ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
фЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТвЕННОЕ Бюджетное ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Санкт-Петербургский государственный университет» (СПбГУ)
Факультет психологии
Дипломная работа на тему:
ОБРАЗ Я И ОБРАЗ СЕМЬИ У ПОДРОСТКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В СОЦИАЛЬНОЙ ГОСТИНИЦЕ.
по специальности 37.05.01 - Клиническая психология
основная образовательная программа: Клиническая психология
профиль: кризисные и экстремальные ситуации
Рецензент:
Кандидат медицинских наук,
Доцент кафедры клинической психологии
РГПУ им. А.И. Герцена
Кудрявцева С.В.
___________(подпись)
|
Выполнила:
Студентка 6 курса
Очной формы обучение
Дегярева А.С.
___________(подпись)
Научный руководитель:
Старший преподаватель
Лебедева Е.И.
__________(подпись)
|
Санкт-Петербург
2017
СОДЕРЖАНИЕ
Аннотация (Русский)……………………………………………………………4
ABSTRACT………………………………………………………………………5
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………....6
ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР………………………………………....11
1.1. Анализ понятия «Образ Я» в современной психологии………………13
1.2. Особенности подросткового возраста…………………………………..20
1.3 Особенности самосознания в старший подростковый возраст…………..20
1.4. Формирование идентичности в подростковом возрасте………………....21
1.5. Современная семья и нарушения ее функционирования………………...23
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...29
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ……………….30
2.1 Описание выборки исследования…………………………………………..32
2.2. Методы исследования………………………………………………………32
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ………41
3.1.Результаты исследования по данным клинической беседы………………41
3.2 Результаты данных, полученных с помощью методики «Кто я?» М.Куна, Т. Макпартленда…………………………………………………………………50
3.3 Результаты исследования самоотношения по методике «Тест-опросник самоотношения» В.В. Столина, С.Р. Пантелеева…………………………......55
3.4.Результаты данных по методике «Метод мотивационной индукции» Ж. Нюттена………………………………………………………………………......58
3.5 Результаты исследования семейных отношений по методике «Взаимодействие родитель ребенок» И.М. Марковской……………………..62
3.6 Результаты данных по методике «Семейная социограмма»………………65
3.7 Результаты корреляционного анализа………………………………………69
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………73
ПРИЛОЖЕНИЕ А……………………………………………………………….78
ПРИЛОЖЕНИЕ Б……………………………………………………………..80
ПРИЛОЖЕНИЕ В……………………………………………………………..82
Аннотация (Русский).
Целью данной работы было изучение различий «Образа Я», временной перспективы и «Образа семьи» у подростков из неблагополучных семей, временно проживающих в социальной гостинице. Было обследовано 15 подростков, проживающих в социальной гостинице, и 22 подростка, проживающих и воспитывающихся в семьях, в возрасте с 15 до 18 лет.
Измерялись: содержание «Образа Я» (методика «Кто Я?» М. Куна, Т. Макпарклэнда, опросник самоотношения В.В. Столина, С.Р. Пантилеева), временная перспектива будущего (метод мотивационной индукции Ж. Нюттена, адаптированный Д. А Леонтьевым), «Образ семьи» (полуструктурированное интервью, опросник взаимодействия родитель-ребенок, разработанный И. М.Марковской, «семейная социограмма» Э.Г. Эйдемиллера). Обработка данных: сравнение двух групп с использованием критерия U-Манна-Уитни и корреляционный анализы.
Результаты: У подростков, проживающих в социальной гостинице «Образ Я» отличается внутренней конфликтностью и неравномерностью сформированных идентичностей, что негативно влияет на самооценку и определяет поведение личности. Временная перспектива будущего подростков, имеющих нарушенные детско-родительские отношения, характеризуется узостью и ориентированностью на ближайшее будущее, оказывая влияние на функцию целеполагания в целом и дальнейшее самоопределение личности.
ABSTRACT
The purpose of this work was to study differences of the “self-image”, the temporary perspective and the image of the family of teenagers from disadvantaged families temporarily living in a social hotel. 15 teenagers living in a social hotel and 22 teenagers living and being brought up in families aged 15 to 18 years were examined.
Were measured: the content of the “self-image” (the method of "who am I?", devised by M. Kuhn, T. McPartland, questionnaire of self-relationship, devised by V.V. Stolin, S.R. Pantileev) the temporal perspective of the future (the method of motivational induction by J. Nutten, adapted by D.A. Leontiev), the image of the family (a semi-structured interview, a parent-child interaction questionnaire designed by I. M. Markovskaya, Sociogram of E.G. Eidemiller). Data processing: a comparison of the two groups using the U-Mann-Whitney criterion and correlation analyzes.
The results: The “self-image” of teenagers living in a social hotel differs in internal conflict and the unevenness of the formed identities, which negatively affects self-esteem and determines the behavior of the individual. The temporary perspective of future of teenagers with broken child-parent relations is characterized by a narrowness and orientation toward the immediate future, influencing the goal-setting function in general and further self-determination of the individual.
ВВЕДЕНИЕ.
Данное исследование посвящено изучению особенностей «Образа Я» современного подростка и характеристик его социальной ситуации развития как условия формирования его самосознания и самовосприятия.
Изучение «Образа Я» подростка, находящегося и проживающего в нестабильной семейной ситуации, является актуальной и востребованной темой не только в научно-теоретическом плане, но и очень значимой в сфере практической психологии. Актуальность данной проблемы обусловлена ростом негативных тенденций в процессе социализации и психической адаптации в подростковом возрасте (наркотизации, алкоголизации, подростковой преступности и т.д.) и ослаблением родительских функций, наблюдаемых в современном обществе.
По данным Росстата, в период с 2011 по 2015 год был обнаружен значительный рост численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте до 18 лет [61]
Кардинальные изменения в социально-экономической ситуации в России после распада Советского Союза принесли с собой существенные изменения во всех сферах жизнедеятельности. Одним из таких последствий в настоящее время является «социальное сиротство». «Социальный сирота - это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем». [42, с. 214] В настоящее время наблюдается увеличение количества детей не только тех, которые остались без присмотра родителей, но и детей, в особенности старшего подросткового возраста, которые принимают сознательное решение уйти из дома из-за высокого уровня травматизации в условиях проживания в семье.
В связи с значительным ростом детей из неблагополучных семей появилось много новых организаций, социальных учреждений, таких как социальные гостиницы, временные приюты, социально-реабилитационные отделения, в которых около 95% все детей составляют социальные сироты. Однако, несмотря на развитие социальной поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в настоящее время существует нехватка имеющихся ресурсов для предупреждения и снижения развития социального сиротства.
Подростковый период рассматривается как переходный и критический этап, который имеет важное значение для всего последующего развития и становления подростка как личности. У подростков одним из самых уязвимых и беззащитных мест является «Образ Я», так как повышается значимость «Я-концепции» и самовосприятия в данный возрастной период. На процесс формирования их представлений о себе было оказано влияние неблагоприятной ситуации в семье (алкоголизм и наркомания родителей, жестокое обращение родителей с детьми, игнорирование жизненно важных потребностей в еде, одежде, отдыхе, любви, заботе и т.д.), что предполагает снижение адаптационного потенциала и ограничивает возможности развития индивида, следствием чего могут стать дальнейшие нарушения в развитии личности и ее социально-психологической адаптации.
Психологическая помощь подросткам, оставшимся наедине со своей трудной жизненной ситуацией, является важным и необходимым компонентом в процессе комплексной реабилитации и психологической коррекции.
Несмотря на многочисленные исследования в изучении «Образа Я» подростков и социальную важность предупреждения развития социального сиротства и педагогической запущенности в обществе, существует недостаток теоретических и практико-ориентированных знаний в данной области, а также методологической основы для более эффективного психологического воздействия на ребенка.
Таким образом, характер проблематики определил цель нашего исследования, которая заключается в изучении различий «Образа Я» и «Образа семьи» у подростков, проживающих в социальной гостинице.
Объектом исследования были выбраны «Образа Я», «образ семьи» и временная перспектива будущего подростков, проживающих в социальной гостинице.
Предметом исследования стали психологические особенности «Образа Я», «Образа семьи» и параметры временной перспективы будущего подростков, проживающих в социальной гостинице.
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
Изучить структуру и содержание «Образа Я» у подростков, имеющих неблагополучный опыт родительского воспитания;
Изучить различия в психологических особенностях «Образа Я» у подростков, проживающих и воспитывающихся в семье и вне семьи (в социальной гостинице;
Исследовать психологические особенности «Образа семьи» и обнаружить общие закономерности представлений о семье, учитывая проблематичность и конфликтность данной области у подростков, проживающих в социальной гостинице;
Изучить различия в представлениях о семье у подростков, проживающих и воспитывающихся в семье и вне семьи (социальной гостинице);
Изучить различия и общие тенденции в психологических особенностях «Образа Я», самоотношения и временной перспективы в зависимости от семейной и социальной ситуации развития (проживание и воспитание в семье и вне семьи);
Произвести анализ индивидуальных случаев у подростков, временно пребывающих в социальной гостинице.
Содержательные гипотезы исследования:
Особенности «Образа я» и самоотношения подростков, поживающих в социальной гостинице, отличается от особенностей «Образа я» и самоотношения подростков, проживающих и воспитывающихся в семье.
«Образ семьи» подростков, поживающих в социальной гостинице, отличается от «Образа семьи» подростков, проживающих и воспитывающихся в семье.
Существует взаимосвязь между представлениями о себе и «Образом семьи» у подростков, временно проживающих и воспитывающихся в социальной гостинице.
Временная перспектива подростков, поживающих в социальной гостинице, отличается от временной перспективы подростков, проживающих и воспитывающихся в семье. Данные отличия заключаются в сужении временной перспективы и ориентированности сознания подростка, проживающего в социальной гостинице, на ближайшее будущее.
В исследовании были совмещены клинико-психологический и экспериментально-психологический методы.
Одним из основных методов исследования были использованы клиническая беседа в виде полуструктурированного интервью и контент-анализа.
В качестве основных методов экспериментально-психологического инструментария были выбраны следующие методики:
• Тест самоотношения, разработанный В.В. Столиным, С.Р. Пантилеевым;
• Метод мотивационной индукции Ж.Нюттена, адаптированный Д.А. Леонтьевым;
• Опросник взаимодействия родитель-ребенок, разработанной И.М. Марковской;
• Проективный тест «Кто Я?», разработанный М. Куном и Т. Мак-Партландом;
• «Семейная социограмма» Э.Г. Эйдемиллера.
Теоретическо-методологической основой явились положения о феномене «Образа Я» таких отечественных психологов, как А.В. Петровский, М. Г. Ярошевский, В.В. Столин, Р.С. Пантилеев, И.И. Чеснокова и др.; положения о закономерностях онтогенеза и влияния социальной ситуации развития на формирование личности подростка Б.Г. Анальева, Л.С. Выготсткого, А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, Д.В. Эльконин, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых и др.; положения о характере семейных взаимоотношений Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкого, А.Я. Варга, М.И. Лисина и др.
Теоретическая новизна исследования заключается в том, что исследуются особенности «Образа Я» и временной перспективы старших подростков, частично воспитывающихся вне семьи и составляющих категорию «скрытых социальных сирот» до момента их личного обращения за помощью в социально-реабилитационный центр.
Теоретическая значимость обусловлена дополнением имеющихся научных представлений о формировании и развитии личности, особенностях ее представлений о себе и характеристиках временной перспективы в зависимости от семейной ситуации развития.
Практическая ценность определяется тем, что полученные результаты можно использовать в усовершенствовании методов психокоррекционного воздействия и адекватного подбора психотехнических средств и приемов, учитывая индивидуально-психологические особенности подростка и детальный анализ социальной ситуации развития для обеспечения формирования здоровой личности.
ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР.
Анализ понятия «Образ Я» в современной психологии.
Теоретический анализ феномена «Образ Я» показал, что в области психологии существует много схожих понятий, которые достаточно часто используются как синонимы. Чаще всего понятие «Образ Я» стоит в одном категориальном поле с такими понятиями как «Я-концепция» (К. Роджерс, 1997), «идентичность» (Э. Эриксон, 1995) и «самосознание» (В.В. Столин, 1983).
В зарубежной психологии феноменом «Образа Я» занимались такие ученые как У. Джемс, Х. Маркус, Ч. Кули, Дж. Мид, З. Фрейд, К. Хорни, Дж. Лихтенберг, Х. Хартман, Э. Эриксон, Дж. Марсиа, К. Роджерс, Дж. Келли, В. Свэнн, С. Стилл, Р. Бернс, Р Ассаджоли, Г. Германс, В Мишель, С. Морф и др.
В отечественной психологии феномен «Образ Я» изучали В. С. Агапова, Б.Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А.В. Иващенко, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, С.Р. Пантелеев, В.В. Столин, И.И. Чеснокова, Т. Щибутани, Е.Т. Соколова, Н.И. Сарджвеладзе, В. И. Мерлин и др.
На основе анализа литературы можно определить «Образ Я» как относительно устойчивую, сложную по структуре систему представлений и знаний личности о себе (физические, интеллектуальные, личностные и другие свойства), включающую в том числе определенные установки и особенности отношения личности к самой себе. Понятия и компоненты «Образа Я» имеют относительную независимость и разный уровень осознанности, при этом они тесно взаимодействуют друг с другом, составляя общую интегративную структуру содержания «Образа Я».
Рассматривая «Образ Я» как психологическое образование, выделяют следующие составные элементы:
1) когнитивный компонент, который состоит из представлений о самом себе, а именно ролевые, статусные и психологические характеристики «Я»;
2) аффективный компонент, который включает аффективное отношение (самооценку) к имеющимся представлениям. Эмоциональная оценка в отношении того, что входит в сферу «Я», согласно Р. Бернсу, имеет такие характеристики как полюс (положительный или отрицательный) и интенсивность (сила оценки).
3) поведенческий компонент, который подразумевает какие-либо конкретные действия, вызванные существующим «Образом Я» и самооценкой. [4]
Основные важные функции «Образа Я» человека заключаются в обеспечении внутренней согласованности, интеграции полученного опыта и на основе этого регуляции своего поведения. Эмоциональная сфера, в особенности самооценка и самоуважение, являются определяющими детерминантами в саморегуляции.
Содержание имеющихся у человека понятий и знаний, согласно В.В. Столину имеет уровневый характер. Он выделил следующие уровни «Образа Я»:
Физический «Образ Я» (уровень организма), отражающий потребность в физическом благополучии организма;
Социальный «Образ Я» (уровень индивида), отражающий потребность в принадлежности к общности и стремление быть в этой общности;
Дифференцирующий «Образ Я» (уровень личности), отражающий осознание собственной уникальности и отличности от других людей и обеспечивающий потребности в самоопределении и самореализации. [47]
Многочисленными исследованиями было подтверждено, что «Образ Я» начинает формироваться в раннем детстве и восприимчив к воздействиям различного рода внешних факторов. Важную роль в развитии представлений личности о себе играют общение с окружающими людьми, в особенности, отношения со значимыми взрослыми, которыми как правило, являются родители (мать, отец). В процессе развития личности «Я-концепция» приобретает активную роль, оказывая существенное влияние на интерпретацию собственного опыта и одновременно являясь источником определенной системы ожиданий и установок в адрес себя и своих возможностей. Данная характеристика определяет дальнейшее развитие личности в целом, оказывая влияние на самореализацию, самоопределение и построение перспективы будущего, которые определяют адаптационные возможности человека.
Таким образом, можно сказать, что «Образ я», как система представлений человека о себе, является важным психологическим конструктом, возникающим в процессе социализации и детерминирующим развитие и становление личности, ее деятельности и поведения.
Особенности подросткового возраста.
Многими психологами, как отечественными, так и зарубежными, подростковый период определяется как промежуточный и критичный (Л.C. Выготский, Л.И. Божович, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.) в развитии индивида. Он является своего рода переходным этапом между детством и взрослостью (К. Левин, 2001).
Анализ подросткового возраста, определение границ данного периода является одним из наиболее дискуссионных проблем возрастной психологии.
Мы взяли за основу периодизацию, в которой границы подросткового возраста обозначены от 11 до 17 лет (Прихожан А. М., 2007). Вопрос об отнесении возрастного периода от 15 до 17 лет к старшему подростковому возрасту или к ранней юности имеет неопределенность, так как выделение такого возрастного периода как юность появилась в психологии сравнительно недавно и имеет весьма условные нижние (от 13 до 16 лет) и неоднозначные верхние границы (17-20 лет). Тем не менее данный возрастной период также характеризуется своей переходностью между детством и взрослостью, что позволяет рассматривать его в рамках общего подросткового периода как период, имеющий свои отличительные особенности.
Подростковый возраст характеризуется неравномерностью, гетерохронностью развития психических функций, их скачкообразностью и неоднородностью развития качественных психических образований. Достаточно ярко проявляется неравномерность развития в старший подростковый период (ранняя юность), причем это происходит как на межиндивидуальном уровне (индивиды одного возраста имеют разный уровень развития), так и на внутрииндивидуальном уровне (степень созревания различный психических функций у индивида разная), что подчеркивает условность хронологического обозначения данного периода. Выготский Л.С. считал основным критерием определения эпох детского развития является появление центрального новообразования, которое составляет содержание каждого возраста. Леонтьев А.Н., например, определял в качестве критерия возрастной периодизации ведущую деятельность, которая отражает причину изменений психологического содержания личности и особенности ее развития в разные временные этапы.
Л. С. Выготский описал следующие общие особенности, которые присущи критическим (кризисным) периодам личности:
неотчетливость границ кризиса, отделяющего начало и конец смежных возрастных этапов;
трудновоспитуемость, повышенная конфликтность с окружающими, которое проявляется в «выпадении» из системы педагогического воздействия;
негативный характер развития, т.е. протекание разрушительных процессов: свертывание, распад и утрата того, что образовалось на предшествующей стадии развития. [7]
Также Л. С. Выготский отмечал, что критический период характеризуется наличием резких сдвигов, смещений и изменений личности за относительно короткий период времени и сопровождается болезненными переживаниями и внутренними конфликтами. Однако, последнее является необязательным в силу различий внешних и внутренних условий развития. [7]
Наличие критических периодов (кризисов) в развитии индивида, носит позитивный характер и способствует естественному процессу положительного конструктивного построения личности и переходу ее с каждым кризисным периодом на более высокую ступень развития. (Выгосткий Л.С., Леонтьев А.Н., Эльконин Д.Б. и др.)
С. Хол был одним из первых, кто выделил негативные характеристики этого возрастного этапа, проявляющиеся в трудновоспитуемости, конфликтности и эмоциональной неустойчивости подростка. Содержательно-позитивной характеристикой, приобретаемой в этот период, он видел появление «чувства индивидуальности». [цит. по Шаповаленко И.В., 2005, с. 244]
К. Левин в разработанной им теории поля говорил о маргинальности ситуации развития, в которой находится подросток. Он считал, что подростковый возраст характеризуется наличием позиции на «стыке» жизненных пространств – детского и взрослого. Неоднозначность и неопределенность в групповой принадлежности, а именно нежелание подростка уже относить себя к группе детей и отсутствие ощущения себя как полноправного члена группы взрослых, приводит к росту эмоционального напряжения.
Переходность данного этапа определяется также особенностями биологического развития индивида. В этот период наряду с психологическими изменениями появляются интенсивные физические и физиологические изменения в организме, происходит половое созревание, которое сопровождается гормональной перестройкой и появлением сексуального влечения. Все эти изменения имеют влияние на изменчивость и нестабильность психоэмоционального состояния подростка, что, соответственно, подчеркивает сложность и трудность данного периода.
Основными психологическими потребностями подростка являются потребность в общении со сверстниками, ориентированность на межличностные отношения, потребность в групповой принадлежности, а также стремление к самостоятельности и личностной автономии, которая проявляется прежде всего в эмансипации от родителей и потребности в признании психологической независимости подростка от окружающих людей.[36]
Центральным психологическим новообразованием, характерным для подросткового возраста, согласно Д. Б. Эльконину, является чувство взрослости. Данное чувство им рассматривается как «определенная форма самосознания подростков, позволяющая им сравнивать и отождествлять себя со взрослыми и товарищами, находить образцы для подражания, строить по ним свои отношения с людьми». [цит. по Шаповаленко И.В., 2005, с. 243]
В подростковый период увеличивается значимость принадлежности к определенной группе, как правило группе сверстников. Ощущение групповой принадлежности прямо пропорционально влияет на чувство безопасности подростка и уровень эмоционального напряжения, особенно, если он принадлежит к группам меньшинств (К. Левин).
Согласно Э. Эриксону, подростковый период является временем, когда у личности появляется возможность экспериментировать и исследовать различные роли и социальные позиции до того, как индивид окончательно вступит в мир взрослых.
Основной ведущей деятельностью, согласно Д. Б. Эльконину, характерной для данного возрастного периода, является межличностное общение со сверстниками, при этом учебная деятельность остается, так как в это период подросток, как правило, проходит обучение в школе или другом учебном заведении, но она смещается на более низкий уровень и значимость ее становится меньше. Появляется важная потребность в самоопределении, как обретение подходящей позиции в системе общества и наличие значимости и ценности собственной личности, как правило, в глазах сверстников. Если по каким-то причинам эти потребности не удовлетворяются и нет возможностей для их реализации, например, в школе, в группе одноклассников, подросток склонен к уходу из школы, прогулам занятий, что способствует ухудшению успеваемости и повышенной конфликтности со сверстниками и учителями. [56]
Реализация ведущей деятельности подросткового возраста (интимно-личностное общение со сверстниками) выполняет ряд важных функций, таких как формирование самосознания, морально-ценностной структуры, становление процессов социализации и индивидуализации личности.
Фельдштейн же считал, что основным содержанием деятельности подростка, является ее социальная значимость, общественная полезность и одобрение со стороны социума. Он отмечал, что такая социально полезная деятельность является не оплачиваемой и формируется на основе стремлений в самостоятельности, самореализации, самоутверждении, характерных для подросткового возраста, и потребности в признании своей личности как со стороны взрослых, так и со стороны общества в целом. Именно такая общественно полезная не оплачиваемая деятельность в дальнейшем имеет огромное влияние на построение жизненной перспективы в сфере личностного и профессионального развития индивида.
Подростковый период рассматривается Прихожан А.М., рассматривается как период отчуждения и дистанцирования от взрослых, что отражает амбивалентность, противоречивость и сложность взаимодействия между подростком и взрослыми. Такая двойственность возникает при наличии ярко выраженного стремления к признанию независимости личности и равноправия в отношениях со взрослыми и в то же время одновременно преобладающей потребностью в поддержке, защите, помощи и существующими ожиданиями одобрения и оценки со стороны взрослого. [36]
К особенностям старшего подросткового периода (периода ранней юности) можно отнести расширение круга интересов, появление большего количества социальных ролей и советующим им уровнем ответственности и самостоятельности. Одним из главных характеристик данного периода, согласно Божович Л.И., является изменение основной временной направленности личности – высокая ориентированность на будущее, которая выражена в построении жизненной перспективы и определении будущей профессиональной деятельности. Функционирование подростка в будущем в данном периоде уже имеет значение не только в построении жизненных персональных планов, как конечного результата, но и стимулирует развитие промежуточных целей и задач, как инструментов способов достижения этих самых результатов. [36]
Некоторые психологи помимо подросткового кризиса выделяют кризис юности (Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Эльконин Д.Б. и др.), который условно проходит в периоде от 15 до 18 лет. Основной его задачей рассматривается становление индивида субъектом саморазвития и формирования определенного уровня самосознания.
Одной из особенностей старшего подросткового возраста (ранней юности) является выраженная неравномерность развития как на межиндивидуальном так и на внутрииндивидеальном уровне, что подчеркивает условность хронологического обозначения данного периода.
Отечественные психологи Эльконин Д.Б. и Леонтьев А.Н. определяют учебно-профессиональную деятельность как ведущую в данном периоде, акцентируя внимание на направленности в будущее, при этом межличностное общение так же остается одной из основных и значимых деятельностей.
Другие психологи отмечают основной деятельностью профессиональное самоопределение, а именно наличие психологической готовности к профессиональному самоопределению и сформированности определенных психологических структур (мышления, самосознания, развитой рефлексии, мировоззрения).
В данном периоде появляется устойчивость познавательного интереса и стремление к приобретению знаний из различных источников, которые наполняются значимостью, так как имеют отношение к жизненным планам. Также появляется избирательность в выборе интересов, увлечений, хобби и пр.
Полная сформированность когнитивных функций определяет развитие рефлексии, способности к анализу и оценке собственных представлений о себе, своих чувств, мыслей, действий, поступков. Одной из особенностей периода старшего подросткового периода (ранней юности) является проявление и развитие творческих способностей и стремлению к созданию чего-то нового.
В этот период происходит интенсивное становление «Я-концепции» и представлений о себе. Именно данный возрастной этап является сенситивным периодом для формирования собственной идентичности.
Основные задачи развития подросткового возраста и периода взросления наиболее полно были освещены Р. Хавигхерстом. Он выделил следующие задачи:
Осознание и принятие особенностей своего тела и внешности
Усвоение полоролевого поведения (мужские и женские роли)
Формирование качественно новых и более зрелых межличностных отношений со сверстниками
Приобретение эмоциональной и психологической независимости от родителей и других окружающих взрослых
Подготовка к профессиональной деятельности (обучение, которое направлено на приобретение знаний, умений, навыков, необходимых для будущей профессии)
Подготовка к будущей семейной жизни (формирование знаний и социальной готовности к предстоящей ответственности, связанной с семейными отношениями)
Формирование гражданской активности и социально ответственного поведения
Формирование мировоззрения и внутренней системы ценностей, влияющей на действия и поступки человека.
Задачи подросткового также подразумевают ориентацию на формирование устойчивой Я-концепции, приобретении психической зрелости и самосознания. [55]
1.3 Особенности самосознания в старший подростковый возраст.
Проблемами феномена самосознания в психологии занимались многие зарубежные и отечественные исследователи.
Развитие самосознания, «Образа Я» является одним из центральных психических процессов подросткового возраста. Именно в данный период появляются такие предпосылки к формированию самосознания, как развитие когнитивных функций и эмоционально-волевой сферы.
В данный период подросток обнаруживает свой внутренний мир, у него появляется стремление понять себя и очерчивается высокий интерес к своему «Я» и представлениям о себе. Фокус внимания подростка смещается и направляется в сторону своих собственных чувств, мыслей, поступков, оценок. Подросток стремится найти свои сходства и отличия при сравнении себя с другими, в результате чего, у него появляется осознание своей уникальности, отличности от других, чувство неповторимости, которое вызывает, характерное для данного периода, чувство одиночества и страх перед этим одиночеством, следствием чего является высокое стремление к общению.
Внутренний мир подростка становится неопределенным и внутренне конфликтным, его «Я» появляется перед ним в недифференцированном виде, пробуждая тем самым исследовательский интерес в отношении себя и развитие рефлексии.
Одной из важных характеристик данного периода является изменения во временных представлениях. Прежде всего происходит ускорение субъективного течения времени в психическом пространстве подростка. [13] левин
В старшем подростковом возрасте временное пространство значительно увеличивается. Личность начинает функционировать во всех временных аспектах – прошлое, настоящее, будущее. Особенно важным в этот период становится временная перспектива будущего, она направлена уже не на ближайшее будущее, а на отдаленное будущее. Также в перспективе происходят такие качественные изменения, как обретения разных направлений будущего: личностная перспектива и социальная перспектива. [36]
Изменения временной перспективы влияют и на изменения в самосознании. У подростка появляется осознание ограниченности времени, а вместе с тем и потребность в самореализации, в построении жизненной перспективы, на которую влияют мысли о смерти и смысле жизни.
В процессе развития самосознания происходит разрушение прежних образований, специфических для детского возраста, и создание новых, характерных для взрослого человека и отражающихся в независимости, самостоятельности и ответственности. [36]
Становление самосознания и формирование «Я-концепции» является длительным процессом, который приводит к способности к саморазвитию, построению социальной и персональной идентичностей, а также к развитию целостного представления о прошлом, настоящем и будущем.
1.4. Формирование идентичности в подростковом возрасте.
Э. Эриксон считал построение идентичности в подростковом возрасте одним из главным механизмом формирования личности.
Согласно эпигенетической теории Э. Эриксона, каждый человек проходит через ряд психосоциальных кризисов в своей жизни. В своей теории, он представляет картину развития личности с точки зрения конфликтов, обусловленных внешними и внутренними факторами. Конфликты отражаются в определенные задачи, отвечающих характерным особенностям каждого возрастного этапа. Наличие таких задач предполагает конкретные последствия того или иного выбора пути развития.
Кризис идентичности относится к пятому из восьми возможных кризисов и приходится на подростковую стадию развития, а именно в период от 12 до 19 лет. Эриксон рассматривал эту стадию как очень важный период в психосоциальном развитии человека. Кризис проявляется в виде конфликта между достижением эго-идентичности и спутанностью, смешением ролей.[60]
Основная задача, стоящая перед индивидом, состоит в соединении воедино всех имеющихся на данный момент времени представлений и знаний о себе и интеграции этих «Образов Я» в единую, внутренне согласованную идентичность. Он определял эго-идентичность следующим образом: «…это больше, чем сумма идентификаций, приобретенных в детстве. Это сумма внутреннего опыта, приобретенного на предшествующих стадиях, когда успешная идентификация приводила к успешному уравновешиванию базисных потребностей индивидуума с его возможностями и одаренностью. Таким образом, чувство эго-идентичности представляет собой возросшую уверенность индивида в том, что его способность сохранять внутреннюю тождественность и целостность (психологическое значение эго) согласуется с оценкой его тождественности и целостности данной другими». [60, с. 101]
Согласно концепции Э. Эриксона, основа для положительного формирования идентичности закладывается на предшествующих стадиях, т.е. в детстве. Однако, помимо приобретенного ранее опыта, на становящуюся идентичность сильное влияние оказывают различные социальные группы, с которыми себя идентифицирует индивид. Э. Эриксон считал, что чрезмерная идентификация подростка с делинквентными личностями оказывает негативное влияние на растущую идентичность и ограничивает ее в развитии.
Кризис идентичности, или ролевая спутанность, по Эриксону, является следствием неспособности индивида достичь личной идентичности. Чаще всего он проявляется в неспособности выбрать карьеру или продолжить образование.
Положительное качество, которое приобретается подростком благодаря успешному прохождению кризиса идентичности является верность. [60]
Дж. Марсиа, продолжая идеи Эриксона, выделил четыре статуса эго-идентичности на основании параметров выбора профессии и идеологии (религиозные и политические убеждения):
Диффузная идентичность. При данном статусе наблюдается минимальное количество или отсутствие принятых индивидом ценностей и ролей. Кризис идентичности не пройден.
Статус предрешенности. При данном статусе индивид имеет основные ценностные ориентации, однако, отсутствуют признаки (или их совсем мало) сформированной личной идентичности, следовательно, основанием выбора были чужое мнение или подражание авторитету.
Статус моратория. При данном статусе наблюдается наличие нормативного кризиса и неопределенность в выборе между относительно равнозначными альтернативами, т.е. в данный момент осуществляется самоопределение.
Достижение идентичности. Кризис успешно пройден и наблюдается определенный выбор в отношении профессии и идеологии. [30]
Таким образом, получается, что успешное прохождение подросткового кризиса, обеспечивается построением интегративной личной идентичности, основы которой закладываются в детстве и являются базой для дальнейшего развития человека как личности.
1.5. Современная семья и нарушения ее функционирования.
Семья имеет огромное влияние как на становление и формирование отдельной личности, так и на ход развития общества в целом.
Семьи выполняют следующие функции:
• Воспитательная функция (обеспечение первичной социализации)
• Хозяйственно-бытовая (удовлетворение базовых потребностей на физическом и физиологическом уровнях);
• Эмоциональная (удовлетворение базовых потребностей на психологическом уровне: потребность в безопасности, принятии, психологической защите):
• Функция духовного общения (удовлетворение потребности в духовном обогащении и развитии каждой личности);
• Функция первичного социального контроля;
• Сексуально-эротическая функция (удовлетворение сексуальных потребностей и обеспечение знаний и развития личности в данной области). [56]
Особенности структуры, динамики, взаимодействия и индивидуальных характеристик члена семьи могут затруднять и препятствовать нормальному функционированию семьи. Подобные особенности могут рассматриваться как нарушения функции семьи.
Нормально-функционирующими семьями считаются семьи, которые обеспечивают удовлетворение каждого члена семьи во всех базовых потребностях, а также в потребности в личностном развитии. Функции, как правило дифференцированы и соблюдается регулярное их выполнение. [56]
Семьи, у которых по разным причинам и факторам, наблюдается существенное снижение функционального обеспечения и выражена степень неудовлетворенности основных потребностей, принято считать дисфункциональными семьями. [56]
Многие авторы особое внимание уделяют нормативным семейным кризисам, прохождение которых обусловлено особенностями развития семьи. Существует также и понятие ненормативного кризиса. Оно определяется столкновением семейной системы с неожиданными, трудностями и неблагоприятными факторами, которые в обычных условиях жизнедеятельности семьи встречаются достаточно редко. К таким событиям, которые являются источником нарушений и влияют на всю семью, относятся, например, смерть члена семьи, тяжелое психическое или соматическое заболевание члена семьи, продолжительная разлука членов семьи, развод и др.
Особенности прохождения и динамики нормативных и ненормативных семейных кризисов, определяют направление ее развития как системы (нормально-функционирующая или дисфункциональная семья), а также способствуют личностному развитию (гармоничному или патологическому) каждого члена семьи.
Одним из последствий нарушенных детско-родительских отношений в дисфункциональных семьях является социальное сиротство.
В современной психологической литературе все чаще и чаще встречается разграничение понятий «сиротство» и «социальное сиротство». Также в последнее время изучение проблем социального сиротства и его последствий существенно возросло.
В настоящее время в литературе дети-сироты определяются как «дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель». Совсем иное определение имеет термин «социальный сирота»: «ребенок, который имеет биологических родителей, но они, по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем». [42, с. 214]
Согласно законодательному определению, дети-сироты – это «лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи со следующими обстоятельствами: отсутствием таковых или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях; объявлением их умершими; отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или защиты их прав и интересов; отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных заведений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке». [50]
Как видно из определения существует большое количество причин, приводящих к социальному сиротству.
Сысорова О.Ю. провела исследование и выделила следующие типы семей, дети которых нуждаются в помощи социально-реабилитационных учреждений (социальные приюты, центры помощи семье и детям, центры социальной реабилитации несовершеннолетних):
неполная семья;
малообеспеченная семья;
алкогольная семья (семья с зависимостями);
многодетная семья;
конфликтная семья.
Наибольший процент составляют дети, родитель (оба родителя) которых болеют алкоголизмом (больше 70%). Второе место (около 50%) в этом списке занимают дети из неполных семей. Доля детей из малообеспеченных семей, в которую входят также дети из многодетных семей (20%), составляет около 30% от числа обращающихся в социальные учреждения. [49]
Среди факторов риска социально-психологической дезадаптации в семье выделяют следующие:
Депривация. Психическая депривация – это состояние, возникающее в результате лишения возможностей в достаточной мере удовлетворять основные психические потребности в течение достаточно продолжительного времени. [20] В неблагополучных семьях часто можно наблюдать длительное отсутствие заботы, ласки, эмоционально-теплых отношений, а также нарушения эмоциональной привязанности между значимым взрослым (мать, отец) и ребенком.
Неадекватные стили и тактики воспитания. Примером могут послужить следующие, выделенные А. С. Спиваковской, типичные ошибки воспитательного процесса, как непонимание личностного развития ребенка, непринятие, отвержение детей, завышенные ожидания родителей в отношении к ребенку, негибкость в отношениях, отсутствие последовательности, противоречивость поведения родителей в отношениях с ребенком, несогласованность в отношениях между родителями, тревожность, чрезмерная доминантность, гиперсоциальность, недоверие к ребенку, недостаточная чуткость и отзывчивость в ответ на нужды ребенка.
Жестокое обращение с детьми. Жестокое обращение, в которое входит физическое, эмоциональное, сексуальное насилие, отсутствие заботы, пренебрежение и другие формы обращения, влекущие за собой ущерб здоровью и развитию ребенка, согласно многочисленных исследованиям, является одним из существенных значимых факторов семейного неблагополучия в семье, который приводит к высокому риску появления социально-психологической дезадаптации.
Особенности личности родителей. У детей, воспитывающихся родителями с различными патологическими чертами личностями или имеющими хронические нервно-психические заболевания, чаще встречаются признаки социально-психологической дезадаптации, проявляющиеся в эмоциональных и поведенческих нарушениях.
Индивидуальные характеристики детей. При рассмотрении социально-психологической дезадаптации ребенка в семье следует учитывать следующие индивидуальные и конституциональные особенности личности: физические дефекты, наличие хронических соматических и нервно-психических заболеваний, акцентуации характера, темпераментальные свойства, особенности эмоционально-волевой сферы.
Аддикции. Многие исследователи выделяют алкоголизм, как распространенную форму аддиктивного поведения, являющуюся основой развития неблагополучия семьи. Основными последствиями алкоголизма родителей родителей являются невротизация, травматизация, деформированное развитие личности и предрасположенность к аддиктивному поведению у детей. [17]
Таким образом, психологические особенности развития и воспитания ребенка, особенно в период раннего и позднего детства, безусловно, оставляют свой след в самосознании ребенка. Ребенок, особенно в раннем и позднем детстве, является уязвимым к различным факторам окружающей среды, т.к. является физически, эмоционально и социально несамостоятельным, соответственно, он во многом зависит от семьи и значимых других, которые его окружают. Первый и второй значимый опыт у ребенка, как правило, появляется при взаимодействии с матерью и отцом соответственно и являются основой для социального общения ребенка в последующем с другими. Семья, в особенности значимые взрослые (чаще всего родители) оказывают существенное влияние на формирование отношения ребенка к миру и самому себе.
ВЫВОДЫ
На основании проведённого анализа литературы можно сделать следующие выводы:
В современной психологии существует большое количество концепций в понимании феномена «Образа я». В самом общем смысле «Образ Я» освещается как система разнообразных представлений (когнитивный аспект) личности о самой себе, которая включает самоотношение и самооценку (эмоциональный компонент) и оказывает влияние на регулятивную функцию (поведенческий компонент) данной личности.
На формирования «Образа Я» влияет много факторов, однако, наиболее существенными из них являются особенности внутрисемейных отношений и характер взаимодействия родителей и ребёнка. Адекватный «Образ Я» развивается при наличии принятия со стороны родителей, надёжной эмоциональной привязанности между родителем и ребёнком, доверительных, эмоционально-тёплых отношений между родителем и ребёнком. Во всех иных ситуациях существует риск возникновения неадекватного «Образа Я».
Сенситивным периодом активного становления «Образа Я» является подростковый период развития личности. Кроме того, важным новообразованием старшего подросткового возраста является ориентированность в будущее и связанное с ним самоопределение личности, которое играет важную роль в развитии личности и выполняет функцию целеполагания.
|