Рабочая программа дисциплины Код и наименование дисциплины «Применение результатов экспериментальной лингвистики и когнитивистики в преподавании русского языка и культуры речи»

Рабочая программа дисциплины Код и наименование дисциплины «Применение результатов экспериментальной лингвистики и когнитивистики в преподавании русского языка и культуры речи»


Скачать 291.92 Kb.
Название Рабочая программа дисциплины Код и наименование дисциплины «Применение результатов экспериментальной лингвистики и когнитивистики в преподавании русского языка и культуры речи»
страница 1/3
Тип Рабочая программа
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Рабочая программа
  1   2   3
Рабочая программа дисциплины
1. Код и наименование дисциплины «Применение результатов экспериментальной лингвистики и когнитивистики в преподавании русского языка и культуры речи»
2. Уровень высшего образования – подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре.
3. Направление подготовки - 44.06.01 ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ.

Направленность программы – Теория и методика обучения и воспитания (русский язык как иностранный)
4. Место дисциплины (модуля) в структуре ООП: вариативная часть, курс по выбору, 4 семестр
5. Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы (компетенциями выпускников)


Формируемые компетенции

(код компетенции)

Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю)

ПК-1

З1 (ПК-1) ЗНАТЬ:

лингвистические аспекты исследования и преподавания русского языка как иностранного.

В1(ПК-1) Владеть навыками проведения самостоятельных научных исследований в области теории и методики преподавания русского языка как иностранного и оформления их результатов на уровне требований, предъявляемых к кандидатской диссертации.

ПК-2


В1(ПК-2) Владеть навыками использования современных технологий проведения самостоятельного научного исследования в рамках функционально-коммуникативной лингводидактической модели языка (как основы его преподавания в иностранной аудитории) и оформления результатов исследования на уровне требований, предъявляемых к кандидатской диссертации.

ПК-3

В1(ПК-3) Владеть навыками проведения самостоятельных научных исследований в области всех аспектов и уровней функционирования современного русского языка, включая механизмы функционирования – коррекционные и коммуникативные.

ПК-5

У1(ПК-5) Уметь самостоятельно планировать учебный процесс, управлять своими обучающими действиями, мотивировать и направлять учебные действия учеников.

У2(ПК-5) Уметь самостоятельно отбирать и презентовать материал для усвоения его учащимися, обеспечивая адекватную ориентировочную основу для их учебной деятельности.

У3(ПК-5) Уметь самостоятельно организовывать текущий, промежуточный и завершающий контроль.



Оценочные средства для промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) приведены в Приложении.
6. Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся:

Объем дисциплины (модуля) составляет 3 зачетных единицы, всего 108 часов, из которых 32 часа составляет контактная работа аспиранта с преподавателем (16 часов занятия лекционного типа, 18 часов занятия семинарского типа (семинары, научно-практические занятия, лабораторные работы и т.п.), 4 часа мероприятия промежуточной аттестации, 72 часа составляет самостоятельная работа аспиранта.
7. Входные требования для освоения дисциплины (модуля), предварительные условия: освоение дисциплин 1 – 3 семестра аспирантуры по направлению подготовки 44.06.01 ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ, направленность (профиль) – Теория и методика обучения и воспитания (русский язык как иностранный)

8. Образовательные технологии: интерактивные с применением электронного обучения.
9. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и виды учебных занятий



Наименование и краткое содержание разделов и тем дисциплины (модуля),
форма промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)

Всего

(часы)

В том числе




Контактная работа (работа во взаимодействии с преподавателем), часы

из них

Самостоятельная работа обучающегося, часы

из них




Занятия лекционного типа

Занятия семинарского типа

Групповые консультации

Индивидуальные консультации

Учебные занятия, направленные на проведение текущего контроля успеваемости коллоквиумы, практические контрольные занятия и др)*

Всего

Вып.Дом. Зад.

Подг.Реф.и т.п..

Всего




РАЗДЕЛ 1. Лингвистический эксперимент и преподавание родного языка: общие вопросы

Тема 1. Различные трактовки понятия «лингвистический эксперимент» в русской языковедческой традиции (Л.В. Щерба и .М. Пешковский) и современной экспериментальной лингвистике и когнитивистике. Метафорическое (традиционное) и строгое понимание «лингвистического эксперимента». Использование «лингвистических экспериментов» в метафорическом понимании при преподавании родного языка – традиция отечественной лингводидактики. Цели, способы и результаты применения «лингвистических экспериментов» в строго научном понимании при преподавании родного языка: общий обзор.


6


2














2


4





4




Тема 2. Роль лингвистических экспериментов в развитии современной теоретической и прикладной лингвистики и в междисциплинарных исследованиях. Виды лингвистических экспериментов. Гипотезы эксперимента. Дизайн эксперимента (в применении к лингвистическим экспериментам). Отбор материала и участников. Предварительные и дополнительные эксперименты. Процедура эксперимента. Факторы, влияющие на результаты эксперимента. Понятие «прайминга». Лингвистический эксперимент и интроспекция исследователя. Способы обработки, интерпретации и представления результатов лингвистических экспериментов. Возможности применения статистики и их границы. (Все указанные вопросы обсуждаются на примере лингвистических экспериментов, поставленных для решения лингводидактических задач.)

6




2










2

4




4




Тема 3. «Русский язык и культура речи» - традиции и современное состояние преподавания дисциплины. Основные разделы и темы, достигаемые результаты. Необходимость использования достижений экспериментальной лингвистики для разработки содержательных и методических аспектов курса.

6

2













2

4




4




Тема 4. Применение лингвистических экспериментов в разработке содержательных и методических аспектов преподавания английского языка как родного и неродного. Возможности использования этого опыта.

10




2










2

4

4

8




РАЗДЕЛ 2. Важнейшие результаты в современной экспериментальной лингвистике и когнитивистике, значимые для проблем освоения языка и обучения языку.

Тема 5. Исследования категоризации и номинации. Сопоставительные исследования и эксперименты с билингвами. Теория thinking for speaking (D. Slobin) и ее экспериментальное подтверждение.

8

2

2










4

4




4




Тема 6. Исследования порождения и восприятия связной речи. Предсказательные и соревновательные модели.

6




2










2

4




4




Тема 7. Исследования памяти и внимания. Исследования способностей.

6

2













2

4




4




Тема 8. Исследования в области «изображение – речь» (визуализация вербальных текстов и вербализация наблюдаемых объектов/ситуаций).



10




2










2

4

4

8




РАЗДЕЛ 3. Аспекты курса «Русский язык и культура речи», в которых могут быть использованы лингвистические эксперименты и результаты лингвистических экспериментов.
Тема 9. Применение результатов экспериментальной лингвистики и когнитивистики в разработке содержания курса «Русский язык и культура речи»: предметные знания – межпредметные знания – познавательная мотивация – прикладное использование. Язык для специальных целей как объект изучения экспериментальной лингвистики и когнитивистики и объект преподавания в курсе «Русский язык и культура речи».




8



2



2












4



4






4





Тема 10. Проблема использования «средства в качестве сообщения». Информационный дизайн и компьютерные презентационные системы в русскоязычной академической и технической коммуникации. Развитие навыков поиска и организации информации в курсе «Русский язык и культура речи».

6




2










2

4




4




Тема 11. Расширение лексического запаса и совершенствование техники чтения как две взаимосвязанные задачи.Проблема управления сложностью текста. Индексы читабельности и контролируемые словари.

6

2













2

4




4




Тема 12. Лингвистический эксперимент как средство повышения познавательной мотивации и привлечения студентов-нефилологов к лингвистическим и междисциплинарным научным проектам. Лингвистический эксперимент в курсе «Русский язык и культура речи» как способ взаимодействия и взаимообогащения гуманитарного и естественнонаучного знания.

10




2










2

4

4

8




Тема13. Применение результатов экспериментальной лингвистики и когнитивистики в методике преподавания русского языка и культуры речи.Концепция мультимедийного обучения Р. Мейера. Ее использование в преподавании русского языка и культуры речи. Использование экспериментально обоснованных технологий отбора, презентации и тестирования лексического материала. Методика использования лингвистических тестов, экспериментов и самонаблюдения на занятиях по русскому языку и культуре речи.

6


2













2


4





4





Тема 14. Преподавание родного языка взрослым / детям и преподавание иностранного языка – когнитивная обусловленность в различиях методических подходов. Проблема границы между нормальным речевым развитием и отклонениями от него.


10




2










2

4

4

8



  1   2   3

Похожие:

Рабочая программа дисциплины Код и наименование дисциплины «Применение результатов экспериментальной лингвистики и когнитивистики в преподавании русского языка и культуры речи» icon Рабочая программа дисциплины Код и наименование дисциплины «Компьютерные...
Уровень высшего образования – подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре
Рабочая программа дисциплины Код и наименование дисциплины «Применение результатов экспериментальной лингвистики и когнитивистики в преподавании русского языка и культуры речи» icon Программа учебной дисциплины Актуальные проблемы русской речевой...
Приступая к изучению данной дисциплины, студенты должны иметь представление о системе современного русского языка и ее составляющих,...
Рабочая программа дисциплины Код и наименование дисциплины «Применение результатов экспериментальной лингвистики и когнитивистики в преподавании русского языка и культуры речи» icon Программа учебной дисциплины практическая и функциональнаястилистика...
Приступая к изучению данной дисциплины, студенты должны иметь представление о системе современного русского языка и ее составляющих,...
Рабочая программа дисциплины Код и наименование дисциплины «Применение результатов экспериментальной лингвистики и когнитивистики в преподавании русского языка и культуры речи» icon Рабочая программа учебной дисциплины огсэ. 05 Культура речи
Код и наименование специальности 40. 02. 01 Право и организация социального обеспечения
Рабочая программа дисциплины Код и наименование дисциплины «Применение результатов экспериментальной лингвистики и когнитивистики в преподавании русского языка и культуры речи» icon Программа наименование дисциплины Латинский язык, основы терминологии
Уметь: переводить без словаря с латинского языка на русский и с русского языка на латинский фармацевтические термины и рецепты
Рабочая программа дисциплины Код и наименование дисциплины «Применение результатов экспериментальной лингвистики и когнитивистики в преподавании русского языка и культуры речи» icon Программа дисциплины (модуля) Практический курс письменного перевода...
Проект программы рассмотрен на заседании кафедры перевода и теоретической лингвистики
Рабочая программа дисциплины Код и наименование дисциплины «Применение результатов экспериментальной лингвистики и когнитивистики в преподавании русского языка и культуры речи» icon Фгос впо рабочая программа дисциплины рабочая программа дисциплины...

Рабочая программа дисциплины Код и наименование дисциплины «Применение результатов экспериментальной лингвистики и когнитивистики в преподавании русского языка и культуры речи» icon Фгос впо рабочая программа дисциплины рабочая программа дисциплины...

Рабочая программа дисциплины Код и наименование дисциплины «Применение результатов экспериментальной лингвистики и когнитивистики в преподавании русского языка и культуры речи» icon Фгос впо рабочая программа дисциплины рабочая программа дисциплины...

Рабочая программа дисциплины Код и наименование дисциплины «Применение результатов экспериментальной лингвистики и когнитивистики в преподавании русского языка и культуры речи» icon Фгос ворабочая программа дисциплины рабочая программа дисциплины...

Рабочая программа дисциплины Код и наименование дисциплины «Применение результатов экспериментальной лингвистики и когнитивистики в преподавании русского языка и культуры речи» icon 2. место дисциплины в структуре образовательной программы
Цели освоения дисциплины: приобретение обучающимися навыков письменного перевода с английского языка на русский язык и с русского...
Рабочая программа дисциплины Код и наименование дисциплины «Применение результатов экспериментальной лингвистики и когнитивистики в преподавании русского языка и культуры речи» icon Рабочая программа дисциплины актуальные проблемы защиты прав потребителей...
Код и наименование дисциплины (модуля): Актуальные проблемы защиты прав потребителей
Рабочая программа дисциплины Код и наименование дисциплины «Применение результатов экспериментальной лингвистики и когнитивистики в преподавании русского языка и культуры речи» icon Рабочая программа дисциплины в. Дв 1 Государственные и муниципальные...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
Рабочая программа дисциплины Код и наименование дисциплины «Применение результатов экспериментальной лингвистики и когнитивистики в преподавании русского языка и культуры речи» icon Примерная программа наименование дисциплины Социально-экономическая статистика
Цели и задачи дисциплины: основная цель курса формирование общей информационной культуры, расчётно-экономических, аналитических и...
Рабочая программа дисциплины Код и наименование дисциплины «Применение результатов экспериментальной лингвистики и когнитивистики в преподавании русского языка и культуры речи» icon Рабочая программа учебной дисциплины Обоснование. Место дисциплины...
Цели и задачи освоения дисциплины. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Рабочая программа дисциплины Код и наименование дисциплины «Применение результатов экспериментальной лингвистики и когнитивистики в преподавании русского языка и культуры речи» icon Рабочая программа учебной дисциплины английский язык заочное отделение
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе фгос и в соответствии с примерной программой учебной дисциплины для специальностей...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск