Пояснительная записка Цель и задачи реализации Программы Основные принципы и подходы к формированию Программы Характеристика детей с нарушением слуха


Скачать 1.61 Mb.
Название Пояснительная записка Цель и задачи реализации Программы Основные принципы и подходы к формированию Программы Характеристика детей с нарушением слуха
страница 1/15
Тип Пояснительная записка
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
d:\мои документы\рабочий стол\адаптир. пр388.jpg

Содержание

Целевой раздел.

1. Пояснительная записка

1.1. Цель и задачи реализации Программы

1.2. Основные принципы и подходы к формированию Программы

1.3. Характеристика детей с нарушением слуха

1.4. Приоритетные направления деятельности группы компенсирующей направленности для детей с нарушением слуха

2. Планируемые результаты освоения Программы

Содержательный раздел.

  1. Образовательная область «Физическое развитие»

    1. Физическая культура

    2. Здоровье

  2. Образовательная область «Речевое развитие»

    1. Коммуникация

    2. Чтение художественной литературы

  3. Образовательная область «Познавательное развитие»

    1. Окружающий мир

    2. Формирование элементарных математических представлений

    3. Конструирование

  4. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

    1. Музыка

    2. Рисование, лепка, аппликация

  5. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

    1. Социализация

    2. Труд

    3. Безопасность

Содержание коррекционной работы.

1. Перечень, содержание и план реализации коррекционных мероприятий

2. Развитие слухового восприятия и обучение произношению

3. Коррекционно-развивающая работа воспитателей группы

4. Особенности индивидуальной работы с детьми со СА

5. Занятия фонетической ритмикой

Организационный раздел.

Комплектование группы компенсирующей направленности

1.. Организация коррекционно-воспитательной работы

2. Описание предметно-развивающей среды

3. Описание специальных условий воспитания и обучения детей с нарушением слуха

4. Взаимодействие специалистов обеспечивающих коррекционную работу с детьми с нарушением слуха

5. Содержание консультативной и информационно - просветительской работы

6. Взаимодействие ДОУ с семьей по решению задач коррекционно - развивающей работы

7. Система комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением слуха

8 . Методическое обеспечение программы

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.Пояснительная записка

Адаптированная основная образовательная программа (далее - Программа) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденными приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 №1155 с учетом программ для специальных дошкольных учреждений «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста» (Головчиц Л.А., Носкова Л.П. и др., 1991) и «Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста (Носкова Л.П., Головчиц Л.А. и др., 1991).

Настоящая Программа предназначена для работы со слабослышащими и детьми со слуховыми аппаратами дошкольного возраста (4-7 лет) в специальной разновозрастной группе при массовом дошкольном учреждении. Она рассчитана на 3 года обучения. Программа содержит необходимый материал для организации воспитательно-образовательного процесса с каждой возрастной группой детей (4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет) по всем направлениям педагогической работы, обеспечивающим разностороннее развитие ребенка дошкольника и подготовку его к дальнейшему школьному обучению.

Программа построена с учетом общих закономерностей развития детей дошкольного возраста и направлена на обеспечение разностороннего развития слабослышащих и детей со слуховыми аппаратами (далее – СА) на основе изучения их возрастных возможностей и приобщения ко всему, что доступно их слышащим сверстникам. В Программе представлены организация и содержание коррекционно-воспитательной работы с учетом уровня психического развития слабослышащего ребенка, структуры дефекта, индивидуальных особенностей. Здесь также нашли отражение основные виды детской деятельности и развивающие факторы, заложенные в каждом из них.

В Программе раскрыта последовательность формирования речи как средства общения и познания окружающего мира, использование разных форм словесной речи (устной, письменной) в зависимости от этапа обучения.

1.1. Цель и задачи реализации Программы.

Цель: создание системы комплексной помощи детям с нарушением слуха, обучающимся в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекция недостатков в психическом развитии обучающихся, развитие жизненной компетенции, интеграция в среду нормально слышащих сверстников.

Задачи:

1. Создание адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей слабослышащих детей и детей со СА;

2. Коррекционная помощь в овладении ими Программы;

3. Специальная организация среды в соответствии с особенностями ограничений здоровья детей;

4. Специальная психолого-педагогическая помощь в формировании полноценной жизненной компетенции слабослышащих и имплантированных детей;

5. Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) слабослышащих и имплантированных детей.

6. Психолого-педагогическое изучение ребенка с целью уточнения состояния слуха и интеллекта.

7. Обогащение общего развития.

8. Коррекция аномального развития.

9. Подготовка к школе.

Решение конкретных задач воспитательно-образовательной работы возможно лишь при условии комплексного подхода к воспитанию, тесной взаимосвязи в работе учителя-дефектолога и воспитателей группы, а также участия родителей в воспитании детей, в реализации единых требований к работе с ними. Родителей информируют о продвижениях, успехах или трудностях в усвоении Программы их ребенком. Во время пребывания ребенка дома (выходные дни) родители осуществляют его воспитание и обучение, ориентируясь на рекомендации учителя-дефектолога.

1.2. Основные принципы и подходы к формированию Программы.

Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определенными Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования:

- содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования;

- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;

- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Специфические принципы воспитания и обучения дошкольников с недостатками слуха:

  • принцип единства воспитательных, коррекционно-развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей;

  • принцип научной обоснованности и практической применимости;

  • принцип доступности, учета уровня психического развития ребенка с нарушением слуха, структуры дефекта, индивидуальных особенностей в построении коррекционно-воспитательной работы;

  • принцип использования остаточного слуха и применения звукоусиливающей аппаратуры коллективного и индивидуального пользования, индивидуальных слуховых аппаратов,

  • принцип использования речевых средств в естественных и в специально созданных условиях;

  • принцип активности, инициативности и субъектности в развитии ребенка;

  • принцип ведущей роли личностного развития по отношению к интеллектуальному и физическому;

  • принцип уникальности и самоценности развития ребенка в дошкольном детстве;

  • комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;

  • принцип преемственности между специальным дошкольным учреждением и начальной школой соответствующего типа.

Основные подходы к формированию программы

  • Программа сформирована на основе требований ФГОС, предъявляемых к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему.

  • Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования.

  • Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста с нарушением слуха в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.

  • Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).

Программа направлена на:

  • создание условий развития ребенка с нарушением слуха, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

  • на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

В Программе учитываются:

  • индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья;

  • возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.

Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

● уважение педагогов к человеческому достоинству воспитанников, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

● использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей); построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

● поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

● поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности; возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

● защита детей от всех форм физического и психического насилия;

● поддержка ДОУ и педагогами родителей дошкольников в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс.

Для получения качественного образования детьми с нарушением слуха в рамках реализации Программы создаются необходимые условия для:

- диагностики и коррекции нарушений развития и социальной их адаптации;

- оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих воспитанников методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей, в том числе посредством организации инклюзивного образования детей с нарушением слуха.

Создание специальных условий обучения и воспитания детей предполагают постоянное использование индивидуальных СА у детей.

Характеристика детей с нарушением слуха

В группе воспитываются 2 ребенка, имеющие нарушения слуха IV степени тугоухости.

К категории детей с нарушениями слуха относятся дети со стойким необратимым и двусторонним нарушением слуховой функции, при котором нормальное речевое общение с окружающими затруднено или невозможно. Дети с нарушенным слухом представляют собой разнородную группу не только по степени, характеру и времени снижения слуха, но и по уровню общего и речевого развития.

В России условной границей между тугоухостью и глухотой принято считать 85 дБ (как среднее арифметическое значение показателей на трех речевых частотах: 500, 1000 и 2000 Гц).

В международной классификации снижение слуха разводится по четырем степеням в зависимости от средней его потери на частотах 500 - 2000 Гц: тугоухость I степени (26 - 40 дБ); тугоухость II степени (41 - 55 дБ); тугоухость III степени (56 - 70 дБ); тугоухость IV степени (более 90 дБ).

Слабослышащие дети - степень потери слуха не лишает их самой возможности естественного освоения речи, но осваиваемая при сниженном слухе речь обычно имеет ряд специфических особенностей, требующих коррекции в процессе обучения. Эти дети слышат не хуже, а иначе. Объясняется это чрезвычайным многообразием проявлений слуховой недостаточности большим спектром тугоухости, разными уровнями сформированности навыков слухового восприятия. При этом важно отметить, что многие слабослышащие дети, обладая различными степенями сохранного слуха, не умеют пользоваться им в целях познания и общения.

Дефицит слуховой информации порождает различные отклонения в речевом развитии, которое зависит от многих факторов, таких как степень и сроки снижения слуха, уровень общего психического развития, наличие педагогической помощи, речевая среда, в которой находился ребенок. Многообразные сочетания этих фактов обусловливают вариативность речевого развития.

Многие слабослышащие дети не понимают обращенной к ним речи и ориентируются в общении на такие факторы, как действия, естественные жесты и эмоции взрослых. Дети с легкой и средней степенью тугоухости могли бы понимать окружающих, но нередко их восприятие речи приобретает искаженный характер из-за не различения близких по звучанию слов и фраз. Искаженное восприятие речи окружающих, ограниченность словарного запаса, неумение выразить себя - все это нарушает общение с другими детьми и со взрослыми, что отрицательно сказывается на познавательном развитии и на формировании личности детей. Вместе с тем, по мере взросления постепенно развиваются и умение поддерживать речевой контакт, и способность к оценке собственных действий и поступков.

Всвязи с потерей слуховых ощущений и восприятий особую роль приобретают зрительные ощущения и восприятия. Зрительный анализатор ребенка с нарушением слуха становится ведущим, главным в познании окружающего мира и в овладении речью. Зрительные ощущения и восприятия у детей развиты не хуже, чем у слышащих детей, а в ряде случаев развиты лучше. Такие дети часто подмечают такие детали и тонкости окружающего мира, на которые не обращает внимания слышащий ребенок, могут воспринимать речь говорящего, опираясь, главным образом, на зрительные восприятия. Каждая фонема нашего языка имеет свой соответствующий артикулярный образ. Он зрительно воспринимает и запоминает этот образ. В дальнейшем в процессе длительных упражнений ребенок с нарушением слуха может различать зрительно артикуляторные образы целых слов.

Двигательные ощущения играют важную роль в овладении детьми устной речью. Слышащий ребенок при ошибке или неправильном произношении звука для исправления пользуется слуховым контролем, а дети с нарушением слуха опираются на кинестетические ощущения, получаемые от движений артикуляторного аппарата.

Двигательные ощущения у детей с нарушением слуха - средство самоконтроля, база, на которой формируется речь. Существует зависимость запоминания от способа предъявления материала. Значительно хуже запоминаются ими объекты, которые предъявляются им по частям, не целиком, по сравнению со слышащими сверстниками. Им труднее мысленно воссоздавать образ фигуры без непосредственного восприятия целой фигуры. При предъявлении целой фигуры запоминание не имеет больших отличий от запоминания слышащих.

У детей с нарушением слуха, которые овладевают словесной речью гораздо позже слышащих, именно в развитии мыслительной деятельности наблюдается значительно больше специфических особенностей, чем в других познавательных процессах. Такие дети длительное время продолжают оставаться на ступени наглядно-образного мышления, т.е. мыслят не словами, а образами, картинами.

В формировании словесно-логического мышления слабослышащий отстает от слышащего сверстника, причем это влечет за собой и общее отставание в познавательной деятельности. Без специального обучения речь у такого ребенка практически не развивается. И чем раньше начнется работа по формированию и развитии речи, тем лучше будут результаты в этом направлении.

По-разному идет у слабослышащего и слышащего овладение и устной и письменной речью. У слышащего овладение устной речью, как правило, опережает овладение письменной речью, у детей с нарушением слуха эти процессы могут идти параллельно, а иногда навыки письменной речи усваиваются быстрее, нежели устной. Первые слова и предложения при классическом обучении даются слабослышащим для общего восприятия в письменной форме в виде таблиц (глобально).

Письменная речь, несмотря на трудности, имеет для ребенка некоторые преимущества перед устной, поскольку она не требует наличие слуха, а воспринимается с помощью зрения. Наиболее трудным для детей является усвоение грамматического строя предложения, правил словосочетаний, грамматических связей слов. Отмечаются трудности в понимании письменной речи глухими детьми.

Связанная со снижением слуха задержка речевого развития, низкие потребности в общении отрицательно сказываются на становлении предметной и игровой деятельности. Более поздние сроки формирования действий с предметами обусловливают своеобразие и низкий уровень игры слабослышащих детей, запаздывание ее сроков проявления по сравнению с играми слышащих детей. Игры слабослышащих детей значительно беднее по содержанию, они воспроизводят преимущественно хорошо знакомые бытовые действия, не отражая наиболее существенные элементы и внутренние смысловые отношения.

Для детей с нарушенным слухом характерны трудности игрового замещения, когда происходит перенос игровых действий на предметы, выполняющие в быту другие функции. Отвлечься от функции данного предмета, обозначить его другим наименованием и действовать в соответствии с ним для маленького тугоухого ребенка очень сложно, так как значение слов длительное время закреплено за одним предметом. Полноценная сюжетно-ролевая игра, предполагающая построение и варьирование сюжета, усвоение ролевого поведения и ролевых отношений, использование предметов-заместителей, у большинства детей с нарушениями слуха не появляется и в старшем дошкольном возрасте. На современном этапе развития науки и техники кохлеарная имплантация является одним из наиболее эффективных методов реабилитации глухих детей, которая позволяет абсолютно глухим людям слышать и понимать речь

Что-нибудь про то, как помогают детям с нарушенным слухом СА

Родители ребенка с нарушением слуха так же, как и родители нормально слышащего малыша, являются основными учителями по развитию у него речи.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Похожие:

Пояснительная записка Цель и задачи реализации Программы Основные принципы и подходы к формированию Программы Характеристика детей с нарушением слуха icon Пояснительная записка Цель и задачи программы Принципы и подходы...
Характеристика особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста
Пояснительная записка Цель и задачи реализации Программы Основные принципы и подходы к формированию Программы Характеристика детей с нарушением слуха icon Пояснительная записка цель и задачи реализации программы принципы...
Физическое развитие
Пояснительная записка Цель и задачи реализации Программы Основные принципы и подходы к формированию Программы Характеристика детей с нарушением слуха icon Пояснительная записка Адаптированная образовательная программа по...
...
Пояснительная записка Цель и задачи реализации Программы Основные принципы и подходы к формированию Программы Характеристика детей с нарушением слуха icon Пояснительная записка цели и задачи реализации Программы Принципы...
Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей
Пояснительная записка Цель и задачи реализации Программы Основные принципы и подходы к формированию Программы Характеристика детей с нарушением слуха icon Пояснительная записка 4 1 Цели и задачи реализации программы 5 1...
Значимые для разработки программы характеристики, в том числе особенностей развития детей
Пояснительная записка Цель и задачи реализации Программы Основные принципы и подходы к формированию Программы Характеристика детей с нарушением слуха icon Пояснительная записка Цель и задачи реализации Адаптированной Образовательной...
Другие значимые для разработки и реализации Адаптированной Образовательной Программы характеристики
Пояснительная записка Цель и задачи реализации Программы Основные принципы и подходы к формированию Программы Характеристика детей с нарушением слуха icon Пояснительная записка цели и задачи реализации Программы; -принципы...
Программы характеристики, в т ч характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста
Пояснительная записка Цель и задачи реализации Программы Основные принципы и подходы к формированию Программы Характеристика детей с нарушением слуха icon Цели и задачи реализации Программы. 4 1 Принципы и подходы к формированию Программы. 4
Характеристики особенностей развития детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
Пояснительная записка Цель и задачи реализации Программы Основные принципы и подходы к формированию Программы Характеристика детей с нарушением слуха icon Пояснительная записка 1 Цели и задачи реализации Программы 2 Принципы...
Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного...
Пояснительная записка Цель и задачи реализации Программы Основные принципы и подходы к формированию Программы Характеристика детей с нарушением слуха icon Пояснительная записка 3 Цели и задачи реализации Программы 4 Принципы...
Значимые для разработки программы характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста с нарушениями функций опорно-двигательного...
Пояснительная записка Цель и задачи реализации Программы Основные принципы и подходы к формированию Программы Характеристика детей с нарушением слуха icon Пояснительная записка 2 Цели и задачи коррекционной программы 3 Принципы...
Планируемые результаты освоения слабовидящими дошкольниками коррекционной программы
Пояснительная записка Цель и задачи реализации Программы Основные принципы и подходы к формированию Программы Характеристика детей с нарушением слуха icon Пояснительная записка 2 Цели и задачи реализации программы 3 Принципы...
Система достижения планируемых результатов воспитанников гбдоу д/c №3 «Андрейка» 18
Пояснительная записка Цель и задачи реализации Программы Основные принципы и подходы к формированию Программы Характеристика детей с нарушением слуха icon Пояснительная записка Цели и задачи реализации Программы Принципы...
Планируемые результаты освоения Программы в соответствии с целевыми ориентирами
Пояснительная записка Цель и задачи реализации Программы Основные принципы и подходы к формированию Программы Характеристика детей с нарушением слуха icon Пояснительная записка Цели и задачи реализации Программы Принципы...
Планируемые результаты освоения Программы в соответствии с целевыми ориентирами
Пояснительная записка Цель и задачи реализации Программы Основные принципы и подходы к формированию Программы Характеристика детей с нарушением слуха icon Основной образовательной программы мбдоу «Детский сад №7 комбинированного...
Пояснительная записка: цели и задачи реализации программы, принципы и подходы к формированию Программы, характеристики особенностей...
Пояснительная записка Цель и задачи реализации Программы Основные принципы и подходы к формированию Программы Характеристика детей с нарушением слуха icon Целевой раздел образовательной программы. Пояснительная записка....
Комплексно – тематическое планирование образовательной деятельности в средней группе

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск