МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования
«Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
(ННГУ)
Институт экономики и предпринимательства
Кафедра культуры и психологии предпринимательства
Нацвалова М.Ю.
Пропадеева Е.Н
Обидор С.А.
Текст. Признаки и структура текста.
Учебно-методическое пособие
Рекомендовано методической комиссией института экономики и предпринимательства для студентов ННГУ, обучающихся
на отделении среднего профессионального образования
по специальностям: 09.02.04 "Информационные системы (по отраслям)",
19.02.10 "Технология продукции общественного питания",
38.02.01 "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)"
38.02.04 "Коммерция (по отраслям)", 43.02.10 "Туризм",
40.02.01 "Право и организация социального обеспечения".
Нижний Новгород
2017
УДК 811.161.1.
ББК 80/84 (Ш)
Нацвалова М.Ю. Пропадеева Е.Н. Обидор С.А. Текст. Признаки и структура текста. Учебно-методическое пособие. - Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2017- 49 с.
Рецензент: к.пед.н., доцент Залесский М.Л.
Учебно-методическое пособие подготовлено для студентов всех специальностей, получающих среднее профессиональное образование.
В учебно-методическом пособии в систематизированном виде изложены основные этапы изучения текста и его структуры. Материал разработан в соответствии с требованиями учебной программы по дисциплине "Русский язык".
С помощью представленного пособия студент учится овладевать культурой мышления, способностью к анализу, обобщению, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, а также логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь.
Ответственный за выпуск:
председатель методической комиссии ИЭП ННГУ
к.э.н., доцент Летягина Е.Н.
УДК 811.161.1.
ББК 80/84 (Ш)
Национальный исследовательский
Нижегородский государственный
университет им. Н.И. Лобачевского, 2017
Содержание
Введение ………………………………………………………………………4
1.Структурно-семантическая организация текста…………………………6
1.1.Структура текста. Признаки текста…………………………………….6
1.2.Тема текста……………………………………………………………… 7
1.3.Типы речи…………………………………………………………………8
2.Функционально-стилистическая характеристика текстов разных стилей 10
2.1Функциональные стили речи, их черты ……………………………… 10
2.1.1.Официально-деловой стиль речи…………………………………… 12
2.1.2.Научный стиль речи……………………………………………………15
2.1.3.Публицистический стиль речи…………………………………………21
2.1.4.Художественный стиль речи………………………………………… 25
2.1.5.Разговорный стиль речи……………………………………………… 34
2.2.Примеры текстов различных стилей речи…………………………… 37
3.Комплексный анализ текста.……………………………………………… 40
4.Практические задания для комплексного анализа текста……………… 42
5.Литература………………………………………………………………… 48
Введение
Работа с текстом представляет собой многоаспектную деятельность, включающую элементы лингвистического, стилистического анализа, задания речеведческого характера, разные виды разбора, вопросы по орфографии и пунктуации, подготовку к выразительному чтению, в ряде случаев – к пересказу, к изложению.
Освоение содержания учебной дисциплины «Русский язык» обеспечивает достижение студентами следующих предметных результатов:
--- владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
−− владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
−− способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
−− владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
Цель данного пособия - сформировать у студентов представления о тексте, системе стилей русского языка.
Учебно-методическое пособие включает также практические задания для комплексного анализа текста.
Как самая крупная языковая единица, текст интегрирует в себе значения всех других единиц языка: предложений, словосочетаний, слов, морфем, звуков – и помогает любой языковой единице выступать в своей функциональной роли. Студенты, работая над анализом текста, воспринимают язык как единое целое, у них развивается орфографическая и пунктуационная зоркость, мобилизуются теоретические знания по языку. Работа с текстом позволяет охватить повторение многих разделов лингвистики, включённых в Рабочую программу и ФОС по дисциплине «Русский язык». Работа с текстом, являясь универсальной формой работы на занятиях по повторению и обобщению изученного материала, позволяет использовать широкий спектр заданий, отражающих наиболее трудные вопросы программы по русскому языку.
При подходе к тексту как к средству создания на занятиях русского языка развивающей речевой среды особую важность приобретают критерии отбора текстов и заданий к ним. Особую роль с точки зрения воспитательного аспекта приобретают тексты, направленные на духовно-нравственное развитие личности: о культуре, памяти, об отношении к прошлому, настоящему и будущему, о проблемах экологии, красоте и величии природы, о богатстве языка, о глубине слова. При этом самого пристального внимания требует эмоциональное звучание текста, то настроение, которое передаёт автор. Для обучающегося особенно важны тексты, вызывающие светлые, добрые чувства, дающие возможность ощутить себя в гармонии с окружающим миром, помогающие сформировать оптимистические мироощущения. В любом случае, выбирая текст для работы, нужно помнить о том, что текст, с одной стороны, должен содержать смысловую информацию и стать стимулом для обсуждения различных проблем, обеспечивающего воспитание общечеловеческих ценностей, а с другой стороны, должен предоставлять необходимые факты и языковой материал для реализации практической направленности обучения и создания собственного речевого высказывания.
В начале знакомства с текстом необходимо проводить работу, направленную на проверку его восприятия в разных аспектах: понимание основной идеи, смысловой структуры, понимание и запоминание фактов и оценок, логической связи между суждениями, а затем переходить к анализу лингвистических особенностей текста.
Работа с текстом должна превратиться в полилог, активным участником которого станет каждый студент. Создание на занятии русского языка атмосферы совместной творческой деятельности преподавателя и студента пробуждает интерес к работе с текстом, которая постепенно приобретает исследовательский характер, что определяется тем, какие именно задания предлагаются к тексту, как сформулированы эти задания, какова последовательность их выполнения.
Важным критерием при отборе текстов для занятий по русскому языку является возможность осуществления на основе анализа текста функционального подхода к изучению языковых явлений. В процессе работы с текстами студенты узнают особенности наиболее распространённых стилей: публицистического, художественного и научно-популярного. Работа с текстом создает реальные условия для реализации внутрипредметных, межуровневых связей. Основные умения текстовосприятия, которым следует обучать студентов в первую очередь, организуются в форме учебных лингвистических задач. Такие задачи включаются в разделы курса, где усваиваются новые знания и совершенствуются имеющиеся умения и навыки.
Таким образом, работа с текстом на занятиях по русскому языку создаёт оптимальные условия для осуществления функционального подхода при изучении лексики, морфологии, синтаксиса; для формирования представлений о языковой системе; реализации внутрипредметных (межуровневых) связей, а также межпредметных связей курсов русского языка, литературы, истории и др.; для личностно-ориентированного преподавания русского языка; для формирования языковой личности. Работа с текстом чаще проводится на занятиях повторения и обобщения пройденного материала, подготовки к итоговой аттестации, диагностики и контроля знаний, умений и навыков.
1.Структурно-семантическая организация текста.
1.1.Cтруктура текста. Признаки текста.
Текст - это осмысленное речевое произведение, представляющее собой внутренне взаимосвязанную последовательность различных знаков, образующих целостность, которая обладает оформленностью.
Текст реализует структурировано представленную деятельность, а структура деятельности предполагает субъект и объект, сам процесс, цель, средства и результат. Эти компоненты структуры деятельности отражаются в разных показателях текста: содержательно-структурных, функциональных, коммуникативных.
Текст имеет свою микро- и макросемангику, микро- и макроструктуру. Семантика текста обусловлена коммуникативной задачей передачи информации; структура текста определяется особенностями внутренней организации единиц текста и закономерностями взаимосвязи этих единиц в рамках текста как цельного сообщения.
Следует различать:
- внешнюю (композиционную) структуру текста,
- внутреннюю структуру текста.
На композиционном уровне выделяются:
- предложения,
- абзацы,
- параграфы,
- разделы,
- главы,
- подглавы,
- страницы и др.
Все композиционные элементы, кроме предложения, лишь косвенно связаны с внутренней структурой. Под структурой текста понимается его внутренняя структура. Единицами внутренней структуры текста являются:
- высказывание (реализованное предложение) ;
- ряд высказываний (межфразовое единство) , объединенных семантически и синтаксически в единый фрагмент;
- фрагменты-блоки (совокупность межфразовых единств, обеспечивающих тексту целостность благодаря реализации дистантных и контактных смысловых и тематических связей) .
Единицы семантико-грамматического (синтаксического) и композиционного уровня находятся во взаимосвязи.
С семантической, грамматической и композиционной структурой текста тесно связаны его стилевые и стилистические характеристики.
Каждый текст обнаруживает определенную более или менее ярко выраженную функционально-стилевую ориентацию (научный текст, художественный и др. ) и обладает стилистическими качествами, диктуемыми данной ориентацией и, к тому же, индивидуальностью автора.
Построение текста определяется темой, выражаемой информацией, условиями общения, задачей конкретного сообщения и избранным стилем изложения.
Основными признаками текста являются: 1) завершённость, смысловая законченность, которая проявляется в полном (с точки зрения автора) раскрытии замысла и в возможности автономного восприятия и понимания текста;
2) связность, проявляющаяся, во-первых, в расположении предложений в такой последовательности, которая отражает логику развития мысли (смысловая связность) ; во-вторых, в определённой структурной организованности, которая оформляется с помощью лексических и грамматических средств языка;
3) стилевое единство, которое заключается в том, что текст всегда оформляется стилистически: как разговорный, официально-деловой, научный, публицистический или художественный стиль.
4) цельность, которая проявляется в связности, завершённости и стилевом единстве.
1.2.Тема текста
Отличительной особенностью любого текста является наличие темы. Темой мы называем то, о чем говорится в тексте в самом широком смысле. Тема текста может быть связана с основной мыслью, но это не обязательно.
Последовательность предложений в тексте способствует раскрытию его основной мысли. Когда мы говорим про основную мысль текста, в первую очередь, мы имеем виду то, что хотел донести до читателя автор: свою точку зрения на ту или иную проблему, свою позицию в отношении какой-нибудь ситуации. Иногда основная мысль раскрывается в одном предложении, чаще всего она заложена во всем тексте. Чтобы понять основную мысль нужно прочитать и проанализировать весь текст.
Тема или основная мысль текста могут отражаться в его заголовке. Иногда заголовок текста позволяет нам глубже проникнуть в авторский замысел, понять ход мыслей автора произведения.
В тексте все элементы взаимосвязаны. Тема напрямую зависит от основной мысли, а заголовок может отражать в себе тему.
Таким образом, можно сделать вывод:
Тема — это то, о чем (или о ком) говорится в тексте: круг событий, явлений, проблем, понятий и т. п. Каждый текст создается на определенную тему. Все его предложения объединены общей темой. Единство темы обеспечивает целостность текста, независимо от количества частей, на которые он членится. Темой определяется содержание текста. Общая тема делится на ряд микротем, которые подчинены ей, раскрывают ее. Тема текста может быть выражена в его заголовке.
Основная мысль, идея – это то главное, то хотел сказать автор текста. Тема и основная мысль связаны между собой. Кроме того, основная мысль тоже определяет содержание текста. Она может быть сформулирована в одном из его предложений. Но чаще всего основную мысль нужно сформулировать самому, вдумчиво прочитав текст. Основная мысль (как и тема) может быть выражена в заголовке текста.
1.3. Типы речи
В зависимости от содержания высказывания нашу речь можно разделить на описание, повествование, рассуждение. Каждый тип речи обладает отличительными признаками.
По функционально смысловым особенностям в русском языке выделяют следующие типы речи:
Повествование. Передает действие в развитии во временной последовательности.
Описание. Характеризует статичные картины, передает их детали.
Рассуждение. Передает развитие мысли относительно предмета мысли.
Описание — это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков. Например, описывая портрет, мы укажем на такие признаки, как рост, осанку, походку, цвет волос, глаз, возраст, улыбку и т. д.; описание помещения будет содержать такие его признаки, как размер, оформление стен, особенности мебели, количество окон и т. п.; при описании пейзажа этими признаками будут деревья, река, трава, небо или озеро и т. д. Общим для всех видов описания является одновременность проявления признаков. Цель описания в том, чтобы читатель увидел предмет описания, представил его в своем сознании.
Описание может быть использовано в любом стиле речи, но в научном характеристика предмета должна быть предельно полной, а в художественном акцент делается только на самых ярких деталях. Поэтому и языковые средства в научном и художественном стиле разнообразнее, чем в научном: встречаются не только прилагательные и существительные, но и глаголы, наречия, очень распространены сравнения, различные переносные употребления слов.
Примеры описания в научном и художественном стиле.
1. Яблоня — ранет пурпуровый — морозостойкий сорт. Плоды округлой формы, диаметром 2,5—3 см. Вес плода 17—23 г. Сочность средняя, с характерным сладким, слегка вяжущим вкусом.
2. Липовые яблоки были крупные и прозрачно-желтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось как стакан свежего липового меда. В середине чернели зернышки. Потрясешь, бывало, спелым яблоком около уха, слышно, как гремят семечки.
(По В. Солоухину)
|