Развитие профессиональных компетенций педагога как актуальная проблема современного непрерывного образования.


Скачать 99.02 Kb.
Название Развитие профессиональных компетенций педагога как актуальная проблема современного непрерывного образования.
Тип Документы
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Документы
Развитие профессиональных компетенций педагога как актуальная проблема современного непрерывного образования.

Аннотация

В данной статье проводится анализ старой традиционной системы образования, а также описаны современные подходы к пониманию понятий компетенции, анализируется понятия компетентность и компетенции. Рассматриваются актуальные проблемы современного непрерывного образования. Проводится анализ работ В.А. Сластенина, А. Марковой, В.В. Краевского. В этой статье проводится анализ важных источников таких как примерная основная общеобразовательная программа, стандарт педагога. Изучается проблема традиционной системы непрерывного образования, которая в связи с переходом на новые стандарты должна меняться в связи с современными требованиями к учителю. В статье приводятся требования к профессиональным компетенциям педагога. А также отмечается ряд проблем в современной системе образования. Сейчас главный акцент в системе образования делается на потребности учащихся и родителей. И в современных реалиях образования учитель должен обладать компетенциями, чтобы мог дать знания своим ученикам в этой статье приводится ряд таких компетенций.

_____________________________________________________________________________

This article analyzes the old traditional system of education, as well as describes current approaches to understanding the concepts of competence, analyzes the concepts of competence and competence. The urgent problems of modern continuing education. Held analysis VA works Slastenina, Markov VV Krajewski. This article analyzes the important sources such as exemplary mainstream program, teacher standards. We study the problem of the traditional system of continuous education, which is in connection with the transition to new standards should be changed in connection with the current requirements to the teacher. The article presents the requirements for professional competence of the teacher. And also noted a number of problems in the modern education system. Now the main emphasis in the education system is on the needs of students and parents. And in today's realities of education the teacher must possess competence that could give knowledge to his disciples in this article provides a number of competencies.

_____________________________________________________________________________

Ключевые понятия: Компетенции, педагогические компетенции, ИКТ-компетенции, стандарты второго поколения, система непрерывного образования, стандарт педагога, примерная общая основная образовательная программа, федеральный государственный образовательный стандарт, инклюзия.

____________________________________________________________________________

Key concepts: competence, pedagogical competence, ICT competence, the second generation of standards, the system of continuous education, teacher standards, the estimated total basic educational program, the federal state educational standard inclusion.

____________________________________________________________________________

В условиях повышения качества образования и его развития нужно совершенствовать систему непрерывного образования, подготовки и переподготовки кадров, а также повышения их квалификации. Старая традиционная система образования, которая ориентировалась на знания и на цель обучения уже устарела. По итогам знаний, которые получали выпускники оценивалась работа педагогических кадров школы. Сейчас в условиях постоянного изменения общества и школы начинает предъявляться новые требования к ученику, выпускник который должен знать перестал соответствовать запросам общества и на первое место выходит выпускник, который умеет, также он обладает рядом требованиям как творческий, обладающий соответствующими ценностями, а также это выпускник который может брать на себя ответственность, принимать решение, умеет извлекать пользу из опыта, критически относится к изменениям в обществе. В связи с этими требованиями главным направлением работы в школе считается развитие профессиональной компетенции учителя, который может организовывать деятельность учеников, передать ученику определенную сумму знаний которыми обладает сам и которыми может активно пользоваться ученик в своей жизни. В настоящее время все образовательные учреждения переходят на стандарты второго поколения. Современные условия требуют появления новых специалистов, которые обладают самостоятельностью, мобильностью, обучаемостью, конкурентоспособностью. В условиях перехода на новые стандарты образования подразумевает развитие определенного набора компетенций, которые нужны современному педагогу. В России 2010 год был годом учителя, в этом же году В.В. Путин отметил, что в системе повышения квалификации преподавательского корпуса должны произойти существенные изменения. И для этого нужно разработать персонифицированные системы повышения квалификации и переподготовки педагогического корпуса с использованием новых технологий, создать условия для подготовки преподавателей к работе в информационно-коммуникативной образовательной среде, внедрены новые подходы к коллективным формам самообразования в области информационных технологий. В связи с переходом на новые образовательные стандарты, ставится задача совершенствования системы повышения квалификации учителей и директоров школ. При этом нынешние программы повышения квалификации и переподготовки, которые построенные по модульному принципу, должны изменяться и нужно учитывать педагогические цели учителей, которые обусловлены образовательными потребностями учащихся. Анализ работ по этой проблеме (В.А. Сластёнина, А.К. Марковой, В.В. Краевского), позволил сделать вывод о том, что единой трактовки понятий «компетентность», «компетенция» нет, большинство авторов в понятии компетентности выделяют совокупность личностных качеств, выражающих готовность(способность) личности к успешной деятельности с учетом ее социальной значимости. Компетенция же задается по отношению к определенному кругу предметов и процессов. Формирование способности предполагает освоение связанных с какой-либо деятельностью знаний (проверенный практикой результат познания действительности) и умений (определенный уровень овладения каким-либо действием). [4, c. 45]. Способности развиваются в деятельности. Способность как интегральное качество личности связана с готовностью, другим ее интегральным качеством. Способности выражают готовность человека к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению. Понятием, которое объединяет все качества педагога, является профессиональная компетентность. Следует обратить внимание на подходы к определению профессиональной компетентности. В советское время «компетентность» определялась как характеристика знающего, осведомленного, авторитетного в какой-либо области специалиста. По мнению многих специалистов в том числе и С. Введенского профессиональная компетентность педагога нельзя только сводить к набору знаний, умений, а нужно определять как необходимость и эффективность их применения в реальной образовательной практике.[ 3, c. 56]. Несмотря на все подходы, которые были представлены профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся. Мы можем говорить о развитие профессиональной компетентности учителя, как о творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. Таким образом мы будем понимать профессиональная компетентность как интегративное качество учителя, включающее владение учителем профессиональными знаниями и умениями, умением применять профессиональные знания в своей образовательной практике, а также умение передавать это своим ученикам. В Примерной Основной Общеобразовательной программе основного общего образования отмечается, то что основным условием формирования и наращивания необходимого и достаточного кадрового потенциала образовательной организации является обеспечение в соответствии с новыми образовательными реалиями и задачами адекватности системы непрерывного педагогического образования происходящим изменениям в системе образования в целом [1, с. 234]. При оценке качества деятельности педагогических работников могут учитываться востребованность услуг учителя (в том числе внеурочных) учениками и родителями; использование учителями современных педагогических технологий, в том числе ИКТ и здоровьесберегающих; участие в методической и научной работе; распространение передового педагогического опыта; повышение уровня профессионального мастерства; работа учителя по формированию и сопровождению индивидуальных образовательных траекторий обучающихся; руководство проектной деятельностью обучающихся; взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса и др. [1, с. 234]. В Примерной Основной Общеобразовательной программе основного общего образования рассматривается ожидаемые результаты повышения квалификации это профессиональная готовность работников образования к реализации ФГОС ООО для этого нужно обеспечить оптимальное вхождение работников образования в систему современного образования, а также нужно учитывать итоги деятельности обучающихся, для успешного внедрения ФГОС ООО необходимо овладеть учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами. Те задачи, которые сейчас ставятся перед учителем очень сложны, в решении этой задачи учителю поможет система непрерывного образования. [1, с. 234]. Но в традиционном ее виде она несовершенная так как результативность деятельности педагогических работников оцениваться по следующей схеме: критерии оценки, содержание критерия, результаты. Показатели оценки результатов могут быть разработаны образовательной организацией в соответствие со спецификой основной образовательной программы образовательной организации. Они отражают динамику образовательных достижений обучающихся, в том числе формирования УУД, а также активность и результативность их участия во внеурочной деятельности, образовательных, творческих и социальных, в том числе разновозрастных, проектах, школьном самоуправлении, волонтерском движении. Обобщенная оценка личностных результатов учебной деятельности обучающихся может осуществляться в ходе различных мониторинговых исследований. При оценке качества деятельности педагогических работников могут учитываться востребованность услуг учителя (в том числе внеурочных) учениками и родителями; использование учителями современных педагогических технологий, в том числе ИКТ и здоровьесберегающих; участие в методической и научной работе; распространение передового педагогического опыта; повышение уровня профессионального мастерства; работа учителя по формированию и сопровождению индивидуальных образовательных траекторий обучающихся; руководство проектной деятельностью обучающихся; взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса и др. Таким образом, проблема исследования заключается в несоответствии содержания, технологий, системы оценки повышения квалификации педагогов в учреждениях дополнительного профессионального образования задаче развития профессиональных компетенций педагога в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Из этой проблемы вытекает цель исследования: разработать педагогические условия, способствующие развитию современных профессиональных компетенций педагога в системе дополнительного профессионального образования.

Задачи исследования:

  1. Выявить требования к современным профессиональным компетенциям педагога.

  2. Определить потенциал системы дополнительного профессионального образования в развитии профессиональных компетенций педагога.

  3. Разработать модель развития профессиональных компетенций педагога в системе дополнительного профессионального образования.

  4. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность разработанной модели развития профессиональных компетенций педагога.

При анализе основных требований к профессиональным компетенциям учителя хотелось отметить самые востребованные важные, но фрагментарные элементы ИКТ-компетентности за прошедшее время российская школа в целом быстро развивается в направлении информатизации. Большинство педагогов пользуются компьютером для подготовки текстов, сотовым телефоном для отправки кратких сообщений. В своих выступлениях педагоги используют проектор, дают задание учащимся по поиску информации в Интернете, рассылают информацию родителям по электронной почте и т.д. Во всех регионах России стали вводить электронные журналы и дневники, обеспечивающие дополнительные педагогические компетенции, которыми должен педагог и владение этими возможностями основной элемент педагогической ИКТ-компетентности, наряду с умением квалифицированно вводить текст с клавиатуры и формулировать запрос для поиска в Интернете. При изучении опыта подготовки учителей для работы по ФГОС реальность формирования профессиональной ИКТ-компетентности у абсолютного большинства учителей начальной школы крупного региона. [2, с. 36-37].

Образовательная организация должна быть укомплектована кадрами, имеющими необходимую квалификацию для решения задач, определенных основной образовательной программой образовательной организации, способными к инновационной профессиональной деятельности. С переходом на стандарты второго поколения меняются и требования к кадровым условиям, они стали включать в себя комплектацию образовательной организации педагогическими, руководящими и иными работниками, повышение уровня квалификации педагогических и иных работников образовательной организации. [2, с. 46].

Стали меняться и должные обязанности учителей, что способствуют развитию специальных компетенций. В профессиональном стандарте педагога учитель-предметник должен обладать всеми квалификационными требованиями профессионального стандарта педагога. Вместе с тем существуют специальные компетенции, которые необходимы для преподавания именно данного предмета, связанные с его внутренней логикой и местом в системе знаний. Учитель-предметник, как и любой другой педагог, решает задачи обучения, воспитания и развития. Но делает это, прежде всего, средствами своего предмета. Отсюда следует, что нужно, перечислить профессиональные компетенции, которые необходимы педагогу для осуществления своей деятельности это такие как готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку, умение формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, навыки культурного общения и толерантность, ключевые компетенции. В связи с тем, что вводится инклюзивное образование нужно отметить следующую компетенцию это владение психолого-педагогическими технологиями (в том числе инклюзивными), необходимыми для работы с различными учащимися: одаренные дети, социально уязвимые дети и т.д.

[2, с. 50].

Таким образом, в условиях быстро меняющихся реалий жизни общества и системы образования в частности требования к учителю дополняются новыми компетенциям. Чтобы осуществлять подготовку учителя, востребованного на рынке труда, образовательному учреждению, реализующему программы педагогического образования, необходимо осуществлять постоянную связь с работодателями и работающими выпускниками.

Список использованной литературы:

  1. Примерная основная образовательная программа основного общего образования [Текст] /8 апреля 2015 г. № 1/15.

  2. Профессиональный стандарт педагога [Текст] /2015 г.

  3. Маркова А.К. Психология профессионализма [Текст] / А.К. Маркова. – М., 1996. – 308 с.

  4. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя [Текст]/Л.М. Митина. – М.: Академия, 2004. – 320 с.

  5. Персонифицированная модель повышения квалификации работников образования в современных социально-экономических условиях: коллективная монография / под ред. Н.К.Зотовой. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: ФЛИНТА : Наука, 2014. -368 с.




Похожие:

Развитие профессиональных компетенций педагога как актуальная проблема современного непрерывного образования. icon Рабочая программа дисциплины
Производственная практика является важным инструментом формирования профессиональных компетенций педагога, обязательной ступенью...
Развитие профессиональных компетенций педагога как актуальная проблема современного непрерывного образования. icon Рабочая программа педагога-психолога мбдоу «Детский сад №164 присмотра и оздоровления»
Особый интерес в этом плане представляет дошкольное детство, как первая ступень системы непрерывного образования
Развитие профессиональных компетенций педагога как актуальная проблема современного непрерывного образования. icon Решением Ученого совета Института медицины, экологии и физической культуры
Цель практики: Закрепление теоретических знаний по фтизиатрии, развитие практических умений и навыков, полученных в процессе обучения...
Развитие профессиональных компетенций педагога как актуальная проблема современного непрерывного образования. icon Профессиональное развитие педагога
Профессиональное развитие педагога: Материалы межрегионального Интернет-педсовета (30 августа – 13 сентября 2010 г.) / Под редакцией...
Развитие профессиональных компетенций педагога как актуальная проблема современного непрерывного образования. icon Закрепление теоретических знаний, развитие практических умений и...
Цель обучения: закрепление теоретических знаний, развитие практических умений и навыков, полученных в процессе обучения врача-пульмонолога...
Развитие профессиональных компетенций педагога как актуальная проблема современного непрерывного образования. icon Для проведения промежуточноЙ аттестации
Освоение профессиональных компетенций (ПК), соответствующих виду профессиональной деятельности и общих компетенций
Развитие профессиональных компетенций педагога как актуальная проблема современного непрерывного образования. icon Министерство образования и науки Челябинской области гбу дпо «Челябинский...
Использование активных форм обучения как условие формирования профессиональных компетенций
Развитие профессиональных компетенций педагога как актуальная проблема современного непрерывного образования. icon О формах непрерывного образования
Значение самообразования проявляется в том, чтобы быть связующим звеном, объединяющим различные формы повышения квалификации и расширения...
Развитие профессиональных компетенций педагога как актуальная проблема современного непрерывного образования. icon Образовательная программа объединения дополнительного образования «Веселый английский 4»
Целью данной программы является развитие у школьников способностей использовать иностранный язык как инструмент общения в диалоге...
Развитие профессиональных компетенций педагога как актуальная проблема современного непрерывного образования. icon Гбоу спо со «Красноуфимский аграрный колледж» Пояснительная записка
Организация и управление торгово-сбытовой деятельностью и составляющих его профессиональных компетенций, а также общих компетенций,...
Развитие профессиональных компетенций педагога как актуальная проблема современного непрерывного образования. icon Пояснительная записка 3 Цель и задачи программы 6 Содержание программы....
Содержание учебного плана модуля «Развитие предметных способностей и компетенций»
Развитие профессиональных компетенций педагога как актуальная проблема современного непрерывного образования. icon Образовательная программа включает в себя: Общая характеристика образовательной программы
Целью опоп во является подготовка квалифицированных кадров в области всестороннее развитие личности (воспитание) обучающегося, формирование...
Развитие профессиональных компетенций педагога как актуальная проблема современного непрерывного образования. icon Среднего профессионального образования ростовской области
Перечень общих и профессиональных компетенций гос спо контролируемых в промежуточной аттестации
Развитие профессиональных компетенций педагога как актуальная проблема современного непрерывного образования. icon Среднего профессионального образования ростовской области
Перечень общих и профессиональных компетенций гос спо контролируемых в промежуточной аттестации
Развитие профессиональных компетенций педагога как актуальная проблема современного непрерывного образования. icon Комплект контрольно – измерительных материалов по учебной дисциплине
Результатом освоения дисциплины является готовность обучающегося применять полученные умения и знания к выполнению (профессиональных...
Развитие профессиональных компетенций педагога как актуальная проблема современного непрерывного образования. icon Интегрированная интеллектуальная среда непрерывного развития компетенций
Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (мэси)

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск