Пояснительная записка к проекту профессионального стандарта
«Специалист в области воспитания»
Содержание
Раздел 1 Общая характеристика вида профессиональной деятельности, трудовых функций
Информация о перспективах развития вида профессиональной деятельности
1.2. Описание обобщенных трудовых функций и трудовых функций и обоснование их отнесения к конкретным уровням (подуровням) квалификации
Раздел 2. Основные этапы разработки проекта профессионального стандарта
2.1. Этапы разработки профессиональных стандартов
2.2. Информация об организациях, на базе которых проводились исследования, и обоснование выбора этих организаций
2.3. Описание требований к экспертам, привлекаемым к разработке проекта профессионального стандарта, и использованных методов
2.4.Общие сведения о нормативно-правовых документах, регулирующих вид профессиональной деятельности, для которого разработан проект профессионального стандарта
Раздел 3. Обсуждение проекта профессионального стандарта
Приложение 1. Сведения об организациях, привлеченных к разработке проекта профессионального стандарта
Приложение 2. Сведения об организациях и экспертах, привлеченных к обсуждению проекта профессионального стандарта
Приложение 3. Сводные данные о поступивших замечаниях и предложениях к проекту профессионального стандарта
Приложение 4. Список организаций, на сайтах которых был размещен проект профстандарта с целью общественного обсуждения
Приложение 5. Перечень мероприятий, проведенных с цельюобсуждения профстандарта в 2016 году
Приложение 6. Перечень писем поддержки проекта профессионального стандарта «Специалист в области воспитания», поступивших в ходе общественного обсуждения в мае - июне 2016 года
Раздел 1. Общая характеристика вида профессиональной деятельности, трудовых функций
Информация о перспективах развития вида профессиональной деятельности
Утверждение профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» является закономерным актом, отражением устойчивой тенденции повышения социального статуса воспитания, которая особо ярко проявилась на протяжении последнего десятилетия. В современной России воспитание на самом высоком государственном уровне рассматривается в качестве приоритета.
В 2012 году в Послании Федеральному собранию В.В.Путин отметил: «Школа не просто передает набор знаний. Думаю, вы со мной согласитесь: качественное обучение без воспитания невозможно». Президент РФ дал поручение Правительству подготовить программу полноценного развития в школе воспитательной компоненты, после чего появились соответствующая программа Минобрнауки, а затем Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г.).
Одной из важнейших задач в Стратегии названо кадровое обеспечение воспитательного процесса, чему безусловно будет способствовать утверждение стандарта «Специалист в области воспитания», который определяет трудовые функции, требования к знаниям, умениям и навыкам тех специалистов, которые непосредственно организуют воспитательный процесс в образовательных организациях и от которых прежде всего зависит качество реализации воспитательной образовательной организации в целом.
Педагогическая деятельность в области воспитания в российской системе образования имеет глубокие корни, сложившиеся традиции, но в современных условиях нуждается в модернизации. Это обусловлено несколькими группами факторов.
Во-первых, высокой социокультурной динамикой современного общества, которое характеризуется глобализацией, информатизацией, межкультурным диалогом, множеством социальных рисков и требует от подрастающих поколений мобильности, инициативности, готовности к ценностному, жизненному самоопределению, принятию решений в постоянно возникающих ситуациях выбора.
Позитивная социализация подрастающих поколений сегодня может быть обеспечена только при условии высокого кадрового потенциала специалистов в области воспитания. В современном мире возрастает ценность человеческого капитала, необходимость в компетентных профессионалах, владеющих инновационными технологиями деятельности, способных действовать в ситуации неопределенности, готовых к самостоятельному проектированию воспитательного процесса, такой его организации, при которой дети и молодежь могли бы приобрести актуальный социокультурный опыт как прочное основание развития их личностной позиции, готовности к самореализации в социальной практике.
Во-вторых, приоритетами социально-экономического развития России. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р), Указ Президента Российской Федерации 7 мая 2012 года № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике», Указ Президента Российской Федерации 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» определяют в качестве таких приоритетов совершенствование национальной инновационной системы, повышение конкурентоспособности российской экономики, интеграцию России в мировые процессы создания и использования нововведений.
В-третьих, актуализацией в современных условиях воспитательного потенциала образования, которое призвано обеспечить позитивную социализацию обучающихся, формирование у них гражданской позиции, нравственных установок, подготовку к самоопределению. Приоритетность воспитательных задач отражена в ряде государственных документов: в Программе патриотического воспитания граждан Российской Федерации, Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования и других.
Разработка и реализация профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» отвечает задачам кадрового обеспечения реализации государственной стратегии, профессиональный стандарт ориентирован на обозначенные в стратегии приоритеты развития воспитания и представляет собой нормативно-методический документ, характеризующий трудовые функции, профессиональные навыки, знания работников, необходимые для осуществления педагогической деятельности в области воспитания обучающихся. Преодоление разрыва между потребностями экономики в квалифицированных кадрах, обладающих мобильностью, склонностью к предпринимательству и принятию риска, мотивированных на обучение в течение всей жизни, и реальным уровнем их подготовки связывается с модернизацией системы профессионального образования. Успех реформ в профессиональном образовании во многом связан с обновлением педагогической, в частности воспитательной деятельности: не только содержательным изменением и усложнением традиционных для этой деятельности трудовых функций (например, организации досуговой деятельности обучающихся или научно-методического обеспечения воспиаттельного процесса), но и появлением новых элементов бизнес-процесса (например, педагогической поддержки социальных инициатив обучающихся, их самоорганизации; проектирования воспиаттельного процесса с учетом индивидуальных особенностей, интересов обучающихся; педагогического сопровождения обучающихся в проектировании ими индивидуального маршрута в коллективной деятельности, процессов самоопределения обучающихся, мотивации их самореализации в социальной практике).
Новые задачи педагога сегодня состоят в том, чтобы поддержать обучающегося в его самостоятельной творческой социально и личностно значимой деятельности, обеспечить возможность приобретения актуального социокультурного опыта.
Качественные изменения в деятельности педагогов – специалистов в области воспитания - связаны с возрастанием значимости компетенций в области социально-педагогического проектирования, создания практико-ориентированной образовательной среды, сопровождения жизненного самоопределения обучающихся, формирования социальных компетенций, реализации технологий педагогической поддержки, сопровождения инициативных проектов обучающихся, их индивидуальных маршрутов.
Педагогическим работникам профессиональный стандарт будет служить алгоритмом при осуществлении педагогической деятельности в области воспитания обучающихся, который позволит создавать условия для духовно-нравственного, интеллектуального, физического развития обучающихся, расширять у них актуальный позитивный социокультурный опыт, осуществлять проектирование и реализацию программ воспитания в образовательных организациях разного типа, осуществлять педагогическую поддержку детского самоуправления, деятельности детских и молодежных общественных объединений, организаций; организовывать досуговую деятельности детей и молодежи в свободное от учебы время, включая каникулярное как в образовательной организации так и по месту жительства, обеспечивать поддержку социальных инициатив обучающихся, развивать социальное партнерство институтов социализации, выявлять и учитывать индивидуальные потребности обучающихся в их личностном становлении и социальном развитии, осуществлять тьюторское сопровождение обучающихся.
Профессиональный стандарт несет в себе преимущества для населения, работников образования, работодателей, образовательных организаций и органов управления образованием, является одним из условий создания благоприятных условий для позитивной социализации обучающихся.
Активная деятельность по разработке профессиональных стандартов в сфере образования актуализирует необходимость обращения к зарубежному и международному опыту создания и внедрения аналогичных документов. Интересны подходы к формированию требований к педагогической деятельности в странах-участницах организации экономического сотрудничества и развития. Для анализа были отобраны Австралия, Австрия, Германия, Израиль и Финляндия. С одной стороны, большинство этих стран имеют основательные исторические традиции сотрудничества с Россией в сфере образования, с другой – они обладают разными моделями описания требований к профессиональной деятельности, разными подходами к ее стандартизации.
