Скачать 1.88 Mb.
|
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» Л.В. Колпакова, Е.В. Максименко, О.С. Михайлова, И.В. Салосина, А.Г. Щитов Русский язык и культура речи для студентов-нефилологов Учебное пособие Часть 1 Томск 2007
Р89 Русский язык и культура речи для студентов-нефилологов. Ч.1: учебное пособие/ Колпакова Л.В., Максименко Е.В., Михайлова О.С. и др. – Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета. 2007. – 158 с. ISBN Цель данного пособия познакомить читателя с основными теоретическими сведениями о русском литературном языке, его нормах. В соответствии с этим пособие разделено на две части: основы культуры речи (язык, речевая деятельность) и нормы современного русского литературного языка. Отбор и организация учебного материала, практических заданий ориентированы на активное освоение студентами навыков владения русским литературным языком. Пособие предназначено для студентов высших учебных заведений нефилологических специальностей, а также всех, кто интересуется проблемами современной русской речи и хочет научиться правильно говорить и писать по-русски. Научный редактор: к.ф.н., доцент Томского государственного педагогического университета Л.В. Колпакова Рецензенты: к.ф.н., доцент кафедры славяно-русского языкознания и классической филологии Томского государственного университета Ю.А. Эмер к.ф.н. зав. кафедрой речевой коммуникации филиала Российского государственного социального университета в г. Томске О.В. Орлова; к.ф.н., доцент кафедры современного русского языка и стилистики Томского государственного педагогического университета И.И. Бабенко
Предисловие В последнее время особенно активно проявляется интерес к формированию навыков устной и письменной речи, так как речь является основным средством взаимодействия между людьми, грамотное владение которым позволяет не только быть приятным собеседником, но и уметь отстаивать свою точку зрения, правильно выстраивать линию коммуникативного поведения, а в конечном счете добиваться успеха. Создание данного учебного пособия обусловлено проведением в Томском государственном педагогическом университете эксперимента, составляющей частью которого является изучение дисциплины «Русский язык и культура речи» студентами всех специальностей. Основная цель курса – формирование образцовой языковой личности квалифицированного специалиста, повышение уровня коммуникативной компетенции будущих профессионалов, владеющих всем богатством языковых средств и умеющих использовать их в разных ситуациях общения в соответствии с нормами русского литературного языка. Предлагаемое пособие представляет собой первую часть курса, в задачи которого входит освоение студентами основных теоретических знаний о сущности языка, его месте в жизни общества, о структуре и разновидностях речевой деятельности, правилах общения, а также знакомство с нормами современного русского литературного языка. Учебное пособие выстроено таким образом, чтобы сформировать у студентов интерес к изучению русского языка, воспитать чувство гордости за родной язык, который воплощает в себе культурные и исторические традиции народа. Для этого в учебнике используются задания проблемного характера, упражнения, позволяющие выработать навык грамотной речи. Так как одна из задач курса – научить студентов пользоваться справочниками и словарями, многие задания требуют обращения к этим источникам. Особое внимание уделяется формированию текстовой компетенции специалиста, поэтому материалом анализа выступают тексты, достойные подражания, а также отрицательные примеры, нуждающиеся в исправлении. Дорогой студент! В современном мире все большую роль играет информация в разных видах – книги, средства массовой информации, Интернет. Поэтому очень важно уметь правильно понимать ее и самому уметь выстраивать речь таким образом, чтобы быть понятым и услышанным. Данное пособие поможет вам повысить речевую культуру, воспитать языковой чутье, развить речемыслительные способности, выработать навыки логического мышления, избежать многих коммуникативных трудностей, а также облегчит подготовку к экзамену или зачету по курсу «Русский язык и культура речи». Авторами разделов пособия являются: «Язык и его свойства», «Коммуникативные качества речи», «Понятие литературной нормы. Виды норм», «Орфографические нормы», «Пунктуационные нормы» – Л.В. Колпакова; «Речевая деятельность» (за исключением параграфа «Коммуникативные качества речи») – А.Г. Щитов; «Орфоэпические нормы», «Формы имен существительных» – И.В. Салосина; «Морфологические нормы» (за исключением параграфа «Формы имен существительных») – Е.В. Максименко; «Синтаксические нормы» – О.С. Михайлова. При создании пособия была использована литература по лингвистике, семиотике, психологии общения. В первой главе мы опирались на учебники В.А. Гречко, Н.С. Ефимовой, Н.Б. Мечковской, Б.Ю. Нормана, Д.Э. Розенталя, И.Б.Голуб, М.А.Теленковой, М.Ю.Сидоровой, В.С. Савельева, также был использован лингвистический энциклопедический словарь. Материалы упражнений, взятые авторами из других учебных пособий и частично переработанные, отмечены знаком *. В пособии использованы следующие условные знаки ? Проблемные вопросы и задания. ! Теоретический материал для усвоения ГЛАВА 1. Основы культуры речи: язык, речЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 1. ЯЗЫК И ЕГО СВОЙСТВА 1.1 Язык – знаковая система ? Прочитайте высказывание. Что такое знак? Какие знаки встречаются человеку в жизни? Какова роль различных знаковых систем в жизни общества? «Различные знаковые системы …являются…орудиями взаимодействия человека с окружающей средой, может быть, самыми необходимыми орудиями для человечества в процессе его приспособления к окружающей среде». (А. Соломоник) ! Семиотика (от греч. sēméion) – наука, изучающая различные знаковые системы. По происхождению знаковые системы в науке семиотике подразделяются на следующие типы:
а) естественные знаковые системы, сложившиеся стихийно, никем не спланировано, например, этнические языки, одежда, поведение, этикет, культуры, б) искусственные знаковые системы, сознательно и целенаправленно созданные людьми, например, математические символы, географичиские карты, алфавит). [20, c. 96] Знак – двусторонняя единица, в нем объединены идеальная, внутренняя сторона (то, что передается – значение, смысл) и материальная, внешняя – (то, чем передается, – форма). Таким образом, знак объединяет в себе план содержания и план выражения. Например, воинские звания обозначаются определенным количеством и расположением звездочек и полосок на пагонах. Знак всегда является членом системы, а его содержание определяется по соотношению с другими знаками этой системы. Система – (от греч. «целое, составленное из частей, соединение») – объединение элементов, находящихся в отношениях и связях, образующих целостность, единство. ? Прокомментируйте двусторонний характер знака в знаковой системе «светофор». Упражнение 1. Коротко охарактеризуйте одну из известных вам знаковых систем. Из каких знаков (звуковых, световых, графических) она состоит? Какую информацию передают эти знаки? Приведите примеры сообщений, которые могут или, наоборот, не могут быть переданы с помощью данной системы. ? «Человек может придать функцию знака любому предмету, любому «кусочку действительности». Например, на окне стоит цветок в горшке; закладка в книге. В известном фильме «Семнадцать мгновений весны» цветок на окне – сигнал провала явки. Закладка может «сообщить» прочим членам семьи, что книга занята, не надо убирать ее на книжную полку. Для того чтобы предмет стал знаком, стал нечто обозначать, людям нужно предварительно договориться, как понимать этот знак». (Б.Ю. Норман) Прокомментируйте сказанное выше, используя в качестве примеров следующие знаки: звонок в школе, звонок в театре, звонок в квартире. Упражнение 2. Предположим, на двери магазина вы видите пять нарисованных в ряд квадратиков одного цвета и два – другого. Что бы это значило? Какие преимущества имеет такая запись перед обычной, словесной? А какие недостатки?[20, c.60] □ □ □ □ □ ■ ■ Упражнение 3. Можно ли считать знаками следующие предметы: а) денежные купюры; б) номерок за сдаваемую в гардероб верхнюю одежду; в) серьгу в ухе; г) авторучку в нагрудном кармане пиджака. Докажите свое предположение. [21, c.60] ! Следовательно, как каждая система, язык:
? Рассмотрите и дополните таблицу, приведите примеры единиц разных уровней языка. Элементы и уровни языка
? В чем отличие языковых элементов разных уровней? Упражнение 4. Может ли человек общаться при помощи отдельных звуков? Прочитайте стихотворение футуриста В. Каменского, можно ли понять, о чем это стихотворение? Почему? Попробуйте озаглавить стихотворение. Згара – амба Згара – амба Згара – амба Згара – амба Амб Шар, шор, шур, шир, Чин, драх, там, дззз. Фонема – минимальная неделимая звуковая единица языка, служащая для различения слов и их форм. Например, дом – том, кров – кровь, стол – стул. Упражнение 5. 1) Обладают ли значением следующие части слов – при-, от-, за-, вы-, об? Попробуйте присоединить их к глаголам движения (бежать, ходить, лететь), какое изменение в значении глаголов происходит? 2) Сравните ряды слов, подумайте, обладают ли значением суффиксы: - учитель, воспитатель, строитель, мыслитель; - листик, бантик, крестик, хвостик; - волчонок, медвежонок, зайчонок, котёнок, слонёнок. Упражнение 6. Вспомните от чего зависит правописание приставок пре-, при-. Сгруппируйте слова по значению приставок. Вставьте пропущенные буквы. Непр..менное условие, пр..щурить глаза, пр..коснуться к тайне, пр..емственность поколений, пр..мудрый пескарь, пр..городный поезд, пр..сесть на скамью, пр..забавный случай, пр..наряженный кавалер, пр..даваться мечтам, пр..ручить дикарку, пр..стегнуть знач..к, пр..сечь беззаконие, пр..верженец новых взглядов, пр..увеличить опасность, непр..ступная крепость. Морфема (корень, приставка, суффикс, окончание) – значимая часть слова, которая самостоятельно не функционирует в языке, поэтому считается минимальным, несамостоятельным языковым знаком. Упражнение 7. Соотнесите толкование значения со словами. Запишите слова в порядке объяснения значений. Регресс, икебана, спич, монография, экспромт, мансарда, меморандум, геральдика, дилогия, ностальгия, буклет, изразец, адекватный. 1. Краткая приветственная застольная речь. 2. Вспомогательная историческая дисциплина, изучающая и описывающая гербы. 3. Плитка из обожженной глины для облицовки стен и печей, покрытая с лицевой стороны глазурью. 4. Искусство составления букетов, распространенное в Японии, а также сам букет, составленный по принципам этого искусства. 5. Стихотворение, музыкальное произведение, созданное без подготовки, в момент произнесения, исполнения. 6. Тоска по родине. 7. Жилое помещение на чердаке с наклонным потолком или наклонной стеной. 8. Точно соответствующий, равный чему-либо, совпадающий с чем-либо. 9. Два произведения одного автора, связанные единством замысла и преемственностью сюжета. 10. Научное исследование, посвященное одному вопросу, одной теме. 11. Печатное издание в форме книжки, раскрывающейся, как ширма. 12. Направление развития от высшего к низшему, движение назад, упадок.
Слово – единица языка, которая обладает самостоятельным значением, обозначает некое явление, соотносится с понятием, например, стол, окно, грусть, синий. Характерные признаки слова – цельность, выделимость и свободная воспроизводимость в речи. Слово является самостоятельным языковым знаком. Упражнение 8. Составьте предложения из приведенных ниже словосочетаний. Чем отличаются данные единицы синтаксического уровня и полученные предложения?[5, с.20]* 1) Красивая птица, розовая птица, медленно шла, шла по болоту. 2) Страшная мысль, мысль о вечности, возникла однажды, возникла в сознании, в моем сознании. 3) Симпатичная старушка, старушка с чайником, с медным чайником, сидела на крылечке, на крылечке дома, своего дома. Словосочетание – соединение двух или более слов, между которыми существует смысловая и грамматическая связь. |
Учебное пособие для бакалавров Безопасность жизнедеятельности / Под редакцией д-ра экон наук, проф. С. Г. Плещица. Часть 1: Учебное пособие.– Спб.: Изд-во Спбгэу,... |
Маркетинг Часть II учебное пособие Маркетинг: теория и практические исследования. Учебное пособие в 3 частях. / О. М. Ольшанская, Е. М. Лобачева, В. В. Живетин, М.... |
||
Учебное пособие бжд безопасность жизнедеятельности Безопасность жизнедеятельности /Под редакцией д-ра экон наук, проф. С. Г. Плещица. Часть 2: Учебное пособие.– Спб.: Изд-во Спбгэу,... |
Учебное пособие Астрахань 2014 Башкова Л. В., Шапошникова Е. М., Карапетян Н. Ш. Учебное пособие Пропедевтика стоматологических заболеваний. Общее понятия пропедевтики... |
||
Учебное пособие по английскому языку часть I для I курса Данное учебное пособие прнедназначено для студентов 1 курса миу и является первой частью пособия по общему языку |
Учебное пособие рпк «Политехник» Гринчук Ф. Ф., Хавроничев С. В. Комплектные распределительные устройства напряжением 610 кВ. Часть II: Учеб пособие / Воггту, Волгоград,... |
||
Учебное пособие рпк «Политехник» Гринчук Ф. Ф., Хавроничев С. В. Комплектные распределительные устройства напряжением 610 кВ. Часть I: Учеб пособие / Воггту, Волгоград,... |
Учебное пособие по выполнению курсового проекта «Технология и организация... Учебное пособие предназначено для студентов специальности 270205 «Автомобильные дороги» очной форм обучения для курсового и дипломного... |
||
Учебное пособие для студентов специальности 271200 «Технология продуктов... Учебное пособие предназначено для изучения теоретической части курса «Ресторанное дело». Предназначено для студентов вузов, преподавателей.... |
Учебное пособие Часть 1 удк ббк рецензенты: Д. К. Проскурин зав кафедрой... Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» всех форм обучения. В предлагаемом... |
||
Учебное пособие Часть 1 удк ббк рецензенты: Д. К. Проскурин зав кафедрой... Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» всех форм обучения. В предлагаемом... |
Фармакология Учебное пособие ii-часть Гипотензивные средства |
||
Учебное пособие часть 2 основы антитеррористической деятельности... Учебное пособие предназначено для руководителей центральных исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления,... |
Учебное пособие часть III москва Аквариус «ВитаПолиграф» 2010 удк 69 ббк 38. 2 |
||
Учебное пособие по дисциплине «медицина катастроф» Учебное пособие подготовили доценты Астапенко В. П., Кудинов В. В., Волкодав О. В., Кобец Ю. В |
Учебное пособие по дисциплине «медицина катастроф» Учебное пособие подготовили доценты Астапенко В. П., Кудинов В. В., Волкодав О. В., Кобец Ю. В |
Поиск |