Пояснительная записка
Данная работа представляет собой методическую разработку по теме: «Внутрибольничная инфекция. Профилактика парентеральных инфекций среди медперсонала».
Тема соответствует программе ПМ«Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих 24232 Младшая медицинская сестра по уходу за больными» для студентов первого года обучения, отделения «Лечебное дело», «Сестринское дело» и «Акушерское дело».
Изучение данной темы базируется на знании дисциплины: Гигиена и экология, Основы микробиологии и иммунологи, ВБИ, способы передачи инфекции в ЛПУ, Фармакологии. Изучение темы создаёт базу для дальнейшего изучения ПМ: ПМ.01 «Проведение профилактических мероприятий», ПМ.02 « Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах», ПМ.03 « Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях», ПМ.04 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих 24232 Младшая медицинская сестра по уходу за больными».
Структура методической разработки продумана таким образом, чтобы работа с ней не была отягощена поисками нужной информации. Все необходимые сведения излагаются последовательно, в достаточно простом виде.
Методическая разработка может использоваться как при самостоятельной подготовке студента к уроку, так и при работе на самом занятии, поскольку содержит полный теоретический и разнообразный практический материал. Эта тема является актуальной как в прошлом, так и в настоящем и будущем.
Медицинской сестре ежедневно приходится проводить обработку инструментария медицинского назначения, осуществлять контроль за работой младшего медицинского персонала, т.к. не соблюдение санитарного – противоэпидемиологического режима в отделениях ЛПУ приводит к возникновению внутрибольничной инфекции.
Методические рекомендации
Знания и умения, полученные на занятии, составляют базу для изучения междисциплинарного курса «Технология оказания медицинских услуг» и последующих занятий междисциплинарного курса «Безопасная среда для пациента и персонала». На занятии студенты знакомятся с профилактическими мероприятиями при парентеральных инфекциях у медицинского персонала и изучают мероприятия по постконтактной профилактике.
Контроль знаний в начале занятия, рекомендуется проводить в форме письменной работы – графический диктант, устного опроса с использованием мультимедийной презентации.
Объяснение теоретического материала практического занятия сопровождается с демонстрацией учебного видеоролика и технологий оказания простых медицинских услуг «Аптечка аварийная (средств индивидуальной защиты медперсонала)» и «Постконтактная профилактика парентеральных инфекций среди медицинского персонала».
Самостоятельная работа студентов на практическом занятии состоит из выполнения заданий аудиторной самостоятельной работы, отработки техники простых медицинских услуг, взаимоконтроля знаний в форме деловой игры.
Итоговый контроль знаний проводится в форме тестового контроля, отработки технологий по составу «Аптечка аварийная (средств индивидуальной защиты медперсонала)» и «Постконтактная профилактика парентеральных инфекций среди медицинского персонала», решения ситуационных задач. Также проверяются, и подводятся итоги самостоятельной работы студентов. Сообщается тема домашнего задания.
Учебно–методическая карта занятия
№п/п
|
Название этапа занятия
|
Краткое описание деятельности
|
Цель
|
Время
|
Оснащение
|
Преподавателя
|
Студентов
|
|
Организация занятия
|
Проверяет присутствующих, внешний вид, готовность кабинета
|
Готовят рабочие места, дневники, авторучки
|
Мобилизация внимания студентов на работу
|
5
минут
|
Оборудование кабинета
|
|
Формирование темы и её обоснование, связь новой темы с предыдущей
Определение целей занятия
|
Сообщает тему занятия, поясняет её значимость, организует краткое обсуждение
Определение цели занятия, перечень компетенций которыми должны овладеть студенты
|
Слушают, задают вопросы, участвуют в обсуждении
|
Раскрыть теоретическую и практическую значимость темы, активизировать, познавательную деятельность
Сформировать конечные цели занятия, активизировать практическую деятельности
|
5
минут
|
Календарно-тематический план, дневники студентов
|
|
Контроль знаний. Графический диктант.
