МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3
Г. АТКАРСКА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
МАСТЕР-КЛАСС
"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЛАЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ"
Автор:
учитель информатики
МОУ-СОШ № 3,
высшей категории
Бражникова О. В.
г. Аткарск -2014
Мастер-класс: "Использование облачных технологий в образовательном процессе"
«Единственный путь, ведущий
к знанию – это деятельность».
Бернард Шоу
Цели мастер-класса:
Рассмотреть возможности использования сервисов Google в деятельности учителя;
Осмыслить возможности использования социальных сервисов Интернета в практической деятельности учителя-предметника.
Задачи:
познакомиться с понятием облачных вычислений;
смоделировать ситуацию обучения с использованием сетевых сервисов Интернет;
рассмотреть варианты использования сервисов Google в совместной работе членов учебной группы.
Оборудование:
компьютерный класс с выходом в Интернет,
мультимедийный проектор,
интерактивная доска InterWrite,
мультимедийные презентации,
материалы для проведения практической работы.
Облачные технологии
В настоящее время организация учебно-воспитательного процесса невозможна без использования современных технологий обучения. Актуальной задачей обучения и воспитания является развитие у обучающихся компетентностей, которые раскрываются через формирование умений и качеств человека XXI века. А именно, развитие коммуникативных умений, развитие мышления, способности к саморазвитию, умения находить, анализировать, управлять, интегрировать, оценивать и создавать информацию в разных формах и различными способами, способность работать в команде, умения ставить и решать проблемы, развитие личной ответственности, терпимости к другим точкам зрения.
Одним из важных условий реализации ФГОС является современное техническое оснащение учебного процесса. Характеристики аппаратного и программного обеспечения в наши дни стремительно меняются и совершенствуются. Перед учебными заведениями стоит проблема обеспечения учебного процесса последними новинками компьютерной техники и новым программным обеспечением, предполагающим немалые материальные затраты на поддержание соответствующего информационного сервиса.
Я считаю, что отличным решением проблем компьютеризации образования является внедрение в учебный процесс «облачных вычислений».
Облачные вычисления - технология обработки данных, в которой компьютерные ресурсы и мощности предоставляются Интернет - пользователю как онлайн - сервис. То есть на любом компьютере в окно стандартного веб-браузера запускаются программы и выдают результаты работы, при этом все приложения и их данные, необходимые для работы, находятся на удаленном сервере в Интернете.
Популярный сейчас термин cloud computing («облачные вычисления») стал употребляться в мире компьютинга с 2008 года. Термин «Облако» используется как метафора, основанная на традиции изображать Интернет на диаграмме компьютерной сети в виде облака.
Облачные технологии – это одна большая концепция, включающая в себя много разных понятий, предоставляющих услуги. Например, программное обеспечение, инфраструктура, платформа, данные, рабочее место и т.п.
На сегодняшний день "китами" индустрии облачных вычислений считаются компании Google, Amazon, Microsoft, IBM, Sun и другие. Они предоставляют пользователям различные платные и бесплатные сервисы, имя которым – облачные вычисления: поисковые системы, онлайновые карты, онлайновые платежи, онлайновые игры, онлайновые виртуальные миры, YouTube, Facebook, Twitter, чаты, торренты и многое другое. Итак, облачные технологии предоставляют практически безграничные возможности благодаря своим сервисам, начиная с простого хранения информации и заканчивая предоставлением сложных безопасных ИТ-инфраструктур.
Преимущества облачных вычислений:
Минимальные требования к аппаратному и программному обеспечению
Высокая скорость обработки данных
Ваш собственный винчестер не переполняется - все данные хранятся в сети.
Доступность - облака доступны всем, из любой точки, где есть Интернет, с любого компьютера, где есть браузер.
Безопасность - "облачные" сервисы имеют достаточно высокую безопасность.
Недостатки облачных вычислений:
Сохранность пользовательских данных сильно зависит от компании провайдера.
Недостаток, актуальный для российских пользователей: для получения качественных услуг пользователю необходимо иметь надежный и быстрый доступ в сеть Интернет.
Не каждое приложение позволяет сохранить, например, на флэшку промежуточные этапы обработки информации, а также конечный результат работы, а ведь онлайновые результаты удобны не всегда
Появление облачных монополистов
В образовательных учреждениях России облачные сервисы изначально появились в основном как бесплатные хостинги почтовых служб. Другие многочисленные инструменты облачных вычислений для образования практически не использовались в силу недостаточности информации о них и отсутствия практических навыков их использования для учебных целей. И только сравнительно недавно в школах по достоинству начали оценивать инновационные IT-приложения. Лучший способ подготовки школьников к работе с новейшими IT-технологиями – внедрение этих технологий в образовательный процесс.
В основе концепции облачных сервисов для образования лежит идея переноса основной нагрузки по производству, поддержанию, обработке и обеспечению безопасности ресурсов, используемых школой, из информационной инфраструктуры школы в дата-центры производителей сетевых сервисов.
В самом общем виде, образовательные сервисы, существующие сегодня внутри «облака», можно подразделить на три больших категории: хранение, обработка данных и совместная деятельность.
В настоящее время существует много бесплатных хостингов сетевых служб для образования. Я в своей работе использую Google-сервисы. Поэтому, расскажу о них немного подробнее.
Корпорация Google разрабатывает и предоставляет множество приложений и сервисов. Наиболее используемыми в образовательном сообществе, являются следующие сервисы Google: Gmail – бесплатная электронная почта, Google Calendar – онлайновый календарь, Google Docs – онлайновый офис, Google Maps – набор карт, Google Sites – бесплатный хостинг, использующий вики-технологию, Google Translate – переводчик, YouTube – видеохостинг. Эти Google-приложения предоставляют учащимся и преподавателям учебных заведений бесплатный и свободный от рекламы набор инструментов, необходимый для эффективного общения и совместной работы.
Сделаем небольшой обзор Google-инструментов, которые учитель может использовать для построения своего образовательного пространства.
Google-cайт - как учебная среда
Это конструктор сайтов, использующий wiki-технологии. Позволяющий создать полноценную электронную учебную среду.
Редактор страниц позволяет добавлять информацию из других приложений Google, таких как Google Docs, Google Calendar, альбомы Picasa, видеохостинг YouTube.
Еще одно немаловажное достоинство - возможность совместной работы нескольких пользователей.
Для конструирования электронной среды с помощью удобных инструментов можно создать учебные модули и организовать интерактивное взаимодействие всех участников обучения.
Форма Google
Форма Google – отличный помощник учителя. С помощью формы можно проводить различные опросы, викторины, создавать анкеты, тесты. При создании формы автоматически создается таблица Google, в которой накапливаются результаты заполнения формы. Таблица предоставляет удобные возможности хранения и обработки собранных данных.
Таблицы Google
Таблицы Google позволяют создавать онлайн таблицы, в которых можно выполнять:
Импорт, преобразование данных и экспорт.
Использование формул.
Создание диаграмм.
Совместное наполнение учащимися таблиц по заданной теме.
Google Документы. Рисунок
Возможности сервиса:
Создание онлайн рисунков, схем с помощью автофигур, текстового поля, вставки картинок/фотографий с диска компьютера или из сети Интернет.
Возможность совместной работы нескольких пользователей на одном листе (рисунке).
Из опыта использования облачных технологий на уроках информатики
Мною накоплен некоторый опыт применения облачных технологий в учебном процессе.
Я выделю несколько основных приёмов работы в данной технологии:
Включение обучающихся в сетевое сообщество через создание учебных блогов, виртуальных кабинетов в формате google-сайтов. Там я размещаю учебный материал, вопросы для исследования и учебные задачи. Обучающиеся публикуют результаты выполнения заданий.
Создание учебных объектов (анкет, опросников, задачников, тестов, рабочих листов, классных журналов), используя сервисы Google;
Организация совместной работы обучающихся в группе при сетевом взаимодействии, организация работы google-документы с общим доступом для создания совместных документов (презентации, документы, таблицы, рисунки).
Использование электронной почты и Skype-технологии.
Так же хочу отметить, что использование облачных технологий позволяет сделать более удобной работу с ЭОР, которые размещены в ЕК ЦОР и ФЦИОР (коллекции федерального центра информационно-образовательных ресурсов).
Вы видите несколько работ выполненых на облачном сервисе LearningApps.
Практическая работа: «Знакомство с возможностями сервиса Google Docs»
Цель: осмысление и знакомство с возможностями использования сервиса Google Docs в совместной деятельности обучающихся.
Задачи:
Овладеть навыком создания совместного Google-Презентация, Google-Рисунок, Google-Форма.
Дать самооценку достижения ожидаемого результата через заполнение совместной Google-таблицы.
Провести рефлексию через заполнение Google-Формы.
Сегодня мы будем осваивать облачный сервис Google Docs (Документы Google).
Сервис Google Docs позволяет легко создавать, совместно использовать и изменять документы в Интернете. Работая в этой службе, вы, помимо прочего, можете:
изменять документы в Интернете совместно с выбранными пользователями и приглашать людей просмотреть ваши правки - все это в режиме реального времени;
общаться в чате со своими соавторами прямо в редакторе докуметов;
публиковать документы в Интернете;
вставлять текст, фигуры, стрелки и изображения из своего компьютера или Интернета;
размещать документы на странице с помощью функций выравнивания, привязки к сетке и автораспределения;
вставлять рисунки в другие документы, таблицы или презентации Google с помощью веб-буфера обмена и затем изменять их прямо в документе.
А сейчас приступим к практической работе.
Сегодня мы будем осваивать облачный сервис Google Docs (Документы Google).
Для того чтобы пользоваться этим сервисом необходимо создать свой аккаунт (это учётная запись, в которой хранится персональная информация пользователя для входа на сайт). Для создания аккаунта необходимо, чтобы пользователь уже имел адрес электронной почты.
Для того чтобы пользоваться облачным сервисом Google Docs необходимо создать свой аккаунт – это учётная запись, в которой хранится персональная информация пользователя для входа на сайт. Чтобы создать аккаунт в Google Docs необходимо, чтобы пользователь уже имел адрес электронной почты.
Я заранее создала пять аккаунтов Google, они прописаны в инструкции к практической работе.
Прошу вас объединится в пять творческих групп, определить в группах роли, выбрать название групп.
На столах лежат памятки, содержащие краткий обзор возможностей сервиса Google Docs и описание практической работы. В описании даны подробные пошаговые инструкции и примеры выполнения работы. Вы можете выполнять задания по образцу, а можно придумать что-то свое, творчество приветствуется.
Итак, сегодня мы познакомимся с возможностями использования сервисов Google-Презентация, Google-Рисунок, Google-Таблица, Google-Форма в совместной деятельности обучающихся.
Мы вместе как одна проектная группа совместно поработаем над презентацией «Облачные вычисления» и рисунком «Облачные сервисы Google»
Я сделала первоначальные слайды для презентации, основу для рисунка и установила совместный доступ к ним. Ваша задача доработать эти документы, так как сказано в инструкциях. Затем, я попрошу вас сделать отметки о выполнении заданий в таблице продвижения и ответить на вопросы анкеты (рефлексия).
А теперь давайте посмотрим, что у нас получилось в результате.
Заключение.
А в заключении мне хотелось бы сказать следующее. Суть облачных технологий заключается в возможности привлечения обучающихся для участия в образовательном процессе не только в качестве потребителей образовательного контента, но и как его активных создателей.
Уважаемые коллеги, наш мастер-класс подошел к концу. Спасибо вам за работу. Надеюсь, что облачные технологии станут надежным помощником и вам и вашим ученикам.
Благодарю за внимание.
Список использованных источников:
Кречетников К. Г. Социальные сетевые сервисы в образовании / К. Г. Кречетников, И. В. Кречетникова / Тихоокеанский военно-морской институт имени С.О. Макарова. –http://ido.tsu.ru/other_res/pdf/3(39)_45.pdf
Облачные сервисы в образовании / З. С. Сейдаметова, С. Н. Сейтвелиева С.Н. / Крымский инженерно-педагогический университет. – http://ite.ksu.ks.ua/ru/webfm_send/211.
http://www.nytimes.com/2007/10/08/technology/08cloud.html
Портал Интернет-обучения E-education.ru – http://www.e-education.ru
http://edugalaxy.intel.ru/index.php?automodule=blog&blogid=9&showentry=1448
http://venture-biz.ru/informatsionnye-tekhnologii/205-oblachnye-vychisleniya
http://www.seocafe.info/yandex/26702-yandeks-disk-novoe-hranilische-failov.html
Патаракин Е.Д. Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю. – М: Интуит.ру, 2009. – 63 с
Учим и учимся с Веб 2.0. Быстрый старт. Руководство к действию. БыховскийЯ.С., Коровко А.В., Е.Д.Патаракин. – М: Интуит.ру, 2010;
Как помочь учителю освоить современные технологии обучения. О.Н. Шилова, М.Б. Лебедева. Методическое пособие для преподавателей (тьюторов) системы РКЦ-ММЦ проекта ИСО – М: Интуит.ру, 2010;
-
http://www.eelmaa.net/dld/web20.pdf - Веб 2.0-сервисы Интернета – новые формы коллективного педагогического взаимодействия. Использование Интернет-технологий в современном образовательном процессе. Часть II. Новые возможности в обучении. – СПб, РЦОКОиИТ, 2012.
|