Пояснительная записка
Проблема обеспечения информационной безопасности детей в информационно-телекоммуникационных сетях становится все более актуальной в связи с существенным возрастанием численности несовершеннолетних пользователей.
В современных условиях развития общества компьютер стал для ребенка и «другом» и «помощником» и даже «воспитателем», «учителем». Всеобщая информатизация и доступный, высокоскоростной Интернет уравнял жителей больших городов и малых деревень в возможности получить качественное образование.
Между тем существует ряд аспектов при работе с компьютером, а в частности, с сетью Интернет, негативно влияющих на физическое, моральное, духовное здоровье подрастающего поколения, порождающих проблемы в поведении у психически неустойчивых школьников, представляющих для детей угрозу. «Зачастую дети принимают все, что видят по телевизору и в Интернете, за чистую монету. В силу возраста, отсутствия жизненного опыта и знаний в области медиаграмотности они не всегда умеют распознать манипулятивные техники, используемые при подаче рекламной и иной информации, не анализируют степень достоверности информации и подлинность ее источников. Мы же хотим, чтобы ребята стали полноценными гражданами своей страны - теми, кто может анализировать и критически относиться к информационной продукции. Они должны знать, какие опасности подстерегают их в сети и как их избежать» (П.А.Астахов, уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка).
Медиаграмотность определяется в международном праве как грамотное использование детьми и их преподавателями инструментов, обеспечивающих доступ к информации, развитие критического анализа содержания информации и привития коммуникативных навыков, содействие профессиональной подготовке детей и их педагогов в целях позитивного и ответственного использования ими информационных и коммуникационных технологий и услуг.
Обеспечение государством информационной безопасности детей, защита их физического, умственного и нравственного развития во всех аудиовизуальных медиа-услугах и электронных СМИ - требование международного права (Рекомендации Европейского Парламента и Совета ЕС от 20.12.2006 о защите несовершеннолетних и человеческого достоинства в Интернете, Решение Европейского парламента и Совета № 276/1999/ЕС о принятии долгосрочной плана действий Сообщества по содействию безопасному использованию Интернета посредством борьбы с незаконным и вредоносного содержимого в рамках глобальных сетей).
Согласно российскому законодательству
информационная безопасность детей - это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-Ф3 "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"). Преодолеть нежелательное воздействие компьютера возможно только совместными усилиями учителей, родителей и самих детей.
Данная программа рассчитана на период с 2013 по 2017 год.
Работа с обучающимися должна вестись в зависимости от возрастных особенностей: начальное звено (2-4 класс), среднее (5-9 класс) и старшее (10-11 класс). На каждом этапе необходимы специальные формы и методы обучения в соответствии с возрастными особенностями.
Для организации безопасного доступа к сети Интернет в МБОУ «Мглинская СОШ №1» созданы следующие условия:
В школе разработаны и утверждены:
Правила доступа к сети Интернет для обучающихся и сотрудников.
Правила использования сети Интернет.
Должностная инструкция ответственного за использование сети Интернет
Регламент по работе учителей и школьников в сети Интернет
Инструкция пользователя по безопасной работе в сети Интернет.
• Классификаторы информации, доступ к которой учащихся запрещен и разрешен.
Контроль использования учащимися сети Интернет осуществляется с помощью программно-технических средств и визуального контроля.
Ведется журнал учета работы в Интернет.
Нормативно-правовая база
Программа разработана с учетом требований законов РФ:
«Об образовании в Российской Федерации», Закон РФ от 29.12.2012 N273-Ф3);
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N436-ФЗ «О
защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
«Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» СанПин 2.4.2.2821-10.
Цели, задачи, основные мероприятия реализации программы
Цель: обеспечения информационной безопасности детей и подростков при обучении, организации внеурочной деятельности и свободном использовании современных информационно-коммуникационных технологий (в частности сети Интернет)
Задачи:
формирование и расширение компетентностей работников образования в области медиабезопасного поведения детей и подростков;
формирования информационной культуры как фактора обеспечения информационной безопасности;
изучение с нормативно-правовых документов по вопросам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию;
формирование знаний в области безопасности детей использующих Интернет;
организации просветительской работы с родителями и общественностью.
Перечень мероприятий
по обучению школьников безопасному использованию сети Интернет
№
|
Мероприятия
|
Сроки
проведения
|
Ответственные
|
1
|
Уроки безопасности работы в Интернет для учащихся 1-4, 5-9, 10- 11 классов.
|
сентябрь-
октябрь
|
Классные руководители 1-11 классов
|
2
|
Изучение нормативных документов по организации безопасного доступа к сети Интернет
|
сентябрь
|
Руководители ШМО
|
3
|
Организация и проведение конкурса детских работ «Мой безопасный Интернет» с номинациями:
Рисунок (1-4 классы),
Плакат (5-7 классы),
Рассказ о позитивном контенте («Мои любимые сайты», «Любимые сайты нашей семьи»)
|
февраль 2014
|
Зам. директора по ВР Щигарцова Л.И.
|
4
|
Круглый стол «Основы безопасности в сети Интернет»
|
декабрь
|
Зам. директора по УВР Зюзя Л.Н.
|
5
|
Классные часы в 1- 11 классах.
Цель: ознакомление учащихся с опасностями, которые подстерегают их в Интернете. «Сказка о золотых правилах безопасности в сети Интернет» (1 кл.)
«Чем опасен интернет» (1-4 кл.); «Безопасность в сети Интернет» (5-6 кл.); «Компьютерные сети» (5-8 кл.);
«Темная сторона Интернета» (7-8 кл.), «Опасности в Интернете», «Остерегайся мошенничества в Интернете» (9-11 кл.).
|
ноябрь- март
|
Классные руководители 5-11 классов
|
6
|
На уроках информатики провести беседы, диспуты: «Безопасность при работе в Интернете», «О личной безопасности в Интернет», «Сетевой этикет», «Этика сетевого общения » (7-8 классы), «Форумы и чаты в Интернет», «Информационная безопасность сетевой технологии работы» (9-11 классы).
|
сентябрь-май
|
Учитель информатики Ховрунов В.А.
|
7
|
Выступление на родительском собрании на тему: «Быть или не быть Интернету в компьютере вашего ребенка?» Анкетирование «Знают ли родители, с кем общается их ребенок в сети?»
|
октябрь— апрель
|
Зам. директора по ВР Щигарцова Л.И.
|
Исполнители:
Школьные методические объединения
Классные руководители 1-11 классов.
Учитель информатики.
Зам. директора по УВР
•
Результатами выполнения программы являются:
Цели и задачи программы
|
Перечень непосредственных и конечных показателей
|
Фактическое значение на момент разработки программы
|
Значение показателей по периодам реализации программы
|
Плановое значение на день окончания действия программы 2016-2017
|
2013
2014
|
2014
2015
|
2015
2016
|
2016
2017
|
Цель: Обеспечения информационной безопасности обучающихся при обучении, организации внеучебной деятельности и свободном использовании современных информационнокоммуникационных технологий в том числе сети Интернет.
|
Задача №1. Формирование и расширение компетентностей работников образования в области медиа- безопасного поведения детей и подростков
|
Доля педагогов,
использующих
современные
коммуникационные
взаимодействия.
|
70%
|
70%
|
80%
|
90%
|
100%
|
100%
|
Умение использовать и интегрировать разнотипную информацию.
|
70%
|
70%
|
80%
|
90%
|
100%
|
100%
|
Задача № 2.
Формирования
информационной
культуры как фактора
обеспечения
информационной
безопасности
|
Доля педагогов использующих сетевые технологии, современные средства связи и прикладные программы в области профессиональной деятельности.
|
60%
|
65%
|
70%
|
80%
|
85%
|
90%
|
Задача № 3.
Изучение нормативно- правовых документов по вопросам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию
|
Владение правовыми знаниями в области информатизации.
|
60%
|
70%
|
75%
|
90%
|
100%
|
100%
|
Задача № 4.
Формирование
знаний в области
безопасности
обучающихся,
использующих
Интернет
|
Владение знаниями о защите компьютера от вредоносных программ, о нелегальном, пиратском контенте и об опасности его скачивания.
|
70%
|
75%
|
80%
|
88%
|
94%
|
97%
|
Задача № 5. Организации просветительской работы с родителями и общественностью.
|
Включение родителей в совместную со школой деятельность по обеспечению безопасности детей в Интернет пространстве.
|
50%
|
55%
|
60%
|
65%
|
68%
|
70%
|
Методические рекомендации «Безопасный Интернет»
В наши дни компьютер становится привычным элементом не только в научных лабораториях, но и дома, в школьных классах. Так, например, в Российской Федерации в настоящее время уже эксплуатируется не менее 5 млн. персональных компьютеров. В Западной Европе компьютер используют свыше 60% взрослого населения. Людей, ежедневно провод
ящих за компьютером по нескольку часов, становится все больше. При этом уже мало кто сомневается, что работа на персональном компьютере влияет на физическое и психологическое здоровье человека не самым лучшим образом. Длительное пребывание у экрана, неподвижность позы пользователя ПК, электромагнитные поля и излучения, мелькание изображения на экране - все это небезвредно для здоровья.
Бурное развитие компьютерных технологий и широкое распространение сети Интернет открывает перед людьми большие возможности для общения и саморазвития. Мы понимаем, что Интернет - это не только кладезь возможностей, но и источник угроз. Сегодня количество пользователей российской сети Интернет составляет десятки миллионов людей, и немалая часть из них - дети, которые могут не знать об опасностях мировой паутины. Одним из средств решения этой проблемы может стать просвещение общественности и специальная подготовка профессионалов, в первую очередь, педагогов в сфере безопасного поведения человека, специалиста, школьника в мире компьютерных технологий и Интернет. Интернет должен быть максимально безопасным для подрастающих поколений. Эта цель осуществима, если родители осознают свое главенство в обеспечении безопасности детей. В данных методических рекомендациях представлены материалы для разработки уроков, классных часов, направленные на обеспечение необходимыми знаниями в области психолого-педагогического и здоровьесберегающего сопровождения образовательного процесса школьников, использующих персональные компьютеры и Интернет в профессиональной, учебной и внеучебной деятельности, родительских собраний. Методические рекомендации содержат советы, как сделать компьютер и Интернет безопасным для своего ребенка.
Данные рекомендации - практическая информация для родителей и классных руководителей, которая поможет предупредить угрозы и сделать работу детей в Интернете полезной.
Анкетирование учащихся.
Для изучения безопасности в сети Интернет и отношения к ней подростков разрабатываются анкеты, позволяющие проанализировать современную ситуацию в образовательной среде.
Анкетирование предполагается проводить в форме анонимного опроса
как на бумажных носителях, так и в электронном виде. Примерные формы анкет представлены в Приложении 1 и Приложении 2.
Проведение круглого стола «Основы безопасности в сети Интернет»
Цель: формирование устойчивых жизненных навыков при работе в сети Интернет. Работе круглого стола предшествует предварительная подготовка учащихся по предложенной тематике. Перечень вопросов для обсуждения выявляется в результате анкетирования учащихся.
Примерные вопросы для обсуждения:
Для чего нужен Интернет?
Какие существуют риски при пользовании интернетом, и как их можно снизить?
Какие виды мошенничества существуют в сети Интернет?
Как защититься от мошенничества в сети Интернет?
Что такое безопасный чат?
Виртуальный собеседник предлагает встретиться, как следует поступить?
Как вы можете обезопасить себя при пользовании службами мгновенных сообщений.
При подведении итогов круглого стола обучающимся можно предложить правила поведения в сети Интернет (Приложение 3).
Проведение компьютерной игры для младших школьников В рамках классного часа или урока информатики (окружающего мира)
обучающимся 2-4 классов целесообразно предложить компьютерную игру о правилах поведения в сети Интернет Прогулка через ИнтерНетЛес (http;//www.wildwebwoods.org/popup.php?lang=ru)
. где в игровой форме показано какие опасности могут встречаться при работе в сети Интернет, рассказано о сетевом взаимодействии и об этикете, а также о защите прав детей.
Конкурс буклетов "Правила поведения в сети Интернет”
Целью данного конкурса является формирование у учащихся четкого представления
о правилах поведения в сети Интернет.
Данный конкурс проходит в два этапа: заочный и очный. За 14 дней предлагается определенная тематика конкурсных заданий, разрабатывается критериальный аппарат, даются методические рекомендации по составлению буклета.
Заочный этап предполагает анализ и отбор 20 лучших работ, отобранных экспертной комиссией, в состав которой входят как педагоги, так и учащихся.
Очный этап конкурса предполагает публичную защиту буклета и ответы на вопросы одноклассников. По результатам данного этапа определяется победитель.
Проведение тематического классного часа
Цель: обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних обучающихся и воспитанников путем привития им навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-телекоммуникационной среде.
Задачи:
информирование учащихся о видах информации, способной причинить вред здоровью и развитию несовершеннолетних, запрещенной или ограниченной для распространения на территории Российской Федерации, а также о негативных последствиях распространения такой информации;
информирование учащихся о способах незаконного распространения такой информации в информационно-телекоммуникационных сетях, в частности, в сетях Интернет и мобильной (сотовой) связи (в том числе путем рассылки SMS
сообщений незаконного содержания);
обучение детей и подростков правилам ответственного и безопасного пользования услугами Интернет и мобильной (сотовой) связи, в том числе способам защиты от противоправных и иных общественно опасных посягательств в информационно-телекоммуникационных сетях, в частности, от таких способов разрушительного воздействия на психику детей, как кибербуллинг (жестокое обращение с детьми в виртуальной среде) и буллицид (доведение до самоубийства путем психологического насилия);
профилактика формирования у учащихся интернет-зависимости и игровой зависимости (игромании, гэмблинга);
предупреждение совершения учащимися правонарушений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.
Ожидаемые результаты:
В ходе проведения классного часа дети должны научиться делать более безопасным и полезным свое общение в Интернете и иных информационнотелекоммуникационных сетях, а именно:
критически относиться к сообщениям и иной информации, распространяемой в сетях Интернет, мобильной (сотовой) связи, посредством иных электронных средств массовой коммуникации;
отличать достоверные сведения от недостоверных, вредную для них информацию от безопасной;
избегать навязывания им информации, способной причинить вред их здоровью, нравственному и психическому развитию, чести, достоинству и репутации;
распознавать признаки злоупотребления их неопытностью и доверчивостью, попытки вовлечения их в противоправную и иную антиобщественную деятельность;
распознавать манипулятивные техники, используемые при подаче рекламной и иной информации;
критически относиться к информационной продукции, распространяемой в информационно-телекоммуникационных сетях;
анализировать степень достоверности информации и подлинность ее источников;
применять эффективные меры самозащиты от нежелательных для них информации и контактов в сетях.
При организации классного часа важно исходить из возрастных особенностей учащихся, учесть уровень их знакомства с Интернетом.
Организовать проведение классного часа необходимо таким образом, чтобы несовершеннолетние не только получили необходимый минимум знаний об информационной безопасности, но смогли