Фронтальный опрос
|
Задаёт вопросы по теме: «Внутрибольничная инфекция. Профилактика парентеральных инфекций среди медперсонала» Подготовка рабочего места к работе, запись графического диктанта
|
Пишут диктант. Отвечают на поставленные вопросы.
|
Определение уровня усвоения нового материала, развитие речи, мышления
|
40
минут
|
Графический диктант.
Контрольные вопросы.
|
|
Демонстрационная часть
|
Демонстрирует технологию:
Состав аптечки «Биологическая авария»
Технику оказания помощи при попадании биологических жидкостей на одежду, кожу, слизистые оболочки глаз, носа, рта и губ, при порезе /проколе кожных покровов.
|
Слушают, задают вопросы
|
Развитие наглядно-образного мышления, конкретизация наглядных представлений, зрительное усвоение, даёт объёмное представление
|
20
минут
|
ТСО - учебные видеоролики «ВИЧ», «Профилактика парентеральных инфекций»,
технологии оказания медицинских услуг
защитная спецодежда и средства индивидуальной защиты (халаты, шапочки, очки, перчатки, щитки, фартуки);
аптечка аварийная;
раковина;
дозаторы;
жидкое мыло;
кожные антисептики;
бумажные полотенца;
педальные ведра;
пакеты для отходов класса А;
перчатки латексные (стерильные и нестерильные), виниловые, нитриловые;
полотенцедержатель;
ёмкость с дезраствором;
пакет для отходов класса Б;
ёмкость для отходов класса Б
шприцы;
иглы.
|
|
Самостоятельная работа студентов
|
Даёт задание, объясняет, что необходимо освоить студентам при выполнении самостоятельной работы. Проверяет правильность выполнения заданий данных в методической разработке.
|
Выполняют задания, отрабатывают технологии с оборудованием кабинета
|
Овладение умениями и навыками выполнения технологий. Развитие наглядно-действующего мышления. Развитие самостоятельности мышления
|
155 минут
|
Методическая разработка для самостоятельной работы.
Технологии оказания медицинских услуг
Оборудование кабинета № 5.
|
|
Закрепление материала
|
Правильность выполнения технологий. Раздаёт тесты, задаёт контрольные вопросы, решают ситуационные задачи
|
Выполняют тестовый материал, дают полные ответы на поставленные вопросы.
|
Проверка освоения ПК в изучении материала данной темы.
|
35
минут
|
Тестовый контроль
|
|
Подведение итогов
|
Выставляет рейтинговый балл за работу на данном занятии, обосновывая оценку для каждого студента.
|
Слушают
|
Стимулирующая роль в процессе обучения, стремление к самосовершенствованию, к приобретению практического опыта, к выработке у себя ценных положительных качеств личности.
|
5
минут
|
|
|
Задание на дом
«Дезинфекция. Организация и проведение дезинфекции в ЛПУ.»
Знать:
Современные ДС.
Группы дезинфектантов.
Требования к ёмкостям с дезинфектантами.
Методику приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации.
ТБ при работе с хлорсодержащими ДС. Использование СИЗ при работе с ДС.
Оказание помощи при попадании хлорсодержащих растворов на кожу и слизистые оболочки.
|
Объясняет домашнее задание, диктует перечень теоретических и практических навыков, которыми должны владеть студенты. Называет литературу и указывает страницы.
|
Слушают и записывают домашнее задание
|
|
5
минут
|
Т. П. Обуховец, Т.А.Склярова, О.В.Чернова «Основы сестринского дела» с. 179-206
Т.П,Обуховец «Основы сестринского дела. Практикум» с. 97-127
С.А.Мухина, И.И.Тарновская «Теоретические основы сестринского дела» - часть 1, глава 5 с.61-95.
Электронная библиотека студента В.Л. Осипова «Внутрибольничная инфекция»ГЭОТАР – Медиа, 2014; 2-е изд. испр. и доп.
СанПиН 2.1.3.2630-10 Глава II. Организация дезинфекционных и стерилизационных мероприятий в организациях, осуществляющих медицинскую деятельность
|
ПМ.03« Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях»
ПМ.02« Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах»
ПМ.01 «Проведение профилактических мероприятий»
ПМ.04 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиямрабочих, должностямслужащих24232 Младшая медицинская сестра по уходу за больными»
ПМ 04««Выполнение работ по одной или нескольким профессиямрабочих, должностямслужащих24232 Младшая медицинская сестра по уходу за больными»
Тема: «Внутрибольничная инфекция. Профилактика парентеральных инфекций среди медперсонала»
Фармакология
Гигиена и экология
Основы микробиологии и иммунологии
Организация безопасной среды для пациента и персонала, ВБИ, способы передачи инфекции в ЛПУ, дезинфекция – виды и методы
Мотивация практического занятия
«Оказание помощи - это долг,
осуществление профилактики - обязанность.
Профилактика и помощь - два мотора,
которые должны двигать вперед наши усилия
по сдержанию СПИДа»
Профессор В. Рамалингасвами.
Оказывая медицинскую помощь пациентам, медработники должны заботиться об инфекционной безопасности не только пациентов, но и своей собственной безопасности. Здоровье медицинского работника способствует лучшему выполнению своего профессионального долга. Особую актуальность имеют в инфекционной безопасности персонала парентеральные (гемоконтактные) инфекции. Каждый медицинский работник должен знать меры профилактики парентеральных (гемоконтактных) инфекций.
Проблемный вопрос практического занятия «Как организовать безопасную больничную среду медицинского персонала, не допустить профессионального инфицирования?».
Практическое занятие № 3
Дата «___» 20__г.
ПМ 04 МДК 04.02 «Безопасная среда для пациента и персонала» 34.02.01 Сестринское дело
ПМ 05 МДК 05.02 «Безопасная среда для пациента и персонала»31.02.02 Акушерское дело
ПМ 07 МДК 07.02«Безопасная среда для пациента и персонала»31.02.01 Лечебное дело
«Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих 24232 Младшая медицинская сестра по уходу за больными»
Раздел 3. Обеспечение инфекционной безопасности. Обеспечение производственной санитарии и личной гигиены на рабочем месте.
Тема 3.1. Внутрибольничная инфекция
Тема занятия: «Внутрибольничная инфекция. Профилактика парентеральных инфекций среди медперсонала»
Цели занятия:
Учебная:
Познакомить с особенностями эпидемиологического процесса и профилактическими мероприятиями при парентеральных инфекциях; с основными действующими нормативными документами, обеспечивающими профилактику парентеральных инфекций; изучить состав аварийной аптечки; изучить мероприятия постконтактной профилактики парентеральных инфекций.
Сформировать компетенции: ПК 4 (5)(7).2, ПК 4 (5)(7).5, ПК 4 (5)(7).7, ПК 4 (5)(7).8, ПК 4 (5)(7).9, ПК 4 (5)(7).11, ОК 1-13.
ПК 4 (5)(7).2. Соблюдать принципы профессиональной этики.
ПК 4 (5)(7).5. Оформлять медицинскую документацию.
ПК 4 (5)(7).7. Обеспечивать инфекционную безопасность.
ПК 4 (5)(7).8. Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала.
ПК 4 (5)(7).9. Участвовать в санитарно-просветительской работе среди населения.
ПК 4 (5)(7).11. Обеспечивать производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.
ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
Сформировать практический опыт:
Использование защитной одежды.
Соблюдение техники безопасности при работе с биологическими жидкостями, колющим инструментарием.
Постконтактная профилактика парентеральных инфекций.
Оформление медицинской документации.
Закрепить практический опыт:
Уровни обработки рук;
Правила надевания стерильных перчаток;
Правила снятия перчаток.
Воспитательные:
рассмотреть этико-деонтологические аспекты темы;
воспитывать ответственность по отношению к своим обязанностям;
воспитывать чуткость, отзывчивость, умение работать с напарником и в команде, готовность прийти на помощь коллеге при необходимости;
воспитывать активную жизненную позицию в отношении обеспечения инфекционной безопасности на рабочем месте;
Развивающие:
учить пользоваться нормативными документами;
развивать навыки устной речи.
