка 6 курса очной формы обучения Бакри М. Рецензент: Научный руководитель: канд. псих. наук канд. псих. наук, доцент Пасторова А.Ю. Солодунова М.Ю. ______________ _______________ Санкт-Петербург 2017 СОДЕРЖАНИЕ АННОТАЦИЯ..............................................................................................................4 ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................6 ГЛАВА 1. Теоретические подходы к проблеме развития эмоций в раннем возрасте.........................................................................................................................9 1.1 Понятие эмоций в российской и зарубежной психологии......................9 1.2 Роль взрослого в развитие эмоций у детей раннего возраста...............15 1.3 Выражение эмоций на лицах: история изучения вопроса.....................22 1.4 Исследование эмоций на лицах взрослых...............................................25 1.5 Изучение выражения и распознавания эмоций у детей........................26 1.6 Специфика исследования эмоций у детей в Израиле............................30 1.7 Понимание роли отца в разных культурах.............................................32 ГЛАВА 2. Организация и методы исследования...................................................36 2.1 Эмпирическая база исследования............................................................36 2.2 Методы исследования...............................................................................38 2.3 Процедура исследования..........................................................................40 2.4 Математико-статистические методы обработки данных......................41 ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение.........................................42 3.1 Описательные статистики полученных данных....................................42 3.2 Изучение различий в интенсивности выражения эмоций между детьми и отцами.....................................................................................................................56 3.3 Изучение различий в интенсивности выражения эмоций между детьми и матерями.................................................................................................................58 3.4 Изучение различий интенсивности эмоций и поведения детей при взаимодействии с отцами и матерями.....................................................................60 3.5 Изучение взаимосвязей интенсивности выражения эмоций у детей и родителей с социально-демографическими характеристиками семей.................62 3.6 Обсуждение результатов исследования..................................................71 ВЫВОДЫ...................................................................................................................77 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................................................................78 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......................................................80 ПРИЛОЖЕНИЯ.........................................................................................................84 Приложение А..................................................................................................84 Приложение Б..................................................................................................86 Приложение В..................................................................................................89 Аннотация к выпускной квалификационной работе Бакри Манар Особенности выражения эмоций у детей 3-6 лет при взаимодействии с отцами (На примере арабских семей Израиля) Научный руководитель – Солодунова Мария Юрьевна, кандидат психологических наук, старший преподаватель Для изучения особенностей выражения эмоций у детей при взаимодействии с отцами в зависимости от пола и возраста детей было обследовано 59 человек: 21 ребенок в возрасте от 3 до 6 лет (М = 50.57 ± 8.8), 19 отцов и 19 матерей из числа арабов, населяющих Израиль. Для обследования использовались социально-демографическая анкета и методика оценки эмоций ребенка и взрослого при взаимодействии (Dyadic Affect Manual, DAM, Osofsky, Muhamedrahimov, Hummer, 1998). Для математико-статистической обработки данных использовались описательные статистики, коэффициент корреляции Пирсона, непараметрический критерий U-Манна-Уитни для независимых выборок, критерий знаковых рангов Вилкоксона для связанных выборок. Результаты: при том, что для арабских семей в Израиле характерен сравнительно молодой возраст родителей, имеющих среднее специальное или среднее образование, и 2-3 детей, были обнаружены взаимосвязи между такими социально-демографическими характеристиками отцов как возраст и уровень образования и такими характеристиками выражений эмоций их детей как позитивный тон взаимодействия и дезадаптивное поведение. Наличие высшего образования отцов и их больший возраст соответствует более позитивному тону и менее дезадаптивному поведению. Также при взаимодействии с отцом дети ведут себя активнее и их поведение обнаруживает в себе больше дезадаптивных проявлений. ABSTRACT In order to study the features of children emotional expression in interactions with their fathers, 59 people (mothers, fathers and their children (М = 50.57 ± 8.8)) from 19 Israeli Arab families were examined. Methods: socio-demographic questionnaire and Dyadic Affect Manual (DAM, Osofsky, Muhamedrahimov, Hummer, 1998). Descriptive statistics, Pearson’s correlation, U-Mann-Whitney criteria, and Wilcoxon rank test were used for statistical data processing. Results: Arab families in Israel can be characterized by a comparatively young age of parents with advanced or secondary education and 2-3 children. There was a correlation between socio-demographic characteristics of fathers (e.g. age and education) and emotional expression of their children (e.g. positive tone of interaction and maladaptive behavior). The presence of higher education and the greater age of fathers correspond to more positive tone of interaction and more adaptive behavior. Moreover, these children were more active and they demonstrated more patterns of maladaptive behavior while they were interacting with their fathers. ВВЕДЕНИЕ Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка, который длится с 1 года до 3 лет. Важной составляющей в развитии ребенка раннего возраста является эмоциональная сфера, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, распознавать эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности. Изучением эмоциональной сферы ребенка раннего возраста занимались такие ученые, как А.Д. Кошелев, В.И. Перегуда, И.Ю. Ильин, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А. Адлер. Ими доказано, что эмоциональная сфера является важнейшим регулятором деятельности ребенка. От эмоций, которые чаще всего испытывает и проявляет ребенок, зависит успешность его взаимодействия с окружающими его людьми, а значит, и успешность его социального развития, социализации. Эмоциональность влияет не только на формирование личностных черт и социальное развитие ребенка, она сказывается даже на его интеллектуальном развитии. Развитие эмоций, чувств ребенка связано с определенными социальными ситуациями. Ребенок по-разному выражает свои эмоции, общаясь с близкими и чужими людьми. Особо значимо для ребенка и видно невооруженным взглядом проявление эмоций на лице ребенка при общении с близкими значимыми взрослыми. Эмоции играют огромную роль в развитии ребенка в раннем возрасте и в его взаимодействии со средой. Кроме того, согласно современному подходу к материнско-детскому взаимодействию (Мухамедрахимов Р.Ж., 2008), эмоциональные реакции ребенка также играют важную роль в поощрении матери для выполнения родительских функций. По мере роста ребенка роль эмоций, связанных с познавательной активностью, играет все большую роль в когнитивном развитии ребенка (Мухамедрахимов Р.Ж., 2008). Актуальность исследования. В исследованиях эмоций у детей, проводимых в Израиле, в основном рассматривались проявления детей либо сами по себе, либо в только контексте взаимодействия с матерью (Diesendruck G., Ben-Eliyahu A., 2006). При этом взаимодействие с отцом в данном контексте не рассматривалось. Цель исследования – изучить количественные и качественные характеристики выражения эмоций детей при взаимодействии с отцами. Объект исследования: эмоции детей. Предмет исследования: выражение эмоций у детей 3-6 лет при взаимодействии с отцами. Гипотеза исследования: существуют различия характеристик эмоций и поведения детей при взаимодействии с отцами и матерями. Задачи исследования:
Методы исследования:
Для обработки данных использовались такие математико-статистические методы как описательные статистики, коэффициент корреляции Пирсона, непараметрический критерий U-Манна-Уитни для независимых выборок, критерий знаковых рангов Вилкоксона для зависимых выборок. ГЛАВА 1. Теоретические подходы к проблеме развития эмоций в раннем возрасте 1.1 Понятие эмоций в российской и зарубежной психологии Любые человеческие отношения основаны на эмоциях, а эмоции обнаруживаются другими в основном с помощью внешних выражений. Выражение лица занимает центральное положение в экспрессивном поведении. Лицо как канал невербальной коммуникации является ведущим средством общения, передавая эмоциональный и содержательный подтекст речевых сообщений, оно служит регулятором самой процедуры общения партнеров. Если, говоря словами Дарвина, «выражение – это язык эмоций», то движение лицевых мышц можно считать азбукой этого языка. В.М. Бехтерев также отмечал, что в отличие от пантомимических движений и жестов мимика всегда эмоциональна и в первую очередь является отражением чувств говорящего. Многие ученые наблюдали, что сложная игра мимических мышц выражает психическое состояние субъекта красноречивее слов. В данном параграфе рассмотрим представление об эмоциях с точки зрения психологов, дадим представление о структурных компонентах и функциях эмоций. Эмоции – особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т.д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Сопровождая практически любые проявления активности субъекта, эмоции служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей (Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г., 1996). В жизни человека эмоции играют очень важную роль. Они отражают окружающий мир в форме непосредственного переживания, и в них отражается значимость для индивида явлений и ситуаций, которые его окружают. Эмоции регулируют психическую активность не специфично, а через соответствующие общие психические состояния, влияя на протекание всех психических процессов. Проблеме эмоций уделяли внимание и отечественные и зарубежные психологи, и педагоги, такие как Ч. Дарвин, К. Изард, А.А. Реан, Э. Фромм, Л. С. Выготский, А.В. Запорожец, Р. Бэрон, З. Фрейд, П. Экман и многие другие. Необходимо отметить, что в настоящее время не существует общепринятой единой теории эмоций. Среди зарубежных психологов известен своими исследованиями в области эмоций ведущий польский психолог Януш Рейковский, который разработал теоретическую схему эмоции. В основе этой схемы лежит представление об эмоции, как разновидности процессов психологической регуляции деятельности, в которых можно выделить три главных компонента: эмоциональное возбуждение, знак эмоции и качество эмоции. Я. Рейковский считает, что эмоциональный процесс возникает, как реакция на жизненно значимое воздействие и вызывает в зависимости от своих особенностей разнообразные изменения в телесных функциях, в протекании других психических процессов и деятельности субъекта в целом (Урунтаева Г.А., 2002). По мнению основоположника бихевиоризма Джона Уотсона, эмоции представляют собой специфический вид реакций, проявляющихся в трёх основных формах: страха, ярости, любви. Кэррол Изард – один ведущих в зарубежной психологии учёных в области эмоций исследует человеческие эмоции в непосредственной связи с познавательной способностью и деятельность человека. Отечественные психологи С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и другие, критиковали К. Изарда за то, что важнейшим компонентом эмоций он не рассматривал отношение субъекта к объектам, явлениям, событиям, которые в отечественной психологии рассматривают как основу эмоций. Отечественные психологи утверждают, что эмоции – это особая форма отношения к предметам и явлениям действительности. Многие отечественные психологи, такие как, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, выводили ряд принципиально важных положений относительно зависимости эмоций от характера деятельности субъекта, о регулирующей их роли в этой деятельности и об их развитии в процессе усвоения человеком общественного опыта. В этой связи указывалось на связь эмоций с мотивом деятельности. А.Н. Леонтьев подчеркивал, что эмоции не только соответствуют той деятельности, в которой они возникают, но и подчиняются этой деятельности, её мотивам. С другой стороны, как отмечают в своих исследованиях А.В. Запорожец и Я.З. Неверович, эмоции играют важную роль в реализации этих мотивов. Они считают, что «...эмоции представляют собой не самый процесс активизации, а особую форму отражения субъектом действительности, при посредстве которого производится психическое управление активизацией, или, вернее, было бы сказать, осуществляется психическая регуляция общей направленности и динамики поведения» (Запорожец А.В., 1974, с. 33). Несмотря на различные точки зрения, практически все ученые сходятся в том, что эмоции отражают состояние, процесс и результат удовлетворения потребностей человека. По эмоциям можно определенно судить, что в данный момент волнует индивида, т.е. какие потребности и интересы являются для него актуальными. Одна из важнейших особенностей эмоций – их идеаторный характер, то есть способность формироваться по отношению к ситуациям и событиям, которые реально в данный момент могут не происходить, и существуют только в виде идеи о пережитых, ожидаемых или воображаемых ситуациях. Другая важная особенность – их способность к обобщению и коммуникации (эмоции могут передаваться между людьми или животными), из-за чего эмоциональный опыт включает в себя не только индивидуальные переживания, но и эмоциональные сопереживания, возникающие в ходе общения, восприятия произведений искусства и тому подобного. Различают две основные группы эмоций:
Положительные эмоции – эмоции, связанные с удовлетворением тех или иных потребностей организма. Положительные эмоции вызываются возбуждением центров удовольствия центральной нервной системы. Отрицательные эмоции – эмоции, связанные с неудовлетворением тех или иных потребностей организма. Отрицательные эмоции вызываются возбуждением центров неудовольствия центральной нервной системы. При решении вопроса классификации эмоций, необходимо отделять сами эмоции от других эмоционально окрашенных состояний, настроений, аффектов, эмоциональных черт, иначе процесс описания эмоций может занять очень много времени и цель достигнута не будет. Например, боль – это ощущение, а возникающая при этом эмоция называется страданием (Изард К., 2002). Обычно психологами выделяют лишь те эмоции, которые возникают в результате оценки человеком возможности удовлетворения или неудовлетворения некоторой своей потребности или достижения (не достижения) некоторой свои цели. При этом эмоции рассматриваются как психический процесс оценки конкретной ситуации и реакции организма на эту ситуацию. Но необходимо отметить, что одни и те же воздействия у разных людей вызывают разные эмоциональные проявления, кроме этого, даже у одного и того же человека эти проявления могут отличаться в разное время (Изард К., 2002). Например, в зависимости от ситуации, любовь может вызывать такие противоположные эмоциональные проявления, как радость или страдание. Можно выделить следующие группы эмоций (Леонтьев А.Н., 2001).
Эмоциональные проявления являются интересной сферой психики человека. Эти проявления играют важную роль в любом из видов межличностного общения и не только, т.к. они выражают реакцию и отношение человека к той или иной ситуации, явлению и т.п. В эмоциях человек проявляет свое отношение к содержанию познаваемого. Значимость эмоций в жизни человека выражается в их функциях. В психологии выделяют следующие функции эмоций (Дарвин Ч., 2001; Конькова М.Ю., 2006):
Таким образом, эмоции – психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении значимости внешних воздействий. Это одно из проявлений субъективного отношения человека к окружающей действительности и к самому себе. Эмоции играют очень важную роль в жизни человека. Они являются одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальные потребности. 1.2 Роль взрослого в развитие эмоций у детей раннего возраста В данном параграфе рассмотрим вопросы развития эмоций на протяжении раннего возраста. В отечественной психологии, начиная с работ Л.С. Выготского, утвердилось мнение о многоуровневости эмоций как об основной из фундаментальных закономерностей их проявления и развития (Выготский Л.С., 1982). Наиболее ярко эта идея проявляется при рассмотрении возрастных этапов развития эмоций, в частности на раннего детства. Как и в младенческом возрасте, эмоции ребенка раннего возраста неустойчивы, кратковременны и имеют бурное выражение. Также характерным является эффект «эмоционального заражения». Как отмечает Г.А. Урунтаева, эмоции на этом этапе онтогенеза во многом определяют все поведение ребенка, именно поэтому оно так импульсивно и часто непредсказуемо (Урунтаева Г.А., 2002). Примерно в 1,5-2 года начинают закладываться простейшие нравственные эмоции. Стимулирующим фактором для этого выступает похвала или порицание со стороны взрослых, которая формирует первоначальное различение «хорошо — плохо». К 3 годам начинают проявляться эстетические чувства: радость может быть вызвана красивым платьем, цветущим растением; постепенно различия касаются и характера музыки, ее «настроения». Но если в младенческом возрастет радость вызывает все яркое и блестящее, то в раннем возрасте малыш уже пытается отличать действительно красивое от вычурного и безвкусного, основываясь на оценках взрослых. Постепенно эти оценки становятся все более независимыми от мнения взрослых. Очень часто у детей этого возраста активизируется потребность выразить себя и свои чувства через движение, пение, рисунок. Развиваются и интеллектуальные чувства. Они проявляются в виде удовольствия при удовлетворении интереса к окружающему. В этот период ребенок начинает в меру своего речевого развития задавать вопросы познавательного характера. Особое значение приобретает слово, включенное в протекание эмоциональных процессов. Выраженное взрослым вербальное оценивание тех или иных явлений становится основой для дальнейшего развития чувств и моральных суждений, сначала подкрепляемое мимикой и интонацией, а затем и без таковых. Так закладывается основа для развития речевой регуляции поведения, заключающаяся в связи слова и представлений, что способствует развитию некоторой целенаправленности действий ребенка (Выготский Л.С., 1982). В ситуации развития у ребенка раннего возраста потребности в похвале начинают складываться предпосылки зарождения чувства гордости и самолюбия, а также чувство стыда. Последнее, по мнению Р.Х. Шакурова, свидетельствует о формировании у ребенка представлений о положительно и отрицательно оцениваемых взрослыми образцах поведения (Р.Х. Шакуров, 1990). Ключевые моменты эмоционального развития детей раннего возраста следующие:
Л.С. Выготский считал, что «эмоциональное развитие детей — одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребенка» (Выготский Л.С., 1982). Его последователи, основываясь на теоретических изысканиях, развивают идею о взаимосвязи всех компонентов человеческой психики, в частности эмоционального и интеллектуального. Этот факт является основополагающим в организации образовательной работы с детьми раннего возраста. На данном возрастном этапе реакции ребенка достаточно импульсивны, выражение эмоций носит непосредственный характер. Дети действуют, не задумываясь, под влиянием сиюминутно возникших эмоциональных переживаний. Доминирующее в раннем возрасте восприятие аффективно окрашено, что обуславливает возможность эмоционального реагирования детей только на непосредственно воспринимаемые события. Яркие эмоциональные переживания возникают в связи с непосредственными желаниями ребенка, с умениями и результатами, характерными для самостоятельности человека, что свидетельствует о дальнейшей социализации эмоций. Эмоции во многих случаях отражают уровень удовлетворения все возрастающих потребностей детей (познавательных, двигательных и др.) (Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М., 2008). Причиной эмоциональных вспышек (крика или плача) могут быть неуспешные действия с предметами, отсутствие внимания к ребенку со стороны близких взрослых, ревность к брату или к сестре и т.п. В таких ситуациях ребенок быстрее успокаивается при спокойном реагировании взрослых на его поведение и предложениях взрослого заняться какой-либо новой деятельностью. Ребенка раннего возраста легко отвлечь, поскольку его нервные процессы не отличаются стойкостью и силой (Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М., 2008). Для ребенка, начиная с двух лет, наиболее информативными являются реакции людей, отражающие радость, одобрение, поощрение. Появление эмоциональной реакции на похвалу со стороны взрослого является основой для развития самолюбия и чувства гордости и собственного достоинства. Невнимательное отношение взрослого к ребенку значительно снижает его социальную активность, вызывает негативные эмоциональные состояния: ребенок может стать неуверенным, застенчивым, тревожным, плаксивым, агрессивным (Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М., 2008). В отношении сверстников зарождаются новые эмоции и чувства: соперничество, элементы зависти, ревность и др. На втором году жизни при приближении сверстника ребенок может ощущать беспокойство и прервать свои занятия, броситься под защиту близкого взрослого. На третьем году он уже спокойно играет рядом с другим ребенком. Дети эгоцентричны и при ущемлении своих интересов могут проявлять агрессивность по отношению друг к другу. Дети младшей ясельной группы, как правило, с улыбкой разглядывают друг друга, иногда наблюдаются проявления ласки. После 2 лет эмоциональная реакция становится намного ярче. Увеличивается эмоциональное заражение детей друг от друга и эмоциональная отзывчивость по отношению к другому ребенку. Совместная деятельность носит ярко выраженную эмоциональную отзывчивость по отношению к другому ребенку, эмоциональную окраску, бурно нарастающую в ходе взаимодействия (Ильин Е.П., 2002). В 2-3 года появляются социальные формы гнева - ревность и зависть. Дети сердятся и плачут, если их мать у них на глазах ласкает чужого ребенка. В результате социальных контактов появляется радость как выражение базовой эмоции удовольствия. По данным Ю.А. Макаренко, уже в возрасте 2-3 лет дети могут изображать эмоции, подбирают мимические средства для выражения радости, гнева, отвращения, огорчения, удивления, стыда. У детей 3 лет появляется гордость за свои достижения. Дети стремятся продемонстрировать свои успехи взрослому. Если это не удается, то их радостные переживания по поводу успеха существенно омрачаются. Возникает обида по поводу игнорирования или непризнания успеха взрослыми, стремление к преувеличению успеха, бахвальству. В то же время Т.В. Гуськова и М.Г. Елагина отмечают, что незаслуженная похвала вызывает у детей 2-3 лет смущение, неловкость (Винникот Д., 1998). Таким образом, выражение эмоций в раннем возрасте характеризуются неустойчивостью, лабильностью, интенсивностью, неконтролируемостью. На протяжении раннего детства происходит обогащение эмоционального опыта, социализация эмоций, развитие высших чувств, закладываются предпосылки для эмоциональной регуляции. Без эмоциональных проявлений трудно представить какое-либо взаимодействие между людьми, поэтому одной из важнейших является коммуникативная функция эмоций. Выражая свои эмоции, ребенок проявляет свое отношение к действительности и прежде всего к другим людям. Мимические и пантомимические выразительные движения позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к явлениям, объектам и т. д. Эмоции играют огромную роль в развитии ребенка в раннем возрасте и в его взаимодействии со средой. Кроме того, согласно современному подходу к материнско-детскому взаимодействию (Мухамедрахимов Р.Ж., 2008), эмоциональные реакции ребенка также играют важную роль в поощрении матери для выполнения родительских функций. По мере роста ребенка роль эмоций, связанных с познавательной активностью, играет все большую роль в когнитивном развитии ребенка (Мухамедрахимов Р.Ж., 2008). Согласно теории дифференциальных эмоций, К. Изарда, любая эмоция выполняет два типа мотивационных функций. Первый тип связан с внутренними процессами, которые устремляют человека в определенном направлении или к определенной цели, второй тип связан с социальной мотивацией, то есть с тем процессом, посредством которого эмоциональная экспрессия индивида мотивирует поведение окружающих его и взаимодействующих с ним людей. Эмоциональная экспрессия интереса играет большую роль в межличностной коммуникации, что особенно наглядно проявляется во взаимодействии ребенка с матерью, когда выражение интереса на лице ребенка указывает на внимание. При этом особенно важна способность матери видеть, привлекать и удерживать внимание ребенка (Изард К., 2002). Известный английский психолог Д. Стерн установил, что мать или близкий и ухаживающий за ребенком человек ведут себя с младенцем совершенно иначе, чем с взрослыми или детьми постарше. По сравнению с тем, как мать общается с другими людьми, ее поведение при взаимодействии с младенцем выглядит совершенно необычным. Исследование шести различных языков на шести континентах показало сходные черты материнской речи, которые выражались в том, что мать при общении с младенцем использует простые, короткие предложения, делает длинные паузы, включает в речь бессмысленные звуки и часто изменяет слова (например, "холесенький" вместо "хорошенький"). Кроме того, повышается высота голоса, речь замедляется и преувеличивается, становится протяжной, изменяется ритм и ударение – все это приводит к песенности материнской речи. Обращает внимание своеобразный вокальный диалог между матерью и младенцем. Он состоит в том, что мать, общаясь с ребенком, задает вопрос и от имени ребенка сама на него отвечает, так, что это скорее монолог матери в форме воображаемого диалога. Такая экзотическая форма поведения матери имеет большой смысл для психического развития ребенка. Во время паузы между обращениями младенец, способный к подражанию, в какой-то момент ответит на инициативу матери вокальной имитацией или любым другим изменением поведения. Это, в свою очередь, побудит мать продолжать начавшееся взаимодействие и изменять свое поведение, подстраиваясь под ребенка. А младенец, получив новый позитивный опыт общения, будет и в дальнейшем отвечать на инициативы матери, так что со временем монолог матери перейдет в гармоничный диалог матери и ребенка (Стерн Д., 2001). Меняется не только речь матери, то есть, что и как она говорит, но и выражение лица, движения головы и тела, рук и пальцев, изменение расстояния в процессе общения с ребенком. Так, можно отметить преувеличение в выражении лица (глаза широко раскрываются, брови вскидываются), замедленное формирование и долгое удерживание выражения лица, замедление движений, однообразие и повторяемость движений и действий. В поведении матери наблюдаются необычные по темпу и ритму движения приближения и удаления от младенца (Папушек Х., 2000; Солоед К.В., 2000). Главный вывод, который сделали исследователи, изучавшие поведение матери при взаимодействии с ребенком, состоит в том, что постоянные по содержанию и стереотипные проявления матери создают у ребенка ощущение стабильности и предсказуемости окружающего мира, чувство безопасности. Как подчеркивает Р.Ж. Мухамедрахимов, «для успешного протекания взаимодействия каждый партнер должен чувствовать, что влияет на другого. Важно, чтобы каждая инициатива ребенка сопровождалась ответными проявлениями матери, такими как: улыбка, ласковые слова, поглаживание, нежные прикосновения и пр. В том же случае, когда ребенок, например, устал, хочет спать и показывает взрослому, что не хочет больше общаться с ним, взрослый, учитывая желание малыша, не должен настаивать на взаимодействии, усиливать стимуляцию (например, показывать новую игрушку, стараться вызвать улыбку и пр.)» (Мухамедрахимов Р.Ж., 1994, с. 20). Проблемы распознавания эмоций на лицах детей раннего возраста матерями исследуются в США, странах Западной Европы и Японии. Авторы разработали тезаурус слов, употребляемых матерями при распознавании эмоций, изучали матерей из различных групп риска, провели исследование распознавания эмоций на лицах детей матерями, принадлежащими к различным культурам. Изучение распознавания эмоций на лицах детей неразрывно связано с пониманием развития ребенка раннего возраста. Адекватное распознавание эмоций обеспечивает отзывчивость и эмоциональную доступность, «аффективную подстройку» социального окружения ребенка. То, как мать (близкий взрослый) распознает эмоции ребенка и отвечает на них, влияет на осознание ребенком самого себя и играет решающую роль в развитии способности регулировать свое состояние (Стерн Д., 2001; Мухамедрахимов Р.Ж., 2008; Сергиенко Е.А., 2006). 1.3 Выражение эмоций на лицах: история изучения вопроса Первой работой, посвященной проблеме выражения эмоций, стала книга Чарлза Дарвина «Выражение эмоций у человека и животных» (1872). В ней Дарвин говорил о том, что всякая эмоция – это особое состояние, имеющее характерное и неповторимое выражение (см. таблицу 1) (Дарвин Ч., 2001). Таблица 1. Внешние проявления и эмоции, с которыми они наиболее связаны
Эмоции – это смесь физиологического возбуждения (например, сердцебиение), экспрессивного поведения (например, выражение эмоции на лице) и сознательного опыта (например, интерпретация намерений человека и ощущение страха). Эмоция – это реакция всего организма, включающая физиологическое возбуждение, экспрессивное поведение и сознательный опыт. Главными положениями теории эмоции Ч. Дарвина стали заключения об универсальности выражений лица и независимости проявления эмоций от культурной принадлежности, места жительства и уровня образования. Однако в последнее время стали появляться исследования, в которых были показаны различия выражения эмоций у представителей различных этнических групп (Дарвин Ч., 2001). Один из последователей Ч. Дарвина, Пол Экман, придерживаясь основного тезиса об одновременной универсальности и культурной специфичности выражении эмоций, обобщает результаты своей почти сорокалетней работы. Во-первых, за последнее время отдельные поначалу работы по изучению эмоций привели к тому, что исследования эмоций сейчас стремительно развиваются, затрагивая как психологические, так физиологические и социальные аспекты переживания эмоций. Во-вторых, эмоциональные выражения (фактически, изменения в работе лицевых мышц) на лицах специфические для каждой эмоции, а изменения в физиологических показателях, в позе и жестах – неспецифические. В-третьих, эмоциональную экспрессию можно рассматривать как специфический вид сообщений, которые можно распознать исходя из вида переживаемой эмоции, а также ситуативного и культурного контекста и индивидуальных особенностей человека. В-четвертых, эмоции не всегда могут отражаться на лицах, но неспецифические признаки все равно потенциально могут присутствовать. В-пятых, при попытке продемонстрировать несуществующую эмоцию, человек не сможет осуществлять движения теми лицевыми мышцами, управление которых неподконтрольно сознанию, однако отдельно стоит рассматривать случаи переживания эмоций о прошлых событиях во время рассказа и них, а также эмоций об эмоциях. В-шестых, переживания эмоций характеризуются широким диапазоном индивидуальных различий (Ekman P., 1992). Эмоции и эмоциональная экспрессия – это основные элементы психического опыта человека. Эмоции придают особую ценность событиям и повышают вероятность определенных действий. То есть эмоции указывают нам, на что обратить внимание и что проигнорировать, к чему приблизиться и чего избежать. Эмоциональный опыт, экспрессия и способность детей к эмоциональной регуляции влияют на качество их социальных интеракций и отношений и потому закладывают основу раннего развития личности. С самого раннего возраста дети учатся, опираясь на эмоциональную экспрессию окружающих. Эмоции помогают детям лучше узнавать себя и окружающих. Наблюдая свои и чужие эмоциональные проявления, ребенок учится идентифицировать и отслеживать собственные чувства и поведенческие реакции. 1.4 Исследование эмоций на лицах взрослых Исследователями были зафиксированы культурные различия в выражении эмоций среди этнических групп в США. В работе Мацумото американцы были разделены на четыре крупные этнические группы: евро-, афро-, латиноамериканцы и американцы азиатского происхождения. Участникам опроса предлагалось оценить допустимость универсальных выражений лица в различных социальных ситуациях. Результаты показали, что белые считают презрение более допустимым, чем азиаты, отвращение – более допустимым, чем чернокожие и латиноамериканцы, гнев – более допустимым, чем латиноамериканцы, а грусть как более допустимой, чем чернокожие и азиаты. Кроме того, белые американцы считают выражение эмоций публично и в присутствии детей, более допустимым, чем чернокожие, азиато- и латиноамериканцы, а также со случайно знакомыми людьми более допустимыми, чем чернокожие, азиато- и латиноамериканцы, в присутствии младших по статусу более допустимыми, чем чернокожие и латиноамериканцы. Интересно, однако, что в другой части эксперимента чернокожие сообщали, что выражают гнев значительно чаще, чем белые, азиаты и латиноамериканцы. В другом исследовании обнаружилось, что в любовных взаимоотношениях американцы филиппинского происхождения выражают эмоции более интенсивно, чем американцы японского происхождения (Мацумото Д., 2003). 1.5 Изучение выражения и распознавания эмоций у детей Дэниэль Гоулман в своей популярной книге «Эмоциональный интеллект» подчеркивает, что не все дети (и не все взрослые) одинаково успешны в способности считывать эмоции и намерения других людей. Индивидуальные различия в этой области оказываются достаточно важными для общего социального развития и социальной компетенции ребенка. Кеннет Додж констатирует, что непопулярные дети значительно хуже распознают побуждения других людей, чем популярные дети. В частности, отвергаемые и пренебрегаемые дети чаще видели враждебное побуждение, когда его не было. Кэрол Изард и его коллеги продемонстрировали эту связь в лонгитюдном исследовании. Исследуя группу детей из экономически неблагополучных семей, Изард установил, что «дети, которые лучше и точнее осознавали эмоции в дошкольном возрасте, демонстрировали более высокую социальную компетентность и меньше поведенческих нарушений в 1-м классе. Эта связь указывает на то, что программы вмешательства с целью улучшения базовой эмоциональной компетенции детей – их способности считывать эмоции других людей и контролировать свои собственные эмоции – могли бы принести пользу» (Изард К, 2002, с. 536). С точки зрения исследователей эмоций, у младенцев можно наблюдать базовые, универсальные выражения лица – интерес, радость, удивление, отвращение, гнев, страх. К примеру, при оценке поведения новорожденного выражение интереса наблюдалось на звук погремушки, отвращения — при сосании мыльного пальца исследователя, гнев наблюдался при тестировании приносящего максимальное неудобство рефлекса. Младенцы уже в первые недели жизни меняют выражение лица так, что многие родители интерпретируют это как радость, гнев, удивление, страх, печаль или интерес. Эти ранние выражения лица, несомненно, имеют рефлекторную природу и требуют более тщательного изучения и категоризации (Мухамедрахимов Р.Ж., 1994). Эмоции проявляются в так называемых выразительных движениях (мимике – выразительные движения лица; пантомимике – выразительные движения всего тела и «вокальной мимике» – выражение эмоций в интонации и тембре голоса). Ряд эмоциональных состояний четко дифференцирован как с точки зрения внешних объективных признаков, так и по качеству субъективных переживаний. Проследим, какие существуют особенности выражения эмоций у детей в раннем возрасте. Когда дети видят, что другим плохо, они часто приходят в замешательство. Они могут рассмеяться или не знают, как им реагировать на происходящее. В исследовании М. Радтке-Ярроу, матерей просили сделать вид, что они только что ушиблись. Дети в возрасте 21 месяца были озадачены и обеспокоены случившимся. Но уже через три месяца, т.е. к двум годам в аналогичной ситуации некоторые дети стали утешать мать. Отсюда К. Цан-Вакслер и др. считают, что сопереживать чужому горю, дети начинают выучиваться в возрасте между 18-м и 24-м месяцами. В этом же возрастном диапазоне появляется эмоция смущения, а за нею и стыд, гордость и вина (Винникот Д., 1998). Ученые установили, что все мускулы лица, необходимые для выражения различных эмоций, формируются в период 15-18-й недели эмбриогенеза, а изменения «выражения лица» имеют место, начиная с 20-й недели эмбрионального развития. Таким образом, оба механизма, с помощью которых лица опознаются как важные категории стимулов и сами выражают те или иные эмоции, уже достаточно сформированы ко времени рождения человека, хотя, конечно, во многом отличаются по возможностям функционирования от лица взрослого человека. Другими словами, выражение эмоций на лице представляет собой важную систему коммуникации, способную функционировать с рождения (Крылов В.В., 2005). Выразительные проявления частично являются врожденными, частично развиваются социально, путем подражания. Одно из доказательств врожденности некоторых проявлений эмоций состоит в том, что у маленьких детей – слепых и зрячих – мимика одинакова. Например, поднятие бровей при удивлении представляет собой инстинктивный акт и встречается и у слепорожденных. Однако с возрастом мимика зрячих становится более выразительной, в то время как у слепорожденных она не только не совершенствуется, а сглаживается, что свидетельствует о ее социальной регуляции. Следовательно, мимические движения имеют не только генетическую детерминанту, но зависят от обучения и воспитания (Данилова Н.Н., Крылова А.Л., 1997). При изучении качества распознавания эмоций матерями на лицах детей, степени адекватности их (матерей) эмоционального реагирования в связи с развитием речи у детей раннего возраста были получены данные о том, что чем адекватнее мать распознает и реагирует на эмоциональные реакции ребенка, тем раньше и более полно развивается его речь (Искра Н.Н., 2006). Представляющие интерес результаты были получены в исследованиях, посвященных роли эмоций во взаимодействии матери и ребенка раннего возраста. В них было выявлено, что «матери заранее настроены воспринимать выражение эмоций ребенка и отвечать на них даже тогда, когда собственно эмоций еще нет. Приобретая с раннего детства определенный опыт общения с людьми, каждый человек может с той или иной степенью достоверности определять эмоциональные состояния окружающих по их выразительным движениям и прежде всего по выражению лица» (Аринцина И.А., 2005, с. 5). Наиболее ранние из найденных нами работ установили, что младенцы раннего возраста способны различать эмоциональные выражения лиц взрослых (Barrera M.E., Maurer D., 1981). В указанном исследовании было обнаружено, что трехмесячные младенцы способны различать радостное и гневное выражение лиц как у своей родной матери, так и у незнакомой женщины. Однако большее число младенцев успешнее различали выражения лица матери. В еще одном исследовании также было показано, что дети раннего возраста чувствительны к выражению лица матери. В работе Тода и Фогеля изучалось изменение реакции младенцев (в 3 и 6 месяцев) на изменение выражения лица матери. В исследовании было обнаружено, что в ответ на неподвижное лицо младенцы отводят взгляд и дополняют это моторной активностью, которая, в зависимости от возраста, становится более скоординированной и направленной на внешний мир (Toda S., Fogel A., 1993). В статье Аринциной И.А. приведены данные исследования психического развития 24 детей, перенесших оперативное вмешательство в период новорожденности, в сравнении с группой контроля из 31 ребенка, не имевших опыта операции и госпитализации. Показано, что на втором году жизни оперированные дети отстают по уровню развития от своих здоровых сверстников, а также имеют особенности взаимодействия с матерями (Аринцина И.А., 2009). Они реагируют на фрустрацию (при первом разлучении) меньшим снижением позитивного эмоционального тона (демонстрируют феномен ложно-позитивного аффекта), а в ситуации второго воссоединения (после максимальной фрустрации, связанной со вторым разлучением с матерью) проявляют больший уровень агрессии, направленной на человека и объекты, и в целом больший уровень дезадаптивного поведения. Матери детей, перенесших операцию, отличаются нарушением поведения и тенденцией к проявлению более негативного эмоционального тона в свободной игре, а также меньшим проявлением радости и позитивного эмоционального тона при встрече с детьми после второго разлучения. 1.6 Специфика исследования эмоций у детей в Израиле Судя по найденным нами статьям об исследовании эмоций у детей в Израиле, в наибольшей степени этот вопрос изучался в связи с напряженностью отношений между евреями и арабами на территории данного государства. В процессе консультирования детей из арабских и еврейских семей по поводу переживания ими острых эмоциональных реакций ответ на травмирующие события Tatar M. и Horenczyk G. (2003) говорят о том, что и арабским, и еврейским детям (младшего и старшего школьного возраста) приходится достаточно часто сталкиваться с обстоятельствам, вызывающими у них сильные негативные эмоции. Эти интенсивные эмоциональные реакции, связанные с конфликтом, отражаются, в том числе, в сновидениях, с помощью которых дети пытаются совладать с травмирующими событиями (Bilu Y., 1989). При этом, было показано, что эти эмоции детей 8-9 лет – злости, вины, стыда, жалости и надежды, изучаемые с помощью структурированного интервью, в значительной степени зависят от субъективного представления об арабо-израильском конфликте, которое претерпевает изменения с возрастом, когда причины конфликта воспринимаются как более стабильные и в меньшей степени подчиненные сиюминутным процессам (Hoffman M.A., Bizman A., 1996). Однако помимо тематики переживания и выражения интенсивных негативных эмоций в связи с арабо-израильским конфликтом, израильские исследователи изучают специфику выражения детьми разного возраста своих эмоций (Ben Shalom D.B., Mostofsky S.H., Hazlett R.L. et al., 2006) и понимания чужих эмоций в мирной жизни. Исследование социального функционирования детей в детских садах Израиля показало, что умение детей распознавать эмоции других людей зависит от активности включенности данных детей в социальные взаимодействия (Diesendruck G., Ben-Eliyahu A., 2006). В клиническом плане, исследованиям подвергаются эмоции детей, страдающих определенными заболеваниями. Исследуя эмоциональную сферу детей-аутистов и детей с синдромом Аспергера 9-18 лет (Ben Shalom D.B., Mostofsky S.H., Hazlett R.L. et al., 2006было обнаружено, что при наличии нормальной кожно-гальванической реакции в ответ на эмоциогенные стимулы, дети с аутизмом демонстрируют статистически меньшую степень эмоциональной экспрессии, что говорит об отсутствии осознанности своих эмоциональных переживаний (которые были представлены в континууме – приятные-нейтральные-неприятные). Обобщая все вышесказанное, мы можем говорить о том, что на данный момент на территории Израиля тематика исследований специфики выражения эмоций детьми раннего возраста в данном государстве не исследовалась как самостоятельный феномен, и практически не исследовалась в русле других возможных тем исследований (последствия Арабо-Израильского конфликта и исследование детей с аутизмом). Это, а также специфика жизни детей раннего возраста из еврейских и арабских семей указывает на необходимость проведения подобных исследований в будущем. 1.7 Понимание роли отца в разных культурах Понимание роли отца в арабской культуре меняется в последние десятилетия. Постараемся ответить на вопрос о том, какова эта роль на современном этапе и как это менялось в течение времени. Довольно редко можно увидеть, что мужчина плачет, когда рассказывает о разводе, проблемах на работе или в бизнесе и т.д. Но мужчина плачет, когда он рассказывает о сложностях со своими детьми. С точки зрения известных авторов, исследующих вопросы развития ребенка с позиций значимого взрослого, когда ребенок еще кормится грудью, отец выполняет роль дополнительного "кормящий" (care giver) (Винникот Д., 1965; 1998, באיינקוט). Со временем поменялось понятие и взгляд на роль женщины в современном обществе и в семье, и вместе с поменялось разделение ролей в семье. В Израиле живут разные национальности: арабы, евреи, русские и эфиопы, что влечет за собой смешение разных культуры, разных традиций и ментальностей. Роль женщины действительно изменилась в мире, особенно в более развитых и демократических странах. В Израиле еврейско- и русско- язычные женщины в основном более высоко развиты, потому что они приезжают из более открытого в отношении роли мужчины и женщины общества). Такие женщины более самостоятельны в экономическом, социальном и культурном плане, им легче устроиться на работу и получать зарплату, они могут самостоятельно без помощи мужа зарабатывать на жизнь, и это отражается на их ролях в семье в отношении мужей и детей. Эта экономическая самостоятельность помогала в разделение и определение ролей отец-мать в воспитании своих детей. Тоже самое, но в меньшей степени можно говорить о еврейских женщинах, особенно тех, которые родом из западных стран (Ашкиназь) или приехали из арабских стран в Израиль после 1948 года из востока (Сфрадим) (ד"ר מוטי חיימי,2010). В отношении арабских женщин понимание роли жены и матери выглядит иначе, хотя эти представления поменялись за последние 10 лет, и арабские женщины начали чувствовать большой прогресс в развитии и понимании роли женщины в обществе и требований к ней в современном мире. В арабском обществе многие каноны определяются мусульманской религией, традициями и верой, которая придаёт роли мужчине или отцу важное значение. Он является главным в семье, решающим, властным и вышестоящим по отношению к жене и детям. По этой традиции, женщина – это, в первую очередь, мать, главная её задача – воспитывать детей, и в какой-то мере она может обращаться к мужу только когда нуждается в материальных средствах. Так было на протяжении многих веков. Женщины сидели дома со своими детьми, не ходили на работу, им запрещалось работать, дети воспитывались в понимании того, что отец – это главное, его надо слушаться. Большую часть времени отец не присутствовал в доме, возлагая весь груз воспитании своих детей на мать (Вильзер., 2006. בילזר.