В Израиле нет профессиональных стандартов, как самостоятельных документов, но существует гибкая система подготовки педагогических кадров для разных ступеней образования в колледжах, институтах, университетах. Требования к квалификации израильских преподавателей формулируются в рамках специально и часто очень узко разрабатываемых программ, отвечающих актуальному состоянию деятельности. Показательны примеры наименований педагогических специальностей, по которым ведется подготовка в высших учебных заведениях Израиля. Они дают представление о квалификационной структуре в этой области. В Школе педагогики гуманитарного факультета Тель-Авивского университета ведется подготовка бакалавров по специальностям:0712 - Консультирование в сфере образования;0713 - Преподавание в специальных классах;0714 - Сурдопедагогика;0715 - Социальные основы образования;0716 - Организация и администрирование в системе образования;0717 - Система преподавания и оценок. Школа педагогики готовит магистров по специальностям:0712 - Консультирование в сфере образования;0716 - Администрирование и организация в системе образования;0731 - Разработка учебных программ;0732 - Исторические и философские аспекты образования;0733 - Системы исследований, измерений и оценок;0734 - Социология в системе образования;0761 - Подготовка педагогов. Как видим, просматриваются отдельные виды деятельности, связанные с руководством в сфере образования, консультационной, социальной работой, оцениванием, разработкой методического обеспечения, работой с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и т.д.
Австрия, Германия и Финляндия – страны, в которых не принято разрабатывать профессиональные стандарты в силу традиционно сильных связей с работодателями при разработке учебных планов. Преподавательский корпус системы профессионального образования преимущественно формируется из работников организаций работодателей. Требования к преподавателям в Германии (по-немецки «тренерам» или «инструкторам») определяет «Директива о пригодности инструкторов». К ним относятся, например, следующие требования:
- разработка содержания обучения (разработка программы и УМК);
- обеспечение достижения обучающимся положительных результатов (в том числе условий, которые способствуют успешному обучению и развитию мотивации деятельности (учебной и профессиональной), обратной связи с обучающимися);
- выбор методов и материалов обучения соответственно целевой аудитории и использование их в соответствии с учебной или рабочей ситуацией;
- определение потребностей в сотрудничестве с учреждениями-партнерами.
Требования к преподавателям высшего образования разрабатываются непосредственно вузами.
Заметим, что в немецкой педагогике так же как и в российской существует самостоятельный термин воспитание (Erziehung), в который вкладывается аналогичный российским воспитательным ценностям смысл формирования у детей и молодежи нравственных установок, моральных убеждений. «Erziehung zur Demokratie» – пожалуй, главная идеологическая линия воспитания в немецком обществе – означает направленность воспитания на формирование у подрастающих поколений демократических гуманистических ценностей. Сам термин «педагогика» в современном немецком языке базируется на термине «воспитание»: Erziehungswissenschaft – наука о воспитании.
Национальное управление образования Финляндии совместно с Европейским центром развития профессионального образования и обучения (CEDEFOP) разработало «Рамку компетенций работников профессионального образования и обучения». В рамке представлены 4 вида деятельности: управление, обучение, повышение квалификации и саморазвитие, сетевое взаимодействие, описанные по трем уровням: преподаватель (учитель); мастер (инструктор) на производстве; руководитель. Стоит заметить, что это не должности, а именно квалификационные уровни в данной профессиональной деятельности. К каждому из этих уровней могут быть отнесены разные должности. По каждому виду деятельности рамка фиксирует основные функции, компетенции, знания и умения. Детализированное описание требований к компетенциям конкретных работников системы профессионального образования Финляндии происходит на уровне учебных планов их подготовки или на уровне должностных инструкций образовательных организаций.
Еще один подход к стандартизации деятельности преподавателей профессионального и дополнительного образования отражен в документах Австралии. В 2011 году Австралия утвердила национальную рамку квалификаций. Один из главных приоритетов развития образования Австралии – это развитие способности педагогов разрабатывать образовательные программы, реализовывать их в соответствии с последними достижениями информационных технологий, использовать эти технологии в работе. На всех ступенях образования чувствуется необходимость в развитии высокоуровневых квалификаций, которые обеспечивали бы поддержку (методическую, информационную, научную и т.д.) деятельности педагогов. Именно поэтому в новую версию пакета документов «Обучение и образование» вошли описание квалификаций, сгруппированных по разделам: оценивание; реализация, организация и поддержка образовательных процессов и процессов обучения; управление в системе образования; разработка учебно-методических материалов и информационных ресурсов; связи с работодателями и общественностью; повышение квалификации; сбор, обобщение, распространение эффективных образовательных практик; консультационные услуги в образовании и обучении и др.
