Конспект непосредственной образовательной деятельности по ОБЖ (в подготовительной группе)
по теме:
«Приключения в сказочном городе Светофорске».
Цель: формировать навыки безопасного поведения на улицах города.
Задачи:
.1. Учить ориентироваться в пространстве и на плоскости с помощью плана-карты, схем, словесной установки.
2. Закрепить знания детей о правилах дорожного движения и безопасного поведения на улице.
3. Способствовать развитию познавательного интереса.
4. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми, отзывчивость, умение согласовывать свои действия
Словарная работа:
1. Существительные: транспорт - трамвай, грузовик, поезд, троллейбус, экскаватор, автобус, подъёмный кран, пожарная машина, велосипед, машина
2. Прилагательные: пассажирский, грузовой, легковой, специальный, красный, жёлтый, зелёный.
3. Глаголы: ехать, идти, стоять, переходить, ждать, бегать.
Методы и приёмы: игровой момент, сюрпризный момент, вопросы и ответы детей, наглядный материал, метод отрицания, эксперимент.
Предварительная работа:
Работа с наглядными материалами;
Работа со схемами;
Дидактические игры «Доскажи словечко», «Найди пару», «Найди свой гараж», «Угадай знак»;
Чтение художественной литературы;
Рассматривание иллюстраций;
Беседы с детьми (индивидуальные, коллективные);
Прогулки и экскурсии по городу.
Оборудование:, иллюстрации, карточки с дорожными знаками, «пешеходный переход» и светофор, карта – план, письмо в конверте, чудесная коробочка с машинками, блоки «Дьенеша», схема., обозначения на подставках («автобус», «загадка», знак «остановка», «неприятности», «гараж», «цветок»).
Ход:
Дети входят в группу
Воспитатель обращает внимание на гостей, предлагает поздороваться с ними.
Воспитатель: Ребята, вы знаете, к нам в детский сад пришло письмо от нашего друга старшего инспектора Светофора Светофоровича, который живёт в городе Светофорске. Он нам пишет:
«Здравствуйте, дорогие ребята, знатоки дорожных правил! Приглашаю вас посетить наш город Светофорск. Я сам не смогу вас встретить, у меня много работы, поэтому присылаю план - карту, по которой вы сможете ориентироваться в городе ». Ребята, если вы внимательно посмотрите вокруг, то непременно догадаетесь, на каком именно транспорте мы с вами отправимся в Светофорск. (стоит знак «автобус»). Догадались? Молодцы!
Воспитатель: Но наши автобусы не совсем обычные, они представляют собой геометрические фигуры. А теперь – задание: девочки садятся не в синий, и не круглый (квадрат жёлтый), а мальчики не в жёлтый и не квадратный (круг синий). Все заняли свои места в автобусах? Девочки, ваш автобус имеет какую форму? (квадрат). Мальчики, а ваш автобус какой формы? (круг).
Как вас теперь можно назвать? (пассажирами).
Воспитатель: Культурный пассажир должен знать, что разрешается, а что запрещается в транспорте. Пока едем, поиграем в речевую игру, будьте внимательны. Я начну фразу – вы закончите:
Ехать зайцем, как известно….(запрещается)
Уступить старушке место….(разрешается)
Всех расталкивать, кричать…(запрещается)
А тихонечко стоять… ….(разрешается)
Брать мороженое в автобус…(запрещается)
Ну а яблоки в пакете… ….(разрешается)
В мяч играть на остановке…(запрещается)
Обходить автобус сзади….….(разрешается)
Ну а спереди, конечно….. (запрещается)
Воспитатель: Молодцы, ребята, знаете правила культурного и безопасного поведения. Вот мы и приехали в Светофорск. Выходите из автобуса. Город незнакомый, а чтобы нам не заблудиться - будем пользоваться картой. Давайте посмотрим, куда нам идти (дети рассматривают карту). Наш путь лежит на улицу Загадок.
Улица «Загадок»
Воспитатель: Здесь находятся разные виды транспорта. Я буду вам загадывать загадку, если вы отгадаете, то появится иллюстрация транспорта.
Загадки:
1. Не летает, но жужжит -
Жук по улице бежит,
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька (автомобиль)
2. Что за чудо – синий дом!
Ребятишек много в нём!
Ноги, обувь – из резины
И питается бензином (автобус)
3. Носит хобот, а не слон,
Но слона сильнее он,
Сотни рук он заменяет:
Без лопаты, а копает (экскаватор)
4. Их видно повсюду, их видно из окон,
По улице движутся быстрым потоком.
Они перевозят различные грузы -
Кирпич и железо, зерно и арбузы (грузовик)
Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю поиграть в игру «Чудесная коробочка». В коробке находится транспорт, который вам нужно разделить на три группы: легковой, грузовой и специальный. Каждый подходит, берёт по одной машинке и находит для неё нужное место. Давайте посмотрим, куда теперь лежит наш путь?
Улица «Дорожные знаки»
Игра «Найди пару».
Воспитатель: Ребята, здесь у нас находятся дорожные знаки. Не совещаясь, друг с другом, каждый должен взять знак и найти себе партнера, то есть пару с такой же картинкой.
Пары берутся за руки и становятся в круг (выполнение задания).
Воспитатель: А теперь посовещайтесь друг с другом и решите, кто будет рассказывать о своем знаке.
Физкультурная минутка: «Машина»
На улице нашей машины, машины - (идут по кругу, останавливаются)
Машины – малютки (приседают)
Машины – большие (встают, поднимают руки вверх)
Эй, машины, полный ход (быстро идут по кругу, останавливаются)
Я – примерный пешеход: (прижимают ладони к груди)
Торопиться не люблю (поворачивают голову вправо - влево)
Вам дорогу уступлю (разводят руки в стороны, наклоняясь вперёд)
Улица «Неприятностей»
Воспитатель: Здесь изображены дети, которые не знают правил дорожного движения и поэтому с ними могут произойти неприятности. Что дети делают неправильно? (ответы детей)
Заходит грустный Незнайка.
Незнайка: Здравствуйте ребята!
Воспитатель: Ребята, кто это к нам пришёл? (Незнайка). А почему ты такой грустный, невесёлый.
Незнайка: Сегодня меня все ругают, кричат. А я не пойму, почему?
Воспитатель: Незнайка, расскажи нам, что с тобой случилось? Может мы, сможем, тебе чем - нибудь помочь?
Незнайка: Я вышел из дома сегодня и решил поиграть в футбол, но во дворе никого не было. И я пошёл на улицу. Кинул мяч, а он укатился на дорогу. Меня начали ругать прохожие, но я ведь ничего такого не сделал?..
Вместе с детьми Незнайка разбирает дорожную ситуацию. Дети объясняют Незнайке правила безопасности.
Незнайка: Потом я хотел перейти улицу, но завизжали тормоза машин и водители начали на меня кричать. Почему они кричали – не знаю …..
Дети объясняют, как нужно переходить улицу.
Незнайка: А когда я сел в автобус, меня вообще наказали и посадили рядом с кондуктором. За что – я не знаю. Я ведь ничего не делал, только встал на сиденье и высунул голову в окно, чтобы посмотреть на машины.
Дети объясняют Незнайке правила поведения в общественном транспорте.
Незнайка: Ребята, у меня ещё одна проблема. Знайка дал мне 2 задания выполнить, а у меня никак не получается. Помогите мне, пожалуйста.
1 задание – «Собери цвета». Расставить цветные магниты так, чтобы в каждом ряду и в каждом столбике цвета не совпадали. Незнайка делит детей: 3 ребёнка с одной стороны мольберта, 3- с другой стороны.
2 задание – «Найди геометрические фигуры». Используя схему, найти правильно геометрические фигуры.
Незнайка: Спасибо вам, ребята. Я теперь понял, как играть в эти игры.
Воспитатель: Незнайка, скоро тебе идти в 1 класс и если ты не выучишь ПДД, будешь всё время попадать в нелепые истории.
Незнайка: Я всё понял. Я обещаю выучить правила дорожного поведения
Ребята, давайте напомним Незнайке и его друзьям правила дорожного движения:
1.«Знаешь правила движения -
Можешь смело, друг, гулять!
А не знаешь, сиди дома,
Чтоб собой не рисковать!»
2. «Чтоб улицу перейти,
О правиле помни простом:
Сначала налево, дружок, посмотри,
Направо взгляни потом.»
3. «Дорогу при зелёном свете
Вы не успели перейти?
На островке чудесном,
Пережди на полпути»
4. «Объяснить надо запросто,
Будь ты юн или стар:
Дорога, мой друг, - для транспорта,
Для тебя – тротуар.
Воспитатель: Посмотрите на карту, мы с вами везде побывали, все задания выполнили? Вам понравился город Светофорск?
Дети делятся своими впечатлениями.
Воспитатель: А пришлось ли вам столкнуться с какими-нибудь трудностями при выполнении заданий? Я хочу вам предложить в свободное время нарисовать рисунки, в которых вы изобразите свои впечатления от нашего путешествия.
Садимся в автобусы и возвращаемся в детский сад.
Конспект интегрированного занятия по основам безопасности жизнедеятельности подготовительная группа.
Тема: «Путешествие по островкам безопасности».
Программные задачи:
воспитание у детей чувства самосохранения;
умение сравнивать, обобщать, устанавливать причинно – следственные и логические связи; развивать зрительное восприятие;
развивать монологическую и диалогическую речь, развивать умение точно следовать инструкции.
Оборудование: круги красного, зеленого и желтого цвета, макет зебры, микроскоп, коробка от оксолиновой мази, медицинские маски по количеству детей, мыло, знак медицинской маски. Игрушки, картинка льва, жевательные конфеты, пепси-кола, чипсы, прозрачная емкость для воды, фигурки ангела на всех детей.
Ход занятия:
Воспитатель: Дорогие ребята, мы с вами живем на прекрасной планете Земля. Мир, окружающий нас, разнообразен и удивителен, но он таит и много опасностей. Долг взрослых научить вас защищаться от них
Сегодня я приглашаю вас совершить увлекательное путешествие по отровкам безопасности.
Но сначала скажите, что такое безопасность? (ответы детей).
А что такое опасность? (ответы детей). Вы уже знаете, от чего может исходить опасность.
Давайте вспомним. (дети читают стихи, объясняют кратко).
1-ый ребенок:
Спички, газ – нам не игра,
Всем об этом знать пора! (показывает иллюстрацию спичек)
2-ой ребенок:
Ягоды, грибы и травы,
Могут стать для нас отравой! (иллюстрация).
3-ий ребенок:
Речка, озеро и пруд.
Нас одних к себе не ждут! (иллюстрация).
4-ый ребенок:
Нож, булавки и иголки,
Для детей опасны, колки! (иллюстрация)
5-ый ребенок: С человеком незнакомым.
Разговор не заводи, он тебя похитить может.
Поскорее уходи. (иллюстрация).
6-ой ребенок: Электричество не шутка.
И хотим мы вам сказать: голый провод и розетка,
Лучше с ними не играть. (иллюстрация).
7-ой ребенок:
Вот животное чужое, незнакомое тебе,
Отойди от них подальше, а иначе быть беде. (иллюстрация).
Островок безопасности № 1.
Воспитатель:
А вот и первый островок! Смотрите! Здесь лежат какие-то вещи: коробка, игрушка, пакет ! Могу ли я взять эти незнакомые мне , оставленные кем-то вещи и посмотреть? (ответы детей).
Проводится краткая беседа: незнакомые вещи могут таить в себе угрозу – взрывное устройство, химические наполнители и т.п.
Вывод: Нельзя брать незнакомые вещи и предметы в руки. При обнаружении незнакомых предметов нужно сообщить об этом взрослым людям!
Островок безопасности № 2.
Это музей Гигиены. А что такое гигиена? (ответы детей). Правильно! Это чистота вокруг нас и в нас! Иногда эту чистоту нарушают микробы, вирусы и бактерии. Их можно увидеть через микроскоп, А выглядит он так.
Сейчас зима, многие из вас уже болели гриппом. Грипп очень опасен! Знаете ли вы, как уберечься от гриппа? Я приглашаю вас в «Противовирусную лабораторию».
Краткая беседа: Должны ли мы укреплять свой организм? Как? (рассуждения детей).
Вывод: дети давайте скажем, что мы должны делать, что бы не заболеть? (Часто мыть руки, делать зарядку, дышать свежим воздухом, есть фрукты и овощи, носить защитную маску и менять ее каждые два часа, смазывать носовые проходы ватными палочками «оксолиновой» мазью.)
А это островок безопасности № 3.
У нас на пути игровая площадка! (физкульминутка).
Здесь мы просто поиграем: (дети иммитируют движения)
Лыжник едет по лыжне, в хоккей играю на траве,
Во дворе снежки скатай, только это твердо знай –
На дороге не играй! Запомните это дети.
Островок безопасности № 4
А вот и последний островок с интересным названием «Фастфуд».
Кто знает, что он означает? (ответы детей).«Фастфуд» - это быстрая, вкусная, но очень вредная еда! Что продается в этом «Минимаркете»? (чипсы, кола, пепси, жевательные резинки и т.п.)
Сейчас мы проведем эксперимент:
разверните жевательные конфеты и опустите в эту емкость. А я залью все это пепси-колой. Видите, что происходит в вашем организме, когда вы употребляете это? Нравится вам это? Полезно это для вашего организма? (ответы детей).
Заключение: Ребята! Как я уже сказала в самом начале: «Мы живем с вами в прекрасном мире, мы идем дорогою жизни и каждого из нас на этой дороге охраняет свой ангел – хранитель. Пусть ваш ангел – хранитель хранит вас!
(Звучит фонограмма песни И.Крутого «Ангел – хранитель мой».
Конспект
Непосредственной образовательной деятельности по ОБЖ с детьми подготовительной группы «В гостях у Кузьмы – пожарного»
ЦЕЛЬ: продолжать работу с детьми по безопасности
Задачи:
Учить детей нормам безопасного поведения, знакомить с тем, как вести себя в сложных ситуациях — при пожаре.
Продолжать формировать представления о профессиях, профессиональной принадлежности и занятиях людей.
Побуждать к словесному творчеству и рассказыванию с использованием картинок, развивать умение высказываться в форме небольшого рассказа.
4.Воспитывать бережное отношение к живой и неживой природе,
Оборудование
Гость — Кузьма — пожарный, огнетушитель, пословицы, загадки, лес, островок, игрушки — зверята, картинки с пожаром, плакаты с телефоном 01
Предварительная работа:
Беседы с детьми на тему «Пожарная безопасность».
Рассматривание иллюстраций, рисунков, фотографий.
Чтение художественной литературы: стихов, рассказов, пословиц, поговорок.
Слушание музыкальных произведений о пожарных.
Встреча с капитаном пожарной охраны И.Г. Добряковым.
Рисование на тему «Машины едут на пожар».
Аппликация «Пожарная машина».
Художественная литература:
С. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое».
Б. Житков «Пожар».
Л.Резниченко «Сказка о том, как Змей Горыныч пожар тушил».
Л.Толстой «Пожарные собаки».
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами пришли в гости к Кузьме — пожарному.
Кузьма задерживается на работе, но он нам приготовил пословицы и поговорки, чтобы мы их прочитали.
Спички не тронь — в спичках огонь.
Человек без огня не живёт ни дня.
Огонь — друг и враг человека.
(Дети разбирают смысл пословиц и поговорок)
Входит Кузьма — пожарный
Пожарный: здравствуйте, я Кузьма — пожарный.
У меня очень трудная и опасная профессия, я помогаю людям — тушу огонь, спасаю людей.
Воспитатель: здравствуй, Кузьма. А наши ребята много знают про пожарных и пожары.
Ребята, где может произойти пожар?
От чего случаются пожары?
Как мы должны вести себя во время пожара?
Чем можно потушить огонь?
А ещё можно потушить огонь огнетушителем.
Огнетушитель это достаточно мощное средства, он есть во всех помещениях, автомобилях. Он удобен и эффективен. Пользоваться современным огнетушителем достаточно просто:
— выдернуть чеку (дернуть за кольцо);
— нажать на кнопку (рычаг);
— направить пистолет на пламя (черное сопло);
— нажать на рычаг;
Воспитатель: Кузьма, ребята ещё умеют отгадывать загадки. Послушай, и попробуй отгадать вместе с нами.
1.Что за лестница такая
Из машины вырастает,
Поднимаясь выше дома
Всем пожарным так знакома?(лестница пожарной машины)
2. Я мчусь с сиреной на пожар,
Везу я воду с пеной.
Потушим вмиг огонь и жар,
Мы быстры, словно стрелы (пожарные машины)
3. Это что за тесный дом?
Сто сестричек жмутся в нем.
И любая из сестричек
Может вас обжечь огнем.(коробок спичек)
4.Выпал на пол уголек,
Деревянный пол зажег.
Не смотри, не жди, не стой,
А скорей залей… Чем? (водой)
5.Кто с огнём неосторожен,
У того пожар возможен.
Дети, помните о том,
Что нельзя шутить с… (огнём).
6.Это тёмный, тёмный дом
Сто сестричек живёт в нём
И любая из сестёр
Может вспыхнуть, как костёр (спички).
Крепко помните, друзья,
Что с огнем шутить… (нельзя)
Пожарный: поступил звонок в пожарную часть. Горит лес. Зверята собрались на островке, пожар до них еще не дошел, а вот дым уже появился.
Воспитатель: Что будем делать?
Игра «Спасем зверей»:
играют две команды; нужно надеть повязку, добежать до «острова», взять игрушку и вернуться к команде. Побеждает та команда, которая быстрее «спасет зверят».
Воспитатель: ребята, от чего же в лесу случился пожар, как вы думаете?
Посмотрите на эти картинки. Что здесь могло произойти? От чего? (высказывания детей)
Ребята, я приготовила вам картинки. Сейчас вы будете составлять свой рассказ. Одна картинка на два человека. Договоритесь, кто-то может начать, а кто-то закончить. Садитесь на полянку, посмотрите на свою картинку, подумайте, от чего мог произойти пожар и чем всё это закончилось?
Воспитатель берёт себе картинку и предлагает образец рассказа.
Ну, кто смелый, выходи и начинай рассказ!
Воспитатель: молодцы, хорошие получились рассказы.
Мы с Кузьмой надеемся, что вы будете внимательными и ничего плохого с вами не случится.
Воспитатель: а теперь, Кузьма-пожарный, мы тебе расскажем, какую помощь пожарным могут оказать наши дети. (Воспитатель задает вопрос в стихах, дети при необходимости отвечают хором «Это я, это я! Это все мои друзья!»)
Кто задорный и веселый,
Верность правилам храня,
Бережет свой дом и садик
От опасного огня? (Здесь и далее дети отвечают хором.)
Кто поджег траву у дома,
Подпалил ненужный сор,
И сгорел гараж знакомых и строительный забор?
Кто соседней детворе
Объясняет во дворе,
Что игра с огнем недаром
Завершается пожаром?
Кто украдкой в уголке
Жег свечу на чердаке?
Загорелся старый стол,
Еле-еле сам ушел.
Кто пожарным помогает,
Правила не нарушает,
Кто пример для всех ребят,
Малышей и дошколят?
Пожарный: Молодцы, ребята! Ваша помощь нам нужна,
Но не забывайте никогда! Если вдруг произошла с тобой беда,
Если появился сильный дым, позвони по номеру 01!
И чтобы вы не забывали, я дарю вам вот такой плакат.
Кузьма благодарит детей за умения, знания, прощается и уходит.
Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему:
«Веселая дымка» (подготовительная группа)
Цели и задачи:
учить расписывать силуэты игрушки дымковскими узорами,
развивать чувство цвета при составлении узора, воображение,
воспитывать самостоятельность, творчество, любовь к народному искусству.
Материал: Незнайка, дидактическая игра «Народные промыслы»; слайды: село Дымково, дымковские игрушки, силуэты из бумаги, гуашь, кисти, салфетки, непроливайки.
Предварительная работа
Чтение книг, стихов, потешек, рассматривание иллюстраций, игрушек.
Знакомство с декоративными приемами рисования.
Расписывание силуэтов игрушек по шаблонам.
Дидактические игры.
Ход занятия:
Хозяйка: Добрый день, господа
К нам пожалуйте сюда
Подходите, проходите
Посмотрите, посмотрите
Незнайка: Здравствуйте, друзья!
Узнаете? Это я.
Я свистульки услыхал
И к вам быстро прибежал
Посмотрите-ка сюда –
Есть игрушки у меня!
Хозяйка: Какие они у тебя красивые! Незнайка, посмотри, и у наших ребят есть игрушки.
Незнайка: Какие они удивительные и необыкновенно нарядные! Совсем на мои не похожи.
Загадка:
«Веселая белая глина,
Кружочки, полоски на ней
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней
Кормилицы и водоноски
И всадники и ребятня
Собачки, гусары и рыбки
А ну назовите меня» (Дымковская игрушка)
Хозяйка: Сейчас узнаем, какие дымковские игрушки есть у нас.
1 ребенок:
Игрушки эти не простые,
Они волшебно-расписные
Белоснежны, как березки
Кружочки, полоски, точечки –
Простой, казалось бы, узор
Но отвести не в силах взор!
2 ребенок:
У меня барашек –
Бока крутые, рога золотые,
Копытца с оборкой
3 ребенок:
А у меня барышня-
Руки крендельком
Ходит девица по улице пешком.
Посмотри, как хороша
Эта девица – душа!
Щечки алые горят,
Удивителен наряд
Сидит кокошник горделиво
Ох, как барышня красива!
4 ребенок: Вот конь! Он копытами бьет,
Удила грызет!
5 ребенок: Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный
У большого индюка
Все расписаны бока.
Незнайка: А где вы такие игрушки купили?
Хозяйка: Мы их не купили. Нам мастера умельцы подарили.
Незнайка: А из чего умельцы их сделали
Хозяйка: Сейчас узнаешь, послушай ребятишек.
1 ребенок: Из глины речной,
Волшебный мастеровой.
2 ребенок: Свистульки, петрушки
Глиняные зайчики, кони вороные
Гривы расписные!
Всем по нраву
Глиняные забавы!
Незнайка: А где же можно встретить всю эту красоту?
1 ребенок: Много сказочных мест в России,
Городов в России не счесть.
Может где-то бывает красивей,
Но не будет роднее, чем здесь.
2 ребенок: Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке, все кругом
Голубые дали,
И село большое Дымково прозвали
.
3 ребенок: Там любили песни, пляски,
В селе рождались чудо сказки
Вечера зимой длинны
А лепили там из глины
Все игрушки не простые
А дымковские расписные.
Незнайка: Для чего нужны эти дымковские игрушки?
Ребенок: Есть игрушки, которыми играют, а есть те, которыми жилища украшают. Их берегут.
Хозяйка: - Давайте посмотрим дымковские игрушки.
- Помните, ребята, я вам говорила, что на большие праздники на Руси устраивали ярмарки.
- Что делают на ярмарке?
- На них можно купить всевозможные товары, игрушки, сладости и хорошо повеселиться, так как на ярмарках выступали артисты. Пели песни, частушки, водили хороводы, играли на музыкальных инструментах.
- Сейчас мы с вами поиграем в пальчиковую игру «Музыканты».
Балалайка, балалайка, нам сегодня поиграй-ка
Поиграй нам, дудочка, дудочка – погудочка
Разверни бока, баян, барабань, нам барабан
Ты, рояль сыграй нам песни, чтобы стало интересней!
Бубен звонкий и тугой, ты звени, стучи и пой,
Заиграй-ка, скрипка в лад, всех развесели ребят!
Незнайка: Вот бы мне одним глазком взглянуть на работу мастеров!
Хозяйка: - Это у нас – мастерская, и просторная.
- И все у нас есть для работы.
- А дети будут мастерами, разрисовывать силуэты яркими узорами. –Да, мои дорогие мастера, сейчас вы будете творить чудо!
- Но сначала, скажите мне, какие краски используют дымковские мастера. (малиновые, красные, желтые, зеленые, оранжевые, синие, голубые)
- Как одним словом можно сказать про эти цвета?
- Какие они?(яркие, нарядные, веселые праздничные)
- Какие элементы используются в дымковской росписи?
(круги, кольца, прямые линии, волнистые линии, клеточка, точки, пятна)
Дидактическая игра «Народные промыслы»
Хозяйка: Как работают мастера художники?
Мастера – художники рассматривают игрушки и примечают, чем их разрисовать и какими элементами украсить. Сначала они рисуют крупные элементы одним цветом – кистью потолще, а затем мелкие - тонкой кистью.
Хозяйка: Проходите за столы, закройте глаза, подумайте, как вы распишите свою фигурку (силуэт игрушки)
(Включаю музыку)
Дорогие гости, сидеть без дела не годится
Ваше старанье нам пригодится, закатайте рукава
Краски, кисточка, вода, все для вас имеется
Пусть никто не ленится
(Дети занимаются раскрашиванием силуэтов. Затем дети по очереди рассказывают стихотворение-потешку, а остальные отгадывают)
(Физкультминутка)
Вот мы взяли краски в руки,
И не стало в доме скуки, (вытянуть руки вперед, ладонями вверх)
Чтобы, было веселей
Ярких красок не жалей (изображают движения кистью при рисовании)
Это правда! Это правда!
Ну, чего же тут скрывать
Дети любят, дети любят
Дети любят рисовать (ритмично хлопают в ладони)
На бумаге, на бумаге
На асфальте
На стекле
И в трамвае на окне
Дети по окончании работы рассказывают потешки:
Стоит олень на стройных ногах, вся краса у оленя в рогах!
Козлик – Ме-е! Ме-е!
- Что у тебя на уме?
- Капуста в огороде
Да не полезешь при народе.
Ой, дети, добрые
Ой, дети умелые
Дайте на красоту посмотреть,
На ваши работы поглазеть, вот так диво, как красиво.
Заслужили вы призы, вам в награду за уменье
Эти чудо - леденцы!
Спасибо за вашу работу мастера
На этом занятие окончено.
Воспитатель подводит итог.
Конспект непосредственной образовательной деятельности по теме:
«Хохломская роспись».
( в подготовительной группе)
Цель: познакомить детей с разновидностями декоративно-прикладного искусства..
Задачи:
1. Познакомить детей с историей промысла и произведениями народного
декоративно-прикладного искусства, технологией выполнения росписи и особенностями рисунка Хохломы.
2. Объяснить различия между видами хохломской росписи.
3. Способствовать проявлению аккуратности в работе, развитию фантазии и наблюдательности.
4. Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, чувство гордости и патриотизма за богатое культурное наследие России. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.
Оборудование и материалы:
изделия с хохломской росписью, открытки, репродукции; плакат «Хохломская роспись» ;
модель для раскрашивания «Блюдце»;
гуашь; кисти; баночка для воды; печатка-тычок (ватные палочки по 2 шт.);
лист бумаги; салфетка;
Ход занятия :
Воспитатель: Очень давно, в Нижегородском Заволжье, зародился обычай украшать деревянную посуду росписью. В этом лесном краю почти все делалось из дерева. Вся территория края представляла собой как бы одну разбросанную по сотням деревень мастерскую. Жители, будто сговорившись, поделили между собой все виды производства деревянных изделий. У каждой группы деревень был центр – крупное торговое село, куда крестьяне каждую неделю приезжали на базар сбывать выработанную продукцию. Деревни, где точили и окрашивали деревянную посуду, находились вокруг большого торгового села Хохлома, давшего название всему искусству росписи. Именно отсюда разлетались жар-птицами чашки да ложки по всей земле. Когда у купца спрашивали:
“Откуда такое диво?”, он с гордостью отвечал: “Из Хохломы”. Так и повелось: Хохлома да Хохлома. Вот и по сей день, расписную посуду хохломской зовут.
Но прежде чем посуда попадала в руки купцов, ее изготовляли “золотые” руки мастеров. Как придумали мастера окрашивать деревянную посуду в золотистый цвет без применения золота? Это до сих пор остается загадкой даже для специалистов. Но отработанный веками процесс и сейчас превращает обычное белое дерево в блестящее золотом изделие.
В чем же секрет красочной хохломской посуды? Как ее делают? Оказывается это совсем непросто.
1. Деревянное изделие покрывают жидким раствором глины "вапы". Глина закрывает поры дерева, создает водонепроницаемый слой.
2. После этого изделия смачивают сырым льняным маслом и хорошо просушивают. Затем покрывают олифой и снова просушивают, повторяя эту операцию 3-4 раза.
3. Следующий этап - лужение. Изделие покрывают полудой: порошок олова или алюминия втирается тампоном в изделие. Изделия становятся гладкими, блестящими и напоминают металлические.
4. И только теперь за работу берётся красильщик (человек, который наносит узор). Роспись наносится масляными красками. Все элементы росписи выполняют сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом.
5. Расписанное и просушенное изделие покрывают масляным лаком (раньше покрывали олифой) и ставят в печь для «каления». Под воздействием температуры лак желтеет. Тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет. Так возникло словосочетание «Золотая Хохлома».
По словам мастеров, такая посуда не боится ни жары, ни стужи, хорошо моется, долго служит, по нарядности соперничает с золотой, а по цене доступна всем.
Вопрос: Какие цвета используют мастера?
Ответ: Красный, черный, совсем немного желтого и зеленого для мелкой прорисовки.
Вопрос: Какие узоры вы видите на посуде?
Ответ: Листики, ягодки, завитки, точечки.
Вопрос: А с чем можно сравнить эти рисунки? Умельцы сами выдумывают их или где-то заимствуют?
Ответ: У природы – веточки, листки, травка.
Воспитатель: Правильно! Мастер знает и любит лесную сторону: здесь калине, рябине, бруснике – всяким плодам, цветам и травам раздолье.
Посмотрим внимательнее и увидим, что хохломская роспись делится на два вида: “верховое” письмо и “фоновое”.
Особенность «верховой» росписи состоит в нанесении рисунка мазками поверх золотистого фона.
Особенность «фоновой» росписи заключается в том, что фон вокруг узора окрашивается в красный или черный цвет. При этом способе листья, цветы или птицы выделяются на этом фоне в виде золотых силуэтов.
Но обычно эти два вида росписи затейливо переплетаются в одном изделии.
Самый любимый у хохломских художников это «травный узор» или «травка», которая отдалённо напоминает осоку. Часто среди «травки» изображается цветок, птица, рыбка. Самые затейливые узоры называются «кудрина»: травка, превращается в крупные кудри - завитки.
Вот ягодки. Для ягод бруснички, смородинки и рябинки используют печатку-тычок (ватную палочку). А вот крыжовник, клубничку и малинку рисуют сразу кистью. После высыхания красной краски ягоды “разживляют” желтым цветом.
Травинка – это тонкий, плавно изгибающийся стебель, от которого во все стороны отходят изогнутые стебельки с завитками. Нажим кисточки приходится на самую широкую часть травинки.
«Кудрина» - это цветочно-лиственный узор с округлыми широкими листьями, с завитками.
Листочек - это чаще всего стилизованный лист смородины. Листочки и цветы начинают выполнять с изображения стебельков, затем рисуют основную форму листочка или цветка. Далее прорисовывают жилки на листьях и тычинки у цветов.
Из таких элементов можно составить узор.
«Мир волшебной хохломы»
Удивляя,
Прорастая,
Как-то празднично жива
Молодая,
Непростая,
Чёрно-красная трава.
Листья рдеют,
Не редея
От дыхания зимы.
Входим в царство Берендея -
В мир волшебной Хохломы. (Б. Дубровский)
И сегодня мы с вами попробуем превратиться в мастеров Хохломской росписи, и выполним «травный» узор. Искусство Хохломы - это гордость нашей культуры. Золотые узоры Хохломы вобрали в себя всю красоту русской земли.
В процессе самостоятельной работы воспитатель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Воспитатель включить негромкую народную музыку.
В конце занятия устраивается выставка. Ребята устанавливают свои блюдца на специальную подставку и вместе с воспитателем выбирают лучшие работы. Воспитатель хвалит каждого воспитанника, отмечает то, что лучше всего удалось.
Анализ организации безопасности жизнедеятельности в ДОУ
Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности
жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и детей безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия. Данная ситуация поставила перед необходимостью систематизации работы по трем направлениям: предвидеть, научить, уберечь.
Понятие безопасности строится на основе законодательных и инструктивно-директивных документов по разделам:
охрана жизни и здоровья детей;
противопожарная и техногенная безопасность;
предупреждение дорожно-транспортного травматизма;
обеспечение безопасности и усиление бдительности при угрозе
террористических актов.
В эту работу включены все участники воспитательно-образовательного
процесса: дети, сотрудники, родители. Работа с детьми включает в себя формирование у детей представлений об опасных и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях и воспитание навыков адекватного поведения в различных неординарных ситуациях.
Работа с родителями носит профилактическую направленность и может
осуществляться в виде родительского всеобуча и проектной деятельности
|