Скачать 305.14 Kb.
|
Методические рекомендации “Эффективные формы взаимодействия педагогического, медицинского персонала и родителей в условиях специализированного (коррекционного) образовательного учреждения для детей с нарушением зрения” Учитель-дефектолог МБС(к)ОУ «Начальная школа – детский сад №152 IV вида» г. Перми Шадрина Ирина Борисовна Пермь, 2013 г. ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В настоящее время не только для нашей страны, но и для стран всего мира характерным является увеличение количества детей, имеющих различные нарушения развития. Нарушения зрения занимают в этом перечне одно из центральных мест. Кроме того, с каждым годом растет количество детей, входящих в группу риска по зрению, то есть, детей, у которых при появлении даже незначительных неблагоприятных факторов могут возникнуть проблемы со зрением. Современными офтальмологическими и тифлопедагогическими исследованиями доказана необходимость оказания определенной поддержке детям с нарушениями зрения в виде организации коррекционно – развивающих и лечебно – восстановительных мероприятий, учитывающих своеобразие их познавательной деятельности (Э. С. Аветисов, Л. П. Григорьева, Л. В. Рудакова, Л. И. Плаксина, В. А. Феоктистова и др.). Главными целями специального образования являются:
Обучение и воспитание в детском саду для детей с косоглазием и амблиопией направлено на раннюю коррекцию вторичных отклонений в развитии детей, связанных со зрительной недостаточностью, осуществление лечебно – восстановительной работы по исправлению косоглазия и амблиопией, а также успешную подготовку детей к обучению в школе. Подготовка детей к школе начинается с момента поступления ребенка в дошкольное учреждение всеми специалистами, работающими с детьми: воспитателями, тифлопедагогом, психологом, учителем-логопедом, музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию и родителями. Данная работа проводится под руководством врача-офтальмолога, который осуществляет медицинское сопровождение учебно-воспитательного и коррекционно-развивающего процессов (Приложение №1 “Структурные компоненты форм организации коррекционной работы”). Согласно функциональным обязанностям тифлопедагог обеспечивает взаимосвязь и преемственность в работе всех специалистов и родителей (Приложение №2 “Алгоритм деятельности тифлопедагога по подготовке детей к школе”). Е.Н.Подколзина (Институт коррекционной педагогики РАО, Москва) дает рекомендации по организации тифлопедагогом методической работы в условиях специализированного (коррекционного) образовательного учреждения IV вида и работы с родителями, воспитывающими детей с нарушениями зрения. На основе этих рекомендаций мы выделили следующие направления методической работы: - посещение общеобразовательных занятий с целью изучения того, как дети усваивают программный материал, какие трудности испытывают, как овладевают приемами предметно-практической деятельности, что наиболее интересно и доступно каждому ребенку, насколько эффективны применяемые воспитателем методы коррекционного воздействия; - выступления на педагогических советах для ознакомления воспитателей с особенностями развития, воспитания и обучения детей со зрительной патологией, а также коррекционными программами и методиками; - организация и проведением семинарских занятий по той или иной проблеме, обсуждение опыта работы; - индивидуальное консультировании воспитателей по конкретным вопросам воспитания и обучения детей, методов коррекционной работы; - показ занятий с детьми с целью ознакомления воспитателей с конкретными методами и приемами коррекционной работы; - пропаганда тифлопедагогических знаний – организация выставок специальной литературы с аннотациями и рекомендациями по использованию, демонстрация дидактических материалов. Работа с семьями детей с нарушением зрения также осуществляется нами систематически и целенаправленно. Мы выделили такие направления работы с родителями: - выступления на родительских собраниях по общим вопросам воспитания, обучения и развития дошкольников с нарушением зрения; - консультации для отдельных групп родителей с учетом общих для них проблем, связанных с особенностями развития детей, трудностями в овладении определенными знаниями; - индивидуальное консультирование родителей по вопросам, касающимся конкретного ребенка; - проведение для родителей индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятий, целью которых является обучение родителей приемам взаимодействия с ребенком, оказания ему действенной помощи в выполнении определенных видов деятельности; - выставки специальной, доступной для понимания родителей, литературы с аннотациями тифлопедагога; - выставка игр и специальных пособий, которые родители могут использовать на занятиях с детьми дома; - выставка детских работ, выполненных на занятиях тифлопедагога; - задания на дом (на выходные дни, каникулы, на лето). Коррекционно-развивающую работу с детьми мы строим с учетом состояния здоровья детей и состояния их зрения. В зависимости от остроты зрения, вида косоглазия, характера зрения, рефракции и возраста детей врач – офтальмолог для каждого ребенка подбирает индивидуальную зрительную нагрузку и консультирует по этому вопросу тифлопедагога (Приложение №3 “Перечень зрительных нагрузок, рекомендуемых для детей 3 – 4 лет”, Приложение №4 “Перечень зрительных нагрузок, рекомендуемых для детей 5 – 7 лет”). Тифлопедагог, организуя деятельность коллектива сотрудников группы, доводит до их сведения рекомендации врача-офтальмолога. Кроме этого, тифлопедагог консультирует всех специалистов по наиболее значимым вопросам организации коррекционно-развивающей работы с детьми на общеобразовательных и коррекционных занятиях. Мы предлагаем вашему вниманию тексты этих консультаций: Приложение №5 “Адаптация диагностических методик при изучении детей с нарушениями зрения” (для психолога, учителя-логопеда, воспитателя) Приложение №6 “Особенности организации учебно-воспитательной и коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения” (для воспитателей) Приложение №7 “Особенности организации учебно-воспитательной работы с детьми, имеющими зрительную патологию, на физкультурных занятиях” (для инструктора по физическому воспитанию) Приложение №8 “Особенности организации учебно-воспитательной работы с детьми, имеющими зрительную патологию, на музыкальных занятиях” (для музыкального руководителя). Очень эффективной формой работы с родителями мы считаем задания на дом: на выходные дни, каникулы. Мы предлагаем вашему вниманию домашнее задание на новогодние каникулы (Приложение №9). Таким образом, благодаря совместным усилиям всех специалистов, работающих с детьми, и родителей, нам удается осуществить коррекцию вторичных отклонений в развитии детей, связанных со зрительной недостаточностью и успешно подготовить детей к обучению в школе. Все выпускники МС(к)ОУ №152 готовы к обучению в общеобразовательных школах и хорошо адаптируются в социуме. Мы полагаем, что предлагаемый нами практический материал может быть полезен не только педагогам, работающим с детьми с нарушением зрения, но и тем, кто работает с детьми, которые имеют нарушения слуха, опорно-двигательного аппарата, речи, познавательной сферы, так как дети с проблемами в развитии часто имеют сочетанные дефекты. Данный материал необходим и педагогам общеобразовательных учреждений, так как часто по разным причинам дети с нарушением зрения посещают общеобразовательные учреждения и с ними не проводится необходимая коррекционно-развивающая и лечебно-восстановительная работа. Приложение №1 «Структурные компоненты форм организации коррекционной работы» |
Высшего профессионального образования ханты-мансийского автономного... Чернышева О. В., учитель-дефектолог Казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников... |
Приказ №74 от 27. 08. 16г разновозрастной группы (3-6лет) №7 компенсирующей... Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка |
||
«Патриотическое воспитание дошкольников с нарушением слуха» Глухова Е. А., учитель-дефектолог мбдоу «Детского сада компенсирующего вида №5» г о. Самара |
Методические рекомендации для родителей и педагогов образовательных учреждений Особым блоком выделена информация о таком распространенном нарушении зрения, как близорукость. Цель данного раздела – познакомить... |
||
Пояснительная записка рабочая программа по живому миру Рабочая программа по живому миру для 4 класса составлена на основе «Образовательной программы для учащихся 0 и 1 – 4 классов специального... |
Методические рекомендации нормативно правовых и информационно методических... Методические рекомендации предназначены для руководителей органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических... |
||
Публичный доклад директора Государственного казенного образовательного... Государственного казенного образовательного учреждения для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
Решение о создании, реорганизации и ликвидации гск осуществляется... Настоящее положение регламентирует правой статус гимназического спортивного клуба (далее гск) и устанавливает его цели, задачи, структуру,... |
||
Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных... Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста... |
Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных... Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста... |
||
РФ, студентов учреждений спо и впо педагогического профиля, слушателей... Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста... |
РФ, студентов учреждений спо и впо педагогического профиля, слушателей... Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста... |
||
Публичныи доклад Муниципального бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными... |
Методические рекомендации по организации образовательного процесса... ... |
||
Публичный отчет директора государственного казённого учреждения для... «Детский дом №8 (смешанный) №8». С 2016 года изменен тип и наименование учреждения в соответствии с Постановлением Правительства... |
Программа, содержание, методики проект разработан по заказу министерства... М. Б. Насырова (Введение, Программа педагогического всеобуча для родителей: 10 – 11 классы), к п н., доцент Н. М. Михайлова (Программа... |
Поиск |