Итоговый результат:
после изучения темы студент должен знать:
Понятия «инфекционный процесс», «внутрибольничная инфекция»;
Масштаб проблемы ВБИ;
Способы передачи инфекции в ЛПУ;
Факторы, влияющие на восприимчивость хозяина к инфекции;
Меры профилактики и контроля внутрибольничных инфекций;
Использовать защитную одежду в практической деятельности.
ТБ при работе с биологическими жидкостями.
Постконтактная профилактика парентеральных инфекций.
Обработка предметов ухода после контакта с кровью, слизистыми оболочками.
Действующие нормативные документы.
Уметь:
пользоваться аварийной аптечкой;
проводить постконтактную профилактику парентеральных инфекций.
Место проведения занятия: кабинет доклинической практики.
Расчет времени:
Организация занятия – 5 минут.
Изложение плана и методики проведения занятия – 5 минут.
Проверка готовности учащихся по данной теме – 40 минут.
Демонстрационная часть –20 минут.
Самостоятельная работа учащихся –155 минут.
Закрепление –35 минут.
Подведение итога занятия – 5 минут.
Задание на дом – 5 минут
Методика проведения занятия и его содержание: практическое
Оснащение:
Демонстрационный материал
защитная спецодежда и средства индивидуальной защиты (халаты, шапочки, очки, перчатки, щитки, фартуки);
аптечка аварийная;
раковина;
дозаторы;
жидкое мыло;
кожные антисептики;
бумажные полотенца;
педальные ведра;
пакеты для отходов класса А;
перчатки латексные (стерильные и нестерильные), виниловые, нитриловые;
полотенцедержатель;
ёмкость с дезраствором;
пакет для отходов класса Б;
ёмкость для отходов класса Б
шприцы;
иглы.
Раздаточный материал –методическая разработка аудиторной самостоятельной работы студента, с опорой нанормативные документы
СанПин 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям осуществляющим медицинскую деятельность»
СанПин 3.1.5.2826-10 «Профилактика ВИЧ-инфекции»
Методические материалы: графический диктант, тестовые задания, ситуационные задачи, методические указания для самостоятельной работы на занятии, технологии оказания медицинских услуг.
Рабочее место студентов: халат, колпак, перчатки и маска, лекционный материал, учебный материал, папка технологий оказания медицинских услуг.
Внутрипредметные связи: организация безопасной среды для пациента и персонала, ВБИ, способы передачи инфекции в ЛПУ, дезинфекция – виды и методы, технология оказания медицинских услуг.
Межпредметные связи: биомедицинская этика; гигиена и экология; основы микробиологии, вирусологии и иммунологии; здоровый ребенок и его окружение, и все другие клинические дисциплины.
Контроль уровня знаний:
Графический диктант.
Фронтальный опрос.
Демонстрационная часть.
Продемонстрировать:
Состав аптечки «Биологическая авария»
Технику оказания помощи при попадании биологических жидкостей на одежду, кожу, слизистые оболочки глаз, носа, рта и губ, при порезе /проколе кожных покровов.
Самостоятельная работа.
Студенты оформляют самостоятельную работу в дневники, формируют папку технологий оказания медицинских услуг, отрабатывают технику оказания помощи при попадании биологических жидкостей на одежду, кожу, слизистые оболочки глаз, носа, рта и губ, при порезе /проколе кожных покровов.
Закрепление.
Решение ситуационных задач.
Тестирование.
Подведение итогов занятия:
Проведение анализа допущенных ошибок, выставление оценок с комментированием.
Домашнее задание:«Дезинфекция. Организация и проведение дезинфекции в ЛПУ.»
Знать:
Современные ДС.
Группы дезинфектантов.
Требования к ёмкостям с дезинфектантами.
Методику приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации.
ТБ при работе с хлорсодержащими ДС. Использование СИЗ при работе с ДС.
Оказание помощи при попадании хлорсодержащих растворов на кожу и слизистые оболочки.
Литература:
Т. П. Обуховец, Т.А.Склярова, О.В.Чернова «Основы сестринского дела» с. 179-206
Т.П,Обуховец «Основы сестринского дела. Практикум» с. 97-127
С.А.Мухина, И.И.Тарновская «Теоретические основы сестринского дела» - часть 1, глава 5 с.61-95.
Электронная библиотека студента В.Л. Осипова «Внутрибольничная инфекция»ГЭОТАР – Медиа, 2014; 2-е изд. испр. и доп.
СанПиН 2.1.3.2630-10 Глава II. Организация дезинфекционных и стерилизационных мероприятий в организациях, осуществляющих медицинскую деятельность
Преподаватель
Председатель ЦМК
Конспект темы:
«Инфекционный контроль. Профилактика внутрибольничной инфекции. Виды, методы и средства дезинфекции»
Целью инфекционного контроля в лечебном учреждении является предупреждение распространения внутрибольничной инфекции.
Внутрибольничная инфекция (госпитальная инфекция) представляет собой одну из наиболее актуальных проблем здравоохранения всех стран мира. Проблема ВБИ остается в современных условиях одной из наиболее острых, приобретая все большую медицинскую и социальную значимость.
К внутрибольничной инфекции (ВБИ) относят любое клинически распознаваемое заболевание, которое поражает пациента в результате его поступления в больницу или обращения за помощью (или сотрудников больницы вследствие их работы в данном учреждении) вне зависимости от того, появились симптомы заболевания во время пребывания в больнице или после выписки.
Внутрибольничные инфекции имеют другие названия: госпитальные, нозокоминальные.
Среди заболеваний, относящихся к ВБИ, большинство связано с медицинскими вмешательствами. Примерно 85% от всех ВБИ составляют гнойно-септические инфекции (ГСИ), 6-7% вирусные гепатиты В, С, Д, кишечные инфекции - 7-8% при этом 80% случаев - сальмонеллез.
Влияние на возникновение ВБИ оказывают следующие факторы:
- снижение сопротивляемости организма;
- распространение антибиотико-резистентных штатов микроорганизмов;
- увеличение удельного веса пожилых пациентов, ослабленных;
несоблюдение правил инфекционной безопасности при уходе за нацистами;
- увеличение инвазивных (повреждающих целостность тканей организма) манипуляций;
- перегрузка лечебно-профилактических учреждений;
- устаревшее оборудование;
- санитарное состояние лечебных учреждений;
- гигиеническая культура пациентов и персонала;
- эффективность дезинфицирующих мер и стерилизации;
- состояние пищеблока и водоснабжения.
Группа риска.
Довольно часто пациент, поступивший в лечебное учреждение в связи с какой-либо инфекцией, во время пребывания в отделении может приобрести суперинфекцию, вызванную другим патогенным фактором.
Одним из первых мест по возникновению внутрибольничных инфекций стоят урологические стационары (до 50 % общего числа внутрибольничных инфекций). Чаще всего (в 75 % случаев) инфекция передаётся пациенту через инструментарий, включая уретральные постоянные катетеры, а также при катетеризации и эндоскопическом исследовании.
На втором месте по частоте возникновения инфекций стоят хирургические стационары, причём они распространяются более всего в ожоговых отделениях (раневая инфекция).
По литературным данным, 15 % смертельных исходов у госпитализированных пациентов связаны с инфекцией дыхательных путей (пневмонией), которая чаще всего возникает в хирургических стационарах, отделениях реанимации и интенсивной терапии.
Внутрибольничная инфекция с поражением пищеварительного тракта (гастроэнтерит) чаще всего наблюдается в детских стационарах, причём факторам передачи инфекции являются предметы ухода за пациентами, руки персонала, а в редких случаях и воздух. Вспышки внутрибольничных сальмонеллезных инфекций связаны с переуплотнением палат, перемещением пациентов внутри палаты и между отделениями лечебного учреждения.
Мы уже упоминали о том, что одним из факторов, увеличивающих восприимчивость пациента к инфекции, является изменение нормальной флоры тела, наступающее вследствие ослабления иммунитета, или у больных, длительно получающих антибиотики. У этой категории патогенным фактором может стать дрожжевидный грибок (кандида), поражающий полость рта (стоматит) и влагалище (вагинит).
Реанимационные отделения и отделения интенсивной терапии также представляют повышенную опасность. Одним из способов передачи инфекции в этих отделениях является воздушно-капельный, другим – контактный как прямой, так и через предметы ухода, бельё, перевязочный материал, инструментарии, лечебно-диагностическую аппаратуру. Большое значение при переносе инфекции от одного пациента к другому играют руки персонала.
Мытьё рук
Микрофлора кожа рук состоит как из постоянных, так и временных микроорганизмов. Постоянные живут и размножаются на коже, а временные появляются только в результате загрязнения рук. В поверхностных слоях кожи находится 80-90 % постоянных микроорганизмов, остальные могут обитать в глубоких слоях кожи. Мытьё рук простым мылом позволяет «поднять» микроорганизмы с поверхности кожи и затем смыть их проточной водой, удалив, таким образом, большую часть временной микробной флоры. Постоянные микроорганизмы из глубоких слоёв кожи невозможно удалить простым мылом, поэтому необходимо и бактерицидное.
Большая часть постоянно живущих микроорганизмов невирулентны и не вызывают никаких инфекций, кроме кожных. При глубоком же проникновении в ткани во время хирургических операций, при инъекции и других проникающих процедурах, а также у пациентов с ослабленным иммунитетом, они становятся патогенным фактором и причиной внутрибольничных инфекций.
Временные микроорганизмы, часто присутствующие на коже рук персонала, а также полученных от загрязнённых или инфицированных пациентов, могут стать причиной внутрибольничной инфекцией.
Запомните!
Следует обязательно мыть руки:
перед выполнением любым проникающих процедур;
перед оказанием помощи ослабленным пациентам и новорождённым;
до и после соприкосновения с ранами (хирургическими, травматическими или появившимися в результате проникающих процедур);
после ухода за пациентами с легко передающимися инфекциями;
после любым манипуляций (даже если были надеты перчатки!) с возможно загрязнёнными предметами (клизменные наконечники, катетеры, бельё, судно и т.п.)
В любом случае следует мыть руки до и после выполнения всех манипуляций пациентам, выделенным в группу высокого риска в отношении развития внутрибольничной инфекции.
Эти пациенты чаще всего инфицированы или загрязнены вирулентными или устойчивыми микроорганизмами и, следовательно, очень чувствительны к инфекции, если у них нарушена целостность кожи, если они подвергаются инвазивным лечебно-диагностическим процедурам или у них снижен иммунитет. При выполнении манипуляций пациентам, находящимся в отделениях высокого риска, следует мыть руки перед прямым контактом с каждым из них, а часто даже несколько раз во время выполнения манипуляций одному и тому же больному.
Уровни мытья рук.
Считается, что энергичное и кратковременное (10-15 с) трение намыленных рук и смывание пены под струёй проточной воды достаточно, чтобы удалить с кожи большую часть временных загрязнений. Если руки сильно загрязнены, мытьё их может быть более продолжительным.
Запомните!
При использовании для мытья рук простого кускового мыла следует держать его в мыльнице, позволяющей стекать воде.
Помимо простого мыла для мытья рук персонала существует и бактерицидное мыло, чаще всего в жидком виде или в виде пены. Мытьё рук и использование перчаток не исключают друг друга.
Стерильные перчатки следует надевать при работе в стерильной зоне, при уходе за ранами, а также при выполнении проникающих процедур, в тех случаях, когда есть опасность загрязнения рук потенциально инфицированным материалом, например биологическими жидкостями, фекалиями. Причём, мытьё рук после снятия перчаток также необходимо, так как они могут быть незаметно порваны, а бактерии в свою очередь быстрее размножаются на руках, одетых в перчатки.
При мытье рук следует избегать разбрызгивания воды и попадания её на одежду, так как влага способствует развитию микроорганизмов.