מ). Всё выше изложенное говорит о том, что дети не получали и не чувствовали ту роль «воспитывающего» и заботящегося отца, которую он должен был бы давать своими детям. Я помню, когда мне было 14 лет, мой дедушка был у нас дома, а мой младший брат (ему было 4 года) нечаянно уронил стакан и начал плакать, дедушка встал с места, подошел к нему, крича: "Не плачь! Нельзя плакать, мужчина не плачет!". Этот пример - один из многих, который доказывает, что мужчины не могут проявить свои чувства; это во многом определяет их поведение, и в будущем передаётся следующему поколению. При этом культурные стереотипы отражаются в поведении и эмоциональных реакциях человека, даже если мировоззрение в современном обществе меняется. В наше время, особенно среди молодых женщин или матерей, произошли большие изменения в позиции женщин. Молодые мамы стали способны обеспечить себя и семью без помощи мужа, и в тоже время увеличилась степень участия мужчины в воспитании своих детей ((ד"ר מוטי חיימי,2010. Когда отец отсутствует и не бывает дома по разным причинам (во основном материальным), это отрицательно отражается на детях. Они чувствуют, что могут делать всё, потому что папы нету в доме, ведь они считают его главным в семье (особенно мальчики), теряют управление, поддержку и становятся одинокими. Отсутствие отца дома по разным причинам и обстоятельствам, иногда хуже смерти, потому что, когда отец умирает, сын знает, что его отец не бросил его. А когда его нет дома, сын думает, что папа думал и решил, что не хочет его видеть (сына) (ד"ר סארה,בריסלמן,2010). Психологические исследования за последние 20 лет указывают, что значимость отца в жизни ребенка не менее высока, чем значимость матери. Отношения отца с сыном становятся более тесными в возрасте примерно пяти лет, когда у мальчика созревает понятие о его половом органе, формируется поло-ролевая идентификация, он начинает воспринимать отца по-мужски, как мужчину. Отсутствия отца в доме приводят к боязни, одиночеству, сын начинает сомневаться в себе и в том, сможет ли он в будущем стать отцом. Отношения между отцом и сыном отличаются в разных культурах (ד"ר סארה,בריסלמן,2010). Запад и восток две точки разные, культуры и традиции. Я думаю, что всё зависит от того, как построено общество; то, как оно определяет роль мужчины и женщин, отражается в семье. На востоке отец требует от сына то, что он сам получил при воспитании от своего отца – в большей строгости и жесткости. Быть мужчиной – значит, меньше проявлять чувств. На западе система воспитания отличается: само общество более открытое и мягкое. Несмотря на разницу западных и восточных традиций, существует общее понимание мужского начала, исходящее из аналитической психологии. Так, Юнг, основатель аналитической психологии, описывает мужскую психику в контексте развития культуры – как движущую силу матриархального мира природы . Мужской аспект есть сила, которая стремится к социальному порядку, закону и этике, направлена на осознание, сохранение человеческой жизни. Роль отца в процессе воспитания сына сложная и изменчивая. С одной стороны, он должен быть любящим отцом, отдавать ребенку тепло и заботу, однако иногда он должен вести себя вопреки чувствам. Родитель постоянно вынужден принимать серьезные решения о том, что будет лучше для ребенка в будущем, поэтому иногда помимо отношений, основанных на доверии, уважении и любови, отец может демонстрировать ежедневные выпады, проявлять агрессию и иногда даже жестокость. Отец ведёт своего сына к взрослой жизни, сталкивается с необходимостью иногда разочаровать ожидания сына в том, что он всегда будет мягким и отзывчивым по отношению к нему (Вильзер М., 1998 בילזר.מ). ГЛАВА 2. Организация и методы исследования 2.1 Эмпирическая база исследования В данном параграфе представлено описание процедуры исследования, выборки, основные методы и приемы сбора данных. Цель работы: |
Основная образовательная программа «Клиническая психология» Исследование эмоционально когнитивного уровня групп здоровых и зависимых лиц 80 |
Диссертация на соискание степени магистра по направлению 030300 Психология... Психологическое благополучие руководителей в зависимости от их личностных качеств |
||
Диссертация на соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология... Исследование личностных особенностей респондентов и характеристик рабочего места |
Диссертация на соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология... Психологические предикторы культуры безопасности персонала энергетических предприятий |
||
Диссертация на соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология... Способы принятия управленческих решений в условиях неопределенности (на примере собственников предприятий) |
Основная образовательная программа «Клиническая психология» Сниженный уровень когнитивного функционирования ассоциирован с повышением ситуативной тревоги. Таким образом, когнитивное функционирование... |
||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 8 Математические основы... «050703. 00 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология» |
Основная образовательная программа Клиническая психология специализация:... ... |
||
Диссертация на соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология... Взаимосвязь родительской позиции матери и психологических особенностей ее ребенка |
Основная образовательная программа Организационная психология и психология... Теоретические основы адаптации сотрудников, организационной культуры и мотивации 7 |
||
Диссертация на соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология... Исследования эмоциональной регуляции у детей раннего возраста, воспитывающихся в учреждениях 34 |
Диссертация на соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология... Теоретические основания исследования отношения к аграрной политике в России |
||
Диссертация на соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология... Эмоциональный интеллект в связи с когнитивными стилями и саморегуляцией личности в период ранней взрослости |
Основная образовательная программа Клиническая психология профиль:... «рефлексивное Я» отца; показатель «рефлексивное Я» участников исследования обратно коррелирует с показателем «социальное Я» отца.... |
||
Диссертация на соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология,... Коррекция нарушений эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития средствами арт-терапии |
«Шестнадцать личностных факторов» опросник ... |
Поиск |