Скачать 1.23 Mb.
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОЕКТУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА «АДМИНИСТРАТОР БАЗ ДАННЫХ» Раздел I. Общая характеристика вида профессиональной деятельности, трудовых функций
Правовыми основаниями для разработки проекта профессионального стандарта «администратор баз данных» являются:
Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации (статья 195.1) профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Настоящий проект профессионального стандарта представляет собой структурированное описание профессиональной деятельности администратора баз данных. Документ определяет состав обобщенных трудовых функций, декомпозирующих их трудовых функций и трудовых действий, а также устанавливает требования к соответствующим уровням квалификации. Настоящий документ разработан в целях:
В соответствие с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 года № 23 «О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» профессиональные стандарты применяются:
Соответственно, качество разрабатываемых профессиональных стандартов способно оказать самое непосредственное влияние на конкурентоспособность рабочей силы в целом и специалистов в области информационных технологий (включая администраторов баз данных) в частности. Развитие сектора информационных технологий, неотъемлемым элементом которых являются базы данных, рассматривается как безусловный стратегический национальный приоритет абсолютно во всех доктринальных, концептуальных и программных документах, принятых в последние годы. Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р (далее – Концепция), одним из вызовов является переход к формированию новой технологической базы экономических систем, основанной на использовании новейших достижений в области информатики. Ответ на этот вызов - инновационный сценарий, направленный на формирование новой экономики, или экономики знаний и высоких технологий, в число которых входят информационные технологии. При этом в отношении сектора информационных технологий Концепция определяет такие цели, как повышение качества жизни граждан, развитие экономической, социально-политической и культурной сфер жизни общества, а также совершенствование системы государственного управления. В народнохозяйственном плане «классическими» эффектами от применения информационных технологий является существенное сокращение транзакционных издержек в экономике за счет стандартизации процессов/среды взаимодействия и рост производительности труда. Помимо этого, уменьшаются непродуктивные расходы (например, переход к предоставлению государственных услуг в электронном виде экономит около 25 миллионов часов рабочего времени в год за счет отказа от необходимости посещения различных органов власти или существенного сокращения очередей), оптимизируется структура и объем затрат на обеспечение деятельности органов власти. Как подчеркивается в Концепции, в период до 2020 года наибольшее влияние на уровень экономической конкурентоспособности и национальную безопасность будет оказывать прогресс в информационно-коммуникационных технологиях. Также ставится задача расширения позиций российских компаний на мировых высокотехнологичных рынках, превращение высокотехнологичных производств и отраслей экономики знаний в значимый фактор экономического роста. В свою очередь, Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года утверждает, что общий экономический рост и темпы инновационного развития будут все более взаимосвязаны. С одной стороны, инновационное развитие (обеспечиваемое, в том числе, за счет информационных технологий) превратится в основной источник экономического роста в результате повышения производительности труда и эффективности производства во всех секторах экономики, расширения рынков и повышения конкурентоспособности продукции, создания новых отраслей, наращивания инвестиционной активности, роста доходов населения и объемов потребления. Предполагается, что инновационное развитие обеспечит дополнительные 0,8 процентных пункта ежегодного экономического роста сверх инерционного сценария развития, начиная с 2015 года. С другой стороны, экономический рост расширит возможности для появления новых продуктов и технологий, позволит государству увеличить инвестиции в развитие человеческого капитала (прежде всего в образование и фундаментальную науку), а также в поддержку инноваций, что окажет мультиплицирующее воздействие на темпы инновационного развития. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года устанавливает, что обеспечение национальной безопасности за счет экономического роста достигается путем развития национальной инновационной системы, повышения производительности труда и модернизации приоритетных секторов национальной экономики. В качестве одного из главных направлений на среднесрочную перспективу вышеуказанная стратегия определяет технологическую безопасность. На основании вышеизложенного представляется возможным заключить, что уровень развития отечественных информационных технологий самым непосредственным образом связан с гарантией реального национального государственного суверенитета и закреплением геополитической роли страны. Администрирование баз данных представляет собой вид профессиональной деятельности, эффективное выполнение которой оказывает самое непосредственное влияние не только на конкурентоспособность важнейших секторов национальной экономики (позволяя минимизировать операционные риски), но и на соблюдение конституционных прав граждан на защиту персональных данных. Часть 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации запрещает «сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия». Хранящиеся в базах данных сведения (Ф.И.О., паспортные данные, номера полисов (ОМС, ОСАГО, Пенсионного фонда) и телефонов, адрес проживания) и прочая подобная информация являются неотъемлемой частью частной жизни и подлежат защите от несанкционированного распространения. Деятельность по администрированию баз данных регламентируется целым рядом норм, установленных, в частности, следующими нормативными правовыми актами:
Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации (пункт 2 статьи 1260) базой данных является представленная в объективной форме совокупность самостоятельных материалов (статей, расчетов, нормативных актов, судебных решений и иных подобных материалов), систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть найдены и обработаны с помощью электронной вычислительной машины (ЭВМ). Гражданский кодекс Российской Федерации (пункт 3 части 1 статьи 1225) относит базы данных к результатам интеллектуальной деятельности и приравненным к ним средствам индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью). В связи с недавним присоединением России Всемирной торговой организации работа администраторов баз данных подпадает, соответственно, под нормы, установленные Соглашением ВТО о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (TRIPS). Положения статьи 1280 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливают ограничения в отношении баз данных как объектов интеллектуальной собственности. При этом такие ограничения самым непосредственным образом связаны с функциями, исполняемыми администраторами баз данных (копирование, внесение изменений в базы данных и т.д.). Согласно определению в Гражданском кодексе Российской Федерации центральным элементом базы данных является совокупность материалов, в отношении которой устанавливаются соответствующие признаки:
При этом совокупность материалов должна рассматриваться в целостности - как единство формы и содержания. На основе юридического значения признаков базы данных появляется возможность устанавливать регулирование как в отношении формы (в этом случае основным является подбор и расположение материалов, т.е. систематизация), так и в отношении содержания - применительно к охране уже не базы данных в целом, а ее материалов от несанкционированного повторного использования. На основании вышеизложенного представляется возможным заключить, что база данных является не только составным произведением, но еще и сложным объектом, так как содержит в своем составе несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности. Сфера применения настоящего профессионального стандарта ограничивается деятельностью по администрированию баз данных и исключает деятельность по созданию баз данных, предусмотренную кодом 72.40 Общероссийского классификатора видов экономической деятельности. Соответственно, настоящий профессиональный стандарт не регламентирует деятельность по проектированию баз данных (разработке концепций, структуры, состав баз данных). Четкое разграничение функций «создание баз данных» и «администрирование баз данных» для целей разработки настоящего профессионального стандарта представляется не только целесообразным, но и необходимым для целей классификации. Методологический подход, предусматривающий такое разграничение, реализован и в зарубежных классификационных системах. В частности, 2010 Standard Occupation Classification (SOC) США (аналог Общероссийского классификатора занятий) относит эти функции к разным категориям. Подкатегория «Database Administrators» (код 15-1141) входит в состав категории «Database and Systems Administrators and Network Architects» (код 15-1140). При этом функции по созданию баз данных зафиксированы в рамках подкатегории «Software Developers, Applications» (код 15-1132), в свою очередь, входящей в состав категории «Software Developers and Programmers» (код 15-1130). Согласно американской системе SOC основные функции администратора баз данных (код 15-1141) включают в свой состав:
Помимо этого, администраторы баз данных могут планировать, координировать и осуществлять меры безопасности по защите компьютерных баз данных. При этом данная подкатегория исключает «Information Security Analysts» (код 15-1122). Функции администраторов баз данных более детально прописаны в Occupational Outlook Handbook (2012-13 Edition), Bureau of Labor Statistics, U.S. Department of Labor:
Подавляющее большинство администраторов баз данных исполняют все вышеперечисленные функции, однако некоторые администраторы специализируются на исполнении ряда функций, которые варьируются в зависимости от конкретной организации и её нужд. Министерство труда США выделяет два направления специализации:
Разработка настоящего проекта профессионального стандарта осуществлялась с учетом отечественных и зарубежных стандартов, в частности:
Гармонизация проекта вышеуказанного профессионального стандарта с зарубежными аналогами, а также анализ потребностей рассматриваемого сегмента рынка труда позволили обеспечить соответствие разработанного документа современным направлениям развития профессиональной деятельности в области администрирования баз данных. В данном контексте необходимо отметить, что такая гармонизация в полной мере соответствует стратегическим целям, установленным в Концепции развития национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2012 года № 1762-р, в частности: |
Пояснительная записка к проекту профессионального стандарта Общая характеристика вида профессиональной деятельности, трудовых функций |
Пояснительная записка к проекту профессионального стандарта «бизнес-аналитик» Общая характеристика вида профессиональной деятельности |
||
Пояснительная записка к проекту профессионального стандарта «бизнес-аналитик» Общая характеристика вида профессиональной деятельности |
Пояснительная записка к проекту профессионального стандарта «Работник по ремонту гидротурбинного и гидромеханического оборудования гидроэлектростанций/гидроаккумулирующих электростанций» |
||
Пояснительная записка к проекту профессионального стандарта «Работник по мониторингу и диагностике гидротехнических сооружений гидроэлектростанций/гидроаккумулирующих электростанций» |
Пояснительная записка к проекту профессионального стандарта ... |
||
Пояснительная записка к проекту профессионального стандарта «Официант / Бармен» Общая характеристика вида профессиональной деятельности, трудовых функций 2 |
Пояснительная записка к проекту профессионального стандарта «Работник по мониторингу и диагностике оборудования и систем гидроэнергетических объектов гидроэлектростанций и гидроаккумулирующих... |
||
Пояснительная записка к проекту профессионального стандарта ... |
Пояснительная записка к проекту профессионального стандарта «Специалист... Общая характеристика вида профессиональной деятельности, трудовых функций |
||
Пояснительная записка к проекту профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» Общая характеристика вида профессиональной деятельности, трудовых функций |
Пояснительная записка к проекту профессионального стандарта «Специалист... Общая характеристика вида профессиональной деятельности, трудовых функций. 2 |
||
Пояснительная записка к проекту профессионального стандарта «Аудитор... I. Общая характеристика вида профессиональной деятельности, трудовых функций. 1 |
Пояснительная записка к проекту профессионального стандарта «Работник по эксплуатации оборудования автоматизированных систем управления технологическим процессом гидроэлектростанций/ гидроаккумулирующих... |
||
Пояснительная записка к проекту профессионального стандарта «Селекционер... Общая характеристика вида профессиональной деятельности, трудовых функций винодела |
Пояснительная записка к проекту профессионального стандарта «Оператор... Общая характеристика вида профессиональной деятельности, трудовых функций 3 |
Поиск |