Скачать 2.77 Mb.
|
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение Программа обучения правилам безопасного поведения учащихся 1-4 классов «Безопасное детство» 2013-2016 год Выполнили социальные педагоги: МОАУ «СОШ № 38 г. Орска» Филимонова Л.В. МОАУ «СОШ № 29 г. Орска» Молоканова Н.В. МОАУ «СОШ № 35 г. Орска» Пфаф Т.М. МОАУ «СОШ № 28 г. Орска» Криворучко Т В. МОАУ «СОШ № 15 г. Орска» Панкеева Н.Г. МОАУ «СОШ № 32 г. Орска» Дроздова С.Г. МОАУ «СОШ № 13 г. Орска» Сухомлина Т.Е. МОАУ «СОШ № 11 г. Орска» Годунова И.И. МОАУ «СОШ № 43 г. Орска» Болетанова Н.А. 2013 год Содержание
Актуальность и практическая значимость формирования у детей младшего школьного возраста навыков безопасного поведения подчёркивается высоким количеством несчастных случаев с детьми. Современные дети растут в мире высоких технологий развивающиеся стремительно и бесповоротно. Социальное образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Каким стал опасным окружающий мир – это дороги; бытовая техника; пожары в природе и в доме; ядовитый и опасный для детей растительный мир. Безопасность – важная цель жизни человека. Каждый человек должен уметь защитить себя и ближнего в чрезвычайных ситуациях, оказать первую помощь пострадавшему. Чтобы защитить, надо знать, что такое безопасность, необходимо уметь и знать, как защищать. Правильно научить ребенка вести себя в опасных ситуациях, одна из важных задач родителей и педагогов, то есть взрослых людей, которые находятся рядом с ребенком. Проблема безопасности дорожного движения в целом и детского дорожно-транспортного травматизма в частности возникла с появлением первого автотранспортного средства. С каждым годом число автомобилей на дорогах растет, движение становится все более интенсивным, маленькому человеку все сложнее разобраться и сориентироваться в движущемся потоке машин и пешеходов. Несмотря на то, что движение ЮИД (юные инспектора движения) существует уже более 30 лет, это направление актуально и востребовано по сей день для детей младшего школьного возраста, поэтому, чем раньше начнется процесс обучения правильным действиям на улице и дороге, тем шире будет возможность воспитания грамотного пешехода и значительного уменьшения дорожно-транспортного травматизма среди детей и подростков. Вторая проблема - это пожарная безопасность. Пожары не знают границ, ни национальностей, не щадят ни молодых, ни старых, это обязывает знать о пожарах как можно больше, чтобы защитить себя. Пожар – это зло, творимое руками человека. Ежегодно в огне погибают тысячи людей, в том числе и дети. Все это говорит о важной проблеме подготовки детей к избеганию опасной ситуации и правильному поведению в случае пожара. Пожарная безопасность как и безопасность человека вообще, во многом зависит от его просвещенности, в том числе осведомленности о возможных факторах, источниках, носителях пожарных бедствий, обученности правилам действий в чрезвычайных ситуациях – пожарах, готовности противостоять опасностям огня, которые подстерегают нас в природе (лесные пожары, молния), в городских условиях (электрооборудование, газоснабжение, легко воспламеняющиеся жидкости и т.д.)- повсюду, где мы живем, трудимся, отдыхаем. Третья проблема – безопасность в окружающей их природе. Походы, экскурсии, краеведческие исследования способствуют развитию физических качеств младших школьников, закаляют организм, пробуждают пытливый, активный интерес к явлениям и фактам как в области естествознания, так и в области общественной жизни, в частности, охране окружающей среды. Знание истории своего края, исторических и природных памятников, краеведческие исследования помогают воспитать патриотов своей Родины, граждан с активной жизненной позицией. В походах рождается товарищеская поддержка и взаимопомощь, создается коллектив и воспитывается сознательная дисциплина. Участники программы в дальнейшем смогут применять полученные знания в жизни для обеспечения собственной безопасности. Четвертая проблема – личная безопасность. Особенно актуальна проблема правовой защиты ребенка, обеспечение его социальной безопасности. Количество насильственных преступлений в отношении детей, часто заканчивающихся трагически, к сожалению, не имеет тенденций к снижению. Как уберечь ребенка от подобных встреч? Таким образом, данная программа ориентирована на воспитание личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества. Особое внимание в программе уделено проблеме общения и усвоения нравственных норм и правил поведения, что обусловлено проблемами вхождения ребенка в социальную среду, усвоения социального опыта воспитанниками начальной общеобразовательной школы. Не случайно в письме Минобрнауки России от 30.08.05 г. № 03-1572 «Об обеспечении безопасности в образовательных учреждениях» говорится, что очередной этап модернизации общего образования предполагает распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей формирования культуры безопасного образа жизни, развития системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся (Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, утв. распоряжением Правительства РФ от 7.02.2011 г. № 163-р). В настоящее время безопасность становится обязательным условием и одним из критериев эффективности деятельности образовательного учреждения. Культура безопасности как компонент содержания образования включает систему знаний, способов деятельности, ценностей, норм, правил безопасности, основная функция которых - формирование и развитие у учащихся готовности к профилактике и минимизации вредных и опасных факторов. Потенциальные опасности окружают нас 24 часа в сутки. Огонь, электричество, различные механизмы, вода (в которой мы купаемся и которую мы пьем), интернет, экологические проблемы, чрезвычайные ситуации и прочее – все может оказать негативное влияние: как физическое, так и психологическое. Поэтому очень важно привить детям чувство ответственности за себя, своих близких, товарищей по классу и школе, даже за учителей. Именно через это чувство ответственности и происходит формирование культуры безопасного поведения школьников, то есть обучение такому образу жизни и поведению, при котором невозможно было бы нанести вред или опасность себе и окружающим. Мы считаем, что обучение правилам безопасного поведения необходимо начинать с младшего школьного возраста. Ведь чем раньше начинать работу по просвещению детей о существующих в жизни опасностях и подготовке к действиям в них, тем раньше учащиеся приобретут опыт безопасного поведения. Это обеспечит обучающихся необходимой информацией для формирования собственных стратегий и технологий позволяющих сохранить и укрепить здоровье. Цель: Сформировать у младших школьников понимание значимости правил безопасного поведения и умение их применять в жизненных ситуациях. Задачи:
Программа направлена на учащихся 1-4 класса (возраст 7-10 лет). При поступлении ребенка в школу, расширяется поле его деятельности и общения. Он начинает движение из ограниченного семейного круга в социум с большим интересом и любопытством. Следовательно, у первоклассника возрастает вероятность встречи с угрожающими для жизни обстоятельствами. Воздействие социальных рисков на школьника, усиливается не только в связи с увеличением масштабов его деятельности, но и такими внутренними факторами риска, как стремление к аутодеструктивному поведению, потребность в удовлетворении исследовательских инстинктов, когда наиболее привлекательными становятся социально опасные места (свалки, подвалы, сараи, чердаки и т.п.). На развитие отношений ребенка с миром влияют и социально-психологические особенности возраста - доверчивость, впечатлительность, внушаемость (податливость), наличие высокого авторитета взрослого (что ставит ребенка в заведомо зависимое положение в отношениях с недобропорядочным взрослым и накладывает на детское поведение черты виктимности, как соглашательство, подчинение). Известно, что преступники в своих противоправных действиях пользуются именно этими особенностями младших школьников, обещая прокатить их на машине, угостить конфеткой, показать компьютерную игру. К сожалению, многие дети соглашаются на эти уловки, так как искренне рады яркой игрушке, красочной книжке и не подозревают об опасности. Именно в младшем школьном возрасте активно происходит формирование произвольности (восприятия, внимания, памяти, психомоторной и интеллектуальной деятельности), внутреннего плана действий, начинает развиваться способность к рефлексии, самоконтролю. Поэтому ребенок может успешно овладеть первичными средствами анализа своего состояния и поведения других людей, навыками его саморегуляции.
Программа базируется на следующих научных и методологических принципах:
Все вышеизложенные принципы удачно реализуются только во взаимодействии друг с другом.