При отсутствии бумажных или электрических полотенец каждый работник лечебного учреждения должен иметь, индивидуальное, при этом следует избегать использования влажного полотенца.
При отсутствии специальных кранов, которые можно закрывать, не используя кисти руки, следует по окончании мытья, прежде чем закрыть кран, прикрыть его поверхность салфеткой: это поможет избежать повторного загрязнения рук.
Помимо мытья, применения перчаток персонал должен уметь ухаживать за сухой кожей рук, предупреждать появление на них микротравм, не ухаживать за пациентами при наличии гнойничковых заболеваний рук, а также инфекционно-воспалительных процессов в полости рта и носоглотки.
Понятие «инфекционный процесс» определяет взаимодействие макро- и микроорганизмов, способствующее возникновению инфекционной болезни в различных формах: острой, хронической, латентной, а так же носитительство.
Главным условием возникновения инфекционного процесса является наличие возбудителя болезни.
Возбудители ВБИ
Основными видами микроорганизмов, вызывающих ВБИ является: облигатные патогенные микроорганизмы, вызывающие корь, скарлатину, дифтерию и др. детские болезни, кишечные (сальмонеллу). Гепатиты А и С и многие др. болезни и условно-патогенная флора. Среди условно-патогенной микрофлоры доминируют стафилококки, золотистый стафилококк, стрептококки, сипегнойпая палочка, псевдомонады, грамотрицательные бактерии и их токсины (кишечная палочка, протей, сальмонеллы и др.). Нередкими стали случаи внутри заражения грибковой инфекции, ВИЧ-инфекций.
Инфекционный процесс составляет сущность исследования болезни.
Инфекционная болезнь это крайняя степень развития инфекционного процесса.
Все инфекционные болезни являются следствием последовательных событий. Выделяют следующие факторы, которые влияют на развитие инфекционных болезней:
1. Доза возбудителя:
2. Патогенность;
3. Вирулентность;
4.Инвазивность;
5. Восприимчивость.
На восприимчивость человека к инфекции влияют: недостаточное питание, возраст, иммунитет, осимиотерания, хирургические операции и т.д.
Типичные места обитания ВБИ.
В медицинском учреждении ими являются изделия из резины (катетеры, дренажные трубки) приборы, в котором вода и антисептики (дистилляторы, ингаляторы) аппараты для искусственного дыхания, инструментарий.
В организме человека преимущественными местами обитания является: кожа и мягкие ткани, мочевыводящие пути, полости рта, носоглотки, влагалища, кишечника.
Через руки персонала передаются: золотисты стафилококк, клебсиела, протей, сальмонелла, анаэробные бактерии, простой герпес, вирус гепатита А.
Заболевания, относящиеся к ВБИ.
К ВБИ относятся инфекционные заболевания возникающие:
- у пациентов инфицированных в стационаре;
- у пациентов, получавших помощь или обратившихся за ней в др. ЛПУ;
- у мед.работников, заразившихся при оказании помощи пациентам в стационаре, поликлинике, в условиях скорой мед. помощи.
Это детские инфекции: (корь, скарлатина, дифтерия), кишечные инфекции, гнойно-воспалительные процессы вирусные инфекции.
Механизмы передачи ВБИ.
Различают аэрозольный (воздушно-капельный), контактно бытовой и искусственный (артифициальный), механизмы передачи инфекции, играющие основную роль в распространении ВБИ и возникающие при контакте с кровью и др. биологическими
жидкостями.
Профилактика ВБИ
С целью профилактики ВБИ в учреждениях здравоохранениях осуществляется следующий комплекс мероприятий.
1. Соблюдается санитарно-гигиенический режим;
2. Соблюдается порядок приема пациентов (осмотр, обработка при выявлении педикулеза, взятии мазков из зева и носа);
3. Уборка помещений с применением дез. средств;
4. Соблюдение порядка хранения одежды;
5. Дезинфекция, предстерилизационная обработка и стерилизация изделий мед.назначения:
6. Соблюдаются правила сбора, хранения и удаления отходов.
|