Скачать 394.25 Kb.
|
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО АСТРОНОМИИ ИНСТРУКЦИЯ по работе жюри Регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по астрономии 2016 года Критерии и методика оценивания выполнения олимпиадных заданий Регионального этапа Москва 2015 1. Обязанности жюри Регионального этапа Всероссийской олимпиады по астрономии. Региональный этап Всероссийской олимпиады проводится в виде независимых конкурсов в трех возрастных параллелях – 9, 10 и 11 класс. Жюри Регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по астрономии состоит их научных и педагогических работников, специализирующихся в области астрономии. Численность жюри должна составлять не менее 6 человек, оптимальный состав жюри – 10-12 человек. Председатель и заместитель председателя жюри назначаются органом управления образованием субъекта Российской Федерации. При формировании состава жюри орган управления образованием может воспользоваться рекомендациями Центрального оргкомитета и Центральной предметно-методической комиссии по астрономии Всероссийской олимпиады школьников. В ходе решения заданий олимпиадами участниками, продолжающегося в течение 4 часов, члены жюри должны несколько раз посетить аудитории и ответить на вопросы участников олимпиады по условиям заданий. Помимо этого, жюри проводит заседание, на котором распределяет задания каждой возрастной параллели. Член жюри, в сферу ответственности которого попадает то или иное задание, должен проверить его решения у каждого участника олимпиады в возрастной параллели, строго руководствуясь приводимыми в данной инструкции критериями оценивания. Таким образом, достигается необходимая объективность проверки. В зависимости от численности жюри решение каждого задания проверяется одним или независимо двумя членами жюри. Во втором случае итоговая оценка получается усреднением двух независимых оценок, итоговая оценка должна быть округлена. Выставление дробной оценки за задание в итоговый протокол не допускается. Перед началом проверки оргкомитет производит шифровку работ участников и отделяет от них обложки с персональными данными участников. Жюри выставляет оценки на первые страницы работ. Решение каждого задания оценивается по 8-балльной системе в соответствии с критериями, приводимыми в настоящей инструкции для каждого задания. Выставление оценки за решение задания, превышающей 8 баллов, на региональном этапе Всероссийской олимпиады по астрономии не допускается. При проверке любого задания Регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по астрономии необходимо полностью ознакомиться со структурой решения, предложенного участником. На первом этапе проверки эта структура оценивается без сравнения с решением, предложенным в данных материалах. Необходимо оценить правдоподобность и обоснованность решения (а не только ответа), степень связанности используемых фактов и законов. Примерное представление об итоговой оценке должно появиться уже после первого этапа проверки. На втором этапе проверки решение сравнивается с предлагаемым в данных материалах. Различие этих решений не обязательно означает ошибочность решения, предложенного участником олимпиады. Эти решения могут быть эквивалентны по своим составляющим, но отличаться структурой (изменен порядок действий, использование линейных величин вместо угловых, решение в обратных величинах и т.д.), а могут полностью различаться по методике. В первом случае необходимо определить количество баллов, выставляемых за каждое действие, исходя из числа баллов за аналогичное действие в стандартном решении. Во втором случае нужно полностью выстроить систему оценивания нового метода, исходя из его обоснованности и отсутствия противоречий со стандартным решением. При выставлении оценки в протокол члену жюри рекомендуется зафиксировать у себя отдельные оценки за основные составляющие решения и основные моменты, на которые было обращено внимание при оценивании. Это позволит увеличить объективность решения об изменении оценки в случае заявления участника олимпиады на апелляцию. При решении задачи может возникнуть ситуация, когда участник знает (либо угадывает) правильный численный ответ и записывает его, но не может выстроить (либо неверно выстраивает) само решение и дать обоснование полученному ответу. В этом случае за решение выставляется не более 2 баллов. Оценка может быть увеличена, только если какие-либо из этапов решения сделаны верно. С другой стороны, арифметические ошибки, приводящие к неверному ответу, не должны быть основанием для снижения оценки более чем на 1-2 балла, если только ответ не получается заведомо неверный, абсурдный с точки зрения здравого смысла. В последнем случае оценка может быть существенно снижена в зависимости от абсурдности ответа, не замеченной участником олимпиады. Возможна также ситуация, при которой участник олимпиады правильно не выполняет ни одного из действий стандартного либо эквивалентного ему решения (оценка по предложенным схемам равна нулю), но при этом правильно высказывает некоторые факты, имеющие отношение к ситуации, описанной в задаче. В этом случае возможно увеличение оценки, но только до 1 или (в исключительных случаях) до 2 баллов. При проверке задания 6 в каждой из возрастных категорий нужно учитывать, что решение предполагает выполнение построений и измерений на бумаге, что может привести к некоторым неточностям, не принижающим общее качество решения. При проверке решений не допускается искусственное завышение оценок, даже если оно производится по общим критериям для всех участников. Центральная предметно-методическая комиссия по астрономии оставляет за собой право запрашивать работы участников и результаты их проверки на экспертизу. Общая оценка участника олимпиады получается суммированием оценок за решения всех шести заданий для возрастной параллели. Максимальная оценка за весь этап составляет 48 баллов. Наличие итоговых оценок более 48 баллов является грубым нарушением правил регионального этапа олимпиады по астрономии и может служить основанием для аннулирования его результатов в данном регионе. Распределение участников по числу набранных баллов в каждой возрастной группе является основанием для определения победителей и призеров Регионального этапа олимпиады в рамках квоты, предусмотренной организатором олимпиады. При принятии решения жюри должно руководствоваться копией протокола без указания ФИО и личных данных участников и учитывать особенности распределения участников в каждой возрастной группе по набранным баллам. В частности, крайне не рекомендуется выносить разные решения жюри (победитель и призер либо призер и участник без диплома) участникам одной возрастной параллели, итоговые результаты которых отличаются на один балл. Дипломы призеров олимпиады рекомендуется присуждать участникам, набравшим не менее 24 баллов по сумме решений всех 6 заданий. Решение жюри заносится в итоговый протокол, в котором также указываются оценки за каждое задание и суммарная оценка каждого участника. Протокол составляется отдельно для каждой из трех возрастных параллелей и подписывается председателем и всеми членами жюри. 2. Решения заданий Регионального этапа и система оценивания каждого задания. 9 класс 1. Условие. С какой минимальной скоростью нужно перемещаться по поверхности Земли, чтобы ежедневно в течение года, хотя бы раз в сутки, наблюдать центр диска Солнца в зените? Орбиту и форму Земли считать круговой. 1. Решение. За счет годичного движения Земли вокруг Солнца и наклона оси вращения Земли к плоскости эклиптики склонение Солнца постоянно изменяется. Оно равно широте точек на Земле, где Солнце в данный день кульминирует в зените. Скорость изменения склонения Солнца со временем непостоянна. Вблизи солнцестояний склонение практически неизменно, а быстрее всего склонение Солнца меняется в периоды равноденствий, когда Солнце в своем видимом годичном движении пересекает небесный экватор. Рассмотрим для определенности момент весеннего равноденствия и последующие сутки (рисунок): За сутки Солнце проходит на небесной сфере дугу l (в реальности, Земля проходит такую дугу по орбите). Ее величина, выраженная в радианах, составляет: Здесь t – длительность солнечных суток (24 часа), а T – продолжительность года. Склонение центра Солнца, равное нулю в момент равноденствия, увеличится за сутки до величины Солнце будет кульминировать в зените на экваторе в день равноденствия и на широте на следующий день. Чтобы увидеть Солнце в зените оба дня подряд, необходимо преодолеть дугу меридиана, соответствующую углу . Длина этой дуги равна D = R = 43.5 км (здесь R – радиус Земли). Чтобы преодолеть такое расстояние за солнечные сутки t, необходима скорость 1. Система оценивания. Для решения задачи участники олимпиады должны понимать, за счет чего ежедневно изменяется широта места на поверхности Земли, где центр Солнца может кульминировать в зените. Выбор момента равноденствия, как сезона самого быстрого изменения склонения Солнца, для вычисления требуемой скорости, оценивается в 2 балла, вычисление изменения склонения Солнца за сутки – еще в 2 балла. Если скорость изменения склонения Солнца вычисляется усреднением за более длинный период (например, за полгода), это приводит к уменьшению итогового ответа в полтора раза. В этом случае вместо указанных 4 баллов за первую часть решения задачи выставляется только 2 балла, но оставшаяся часть решения оценивается в полной мере. Определение пути, который нужно пройти за сутки, оценивается в 2 балла, окончательное вычисление минимальной скорости – еще в 2 балла. При выполнении промежуточных этапов указание численных значений величин не является обязательным, решение можно вести в виде математических формул. 2. Условие. Искусственный спутник Земли запускается с космодрома Восточный (52 с.ш., 128 в.д.). До выхода на расчетную круговую орбиту спутник движется строго вертикально (от центра Земли), а затем ему придается требуемая скорость в восточном направлении. Какой должна быть минимальная высота круговой орбиты искусственного спутника над поверхностью Земли, чтобы с любой точки земной поверхности хотя бы иногда его можно было наблюдать? Рефракцией и атмосферными помехами пренебречь. 2. Решение. По условию задачи, спутник был поднят на некоторую высоту h над поверхностью Земли, а потом получил скорость в восточном направлении. Как видно из рисунка, в этом случае точка запуска оказывается самой северной на всей круговой орбите, а наклон этой орбиты к плоскости экватора равен широте космодрома . Сложнее всего спутник будет наблюдать с полюсов Земли. Как видно из рисунка, для того, чтобы он там все же появился хотя бы на горизонте, должно выполняться условие: Отсюда Очевидно, что орбитальный период спутника (2 часа) будет существенно меньше суток, и в разные моменты времени можно будет наблюдать с любой точки на Земле. 2. Система оценивания. Первым этапом решения задачи является установление факта, что орбита спутника будет наклонена к плоскости экватора на угол, равной широте космодрома, и точка выхода на орбиту будет самой северной точкой этой орбиты. Данный вывод оценивается в 3 балла. Вычисление минимальной высоты орбиты, при которой спутник будет виден на полюсах, оценивается в 4 балла. Еще 1 балл выставляется за проверку того, что спутник будет вращаться вокруг Земли значительно быстрее, чем сама Земля вокруг своей оси. Это можно сделать, примерно оценив орбитальный период спутника или сравнив радиус орбиты с радиусом геостационарной орбиты. Если при решении задачи участник олимпиады путает угол с углом 90– (или функции sin и cos в итоговой формуле), то ответ в задаче получается равным 4000 км, и оценка должна быть снижена не менее, чем на 3 балла. 3. Условие. Сколько звездных и солнечных секунд (с точки зрения наблюдателя) проходит за одну физическую секунду в поезде, идущем по одной из самых северных железных дорог мира Дудинка-Норильск (широта +69.5) в восточном направлении со скоростью 60 км/ч? Уравнением времени пренебречь. 3. Решение. Для неподвижного (относительно поверхности Земли) наблюдателя звездное небо будет вращаться вокруг оси мира с угловой скоростью где TS – период осевого вращения Земли или продолжительность звездных суток для неподвижного наблюдателя (23 часа 56 минут и 4 секунды). За счет орбитального движения Земли вокруг Солнца солнечные сутки T0 будут несколько длиннее – ровно 24 часа. Соответствующая угловая скорость видимого суточного движения Солнца (без учета уравнения времени) равна Здесь T – продолжительность года. При движении поезда на восток (в ту же сторону, что и Земля вокруг своей оси) наблюдатель получает дополнительную угловую скорость, равную линейной скорости v, деленной на раиус окружности вокруг оси Земли, по которой происходит движение: Здесь R – радиус Земли, – широта места наблюдения. Видимые угловые перемещения звезд и Солнца в ходе суточного движения при наблюдении с поезда увеличатся на эту величину: 'S = S + ; '0 = 0 + . Одна секунда в той или иной шкале – это время, за которое объект в ходе суточного вращения повернется на угол , равной одной временной секунде (или 15). Физическая секунда t0 – это секунда в шкале солнечного времени для неподвижного наблюдателя (уравнением времени мы пренебрегаем): Длительность звездной и солнечной секунды для наблюдателя на поезде составят: Выразим одну физическую секунду в полученных выше единицах: Итак, за одну физическую секунду наблюдатель этого поезда зафиксирует 1.105 звездных и 1.103 солнечных секунды. 3. Система оценивания. Данную задачу можно решать, сравнивая угловые скорости (или углового перемещения за секунду) видимого суточного движения Солнца и звезд для неподвижного наблюдателя и пассажира поезда или, напротив, сравнивая периоды обращения Солнца и звезд (солнечные и звездные сутки) для двух наблюдателей, оба подхода считаются в равной степени верными. Вычисление соотношения между длительностью звездных и солнечных суток для неподвижного наблюдателя (или соответствующих угловых скоростей) оценивается в 2 балла. Правильный учет движения поезда и вывод соотношений для длительности суток (угловых скоростей) для наблюдателя на поезде оценивается в 2 балла. Наконец, вычисление длительности обычной секунды в звездной и солнечной шкале для наблюдателя на поезде оцениваются еще по 2 балла. |
Инструкция по работе жюри Регионального этапа Всероссийской олимпиады... Российской Федерации. При формировании состава жюри Орган управления образованием может воспользоваться рекомендациями Центрального... |
Инструкция по работе жюри Регионального этапа Всероссийской олимпиады... Российской Федерации. При формировании состава жюри орган управления образованием может воспользоваться рекомендациями Центрального... |
||
Всероссийская олимпиада школьников по астрономии Прежде чем начать решать задания Регионального этапа Всероссийской олимпиады по астрономии 2016 года, ознакомьтесь с правилами его... |
Приказ 10. 09. 2015 №440 г. Зерноград Об утверждении Требований к... Ростовской области», от 30. 12. 2014 №814 «Об утверждении Требований к проведению регионального этапа всероссийской олимпиады школьников... |
||
Приказ 07 сентября 2015 г. №408-о/д Невинномысск Об утверждении требований... Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2013 года №1252 «Об утверждении Порядка проведения всероссийской... |
Методические рекомендации по проведению 1 (школьного) этапа всероссийской... Школьный этап олимпиады проводится организатором данного этапа олимпиады с 1 октября по 15 ноября. Конкретные даты проведения школьного... |
||
Инструкция по проведению школьного этапа всероссийской олимпиады... Инструкция по проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по информатике 2016-17 уч г |
Конкурсные испытания состоят из теоретических и практических заданий Об организации и проведении муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников, подготовке к региональному этапу Всероссийской... |
||
Методические рекомендации подготовки и проведения школьного этапа... Школьный этап Олимпиады проводится организатором данного этапа в октябре. Конкретные даты проведения школьного этапа Олимпиады устанавливаются... |
Во время Олимпиады участники: должны соблюдать установленный порядок проведения Олимпиады Требования к организации и проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников в 2016/2017 учебном году |
||
Регламент проведения школьного, муниципального и регионального этапов... Всероссийской олимпиады школьников (далее – Олимпиада) на территории Омской области (далее – регламент) разработан на основе Положения... |
Об утверждении требований к организации и проведению школьного этапа... В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 18 ноября 2013 г. N 1252... |
||
Мониторинг 03. 12. 2012 В алтайском крае формируется список участников регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам... |
Приказ 20. 09. 2012 г. Ростов-на-Дону №653 Об организации и проведении... В соответствии с планом мероприятий по организации и проведению муниципального этапа Всероссийской предметной олимпиады школьников... |
||
2. Место проведения регионального этапа Всероссийской олимпиады по... Порядок организации и проведения регионального этапа Всероссийской олимпиады по укрупненной группе специальностей |
Требования к проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников... Управления образованием Ашинского муниципального района Челябинской области от 03 сентября 2014 г. №492 «Об организации и проведении... |
Поиск |