Внушение. Дети младшего школьного возраста легко внушаемы, воспринимают все на веру. Внушением можно приостановить опасные действия ребенка и, наоборот, стимулировать правильные действия. Эффект внушения усиливается, если педагог использует яркие образные формы, приводит наглядные примеры. Чтобы не притуплялась восприимчивость, одни и те же идеи внушения лучше формулировать по-разному. Убеждение – это доказательство истинности того или иного положения. На младших школьников наиболее эффективно воздействует предметно-словесное убеждение. Ребёнок мыслит образно, поэтому, чтобы его убедить, достаточно показать образное отражение реальности, например, в сюжетных картинках опасного поведения на дороге. Убеждение предполагает, прежде всего, осмысление и внутреннее принятие детьми принципов, определяющих, что можно делать, а что нельзя. Убеждение всегда должно быть логичным, последовательным и неопровержимым. Его целесообразно применять одновременно с внушением, приучением, примером. В учебно-воспитательном процессе убеждение реализуется в рассказе, объяснении, беседе, игре, экскурсии. Вырабатываются правильные оценки, суждения по конкретным фактам, поступкам детей. Осуждаются нарушения правил безопасного поведения другими людьми, формируются нравственные понятия. Пример. Воспитательное значение примера состоит в том, что он быстро запоминается. Психологическая основа примера – подражание: дети видят, что взрослые нарушают правила безопасного поведения (например, перехода улиц и дорог), значит, это можно делать, и они поступают так же. Пример (на уровне первой сигнальной системы) действует на ребенка намного сильнее, чем слово (это уже вторично). Поэтому важно окружить ребенка положительными примерами. Иногда достаточно один раз показать, как правильно и безопасно поступать, чтобы убедить детей соблюдать правила в любой опасной ситуации. Упражнение. Без упражнения нельзя сформировать у ребенка заданный тип поведения. Суть упражнения в многократном выполнении требуемых действий, доведении их до автоматизма. В результате формируются необходимые для безопасности качества личности, навыки и привычки. В упражнениях развивается целостность восприятия, наблюдательность, дисциплинированность, осторожность. Привычка вырабатывается постепенно, при повторении одних и тех же действий. Закрепившись в сознании, она становится устойчивой. Поэтому формирование и развитие положительных привычек у учащихся является основой культуры их поведения в окружающей среде. |
Инструкция по правилам безопасного поведения на дорогах и на транспорте.... Инструкция по правилам безопасного поведения на водоемах в летний, осенне-зимний и весенний периоды |
Программа обучения правилам безопасного поведения в Интернет пространстве. Мглин-2013 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Мглинская средняя общеобразовательная школа №1» |
||
Программа обучения правилам безопасного поведения в Интернет пространстве Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7 г. Гудермеса» Гудермесского муниципального... |
Инструкция по правилам безопасного поведения в умывальной и туалетной... С целью ознакомления воспитанников с правилами безопасного поведения в образовательном учреждении и за его пределами, с целью профилактики... |
||
Г. ртищево саратовской области программа обучения правилам безопасного... Проблема обеспечения информационной безопасности детей в информационно-телекоммуникационных сетях становится все более актуальной... |
Пояснительная записка рабочая программа предназначена для обучения... Рабочая программа предназначена для обучения английскому языку учащихся 5 классов общеобразовательных учреждений. Программа составлена... |
||
По правилам безопасного поведения учащихся в транспорте Необходимо помнить, что общественный транспорт средство передвижения повышенного риска, поэтому во избежание аварийных ситуаций и... |
Инструкция по технике безопасности и правилам поведения в компьютерном... Инструкция по технике безопасности и правилам поведения в компьютерном классе для учащихся 12 |
||
Инструкция по правилам безопасного поведения в период летних каникул Независимо от вида водоёма, будь то море, река, озеро или пруд каждый человек должен знать и неукоснительно соблюдать правила поведения... |
Инструкция по правилам безопасного поведения в период летних каникул Независимо от вида водоёма, будь то море, река, озеро или пруд каждый человек должен знать и неукоснительно соблюдать правила поведения... |
||
Директор мбоу «сош №20» нмр рт Пдд, воспитания у них чувства социальной ответственности, культуры участника дорожного движения, профессиональной ориентации; широкого... |
Инструкция по организации обучения детей навыкам безопасного поведения... ... |
||
Пояснительная записка Общая характеристика программы рабочая программа... Иностранный язык. 5-9 классы. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010), авторской программы М. З. Биболетовой, Н. Н. Трубаневой «Программа... |
Методические рекомендации по обучению школьников правилам дорожного движения Общеобразовательные школы и учреждения дополнительного образования являются основными звеньями системы обучения и воспитания детей... |
||
Методические рекомендации по обучению школьников правилам дорожного движения Общеобразовательные школы и учреждения дополнительного образования являются основными звеньями системы обучения и воспитания детей... |
Инструкция "По правилам безопасного поведения в гололед, при падении... |
Поиск |