Утверждаю
Директор МБУДО СДЮСШОР
№ 14 «Жигули»
__________________И.А.Камаев
«____» ____________ 2015 год
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА ОЛИМИПИЙСКОГО РЕЗЕРВА № 14
«ЖИГУЛИ»
ПРОГРАММА СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ
ПО ВИДУ СПОРТА
«ГРЕБЛЯ НА БАЙДАРКАХ И КАНОЭ»
Тольятти
2015
Программа спортивной подготовки по виду спорта гребля на байдарках и каноэ, разработана на основе приказа Минспорта России от 30.08.2013 г. № 689 «Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта гребля на байдарках и каноэ», (Зарегистрированного в Минюсте России 09.10.2013 № 3126)
Программа принята на заседании тренерского совета по гребле на байдарках и каноэ от «_____»______________2015г., протокол №
Зам. директора
по учебно-воспитательной работе Турова Т.П.____________________
Старший инструктор-методист Вострикова Е.В.___________________
Программа разработана для учащихся
отделения гребли на байдарках и каноэ
МБУДО СДЮСШОР по гребле в возрасте от 10 до 18 лет.
Срок реализации программы - 8 лет.
Год составления программы: 2015 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативная база программы………………………………………………………….4
Характеристика гребли на байдарках и каноэ как циклического вида спорта,
его отличительные особенности…………………………………………………………….4
Специфика организации тренировочного процесса………………………………......5
Структура системы многолетней подготовки. Минимальный возраст детей для зачисления на обучение и минимальная численность групп……………………………..7
Объемы максимальных тренировочных нагрузок………………………………….....8
2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
2.1 Соотношение объемов тренировочного процесса по разделам обучения, включая время, отводимое для самостоятельной работы обучающихся…………………………...9
2.2 Продолжительность и объемы реализации программы по предметным областям...10
2.3 Навыки в других видах спорта, способствующие повышению профессионального мастерства в гребле на байдарках и каноэ………………………………………………...14
3 МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ: СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3.1 Содержание и методика работы по предметным областям, этапам (периодам) подготовки…………………………………………………………………………………..15
3.2 Теоретическая подготовка……………………………………………………………..18
3.3 Общая и специальная физическая подготовка…………………..…………………...24
3.4 Избранный вид спорта (техническая подготовка)…………………………………...28
3.5 Другие виды спорта и подвижные игры……………………………………………...34
3.6 Рекомендации по планированию восстановительных мероприятий……………….40
3.7 Рекомендации по планированию и проведению антидопинговых мероприятий….41
3.8 Рекомендации по планированию судейской практики……………………………....43
3.9 Требования к обеспечению безопасности в процессе реализации программы…......43
3.10 Планируемые показатели соревновательной деятельности………………………...49
4 СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ЗАЧЕТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
4.1 Комплексы контрольных упражнений для оценки освоения программы обучающимися………………………………………………………………………………50
4.2 Методические указания по организации промежуточной и итоговой аттестации обучающихся………………………………………………………………………………..52
4.3 Требования к результатам освоения программы, выполнение которых дает основание для перевода обучающегося в дальнейшем на программу спортивной подготовки…………………………………………………………………………………..55
4.4 Требования к организации и проведению врачебно-педагогического контроля….56
5 ИНФОРМАЦИОННОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
5.1 Нормативные документов……………………………………………………………...58
5.2 Методическая литература…………………………………………….………………...58
5.3 Интернет-ресурсы……………………..………………………………………………..60
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………………..61
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативная база программы
Данная программа составлена в соответствии с федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта гребля на байдарках и каноэ с учетом основных положении и требований нормативных и правовых документов:
- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
- ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации",
- приказ Минспорта РФ от 30.08.2013 № 678 «Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта гребля на байдарках и каноэ»,
- "Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.13 №1008),
- «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта» (Приказ Минспорта РФ от 27.12.13 г. № 1125)
- Федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам» ( Приказ № 730 Минспорта РФ от 12.09.2013г № 730)
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41
г)
- Устав МБУ ДО СДЮСШОР №14 “Жигули» городского округа Тольятти.
Деятельность по Программе направлена на:
- удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в занятиях физической культурой и спортом,
- отбор одаренных детей,
- создание условий для физического воспитания и физического развития,
- формирование знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта, в том числе в избранном виде спорта - гребля на байдарках и каноэ
Основными задачами реализации программы являются:
- формирование и развитие творческих и спортивных способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в физическом, интеллектуальном и нравственном совершенствовании,
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепления здоровья учащихся,
- формирование навыков адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации,
- выявление и поддержка детей, проявивших выдающиеся способности в спорте.