В соответствии с этими разделами выделены отдельные квалификации. Например: разработка оценочных средств; планирование оценочных процедур; продвижение лучших практик оценивания; разработка внедрения стратегии признания образования и обучения; разработка методических материалов (программ, их элементов) в профессиональном обучении; планирование, организация и реализация обучения в группах; координирование и поддержка дистанционного обучения; наставник на рабочем месте; международные образовательные услуги и т.д. Предполагается, что эти квалификации могут быть соотнесены с такими должностями как учитель, руководитель, менеджер по образованию, консультант по организации образовательного процесса или процесса обучения, специалист (буквально «лидер») по развитию персонала, тьютор, социальный педагог, специалист по планированию потребностей в кадрах, менеджер, обеспечивающий прикладные исследования в сфере профессионального развития кадров и др.
Квалификации описаны так, что каждой из них соответствует набор критериев оценки квалификации. Например, компетенция «Определять параметры программы» для квалификации «Разработка образовательных программ» имеет следующие критерии: согласовывать цели и тип образовательной программы с ключевыми заинтересованными сторонами; выбирать стандарты и другие документы сферы обучения и образования, на основе которых будет разработана программа; определять требования к уровню сложности программы; определять и описывать характеристики целевой группы обучающихся по программе.
Проведенный анализ позволяет утверждать, что педагогическая деятельность интенсивно развивается, прирастает новыми функциями, приобретает новый статус как фактор социализации, социальной адаптации обучающихся, их жизненного самоопределения. Это мировой тренд, который необходимо учитывать при разработке профессионального стандарта.
1.2. Описание обобщенных трудовых функций и трудовых функций и обоснование их отнесения к конкретным уровням (подуровням) квалификации
Модернизация образования обусловливает обновление состава трудовых функций и профессиональных компетенций педагогов – специалистов в области воспитания. В связи с этим при разработке проекта учитывалось изменение парадигмы образования, усиление его воспитательной компоненты, личностной, гуманистической направленности, повышение его воспитательного потенциала, укрепление его ценностных оснований, а также актуальные требования к организации воспитательного процесса.
В основу разработки профессионального стандарта была положена методика функционального анализа деятельности путем ее последовательной декомпозиции. Выделение трудовых функций по каждой ОТФ проводилось в логике процессуального подхода (представлен цикл деятельности) и с учетом объектов (предметов) профессиональной деятельности. В качестве отправной точки анализа использовался перечень должностей педагогических работников. Эти материалы были дополнены анализом профессиональной деятельности с учетом мнения экспертов.
Проект профессионального стандарта сформирован на основе следующих принципов: учет возросших требований к адаптивности и профессиональным компетенциям педагогов; учет образцов лучшей практики, опыта организаций, являющихся лидерами в области образования и ориентированных на будущее; учет объективной структуры профессиональной деятельности, сложившегося в отрасли разделения труда; последовательная декомпозиция области профессиональной деятельности на обобщенные трудовые функции (ОТФ), трудовые функции (ТФ) и трудовые действия (ТД); измеряемость (возможность проверки) овладения видом трудовой деятельности и соответствующими ему трудовыми функциями; использования правил полноты перечня, точности формулировок ОТФ, ТФ и ТД, их относительной автономности, сертифицируемости и удобства применения в управлении персоналом; необходимости охвата реализации образовательных программ всех уровней и направленности, указанных в наименовании профессионального стандарта; специфики преподавания программ профессионального обучения, различного уровня профессионального образования, дополнительного профессионального образования.
Выделение ОТФ выполнено с учетом разделения труда, существующего в данной области трудовой деятельности и закрепленного в номенклатуре должностей педагогических работников. В результате логика ОТФ в ПС определяется, во-первых, спецификой педагогической деятельности в области воспитания, а также уровнем профессионального образования. Выделение трудовых функций по каждой обобщенной трудовой функции проведено в логике процессуального подхода (представлен цикл деятельности) и (или) с учетом объектов (предметов) профессиональной деятельности.
В результате в проект ПС вошло описание следующих ОТФ и ТФ (таблица 1).
Каждая из обобщенных трудовых функций в силу своей автономности может быть выделена в отдельную должность: социальный педагог, старший вожатый, педагог-организатор, воспитатель, старший воспитатель, педагог-библиотекарь, тьютор.
Должности определены в соответствие с номенклатурой должностей педагогических работников, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 N 678. Это создает условия для обеспечения сохранения государственных гарантий и льгот, предусмотренных законодательством для педагогических работников.
Таблица 1 - Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт
Обобщенные трудовые функции
|
Трудовые функции
|
Социально-педагогическая поддержка обучающихся в процессе социализации
|
Планирование мер по социально-педагогической поддержке обучающихся в процессе социализации
|
Организация социально-педагогической поддержки обучающихся в процессе социализации
|
Организационно-методическое обеспечение социально-педагогической поддержки обучающихся
|
Организация деятельности детских общественных объединений в образовательной организации
|
Оказание педагогической поддержки обучающимся в создании общественных объединений
|
Педагогическое сопровождение деятельности детских общественных объединений
|
Развитие самоуправления обучающихся на основе социального партнерства социальных институтов
|
Организационно-педагогическое обеспечение воспитательного процесса
|
Организационно-педагогическое обеспечение проектирования и реализации программ воспитания
|
Организация работы по одному или нескольким направлениям внеурочной деятельности
|
Организационно-методическое обеспечение воспитательной деятельности
|
Воспитательная работа с группой обучающихся
|
Планирование воспитательной деятельности с группой обучающихся
|
Организация социально и личностно значимой деятельности группы обучающихся
|
Организационно-методическое обеспечение воспитательного процесса в группе обучающихся
|
Библиотечно-педагогическая деятельность в образовательной организации общего образования
|
Информационно-библиотечное сопровождение учебно-воспитательного процесса
|
Проведение мероприятий по воспитанию у обучающихся информационной культуры
|
Организационно-методическое обеспечение мероприятий по развитию у обучающихся интереса к чтению
|
Тьюторское сопровождение обучающихся
|
Педагогическое сопровождение реализации обучающимися, включая обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов
|
Организация образовательной среды для реализации обучающимися, включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов
|
Организационно-методическое обеспечение реализации обучающимися, включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью индивидуальных образовательных маршрутов, проектов
|
Выделение трудовых функций по каждой обобщенной трудовой функции проведено в логике процессуального подхода с учетом цикла трудовой деятельности, особенностей и сферы профессиональной деятельности каждого из специалистов, должности которых включены в профессиональный стандарт, с учетом объектов профессиональной деятельности в разных типах образовательных и иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и представлением о воспитании, которое отражено в действующем Законе 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Сфера применения профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» не ограничивается образовательными организациями, а охватывает все организации, осуществляющие образовательную деятельность, то есть он будет применяться как в образовательных организациях, так и организациях, осуществляющих обучение - юридическими лицами, осуществляющими на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности (к примеру, дома ребенка, организации, осуществляющие лечение, социальное обслуживание, оздоровительные организации и др.)
При разработке стандарта были разграничены трудовые функции и компетенции социального педагога, старшего вожатого, педагога-организатора, воспитателя, педагога-библиотекаря и тьютора, но при этом трудовые функции являются взаимодополняемые, предполагают преемственность в действиях данных специалистов, поскольку все они являются субъектами процессов воспитания и социализации, а их готовность к сотрудничеству, совместному целеполаганию, системному взаимодействию в процессе реализации воспитательного процесса, обусловливают наличие воспитывающей атмосферы в образовательной организации, позитивную социализацию детей и молодежи, повышают качество кадрового обеспечения реализации государственной Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
Совокупность представленных трудовых функций обеспечивает достижение основной цели вида профессиональной деятельности, реализацию воспитания как деятельности, направленной, согласно Закону об образовании в РФ, на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Обобщенные трудовые функции и трудовые функции специалистов всех должностей, включенных в профстандарт - социальный педагог, старший вожатый, педагог-организатор, воспитатель, старший воспитатель, педагог-библиотекарь, тьютор - отнесены на основе экспертного анализа к 6 уровню квалификации. Подуровни квалификации не вводились, так как логика раскрытия кажд й ОФТ и затем ТФ отражает логику развития воспитательной деятельности специалиста, включает в себя одинаковой сложности ТД.
|