Скачать 2.07 Mb.
|
ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» Волгоградский филиал Кафедра лингвистики и межкультурной коммуникации Бессарабова И.С. Поликультурное образование Учебно-методический комплекс для студентов направления подготовки 031100.62 Лингвистика
Волгоград 2011 Содержание
РАЗДЕЛ 1. Рабочая программа учебной дисциплины Учебно-методический комплекс по дисциплине «Поликультурное образование» составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 мая 2010 г. №541 о присвоении квалификации «бакалавр» по направлению подготовки 035700 Лингвистика 1.1. Требования государственного образовательного стандарта по учебной дисциплине «Поликультурное образование». Дисциплина «Поликультурное образование» является факультативной (ФТД.3). 1.2. Целью учебной дисциплины «Поликультурное образование» является формирование у студентов целостного научно – обоснованного представления о поликультурном образовании как важном направлении государственной образовательной политики в современном мире на основе изучения и обобщения отечественного и зарубежного опыта в области поликультурного образования; формирование толерантного отношения к своеобразию иноязычной культуры и ценностным ориентациям иноязычного социума. Основными задачами данного учебного курса являются: - изучение функций, целей задач, принципов, содержания поликультурного образования; - анализ современных тенденций развития поликультурного образования в России и за рубежом на современном этапе. Изучение дисциплины «Поликультурное образование» предусматривает включение следующих вопросов: 1. Идеи и концепции поликультурного образования. 2. Толерантность в условиях современного мира. 3. Культура межнационального общения и современность. 4. Политика поликультурного образования в современных государствах. 5. Участие образовательных учреждений в поликультурном диалоге. 6. Поликультурная направленность российского и американского образования. 1.3. Требования к уровню освоения дисциплины. В результате изучения предмета «Поликультурное образование» студент должен знать: - теоретические основы поликультурного образования; - основные понятия данной области; - сущность и ведущие тенденции развития поликультурного образования как важнейшего направления государственной образовательной политики; - современные трактовки поликультурного образования отечественными и зарубежными авторами. Студент, прошедший курс обучения, должен уметь: - определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам; - выявлять предвзятые отношения, мнения, суждения; - отличать факт, который можно проверить, от предположения и личного мнения; - подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи; - определять суть проблемы и альтернативные пути ее творческого решения; - отделять главное от несущественного в тексте или в речи и уметь акцентироваться на первом; - выявлять эмоционально окрашенные слова, которые могут вызвать конфликт; - понимать, что простые и чрезмерные обобщения, стереотипные слова, клише, штампы, неподтвержденные предположения не всегда точны и могут привести к формированию стереотипов; - выявлять наличие пропагандистских слов в любом предложении или высказывании; - делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий; - избегать категоричности в утверждениях Студент должен приобрести следующие навыки: - социокультурной и межкультурной коммуникации, обеспечивающие адекватность социальных и профессиональных контактов; - критического мышления. Студент должен обладать следующими общекультурными компетенциями: - ориентируется в системе общечеловеческих ценностей и учитывает ценностно-смысловые ориентации различных социальных, национальных, религиозных, профессиональных общностей и групп в российском социуме (ОК-1); - руководствуется принципами культурного релятивизма и этическими нормами, предполагающими отказ от этноцентризма и уважение своеобразия иноязычной культуры и ценностных ориентаций иноязычного социума (ОК-2); - обладает навыками социокультурной и межкультурной коммуникации, обеспечивающими адекватность социальных и профессиональных контактов (ОК-3). Студент должен обладать следующими профессиональными компетенциями: - обладает готовностью преодолевать влияние стереотипов и осуществлять межкультурный диалог в общей и профессиональной сферах общения (ПК-7); - умеет использовать достижения отечественного и зарубежного методического наследия, современных методических направлений и концепций обучения иностранным языкам для решения конкретных методических задач практического характера (ПК-33); умеет критически анализировать учебный процесс и учебные материалы с точки зрения их эффективности (ПК-34). 1.4. Тематический план по дисциплине «Поликультурное образование»:
1.5. Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины Лекция 1. Тема 1. Идеи и концепции поликультурного образования Философский, социологический и культурологический контексты. Основные понятия поликультурного образования. Принципы, функции, цели, задачи, содержание поликультурного образования. Этнопедагогика как часть поликультурного образования. Взаимосвязь поликультурного образования и интернационального воспитания. Лекция 2. Тема 2. Толерантность в условиях современного мира. Понятие «толерантность», терминология, семантика, категории, функции. Социальные формы становления толерантности. Этническая толерантность. Толерантность в обыденном сознании. Толерантность и религия. Религиозная нетерпимость в России: прошлое и настоящее. Лекция 3. Тема 3. Культура межнационального общения и современность. Межнациональное общение как социальная потребность поликультурного общества. Культура межнационального общения: формы, структура, содержание. Язык как элемент культуры и средство межнационального общения. Поликультурный диалог как фактор развития единого гуманитарного пространства. Лекция 4. Тема 4. Политика поликультурного образования в современных государствах. Исторические предпосылки поликультурного образования в США и Канаде. Западная Европа. Общеевропейская политика. Поликультурная направленность образования в Великобритании, Германии, Франции, Бельгии. Партнеры России по СНГ. Поликультурные установки школьной политики. Проблема педагогического диалога с русской культурой. Государственная политика в области образования в поликультурной среде в Прибалтике и Восточной Европе. Нормативно-правовая основа поликультурной образовательной политики РФ. Лекция 5. Тема 5. Участие образовательных учреждений в поликультурном диалоге. Программы, методы и формы, критерии. Моноэтнические школы. Многонациональные школы. Подготовка поликультурного учителя. Учебные ожидания учителя от ученика. Учебный культурный стиль ученика. Мигрантская педагогика. Обучение иммигрантов. Культурный шок. Биэтничность, полиэтничность. Билингвальное обучение. Лекция 6. Тема 6. Поликультурная направленность российского и американского образования. Основополагающие законодательные акты в области поликультурного образования в США и России. Цели, задачи, принципы поликультурного образования в США и России. Подходы к разработке содержания поликультурного образования в США и России. Взаимосвязь школы и религии в обучении и воспитании. Особенности работы школы и семьи в США и России. Вопросы и задания для самостоятельной работы №1. Тема: Основные понятия поликультурного образования. Принципы, функции, цели, задачи, содержание поликультурного образования. 1. Назовите основные понятия в области поликультурного образования. 2. Что общего и особенного в трактовке данных понятий отечественными и зарубежными авторами? 3. В чем заключаются принципы, функции, цели и задачи поликультурного образования? 4. Каковы основные требования к содержанию поликультурного образования? 5.Назовите философские, социологические и культурологические перспективы решения педагогических проблем в поликультурной среде. 6. Как влияют процессы глобализации на обучение и воспитание в поликультурном обществе? 7. Назовите ведущие отечественные и зарубежные концепции поликультурного образования. Выделите сущностные характеристики поликультурного образования в данных концепциях. 8. Какие проблемы изучает этнопедагогика? Объясните роль этнопедагогики в поликультурном образовании. 9. В чем вы видите общее и особенное поликультурного образования и интернационального воспитания? Поясните, почему оказались несостоятельными идеи социалистического интернационального воспитания? Литература для подготовки к СРС: 1. Бессарабова И.С. Современное состояние и тенденции развития поликультурного образования в США: монография/ И.С. Бессарабова.- Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2008.-364с. 2. Вульфсон, Б.Л. Мировое образовательное пространство на рубеже ХХ и XXI вв./ Б.Л. Вульфсон// Педагогика. 2002.№10. С.3-14. 3. Гаганова, О.К. Поликультурное образование в системе общего школьного образования США: дис…. канд. пед. наук/ О.К. Гаганова. М., 2003. 4. Геворкян, М.Л. Педагогические основы развития мигрантской педагогики в России и США: дис…. канд пед наук/ М.Л. Геворкян. Ростов н/Д., 2001. 5. Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века: в поисках практико-ориентированных образовательных концепций/Б.С. Гершунский. М.: Психол.-социал. ин-т: Флинта, 1998. 6. Гукаленко, О.В. Национальная школа в поликультурном образовательном пространстве/ О.В. Гукаленко// Поликультурное образование и национальная школа: материалы «круглого стола» науч.-метод. журнала «Педагогика» Белогорск, 18-19 ноября 2004г. Симферополь, 2004. С.30-36. 7. Давыдова, О.И. Этнопедагогическая подготовка социальных педагогов [Электронный ресурс]/О.И. Давыдова. Режим доступа: http://spf.kemsu.ru/portal/sr2004/. 8. Джуринский, А.Н. Развитие образования в современном мире/ А.Н. Джуринский. М.: ВЛАДОС, 2004. 9. Джуринский, А.Н. Педагогика: история педагогических идей: учеб. пособие/ А.Н. Джуринский. М.: Пед. о-во России, 2000. 10. Джуринский, А.Н. Поликультурное воспитание в современном мире/ А.Н.Джуринский. М.: Прометей, 2002. 11. Джуринский, А.Н. Педагогика межнационального общения: поликультурное воспитание в России и за рубежом: учеб. пособие/ А.Н. Джуринский. М.:ТЦ «Сфера», 2007. 12. Дмитриев, Г.Д. Многокультурное образование/Г.Д. Дмитриев. М.: Нар. образование, 1999. 13. Дмитриев, Г.Д. Теоретико-практические аспекты многокультурного образования в США/ Г.Д. Дмитириев// Педагогика.1999.№7.С.107-117. 14. Дмитриев, Г.Д. Многокультурность как дидактический принцип/Г.Д. Дмитриев// Педагогика.2000.№10.С.3-11. 15. Ершов, В.А. Поликультурное образование в системе общеобразовательной подготовки учащихся средней школы: автореф. дис. … канд.пед.наук/В.А. Ершов. М., 2000. Вопросы и задания для самостоятельной работы №2. |
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов Содержание: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа Государственной (преддипломной) практики для студентов направления 39.... |
Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной форм обучения... Содержание: умк по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» направления подготовки 44. 03. 03 Специальное (дефектологическое)... |
||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Содержание: умк по дисциплине Иностранный язык для студентов направления подготовки Социальная работа – 39. 03. 02, профиля подготовки... |
Учебно-методический комплекс для студентов направления подготовки Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» |
||
Учебно-методический комплекс для студентов направления подготовки Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» |
Учебно-методический комплекс для студентов направления подготовки Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» |
||
Учебно-методический комплекс для студентов направления подготовки Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» |
Учебно-методический комплекс для студентов направления подготовки 030200 «Политология» Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» |
||
Учебно-методический комплекс для студентов направления подготовки 031100. 62 «Лингвистика» Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» |
Учебно-методический комплекс для студентов направления подготовки 080200 «Менеджмент» Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» |
||
А. И. Низамова управление персоналом Учебно-методический комплекс предназначен для студентов Башкирской академии государственной службы и управления при изучении ими... |
Учебно-методический комплекс для студентов бакалавриата направления... Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» |
||
Учебно-методический комплекс для студентов направления подготовки... Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» |
Учебно-методический комплекс Новосибирск 2013 г. Учебно-методический... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов 2 курса совместного Китайско-российского института, направление подготовки... |
||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы стилистики и риторики»... Направление — 031000. 62, направление подготовки – «Филология» Форма подготовки: Очная |
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 39. 03. 01 «Социология» Содержание: умк по дисциплине иностранный язык (английский язык) для студентов направления 39. 03. 01 «Социология». Форма обучения... |
Поиск |