ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту профессионального стандарта
«Графический дизайнер»
Москва
2016
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ТРУДОВЫХ ФУНКЦИЙ 3
1.1.Перспективы развития в области графического дизайна 3
1.2. Зарубежный опыт 7
1.3. Описание обобщенных трудовых функций 16
2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА 23
2.1. Организации-разработчики проекта стандарта 23
2.2. Требования к экспертам, привлекаемым к разработке проекта стандарта 24
2.3. Этапы работы 24
2.4. Общие сведения о нормативно-правовых документах, регулирующих вид профессиональной деятельности, для которого разработан стандарт 26
3. ОБСУЖДЕНИЕ ПРОЕКТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА 26
ПРИЛОЖЕНИЕ №1 30
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 31
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3 35
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4 64
ПРИЛОЖЕНИЕ № 5 67
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ТРУДОВЫХ ФУНКЦИЙ
Профессиональные стандарты являются важным фактором реализации Указов Президента РФ от 07.05.2012 N 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» и № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». В развитие Указов Президента РФ Федеральным собранием Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации был принят ряд документов, направленных на разработку профессиональных стандартов и их применение.
В соответствии с Указом Президента РФ был создан Национальный Совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, который вместе с Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП) и Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруда России) проводит работу по активизации профессиональных сообществ в разработке и применении профессиональных стандартов. Приказом Минтруда России от 02 ноября 2015 г. № 831 был утвержден список 50-ти наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, которые требуют среднего профессионального образования, в число которых включен профессиональный стандарт «Графический дизайнер». Повышение роли специалистов среднего звена, которые становятся всё более востребованными на рынке труда во всех его сегментах, является общей тенденцией для современной экономики.
-
Перспективы развития в области графического дизайна
Графический дизайн представляет собой проектно-художественную деятельность, направленную на создание или изменение визуально-коммуникативной среды, в соответствии с определёнными задачами и требованиями.
Во-первых, графика относится к пространственным (пластическим) искусствам, то есть графическое художественное произведение имеет конкретный материальный носитель и не нуждается во временной компоненте как искусства, которые развиваются во времени (музыка, художественное слово).
Во-вторых, графика относится к изобразительным искусствам, то есть она отражает действительность в наглядных, зрительно воспринимаемых образах, в которых узнаются формы самой действительности и благодаря методом обобщения, типизации, воображению художника получает возможность эстетически раскрывать временное развитие событий, духовный облик, переживания, мысли, взаимоотношения людей, воплощать общественные идеи (в отличии от архитектуры, которая не изображает окружающий мир, а создает мир собственный, не похожий на действительность, данную нам природой).
Несмотря на довольно длинную историю, графический дизайн является по своей сути феноменом современности, находится в стадии живого развития и скорее должен быть изучен и наблюдаем по неким утвердившимся трудам.
Сегодня графический дизайн используется в рекламе, издательской деятельности и печати, кино, телевидении, компьютерной и электронной технике, других областях массовой информации. Недаром его иногда очень точно называют коммуникационным дизайном.
Наиболее сильной стороной отечественного дизайна была и остается эстетика, что объясняется двумя принципиальными моментами: особенностями появления дизайна в России и спецификой развития государства в XX веке.
В отличие от зарубежного дизайна, который возник из потребности промышленности каким-либо образом стимулировать сбыт товаров, российский дизайн вышел из беспредметного искусства в основном через творчество производственников и конструктивистов. Художники и теоретики этих направлений дали толчок к его возникновению.
Деятельность дизайнера-графика включает сбор и анализ информации, определение проблемы и постановку цели, проектирование как создание общей дизайн-концепции, а после этого осуществляется разработка графического решения и гармоничной композиции. Поэтому в компетенцию специалиста входят знание и анализ рынка, потребителей, психологических возможностей восприятия и, безусловно, умение выбрать наиболее подходящее средство выразительности. Возникают проблемы понимания и усвоения новой информации, визуализации понятий, представлений, процессов, не существующих в зримой форме, которые решает активно развивающаяся так называемая «информационная графика».
В последнее время наблюдается процесс трансформации графического дизайна в дизайн визуальных коммуникаций. Вызван он, в первую очередь, появлением в общественной практике необычного для традиционного дизайна класса задач, необходимостью проектирования не отдельных объектов, а сложных систем объектов нового типа.
Виды графического дизайна можно классифицировать в зависимости от объектного проектирования. Например, во всех формах графического дизайна, использующих текст, значительную роль играет типографика, в основе которой — проектирование словесного текста средствами типографского набора. Важным моментом, здесь является размещение готовых форм (заголовков, слов, частей текста, заставок и пр.) как относительно друг друга, так и по отношению к носителю информации (газетная полоса, поле афиши и т.д.).
Такой вид графического дизайна, как промышленная графика, тесно связан с промышленным производством и его продукцией. Главными объектами разработки являются фирменные знаки, этикетки, марки, упаковки и пр. Графический дизайн широко распространен в сферах коммерции, коммуникаций, развлечений. Например, рекламная графика: плакаты и афиши, рекламные брошюры и объявления, листовки, календари, значки, наклейки и другие объекты проектирования, связанные с той или иной рекламной кампанией.
Особую роль графический дизайн играет в создании фирменного стиля, основная цель которого — появление определенного и постоянного запоминающегося зрительного образа всего, что связано с предприятием, его деятельностью и продукцией. Основные элементы фирменного стиля — логотип, шрифт, цветовая гамма, композиционные принципы — могут охватывать широкие сферы: от стандартного минимума (фирменный бланк, конверт и визитная карточка) до графического оформления всей документации фирмы, ее рекламы, оформления транспортных средств и художественно-стилистического решения интерьеров.
В последние годы широкое распространение получила компьютерная (машинная) графика — явление, отражающее совокупность приемов и действий, обусловливающих автоматизацию процессов подготовки, преобразования и воспроизведения графической (визуальной) информации с помощью ЭВМ. Компьютерная графика активно используется во всех видах графического дизайна, в том числе в телевизионной графике и в кино (телевизионные заставки, клипы, титры, телереклама и пр.). Также отношение к цвету имеет солидный культурно-исторический базис, сформировавшийся на основе цветовой символики и договоренности между людьми о значении цветов, что позволяет говорить о цветовом языке.
В последнее десятилетие в нашей стране стал развиваться графический дизайн как самостоятельная область художественного проектирования/конструирования. При создании графических объектов идет процесс освоения художественно-конструкторского подхода; культивируется специфически дизайнерское мышление, совмещающее традиционную для графика заботу о художественном результате с заботой о целесообразности решения и его функциональной направленности. Разрабатывая упаковку, рекламу, системы графических знаков и другие средства визуальных коммуникаций, графический дизайн призван сыграть важную роль в решении задачи повышения качества продукции и культуры обслуживания, совершенствования организации торговли и общественного питания. Деятельность дизайнеров-графиков приобретает все большую значимость в жизни нашего общества.
Становление профессии дизайнера-графика и связанные с этим практические проблемы определения ее задач, методов и средств, а также проблемы организации образования вызвали необходимость теоретического и методического исследования этой деятельности.
Любое произведение дизайн-графики предназначено в первую очередь для решения той или иной коммуникативной задачи и, соответственно, в деятельности дизайнера-графика основное значение имеет ее коммуникативный аспект. Превращая заданную информацию (в широком смысле слова) в графические знаки и образы и проектируя тем самым средства визуального общения, дизайнер выступает в роли визуального коммуникатора. Поэтому профессия дизайнера-графика имеет прямое отношение к процессу визуализации, играющему заметную и все возрастающую роль в современной культуре. Графический дизайн, применительно к полиграфии, упаковке, телевидению, кино, а также другим сферам визуального творчества, развивает свои специфические средства выражения, углубляет общий процессе визуализации.
Новые экономические условия в России сформировали новый рынок рабочей силы и потребовали создания иных механизмов его регулирования, повышения образовательного и профессионально-квалификационного уровня трудовых ресурсов. Поэтому в связи с новыми задачами развития производства, создания новой техники и технологий квалификация, приобретенная работником ранее, должна быть приведена в соответствие с изменяющимися квалификационными требованиями или доведена до уровня, требуемого для работы по новым профессиям.
Работодатели тоже пересматривают требования к персоналу с точки зрения его компетентности. Знания, умения и навыки теперь рассматриваются в контексте способности и готовности эффективно применять их на практике, удовлетворять стандартам качества при производстве продукции и предоставлении услуг. Таким образом, ключевой позицией в достижении экономической стабильности организаций в первую очередь является повышение качества рабочей силы, которое должно отвечать совокупным требованиям различных сфер трудовой деятельности: экономической, научно-технической, информационной, социальной, морально-этической и др.
|