Инструкция по работе жюри Регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по астрономии 2012 года


Скачать 276.33 Kb.
Название Инструкция по работе жюри Регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по астрономии 2012 года
страница 1/3
Тип Инструкция по работе
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Инструкция по работе
  1   2   3
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО АСТРОНОМИИ

ИНСТРУКЦИЯ
по работе жюри Регионального этапа


Всероссийской олимпиады школьников по астрономии 2012 года

Москва 2011
1. Обязанности жюри Регионального этапа Всероссийской олимпиады по астрономии.
Региональный этап Всероссийской олимпиады проводится в виде независимых конкурсов в трех возрастных параллелях – 9, 10 и 11 класс. Жюри Регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по астрономии состоит их научных и педагогических работников, специализирующихся в области астрономии. Численность жюри должна составлять не менее 6 человек, оптимальный состав жюри – 10-12 человек. Председатель и заместитель председателя жюри назначаются органом управления образованием субъекта Российской Федерации. При формировании состава жюри орган управления образованием может воспользоваться рекомендациями Центрального оргкомитета Всероссийской олимпиады школьников и Методической комиссии по астрономии.

В ходе решения заданий олимпиадами участниками, продолжающегося в течение 4 часов, члены жюри должны несколько раз посетить аудитории и ответить на вопросы участников олимпиады по условиям заданий. Помимо этого, жюри проводит заседание, на котором распределяет задания каждой возрастной параллели. Член жюри, в ответственность которого попадает то или иное задание, должен проверить его решения у каждого участника олимпиады в возрастной параллели, строго руководствуясь приводимыми в данной инструкции критериями оценивания. Таким образом, достигается необходимая объективность проверки. В зависимости от численности жюри решение каждого задания проверяется одним или независимо двумя членами жюри. Во втором случае итоговая оценка получается усреднением двух независимых оценок.

Перед началом проверки оргкомитет производит шифровку работ участников и отделяет от них обложки с персональными данными участников. Жюри выставляет оценки на первые страницы работ.

Решение каждого задания оценивается по 8-балльной системе в соответствии с критериями, приводимыми в настоящей инструкции для каждого задания. Выставление оценки за решение задания, превышающей 8 баллов, на региональном этапе Всероссийской олимпиады по астрономии не допускается.

Общая оценка участника получается суммированием оценок за решения всех шести заданий для возрастной параллели. Максимальная оценка за весь этап составляет 48 баллов. Наличие итоговых оценок более 48 баллов является грубым нарушением правил регионального этапа олимпиады по астрономии и может служить основанием для аннулирования его результатов в данном регионе.

Распределение участников по числу набранных баллов в каждой возрастной группе является основанием для определения победителей и призеров Регионального этапа олимпиады.

В соответствии с Положением о Всероссийской олимпиаде школьников, победителем Регионального этапа олимпиады в каждой из возрастных параллелей считается участник, набравший наибольшее количество баллов. В случае, если в какой-либо из возрастных параллелей двое или более участников набрали равное количество баллов, превосходящее число баллов, набранное другими участниками, их работы (без обложки с указанием персональных данных) возвращаются в жюри, каждый член которого независимо проверяет решение каждого из шести заданий. На основе этого выставляется новая усредненная оценка с учетом дробных баллов. Если после этой процедуры суммарное количество баллов вновь оказывается в точности равным, жюри проводит прения, на основе которых устанавливается единственный победитель, суммарная оценка которого должна быть больше, чем у других участников. Остальные участники, чьи работы перепроверялись, автоматически становятся призерами олимпиады, если их количество не превосходит 25% от общего числа участников в данной возрастной параллели.

Призерами Регионального этапа становятся участники, следующие в итоговом протоколе по возрастной группе за победителем. Количество призеров и минимальное количество баллов призера определяется на основе решения жюри. Данное решение учитывает особенности распределения участников по числу набранных баллов и должно отвечать следующим требованиям:

  1. Победитель и все призеры в возрастной группе должны составлять не более 25% от числа участников в этой возрастной группе.

  2. Призеры должны набрать не менее половины максимального количества баллов, т.е. не менее 24 баллов. Исключение делается в случае перепроверки ряда работ для определения победителя, описанном выше.

Решение жюри заносится в итоговый протокол, в котором также указываются оценки за каждое задание и суммарная оценка каждого участника. Протокол составляется отдельно для каждой из трех возрастных параллелей и подписывается председателем и всеми членами жюри.

2. Решения заданий Регионального этапа и система оценивания каждого задания.
9 класс
1. Условие. Некоторая далекая звезда одновременно взошла над горизонтом в Москве (широта 5545, долгота 3737) и в Рязани (широта 5437, долгота 3942). В каком из этих городов звезда дольше будет находиться над горизонтом и на сколько времени?
1. Решение. Долготы Москвы и Рязани несколько отличаются, и моменты верхней кульминации данной звезды, которая последует через некоторое время после ее восхода, также будут отличаться. Рязань (долгота 1) находится восточнее Москвы (долгота 2), и там звезда кульминирует раньше. Промежуток времени между кульминациями звезды в Рязани и Москве составит
TC = T0 (1 – 2) / 360 = 8м 19с.

Здесь T0 – период вращения Земли (23ч56м04с). Промежуток времени между восходом и верхней кульминацией звезды равен промежутку времени между верхней кульминацией и заходом. Восход звезды произошел в Москве и Рязани одновременно, следовательно, в Рязани заход произойдет раньше, чем в Москве, а разница по времени составит
T S = 2 TC = 16м 38с.
1. Рекомендации для жюри. Выше приведен наиболее простой способ решения задачи. При его использовании участником олимпиады вычисление разницы моментов кульминации звезды в Москве и Рязани оценивается в 5 баллов. Если в качестве периода обращения Земли вокруг своей оси будет взято 24 часа, и величина TC окажется равной 8 минутам 20 секундам, оценка может быть снижена не более чем на 1 балл (4 балла выставляется за данный этап решения). Последующий вывод о соотношении времен захода звезды в двух городах оценивается в 3 балла.

Участники олимпиады могут пойти значительно более сложным путем, вычисляя сначала склонение звезды (оно будет равно примерно +25), затем часовые углы точек ее восхода и захода в Москве и Рязани. Каждый из этих двух этапов оценивается в 3 балла, формулировка окончательного вывода – еще в 2 балла. Аналогично, если участник олимпиады не учитывает отличие периода осевого вращения Земли от 24 часов, оценка снижается не более чем на 1 балл.
2. Условие. Луна постепенно удаляется от Земли, и через несколько миллиардов лет период смены ее фаз увеличится до 54 современных суток. Каков будет средний угловой диаметр Луны при наблюдении с Земли у горизонта?
2. Решение. Обозначим синодический период Луны в далеком будущем через S, и вычислим ее сидерический период T:

Здесь TE – период обращения Земли вокруг Солнца. Период обращения Луны вокруг Земли составит 47 суток. Сравнивая его с нынешним периодом обращения Луны T0, получаем величину радиуса орбиты Луны в далеком будущем:

или 552 тысячи километров. Угловой диаметр Луны при наблюдении у горизонта составит
 = d / R = 0 / 1.44
или 21.5. Здесь d – диаметр Луны, а 0 – ее современный видимый диаметр у горизонта.
2. Рекомендации для жюри. Первый этап решения задания связан с переходом от синодического периода Луны к ее сидерическому периоду. Этот этап оценивается в 3 балла. Если участник олимпиады не выполняет этот этап и приравнивает период обращения Луны вокруг Земли к 54 суткам, данные 3 балла не выставляются, и итоговая оценка может составлять от 0 до 5 баллов в зависимости от выполнения последующих этапов решения. Применение III закона Кеплера и расчет нового радиуса орбиты Луны оценивается в 3 балла. При этом участникам не обязательно получать численное значение радиуса орбиты, они могут лишь вычислить его отношение к современному радиусу орбиты и перейти к изменению видимых размеров Луны. Последний этап решения и формулировка ответа оцениваются в 2 балла.
3. Условие. На каких широтах на Земле высота незаходящего Солнца в течение суток может изменяться ровно в два раза? Рефракцией и видимыми размерами Солнца пренебречь.
3. Решение. По условию задачи, Солнце является незаходящим светилом, а его высота в верхней кульминации вдвое больше, чем высота в нижней кульминации (обе величины – положительные). Очевидно, картина может наблюдаться в приполярных широтах. Запишем выражения для высоты светила в верхней и нижней кульминации, справедливые для обоих полушарий Земли:
hВ = 90 – |  –  |,

hH = –90 + |  +  |.
Здесь  – склонение светила,  – широта места наблюдения. По условию задачи
90 – |  –  | = 2 (–90 + |  +  |) = –180 + 2 |  +  |.
Отсюда мы получаем:
2 |  +  | + |  –  | = 270.
Для решения этого уравнения необходимо рассмотреть несколько случаев, учитывая, что дело заведомо происходит вблизи полюсов Земли. Если предположить, что широта  положительна, то при любых возможных склонениях Солнца (не превышающих по модулю величину , равную 23.4) величина ( + ) положительна, а величина ( – ) отрицательна. Тогда мы имеем
3 +  = 270,

 = 90 – /3.
Учитывая, что широта не может превышать 90, а модуль склонения – величину , получаем, что картина, описанная в условии задачи, может наблюдаться на широтах от (90 – /3) до 90, т.е. от 82.2 до 90.

Аналогичным образом, предполагая, что широта места наблюдения отрицательна, и раскрывая знак модуля в уравнениях, получаем диапазон широт в южном полушарии: от –90 до
–82.2.
3. Рекомендации для жюри. При решении задания участники олимпиады могут пользоваться как универсальными формулами для высот светила в верхней и нижней кульминации, так и более привычными, записанными для северных умеренных и полярных широт. Во втором случае они должны указать, что ситуация, описанная в условии задачи, симметрична относительно смена знака широты, и существует аналогичное решение в южном полушарии. Указание наличия двух решений оценивается в 2 балла.

Правильные выражения для высот в верхней и нижней кульминации (в любом из двух видов) оцениваются в 2 балла, запись основного уравнения, отражающего условие задания – еще в 1 балл, его решение с учетом всех возможных случаев – еще в 2 балла, формулировка окончательного ответа – в 1 балл.
4. Условие. В 2012 году произойдут несколько интересных событий, связанных с Венерой. В частности, 3 апреля планета пройдет по звездному скоплению Плеяды, а 6 июня – по диску Солнца. Нарисуйте (в одном масштабе), как будет выглядеть Венера в телескоп (с прямым изображением) во время этих событий при наблюдении из средних широт северного полушария. Каковы будут видимый диаметр и фаза Венеры в эти дни? Орбиты Венеры и Земли считать круговыми и лежащими в одной плоскости.
4. Решение. Прохождение Венеры по диску Солнца может происходить только в нижнем соединении Венеры. Прохождение Венеры по звездному скоплению Плеяды наступит 3 апреля, за 64 дня до прохождения по диску Солнца. Эта величина составляет 64/584 часть синодического периода Венеры. Учитывая, что орбиты Венеры и Земли близки к круговым, получаем разность гелиоцентрических долгот Земли и Венеры 3 апреля:
 = 360  (64/584) = 39.5.

На рисунке видно, что Венера в день прохождения по Плеядам будет вблизи своей наибольшей восточной элонгации. Расстояние между Венерой и Землей может быть вычислено по теореме косинусов
d2 = l12 + l22 – 2l1l2cos
и составляет 0.64 а.е. Похожее значение (0.69 а.е.) мы бы получили из теоремы Пифагора, предположив, что Венера находится в точности в наибольшей восточной элонгации. Здесь l1 и l2 – расстояния Венеры и Земли от Солнца. Угловой диаметр Венеры составляет
 = D / d = 26.
Здесь D – диаметр Венеры. Приближенное значение для случая наибольшей восточной элонгации равно 24. Угол  с вершиной в центре Венеры, образованный направлениями на Солнце и Землю, также вычисляется из теоремы косинусов:
cos  = (l12 + d2l22) / 2l1d.
Подставляя численные значения, мы получаем 94.4. Если бы Венера находилась в точке наибольшей восточной элонгации, этот угол был бы равен 90. Величина фазы Венеры составляет
F = (1 + cos ) / 2 = 0.46.
В момент наибольшей восточной элонгации фаза равна 0.5. Венера выглядит как половина диска (точнее, чуть уже), выпуклостью вправо.

В день прохождения по диску Солнца фаза Венеры равна нулю, а угловой диаметр составляет
 = D / (l2 l1) = 60.
Венера в дни прохождения по Плеядам и по диску Солнца в едином масштабе будет выглядеть следующим образом:

4. Рекомендации для жюри. Решение задачи можно вести как точным образом, так и в приближении, что Венера 3 апреля находится в наибольшей восточной элонгации. Полное правильное точное решение оценивается 8 баллами, правильно выполненное приближенное решение – 6 баллами.

При выполнении точного решения вычисление расстояния между Венерой и Землей 3 апреля оценивается в 3 балла, вычисление углового диаметра Венеры в этот день – 1 баллом, ее фазы – еще 2 баллами. При использовании приближения наибольшей восточной элонгации Венеры данные три этапа оцениваются соответственно 2, 1 и 1 баллом. Для обоих методов решения 1 балл выставляются за правильное вычисление видимого диаметра Венеры 6 июня и еще 1 балл – за правильное выполнение рисунка.
5. Условие. Пролетая точку перигелия орбиты, комета оказывается в противостоянии с Солнцем и одновременно «останавливается» в своем видимом движении среди звезд. Каков эксцентриситет ее орбиты, если в это время она находится на том же расстоянии от Солнца, что и Марс? Орбиты Земли и Марса считать круговыми, комета движется в плоскости эклиптики.
5. Решение. В момент, описанный в условии задачи, комета проходит точку перигелия своей орбиты, то есть, движется в пространстве перпендикулярно направлению на Солнце и Землю (учтем, что комета располагается в плоскости эклиптики и для наблюдателей на Земле проходит точку противостояния с Солнцем).

Земля находится на одной линии с Солнцем и кометой и также движется перпендикулярно этой линии. По условию задачи, на небе Земли комета в этот момент не движется относительно звезд. Следовательно, скорости движения Земли и кометы, направленные вдоль параллельных линий, совпадают по величине:

Здесь M – масса Солнца, d – расстояние от Солнца до Земли. Комета находится в перигелии на расстоянии l от Солнца. Для ее скорости справедливо выражение

Отсюда мы получаем:
e = (l/d) – 1 = 0.52.
  1   2   3

Похожие:

Инструкция по работе жюри Регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по астрономии 2012 года icon Инструкция по работе жюри Регионального этапа Всероссийской олимпиады...
Российской Федерации. При формировании состава жюри Орган управления образованием может воспользоваться рекомендациями Центрального...
Инструкция по работе жюри Регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по астрономии 2012 года icon Инструкция по работе жюри Регионального этапа Всероссийской олимпиады...
Российской Федерации. При формировании состава жюри орган управления образованием может воспользоваться рекомендациями Центрального...
Инструкция по работе жюри Регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по астрономии 2012 года icon Всероссийская олимпиада школьников по астрономии
Прежде чем начать решать задания Регионального этапа Всероссийской олимпиады по астрономии 2016 года, ознакомьтесь с правилами его...
Инструкция по работе жюри Регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по астрономии 2012 года icon Приказ 10. 09. 2015 №440 г. Зерноград Об утверждении Требований к...
Ростовской области», от 30. 12. 2014 №814 «Об утверждении Требований к проведению регионального этапа всероссийской олимпиады школьников...
Инструкция по работе жюри Регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по астрономии 2012 года icon Приказ 07 сентября 2015 г. №408-о/д Невинномысск Об утверждении требований...
Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2013 года №1252 «Об утверждении Порядка проведения всероссийской...
Инструкция по работе жюри Регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по астрономии 2012 года icon Приказ 20. 09. 2012 г. Ростов-на-Дону №653 Об организации и проведении...
В соответствии с планом мероприятий по организации и проведению муниципального этапа Всероссийской предметной олимпиады школьников...
Инструкция по работе жюри Регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по астрономии 2012 года icon Мониторинг 03. 12. 2012
В алтайском крае формируется список участников регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам...
Инструкция по работе жюри Регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по астрономии 2012 года icon Методические рекомендации по проведению 1 (школьного) этапа всероссийской...
Школьный этап олимпиады проводится организатором данного этапа олимпиады с 1 октября по 15 ноября. Конкретные даты проведения школьного...
Инструкция по работе жюри Регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по астрономии 2012 года icon Конкурсные испытания состоят из теоретических и практических заданий
Об организации и проведении муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников, подготовке к региональному этапу Всероссийской...
Инструкция по работе жюри Регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по астрономии 2012 года icon Методические рекомендации подготовки и проведения школьного этапа...
Школьный этап Олимпиады проводится организатором данного этапа в октябре. Конкретные даты проведения школьного этапа Олимпиады устанавливаются...
Инструкция по работе жюри Регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по астрономии 2012 года icon Регламент проведения школьного, муниципального и регионального этапов...
Всероссийской олимпиады школьников (далее – Олимпиада) на территории Омской области (далее – регламент) разработан на основе Положения...
Инструкция по работе жюри Регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по астрономии 2012 года icon Об утверждении требований к организации и проведению школьного этапа...
В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 18 ноября 2013 г. N 1252...
Инструкция по работе жюри Регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по астрономии 2012 года icon Инструкция по проведению школьного этапа всероссийской олимпиады...
Инструкция по проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по информатике 2016-17 уч г
Инструкция по работе жюри Регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по астрономии 2012 года icon 2. Место проведения регионального этапа Всероссийской олимпиады по...
Порядок организации и проведения регионального этапа Всероссийской олимпиады по укрупненной группе специальностей
Инструкция по работе жюри Регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по астрономии 2012 года icon Во время Олимпиады участники: должны соблюдать установленный порядок проведения Олимпиады
Требования к организации и проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников в 2016/2017 учебном году
Инструкция по работе жюри Регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по астрономии 2012 года icon Требования к проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников...
Управления образованием Ашинского муниципального района Челябинской области от 03 сентября 2014 г. №492 «Об организации и проведении...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск