Скачать 1.43 Mb.
|
В.Я.Шумик ,Т.М. Бачурина Справочное пособие для руководителей образовательных учреждений УЧЕБНАЯ ЭВАКУАЦИЯ НА СЛУЧАЙ ПОЖАРА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Учебная эвакуация — это одно из очень важных, ответственных и сложных мероприятий в системе мер по обеспечению пожарной безопасности в образовательном учреждении. Главной целью проведения учебной тренировки является всесторонняя проверка готовности образовательного учреждения по проведению быстрой и безопасной для здоровья и жизни работников и учащихся эвакуации на случай пожара в школе. Безопасность школы сама по себе не появится, нужна кропотливая работа, планирование превентивных мероприятий, практические тренировки персонала и учащихся. При хорошей натренированности взрослых и детей, а также четкой координации принимаемых мер, можно защититься от последствий любой чрезвычайной ситуации в школе. Основным документом, регламентирующим порядок действий работников и учащихся на случай пожара является план эвакуации школы, состоящий из графической и текстовой части. Но, к сожалению, в текстовой части плана эвакуации изложен только алгоритм действия в случае пожара (позвонить..., включить..., оповестить..., эвакуировать., и т.п.) применительно к «идеальному пожару», когда он возник где-то на крыше здания школы, а лучше всего — в соседнем здании. И в этой ситуации, когда огонь и дым, имея тенденцию распространяться снизу вверх, действительно можно выполнить все указания, оговоренные в инструкции к плану эвакуации и «красиво» эвакуироваться из школы. А вот что необходимо делать тому учителю, который, услышав сигнал тревоги о пожаре, открыл дверь из класса в коридор, а в нем уже столько дыма, что не видно не только лестницы, по которой необходимо эвакуировать учащихся, но и противоположной стены? Что ему необходимо делать со своими учениками, если они находятся на первом, на втором, на третьем этаже школы? Действительно, «гладко было на бумаге, да забыли про овраги». Действительно, «спасение утопающих, дело рук самих утопающих». Действительно, разработчики таких инструкций «умыли руки» и предоставили возможность решения таких «кроссвордов жизни» самим учащимся и учителям, как правило, состоящим на 90% из женщин. А ведь мировая практика подсказывает, как грамотно поступить в той или иной критической (для человеческой жизни) ситуации в случае пожара. Авторы данной брошюры считают, что в образовательном учреждении кроме инструкции на случай пожара, прилагаемой к плану эвакуации, необходимо разработать «Положение на случай пожара в образовательном учреждении», в котором необходимо более подробно изложить действия работников и учащихся в различных чрезвычайных ситуациях во время пожара в школе. А вопросы, связанные с проведением учебной эвакуации на случай пожара, необходимо сформулировать в «Положении о проведении учебной эвакуации в образовательном учреждении», в котором необходимо систематизировать все требования, предъявляемые к проведению учебной эвакуации. Авторы в данной брошюре попытались осветить многие «колючие» вопросы, связанные с поведением учащихся и работников в случае пожара, на которые нет ответов в официальных документах. Данное пособие носит рекомендательный характер и поэтому руководитель образовательного учреждения имеет право в своем учреждении использовать это пособие в полном объеме или частично, изменяя или дополняя его с учетом специфики своего образовательного учреждения, личного опыта, требований местного органа Государственного пожарного надзора и новых нормативно-правовых документов в области пожарной безопасности образовательных учреждений. СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ _____________________ ____________________ должность должность _____________________ ____________________ подпись, Ф.И.О подпись Ф.И.О. «_____» ___________20___г. «_____» ___________ 20___ г. ПОЛОЖЕНИЕ НА СЛУЧАЙ ПОЖАРА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 1. ОБШИЕ ПОЛОЖЕНИЯ I. I. Настоящее Положение разработано с целью конкретизации и оптимизации действий работников образовательного учреждения на случай пожара. 1.2. Настоящее Положение разработано на основании: 1 2.1 Федерального закона РФ «О пожарной безопасности», от 21.12.94 №69-ФЗ; «Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)», утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 г. №313; «Правил пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений. ППБ-101-89», утвержденных Гособразованием СССР 10.05.1989 г.; «Положения о порядке обучения мерам пожарной безопасности населения области», утвержденного постановлением Главы Администрации (Губернатором) области от г. № ). 1.3. В настоящем Положении используются следующие термины и их определения: Пожарно-техническая характеристика здания — сведения о здании, относящиеся к пожарной безопасности. Возгорание — начало горения под действием источника зажигания. Пожар — неконтролируемое горение, развивающееся во времени и пространстве, вне специального очага, приводящее к ущербу. Пламя — зона горения в газовой фазе с видимым излучением. Дым — аэрозоль, образуемый жидкими, газообразными и твердыми продуктами горения веществ. Эвакуационный путь — путь от места возможного пребывания человека по линии свободных проходов до выхода из здания наружу. Эвакуационный выход — выход на путь эвакуации или непосредственно наружу из здания или в безопасную при пожаре зону и отвечающий требованиям безопасности. Основной эвакуационный путь — самый короткий путь от рабочего, учебного места работника, учащегося по коридорам через основной выход из здания наружу здания. Основной эвакуационный выход — это выход из здания наружу, через основной вход в здание. Запасный эвакуационный путь — путь от рабочего, учебного места работника, учащегося до запасного эвакуационного выхода. Запасный эвакуационный выход — выход, из здания наружу, предусмотренный строительным проектом и используемый для эвакуации в случае пожара. Аварийный выход — выход из помещения наружу, не отвечающий требованиям, предъявляемым к эвакуационным выходам, но который в чрезвычайных ситуациях может использоваться для спасения и спасания (самоспасания) людей из здания. В качестве аварийных выходов в образовательном учреждении могут использоваться (окна (окна первого этажа с использованием дополнительных приспособлений (столы, стулья) или без них; окна вторых и верхних этажей по выдвижной пожарной автолестнице, прибывшей пожарной команды); выходы на чердак и кровлю с последующим спуском по стационарной пожарной лестнице или по выдвижной пожарной автолестнице прибывшей пожарной команды; выходы из пищеблока и других технических и вспомогательных помещений, которые ведут в безопасную зону или наружу из здания); Тупик — путь, который не заканчивается эвакуационным выходом и не ведет к эвакуационному выходу или к месту размещения спасательных средств (устройств). Эвакуация людей в случае пожара — вынужденный процесс организованного движения людей, как самостоятельно, так и под руководством лиц, ответственных за проведение эвакуации, из зоны, где имеется возможность воздействия на них опасных факторов пожара или опасных для здоровья огнетушащих веществ, используемыхдля тушения пожара, по эвакуационным путям через эвакуационные (основные и запасные) выходы наружу здания, в безопасную зону, используя штатные средства защиты органов дыхания (при наличии этих средств). Эвакуацией также считается несамостоятельное перемещение людей, относящихся к маломобильным группам населения (инвалидам, больным), осуществляемое обслуживающим персоналом. Расчетное время эвакуации — время, в течение которого люди должны покинуть помещение, здание, сооружение до наступления критических значений опасных факторов пожара, определенное расчетным путем по данным о размерах эвакуационных путей и выходов, а также параметрах движения людей. Фактическое время эвакуации — время, за которое люди практически покидают помещение, здание, сооружение в случае пожара в них. Спасение людей в случае пожара — действия пожарной команды, а также других лиц, по выводу или выносу людей, которые не могут самостоятельно покинуть зону, где существует угроза воздействия или уже воздействуют на них опасные факторы пожара (дым, огонь и т.п.) или предполагается подача или уже осуществляется подача опасных для их здоровья и жизни огнетушащих веществ, наружу здания, в безопасную зону, используя для этого: эвакуационные (основные и запасные) выходы; аварийные выходы; штатные и нештатные (подручные) средства зашиты органов дыхания, кожи; индивидуальное или коллективное аварийно-спасательное снаряжение, оборудование. Спасание (самоспасание) — самостоятельные действия человека по выходу из зоны, где существует угроза воздействия или уже воздействуют на него опасные факторы пожара или предполагается подача или уже осуществляется подача опасных для его здоровья и жизни огнетушащих веществ, наружу здания, в безопасную зону, используя для этого: эвакуационные (основные и запасные) выходы; аварийные выходы; штатные и нештатные (подручные) средства защиты органов дыхания, кожи; штатное индивидуальное или коллективное аварийно-спасательное снаряжение, оборудование; подручные средства спасания. Паника — психологическое состояние, вызванное угрожающим воздействием внешних условий, чувство острого страха, охватывающего человека или многих людей, неудержимого неконтролируемого стремления избежать опасной ситуации. Аффект — относительно кратковременное, сильно и бурно протекающее эмоциональное переживание: ярость, ужас, отчаяние. Аффект сопровождается резкими выразительными движениями, криком, плачем. Покрытия — верхние горизонтальные ограждающие конструкции, отделяющие помещения здания от наружной среды и защищающие здание от атмосферных осадков. В зданиях без чердака покрытия совмещают функцию чердачного перекрытия и крыши. Кровля — верхний элемент покрытия, предохраняющий здание от атмосферных воздействий, воспринимающий расчетные нагрузки. Чердак — пространство между конструкциями кровли (наружных стен) и перекрытием верхнего этажа. Лестница — конструкция, состоящая из ступеней и других элементов, обеспечивающая возможность сообщения между различными отметками здания или сооружения. Лестничная клетка —• часть здания, предназначенная для размещения лестницы и отделенная от других помещений строительными конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами пожарной опасности. Лестнично-лифтовой узел — помещение, предназначенное для размещения вертикальных коммуникаций, лестничной клетки и лифтов. Наружная открытая лестница — лестница, размещаемая снаружи здания или сооружения. Наружная эвакуационная лестница — наружная открытая лестница, предназначенная для эвакуации людей из зданий и сооружений. Пожарная лестница —- наружная открытая лестница, предназначенная для использования пожарными. Открытая лестница — лестница, размещаемая внутри здания без устройства лестничной клетки. Перегородка — внутренняя ограждающая конструкция, разделяющая смежные помещения в здании. Перекрытия — внутренние горизонтальные ограждающие конструкции, разделяющие здание по высоте на этажи. Перекрытия могут быть надподвальными, междуэтажными, чердачными. Пожарный гидрант — устройство для отбора воды из водопроводной сети для тушения пожара (виды: подземный пожарный гидрант; наземный пожарный гидрант). Пожарный водоем — естественные (реки, озера и т.п.) или искусственные (бассейны, резервуары и т.п.) водоемы, используемые для противопожарного водоснабжения. Первичные средства тушения (первичные средства огнетушення) — устройства, инструменты и материалы, предназначенные для локализации и ликвидации загорания на начальной стадии развития пожара (огнетушители, песок, противопожарная ткань (кошма), ведра, лопаты и др.). Огнетушитель — переносное или передвижное устройство для тушения очагов пожара за счет выпуска запасенного внутри него огнетушащего вещества. Пожарный кран (ПК) — комплект, состоящий из клапана, установленного на пожарном трубопроводе и оборудованного пожарной соединительной головкой, а также пожарного рукава с пожарным стволом. Вода для тушения возгорания — вода, специально предназначенная для тушения возгораний. Песок для тушения возгорания — песок, специально предназначенный для тушения возгорания. Противопожарная ткань (ткань для тушения возгорания) — плотная шерстяная ткань, пропитанная огнезащитным составом, предназначенная для тушения небольших по площади (до 1 кв. м) загораний. Пожарный щит (ПЩ) — щит с установленным на нем или возле него пожарным инвентарем (огнетушители, ведра, топоры, лопаты, багры, лом, лестница приставная, бочки с водой и т.п.). Легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ) — жидкости, способные самостоятельно гореть после удаления источника зажигания и имеющие температуру вспышки менее 6 Г С; Горючие жидкости (ГЖ) — жидкости, способные самостоятельно гореть после удаления источника зажигания и имеющие температуру вспышки выше 6 ГС; Горючие газы (ГГ) — газы, способные к горению и взрывам. Горючие вещества (ГВ) — вещества способные к горению и взрывам. Аварийное освещение — освещение помещений при аварийном отключении рабочего освещения для продолжения работы (освещение безопасности) или эвакуации людей из помещения (эвакуационное освещение). Система автоматической пожарной сигнализации — совокупность технических средств, установленных на защищаемом объекте для автоматического обнаружения пожара, обработки, представления в заданном виде извещения о пожаре на этом объекте, специальной информации и (или) выдачи команд на технические устройства оповещения, эвакуации. Пожарный извещатель — устройство для формирования сигнала о пожаре. Автоматический пожарный извещатель — пожарный извещатель, автоматически реагирующий на факторы, сопутствующие пожару. Ручной пожарный извещатель — извещатель с ручным способом приведения в действие. Система оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) — комплекс организационных и технических средств, предназначенный для своевременного сообщения людям информации о возникновении пожара и(иди) необходимости и, путях эвакуации. План эвакуации на случай пожара — документ, в котором указаны места расположения в здании средств противопожарной защиты, эвакуационные пути и выходы, а также установлен порядок и последовательность действий персонала объекта в случае возникновения пожара. Пожарные спасательные устройства — ручные пожарные лестницы, пожарное аварийно-спасательное снаряжение (самоспасатели и т.п.), пожарное аварийно-спасательное оборудование («Куб жизни» и т.п.). Предел огнестойкости конструкции -^- характеристика огнестойкости конструкции, определяемая временем (в часах или минутах) от начала стандартного огневого испытания до наступления (нормируемых для данной конструкции) предельных состояний по огнестойкости. 1.4. Все работники образовательного учреждения, с целью совершения грамотных действий в случае пожара, обязаны знать пожарно-техническую характеристику здания своего образовательного учреждения (приложение № 1). |
Порядок аттестации руководителей муниципальных образовательных учреждений Отделу по образованию администрации Ловозерского района учреждений дополнительного образования (далее – руководители), и лиц претендующих... |
Методическое пособие Саратов 2008 г. Организация комплексной системы... Методическое пособие предназначено для руководителей и преподавателей- организаторов обж образовательных учреждений |
||
Методическое пособие для руководителей и педагогов образовательных учреждений Технология формирования навыков рационального (здорового) питания как основы формирования здорового образа школьников |
Методическое пособие для руководителей и педагогов образовательных учреждений Технология формирования навыков рационального (здорового) питания как основы формирования здорового образа школьников |
||
Испанский язык справочное пособие по грамматике с упражнениями для студентов 3-5 курсов «Справочное пособие по грамматике с упражнениями по испанскому языку для студентов 3-5 курсов». Гомель: Белгут, 2005. – 68 с |
Учебное пособие часть 2 основы антитеррористической деятельности... Учебное пособие предназначено для руководителей центральных исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления,... |
||
Примерная программа по обж 13 Военно-патриотическоевоспитание 24 Методические рекомендации предназначены для руководителей образовательных учреждений, преподавателей-организаторов предмета «Основы... |
Методическое пособие по энергоэффективности для образовательных учреждений правила поведения Цели и задачи внедрения энергоэффективности и энергосбережения в образовательных учреждениях 7 |
||
Ф. М. Абубакиров преступления против личности: проблемы Преступления против личности: проблемы квалификации и предупреждения (информационно-справочное пособие). Часть 1 : учебно-справочное... |
1. введение целью Типовой инструкции является упорядочение в крае... Инструкция предназначена для использования руководителями образовательных учреждений в организации защиты образовательных учреждений,... |
||
Методическое пособие Самара, 2011 Методическое пособие обсуждено... Методическое пособие «Оформление делового письма» для преподавателей средних профессиональных образовательных учреждений |
1. введение целью Типовой инструкции является упорядочение в республике... Инструкция предназначена для использования руководителями образовательных учреждений в организации защиты образовательных учреждений,... |
||
Типовая инструкция по организации защиты образовательных учреждений... Инструкция предназначена для использования руководителями образовательных учреждений в организации защиты образовательных учреждений,... |
Типовая инструкция по организации защиты образовательных учреждений... Инструкция предназначена для использования руководителями образовательных учреждений в организации защиты образовательных учреждений,... |
||
Техническое задание 21 Лот №1 21 21 Лот№2 21 Приглашение для участия... Муниципальное учреждение «Центр бухгалтерского и материально технического обеспечения муниципальных образовательных учреждений Верх... |
Пояснительная записка по математике рабочая программа по учебному... «Математика» составлена на основании «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный... |
Поиск |