-
Характеристика гребли на байдарках и каноэ как циклического вида спорта, его отличительные особенности
Гребля на байдарках и каноэ - олимпийский вид спорта; предусматривающий передвижение на байдарках и каноэ в условиях водной среды и в стандартных условиях мышечной деятельности с максимальной скоростью гребли.
Соревнования по гребле на байдарках и каноэ проводится под эгидой Международной федерации каноэ (ИКФ, ICF). В России ее представителем является Всероссийская федерация гребли на байдарках и каноэ.
Гребные виды спорта во всем их многообразии, включая греблю на байдарках и каноэ, относятся к группе циклических видов спорта. Движение спортсмена в этих видах представляет собой цепочку из десятков, сотен и даже тысяч, относительно завершенных, похожих и повторяющихся звеньев - циклов движения. Спортивный результат определяется временем преодоления заданной дистанции или расстоянием, которое преодолевает спортсмен, за определенное заданное время.
Техника гребли представляет собой совокупность целесообразно организованных двигательных действий гребца, обеспечивающих поступательное перемещение лодки и ее удержание на заданном курсе. Различают форму и содержание техники гребли. Понятие форма обобщает такие показатели движения, как направление, траектория, амплитуда перемещения отдельных звеньев, их взаимное расположение в разные моменты и другие пространственные характеристики. Под содержанием техники подразумевается величина и взаимное согласование мышечных усилий, то есть межмышечная координация, а также возникающие вследствие мышечных усилий силы, воздействующие на окружающую среду (сила давления лопасти на воду, лодку, весло). Форма и содержание техники существуют в органической связи и единстве. Мышечные усилия порождают перемещение сегментов тела гребца и весла. Движение весла в воде вызывает силу упора лопасти, которая, передаваясь в лодку, заставляет ее перемещаться, а движение лодки увеличивает силу сопротивления водной среды. Отличительной особенностью гребли на байдарках и каноэ является то, что все движения гребца производятся на неустойчивой опоре, сидя (в байдарке) или стоя на одном колене (в каноэ). Весло в байдарке и каноэ не имеет жесткого соединения с лодкой, как в академической гребле, в результате чего гребец имеет большую свободу движений. Это значительно усложнят координацию движений. Поэтому для овладения техникой гребли на байдарках и каноэ необходимо иметь высокий уровень развития координационных способностей. Овладение техникой осложняется тем, что движения гребца редко встречаются в бытовой и трудовой деятельности человека.
Полный цикл движений гребца состоит из двух гребков - правой и левой лопастями - у байдарочников и одного - у каноистов. В свою очередь каждый гребок условно целится на две основные фазы: фазу проводки (опорную), во время которой гребец, опираясь лопастью весла в воду, продвигает лодку и фазу проводки (безопорную), во время которой происходит подготовка к следующему гребку.
Современная методика тренировки направлена на всестороннее физическое развитие спортсменов. Поэтому даже, казалось бы, одностороннее воздействие гребли на байдарках и каноэ с работой преимущественно верхней частью туловища в сочетании с другими средствами физической подготовки, направленных, в частности, на укрепление и развитие мышц нижних конечностей, содействует гармоничному развитию спортсмена-гребца. Гребной спорт располагает значительными возможностями в выборе средств воздействия на организм спортсмена с целью всестороннего физического развития и повышения его функциональных возможностей.
-
Специфика организации тренировочного процесса
На современном уровне развития гребли на байдарках и каноэ осуществлять подготовку конкурентоспособных спортсменов возможно на основе интегрального подхода, предусматривающего координацию и реализацию в соревновательной деятельности различных составляющих спортивного мастерства (видов подготовленности): физической, технической, тактической, теоретической, психологической.
Спецификой организации тренировочного процесса является:
большой объем разносторонней физической подготовки в общем объеме тренировочного процесса;
постепенное увеличение интенсивности тренировочного процесса и постепенное достижение высоких общих объемов тренировочных нагрузок;
-- повышение специальной скоростно-силовой подготовленности за счет широкого использования различных тренировочных средств.
Организация тренировочного процесса базируется на следующих принципах:
Направленность на максимально возможные (высшие) достижения: реализуется при использовании наиболее эффективных средств и методов спортивной подготовки, поэтапном усложнении тренировочного процесса и соревновательной деятельности, оптимизации бытового режима спортсменов, применении оптимальной системы питания, отдыха и восстановления.
Программно-целевой подход к организации спортивной подготовки: выражается в прогнозировании спортивного результата и его составляющих, моделировании основных сторон соревновательной деятельности, уровня подготовленности, структуры тренировочного и соревновательного процесса в различных циклах, составлении конкретных программ спортивной подготовки на различных этапах и их реализации, внесении коррекций, обеспечивающих достижение конечной целевой установки - побед на определенных спортивных соревнованиях, достижении конкретных спортивных результатов.
Индивидуализация спортивной подготовки: учет индивидуальных особенностей.
Единство общей и специальной спортивной подготовки: заключается в том, что увеличение доли специализированных упражнений в общем объеме тренировочных средств происходит на основе базовой физической подготовки, заложенной на начальных этапах многолетней подготовки.
Непрерывность и цикличность процесса подготовки: предполагается, что спортивная подготовка строится как многолетний, круглогодичный и взаимосвязанный процесс; цикличность проявляется в необходимости систематического тренировочного процесса и одновременного изменения его содержания в соответствии с закономерностями тренировочного процесса и этапов спортивной подготовки.
Последовательность возрастания нагрузок в зависимости от этапа подготовки, возраста и спортивного мастерства спортсмена.
Взаимосвязанность спортивной подготовки и соревновательной деятельности: рациональное построение процесса подготовки, что предполагает его строгую направленность на формирование календаря соревновательной деятельности, обеспечивающей эффективное выступление спортсмена на соревнованиях соответствующего уровня.
Основные направления многолетней подготовки и технология тренировочного процесса на разных этапах возрастного развития определяются основными тенденциями развития гребли на байдарках и каноэ и требованиями Правил соревнований.
С учетом специфики вида спорта «Гребля на байдарках и каноэ» определены следующие особенности спортивной подготовки:
комплектование групп спортивной подготовки, а также планирование тренировочных занятий (по объему и интенсивности тренировочных нагрузок разной направленности) осуществляются в соответствии с гендерными и возрастными особенностями развития спортсменов;
в зависимости от условий и организации занятий, а также условий проведения спортивных соревнований подготовка осуществляется на основе обязательного соблюдения необходимых мер безопасности в целях сохранения здоровья обучающихся;
освоение программы завершается итоговой аттестацией обучающихся.
Тренировочная и соревновательная деятельность в гребле на байдаках и каноэ имеют свои специфические особенности.
Во-первых, проведение занятий на открытой воде и открытом воздухе требует принятия специальных мер по предупреждению заболеваний, травм и несчастных случаев.
Во-вторых, гребной спорт является сложно-техническим видом спортивной деятельности. При гребле мышцы, органы и целые функциональные системы организма находятся в непрерывном взаимодействии, и чем труднее задачи, поставленные перед спортсменом, тем большее количество звеньев регуляции включается в работу для обеспечения четкой и своевременной реализации спортивной задачи, тем с большим напряжением функционируют все физиологические системы организма.
Специфическим компонентом двигательной деятельности в гребном спорте является сохранение динамического равновесия на неустойчивой опоре за счет постоянного контроля и регуляции позы.
В-третьих, деятельность спортсмена связана с внешними условиями, которые зависят от сопротивления воздуха при движении спортсмена, гравитационных сил, состояния водной среды, в которой движется лодка, особенностей конструкции лодки и весел, способов приложения силы к веслу, как движителю. Водная среда как опора для весла не является жесткой, поэтому необходимо учитывать, что опора лопасти весла в воде зависит от силы сопротивления воды относительно лопасти и возрастает пропорционально квадрату скорости лопасти относительно водной среды. Поскольку водная среда имеет в несколько раз большую плотность, чем воздушная, именно это обстоятельство и определяет рациональность техники. Энергообеспечение двигательной деятельности спортсмена зависит от состояния воздушной среды (содержания кислорода в воздухе, влажности, температуры, скорости движения ветра), то есть тех природных условий, в которых работает спортсмен - движитель весла.
В-четвертых, подготовка к соревнованиям определяется длиной дистанции, на которой собирается выступать гребец. В гребле на байдарках и каноэ - это дистанции длиной 200, 500 и 1000 м, где работа спортсмена длится от 30 секунд до 4 минут и соответствует субмаксимальной и большой интенсивности, что требует подбора соответствующих режимов тренировочных нагрузок.
Основные формы организации тренировочного процесса:
групповые и индивидуальные тренировочные и теоретические занятия;
тренировочные сборы;
участие в спортивных соревнованиях и иных мероприятиях;
медико-восстановительные мероприятия;
-медицинское тестирование и контроль;
самостоятельная работа обучающихся;
работа по индивидуальным планам спортивной подготовки (на этапе спортивного совершенствования);
аттестация обучающихся (промежуточная и итоговая).