Скачать 396.05 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (ФГБОУ ВПО «МГГУ») РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА (шифр дисциплины и название в строгом соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и учебным планом) образовательной программы по направлению подготовки магистратуры 44.04.01 Педагогическое образование Магистерская программа «Методические технологии в обучении иностранным языкам» (код и наименование направления подготовки с указанием наименования магистерской программы) Очная форма обучения
Структура рабочей программы дисциплины.
Производственная практика является важным инструментом формирования профессиональных компетенций педагога, обязательной ступенью в получении степени «Магистр педагогического образования», выпускник магистерской программы «Методические технологии в обучении иностранным языкам». В ходе производственной практики студенты-магистранты имеют возможность проявить и закрепить на практике теоретические знания, а также практические навыки и умения в разнообразных формах деятельности преподавателя высшего учебного заведения профессионального педагогического образования. Производственная практика студентов-магистрантов, обучающихся по магистерской программе «Методические технологии в обучении иностранным языкам», направлена на овладение обучающимися следующими видами профессиональной деятельности: преподавательской, научно-методической, консультационной, организационно-воспитательной, социально-педагогической, культурно-просветительской. Содержание производственной практики студентов-магистрантов определяется ее направленностью на решение ряда задач. Среди них: развитие практических навыков ведения педагогической (учебной, учебно-методической, организационно-методической) работы в ВУЗе; знакомство с основными составляющими профессиональной деятельности преподавателя; ознакомление с видами и правилами ведения отчетной документации; ознакомление с государственным стандартом, программой и содержанием избранной учебной дисциплины; ознакомление с организацией и проведением разных форм учебных занятий в педагогическом вузе; самостоятельную подготовку конспектов занятий; подбор и анализ основной и дополнительной литературы в соответствии с тематикой и целями планируемых занятий; разработку содержания учебного материала на современном научно-методическом уровне; методически грамотное проведение различных видов учебных занятий (лекций, практических, занятий); осуществление научно-методического анализа проведенных занятий; закрепление навыков самостоятельной работы и самообразования. Научная деятельность магистранта в рамках производственной практики имеет подчинённое значение и заключается в анализе преподаваемых дисциплин, выявлении проблемных предметных областей. Цель производственной практики состоит в овладении студентами-магистрантами основами профессионально-педагогической деятельности преподавателя ВУЗа, в формировании профессиональной компетентности в сфере проектирования, реализации и оценки учебно-воспитательного процесса и образовательной среды высшего учебного заведения. Задачи производственной практики: 1. Становление умений проектировать содержание и формы преподавания дисциплин филолого-методической направленности. 2. Развитие умений выбора оптимальной стратегии и адекватных образовательных технологий преподавания филолого-педагогических дисциплин в зависимости от уровня подготовки обучающихся и целей обучения. 3. Овладение навыками использования инновационных технологий в процессе творческого конструирования учебного материала при подготовке к лекции и практическому занятию в ВУЗе. 4. Подготовка к проведению занятий разных типов (лекции, семинары, практические занятия), к осуществлению контроля самостоятельной работы студентов, к проведению консультаций. 5. Развитие умений аналитического восприятия деятельности преподавателя в образовательном процессе ВУЗа. 6. Приобретение практического опыта лекторской работы (разработка проблемных подходов, новых методов и технологий, установление контакта с аудиторией, обеспечение творческой активности слушателей). 7. Развитие умений профессиональной рефлексии.
По окончании производственной практики студент-магистрант должен иметь представления: • о специфике профессиональной деятельности преподавателя ВУЗа в условиях современной парадигмы образования; • о методологии и технологиях проектирования и реализации профессиональной деятельности магистра педагогического образования в вузе; • об организационных формах и методах обучения в высшем учебном заведении на примере деятельности выпускающей кафедры; знать: • основные документы, регламентирующие педагогическую деятельность преподавателя в ВУЗе в условиях современной парадигмы образования; • современные образовательные технологии высшей школы; • методологические и методические принципы построения программ филолого-методических дисциплин; уметь: • осуществлять базовые виды профессиональной деятельности преподавателя ВУЗа в условиях современной образовательной парадигмы; • проводить занятия с использованием современных педагогических и информационных технологий обучения; • отбирать учебный материал к лекции, практическому занятию; • составлять рабочую программу по читаемой/преподаваемой дисциплине; • рецензировать программу преподаваемой дисциплины; • адекватно оценивать успешность своей деятельности, свои профессиональные возможности; иметь навыки: • проектирования программ учебных дисциплин; • разработки отдельных элементов УМКД; • дидактической обработки научного материала с целью его изложения обучающимся; • анализа педагогического процесса и отдельных его элементов; • использования современных педагогических и информационных технологий; обладать компетенциями: общепрофессиональными: готовностью осуществлять профессиональную коммуникацию на государственном (русском) и иностранном языках (ОПК-1); в области педагогической деятельности: способностью применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях (ПК-1); готовностью использовать современные технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса (ПК-2); способностью формировать образовательную среду и использовать свои способности в реализации задач инновационной образовательной политики (ПК-3); способностью руководить исследовательской работой обучающихся (ПК-4); в области научно-исследовательской деятельности: способностью анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач (ПК-5); готовностью использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения исследовательских задач (ПК-6); готовностью самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки (ПК-7); в области методической деятельности: готовностью к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных заведениях различных типов (ПК-8); готовностью к систематизации, обобщению и распространению методического опыта (отечественного и зарубежного) в профессиональной области (ПК-9).
Производственная практика является обязательной частью раздела ФГОС ВПО программы подготовки магистров по направлению «Педагогическое образование», магистерская программа «Методические технологии в обучении иностранным языкам». В соответствии с учебным планом подготовки магистров по указанному профилю в рамках реализуемой ООП производственная практика проводится в 11 семестре в течение 8 недель в объеме 12 кредитов. Прохождение практики осуществляется в форме самостоятельной работы студентов-магистрантов под руководством руководителя практики.
Содержание практики определяется руководителем программы («Методические технологии в обучении иностранным языкам») подготовки магистров на основе ФОС ВО и заведующим выпускающей кафедрой иностранных языков СГИ МГГУ. Конкретное содержание практики студент-магистрант планирует совместно с групповым и индивидуальным руководителями практики, отражает в индивидуальном задании на практику, в котором фиксируются все виды деятельности студента-магистранта в течение практики. Основные направления деятельности студента-магистранта (практиканта) 1. Изучение особенностей организации образовательного процесса высшего учебного заведения. На этом этапе студент-магистрант знакомится: - с материально-технической базой ВУЗа, составом преподавателей и студентов, базовым планом работы; - с оснащением и организацией учебного процесса и предметно-развивающей/образовательной среды (кабинетами, оборудованием, наглядными пособиями, техническими средствами обучения и т. п.); - с документами планирования учебно-педагогической деятельности (ФОС ВО, учебный план, рабочая программа, индивидуальный план преподавателя). 2. Наблюдение, анализ и оценка профессиональной деятельности преподавателя-наставника и магистрантов-практикантов. Студент-магистрант посещает занятия преподавателей и других магистрантов, анализирует их (в соответствии с индивидуальным планом). На протяжении всей практики студент-магистрант должен пронаблюдать и зафиксировать в дневнике практики не менее 8 часов просмотренных мероприятий: • посетить и проанализировать два-три занятия (лекции, практических занятия) преподавателей кафедры; • посетить и проанализировать два-три занятия, проводимых магистрантами-практикантами; • написать отзывы на занятия магистрантов. 3. Самостоятельная профессиональная деятельность студентов. Данное направление включает в себя следующие виды работы: - проведение 2 - 3 занятий (4 - 6 часов) – на очном, очно-заочном, заочном отделениях (по выбору и договоренности с руководителем практики/руководителем магистерской программы/заведующим выпускающей кафедрой) по дисциплинам кафедры; - самоанализ собственной профессиональной деятельности (письменно, в дневнике практики); - составление плана и развернутого конспекта к каждому занятию (конспект утверждается групповым и индивидуальным руководителем практики, преподавателем-наставником не позднее, чем за 2 дня до проведения занятия); - написание рецензии на программу учебной дисциплины. Руководство практикой Общее учебно-методическое руководство практикой осуществляется выпускающей кафедрой иностранных языков СГИ МГГУ. Распределение студентов-магистрантов по курсам, прикрепление к преподавателям-наставникам на период практики происходит не позднее, чем за 10 дней до ее начала. Кафедра выделяет руководителя производственной практики, который совместно с индивидуальным руководителем (научным руководителем) оказывает магистрантам организационное содействие и методическую помощь в решении задач практики. Обязанности группового руководителя практики: - согласовывает программу производственной практики и календарные сроки ее проведения с заведующим кафедрой, с преподавателями-наставниками; - проводит необходимые организационные мероприятия по выполнению программы практики: обеспечивает базу практики, распределяет магистрантов по ведущим преподавателям кафедры, проводит установочную конференцию, на которой сообщает о сроках практики, ее целях и задачах, знакомит с программой практики, формами отчетной документации; - организует заключительную конференцию, на которой подводит итоги практики, делает качественный анализ ее результативности; - определяет план-график проведения практики, режим работы магистранта, осуществляет систематический текущий контроль хода практики; - оказывает помощь магистрантам по всем вопросам, связанным с прохождением практики и оформлением отчетной документации; - вносит предложения по совершенствованию практики, выступает с отчетом о производственной практике на заседании кафедры. Обязанности индивидуального руководителя практики: - помогает составить индивидуальный план, определяет график посещения и взаимопосещения занятий; обеспечивает условия для его выполнения; - совместно с преподавателями-наставниками организует консультации, обсуждение и анализ просмотренных мероприятий (групповые дискуссии, круглые столы); - утверждает конспекты лекционных и практических занятий, воспитательных мероприятий; - наблюдает, анализирует и оценивает работу магистранта; - осуществляет систематический контроль работы магистрантов; - оказывает помощь магистрантам по всем вопросам, связанным с прохождением практики и оформлением отчетной документации; - проверяет документацию по итогам практики; - участвует в обсуждении итоговой дифференцированной оценки; - готовит текст отзыва о работе магистранта-практиканта. Обязанности преподавателей кафедры высшего учебного заведения: - знакомят магистрантов с планом своей работы, проводят открытые занятия; - консультируют магистрантов при подготовке к занятиям, утверждают конспекты лекционных и практических занятий; - наблюдают занятия студентов, совместно анализируют, выставляют оценку; - подключают студентов к проведению внеурочной методической работы по предмету, анализируют и оценивают ее. Обязанности магистров-практикантов: - участвуют в установочной и заключительной конференции по практике; - выполняют все виды работы, запланированные в индивидуальном плане; - выполняют правила внутреннего распорядка того учреждения, где проходят практику, и трудовой дисциплины, исполняют распоряжения администрации и руководителей практики; - ведут необходимую документацию, представляют ее в срок и в соответствии с требованиями к ней; - проявляют ответственность, организованность, уважительность, готовность помочь студентам и коллегам. Организация и проведение практики Организация производственной практики студентов-магистрантов направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения магистрантами профессиональной деятельностью в соответствии с требованиями к уровню их подготовки. До начала практики проводятся следующие мероприятия: - установочная конференция, где раскрываются цели, задачи, содержание, вопросы организации практики, требования к документации, критерии оценки за практику и т.д.; - составление индивидуального плана на период практики (совместно с групповым и индивидуальным руководителями практики). Во время прохождения практики студенты-магистранты обязаны: • подчиняться правилам внутреннего распорядка базовой организации, соблюдать трудовую дисциплину; • выполнять распоряжения администрации, индивидуального и группового руководителей практики; • посещать консультации преподавателей; • посещать занятия преподавателей и студентов-магистрантов, участвовать в их анализе; • своевременно осуществлять подготовку к занятиям (разрабатывать конспекты и пр. материалы); • в соответствии с графиком предоставить групповому руководителю отчетные материалы. Студенты-магистранты осуществляют функции преподавателя ВУЗа. Каждый магистрант прикрепляется к преподавателю одной из профильных дисциплин кафедры иностранных языков СГИ МГГУ. Помощь студенту-магистранту в организации педагогической деятельности оказывают групповой руководитель практики, индивидуальный руководитель практики, преподаватели (наставники студентов-магистрантов) кафедры иностранных языков. Магистранты работают по самостоятельно разработанному плану, который утверждается руководителем практики.
|
Рабочая программа учебной дисциплины английский язык заочное отделение Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе фгос и в соответствии с примерной программой учебной дисциплины для специальностей... |
Рабочая программа дисциплины рабочая программа дисциплины «Геодезическая практика» Направление подготовки (специальность) 23. 05. 06 – «Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей» |
||
Рабочая программа дисциплины «Технологии и методы программирования» Рабочая программа предназначена для методического обеспечения дисциплины основной образовательной программы 090900 Информационная... |
Рабочая программа дисциплины «Эпидемиология» Рабочая программа дисциплины актуализирована на заседании кафедры эпидемиологии от 25 июня 2015 г., протокол №38 |
||
Фгос впо рабочая программа дисциплины рабочая программа дисциплины... |
Фгос впо рабочая программа дисциплины рабочая программа дисциплины... |
||
Фгос во рабочая программа дисциплины рабочая программа дисциплины... |
Фгос впо рабочая программа дисциплины рабочая программа дисциплины... |
||
Рабочая программа учебной дисциплины физическая культура название учебной дисциплины Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)... |
Рабочая программа дисциплины Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины «Современные проблемы ивт» студентам очной формы обучения по направлению... |
||
Фгос во рабочая программа дисциплины рабочая программа дисциплины... |
Рабочая программа дисциплины стратегический менеджент направление подготовки Стратегический менеджмент: Рабочая программа дисциплины / Л. В. Алферова – Челябинск: оу во «Южно-Уральский институт управления и... |
||
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с фгос по... |
Рабочая программа учебной дисциплины «физическая культура» Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта... |
||
Рабочая программа дисциплины рабочая программа дисциплины «товароведение... Профильная направленность: Производство продовольственных продуктов и потребительских товаров |
Рабочая программа учебной дисциплины основы геодезии заочное обучение Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе фгос спо по специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»... |
Поиск |